ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Образование высшее профессиональное
НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХИАТРИЯ, НАРКОЛОГИЯ
По специальности: 051301 – Общая медицина
Объем часов – 405
Министерство Здравоохранения Республики Казахстан
Астана
2010
Предисловие
Разработана и внесена Республиканским центром инновационных технологий медицинского образования и науки Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Казахским национальным медицинским университетом им. С.Асфендиярова, АО «Медицинский университет Астана», Карагандинским государственным медицинским университетом, Государственным медицинским университетом г.Семей, Западно-Казахстанским государственным медицинским университетом им. М.Оспанова.
^
Типовая учебная программа разработана в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования 2006г. по специальности 051301 - «Общая медицина».
Типовая учебная программа утверждена приказом и.о.Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 сентября 2010г. №731.
Содержание
1.
|
Пояснительная записка………………………………………………...
|
4
|
2.
|
Содержание дисциплины…………………………………………... …
|
6
|
3.
|
Методы обучения и преподавания …………………………………...
|
8
|
4.
|
Оценка знаний………………………………………………………. …
|
8
|
5.
|
Оборудование и оснащение……………………………………………
|
8
|
6.
|
Распределение часов дисциплины…………………………………. …
|
9
|
7.
|
Рекомендуемые тематические планы занятий………………………..
|
9
|
8.
|
Список рекомендуемой литературы…………………………………..
|
14
|
9.
|
Авторы…………………………………………………………………..
|
16
|
Настоящая типовая программа не может быть тиражирована и распространена без разрешения Министерства здравоохранения Республики Казахстан
^
Введение
Неврология, психиатрия и наркология являются специальностями, имеющими общие объекты исследования, которыми являются центральная и периферическая нервная система, психические функции и особенности формирования зависимости личности.
Без понимания роли невролдогии в природе заболеваний нельзя эффективно проводить диагностику и лечение наиболее актуальных заболеваний нервной системы. В этой связи необходимо учитывать, что объектом наблюдения врача любой специальности должен стать не только больной, но и его семья.
Психиатрия является одной из важнейших и актуальных дисциплин медицины. Современная психиатрия имеет границы с социальной политикой, культурологией, поведенческими науками, биологическими науками и общей медициной. Внутри этих границ располагаются разделы современной психиатрии – охрана психического здоровья, организация психиатрической помощи, социальная психиатрия, клиническая психиатрия, в том числе геронтопсихиатрия и психиатрия детского (в т.ч. микропсихиатрия) и подросткового возраста.
Современный врач общей медицины должен уметь на основании методов клинических и дополнительных методов обследования больного и его родственников выявить группы повышенного риска, которые в первую очередь становятся объектом соответствующих профилактических мероприятий на уровне первичной медико-санитарной помощи.
^ формирование знаний и умений по общим принципам диагностики, и лечения основных неврологических, психических заболеваний и болезней зависимости, оказанию неотложной помощи при ургентных состояниях, а также вопросов профилактики и реабилитации.
^
познакомить с основами организаций неврологической, психиатрической и наркологической помощи населению;
познакомить студентов с основами клинической диагностики неврологических заболеваний, психических и поведенческих расстройств;
научить студентов методике обследования нервной и психической системы здоровых и больных людей с последующей оценкой статуса;
познакомить с основами нейрофункциональной, лабораторной и экспериментальной психологической диагностики нервных и психических болезней.
познакомить с психосоматическими и соматопсихическими взаимовлияниями и психогенными расстройствами.
познакомить с современными принципами лечения и реабилитации неврологических, психических расстройств и болезней зависимости с позиций доказательной медицины.
сформировать основы профилактики неврологических заболеваний, психогигиене и психопрофилактике психических расстройств и болезней зависимости.
Конечные результаты обучения
Студент должен
знать:
основные принципы организации неврологической, психиатрической и наркологической помощи населению;
основные современные методы исследования, применяемые в неврологии, психиатрии и наркологии;
основные симптомы и синдромы неврологических, психических и наркологических расстройств;
основные принципы лечения и профилактики в неврологии, психиатрии и наркологии.
