
ФГОУ СПО
«Красноярский медико-фармацевтический колледж
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Программа учебной дисциплины
Медицинская паразитология
Красноярск, 2010
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 060604 Лабораторная диагностика (базовой и углубленной подготовки).
код наименование специальности
Организация-разработчик: ФГОУ СПО «КМФК Росздрава»
Разработчик:
Питрукова О.К. ФГОУ СПО «КМФК Росздрава»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
^
-
-
|
4
5
|
-
^
|
6
|
-
результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
^
|
7
8
15
|
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
16
|
^
По оценкам специалистов, ежегодное число заболевающих паразитарными болезнями в России превышает 20 миллионов человек и имеет тенденцию к увеличению. Заболевания людей вызывают 287 видов гельминтов и около 70 видов патогенных простейших. В России обнаружено около 70 видов гельминтов, паразитирующих у человека, из них более 30 имеют массовое распространение, но только 11 гельминтозов официально регистрируются. По числу больных паразитарные болезни уступают только респираторным инфекциям, причем их массовое распространение регистрируется во всех регионах мира. По данным ВОЗ, гельминтозы стоят на третьем месте по числу больных. По величине наносимого здоровью людей ущерба гельминтозы входят в четыре ведущие причины среди всех болезней и травм.
Паразитами, т. е. организмами, которые постоянно или временно используют организмы других видов в качестве среды обитания или источника пищи, являются все без исключения возбудители болезней человека, животных, растений. В сложившейся практике, болезни, вызываемые вирусами, риккетсиями и бактериями, называют инфекционными; болезни, возбудителями которых являются патогенные грибы - микозами, а к собственно паразитарным болезням, по существующей терминологии, относят только протозоозы, вызываемые патогенными одноклеточными организмами - простейшими, и гельминтозы (глистные инвазии), возбудители которых - паразитические черви, или глисты.
На территории Красноярского края наибольший интерес представляют два паразитарных заболевания. Это - дифиллоботриоз, вызываемый лентецом Diphyllobotrium latum и описторхоз, вызываемый трематодой Opisthorchis felineus. Наиболее массовой из числа учитываемых официальной статистикой в России протозойных инфекций является лямблиоз. За 10 лет регистрация лямблиоза в целом по стране увеличилась в 2 раза. Весь нозоареал описторхоза находится на территории бывшего СССР, особенно в бассейне рек Оби, Иртыша, Камы, Днепра, Волги, Дона и др. Им поражены широкие слои населения, и заболеваемость имеет тенденцию к увеличению. Данные о заболеваемости часто занижены из-за скрытого течения паразитозов, изначально протекающих чаще всего по хроническому варианту под маской самых разных заболеваний. Симптоматика их связана с поражением отдельных органов и систем. Клинические проявления обусловлены многолетним присутствием возбудителя в организме больного (при отсутствии специфического лечения), что определяется продолжительностью жизни паразита или частыми реинвазиями, интенсивностью инвазии и характером иммунного ответа больного.
Лечение паразитарных болезней - сложная задача. Решение ее связано не только с проведением специфической антипаразитарной терапии, но и с поиском новых альтернативных средств и методов лечения, которые были бы менее токсичны и не требовали бы стационарного лечения.
Паразиты могут обитать в любых органах человека, поэтому медицинский лабораторных техник любой специализации может встречаться с паразитарными заболеваниями и обязан уметь идентифицировать их, применяя различные методы лабораторной диагностики, а также проводить профилактику заражения паразитарными болезнями.
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Медицинская паразитология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060604 Лабораторная диагностика (базовой и углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) по Медицинской паразитологии и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.
ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.
ПК 6.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно-гигиенических исследований.
ПК 6.2. Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.
