|
Скачать 166.26 Kb.
|
Содержание
Всего часов |
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Воронежская государственная технологическая академия «Утверждаю» Декан факультетаприкладной биотехнологии,д.т.н. профессор______________С.В.Востриков «____» ____________ 200 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯДля специальности 260501 - Технология продуктов общественного питания Направление – 260500 - Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания Программа рассмотрена на заседании кафедры технологии мяса и мясных продуктов, протокол № от « » 200 г. Зав. кафедрой, д.т.н., профессор Л.В. Антипова на заседании методической комиссии по образованию в области технологии сырья и продуктов животного происхождения. протокол № от « » 200 г. Председатель методической комиссии ,доцент Л.В. Батищева Воронеж200 г. 1. Цели и задачи дисциплины Данная программа по дисциплине «Физиология питания» предназначена для подготовки специалистов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Подготовка специалистов по дисциплине « Физиология питания» позволит на высоком профессиональном уровне участвовать в организации и совершенствовании технологических процессов продовольственных продуктов, в разработке новых технологий продуктов питания в системе общепита. Цель дисциплины: формирование у будущего специалиста – технолога общественного питания научного мировоззрения о физиологических процессах пищеварения в организме, о здоровом питании и средствах его обеспечения. Задачами дисциплины является изучение: - морфологии органов пищеварения и их функций; - изучения процессов пищеварения в организме и их физиологической роли;
Для изучения физиологии питания необходимы знания таких дисциплин как: - биология, - физика. - физическая, коллоидная, органическая химия. - биохимия. - микробиология. 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен знать: - строение и функции органов пищеварения; - основы физиологии и биохимии питания; - физиологическую роль основных веществ пищи; - влияние пищевых веществ на состояние органов пищеварения и функции организма; - пищевую и биологическую ценность продуктов питания; - требования к составлению рационов питания на предприятиях общественного питания в зависимости от возраста, пола, физиологического состояния, профессиональной деятельности человека; - основные принципы рационального лечебно-профилактического и диетического питания. уметь:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины 4.2.1. Предмет, дисциплины и его задачи. История развития науки о питании. Предмет физиологии питания. Связь науки «физиологи питания» с другими науками. Главные направления развития и основные проблемы современной науки о питании. Понятие о питании, значение питания, как фактора здоровья. Краткий исторический обзор развития науки. 4.2.2. Строение и функции органов и систем организма, связанных с питанием человека Строение функции центральной и периферической нервной системы. Гуморальная система регуляции. Значение пищевых веществ для функционирования нейрогуморальной системы. Кровь и система кровообращения строение и функции. Морфология и физиология дыхательной системы. Выделительная система. Строение и функции кожи, мочевыделительной системы. 4.2.3. Строение и функции органов пищеварения у человека. Анатомическое и гистологическое строение различных отделов пищеварительной системы: ротовой полости, пищевода, желудка, тонкого, толстого кишечника, пищеварительных желез. Физиологические процессы происходящие в них. Влияние пищевых факторов на пищеварительную систему. Регуляция процессов пищеварения. 4.2.4. Физиологическая роль белков, углеводов, липидов, витаминов и минеральных веществ. Пищевая и биологическая ценность белков, жиров, углеводов, их составляющие. Значение экстрактивных, вкусовых и ароматических веществ. Значение липидов, углеводов, белков для жизнедеятельности организма. Рекомендуемые нормы белков, углеводов, липидов в суточном рационе. Значение минеральных веществ в организме. Потребности организма в минеральных веществах и воде, связь минерального и водного баланса. Классификация витаминов (жирорастворимые, водорастворимые) витаминоподобных веществ, их значение для нормального функционирования живых организмов. Современные представления о потребности организма в различных витаминах. Пути обеспечения пищевых рационов витаминами. Витаминизация готовой пищи и продуктов массового потребления. 4.2.5. Процессы всасывания и усвоения пищевых веществ Механизм всасывания пищевых веществ. Усвоение пищевых веществ. Роль и значение ферментов в переваривании и усвоении веществ пищи. Факторы влияющие на процессы переваривания и усвоения белков, липидов, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Самостоятельное изучение: Пищевая ценность продуктов животного и растительного происхождения и влияние на ее изменение при технологической обработке. 4.2.6.Обмен веществ и энергии в организме. Виды энергозатрат Понятие «обмена веществ» (метаболизма) и «энергетического баланса», их характеристика. Роль и значение ферментов в метаболизме Регулируемые и нерегулированые траты энергии, потребность в энергии. Факторы, влияющие на объем энергозатрат. Основные пути обмена белков, углеводов и липидов. Энергетическая ценность питания. Принципы построения рациона питания. 4.2.7.Токсические и защитные компоненты пищи. Характеристика антипищевых веществ, содержащихся в пище. Компоненты пищи, неблагоприятно влияющие на организм. Источники защитных веществ пищи. Характеристика защитного действия отдельных компонентов пищи. Факторы, противодействующие влиянию защитных веществ. ;4.2.8. Характеристика пищевой ценности основных групп продовольственных продуктов. Пищевая ценность продуктов животного происхождения. Пищевая ценность продуктов растительного происхождения. Изменение пищевой ценности продуктов в результате технологической обработки. 4.2.9.Основные принципы рационального питания. Принципы сбалансированного питания. Принципы рационального питания. Режимы питания. Принципы комплектации блюд для отдельных приемов пищи. Пути обеспечения рационального питания на предприятиях общественного питания. Дифференцировка меню блюд. 4.2.10.Дифференцированное питание различных групп населения. Особенности организма детей разного возраста. Питание детей и подростков. Особенности организма студентов. Питание студентов. Питание людей умственного труда. Питание людей физического труда. Особенности питания туристов и спортсменов. Питание людей, работающих в агропромышленном комплексе. 4.2.11. Принципы диетического питания. Характеристика диет. Общие принципы диетического питания Пути обеспечения основных диет. Специализированные продукты диетического питания. Характеристика основных диет. Пути обеспечения органических диет. Организация диетического питания на предприятиях общественного питания. 4.2.12.Лечебно профилактическое питание, характеристика рационов лечебно-профилактического питания. Принципы лечебно- профилактического питания. Характеристика рационов лечебно-профилактического питания. Профилактическое питание для людей работающих во вредных условиях труда. Профилактика ожирения, кариеса зубов. 5. Лабораторный практикум
6.Формы и содержание текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль предусматривает оценку знаний студентов по уровню их полготовки к лабораторным работам на основе самостоятельного изучения основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к изучению дисциплины, отчет по лабораторной работе. Промежуточный контроль предусматривает сдачу коллоквиума. Итоговый контроль –экзамен в 7 семестре. Вопросы к экзамену:
Вопросы к коллоквиуму:
3.Строение и функции желудка.
7 Учебно- методическое обеспечение дисциплины. 7.1. Основная литература. 1. Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.А., Эйдельман М.М. Физиология питания. М: Высшая школа, 1989- 368 с. .2. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии // М: Академия.-2000-– 184 с. 3. Мартничик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.В. Физиология питания, санитария и гигиена // М: Мастерство. – 2000. – 192 с. 4. Основы микробиологии, физиологии питания и санитарии для общепита // сост. Трухина Т.П., Ростов. – Изд-во: Феникс. – 2000. – 384 с. 5. Рогов И.А., Антипова Л.В., Дунченко Н.И., Жеребцов Н.А. Химия пищи. Книга 1 // Учеб. для ВУЗов. – М: Колос. – 2000. – 384 с. 6.Физиология человека // под ред. Бабского Е.Б. – М: Медицина.-1998.- т 1,2.- 419с. 7.2. Дополнительная литература
7.3. Методические материалы преподавателю. Лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения биохимических и гистологических исследований, световыми микроскопами. Гистологические препараты, ТСО, фолии, раздаточный материал, методические указания к выполнению лабораторных работ. 7.4. Обучающие и контролирующие программы. Имеются программы по автоматическому расчету показателей биологической ценности продуктов питания, по автоматическому расчету аминокислотного, жирнокислотного состава различных продуктов, автоматического проектирования рецептур многокомпаонентных комбинированных продуктов. Планируется создание обучающе-контролирующой программы на ЭВМ по теме: 1. Сущность и основные принципы пищеварения. Строение пищеварительного тракта и особенности переваривания пищи в отдельных его отделах. 2. Физиологическая оценка отдельных продуктов питания, значение белков, жиров, углеродов, витаминов и минеральных веществ. Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности подготовки дипломированного специалиста 271200- « Технология продуктов общественного питания» Программу составили: Антипова Л.В., д.т.н., профессор Слободяник В.С., к.б.н., доцент |