Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми icon

Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми





Скачать 177.48 Kb.
Название Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми
Дата 30.01.2013
Размер 177.48 Kb.
Тип Документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНТАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ


Все проявления, нарушающие ваши права — это насилие.


Права определяются Конвенцией ООН о правах ребенка (по Конвенции ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет). Согласно этому международному документу, ребенок имеет право: на жизнь; уровень жизни, необходимый для полноценного развития; свободное выражение своих взглядов и мнения; свободу мысли, совести и религии; всестороннее участие в культурной жизни; защиту от экономической эксплуатации; образование; доступ к надлежащей информации; обращение в органы правосудия; защиту от сексуальной эксплуатации, злоупотреблений и небрежного обращения.

Виды насилия:

^ ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию ( причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства)

^ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией.

^ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ - ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка

^ ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ - не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении. А также оставление детей без присмотра

В соответствии со вступившей в силу на территории Российской Федерации с 1 января 1999 г. Международной (десятого пересмотра) статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), в класс ХГХ "Травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин смертности", который позволяет систематизировать происшествия, условия и обстоятельства в качестве причины травмы, отравления и другого неблагоприятного воздействия, под рубрикой "Т74" включен синдром жестокого обращения. Он включает в себя такие состояния, как:

- физическая жестокость, в т.ч. побои (синдром истязания младенца или ребенка);

  • психологическая жестокость;

  • сексуальная жестокость;

  • оставление без внимания или заброшенность;

  • другие синдромы жестокого обращения, а также синдром не уточненного жестокого обращения, в т.ч. с ребенком.




  1. Физическое насилие


Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Чаще всего это происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;

  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;

  • дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.



Распознание факта физического насилия над ребенком.


Характер повреждений:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

  • участки облысения, кровоподтеки на голове;

  • повреждения внутренних органов;

  • "синдром сотрясения" у грудных детей.

На случайный характер травм указывает:

  • множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

  • несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

  • наличие других признахов жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

  • появление травм после выходных и праздничных дней. ^ Особенности поведения:

Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей;

плохо развитые навыки общения; крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность;

жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.

^ Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм;

боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей;

плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.

^ Подростковый возраст: побеги из дома;

употребление алкоголя, наркотиков;

попытки самоубийства;

криминальное или антиобщественное поведение.

^ Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

  • обвинение в травмах самого ребенка;

  • позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

  • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

  • большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.




  1. Пренебрежение основными нуждами ребенка

(моральная жестокость)


Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

  • отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

  • отсутствие заботы и присмотра за ребенком;

  • отсутствие внимания и любви к ребенку и др.

Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.

Последствия моральной жестокости у детей.

Внешние проявления:

  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

  • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

  • нечистоплотность, несвежий запах. Физические признаки:

  • отставание в весе и росте от сверстников;

  • педикулез, чесотка;

  • частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;

  • запущенный кариес;

  • отсутствие надлежащих прививок;

  • задержка речевого и психического развития. Особенности поведения:

  • постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

  • неумение играть;

  • постоянный поиск внимания/участия;

  • частые пропуски школьных занятий;

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

  • дети раннего возраста;

  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

  • дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;

  • дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

  • дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

  • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

  1. Сексуальное насилие


Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. К данному виду насилия относятся:

  • половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным, оральным способом;

  • мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;

  • введение предметов во влагалище или анус;

  • сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

  • мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;

  • демонстрация эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;

  • совершение полового акта в присутствии ребенка;

-демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);

- подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

  • не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

  • может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;

  • не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

  • патриархально-авторитарный уклад;

  • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

  • конфликтные отношения между родителями;

  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;

  • ребенок долгое время жил без родного отца;

  • вместо родного отца - отчим или сожитель матери;

  • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;

  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Распознание сексуального насилия над ребенком. Характер травм и заболеваний:

-повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы;

  • "зияние" ануса;

  • следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;

  • наличие заболевания, передающегося половым путем;

  • беременность;

  • недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;

  • нервно-психические расстройства;

  • психосоматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения ребенка.

Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);

несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.

^ Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.

Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

Как показывает практика, в 80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым.

Данная форма насилия из всех его видов, как показывает анализ, известна в гораздо меньшей степени, заслуживая в дополнение к вышесказанному более глубокого рассмотрения для принятия в повседневной практике мер профилактики, выработки настороженности и тактики соответствующего поведения у родителей, самих детей, расширения знаний в данной области соответствующих специалистов, в первую очередь, медицинских и педагогических работников.

Действия родителей по предотвращению сексуального насилия по отношению к ребенку.

Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать.

Анонимные опросы показывают, что каждая четвертая девочка и каждый шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет.

Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.

Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но этого все-таки может казаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит. Тайна окружает сексуальное насилие. Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них никогда не раскрывают эту тайну.

Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:

-угрозы со стороны насильника;

-насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и ребенок может жалеть его;

  • жертва может считать себя виновным в насилии;

  • ребенок любит насильника или нуждается в нем;

  • пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое ему уделяет насильник;

  • ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;

  • несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят. Почему дети должны знать о сексуальном насилии?

Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.

Что дети должны знать, чтобы защитить себя.

Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.

Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может прикасаться к ней без его согласия, и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.

Необходимо научить ребенка:

  • доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом он сможет распознать возможную опасность и избежать ее;

-уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения.

При этом следует объяснить, что:

  • хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия;

  • плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу;

  • смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение. Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела.

Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен:

  • громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает;

  • убежать;

  • рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.

Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.

Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения.

Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых чувств.

От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями - это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.

Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.

Взаимоотношения с посторонними.

Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его:

  • входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик;

  • самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, может быть фраза, что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей нет дома;

  • несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации;

  • рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб;

  • нужно научить ребенка пользоваться телефоном-автоматом, знать номер домашнего телефона и почтовый адрес;

  • если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут;

  • выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми icon «психологическое насилие над детьми»

Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми icon Рекомендации родителям по работе с детьми над опорно-двигательным аппаратом в домашних условиях

Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми icon Опыт работы специалистов сппс по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого

Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми icon Преимущество антиоксидантов над ингибиторами протеаз в лечении острого панкреатита и профилактике

Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми icon Методические рекомендации по профилактике вич/спид (для медицинских работников лпу)
Государственное учреждение здравоохранения Областной Центр по профилактике и борьбе со спид и инфекционными...
Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми icon Классный час в 6 классе, направленный на обсуждение с детьми средней школы серьезных тем, над которыми
Разработка предложена в форме ролевой игры, что позволяет не только обсудить тему, но и посмотреть...
Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми icon Памятки для сотрудников образовательных учреждений по работе с детьми с ограниченными возможностями

Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми icon Методические рекомендации по организации оздоровительной работы с детьми в летний период доу №122

Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми icon Методические рекомендации для практической и самостоятельной работы студентов над курсом «Латинский

Методические рекоментации по профилактике насилия над детьми icon Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы