Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий
"_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ,
СЛУХА И РЕЧИ
Направление подготовки
050700 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки
Логопедия
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, очно-заочная, заочная
^
(протокол № ___ от 20__г.)
|
Одобрено кафедрой
(протокол № от 20 г.)
Зав.кафедрой _______________________________
|
Москва
2012
Составитель: Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, доцент, кафедра клинической психологии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету.
Рецензент:
Рыбалов Л.Б., кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедры естественно-биологических наук НОУ ВПО МПСУ.
^
Целями освоения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи» является:
- сформировать представление у студентов о строении и функции органов слуха, зрения и речи у детей различного возраста с процессами формирования данных органов, современной классификацией слухоречевых расстройств, зрительных нарушений и причинами, вызвавшими отклонениями в их развитии;
- изучить анатомо-физиологических особенностей строения и функций слухового и зрительного анализаторов,
- знакомство с формированием речевого процесса у детей в норме и при патологии, что необходимо для квалифицированного патогенетически обоснованного выбора коррекционных и лечебных мероприятий.
- систематизировать и уточнить имеющиеся у студентов знания о современных достижений клинической анатомии и физиологии. Особое внимание уделяется вопросам, имеющим важное значение в разработке проблем слуховой и речевой функций, а именно, дифференцировке, кодированию и расшифровке речевых слуховых сигналов, становлению фонематического слуха, формированию речевой функциональной системы и возможных причин ее нарушения.
^
Дисциплин «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи» относится к клиническим дисциплинам и является обязательным компонентом в изучении речевых процессов. Соответственно своей специфики курс содержательно связан со следующими дисциплинами: возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы нейрофизиологии и ВНД.
^
В результате освоения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи» у студентов формируются следующие компетенции:
- Способность осознавать социальную значимость своей бедующей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);
- способность анализировать социально значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающие в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);
- способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникативные технологии (ОП-3)
- готовность к сбору анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9)
- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогического) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6)
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать:
- анатомию, физиологию и патологию органов слуха, значение слухового анализатора в развитии ВПФ; анатомию, физиологию и патологию органов зрения, значение зрительного анализатора в развитии ВПФ; строение и функции органов речи и нейрофизиологические процессы речевого развития; основные нарушения речевых процессов; нейрофизиологические аспекты слухового и зрительного восприятия процессов их формирования, современную классификацию слухоречевых расстройств, и причинами их нарушения.
- Иметь профессиональные умения квалифицированно ориентироваться в патологии органов слуха, зрения и речи, выбирать специализированные педагогические детские учреждения, школы, интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Владеть навыками работы с детьми для формирования речевого процесса при патологии.
В курс входят лекционные, семинарские и практические занятия. Отдельные вопросы выносятся на индивидуальные, самостоятельные работы. Итоговый контроль проводится в виде экзамена. Внутрисистемная аттестация проводится в виде контрольной работы.
Изучение анатомо-физиологических особенностей строения слуховой системы и структурно - функциональных особенностей развития его в норме и при патологии.
Изучение анатомии, физиологии и патологии органов зрения и развитие зрительного анализатора в процессе онтогенеза.
Изучение формирования речевого процесса в норме и при патологии.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.
^
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1. Введение в курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи».
|
2
|
12
|
2
|
1
|
1
|
2
|
6
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
2
|
Раздел 2. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа слуха.
|
2
|
12
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
3
|
Раздел 3. Строение слухового анализатора и его роль в формировании психических процессов.
|
2
|
12
|
2
|
1
|
1
|
2
|
6
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
4
|
Раздел 4. Симптомы и синдромы поражения органа слуха и слухового анализатора. Методы исследования.
|
2
|
12
|
4
|
|
2
|
|
6
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
5
|
Раздел 5. Классификация заболевания органов слуха. Сурдология и сурдопедагогика.
|
2
|
12
|
4
|
|
|
2
|
6
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
6
|
Раздел 6. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа зрения.
|
2
|
12
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
7
|
Раздел 7 Строение зрительного анализатора и его роль в формировании психических процессов
|
2
|
12
|
6
|
|
|
|
6
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
8
|
Раздел 8. Основные симптомы и синдромы поражения зрительного анализатора. Методы исследования.
|
2
|
12
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
9
|
Раздел 9. Патология зрительного восприятия.
|
2
|
12
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
10
|
Раздел 10. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа речи.
|
2
|
12
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
11
|
Раздел 11. Физиологические механизмы органа речи.
|
2
|
12
|
4
|
|
2
|
|
6
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
12
|
Раздел 12. Патология органов речи
|
2
|
12
|
4
|
|
2
|
|
6
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
|
ИТОГО:
|
2
|
144
|
36
|
2
|
18
|
16
|
72
|
|
|
Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения – 5 лет)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1. Введение в курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи».
|
3
|
12
|
0,5
|
|
1
|
|
11.5
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
2
|
Раздел 2. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа слуха.
|
3
|
12
|
1
|
|
1
|
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
3
|
Раздел 3. Строение слухового анализатора и его роль в формировании психических процессов.
|
3
|
12
|
1
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
4
|
Раздел 4. Симптомы и синдромы поражения органа слуха и слухового анализатора. Методы исследования.
|
3
|
12
|
1
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
5
|
Раздел 5. Классификация заболевания органов слуха. Сурдология и сурдопедагогика.
|
3
|
12
|
1
|
1
|
|
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
6
|
Раздел 6. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа зрения.
|
3
|
12
|
1
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
7
|
Раздел 7 Строение зрительного анализатора и его роль в формировании психических процессов
|
3
|
12
|
0,5
|
|
|
|
11,5
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
8
|
Раздел 8. Основные симптомы и синдромы поражения зрительного анализатора. Методы исследования.
|
3
|
12
|
1
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
9
|
Раздел 9. Патология зрительного восприятия.
|
3
|
12
|
1
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
10
|
Раздел 10. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа речи.
|
3
|
12
|
1
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
11
|
Раздел 11. Физиологические механизмы органа речи.
|
3
|
12
|
1
|
|
|
1
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
12
|
Раздел 12. Патология органов речи
|
3
|
12
|
1
|
1
|
|
1
|
9
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
|
ИТОГО
|
3
|
144
|
10
|
2
|
2
|
2
|
128
|
|
|
экзамен
|
^
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1. Введение в курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи».
|
2
|
12
|
1
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
2
|
Раздел 2. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа слуха.
|
2
|
12
|
|
1
|
|
1
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
3
|
Раздел 3. Строение слухового анализатора и его роль в формировании психических процессов.
|
2
|
12
|
1
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
4
|
Раздел 4. Симптомы и синдромы поражения органа слуха и слухового анализатора. Методы исследования.
|
2
|
12
|
|
1
|
|
1
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
5
|
Раздел 5. Классификация заболевания органов слуха. Сурдология и сурдопедагогика.
|
2
|
12
|
0,5
|
|
1
|
|
10,5
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
6
|
Раздел 6. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа зрения.
|
2
|
12
|
0,5
|
|
|
|
11,5
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
7
|
Раздел 7 Строение зрительного анализатора и его роль в формировании психических процессов
|
2
|
12
|
0.5
|
|
|
|
11,5
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
8
|
Раздел 8. Основные симптомы и синдромы поражения зрительного анализатора. Методы исследования.
|
2
|
12
|
0,5
|
|
|
|
11,5
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
9
|
Раздел 9. Патология зрительного восприятия.
|
2
|
12
|
1
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
10
|
Раздел 10. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа речи.
|
2
|
12
|
1
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
11
|
Раздел 11. Физиологические механизмы органа речи.
|
2
|
12
|
|
|
|
|
12
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
12
|
Раздел 12. Патология органов речи
|
2
|
12
|
|
|
1
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
|
ИТОГО:
|
2
|
144
|
6
|
2
|
2
|
2
|
132
|
|
|
Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1. Введение в курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи».
|
2
|
12
|
0,5
|
|
|
|
11,5
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
2
|
Раздел 2. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа слуха.
|
2
|
12
|
0,5
|
|
|
1
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
3
|
Раздел 3. Строение слухового анализатора и его роль в формировании психических процессов.
|
2
|
12
|
0,5
|
|
|
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
4
|
Раздел 4. Симптомы и синдромы поражения органа слуха и слухового анализатора. Методы исследования.
|
2
|
12
|
0,5
|
|
|
1
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
5
|
Раздел 5. Классификация заболевания органов слуха. Сурдология и сурдопедагогика.
|
2
|
12
|
0,5
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
6
|
Раздел 6. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа зрения.
|
2
|
12
|
0,5
|
|
|
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
7
|
Раздел 7 Строение зрительного анализатора и его роль в формировании психических процессов
|
2
|
12
|
0,5
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
8
|
Раздел 8. Основные симптомы и синдромы поражения зрительного анализатора. Методы исследования.
|
2
|
12
|
0.5
|
|
1
|
|
12
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
9
|
Раздел 9. Патология зрительного восприятия.
|
2
|
12
|
0,5
|
|
|
|
12
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
10
|
Раздел 10. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа речи.
|
2
|
12
|
0,5
|
1
|
|
|
12
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
11
|
Раздел 11. Физиологические механизмы органа речи.
|
2
|
12
|
0,5
|
|
|
|
12
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
12
|
Раздел 12. Патология органов речи
|
2
|
12
|
0,5
|
|
|
|
14
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
|
ИТОГО:
|
2
|
144
|
6
|
1
|
1
|
2
|
134
|
|
|
Экзамен
|
Очно-заочная форма обучения (срок обучения – 3.5 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Практикум
Лаборатор
|
Практическ.занятия /семинары
|
Интерактив
|
1
|
Раздел 1. Введение в курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи».
|
2
|
12
|
1
|
|
|
|
11
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
2
|
Раздел 2. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа слуха.
|
2
|
12
|
1
|
2
|
|
|
9
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
3
|
Раздел 3. Строение слухового анализатора и его роль в формировании психических процессов.
|
2
|
12
|
2
|
|
1
|
1
|
8
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
4
|
Раздел 4. Симптомы и синдромы поражения органа слуха и слухового анализатора. Методы исследования.
|
2
|
12
|
2
|
|
1
|
1
|
8
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
5
|
Раздел 5. Классификация заболевания органов слуха. Сурдология и сурдопедагогика.
|
2
|
12
|
2
|
|
1
|
1
|
8
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
6
|
Раздел 6. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа зрения.
|
2
|
12
|
2
|
|
1
|
1
|
8
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
7
|
Раздел 7 Строение зрительного анализатора и его роль в формировании психических процессов
|
2
|
12
|
2
|
|
1
|
1
|
8
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
8
|
Раздел 8. Основные симптомы и синдромы поражения зрительного анализатора. Методы исследования.
|
2
|
12
|
2
|
|
1
|
1
|
8
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
9
|
Раздел 9. Патология зрительного восприятия.
|
2
|
12
|
1
|
|
1
|
1
|
9
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
10
|
Раздел 10. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа речи.
|
2
|
12
|
1
|
|
1
|
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
11
|
Раздел 11. Физиологические механизмы органа речи.
|
2
|
12
|
1
|
|
1
|
1
|
9
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
12
|
Раздел 12. Патология органов речи
|
2
|
12
|
1
|
|
1
|
|
10
|
|
|
Устный опрос, тестирование
|
|
ИТОГО:
|
2
|
144
|
18
|
2
|
10
|
8
|
106
|
|
|
Экзамен
|
Тема 1. Введение в курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи»
Курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» в системе подготовки педагогов-дефектологов. Его значение в ряду специальных медицинских и психолого-педагогических дисциплин, в организации коррекционно-воспитательной работы детей с ОВЗ
Тема 2. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа слуха
Строение органа слуха, как периферического отдела слухового анализатора. Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход, строение, функции, иннервация.
Среднее ухо: строение барабанной полости, слуховых косточек, евстахиевой трубы. Адаптационные возможности нервно-мышечных механизмов.
Внутреннее ухо: строение костного и перепончатого лабиринта.
Улитка и полукружные каналы. Звукопроводящая функция органов слуха.
|