ПК 6.3. Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области лабораторной диагностики при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
^
ОП.04. Медицинская паразитология
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
готовить препараты для паразитологических исследований методами нативного мазка, обогащения, приготовления толстой капли;
различать на препаратах представителей простейших, гельминтов и
членистоногих;
идентифицировать яйца и личинки гельминтов в биоматериале.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
классификацию паразитов человека;
географическое распространение паразитарных болезней человека;
основные морфологические характеристики простейших и гельминтов;
циклы развития паразитов;
наиболее значимые паразитозы человека;
основные принципы диагностики паразитозов человека;
основные принципы профилактики паразитарных болезней человека
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 100 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
^
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
100
|
^
|
76
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
60
|
теоретические занятия
|
16
|
^
|
24
|
в том числе:
|
|
1. Медицинская протозоология
|
1. Заполнение сравнительных таблиц
2. Решение ситуационных задач
|
4
|
2. Медицинская гельминтология
|
1. Ознакомление и работа с нормативным документом по лабораторной диагностике гельминтозов
2. Составление плана ответа
3. Заполнение сравнительных таблиц
4. Решение ситуационных задач
|
6
|
3. Медицинская арахноэнтомология
|
1. Конспектирование темы, которая не вошла в лекционный материал
2. Заполнение сравнительных таблиц
3. Решение ситуационных задач
|
6
|
4. Ядовитые животные
|
1. Чтение дополнительной литературы
2. Заполнение сравнительных таблиц
|
2
|
5. Аттестационное тестирование
|
1. Чтение учебника и дополнительной литературы, работа с периодическими изданиями
|
4
|
6. Зачет по практике
|
1. Чтение учебника и дополнительной литературы, работа с периодическими изданиями
|
2
|
Итоговая аттестация в форме:
зачет;
комплексный экзамен;
итоговая государственная аттестация
|
^
Результатом освоения учебной дисциплины Медицинская паразитология является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК. 1.1
|
Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.
|
ПК 1.2
|
Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества
|
ПК 6.1.
|
Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно-гигиенических исследований.
|
ПК 6.2.
|
Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.
|
ПК 6.3.
|
Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.
|
ОК 1
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
|
ОК 13
|
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
|
ОК 14
|
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
|
^
^
|
Содержание учебного материала, теоретические и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1.
|
Введение в медицинскую паразитологию
|
2
|
|
Тема 1.1. Введение в медицинскую паразитологию
|
1
|
Содержание учебного материала.
Понятие явления паразитизма, основные задачи медицинской паразитологии, классификация паразитов и хозяев паразитов, возраст и происхождение паразитизма, элементы экологической паразитологии, характеристика системы “паразит-хозяин”, морфофизиологические и биологические адаптации паразитов, ответные реакции организма хозяина, трансмиссивные и природно-очаговые болезни, классификация природных очагов.
|
2
|
ознакомительный
|
Раздел 2.
|
Медицинская протозоология
|
16
|
|
Тема 2.1.
тип Простейшие
|
Содержание учебного материала.
|
4
|
|
1
|
^
Особенности внешнего и внутреннего строения, органоиды общего и специального назначения, размножение, инцистирование, признаки лежащие в основе подразделения типа на классы.
Класс Саркодовые - диагностические морфофизиологические особенности дизентерийной амебы, ротовой амебы и кишечной амебы, жизненный цикл дизентерийной амебы, диагностика и профилактика амебиаза.
^ - диагностические морфофизиологические особенности, жизненный цикл лямблии, трихомонады, трипаносомы, лейшмании, диагностика и профилактика заболеваний.
|
2
|
ознакомительный
|
2
|
^
Диагностические морфофизиологические особенности представителей отряда кровяных споровиков - возбудителей малярии и отряда кокцидий - токсоплазмы, диагностика и профилактика малярии и токсоплазмоза, противомалярийные мероприятия.
^ - диагностические морфофизиологические особенности, жизненный цикл кишечного балантидия, диагностика и профилактика балантидиаза.
|
2
|
ознакомительный
|
Практические занятия
|
10
|
|
1
|
класс Саркодовые
Изучение диагностических морфофизиологических особенностей дизентерийной амебы, ротовой амебы и кишечной амебы, жизненного цикл дизентерийной амебы, диагностики и профилактики амебиаза.
Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
2
|
класс Жгутиковые
Изучение диагностических морфофизиологических особенностей, жизненного цикла трипаносомы, лейшмании, диагностики и профилактики трипаносомоза и лейшманиозов.
Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
3
|
класс Жгутиковые
Изучение диагностических морфофизиологических особенностей, жизненного цикла лямблии, трихомонады, диагностики и профилактики заболеваний. Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
|
4
|
класс Споровики
Изучение диагностических морфофизиологических особенностей представителей отряда кровяных споровиков - возбудителей малярии и отряда кокцидий - токсоплазмы, диагностики и профилактики малярии и токсоплазмоза, противомалярийных мероприятий.
Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
5
|
класс Инфузории
Изучение диагностических морфофизиологических особенностей, жизненного цикла кишечного балантидия, диагностики и профилактики балантидиаза.
Идентификация паразита в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
Контрольная работа
|
2
|
|
1
|
Протозоонозы
Лабораторная диагностика протозоонозов. Идентификация паразитических представителей типа Простейшие.
|
2
|
продуктивный
|
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
2. Заполнение сравнительных таблиц.
3. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
4. Решение ситуационных задач
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Изучение методик лабораторной диагностики протозоонозов
2. Изучение нормативных документов
3. Работа с электронными ресурсами
|
4
|
продуктивный
|
Раздел 3.
|
Медицинская гельминтология
|
32
|
|
Тема 3.1.
Класс Сосальщики
|
Содержание учебного материала.
|
2
|
|
1
|
^ - особенности внешнего и внутреннего строения, экология, признаки лежащие в основе подразделения типа на классы.
Класс Сосальщики - диагностические морфофизиологические особенности печеночного сосальщика, кошачьего сосальщика, китайского сосальщика, легочного сосальщика и ланцетовидного сосальщика, циклы развития сосальщиков, диагностика и профилактика трематодозов.
|
2
|
ознакомительный
|
Практические занятия
|
6
|
|
1
|
класс Сосальщики
Изучение особенностей внешнего и внутреннего строения, экологии паразитов, а также признаков лежащих в основе подразделения типа на классы.
Изучение диагностических морфофизиологических особенностей печеночного сосальщика, диагностики и профилактики фасциолеза.
Идентификация печеночного сосальщика в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
2
|
класс Сосальщики
Изучение диагностических морфофизиологических особенностей китайского и кошачьего сосальщиков, диагностики и профилактики клонорхоза и описторхоза.
Идентификация паразитов в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
3
|
класс Сосальщики
Изучение диагностических морфофизиологических особенностей ланцетовидного и легочного сосальщиков, диагностики и профилактики дикроцелиоза и парагонимоза.
Идентификация паразитов в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
Контрольная работа
|
2
|
|
1
|
Трематодозы
Лабораторная диагностика трематодозов. Идентификация паразитов в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
Тема 3.2.
Класс
Ленточные черви
|
Содержание учебного материала.
|
2
|
|
1
|
^ - диагностические морфофизиологические особенности лентеца широкого, свиного цепня, бычьего цепня, карликового цепня, эхинококка и альвеококка, циклы развития ленточных червей, диагностика и профилактика цестодозов.
|
2
|
ознакомительный
|
Практические занятия
|
6
|
|
1
|
класс Ленточные черви
Изучение общей характеристики класса, диагностических морфофизиологических особенностей лентеца широкого, диагностики и профилактики дифиллоботриоза.
Идентификация паразита в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
2
|
класс Ленточные черви
Изучение общей характеристики класса, диагностических морфофизиологических особенностей свиного цепня, бычьего цепня, карликового цепня , диагностики и профилактики тениоза, цистицеркоза, тениаринхоза, гименолепидоза.
Идентификация паразитов в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
3
|
класс Ленточные черви
Изучение общей характеристики класса, диагностических морфофизиологических особенностией эхинококка и альвеококка , диагностики и профилактики эхинококкоза и альвеококкоза. Идентификация паразитов в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
Контрольная работа
|
2
|
|
1
|
Цестодозы
Лабораторная диагностика цестодозов. Идентификация паразитов в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
Тема 3.3.
Класс
Круглые черви
|
Содержание учебного материала.
|
2
|
|
1
|
^ - особенности внешнего и внутреннего строения.
Класс Собственно круглые черви - диагностические морфофизиологические особенности аскариды, острицы, власоглава и трихинеллы, циклы развития круглых червей, диагностика и профилактика нематодозов.
|
2
|
ознакомительный
|
Практические занятия
|
6
|
|
1
|
класс Круглые черви
Изучение особенности внешнего и внутреннего строения, экологии паразитов, а также признаков лежащих в основе подразделения типа на классы.
Изучение общей характеристики класса, диагностических морфофизиологических особенностей аскариды, диагностики и профилактики аскаридоза.
Идентификация паразита в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
2
|
класс Круглые черви
Изучение диагностических морфофизиологических особенностей острицы , диагностики и профилактики энтеробиоза.
