|
Скачать 215.44 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Декан педиатрического факультета, Проректор по учебной работе, доцент профессор _____________ В.Б. Студницкий _____________ А.И. Венгеровский РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХИАТРИИ для специальности 060103 «ПЕДИАТРИЯ» Курс – 5 Семестры – IX Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии Учебные часы по Государственному образовательному стандарту Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития – 134 часов. Учебные часы по действующему учебному плану – 122 ч. Лекции – 18 ч. Практические занятия – 63 ч. Самостоятельная работа – 41 ч. Экзамен ^ Основная цель – приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков для учета психического состояния пациента с соматическими и хирургическими расстройствами. В процессе изучения психиатрии решаются следующие задачи:
^
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХИАТРИИ ^ Тема 1. Предмет и задачи психиатрии, история ее развития. Организация психиатрической помощи. Возрастные закономерности психических расстройств у детей и подростков. Представление о пограничных, психотических, интеллектуально-мнестических расстройствах. Синдромальный и нозологический подходы в психиатрии. Основные симптомы и синдромы эмоциональных расстройств. Современная классификация аффективных расстройств. Основные симптомы и синдромы расстройств восприятия, мышления и памяти. Нозологическое своеобразие этих расстройств. Расстройства интеллекта. Классификация умственной отсталости, виды деменций, их клинические особенности. Тема 2. Особенности патологии восприятия у детей и подростков при различных психических расстройствах. Классификация расстройств восприятия, представление о иллюзиях и галлюцинациях и их классификация. Особенности расстройств восприятия в детском возрасте. Расстройство психосенсорного синтеза, наблюдаемое в подростковом возрасте. Тема 3. Патология мышления, памяти, внимания у детей. Этапы развития мыслительного процесса в детском возрасте. Классификация расстройств мышления. Бред: понятие, этапы становления, основные тематики. Отличие бреда от сверхценных навязчивых идей. Именные синдромы: Кандинского-Клерамбо, Капгра, Катара. Особенности внимания в детском возрасте. Основные расстройства внимания. Классификация расстройств памяти. Синдром Корсакового, психоорганический синдром. Пограничные, психотические и интеллектуально-мнестические расстройства, связанные с сосудистыми поражениями головного мозга. Клиника, лечение, профилактика. Психические нарушения, связанные с травматическим поражением головного мозга и эпилепсией. Психические проявления системных, дегенеративных заболеваний головного мозга (болезнь Альцгеймера, Пика, Немана). ^ Понятие интеллектуальной сферы. Коэффициент интеллектаульности. Основные методики его определения. Классификация расстройств интеллекта. Умственная отсталость. Классификация умственной отсталости по этиологии. Явления гипо-, гипер- и парабулии, расстройства двигательной сферы: виды ступора, возбуждений. Кататонический синдром. Пограничный и психотический уровни расстройств двигательно-волевой сферы. ^ Клиническая характеристика сознания. Классификация расстройств сознания с учетом основных критериев К. Ясперса. Расстройства сознания: степени выключения сознания, клинические проявления сужения и помрачения сознания. Тема 6. Сравнительная характеристика классификаций психических расстройств (МКБ-10). Органические, симптоматические психические расстройства. Нозологический и синдромальный подход в классификации психических расстройств. Основные разделы современной классификации психических расстройств (МКБ-10). Представление об органических расстройствах, аффективных расстройствах, расстройствах личности, невротических расстройствах. ^ Этиология, патогенез эпилептической болезни. Расстройства личности у больных эпилепсией, представленные в МКБ-10. Психотические расстройства у пациентов с эпилептической болезнью. Основные принципы диагностики и лечения эпилептической болезни. Тема 8. Аффективные расстройства. Психофармакология. Расстройства в эмоциональной сфере и их классификация. Аффективные расстройства, представленные в МКБ-10. Клиническая характеристика депрессивных состояний. Основные принципы диагностики и лечения депрессии. Основные клинические характеристики маниакальных состояний, принципы диагностики и лечения. Циклотимия. Биполярное