ПРОЕКТ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
для специальности 060604.51 Лабораторная диагностика
2012
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 060604.51 Лабораторная диагностика, квалификация – медицинский лабораторный техник.
Организация разработчик: ФГОУ СПО «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Разработчик:
Горчакова Н.Г., преподаватель дисциплины «БЖД и Медицина катастроф».
^
|
4
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5
|
^
|
10
|
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
12
|
СОДЕРЖАНИЕ
^
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604.51 Лабораторная диагностика, специальность медицинский лабораторный техник.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована для обучения оказания первой медицинской помощи различных слоев населения в том числе рабочих специальностей, связанных с повышенным риском.
^
Профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-владеть экспресс - диагностикой состояний, требующих оказания первой
медицинской помощи;
-соблюдать права пациента при оказании ему неотложной помощи;
-владеть современными технологиями оказания первой медицинской помощи
в условиях чрезвычайных ситуаций;
-взаимодействовать с бригадами скорой медицинской помощи и
спасателями;
-подготовить пациента к транспортировке;
-осуществлять наблюдение и уход за пострадавшими во время
транспортировки в зависимости от характера поражающего фактора.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-правовую ответственность при отказе от оказания первой медицинской
помощи пациентам;
-права пациента при оказании ему неотложной помощи.
^
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.
^
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
54
|
^
|
36
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
36
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
18
|
В том числе:
|
|
Написание реферативных сообщений
|
6
|
Создание электронных дидактических материалов
|
8
|
Заполнение дифференциально-диагностических таблиц
|
2
|
Составление проблемно-ситуационных задач
|
2
|
Итоговый контроль в виде дифференцированного зачета
|
^
^
|
Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся
|
^
|
Уровень освоения
|
Раздел 1. Правовые аспекты оказания и неоказания помощи пострадавшим (заболевшим). Безопасность работы персонала при оказании помощи.
|
|
|
|
Тема 1.1. Действующие нормативные документы по оказанию и неоказанию помощи пострадавшим и заболевшим.
|
Содержание учебного материала
|
1
|
1.
2.
3.
4.
|
Основы действующего законодательства (административное и уголовное право) относительно оказания и неоказания помощи пострадавшим.
Понятие первой медицинской помощи. Безопасность работы при оказании помощи пострадавшим.
Правила использования аптечки первой помощи при «аварийной ситуации».
Организация ПМП в условиях чрезвычайной ситуации. Поражающие факторы, их характеристика.
|
|
1
1
2
1
|
Тема 1.2. Обследование больных. Применение лекарственных средств.
|
Содержание учебного материала
|
3
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Понятие об обследовании больного. Виды, способы обследования. Субъективные и объективные методы обследования. Перкуссия, пальпация, аускультация.
Измерение температуры тела человека. Интерпретация результатов.
Измерение артериального давления.
Способы введения лекарственных средств. Парентеральное введение лекарственных средств.
Постинъекционные осложнения.
Применение алгоритма подкожной и внутримышечной инъекции.
|
1
2
2
1
2
|
Практические занятия.
Проведение обследования пострадавшего. Применение лекарственных средств.
|
3
|
|
Тема 1.3. Транспортировка пострадавших.
|
Содержание учебного материала
|
4
|
1.
2.
3.
4.
|
Транспортная иммобилизация. Правила, принципы.
Виды транспортировки пострадавших в условиях чрезвычайных ситуаций.
Проведение осмотра пострадавшего по алгоритму.
Организация транспортировки пострадавших. Положение пострадавших при транспортировке, наблюдение, уход в зависимости от поражающего фактора.
|
1
1
2
2
|
Практические занятия.
Организация транспортировки пострадавших.
|
4
|
|
Раздел 2. Критические состояния организма.
|
|
|
Тема 2.1. Основы сердечно-легочной реанимации
|
Содержание учебного материала
|
6
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Определение понятий: терминальные состояния, биологическая смерть.
Понятие о сердечно-легочной реанимации (СЛР). Показания и противопоказания к проведению СЛР. Продолжительность реанимации.
Восстановление проходимости дыхательных путей.
Проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ), непрямого массажа сердца.
Определение эффективности проведения ИВЛ, непрямого массажа сердца.
|
1
1
2
2
|
Практические занятия.
