
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Методические указания
к КОНТРОЛЬНЫМ работам
по дисциплине «ЛЕЧЕБНОЕ ПИТАНИЕ»
для студентов специальности
420740 «Технология продуктов общественного питания и специального назначения»
заочной формы обучения
ПАВЛОДАР 2009 год
УТВЕРЖДЕНО
Директор Инженерной Академии
д.вет.н., профессор____________ Е.Б. Никитин
“___” _______________ 2009г.
Автор: к.т.н., доцент Е.Ф. Краснопёрова
Кафедра «Прикладная биотехнология»
^
по дисциплине «Лечебное питание»
420740 «Технология продуктов общественного питания и специального назначения»
заочной формы обучения
Разработана на основании ГОСО РК 3.07.221-2001 и каталога элективных дисциплин по специальности 420740 «Технология продуктов общественного питания и специального назначения» и рабочей программы «Лечебное питание», 2006г.
Рассмотрены на заседании кафедры «Прикладная биотехнология»
Протокол № ___ от _______________ 2009 г.
Зав. кафедрой «Прикладная биотехнология»
к.т.н., профессор _____________ М.С. Омаров
Утверждены на заседании научно-методического совета Инженерной Академии и рекомендованы к изданию
Протокол №___ от _______________2009 г.
Председатель НМС ИА
к.т.н., профессор _____________ Е.К. Ордабаев
Согласовано:
Начальник ИМО
к.п.н., профессор.___________ Н.М..Ушакова
Содержание
|
Стр.
|
Введение
|
4
|
1. Цели и задачи контрольной работы
|
4
|
^
|
5
|
3. Перечень вопросов для выполнения контрольной работы
|
6
|
4. Вопросы к экзамену
|
8
|
Список рекомендуемых источников
|
8
|
ВВЕДЕНИЕ
Питание является важнейшей физиологической потребностью организма. Оно необходимо для построения и непрерывного обновления клеток и тканей; поступления энергии, необходимой для восполнения энергетических затрат организма; поступления веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны, другие регуляторы обменных процессов и жизнедеятельности. Обмен веществ, функция и структура всех клеток, тканей и органов находятся в зависимости от характера питания. Питание - это сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ.
Изучение проблемы правильного, сбалансированного питания, является актуальной в настоящее время. Это связано с увеличением числа различных заболеваний населения Республики Казахстан, понижением иммунной системы организма, недостатка в питании населения основных биологически активных компонентов.
Лечебное питание (диетотерапия) - это применение с лечебной или профилактической целью специально составленных пищевых рационов и режимов питания для больных (с острыми заболеваниями или обострениями хронических заболеваний) людей.
Лечебное питание строится на основе данных по физиологии, биохимии и гигиене питания, в частности знаний о роли отдельных пищевых веществ и продуктов, значении сбалансированности и режима питания. Работа по обеспечению лечебного питания опирается на представления о причинах, механизмах и формах течения различных заболеваний, особенностях пищеварения и обмена веществ у здорового и больного человека. Особое значение имеет знание лечебных диет, технологии приготовления диетических блюд и организационных вопросов диетологии.
Лечебное питание - обязательный метод комплексной терапии.
^
Цель изучения дисциплины - овладение теоретическими знаниями об основах рационального питания, принципах создания комбинированных лечебных продуктов.
^
ознакомление с литературными данными по организации лечебного питания на основе мирового опыта и современных научных достижений;
получение знаний о научных основах рационального и принципах диетического питания;
ознакомление с лечебными свойствами продовольственных продуктов и последствиями их воздействия на организм;
научиться правильно, выбирать продукты и готовить лечебные блюда для питания различного контингента населения, максимально используя полезные качества исходного сырья;
знание основ физиологии и гигиены питания;
овладение навыками работы с таблицами калорийности и химического состава основных пищевых продуктов;
знание основных требований при организации диетического питания в медицинских учреждениях и предприятиях общественного питания, осуществляющих производство, хранение или переработку продуктов животного и растительного происхождения, а также их продажу.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать
научные основы рационального питания;
классификацию основных типов диет;
лечебные свойства продовольственных продуктов и последствиями их воздействия на организм;
основные требования при организации диетического питания в медицинских учреждениях и предприятиях общественного питания.
уметь
правильно составлять пищевые рационы, исходя из особенностей заболевания человека;
использовать знания методов контроля качества пищевых продуктов при создании пищевых рационов;
применять полученные знания на практике.
иметь навыки в области:
правильной организации лечебного питания;
идентификации и фальсификации продовольственных товаров;
работы с таблицами калорийности и химического состава основных пищевых продуктов.
Для изучения дисциплины «Лечебное питание» студентам необходимы знания курса дисциплин:
Физиология питания;
Биохимия;
Химия продовольственных продуктов;
Санитария и гигиена на предприятиях общественного питания;
Общая технология отрасли;
Основы количественного и качественного анализа продуктов питания.
^
Перед выполнением заданий контрольной работы студент должен изучить теоретические и практические вопросы дисциплины. Для этого он предварительно знакомится с указанной литературой и методическими указаниями. При изучении дисциплины предпочтительно использовать рекомендуемую литературу. По каждой теме рекомендуется изучение литературы, как основной, так и дополнительной.
Основой для изучения дисциплины служат знания, приобретенные студентами при изучении общеобразовательных и ряда специальных дисциплин.
Программой дисциплины «Лечебное питание» предусмотрено:
прослушивание цикла лекций по основным темам курса;
выполнение практических работ;
выполнение контрольной работы;
сдача экзамена.
Указания содержат список литературы, необходимой для самостоятельной подготовки студентов. В контрольной работе студент должен выполнить предложенные задания согласно установленного варианта. Работа над заданием состоит из нескольких этапов: выбор темы, знакомство с литературой, сбор материала, написание и оформление контрольной работы.
Тема контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, к проверке не принимается, при наличии замечаний контрольная работа подлежит доработке.
К выполнению контрольной работы студент приступает после изучения темы, целей и задач данной дисциплины и выбора своего номера варианта. Для этого он предварительно знакомится с указанной литературой и методическими указаниями.
Страницы текста должны иметь поля для замечаний преподавателя. Отдельные ответы на вопросы и решения задач желательно иллюстрировать схемами. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена и подписана студентом. Оформление каждого пункта задания (вопросов и задачи), необходимо начинать с указания номера (варианта) и полного текста вопроса и задачи.
На титульном листе необходимо указать: фамилию, имя, отчество студента, курс и факультет, номер зачётной книжки.
Ответы на вопросы необходимо сопровождать ссылкой на рекомендуемую литературу в соответствии с номером по списку, приведенному в конце настоящего методического указания.
К экзамену допускаются студенты, защитившие контрольную работу. По окончании работы студент должен представить преподавателю правильно и аккуратно составленный отчет по контрольной работе. Защита контрольных работ осуществляется по графику консультаций преподавателя.
^
Тема №1. Современное состояние и перспективы развития науки о питании.
Эпидемиология питания;
Обеспечение качества продовольственного сырья и пищевых продуктов;
Развитие фундаментальных исследований в области биохимии и физиологии питания.
Тема №2. Современное состояние и перспективы развития науки о питании.
Совершенствование методологии, традиционных и разработка новых технологий производства пищевых продуктов;
Разработка единой государственной политики в области питания.
Тема №3. Понятие о лечебном питании.
Физиологические потребности здорового человека в пищевых веществах и энергии;
Концепция сбалансированного питания А.А. Покровского;
Нормальная масса тела;
Ожирение.
Тема №4. Основы лечебного питания.
Значение лечебного питания в комплексной терапии и профилактике заболеваний;
Общие требования, предъявляемые к построению диет;
Характеристика основных пищевых продуктов.
Тема №5. Основы лечебного питания.
Значение плодов и овощей в лечебном питании;
Использование специй в диетологии.
Тема №6. Требования по организации лечебного питания в медицинских учреждениях и на предприятиях общественного питания.
Устройство и оборудование пищеблока;
Гигиена пищеблока и личная гигиена;
Организация лечебного питания для амбулаторных больных;
Тема №7. Лечебное питание при заболеваниях желудка и кишечника.
язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки;
гастриты;
функциональные расстройства желудка.
Тема №8. Лечебное питание при заболеваниях гепатобилиарной системы.
острый или хронический гепатит;
цирроз печени;
холецистит.
Тема №9. Лечебное питание при сердечно-сосудистых заболеваниях.
ишемическая болезнь сердца;
гипертоническая болезнь;
хроническая сердечно-сосудистая недостаточность.
Тема №10. Лечебное питание при заболеваниях органов дыхания.
Тема №11 Лечебное питание при заболеваниях почек, при нарушениях обмена и некоторых заболеваниях эндокринной системы
Тема №12. Технология приготовления диетических блюд.
первые и вторые блюда;
блюда и гарниры из овощей.
Тема №13. Технология приготовления диетических блюд.