уметь:
собрать анамнез больного;
выявлять симптомы неврологических, психических и наркологических расстройств;
оценить неврологический, психический, наркологический статус и выявлять неврологические нарушения у больных разного возраста;
выбрать основные современные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования больного;
установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
работать в команде.
владеть навыками:
диагностики основных неврологических, психопатологических и наркологических симптомокомплексов;
диагностики состояний, угрожающих жизни и оказания первой помощи при неврологических, психических, и наркологических расстройствах;
проведения мероприятий, направленных на формирование принципов здорового образа жизни.
^
Пререквизиты дисциплины: основы психологии, анатомия-2, коммуникативные навыки-2, патологическая анатомия, фармакология, введение в клинику-2, основы доказательной медицины, внутренние болезни, детские болезни.
^ скорая неотложная медицинская помощь, общая врачебная практика, интернатура по общей врачебной практике.
2 Содержание дисциплины*
Введение
БЛОК №1
^
Лекции
Содержание лекций должно отражать современные тенденции медицинской науки.
БЛОК №2 Неврология
Чувствительность и ее расстройства. Исследования поверхностной и глубокой чувствительности. Симптомы и синдромы нарушения. Произвольные движения и их расстройства. Методики исследования. Центральный и пери феерический параличи. Семиотика поражения корково-мышечного пути в зависимости от уровня. Экстрапирамидная система. Кольца взаимообратной связи. Методы исследования. Синдромы поражения экстрапирамидной системы. Мозжечок. Исследование координации движений и синдромы их расстройств. Черепно-мозговые нервы. Исследования функций черепно-мозговых нервов и симптомы их поражения. Альтернирующие синдромы. Высшие мозговые функции. Методы исследования и симптомы поражения. Вегетативная нервная система. Надсегментарный и сегментарный отделы ВНС. Исследование вегетативной нервной системы и синдромы ее расстройств. Лимбические эмоциональные кольца. Лимбический синдром Клювера-Бюси.
^
Дополнительные методы обследования неврологических больных. Опрос больного и разбор схемы истории. Воспалительные болезни ЦНС. Менингиты: бактериальные, вирусные и смешанные. Туберкулез (туберкулезный менингит, туберкулома). Клещевой вирусный энцефалит. Эпидемический энцефалит Экономо. Полиомиелит. Миелит. НейроСПИД. Цереброваскулярные болезни. Классификация. Факторы риска. Преходящие нарушения мозгового кровообращения: транзиторные ишемические атаки и гипертонический церебральный криз.
Инфаркт мозга. Внутримозговое кровоизлияние. Субарахноидальное кровоизлияние. Артерио-венозные мальформации. Последствия цереброваскулярных болезней. Хроническая ишемия мозга. Заболевания периферической нервной системы. Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений. Полиневропатии. Вертеброгенные заболевания нервной системы. Эпизодические и пароксизмальные расстройства сознания. Эпилепсия. Классификация (Киото, Нью-Дели). Клиническая картина в зависимости от вида приступа. Эпилептический статус. Расстройства вегетативной нервной системы. Мигрень.
^
Демиелинизирующие заболевания нервной системы. Рассеянный склероз. Острая рассеянный энцефаломиелит. Лейкоэнцефалиты (болезнь Краббе, Девика, Ван-Богарта, Шольца, Шильдера). Дегенеративные атрофии головного мозга. Болезнь Альцгеймера. Болезнь Пика. Системные атрофии, поражающие преимущественно ЦНС. Болезнь Гентингтона. Наследственные атаксии Пьера-Мари, Фридрейха. Боковой амиотрофический склероз. Экстрапирамидные двигательные нарушения функций движения. Болезни нервно-мышечного синапса и мышц: невральные амиотрофии, миопатии, миастения. Пре- и перинатальные поражения нервной системы. Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения. Новообразования. Травмы и другие последствия воздействия внешних причин. Расстройства сна. Соматоневрология: болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.
^
Предмет и задачи психиатрии. Этиология и распространенность психических и поведенческих расстройств. Принципы исследования и современные методы диагностики. Организация психиатрической помощи. Общая психопатология: расстройства восприятия, мышления, памяти, внимания, интеллекта. Общая психопатология: расстройства эмоций, двигательно-волевой сферы, нарушения сознания.
^
Классификация психических заболеваний. Органические, включая симптоматические, психические расстройства. Умственная отсталость. Сравнительно возрастные особенности. Шизофрения и аффективные расстройства. Сравнительно возрастные особенности.
^
Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства. Поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями. Расстройства личности. Сравнительно возрастные особенности.
^
Предмет и задачи наркологии. Понятие и классификация психоактивных веществ. Этиология и распространенность наркологических заболеваний. Принципы исследования и современные методы диагностики. Организация наркологической помощи.
^
Основные наркологические синдромы. Алкоголизм. Металкогольные психозы. Сравнительно возрастные особенности. Наркомании и токсикомании. Сравнительно возрастные особенности.
Примечание:
* - до 20% содержания дисциплины может быть изменено вузом.
** - рекомендуется при ротации блоков соблюдать последовательность изучения внутри дисциплины.
Методы обучения и преподавания
Лекции: обзорные, проблемные.
Практические занятия: устный опрос, тестирование, участие в обходах, разбор тематических больных, работа в малых группах, дискуссии, презентации, обратная связь.
^ курация больных, работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях и в Интернете; решение и подготовка тестовых заданий, написание истории болезни, подготовка презентаций, подготовка дифференциально-диагностических карт.
Оценка знаний
Текущий контроль: решение тестовых заданий, собеседование, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных.
Рубежный контроль: тестирование.
Итоговый контроль: устный экзамен, тестирование и прием практических навыков.
Оборудование и оснащение
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор.
Оснащение: таблицы, слайды, видеофильмы и DVD-фильмы, электронные носители информации, МРТ, КТ и рентген снимки, заключения, комплекты тестовых заданий и ситуационных задач, муляжи, неврологические молоточки, циркуль Вебера, камертоны, тип-термы, симуляционный центр.
^ неврологические отделения стационаров, психиатрические и наркологические диспансеры.
Распределение часов дисциплины*
^
|
Аудиторные часы
|
СРС
|
Всего
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Неврология
152
|
102
|
12
|
90
|
50
|
Психиатрия
152
|
102
|
12
|
90
|
50
|
Наркология
101
|
66
|
6
|
60
|
35
|
405
|
270
|
30
|
240
|
135
|
* - Продолжительность академического часа 50 минут.
В настоящей типовой учебной программе содержание дисциплины представлено в виде блоков (модулей), удобных в осуществлении обучения по принципу ротации. Каждый блок имеет форму завершения в виде рубежного контроля и может преподаваться в определенной последовательности внутри дисциплины (кроме лекционного, с которого должно начинаться изучение дисциплины). Такой подход в формировании программы позволяет последовательно и целенаправленно изучать предметы, равномерно распределять нагрузку на преподавателей и рационально использовать клинические базы.
^
7.1 Примерный тематический план лекций
№
|
Наименования тем
|
|
^
|
1
|
История развития клинической неврологии. Актуальные проблемы современной неврологии с позиций доказательной медицины.
|
2
|
Цереброваскулярные болезни.
|
3
|
Воспалительные болезни ЦНС. Клещевой вирусный энцефалит. Комариный вирусный энцефалит. Вирусный менингит. Туберкулез.
|
4
|
Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений. Полиневропатии. Вертеброгенные поражения нервной системы.