1. Применение комплекса реанимационных мероприятий.
|
4
|
|
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание реферативного сообщения «Особенности реанимации у детей, стариков и беременных женщин»
|
2
|
Раздел 3. Открытые повреждения. ПМП при повреждениях различного происхождения.
|
|
|
Тема 3.1. Оказание первой медицинской помощи при ранах.
|
Содержание учебного материала
|
6
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Определение понятия «раны». Классификация ран.
Клиническая характеристика различных видов ран.
Инфицирование ран. Асептика и антисептика.
Оказание первой медицинской помощи при ранах.
Наложение мягких бинтовых повязок.
|
1
1
1
2
2
|
Практические занятия.
1. Оказание первой медицинской помощи при ранах. Десмургия.
|
4
|
|
Самостоятельная работа обучающихся.
Создание электронного дидактического материала «Первая медицинская помощь при ранах».
|
2
|
Тема 3.2. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях и кровопотерях.
|
Содержание учебного материала
|
6
|
1.
2.
3.
4.
|
Определение понятия «кровотечение». Виды кровотечений. Признаки кровотечений.
Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях и острой кровопотере.
Способы временной остановки наружных кровотечений.
Использование индивидуального перевязочного пакета по алгоритму.
|
1
2
1
2
|
Практические занятия.
1. Применение приемов первой медицинской помощи при кровотечениях и кровопотере.
|
4
|
|
Самостоятельная работа обучающихся.
Создание электронного дидактического материала «Временный гемостаз при кровотечениях».
|
2
|
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи при механических травмах и травматическом шоке.
|
|
|
Тема 4.1. Оказание первой медицинской помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата, травматическом шоке.
|
Содержание учебного материала
|
6
|
1.
2.
3.
4.
|
Классификация повреждений опорно-двигательного аппарата.
Клинические признаки повреждений мягких тканей, вывихов, переломов.
Объем первой медицинской помощи пострадавшим при травмах опорно-двигательного аппарата, ампутационной травме.
Травматический шок - признаки, комплекс элементарных противошоковых мероприятий при оказании первой медицинской помощи.
|
1
1
2
1
|
Практические занятия.
1. Оказание первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата и травматическом шоке.
|
4
|
|
Самостоятельная работа обучающихся.
Заполнение дифференциально-диагностической таблицы «Травмы опорно-двигательного аппарата».
Написание реферативного сообщения. «Неотложная помощь при травматическом шоке».
|
2
|
Тема 4.2. Оказание первой медицинской помощи при травмах позвоночника, грудной клетки, костей таза, черепно - мозговой травме.
|
Содержание учебного материала
|
8
|
1.
2.
|
Клинические признаки повреждений позвоночника, грудной клетки, костей таза.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при травмах головы, травмах грудной клетки,
позвоночника, таза.
|
1
2
|
Практические занятия.
1. Оказание первой медицинской помощи при механических повреждениях головы, позвоночника, грудной клетки, костей таза.
|
4
|
|
Самостоятельная работа обучающихся.
Создание электронного дидактического материала «Помощь пострадавшим во время транспортировки при отсутствии транспорта».
Составление проблемно-ситуационных задач по теме «Травмы грудной клетки, таза, черепно-мозговой травме»
|
4
|
Раздел 5. Оказание первой медицинской помощи при экстремальных воздействиях и несчастных случаях.
|
|
|
Тема 5.1. Оказание первой медицинской помощи при термических поражениях.
|
Содержание учебного материала
|
7
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
Классификация термических поражений.
Факторы, усиливающие повреждающее действие высокой и низкой температуры.
Клинические признаки термических поражений.
Способы определения площади ожога.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах, ожоговом шоке, отморожениях и при переохлаждении.
Отравление угарным газом.
|
1
1
1
2
2
1
|
Практические занятия.
1. Оказание первой медицинской помощи при воздействии на организм низких и высоких температур.
|
4
|
|
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание реферативного сообщения «Оказание первой медицинской помощи при переохлаждении, тепловом ударе».
Заполнение дифференциально-диагностической таблицы «Диагностика термических поражений»
|
3
|
Тема 5.2. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.
|
Содержание учебного материала
|
7
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Местные и общие изменения при электротравме.
Первая медицинская помощь при поражении электрическим током. Особенности реанимационных мероприятий при электротравме.
Оказание первой медицинской помощи при утоплении.
Асфиксия – диагностика, особенности реанимационных мероприятий.
Отравление кислотами и щелочами.
|
1
2
2
1
1
|
Практические занятия.
1. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.
|
4
|
|
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание реферативного сообщения «Первая помощь при несчастных случаях у детей».
|
3
|
|
ВСЕГО
|
54
|
^
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Первая медицинская помощь».
Оборудование учебного кабинета:
шкафы материальные;
классная доска;
стол и стул для преподавателя;
столы и стулья для студентов;
стеллаж для муляжей;
столик процедурный;
кушетка.
Изобразительные пособия (плакаты, схемы, фотографии, фотоснимки, рентгеновские снимки, таблицы, диаграммы);
Натуральные пособия – фантомы:
Мужской торс с головой
Тренажер реанимации новорожденного
Тренажер реанимации ребенка (3 года)
Тренажер реанимации со световым контролем
Реанимационный торс взрослого - 5 штук
Тренажер первой помощи при аспирации у ребенка
Тренажер первой помощи при аспирации у взрослого
Набор моделей ран - 5 штук
Фантом для постановки внутримышечных инъекций
Технические средства обучения:
звуковые (магнитофоны);
визуальные (негатоскоп);
аудиовизуальные (DVD, телевизор);
компьютер (мультимедиа – система, система Интернет);
информационный фонд (лазерные диски, телепрограммы, диафильмы, контролирующие программы, обучающие программы, электронные учебники, пособия, презентации).
^
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Первая медицинская помощь/П.В.Глыбочко и др. –М:2009-50 экз.
Буянов В.М., Нестеренко «Первая медицинская помощь» Учебник – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2000. (учеб. лит. Для учащихся мед. училищ)
Лыче В.Г. Сестринское дело в терапии с курсом ПМП уч. Пос/В.Г.Лычев, В.К.Карманов.-М.:Форум, 2009.-544с. –(профессиональное образование)
Лычев В.Г. Руководство по проведению практических занятий по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом ПМП»: уч.-метод. Пособие/В.Г.Лычев, В.К.Карманов.-М.:ФОРУМ, 2008.-384с.-(профессиональное образование)
Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие/Н.Ю.Корягина; под ред. З.Е.Солиной.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009.-464с.: ил.
Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом ПМП: Практикум/под ред. Б.В.Карабухина.-Ростов н/Д:Феникс 2008.
Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.-192с.
Практическое руководство по травматологии для фельдшеров/ Н.В.Барыкина.Р-н/Д 2009 -30 экз.-
Интернет – источники:
1. Полисмед (сайт) URL:
http:// www. polismed.ru./health/ 7378/ html
2. Инпромед (сайт) URL:
http:// www. inpromed.ru./ashow. php.
Дополнительные источники:
Красильникова И.М., Моисеева Е.Г. Неотложная доврачебная медицинская помощь. – М.: АНМИ, 2004.
Шаховец В.В., Виноградов А.В. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. М..ООО «ИЦ-Редакция» «Военные знания», 2003.
Черкашина З.А. Доврачебная помощь пострадавшим и внезапно заболевшим. – М.: Медпрактика –М.-2003.
Самусев Р.П. Атлас анатомии человека – 5-е изд., перераб. и доп. – М.; ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Мир и образование», 2003.
-
^
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
^
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
^
- владеть приемами оказания первой медицинской помощи;
- владеть экспресс - диагностикой состояний, требующих оказания первой медицинской помощи;
- соблюдать права пациента при оказании ему неотложной помощи;
- взаимодействовать с бригадами скорой медицинской помощи и спасателями.
^
- правовую ответственность при отказе от оказания первой медицинской помощи пациентам;
- права пациента при оказании ему неотложной помощи.
|
Формы контроля знаний.
1.Индивидуальный
2.Групповой
3.Комбинированный
4.Самоконтроль
5.Фронтальный
Методы контроля.
1.Устный
2.Письменный
3.Практический
4.Поурочный балл (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка).
|
|