Идентификация паразита в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
3
|
класс Круглые черви
Изучение диагностических морфофизиологических особенностей власоглава и трихинеллы, диагностики и профилактика трихоцефалеза и трихинеллеза.
Идентификация паразитов в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
Контрольная работа
|
2
|
|
1
|
Нематодозы
Лабораторная диагностика нематодозов.
Идентификация паразитов в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
Тема 3.4.
Гельминтозы человека
|
Контрольная работа
|
2
|
|
|
^
Лабораторная диагностика гельминтозов.
Идентификация паразитов в препаратах. Овогельминтоскопия.
|
2
|
продуктивный
|
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
2. Заполнение сравнительных таблиц.
3. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
4. Решение ситуационных задач
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Изучение методик лабораторной диагностики гельминтозов
2. Изучение нормативных документов
3. Работа с электронными ресурсами
|
6
|
продуктивный
|
|
Тема 3.5.
Зачет
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
|
1
|
Лабораторная диагностика протозоонозов и гельминтозов. Идентификация паразитов.
|
2
|
продуктивный
|
|
Раздел 4.
|
Медицинская арахноэнтомология
|
18
|
|
|
Тема 4.1.
Тип членистоногие
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
|
1
|
^ - особенности внешнего и внутреннего строения, признаки лежащие в основе классификации типа на классы.
Класс Ракообразные - особенности внешнего и внутреннего строения, медицинское значение высших и низших ракообразных.
Класс Паукообразные - морфофизиологические особенности отрядов скорпионы, фаланги, пауки, клещи, медицинское значение, диагностика чесотки и демодекоза, профилактика, меры борьбы с клещами.
Класс Насекомые - морфофизиологические особенности отрядов таракановые, блохи, вши, клопы, двукрылые, меры борьбы с насекомыми, диагностика педикулеза, миазов.
|
2
|
ознакомительный
|
|
Тема 4.2.
Класс Паукообразные
|
Практические занятия
|
4
|
|
|
1
|
Паукообразные
Изучение особенности внешнего и внутреннего строения, признаков лежащих в основе классификации типа на классы.
Класс Паукообразные
Изучение особенности внешнего и внутреннего строения, подразделения на семейства, характеристики отрядов - скорпионы, фаланги, пауки и их медицинского значения.
Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
|
2
|
Паукообразные
Изучение особенности внешнего и внутреннего строения, подразделения на семейства, характеристики отряда клещей, видового многообразия клещей, медицинского значения, мер борьбы с клещами, методов лабораторной диагностики чесотки и демодекоза, профилактики клещевых заболеваний.
Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
|
Контрольная работа
|
2
|
|
|
1
|
Арахнология
Лабораторная диагностика паразитарных заболеваний.
Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
|
Тема 4.2.
Класс Насекомые
|
Практические занятия
|
8
|
|
|
1
|
класс Насекомые
Изучение особенности внешнего и внутреннего строения насекомых, подразделения на семейства, характеристики отрядов - таракановые и клопы, мер борьбы с насекомыми.
Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
|
2
|
класс Насекомые
Изучение особенности внешнего и внутреннего строения, подразделения на семейства, характеристики отрядов вши и блохи, мер борьбы, диагностики и профилактики педикулеза.
Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
|
3
|
класс Насекомые
Изучение особенности внешнего и внутреннего строения, подразделения на семейства, характеристики отрядов двукрылые, характеристики комаров, мер борьбы.
Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
|
4
|
класс Насекомые
Изучение особенности внешнего и внутреннего строения, подразделения на отряды, характеристики отряда двукрылые, характеристики мух, мер борьбы.
Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
|
Контрольная работа
|
2
|
|
|
1
|
Энтомология
Лабораторная диагностика заболеваний.
Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
2. Заполнение сравнительных таблиц.
3. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
4. Решение ситуационных задач
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Изучение методик лабораторной диагностики паразитарных заболеваний
2. Изучение нормативных документов
3. Работа с электронными ресурсами
|
6
|
продуктивный
|
|
Раздел 5.
Ядовитые животные.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
|
1
|
Классификация ядовитых животных - первично- и вторично-ядовитые, активно- и пассивно-ядовитые, вооруженные и невооруженные.
Характеристика животных ядов - нейротоксины, цитотоксины, геморрагины, гемолизины.