Эпизодические и пароксизмальные расстройства. Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы.
|
5
|
Системные атрофии, поражающие преимущественно ЦНС. Болезнь Гентингтона. Наследственная атаксия. Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения функций движения.
|
6
|
Невральные амиотрофии и миопатии, миастения. Детский церебральный паралич. Гемиплегия, параплегия и тетраплегия.
|
|
Всего часов: 12
|
|
^
|
1
|
Предмет и задачи психиатрии. Организация психиатрической помощи. Актуальные проблемы современной психиатрии с позиций доказательной медицины.
|
2
|
Общая психопатология: расстройства восприятия, мышления, памяти, внимания, интеллекта.
|
3
|
Общая психопатология: расстройства эмоций, двигательно-волевой сферы, нарушения сознания.
|
4
|
Основные психопатологические синдромы. Классификация психических заболеваний.
|
5
|
Шизофрения и аффективные расстройства.
|
6
|
Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства. Расстройства личности.
|
|
Всего часов: 12
|
|
^
|
1
|
Предмет и задачи наркологии. Организация наркологической помощи. Актуальные проблемы современной наркологии с позиций доказательной медицины.
|
2
|
Наркоманический синдром. Алкоголизм.
|
3
|
Наркомании и токсикомании.
|
|
Всего часов: 6
|
|
^
|
Примерный тематический план практических занятий**
№
|
^
|
|
Тематический план практических занятий по терапии
|
|
^
|
1
|
Чувствительность и ее расстройства. Исследования поверхностей и глубокой чувствительности. Симптомы и синдромы нарушения.
|
2
|
Произвольные движения и их расстройства. Методики исследования.
|
3
|
Экстрапирамидная система. Методы исследования и синдромы ее расстройств. Мозжечок. Исследования координации движений и синдромы их расстройств
|
4
|
Черепно-мозговые нервы. Исследование функций черепно-мозговых нервов и симптомы их поражения.
|
5
|
Высшие мозговые функции. Методы исследования и симптомы поражения. Вегетативная нервная система. Исследование вегетативной нервной системы и синдромы ее расстройств.
|
|
^
|
|
Всего часов: 30
|
|
БЛОК №3 Неврология
|
1
|
Дополнительные методы обследования неврологических больных. Опрос больного и разбор схемы истории болезни.
|
2
|
Воспалительные болезни ЦНС. Менингиты: бактериальные, вирусные и смешанные. Туберкулез. Клещевой вирусный энцефалит. Эпидемический энцефалит Экономо. Полиомиелит. Миелит. НейроСПИД.
|
3
|
Цереброваскулярные болезни. Классификация. Факторы риска. Преходящие нарушения мозгового кровообращения.
Инфаркт мозга. Внутримозговое кровоизлияние. Субарахноидальное кровоизлияние. Хроническая ишемия мозга.
|
4
|
Заболевания периферической нервной системы. Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений. Полиневропатии. Вертеброгенные заболевания нервной системы.
|
5
|
Эпизодические и пароксизмальные расстройства сознания. Эпилепсия. Классификация. Клиническая картина в зависимости от вида приступа. Эпилептический статус. Расстройства вегетативной нервной системы. Мигрень
|
|
^
|
|
Всего часов: 30
|
|
БЛОК №4 Неврология
|
1
|
Демиелинизирующие заболевания нервной системы. Рассеянный склероз. Острая рассеянный энцефаломиелит. Лейкоэнцефалиты Дегенеративные атрофии головного мозга.
|
2
|
Наследственные дегенеративные заболевания нервной системы.
|
3
|
Нервно-мышечные заболевания.
|
4
|
Пре- и перинатальные поражения нервной системы. Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения.
|
5
|
Расстройства сна. Соматоневрология: болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.
|
|
^
|
|
Всего часов: 30
|
|
БЛОК №5 Психиатрия
|
1
|
Особенности исследования и методы диагностики психических заболеваний. Структура психиатрической помощи. Виды экспертиз. Расстройства восприятия.
|
2
|
Клиническая характеристика расстройств мышления и интеллекта
|
3
|
Клиническая характеристика расстройств внимания, памяти. Расстройства сознания.
|
4
|
Клиническая характеристика эмоциональных и двигательно-волевых расстройств.
|
5
|
Основные психопатологические синдромы.
|
|
^
|
|
Всего часов: 30
|
|
БЛОК №6 Психиатрия
|
1
|
Классификация психических расстройств. Подходы к терапии психических заболеваний (биологическая терапия, психотерапия, социотерапия) с точки зрения доказательной медицины. Профилактика и реабилитация психических расстройств.
|
2
|
Экзогенно-органические и соматогенные расстройства. Умственная отсталость. Деменция.
|
3
|
Шизофрения и бредовые расстройства.
|
4
|
Аффективные расстройства.
|
5
|
Психические расстройства, специфические для детского возраста.
|
|
^
|
|
Всего часов: 30
|
|
БЛОК №7 Психиатрия
|
1
|
Этиологические факторы и механизмы формирования невротических расстройств. Неврозы, основные варианты
|
2
|
Реакции на стресс и нарушения адаптации. Психические расстройства при чрезвычайных ситуациях.
|
3
|
Поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями (анорексия, булимия, расстройства сна, сексуальные расстройства)
|
4
|
Расстройства личности и поведения.
|
5
|
Ургентные состояния в психиатрии (психомоторное возбуждение, отказ от еды, суицидальное поведение).
|
|
^
|
|
Всего часов: 30
|
|
БЛОК №8 Наркология
|
1
|
Особенности исследования и методы диагностики наркологических заболеваниях. Структура наркологической помощи. Виды экспертиз.
|
2
|
Классификация психоактивных веществ. Наркоманический синдром.
|
3
|
Алкоголизм. Сравнительно возрастные особенности.
|
4
|
Лечение и профилактика алкоголизма и алкогольных психозов.
|
5
|
Эпидемиология наркоманий и токсикоманий. Соматические нарушения при болезнях зависимости.
|
|
^
|
|
Всего часов: 30
|
|
БЛОК №9 Наркология
|
1
|
Опийная наркомания. Сравнительно возрастные особенности.
|
2
|
Гашишная наркомании. Зависимость от психостимуляторов. Сравнительно возрастные особенности.
|
3
|
Зависимость от седативных и снотворных веществ. Сравнительно возрастные особенности.
|
4
|
Зависимость от никотина. Зависимость от летучих, ароматических веществ. Сравнительно возрастные особенности.
|
5
|
Этапы лечения наркологических заболеваний. Ургентные состояния в наркологии. Вопросы профилактика и реабилитации наркологических заболевании.
|
|
^
|
|
Всего часов: 30
|
|
Итоговая консультация
|
|
^
|
7.3 Примерные темы самостоятельной работы студентов (СРС)**
№
|
^
|
|
Тематический план СРС по неврологии
|
1
|
Методика исследования неврологического статуса по системам.
|
2
|
Микрокурация больного с описанием неврологическогостатуса у тематических больных.
|
3
|
Основы реабилитации неврологических больных.
|
4
|
Нейровизуализационные методы диагностики заболеваний нервной системы.
|
5
|
Неэпилептические пароксизмальные расстройства сознания.
|
6
|
Вторичные нейроинфекции.
|
7
|
Профилактические мероприятия неврологических заболеваний в клинике нервных болезней
|
8
|
Эпилептические синдромы раннего возраста.
|
9
|
Дорсопатии.
|
10
|
Сосудистые заболевания спинного мозга.
|
11
|
Курация больного с написанием учебной истории болезни
|
|
Всего часов: 50
|
|
^
|
1
|
Основные этапы развития и ведущие направления в психиатрии
|
2
|
Социально-правовые аспекты оказания психиатрической помощи. Проблема стигматизации.
|
3
|
Основные методы психотерапии.
|
4
|
Микрокурация больного с описанием психического статуса у тематических больных.
|
5
|
Сбор анамнеза у тематических больных.
|
6
|
Курация больного с написанием учебной истории болезни
|
|
Всего часов: 50
|
|
^
|
1
|
Экономические, социальные и нравственные последствия, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами.
|
2
|
Этно-культуральные и гендерные особенности развития зависимости к ПАВ.
|
3
|
Микрокурация больного с описанием наркологического статуса.
|
4
|
Сбор анамнеза у тематических больных.
|
|
Всего часов: 35
|
|
^
|
Примечания:
*- ВУЗ имеет право изменять до 40% тем лекций, практических занятий, СРС
** - перечень и порядок тем по всем видам учебных занятий должен быть согласован по последовательности изучения внутри блока.
