|
Скачать 30.67 Kb.
|
При реабилитации онтогенетических заболеваний – таких, как болезнь Литтля, полинейропатия, детский церебральный паралич, полиомиелит и др., – необходимо учитывать ряд моментов. Имеющееся при этих патологиях извращение и отставание развития всегда идет по трем-четырем макроблокам. Но, независимо от того, поражение какого макроблока явилось пусковым механизмом заболевания, реабилитационная стратегия, а значит, и этапы реабилитации, будут сходными. Первый этап – предварительный. Задачи этого этапа – вывести ребенка из состояния гиподинамического дефицита и подготовить все системы жизнеобеспечения к физическим нагрузкам. Первый этап перетекает в следующий – подготовительный. Его задачи – восстановление слабых мышечных групп, устранение мышечных и суставных контрактур и патологических нейромышечных феноменов: гиперкинезов, спастики и других нарушений тонуса и т.д. Задачи этого, самого сложного и продолжительного, этапа – правильно вертикализовать ребенка, достичь свободных полноамплитудных движений в суставах и сегментах позвоночника. Только решив эти сложнейшие неврологические и биомеханические проблемы, целесообразно переходить к третьему основному этапу реабилитации – обучению простым и более сложным двигательным навыкам и стереотипам: сидеть, стоять, шагать, приседать, балансировать. Обучение – не менее важная составляющая реабилитационной программы. Этот этап завершает программу, а любые попытки нарушить последовательность этапов ошибочны. На основании вышеизложенного, ребенок шести лет, несмотря на грубые неврологические и мышечные нарушения, не утратил личностного контакта, поэтому он считается достаточно перспективным. Первый этап рассчитан на три-четыре месяца. Его задачи – восстановить функциональную способность и форму грудной клетки, минимизировать гиперэкстензию головы и торса, а также спастический перекрест в нижних конечностях, торсионный выворот плеч и кистей. Когда базовый комплекс императивно корригирующих эксцентрических упражнений на начальные три-четыре месяца расписан, коррекция будет осуществляться только по ритму и графику подходов и повторов. Позитивная динамика сложно поддается словесной формализации, поэтому верификация позитивной динамики проводится по стандартным видеотестам и субъективной оценке родителями и инструкторами. У ребенка семи лет – из-за отсутствия правильного реабилитационного процесса на первом-втором году жизни – имеется тяжелая онтогенетическая задержка развития с выраженными вторичными проявлениями мышечного дисбаланса головы и туловища, мышечная слабость собственных мышц позвоночника и грудной клетки. У него умеренно выраженная квадриплегия (относительно онтогенетической задержки развития осевого скелета и грудной клетки), которая протекает по стереотипу суммации: нижняя параплегия плюс верхняя параплегия. Прогностически этот вариант квадриплегии более благоприятный, чем квадриплегия, состоящая из суммации двух гемиплегий. Если имеются суставные контрактуры крупных суставов без яркого акцента костного компонента, а доминируют мышечные, торсионные составляющие, то это тоже относительно позитивная компонента прогноза в реабилитационной программе. Психосоматический выраженный дефицит развития вторичен относительно отставания и извращения развития опорно-двигательного аппарата и нейромышечной интеграции. Соматическое отставание метаболических и эндокринных систем – только следствие вынужденной гипокинезии. Первый реабилитационный месяц показал достаточно быструю стабилизацию метаболических систем и хорошую реактивность на дозированные дробные физические нагрузки, проводимые в императивном эксцентрическом режиме. Приоритетность нагрузок второго месяца реабилитации аналогична программе первого месяца, и акценты делаются на правильное формирование полостей, пространств туловища, на биомеханическую интеграцию работы «вложенных» в эти полости и пространства органов и межполостных мембран. Задача второго уровня – стабилизация пространственно-топографического положения крупных суставов и их соостности за счет изолированной адресации к первым мышечным слоям в биомеханических сегментах. Задача третьего уровня приоритетности - это коррекция торсионных, гиперэкстензионных насильственных движений в ситуациях неадекватной эмоциональной реакции на социопатогенные факторы. |