аффективное расстройство, шизоаффективное расстройство (основные отличительные признаки). ^ Основные теории развития шизофрении. Эпидемиология, классификация, клинические проявления. Шизотипическое расстройство, его клинические варианты. Лечение шизофрении и шизотипического расстройства. ^ Психические расстройства при острой хронической алкогольной интоксикации. Стадии развития психической зависимости от алкоголя. Абстинентный синдром. Алкогольные психозы, особенности их развития и клинические проявления. Основные группы психоактивных веществ. Особенности развития зависимости от опиатов, каннабиоидов, кокаина. Зависимость от психофармакологических препаратов. ^ Сравнительная характеристика классификаций МКБ-9 и МКБ-10, отражающих рубрику «Умственная отсталость». Классификация умственной отсталости по этиологии и по степени выраженности. Основные реабилитационные мероприятия в отношении лиц с умственной отсталостью. Задержка психического развития, ее отличия от умственной отсталости. Задержка развития различных когнитивно-познавательных функций в детском возрасте. ^ Общая характеристика невротических расстройств и расстройств, связанных со стрессом. Клинические проявления фобических и тревожных расстройств. Особенности клиники обсессивно-компульсивных расстройств. Острая реакция на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. Расстройства адаптаций, конверсионные расстройства, их клинические проявления. Соматоформные расстройства (соматизированное, ипохондрическое). ^ Расстройства личности и: критерии диагностики, проблемы профилактики, клинической динамики и коррекции. Расстройства поведения в детском возрасте. Понятие о девиантных и деструктивных формах поведения. ^ Предмет и история психотерапии. Основные направления в психотерапии. Психотерапия в детской практике. Понятие, цели и задачи психотерапии. Философские и психологические предпосылки для развития основных направлений психотерапии: психодинамического, бихевиорального и гуманистического. Показания и противопоказания для проведения психотерапии. Основы детской психотерапии. ^ Психологические предпосылки развития психодинамического направления. Сознание и бессознательное, функции, свойства. Психоаналитическая структура личности. Функции Ид, Эго, Супер-Эго. Понятие о внутриличностном конфликте, его проявлениях. Психоанализ как метод психотерапии, символы бессознательного. Понятие сопротивления, переноса, контрпереноса. ^ Осознанные и бессознательные механизмы защит. Психологические основы работы защитных механизмов. Виды механизмов психологических защит. Копинг-поведение как осознанная стратегия действий в стрессовой ситуации. Ведущие механизмы защиты при различных заболеваниях. ^ Принципы выбора задач и методов психотерапии с учетом личностного подхода. Основы взаимодействия с пациентом. Принципы пятишаговой модели первичного консультирования. Понятие личностного пространства пациента. Понятие раппорта, эмпатии. Принципы позиций психотерапевта при взаимодействии с пациентом. Уметь распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодействию. Принципы психотерапевтического взаимодействия с детьми. ^ Этиопатогенетические механизмы развития основных форм неврозов. Принципы индивидуальной и групповой личностно-ориентированной психотерапии. Этапы в психотерапии больных неврозами. Особенности психотерапии при неврастении, истерическом неврозе, неврозе навязчивых состояний. Развитие Эго-состояний в детском возрасте. Возможные сочетания психотерапии с другими медикаментозными и немедикаментозными методами в лечении неврозов. ^ Тема 1. Предмет и задачи психиатрии, история ее развития. Организация психиатрической помощи. Возрастные закономерности психических расстройств у детей и подростков. Представление о пограничных, психотических, интеллектуально-мнестических расстройствах. Синдромальный и нозологический подходы в психиатрии. Основные симптомы и синдромы эмоциональных расстройств. Современная классификация аффективных расстройств. Основные симптомы и синдромы расстройств восприятия, мышления и памяти. Нозологическое своеобразие этих расстройств. Расстройства интеллекта. Классификация умственной отсталости, виды деменций, их клинические особенности. Тема 2. Особенности патологии восприятия у детей и подростков при различных психических расстройствах. Классификация расстройств восприятия, представление о иллюзиях и галлюцинациях и их классификация. Особенности