Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания icon

Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания





Скачать 166.26 Kb.
Название Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания
Дата 30.01.2013
Размер 166.26 Kb.
Тип Программа
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Воронежская государственная технологическая академия


«Утверждаю»
Декан факультета

прикладной биотехнологии,д.т.н.

профессор______________С.В.Востриков

«____» ____________ 200 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины

ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ



Для специальности 260501 - Технология продуктов общественного питания

Направление – 260500 - Технология продовольственных продуктов

специального назначения и общественного питания


Программа рассмотрена


на заседании кафедры технологии мяса и мясных продуктов,

протокол № от « » 200 г.

Зав. кафедрой, д.т.н., профессор Л.В. Антипова


на заседании методической комиссии по образованию в области технологии сырья и продуктов животного происхождения.

протокол № от « » 200 г.


Председатель методической комиссии ,доцент Л.В. Батищева



Воронеж

200 г.


1. Цели и задачи дисциплины

Данная программа по дисциплине «Физиология питания» предназначена для подготовки специалистов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Подготовка специалистов по дисциплине « Физиология питания» позволит на высоком профессиональном уровне участвовать в организации и совершенствовании технологических процессов продовольственных продуктов, в разработке новых технологий продуктов питания в системе общепита.

Цель дисциплины: формирование у будущего специалиста – технолога общественного питания научного мировоззрения о физиологических процессах пищеварения в организме, о здоровом питании и средствах его обеспечения.

Задачами дисциплины является изучение:

- морфологии органов пищеварения и их функций;

- изучения процессов пищеварения в организме и их физиологической роли;

  • процессов всасывания и усвоения пищевых веществ;

  • токсических и защитных компонентов пищи и их влияния на организм человека;

  • количественной и качественной характеристик питания в зависимости от возраста, пола, физиологического состояния, профессиональной деятельности человека,

  • состава рационов и принципов рационального, лечебно-профилактического питания и диетического питания.



Для изучения физиологии питания необходимы знания таких дисциплин как:

- биология,

- физика.

- физическая, коллоидная, органическая химия.

- биохимия.

- микробиология.


2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- строение и функции органов пищеварения;

- основы физиологии и биохимии питания;

- физиологическую роль основных веществ пищи;

- влияние пищевых веществ на состояние органов пищеварения

и функции организма;

- пищевую и биологическую ценность продуктов питания;

- требования к составлению рационов питания на предприятиях общественного питания в зависимости от возраста, пола, физиологического состояния, профессиональной деятельности человека;

- основные принципы рационального лечебно-профилактического и диетического питания.


уметь:

  • провести физиологическую оценку состава пищевых продуктов растительного и животного происхождения;

  • осуществить контроль за качественным и количественным составом пищевых продуктов во время кулинарной обработки;

  • составлять пищевые рационы для различных групп населения на предприятиях общественного питания.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы



Виды учебной работы
^
Всего часов


5 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

90

90

Аудиторные занятия

51

51

Лекции

34

34

Лабораторные работы

17

17

Самостоятельная работа

39

39

Изучение материала по учебникам 15 п.л. х 1= 15


15


15

Проработка материала по конспектам лекций

34ч.х 0,5=17



17



17

Подготовка к лабораторным работам 4 п.л. х 1=4


4


4

Подготовка к коллоквиуму 3 п.л. х 1=3


3


3

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

Дисциплина входит в цикл ОПД



4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Разделы дисциплины

Лекции

ЛР

1.

Предмет дисциплины, его задачи, история развития. История развития науки о питании.

2




2.

Строение и функция органов и систем организма, связанных с питанием человека.

4

2

3.

Строение и функции органов пищеварения человека.

4

4

4.

Физиологическая роль белков, углеводов, липидов. минеральных веществ и витаминов

4

2

5.

Процессы всасывания и усвоения пищевых веществ.

2

2

6.

Обмен веществ и энергии в организме. Виды энергозатрат.

2

2

7.

Токсические и защитные компоненты пищи

2




8

Характеристика пищевой ценности основных групп продовольственных продуктов

2

2

9.

Основные принципы рационального питания

2

3

10.

Дифференцированное питание различных групп населения

2




11.

Основные принципы диетического питания, характеристика диет

2




12

Лечебно-профилактическое питание, характеристика рационов лечебно-профилактического питания

2







Итого:

34

17


4.2. Содержание разделов дисциплины


4.2.1. Предмет, дисциплины и его задачи. История развития науки о питании.

Предмет физиологии питания. Связь науки «физиологи питания» с другими науками. Главные направления развития и основные проблемы современной науки о питании. Понятие о питании, значение питания, как фактора здоровья. Краткий исторический обзор развития науки.


4.2.2. Строение и функции органов и систем организма, связанных с питанием человека

Строение функции центральной и периферической нервной системы. Гуморальная система регуляции. Значение пищевых веществ для функционирования нейрогуморальной системы. Кровь и система кровообращения строение и функции. Морфология и физиология дыхательной системы. Выделительная система. Строение и функции кожи, мочевыделительной системы.


4.2.3. Строение и функции органов пищеварения у человека.

Анатомическое и гистологическое строение различных отделов пищеварительной системы: ротовой полости, пищевода, желудка, тонкого, толстого кишечника, пищеварительных желез. Физиологические процессы происходящие в них. Влияние пищевых факторов на пищеварительную систему. Регуляция процессов пищеварения.


4.2.4. Физиологическая роль белков, углеводов, липидов, витаминов и минеральных веществ.

Пищевая и биологическая ценность белков, жиров, углеводов, их составляющие. Значение экстрактивных, вкусовых и ароматических веществ. Значение липидов, углеводов, белков для жизнедеятельности организма. Рекомендуемые нормы белков, углеводов, липидов в суточном рационе. Значение минеральных веществ в организме. Потребности организма в минеральных веществах и воде, связь минерального и водного баланса. Классификация витаминов (жирорастворимые, водорастворимые) витаминоподобных веществ, их значение для нормального функционирования живых организмов. Современные представления о потребности организма в различных витаминах. Пути обеспечения пищевых рационов витаминами. Витаминизация готовой пищи и продуктов массового потребления.


4.2.5. Процессы всасывания и усвоения пищевых веществ

Механизм всасывания пищевых веществ. Усвоение пищевых веществ. Роль и значение ферментов в переваривании и усвоении веществ пищи. Факторы влияющие на процессы переваривания и усвоения белков, липидов, углеводов, витаминов, минеральных веществ.

Самостоятельное изучение: Пищевая ценность продуктов животного и растительного происхождения и влияние на ее изменение при технологической обработке.


4.2.6.Обмен веществ и энергии в организме. Виды энергозатрат

Понятие «обмена веществ» (метаболизма) и «энергетического баланса», их характеристика. Роль и значение ферментов в метаболизме

Регулируемые и нерегулированые траты энергии, потребность в энергии. Факторы, влияющие на объем энергозатрат. Основные пути обмена белков, углеводов и липидов. Энергетическая ценность питания. Принципы построения рациона питания.


4.2.7.Токсические и защитные компоненты пищи.

Характеристика антипищевых веществ, содержащихся в пище. Компоненты пищи, неблагоприятно влияющие на организм. Источники защитных веществ пищи. Характеристика защитного действия отдельных компонентов пищи. Факторы, противодействующие влиянию защитных веществ.


;4.2.8. Характеристика пищевой ценности основных групп продовольственных продуктов.

Пищевая ценность продуктов животного происхождения. Пищевая ценность продуктов растительного происхождения. Изменение пищевой ценности продуктов в результате технологической обработки.

4.2.9.Основные принципы рационального питания.

Принципы сбалансированного питания. Принципы рационального питания. Режимы питания. Принципы комплектации блюд для отдельных приемов пищи. Пути обеспечения рационального питания на предприятиях общественного питания. Дифференцировка меню блюд.


4.2.10.Дифференцированное питание различных групп населения.

Особенности организма детей разного возраста. Питание детей и подростков. Особенности организма студентов. Питание студентов. Питание людей умственного труда. Питание людей физического труда. Особенности питания туристов и спортсменов. Питание людей, работающих в агропромышленном комплексе.


4.2.11. Принципы диетического питания. Характеристика диет.

Общие принципы диетического питания Пути обеспечения основных диет. Специализированные продукты диетического питания. Характеристика основных диет. Пути обеспечения органических диет. Организация диетического питания на предприятиях общественного питания.


4.2.12.Лечебно профилактическое питание, характеристика рационов лечебно-профилактического питания.

Принципы лечебно- профилактического питания. Характеристика рационов лечебно-профилактического питания. Профилактическое питание для людей работающих во вредных условиях труда. Профилактика ожирения, кариеса зубов.


5. Лабораторный практикум

п/п

№ разд.

дисцип.

Наименование лабораторных работ.

1\

3

Изучение гистологического строения органов пищеварения у человека.

2

4

Определение химического состава, энергетической ценности и интегрального скора блюд.

3.