Список рекомендуемой литературы*
Неврология на русском языке
основная:
Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник +СД. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.
Петрухин А. С. Неврология детского возраста. М., Медицина, 2008
дополнительная:
Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. М.: Медпрессинформ, 2007.
Баркер Р.И др. Наглядная неврология: учебное пособие /пер. с англ. Под ред.В.И.Скворцовой. – 2-е изд. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2006.
Неврологические симптомы, синдромы и болезни. Энциклопедический справочник. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2006.
Кайшибаев С.К. Неврология. Учебник. I, II часть, Алматы, 2009г
Кайшибаев С. Словарь-справочник неврологических терминов. Алматы, 2005.
Неврология на казахском языке
основная:
Кайшибаев С.К.. Неврология. 1, 2 часть, (каз) - Алматы, 2009г.
дополнительная:
Жумабаев У.Ж., Мусагалиева Г.М. "Ми нервтерің функциональдык анатомиясы". - Алматы, 1992.
Надирова К.Г, Дарибаев Ж.Р. Клиникалык невропатология. - Караганды, 1995.
Надирова К.Г. Нерв жуйесініѕ анатомиясы, физиологиясы, тексеру методикасы жјне заќымдану семиотикасы. - Караганды, 1993.
Психиатрия и наркология на русском языке
основная:
Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. – М., Медицина, 2007. -532с.
Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия и наркология: учебник. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832с.
дополнительная:
Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., И.И. Сергеев. Психиатрия: Учебник для студентов медвузов. – М., МЕДресс-информ, 2004. -576с.
Субханбердина А.С. Учебник. Наркология.- Алматы, 2009.387с.
Психиатрия и наркология на казахском языке
основная:
Илешева Р.Г. Психиатрия. – Алматы, «Санат».-1998.-245 б.
Қудиярова Ғ.М., Жарбосынова Б.Б. Психиатрия. - Алматы.:Казахстан, 2008.-277 б.
қосымша:
1. Оспанова Н.Н. Психопатологиялық синдромдар. – Семей. – 2008. – 52 б.
Примечание:* список литературы может обновляться ежегодно
9 Авторы
Нургужаев Е.С- зав.кафедрой нервных болезней и нейрохирургии Казахского национального медицинского университета им. С.Асфендиярова, д.м.н., профессор.
Хайбуллин Т.Н. – зав. кафедрой неврологии с курсами психиатрии и наркологии Государственного медицинского университета г.Семей, д.м.н.
Садуакасова К.З. – профессор кафедры психиатрии и наркологии Казахского национального медицинского университета им. С.Асфендиярова, д.м.н.
Субханбердина А.С. - профессор кафедры психиатрии и наркологии Казахского национального медицинского университета им. С.Асфендиярова, д.м.н.
Асимов М. А. – зав. кафедрой коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии Казахского национального медицинского университета им. С.Асфендиярова, д.м.н., профессор
Абдрахманова М.Г - зав.кафедрой неврологии Карагандинского государственного медицинского университета, д.м.н.
Бокебаев Т.Т. – зав. кафедрой неврологии, общей и медицинской психологии АО «Медицинский университет Астана», д.м.н., профессор.
Сулейменова А.К. – зав. кафедрой психиатрии и наркологии АО «Медицинский университет Астана», к.м.н.
Баймуханов Р.М. –доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и восточной медицины Карагандинского государственного медицинского университета, к.м.н.
Оспанова Н.Н. - заведующая курсом психиатрии Государственного медицинского университета г.Семей, к.м.н., доцент.
Кулмуканова К.К. – доцент кафедры неврологии, общей и медицинской психологии АО «Медицинский университет Астана», к.м.н., доцент.
Любченко М.Ю. - заведующая кафедрой психологии, психиатрии и наркологии Карагандинского государственного медицинского университета к.м.н., доцент.
Избасарова А.Ш- доцент нервные болезни и нейрохирургии Казахского национального медицинского университета им. С.Асфендиярова.
Жексембина А.Е. – ассистент кафедры психиатрии и наркологии Казахского национального медицинского университета им. С.Асфендиярова.
|