Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г icon

Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г





Скачать 203.02 Kb.
Название Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г
Дата 28.03.2013
Размер 203.02 Kb.
Тип Документы
Если ребёнка обижают...

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МОУ «СОШ № 50» Г.САРАТОВА ГОРБУНОВА И.В.ноябрь 2011 г.

Родители! Насторожитесь, если:

  • ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

возвращается из школы подавленным;

часто плачет без очевидной причины;

никогда не упоминает никого из одноклассников;

очень мало говорит о своей школьной жизни;

одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность (learned helplessness) — особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. Имеет тенденцию к генерализации, возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие — происходит отказ от попыток решения задач, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов. Приводит к депрессии.

Психосоматика

Термин психосоматика складывается из двух греческих слов: psyche — "душа" и soma — "тело", что очень точно отражает суть психосоматической медицины, рассматривающей человеческие болезни как защитную реакцию системы человеческого организма на эмоциональные переживания. Наиболее частым является определение психосоматики, как направления в медицинеи психологии, изучающего влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.


Кто становится “белой вороной”?



Дети с дефектами внешности (хромота, косоглазие, гидроцефалия, сколиоз и т.д.) и с такими заболеваниями, как заикание, тики, энурез, энкопрез. Эти заболевания хорошо лечатся, и родители должны как можно раньше обратиться за лечением к специалистам.

Неуверенные, тихие, не умеющие за себя постоять дети. В лучшем случае в коллективах их просто не замечают, не берут в свои игры, они всегда стоят в сторонке, одинокие и грустные. У этих детей со временем формируются определенные комплексы, и свои детские обиды они пронесут через всю жизнь. Худший вариант развития событий — появление в классе ребенка, который захочет утвердиться за счет слабого, этакий “молодец среди овец”. Этот будет изощренно издеваться над тихоней и призывать к этому других

Дети с нарушением коммуникативных связей — страдающие аутизмом, недоразвитием речи разной степени и т.д.

Слабоуспевающие дети (с нарушением навыков чтения, письма, счета), дети с задержкой в психическом и физическом развитии. Нередко с годами такой из жертвы превращается в агрессора. Неудачи в учебе, постоянные насмешки одноклассников и учителей заставляют ребенка искать другую компанию. Он находит ее на улице, нередко это подростки с асоциальным поведением. Из компании паренек приносит в класс нецензурную брань, пагубные увлечения. Озлобленный, он как будто мстит окружающим за свои неудачи и свое унижение. И тут уже те, кто издевался над ним, сами могут стать жертвами.

Дети с дефектами внешности (хромота, косоглазие, гидроцефалия, сколиоз и т.д.) и с такими заболеваниями, как заикание, тики, энурез, энкопрез. Эти заболевания хорошо лечатся, и родители должны как можно раньше обратиться за лечением к специалистам.

Неуверенные, тихие, не умеющие за себя постоять дети. В лучшем случае в коллективах их просто не замечают, не берут в свои игры, они всегда стоят в сторонке, одинокие и грустные. У этих детей со временем формируются определенные комплексы, и свои детские обиды они пронесут через всю жизнь. Худший вариант развития событий — появление в классе ребенка, который захочет утвердиться за счет слабого, этакий “молодец среди овец”. Этот будет изощренно издеваться над тихоней и призывать к этому других.

Дети с нарушением коммуникативных связей — страдающие аутизмом, недоразвитием речи разной степени и т.д.

Слабоуспевающие дети (с нарушением навыков чтения, письма, счета), дети с задержкой в психическом и физическом развитии. Нередко с годами такой из жертвы превращается в агрессора. Неудачи в учебе, постоянные насмешки одноклассников и учителей заставляют ребенка искать другую компанию. Он находит ее на улице, нередко это подростки с асоциальным поведением. Из компании паренек приносит в класс нецензурную брань, пагубные увлечения. Озлобленный, он как будто мстит окружающим за свои неудачи и свое унижение. И тут уже те, кто издевался над ним, сами могут стать жертвами.