6

Определение суточной потребности разных групп людей в энергии и ее пищевых источниках.

4

2

Изучение влияния аскорбиновой кислоты на адреналин.

5

2

Сравнительное изучение уровня глюкозы в крови и моче

6

8

Изучение влияния тепловой обработки на уровень аскорбиновой кислоты и тиамина в пищевых продуктах

7

8

Сравнительное изучение содержания кальция и железа в пищевых продуктах.

8

4

Изучение редуцирующих свойств аскорбиновой кислоты по отношению к трехвалентному железу.

9

8

Определение наличия пуриновых оснований и холестерина в продуктах. животного происхождения

10

5

Изучение влияния пищевых волокон на скорость переваривания крахмала

11

9

Оценка степени сбалансированности пищевых рационов.


6.Формы и содержание текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль предусматривает оценку знаний студентов по уровню их полготовки к лабораторным работам на основе самостоятельного изучения основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к изучению дисциплины, отчет по лабораторной работе.

Промежуточный контроль предусматривает сдачу коллоквиума.

Итоговый контроль –экзамен в 7 семестре.


Вопросы к экзамену:


  1. Предмет, цели и задачи физиологии питания.

  2. Исторический обзор развития науки о питании.

  3. Главные направления развития физиологии питания.

  4. Значение питания, как фактора здоровья.

  5. . Потребность организма в основных пищевых веществах.

  6. Значение белков и других азотосодержащих веществ для организма.

  7. Значение углеводов для организма.

  8. Значение липидов для организма

  9. . Значение минеральных веществ и воды для организма.

  10. Значение витаминов для организма.

  11. Классификация витаминов, витаминоподобные вещества, их источники.

  12. Современные представления о потребности организма в различных витаминах.

  13. Витаминизация готовой пищи и продуктов массового потребления.

  14. Основные источники энергии в организме. Энергетическая ценность продуктов питания..

  15. Энергетические затраты и методы их определения.

  16. Понятие «обмен веществ» (метаболизм) и «энергетический баланс».

  17. Роль и значение ферментов в метаболизме и в переваривании пищевых веществ.

  18. Регулируемые и нерегулируемые траты энергии, потребность в калориях

  19. Пищевая и биологическая ценность белков, жиров, углеводов.

  20. Строение пищеварительной системы человека.

  21. Сущность и основные принципы пищеварения.

  22. Биохимические изменения пищи в ротовой полости.

  23. Особенности пищеварения в желудке у человека.

  24. Пищеварение в тонком отделе кишечника человека.

  25. Пищеварение в толстом отделе кишечника человека.

  26. Значение и особенности переваривания продуктов растительного происхождения.

  27. Переваривание белков, факторы, влияющие на усвоение белка.

  28. Переваривание углеводов в организме и факторы, влияющие на их усвоение.

  29. Переваривание жиров и факторы, влияющие на их усвоение.

  30. Пищевая и биологическая ценность мяса и мясных продуктов.

  31. Пищевая и биологическая ценность рыбы и рыбных продуктов.

  32. Биологический состав и особенности переваривания мяса птиц, яиц и яичных продуктов.

  33. Биологический состав овощей и плодов, значение их в питании человека.

  34. Пищевая и биологическая ценность молока и молочных продуктов.

  35. Значение и особенности переваривания молочнокислых продуктов.

  36. Пищевая и биологическая ценность зерновых продуктов.

  37. Классификация пищевых концентратов. Концентраты детского и диетического питания.

  38. Пищевая и биологическая ценность различных консервированных продуктов.

  39. Значение экстрактивных, вкусовых и ароматических веществ.

  40. Основные виды пищевых жиров, роль их в питании.

  41. Различные виды пищевых добавок, вкусовые вещества в питании человека.

  42. Проблемы питания современного человека.

  43. Принципы построения рациона питания.

  44. Понятие о сбалансированном, рациональном питании.

  45. Требования к составлению меню-раскладки, понятие суточный рацион

  46. .Режимы питания и их значение в различном возрасте.

  47. Особенности питания различных групп населения в зависимости от вида трудовой деятельности.

  48. Особенности метаболизма в детском, подростковом и взрослом возрасте. Принципы организации питания детей разного возраста.

  49. Питание детей различного возраста.

  50. Питание учащихся и студентов.

  51. Особенности обменных процессов в организме в стареющем организме. Питание в пожилом возрасте.

  52. Понятие «диетология», «диетотерапия», современные принципы построения диетического питанияХарактеристика диет: виды диет, основные механизмы действия диет.

  53. Основные принципы лечебно-профилактического питания.

  54. Цели и задачи лечебно- профилактического питания.Пищевая ценность и калорийность рационов лечебно-профилактического питания.


Вопросы к коллоквиуму:


  1. Строение и функции органов ротовой полости

  2. Строение и функции глотки и пищевода.

3.Строение и функции желудка.

  1. Строение и функции тонкого кишечника.

  2. Строение и функции толстого кишечника

  3. Строение и функции застенных пищеварительных желез.

  4. Влияние пищевых факторов на органы пищеварительной системы.

  5. Регуляция процессов пищеварения.

  6. Биомодификация пищевых веществ в пищеварительной системе.


7 Учебно- методическое обеспечение дисциплины.

7.1. Основная литература.


1. Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.А., Эйдельман М.М. Физиология питания. М: Высшая школа, 1989- 368 с.

.2. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии // М: Академия.-2000-– 184 с.

3. Мартничик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.В. Физиология питания, санитария и гигиена // М: Мастерство. – 2000. – 192 с.

4. Основы микробиологии, физиологии питания и санитарии для общепита // сост. Трухина Т.П., Ростов. – Изд-во: Феникс. – 2000. – 384 с.

5. Рогов И.А., Антипова Л.В., Дунченко Н.И., Жеребцов Н.А. Химия пищи. Книга 1 // Учеб. для ВУЗов. – М: Колос. – 2000. – 384 с.

6.Физиология человека // под ред. Бабского Е.Б. – М: Медицина.-1998.- т 1,2.- 419с.


7.2. Дополнительная литература


  1. Методические указания по лабораторному контролю качества продукции общественного питания. Раздел 1, ч. 1: Порядок отбора проб и физико-химические методы испытания // М., 1997. – 213 с.

  2. Дубцов Г. Технология приготовления пищи // Учеб. пособие. – Изд-во: Мастерство. – 2000. – 236 с.

  3. Дриес Ж., Дриес И. Раздельное питание: Новый подход к здоровому питанию // Челябинск: Урал LTD. – 1999. – 319 с.

  4. Калинина В. Техническое оснащение и охрана труда в общественном питании // Учеб. пособие. – Изд-во: Мастерство. – 2000. – 304 с.

  5. Антипова Л.В. Пащенко Л.П. Фпраджаева Е.Д. Русская кухня // Воронеж: ИПФ «Воронеж». – 2002. – 392 с.


7.3. Методические материалы преподавателю.


Лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения биохимических и гистологических исследований, световыми микроскопами. Гистологические препараты, ТСО, фолии, раздаточный материал, методические указания к выполнению лабораторных работ.


7.4. Обучающие и контролирующие программы.

Имеются программы по автоматическому расчету показателей биологической ценности продуктов питания, по автоматическому расчету аминокислотного, жирнокислотного состава различных продуктов, автоматического проектирования рецептур многокомпаонентных комбинированных продуктов.


Планируется создание обучающе-контролирующой программы на ЭВМ по теме:

1. Сущность и основные принципы пищеварения. Строение пищеварительного тракта и особенности переваривания пищи в отдельных его отделах.

2. Физиологическая оценка отдельных продуктов питания, значение белков, жиров, углеродов, витаминов и минеральных веществ.


Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности подготовки дипломированного специалиста 271200- « Технология продуктов общественного питания»


Программу составили:

Антипова Л.В., д.т.н., профессор

Слободяник В.С., к.б.н., доцент


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания icon Рабочая программа дисциплины «Биохимия» для специальности 260501 «Технология продуктов общественного

Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания icon Методические указания для выполнения лабораторных работ для студентов всех форм обучения специальности

Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания icon Учебное пособие для студентов специальностей 271200 «Технология продуктов общественного питания»

Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания icon Методичекие рекомендации и контрольные задания по дисциплине Микробиология, физиология питания, санитария

Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания icon Методические указания к контрольным работам по дисциплине «лечебное питание» для студентов специальности

Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания icon Рабочая программа дисциплины "Химия пищи" для специальности 271100 "Технология молока и молочных

Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания icon Рабочая программа дисциплины Химия пищи Для специальности: 260301 Технология мяса и мясных продуктов

Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания icon Рабочая программа дисциплины «биохимия» для специальностей: 260203 «Технология сахаристых продуктов»;

Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания icon А. Ю. Просеков технология продуктов детского питания

Рабочая программа дисциплины физиология питания для специальности 260501 Технология продуктов общественного питания icon Научно-образовательный комплекс по специальности 050727 «Технология продовольственных продуктов»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы