Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий
"_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
Направление подготовки
050700 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки
Логопедия
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, очно-заочная, заочная
^
(протокол № ___ от 20__г.)
|
Одобрено кафедрой
(протокол № от 20 г.)
Зав.кафедрой _______________________________
|
Москва
2012
Составитель: Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, доцент, кафедра клинической психологии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету.
Рецензент:
Рыбалов Л.Б., кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедры естественно-биологических наук НОУ ВПО МПСУ.
^
Целями освоения дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений» являются
- сформировать представление об основных проблемах в клинике интеллектуальных нарушений;
- сформировать представление о структурно-функциональной организации высшей нервной деятельности, механизмах формирования патологического процесса в нервной системе необходимых для понимания патологических симптомов в психической сфере больного;
- систематизировать и правильно квалифицированно трактовать степень умственной отсталости, и соответственно этому, определить тот тип специального учреждения, в которое должен быть отправлен больной ребенок;
^
Дисциплина «Клиника интеллектуальных нарушений» относится к клиническим дисциплинам и является обязательным компонентом в дефектологии. Данная дисциплина относится к медицинскому блоку. Соответственно своей специфики дисциплина содержательно связана со следующими дисциплинами: ,невропатология.,психопаталогия и др. Ее изучают все студенты, специализирующиеся в различных областях дефектологической науки и практики.
^
В результате освоения дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений» у студентов формируются следующие компетенции:
- способность осознавать социальную значимость своей бедующей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);
- способность анализировать социально значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающие в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);
- способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникативные технологии (ОП-3);
- готовность к сбору анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);
- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогического) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);
- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с овз (ПК-12).
В результате освоения дисциплины обучающиеся должен:
Знать: клинические формы болезней у детей, которые сопровождаются нарушением интеллектуального развития, а так же основные заболевания психической сферы, которые сопровождаются распадом психических процессов, проводить дифференциальную диагностику легких форм умственной отсталости и задержку психического развития, иметь общее представление о клинических проявлениях болезней у детей с задержкой психического развития.
^ квалифицированно определять степень и характер умственной отсталости, и соответственно этому определять тот тип социального учреждения, в который должен быть направлен больной ребенок; разрабатывать программы, с помощью которых можно было бы наиболее эффективно осуществлять воспитание и обучение ребенка с нарушением интеллектуального развития; разрабатывать коррекционные мероприятия с помощью которых, можно было бы более эффективно осуществлять воспитание и обучение ребенка с нарушением интеллектуального развития.
- Владеть навыками: проведения обследования детей, которые имеют нейропсихологическое значение, нейрофизиологическое значение при изучении локализации процесса.а также иметь навыки проведения, коррекционных мероприятий для компенсации дефекта в процессе комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на больного ребенка.
Изучение причин и патогенеза заболеваний сопровождающих слабоумие.
Изучение клинических проявлений детей с нарушениями интеллектуального развития.
Изучение патогенетических особенностей и клинических проявлений распада психических процессов (деменции) у детей и подростков.
Изучение заболеваний у детей, которые сопровождаются задержкой психического развития.
^
трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.
Очная форма обучения (срок обучения - 4 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1. История развития предмета, основные цели и задачи.
|
3
|
18
|
2
|
|
2
|
2
|
12
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
2
|
Раздел 2. Основные представления о причинах развития интеллектуальной недостаточности
|
3
|
18
|
2
|
|
2
|
2
|
12
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
3
|
Раздел 3. Общие представления о нейрофизиологических основах умственной отсталости.
|
3
|
18
|
2
|
|
2
|
2
|
12
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
4
|
Раздел 4. Классификация олигофрении и их клинико-педагогическая характеристика.
|
3
|
18
|
2
|
|
2
|
2
|
12
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
5
|
Раздел 5. Клинические формы олигофрении.
|
3
|
18
|
2
|
|
2
|
2
|
12
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
6
|
Раздел 6. Приобретенное слабоумие (деменции).
|
3
|
16
|
2
|
|
2
|
2
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
7
|
Раздел 7. Дети с задержкой психического развития.
|
3
|
18
|
2
|
2
|
2
|
2
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
8
|
Раздел 8. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития.
|
3
|
20
|
2
|
|
4
|
4
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
|
ИТОГО
|
3
|
144
|
16
|
2
|
18
|
18
|
90
|
-
|
-
|
зачет
|
^
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1. История развития предмета, основные цели и задачи.
|
4
|
18
|
1
|
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
2
|
Раздел 2. Основные представления о причинах развития интеллектуальной недостаточности
|
4
|
18
|
1
|
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
3
|
Раздел 3. Общие представления о нейрофизиологических основах умственной отсталости.
|
4
|
18
|
1
|
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
4
|
Раздел 4. Классификация олигофрении и их клинико-педагогическая характеристика.
|
4
|
18
|
|
1
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
5
|
Раздел 5. Клинические формы олигофрении.
|
4
|
18
|
|
|
1
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
6
|
Раздел 6. Приобретенное слабоумие (деменции).
|
4
|
18
|
|
|
1
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
7
|
Раздел 7. Дети с задержкой психического развития.
|
4
|
18
|
|
|
|
|
18
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
8
|
Раздел 8. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития.
|
4
|
18
|
1
|
|
|
1
|
16
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
|
|
4
|
144
|
4
|
1
|
2
|
1
|
136
|
|
|
зачет
|
^
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1. История развития предмета, основные цели и задачи.
|
3
|
18
|
1
|
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
2
|
Раздел 2. Основные представления о причинах развития интеллектуальной недостаточности
|
3
|
18
|
1
|
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
3
|
Раздел 3. Общие представления о нейрофизиологических основах умственной отсталости.
|
3
|
18
|
1
|
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
4
|
Раздел 4. Классификация олигофрении и их клинико-педагогическая характеристика.
|
3
|
18
|
|
1
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
5
|
Раздел 5. Клинические формы олигофрении.
|
3
|
18
|
|
|
1
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
6
|
Раздел 6. Приобретенное слабоумие (деменции).
|
3
|
18
|
|
|
1
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
7
|
Раздел 7. Дети с задержкой психического развития.
|
3
|
18
|
|
|
|
|
18
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
8
|
Раздел 8. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития.
|
3
|
18
|
1
|
|
|
1
|
16
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
|
|
3
|
144
|
4
|
1
|
2
|
1
|
136
|
|
|
зачет
|
^
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1. История развития предмета, основные цели и задачи.
|
2
|
18
|
1
|
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
2
|
Раздел 2. Основные представления о причинах развития интеллектуальной недостаточности
|
2
|
18
|
1
|
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
3
|
Раздел 3. Общие представления о нейрофизиологических основах умственной отсталости.
|
2
|
18
|
1
|
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
4
|
Раздел 4. Классификация олигофрении и их клинико-педагогическая характеристика.
|
2
|
18
|
1
|
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
5
|
Раздел 5. Клинические формы олигофрении.
|
2
|
18
|
|
1
|
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
6
|
Раздел 6. Приобретенное слабоумие (деменции).
|
2
|
18
|
|
|
1
|
|
17
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
7
|
Раздел 7. Дети с задержкой психического развития.
|
2
|
18
|
|
|
|
|
18
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
8
|
Раздел 8. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития.
|
2
|
18
|
1
|
|
|
1
|
16
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
|
ИТОГО
|
2
|
144
|
4
|
1
|
2
|
1
|
136
|
|
|
зачет
|
^
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1. История развития предмета, основные цели и задачи.
|
|
18
|
2
|
|
|
2
|
14
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
2
|
Раздел 2. Основные представления о причинах развития интеллектуальной недостаточности
|
|
18
|
2
|
|
2
|
|
14
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
3
|
Раздел 3. Общие представления о нейрофизиологических основах умственной отсталости.
|
|
18
|
2
|
|
|
2
|
14
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
4
|
Раздел 4. Классификация олигофрении и их клинико-педагогическая характеристика.
|
|
18
|
2
|
|
2
|
|
14
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
5
|
Раздел 5. Клинические формы олигофрении.
|
|
18
|
2
|
1
|
1
|
|
14
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
6
|
Раздел 6. Приобретенное слабоумие (деменции).
|
|
18
|
2
|
|
|
2
|
14
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
7
|
Раздел 7. Дети с задержкой психического развития.
|
|
18
|
2
|
1
|
1
|
|
14
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
8
|
Раздел 8. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития.
|
|
18
|
2
|
|
2
|
|
14
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
|
ИТОГО
|
4
|
144
|
16
|
2
|
8
|
6
|
112
|
|
|
зачет
|
|