«^ Маски» изгоев:

«Застенчивый ботан»

«Номер один»

«Выскочка»

«Клоун»

«Тормоз»

«Болтушка»

Виды отвержения:


Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т.п.).

Непопулярные

Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: "С ним не буду!").

«Шут» или «козел отпущения»

Типы отвергаемых детей:

«Любимчик»

Агрессоры

Зачинщики

дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;


эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;


^ Зачинщиков отличает

Высокая самооценка и высокий уровень притязания.

Стремление добиться справедливости.

Преследователи

Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны.

Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других).

Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: "Я и не подумал об этом").

Трусливы и озлоблены

Жертвы (дети с явными проблемами)

  • с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.);

  • тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;

  • часто пропускающий занятия;

  • слишком опекаемый родителями;

  • Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: "Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул". Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.


^ Психологические особенности жертвы

Отвергаемые дети могут отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания. Оценивают себя неадекватно высоко по тем параметрам, по которым они очевидно менее успешны, нежели их одноклассники (например, по количеству друзей в классе, по успехам в учебе и т.д.). При этом предполагают, что окружающие их недооценивают (родители или учителя считают их менее успешными в учебе или имеющими меньше друзей, чем на самом деле).

^ По результатам тестов, выявляющих отношение ребенка к школе дети-жертвы

Часто подчеркивают свое неприятие школы, отмечают, что их дразнят, обижают одноклассники.

Даже ситуации взаимодействия сверстников, оцениваемые большинством детей как положительные ("играют вместе, смеются), дети-жертвы описывают как отрицательные ("ругаются, ссорятся").

^ Популярные дети обладают следующими навыками общения:

постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;

чувствительны к потребностям и действиям других;

не навязывают свою волю другим детям;

соглашаются играть рядом с другими детьми;

умеют поддерживать дружеские отношения;

при необходимости приходят на помощь;

способны поддержать разговор;

делятся интересной информацией;

откликаются на предложения других детей;

умеют разрешать конфликты;

в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы.

^ По результатам тестов, выявляющих отношение ребенка к школе дети-жертвы

Часто подчеркивают свое неприятие школы, отмечают, что их дразнят, обижают одноклассники.

В проективных тестах, где надо выбрать героя и рассказать, что с ним происходит, какое у него настроение, отвергаемые дети часто описывают происходящее как ссоры со сверстниками, обиды, непринятие героя в игру. Часто их героем становится отдельно стоящий ребенок, которому "грустно, обидно", "у него нет пары на физкультуре" и т.д.

Даже ситуации взаимодействия сверстников, оцениваемые большинством детей как положительные ("играют вместе, смеются), дети-жертвы описывают как отрицательные ("ругаются, ссорятся").

Отвергаемые дети сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами

^ Типы отвергаемых детей:

«Любимчик»

«Прилипала»

«Шут" или "козел отпущения«

Озлобленные

Непопулярные


Типы детей встречающиеся как среди преследователей, так и среди жертв

Агрессоры
Чаще агрессивный ребенок становится инициатором групповой травли или издевается над жертвой в одиночку при попустительстве окружающих. В противном случае агрессивный ребенок будет пассивно отвергаться сверстниками, так как может за себя постоять, но не умеет сотрудничать. Остановимся на психологических особенностях преследователя и жертвы, склонных к агрессивному поведению.

Агрессор-нападающий. Ребенок почти всегда испытывает трудности в общении с семьей и другими детьми. Он изначально отличается от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Ему свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Агрессивными часто бывают дети, наделенные лидерскими чертами, бунтующие против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле.
Эмоциональная неудовлетворенность (проблемы в семье, неудачи в учебе) заставляет детей искать "утешение" в причинении боли другим - они мучают животных, издеваются над детьми, оскорбляют их словесно и действием. И тем самым обретают внутреннее равновесие. Жертвами таких детей часто становятся те из сверстников, кто явно слабее их, не умеет за себя постоять. Иногда встретив серьезный отпор со стороны намеченной жертвы, агрессор может отступить. Однако у агрессивных детей часто находятся последователи-подпевалы, которые таким образом стремятся оградить себя от их агрессии или пытаются избавиться от одиночества.
Серьезное отставание в учебе также может быть как следствием, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи отмечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, имеют низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которые могут перерасти в протест, агрессивное поведение, желание самоутвердиться за счет более успешных в учебе сверстников.