холодные вторые блюда и закуски;
блюда из продуктов моря.
Тема №14. Технология приготовления диетических блюд.
блюда из яиц;
блюда из творога;
блюда и гарниры из круп, макаронных изделий и зернобобовых.
Тема №15. Гигиенические обоснования пищевых потребностей здоровых детей и подростков.
количественная адекватность питания;
качественная адекватность питания;
потребность в белках, жирах, углеводах.
Тема №16. Диетотерапия в условиях санаторно-курортного лечения больных.
Тема №17. Питание беременных, рожениц и кормящих матерей.
Тема №18. Лечебное питание при аллергических заболеваниях.
пищевая аллергия;
лечебное питание при бронхиальной астме;
лечебное питание при аллергических заболеваниях кожи.
Тема №19. Зондовое питание.
показания к назначению;
пищевой рацион для зондового питания;
противопоказания к зондовому питанию.
Тема №20.Парентеральное питание.
показания к назначению;
пищевые вещества для парентерального питания;
препараты для парентерального питания, принципы и техника их введения;
противопоказания к парентеральному питанию.
^
Современное состояние и перспективы развития науки о питании;
Обеспечение качества продовольственного сырья и пищевых продуктов;
Развитие фундаментальных исследований в области биохимии и физиологии питания;
Совершенствование методологии, традиционных и разработка новых технологий производства пищевых продуктов;
Разработка единой государственной политики в области питания;
Физиологические потребности здорового человека в пищевых веществах и энергии;
Концепция сбалансированного питания А.А. Покровского;
Нормальная масса тела;
Ожирение;
Значение лечебного питания в комплексной терапии и профилактике заболеваний;
Общие требования, предъявляемые к построению диет;
Характеристика основных пищевых продуктов;
Значение плодов и овощей в лечебном питании;
Использование специй в диетологии;
Требования по организации лечебного питания в медицинских учреждениях и на предприятиях общественного питания;
Организация лечебного питания для амбулаторных больных;
Лечебное питание при заболеваниях желудка и кишечника;
Лечебное питание при заболеваниях гепатобилиарной системы;
Лечебное питание при сердечно-сосудистых заболеваниях;
Лечебное питание при заболеваниях органов дыхания;
Лечебное питание при заболеваниях почек, при нарушениях обмена и некоторых заболеваниях эндокринной системы;
Технология приготовления диетических блюд;
Технология приготовления диетических блюд;
Технология приготовления диетических блюд;
Гигиенические обоснования пищевых потребностей здоровых детей и подростков;
Диетотерапия в условиях санаторно-курортного лечения больных;
Питание беременных, рожениц и кормящих матерей;
Лечебное питание при аллергических заболеваниях;
Зондовое питание;
Парентеральное питание.
^
Основная:
Камербаев А.Ю., Орынгалиев Н.О., Чоманов У., Синявский Ю.А. Тенденции развития технологии лечебно-профилактических продуктов питания. (Аналитический обзор) – Семипалатинск, 2001. (библиотека ПаУ);
Касьянов Г.И., Запорожский А.А., Юдина С.Б. Технология продуктов питания для людей пожилого и преклонного возраста. – Ростов-на-Дону: Март, 2001. (библиотека ПаУ);
Маршак М.С. Приготовление диетических блюд в домашних условиях. – М.: Пищевая промышленность, 1973. (библиотека ПаУ);
Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. – Новосибирск, 1999. (библиотека ПаУ);
Справочник по детской диететике. /Под редакцией Воронцова И.М., Мазурина А.В. – 2-е изд., доп. и перераб. - Лениенград: Медицина, 1980. (библиотека ПаУ);
Трушина Т.П. Основы микробиологии, физиологии питания и санитарии для общепита. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. (библиотека ПаУ);
Фурс И.Н. Технология производства продукции общественного питания. – М.: Высшая школа, 1988. (библиотека ПаУ).
Дополнительная:
Бренц М.Я., Сизова Н.П. Технология приготовления диетических блюд. М.: Знание, 1983;
Ладодо К.С. Технология новых продуктов для детского и лечебного питания. М., 1983;
Михайлов В.С., Трушкина Л.А., Могильный Н.П. Культура питания и здоровье семьи. – М.: Профиздат, 1987;
Петровский К.С. Азбука здоровья: О рациональном питании человека. – М.: Знание, 1982;
Павлоцкая Л.Ф. Физиология питания. – М.: Высшая школа, 1989;
Смоляр В.И. Рациональное питание. – К.: Наукова думка, 1991.
|