расстройств восприятия в детском возрасте. Расстройство психосенсорного синтеза, наблюдаемое в подростковом возрасте. Тема 3. Патология мышления, памяти, внимания у детей. Этапы развития мыслительного процесса в детском возрасте. Классификация расстройств мышления. Бред: понятие, этапы становления, основные тематики. Отличие бреда от сверхценных навязчивых идей. Именные синдромы: Кандинского-Клерамбо, Капгра, Катара. Особенности внимания в детском возрасте. Основные расстройства внимания. Классификация расстройств памяти. Синдром Корсакового, психоорганический синдром. Пограничные, психотические и интеллектуально-мнестические расстройства, связанные с сосудистыми поражениями головного мозга. Клиника, лечение, профилактика. Психические нарушения, связанные с травматическим поражением головного мозга и эпилепсией. Психические проявления системных, дегенеративных заболеваний головного мозга (болезнь Альцгеймера, Пика, Немана). ^ Понятие интеллектуальной сферы. Коэффициент интеллектаульности. Основные методики его определения. Классификация расстройств интеллекта. Умственная отсталость. Классификация умственной отсталости по этиологии. Явления гипо-, гипер- и парабулии, расстройства двигательной сферы: виды ступора, возбуждений. Кататонический синдром. Пограничный и психотический уровни расстройств двигательно-волевой сферы. ^ Клиническая характеристика сознания. Классификация расстройств сознания с учетом основных критериев К. Ясперса. Расстройства сознания: степени выключения сознания, клинические проявления сужения и помрачения сознания. Тема 6. Сравнительная характеристика классификаций психических расстройств (МКБ-10). Органические, симптоматические психические расстройства. Нозологический и синдромальный подход в классификации психических расстройств. Основные разделы современной классификации психических расстройств (МКБ-10). Представление об органических расстройствах, аффективных расстройствах, расстройствах личности, невротических расстройствах. ^ Этиология, патогенез эпилептической болезни. Расстройства личности у больных эпилепсией, представленные в МКБ-10. Психотические расстройства у пациентов с эпилептической болезнью. Основные принципы диагностики и лечения эпилептической болезни. Тема 8. Аффективные расстройства. Психофармакология. Расстройства в эмоциональной сфере и их классификация. Аффективные расстройства, представленные в МКБ-10. Клиническая характеристика депрессивных состояний. Основные принципы диагностики и лечения депрессии. Основные клинические характеристики маниакальных состояний, принципы диагностики и лечения. Циклотимия. Биполярное аффективное расстройство, шизоаффективное расстройство (основные отличительные признаки). ^ Основные теории развития шизофрении. Эпидемиология, классификация, клинические проявления. Шизотипическое расстройство, его клинические варианты. Лечение шизофрении и шизотипического расстройства. ^ Психические расстройства при острой хронической алкогольной интоксикации. Стадии развития психической зависимости от алкоголя. Абстинентный синдром. Алкогольные психозы, особенности их развития и клинические проявления. Основные группы психоактивных веществ. Особенности развития зависимости от опиатов, каннабиоидов, кокаина. Зависимость от психофармакологических препаратов. ^ Сравнительная характеристика классификаций МКБ-9 и МКБ-10, отражающих рубрику «Умственная отсталость». Классификация умственной отсталости по этиологии и по степени выраженности. Основные реабилитационные мероприятия в отношении лиц с умственной отсталостью. Задержка психического развития, ее отличия от умственной отсталости. Задержка развития различных когнитивно-познавательных функций в детском возрасте. ^ Общая характеристика невротических расстройств и расстройств, связанных со стрессом. Клинические проявления фобических и тревожных расстройств. Особенности клиники обсессивно-компульсивных расстройств. Острая реакция на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. Расстройства адаптаций, конверсионные расстройства, их клинические проявления. Соматоформные расстройства (соматизированное, ипохондрическое). ^ Расстройства личности и: критерии диагностики, проблемы профилактики, клинической динамики и коррекции. Расстройства поведения в детском возрасте. Понятие о девиантных и деструктивных формах поведения. ^ Предмет и история психотерапии. Основные направления в психотерапии. Психотерапия в детской практике. Понятие, цели и задачи психотерапии. Философские и психологические предпосылки для развития основных направлений психотерапии: психодинамического, бихевиорального и гуманистического. Показания и противопоказания для проведения психотерапии. Основы детской психотерапии. ^ Психологические предпосылки развития психодинамического направления. Сознание и бессознательное, функции, свойства. Психоаналитическая структура личности. Функции Ид, Эго, Супер-Эго. Понятие о внутриличностном конфликте, его проявлениях. Психоанализ как метод психотерапии, символы бессознательного. Понятие сопротивления, переноса, контрпереноса. ^ Осознанные и бессознательные механизмы защит. Психологические основы работы защитных механизмов. Виды механизмов психологических защит. Копинг-поведение как осознанная стратегия действий в стрессовой ситуации. Ведущие механизмы защиты при различных заболеваниях. ^ Принципы выбора задач и методов психотерапии с учетом личностного подхода. Основы взаимодействия с пациентом. Принципы пятишаговой модели первичного консультирования. Понятие личностного пространства пациента. Понятие раппорта, эмпатии. Принципы позиций психотерапевта при взаимодействии с пациентом. Уметь распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодействию. Принципы психотерапевтического взаимодействия с детьми. ^ Этиопатогенетические механизмы развития основных форм неврозов. Принципы индивидуальной и групповой личностно-ориентированной психотерапии. Этапы в психотерапии больных неврозами. Особенности психотерапии при неврастении, истерическом неврозе, неврозе навязчивых состояний. Развитие Эго-состояний в детском возрасте. Возможные сочетания психотерапии с другими медикаментозными и немедикаментозными методами в лечении неврозов. ^ Понятие психосоматического расстройства. Показания и противопоказания для психотерапии в общесоматической практике. Роль эмоций в развитии психосоматических заболеваний. ^ Нейрофизиологические основы поведенческой терапии. Техники поведенческой терапии: метод систематической десенсибилизации, метод парадоксальной интенции, метод самостоятельной «дневниковой» работы. Принципы рациональной терапии по Дюбуа. Эмоционально-когнитивная терапия: показания, возможности. ^ Истоки и развитие гипносуггестивной терапии от Ф.Месмера до М.Эриксона. Показания и противопоказания к гипносуггестивной терапии, аутогенной тренировке. Психофизиологические и психологические механизмы гипноза и аутогенной тренировки. Понятие гипнабельности, стадии гипноза. Гипноз по М.Эриксону, понятие транса. Коллективная эмоционально-стрессовая гипнотерапия. Осложнения при гипнозе. Место гипносуггестивной терапии в комплексном лечении больных. Сущность методики Шульца. Основные представления о медитативной практике: сходство и отличие от аутогенной тренировки. Система обучения аутогенной тренировке в психотерапевтической группе. Психопрофилактическая аутогенная тренировка для здоровых. ^ Показания и противопоказания для групповой психотерапии. Виды психотерапевтических групп. Типы руководства группой и функции ведущего. Фазы групповой динамики: ориентации и зависимости; конфликтов и протестов; развития и сотрудничества; целенаправленной деятельности. Правила в группе. Лечебные факторы группы. Возможные ошибки в проведении групповой психотерапии. Применение групповой психотерапии и психосоматической практике и при лечении невротических расстройств. ^ После окончания изучения дисциплины «Психиатрия» студент должен:
^ Основная литература
5. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций – СПб: «Академический проект», 1997. 6. Бендлер Р., Гриндер Д. Нейролингвистическое программирование. – 1992. 7. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб, 1994.
9. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л., 1977.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – М., 1990. ^
^ преподавание дисциплины «Психиатрия» Используются возможности клинической базы кафедры (психиатрические отделения различного профиля, лечебно-производственные мастерские, стоматологический кабинет, учебные аудитории), а также кафедральные средства повышения наглядности (аудио- и видеоаппаратура). Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава «20» июня 2006 года Зав. кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии, Д.м.н., профессор Балашов П.П. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии, К.м.н. Мамышева Н.Л. |