^ Отвергаемый агрессор.

Типы отвергаемых детей:Ребенок не умеет отстаивать интересы в споре, не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, ругается, требует, хитрит, плачет, отнимает спорную вещь. Он не умеет проигрывать, злится, обижается, отказывается от игры, неудачи надолго выбивают его "из колеи". Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. 

Ребенок, испытывающий напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих.


Ябеды:

Жалобщиков не любят ни взрослые, ни дети. Ребенок, решивший пожаловаться, рискует вдвойне: получить от воспитателя пренебрежительный или резкий ответ и быть отвергнутым ребятами за свою жалобу. Самая частая реакция взрослых на детские жалобы - досада или негодование. Сверстники считают ябед нытиками, слабаками, доносчиками, им не доверяют, не берут в общие игры. С жалобщиками стараются не связываться, - угрожая рассказать взрослым что-то о проделках жертвы, ябеда получает над ней власть, которой охотно пользуется.


Ябеда-жертва

  • Чаще всего ябеда - это отвергаемый сверстниками ребенок.

  • Вопрос в том, стал ли он изгоем из-за своей "любви" жаловаться или ябедой из-за того, что его отвергли сверстники?

  • Настоящие ябеды- дети, получающие удовольствие от того, что их слова стали причиной для наказания другого ребенка. Мотив их действий - личная выгода или чувство удовлетворения.

Ябеда-нападающий

Ребенок с завышенной самооценкой самоутверждается, из зависти, с целью подчинения. Ребенок с завышенной самооценкой, неадекватно высоким уровнем притязаний, амбициозный и стремящийся к лидерству (но не умеющий сотрудничать со сверстниками), к которому родители предъявляют очень жесткие требования и которого часто наказывают за неуспеваемость, будет жаловаться из желания самоутвердиться, из зависти. Также ябедничество может использоваться как шантаж, с целью заставить сверстника подчиниться: "Вот я учителю расскажу...", "Если не примете меня в игру, расскажу, что это вы..." Угрожая разоблачением другим детям, ребенок заставляет их принять свои условия. Этому очень удобному и распространенному способу манипуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: "Вот скажу папе, - не будет тебе зоопарка в воскресенье!", "Будешь шалить, поставлю двойку, родители тебе покажут!" К подобным жалобам прибегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать авторитет другим способом.


^ Причины, побуждающие ребенка жаловаться:

Отчаяние.

Клички и дразнилки

Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обычно "излучает" безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение.

Во-вторых, видя, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести.


Причины обзывания детьми друг друга:

Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).

^ Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или окружающих):
- игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);
- провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его погоняться за собой, побороться, принять вызов);
- шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стремится повеселить окружающих);
- самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, "поставить его на место", утвердить лидерскую позицию).

  • Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически; так же поступает от зависти).


^ Как можно и нужно реагировать на обзывание

Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: "Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю". Или посмеяться вместе: "Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку". Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии, придумывают прозвища. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из фамилии новую, определить, кто придумает более оригинальную, необычную, вместе посмеяться. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников - он будет готов к этому.

^ Никак не реагировать Проигнорировать, не обращать внимания. Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например: «Заяц, заяц!» - зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»

  • Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: "Мне очень обидно это слышать", "Почему ты хочешь меня обидеть?". Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек сказал: "Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить". Это так впечатлило агрессора, что он извинился и перестал обзываться

  • ^ Отреагировать нестандартно. Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: "Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю". Или посмеяться вместе: "Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку". Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии, придумывают прозвища. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из фамилии новую, определить, кто придумает более оригинальную, необычную, вместе посмеяться. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников - он будет готов к этому.

  • Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.
    Когда в шестом классе произошла очередная драка и завуч спросила:"Ну почему вы деретесь?!" - один из драчунов ответил: "А он меня дразнит. Обзывает "береза лысая"! У мальчика была фамилия Березин, а у его противника - сложно выговариваемая грузинская фамилия, звали его Коба. И завуч в сердцах воскликнула: "Ну и ты его дразни, говори - "Коба лохматая"! Зачем драться-то?!"

  • Может быть, учить этому и не педагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.

  • Отговориться. Согласно наблюдениям М.В. Осориной, для 5-9-летних детей очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку - своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.

  • ^ Не поддаваться на провокацию. За учеником пятого класса гонялись одноклассники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова. Мальчику было предложено попробовать (в качестве эксперимента такое предложение всегда охотно принимается детьми) в следующий раз не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: "Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть".

  • ^ Не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью «обзывательств» заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием "брать на слабо". При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что "трус", "размазня" и т.д., ставя его таким образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), или же он так и останется в глазах окружающих "хлюпиком" и "трусом". Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта - самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку.

^ Неблагоприятные отношения в коллективе способствуют:

Возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учится.

Они часто являются причиной преждевременного ухода из школы.

Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением.

Неуверенные в себе ребята, старающиеся привлечь к себе внимание и повысить свою значимость, начинают лгать.

Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки. (воровство может стать средством мести окружающим за свои беды.)

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости.

У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и психические расстройства.

Регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

Использование механизма психологической защиты (вытеснение -, то есть агрессивная или другая болезненная реакция остается, а ее истинная причина забывается ) не только в тяжелые моменты развития личности, но и в качестве обороны от уже несуществующей опасности.

^ Последствия неприятия в коллективе

Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки: может украсть дома деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. В другом случае воровство становится средством мести окружающим за свои беды.

  • Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости.

  • У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства.

  • Ложь и хвастовство
    Неуверенность в себе, потребность привлечь к себе внимание, стремление повысить свою значимость заставляют ребенка лгать. С помощью вранья и утаивания он надеется если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе. Всеми осуждаемые хвастунишки - это обычно непопулярные у других детей ребята или дети с какими-то изъянами в развитии. Не находя в реальном мире того, что может повысить их ценность, они придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление.
    ^ Отвергаемый сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание.

  • Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей

  • Неблагоприятные отношения в коллективе способствует возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Они нередко являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят и к другим негативным последствиям.

  • Появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия (страх, гнев, вину, интерес-возбуждение) в будущем.

^ Как помочь ребёнку справиться с ситуацией отвержения или неприятия в коллективе

помочь ребенку увидеть, какое его поведение приводит к социальной изоляции. Что сейчас он делает для того, чтобы ситуация складывалась таким образом? Что он может сделать для того, чтобы изменить ее. Зачастую поведение отвергаемых детей строится по неадаптивной модели.

  • помочь ребенку понять причины отвергающего поведения других детей. Возможно, это их внутренние трудности: неуверенность, тревога перед новичком, зависть, подобранные у взрослых националистические идеи и другие, а возможно и - закономерная реакция на поведение со стороны самого ребенка.

обсудить, какие действия можно предпринять, чтобы наладить отношения в классе, какие отношения уже являются для него поддерживающими и позитивными, что еще может поддерживать его.

  • поделиться своим успешным опытом совладания с подобными трудностями

  • помочь ребенку увидеть его сильные качества, которые могут быть оценены другими; через похвалу, поощрение, близкий контакт укреплять в нем веру в себя и свои силы.

^ Как помочь своему ребенку?

  • понять причину неприятия ребенка детским коллективом. Если у него заикание, тики, то надо уговорить обратиться к врачу-психоневрологу, пройти лечение. Порой этого будет достаточно, насмешки одноклассников прекратятся, со временем забудутся обидные клички.