Ядовитые животные - кишечнополостные (медузы), насекомые (перепончатокрылые), рыбы (скаты, ерши, окуни, мурены, крылатки, бородавчатки, фугу), амфибии (лягушки, жабы), рептилии (гадюковые змеи, аспиды, морские змеи, ужеобразные). Медицинская помощь при укусах.
|
2
|
ознакомительный
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
1. Заполнение таблиц.
2. Решение ситуационных задач
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Изучение методик лабораторной диагностики паразитарных заболеваний
2. Изучение нормативных документов
3. Работа с электронными ресурсами
|
2
|
продуктивный
|
|
^
|
Содержание учебного материала
|
4
|
|
|
1
|
^
Компьютерное тестирование
Контроль знаний по всем темам курса “Медицинская паразитология”.
|
2
|
репродуктивный
|
|
Практическое занятие
|
2
|
|
|
1
|
^
Лабораторная диагностика паразитарных заболеваний.
Идентификация паразитов в препаратах.
|
2
|
продуктивный
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
2. Заполнение сравнительных таблиц.
3. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
4. Решение ситуационных задач
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Изучение методик лабораторной диагностики паразитарных заболеваний
2. Изучение нормативных документов
3. Работа с электронными ресурсами
|
6
|
продуктивный
|
|
^
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета медицинской паразитологии.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект препаратов;
- комплект бланков медицинской документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (таблицы, схемы).
- рабочие места по количеству обучающихся
- лабораторное оборудование
Информационные технологии в профессиональной деятельности:
- компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации.
^
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники :
Генис Д.Е. Медицинская паразитология: Учебник.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1991
Дополнительные источники:
Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Карпов И.А. Основы общей и медицинской паразитологии. Издание 2-е. Серия “Учебники и учебные пособия”. Ростов н\Д: “Феникс”, 2002.
Биология. В 2 кн. Кн. 2: Учеб. для спец. вузов/ В.Н.Ярыгин, В.И.Васильева, И.Н.Волков, В.В.Синельщикова; Под ред. В.Н.Ярыгина.- 2-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 1999.
Биология с общей генетикой. Слюсарев А.А. изд. 2-Е, М.: Медицина, 1978
Лямблиоз: Учебное пособие/ Авдюхина Т.И., Константинова Т.Н., Кучеря Т.В., Горбунова Ю.П.; Российская медицинская академия постдипломного образования. М., 2003.
Т.М.Лютикова, С.А.Строд, С.В.Шубенко. этиология и лабораторная диагностика гельминтозов человека, встречающихся на территории Омской области; Под ред. Т.М.Лютиковой.- Омск, 1998.
Талызин Ф.Ф. Ядовитые животные суши и моря, М.: Знание, 1970.
^
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Медицинская паразитология» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
^
|
Основные показатели оценки результата
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
освоенные умения
|
- соблюдение требований к организации рабочего места и технике безопасности
- забор биологического материала
- проведение исследования биологического материала различными методами
- участие в контроле качества
- регистрация результатов исследований
- утилизация отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
- демонстрация интереса к будущей профессии
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области лабораторной диагностики паразитарных болезней
соблюдение техники безопасности
- оценка эффективности и качества выполнения исследования;
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы
эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников, включая электронные.
|
Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- контрольных работ по темам учебной дисциплины
Зачеты по разделам дисциплины
Аттестационное тестирование
Комплексный экзамен
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
|
готовить препараты для паразитологических исследований методами нативного мазка, обогащения, приготовления толстой капли;
различать на препаратах представителей простейших, гельминтов и членистоногих;
идентифицировать яйца и личинки гельминтов в биоматериале
|
усвоенные знания
|
классификацию паразитов человека;
географическое распространение паразитарных болезней человека;
основные морфологические характеристики простейших и гельминтов;
циклы развития паразитов;
наиболее значимые паразитозы человека;
основные принципы диагностики паразитозов человека;
основные принципы профилактики паразитарных болезней человека
|
освоенные компетенции
|
Профессиональные компетенции:
готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.
проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества
готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно-гигиенических исследований
проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.
проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.
Общие компетенции:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
|
Разработчики:
ФГОУ СПО зав. отделением Питрукова О.К.
«КМФК Росздрава» «Лабораторная диагностика»
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
|