^ Способы повышения статуса:

Взаимосвязь мотивации и отношения к собственным неудачам и ошибкам, как стимул активности

Прямая взаимосвязь отношения родителей к ошибкам ребёнка и отношения ребёнка к собственным ошибкам

Похвала , как способ формирования уверенности и адекватной самооценки

^ Что должен уметь ребенок, чтобы успешно адаптироваться в коллективе:

Вступать в общение и поддерживать его. Обращаться к другим детям, задавать вопросы, поддерживать разговор,

Организовывать совместное времяпровождение: вместе играть, проявлять юмор, выступать с инициативой и поддерживать чужую инициативу

Управлять выражением своих чувств: не подавлять их, но подбирать хорошие способы для выражения себя. Конструктивно выражать агрессию, реагируя сообразно ситуации. Например, ребенка обидели словом. Соразмерная реакция - подобрать подходящие случаю слова, которые остановят обидчика и позволят сохранить самоуважение. Чрезмерная реакция - ударить в ответ. Недостаточная реакция - «проглотить обиду», поощряя обидчика и дальше испытывать, как далеко можно зайти.

Замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности.  

Ощущать и поддерживать эмоциональный контакт с другими людьми, быть эмоционально включенным в общение, выражать свои чувства и разделять чувства других.

^ Программа по развитию коммуникативных навыков ребенка с учетом его индивидуальности

  • наблюдение (максимально узнать своего ребенка, его коммуникативные способности)

  • этап принятия (принять ребенка, полюбить его таким, какой он есть)

  • этап поиска эффективной помощи ребенку для осуществления его общения со сверстниками, своего рода "золотые ключики", восполняющие отсутствие каких-либо навыков общения и открывающие дверь в страну дружбы и сотрудничества

^ Рекомендации для работы с ребенком с повышенной активностью

  • давайте больше возможностей расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах (театре, транспорте, поликлинике, магазине), как переходить улицу, как просить друга вернуть свою вещь, как разговаривать с незнакомыми взрослыми, а также другим социальным навыкам. Познакомьте с несколькими основными эмоциями, такими как радость, интерес, удивление, страдание, печаль, отвращение, презрение, гнев. Обращайте его внимание на то, как они проявляются в мимике, жестах, позе, интонациях, темпе и громкости речи.

^ Рекомендации для работы с агрессивным ребенком

  • большое значение имеет его популярность в группе сверстников. Не умея завоевать авторитет среди детей по-другому, он стремится занять лидерское место в группе с помощью кулаков. Родители могут научить, как повысить свой статус в детском коллективе. Среди младших школьников ценятся внешний вид, красивая одежда, общительность, готовность делиться. Имеет значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Но главную роль играет уровень развития социальных навыков.



^ Рекомендации для работы с чувствительным, эмоциональным ребенком

  • ребенка полезно научить считать до десяти перед тем, как что-нибудь сделать. Эта полезная привычка разовьет у него осознанное торможение и самоконтроль. Такому ребенку следует избегать большого скопления людей. Пребывание в магазинах, на рынках оказывает на него чрезмерно возбуждающее действие.



^ Рекомендации для работы с застенчивым ребенком

  • помогите расширить круг знакомств. Приглашайте к себе его друзей - он будет чувствовать себя увереннее на своей территории. Берите с собой в гости. В ситуациях вынужденного общения (магазин, поликлиника) подскажите ему слова, которые он сможет повторить дословно, чтобы успешно выстроить взаимодействие с незнакомым человеком.

^ Причины возникновения "выученной беспомощности".

  • Взрослые не замечая достижений ребенка, стараясь быть объективными в оценивании успехов своих детей, не скупятся на критические замечания, тем самым они добиваются в конце концов того, что ребенок отказывается от деятельности вообще, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, обливаясь слезами или сбегая.( Если человек оказывается в ситуации, когда внешние события, как ему кажется, никоим образом от него не зависят, их нельзя предотвратить или видоизменить, а потом это состояние переносит на другие ситуации.)

Принципы воспитания, позволяющие избежать беспомощности

  • Правило «Общение не роскошь»

  • Правило разнообразия

  • Правило своевременности

  • Правило случайности

Способы эффективной помощи ребенку «золотые ключики»:

  • Ребенку с врожденной осторожностью значительно облегчает вхождение в незнакомую ситуацию спокойный и подробный предварительный рассказ взрослого о том, кто и что ждет, как он должен себя вести, чем ситуация закончится. Не торопите ребенка быстрее вступать в игру с незнакомыми детьми, ему необходимо присмотреться и почувствовать себя в безопасности.



^ Способы повышения статуса:

  • Взаимосвязь мотивации и отношения к собственным неудачам и ошибкам, как стимул активности

  • Прямая взаимосвязь отношения родителей к ошибкам ребёнка и отношения ребёнка к собственным ошибкам

  • Похвала , как способ формирования уверенности и адекватной самооценки

Как помочь ребёнку справиться с негативными чувствами и наладить отношения со сверстниками?

  • Оказать ребенку эмоциональную поддержку

  • Разобраться в причинах происходящего

  • Укрепить и развить в ребенке навыки и качества, необходимые для того, чтобы он мог справиться с ситуацией.

Как хвалить ребёнка

  • хвалите ребенка искренне;

  • высказывайте одобрение не только на словах, но невербальными средствами: интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями;

  • хвалите за конкретные действия, усилия, инициативу;

  • не сравнивайте при этом ребенка с другими людьми!

Правила полезной критики:

  • Золотая пропорция воспитания

  • Разделение критики и чувств

  • Доброжелательная критика

  • Критика поступков

  • Конкретная критика

  • Созидательная критика

  • Аргументированная критика

  • Критика с тренировкой



Что должен уметь ребенок, чтобы успешно адаптироваться в коллективе:

  • Вступать в общение и поддерживать его. Обращаться к другим детям, задавать вопросы, поддерживать разговор,

  • Организовывать совместное времяпровождение: вместе играть, проявлять юмор, выступать с инициативой и поддерживать чужую инициативу

  • Управлять выражением своих чувств: не подавлять их, но подбирать хорошие способы для выражения себя. Конструктивно выражать агрессию, реагируя сообразно ситуации. Например, ребенка обидели словом. Соразмерная реакция - подобрать подходящие случаю слова, которые остановят обидчика и позволят сохранить самоуважение. Чрезмерная реакция - ударить в ответ. Недостаточная реакция - «проглотить обиду», поощряя обидчика и дальше испытывать, как далеко можно зайти.

  • Замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности.  

  • Ощущать и поддерживать эмоциональный контакт с другими людьми, быть эмоционально включенным в общение, выражать свои чувства и разделять чувства других.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г icon И. А. Шевцова, педагог-психолог моу компенс вида №19

Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г icon Заслуженный учитель рф, моу «соу сош №5 г. Ершова», Вдовина Т. О., к п. н., Заслуженный учитель рф,

Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г icon Сценарий выпускного вечера в моу сош п. Притеречный 2010-2011 уч год

Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г icon Педагог-психолог

Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г icon Приказ № 2011 год. 2011 год. Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 10 11 класс
Рабочая программа создана на основании Положения о рабочей программе в моу сош с. Серпиевка, утверждённого...
Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г icon Рекомендации родителям по подготовке к школе детей с нарушением зрения. Л. А. Линке, И. Б. Родина

Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г icon Программа по курсу “Основы психологии семьи и семейного консультирования” для подготовки специалиста

Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г icon Моу «Новоусманская сош №2»

Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г icon Моу «Шараповская сош»

Педагог-психолог моу «сош №50» Г. Саратова горбунова и. В. ноябрь 2011 г icon Моу горицкая сош

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы