|
Скачать 203.02 Kb.
|
Если ребёнка обижают... ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МОУ «СОШ № 50» Г.САРАТОВА ГОРБУНОВА И.В.ноябрь 2011 г. Родители! Насторожитесь, если:
возвращается из школы подавленным; часто плачет без очевидной причины; никогда не упоминает никого из одноклассников; очень мало говорит о своей школьной жизни; одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе. Выученная беспомощность Выученная беспомощность (learned helplessness) — особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. Имеет тенденцию к генерализации, возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие — происходит отказ от попыток решения задач, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов. Приводит к депрессии. Психосоматика Термин психосоматика складывается из двух греческих слов: psyche — "душа" и soma — "тело", что очень точно отражает суть психосоматической медицины, рассматривающей человеческие болезни как защитную реакцию системы человеческого организма на эмоциональные переживания. Наиболее частым является определение психосоматики, как направления в медицинеи психологии, изучающего влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Кто становится “белой вороной”? Дети с дефектами внешности (хромота, косоглазие, гидроцефалия, сколиоз и т.д.) и с такими заболеваниями, как заикание, тики, энурез, энкопрез. Эти заболевания хорошо лечатся, и родители должны как можно раньше обратиться за лечением к специалистам. Неуверенные, тихие, не умеющие за себя постоять дети. В лучшем случае в коллективах их просто не замечают, не берут в свои игры, они всегда стоят в сторонке, одинокие и грустные. У этих детей со временем формируются определенные комплексы, и свои детские обиды они пронесут через всю жизнь. Худший вариант развития событий — появление в классе ребенка, который захочет утвердиться за счет слабого, этакий “молодец среди овец”. Этот будет изощренно издеваться над тихоней и призывать к этому других Дети с нарушением коммуникативных связей — страдающие аутизмом, недоразвитием речи разной степени и т.д. Слабоуспевающие дети (с нарушением навыков чтения, письма, счета), дети с задержкой в психическом и физическом развитии. Нередко с годами такой из жертвы превращается в агрессора. Неудачи в учебе, постоянные насмешки одноклассников и учителей заставляют ребенка искать другую компанию. Он находит ее на улице, нередко это подростки с асоциальным поведением. Из компании паренек приносит в класс нецензурную брань, пагубные увлечения. Озлобленный, он как будто мстит окружающим за свои неудачи и свое унижение. И тут уже те, кто издевался над ним, сами могут стать жертвами. Дети с дефектами внешности (хромота, косоглазие, гидроцефалия, сколиоз и т.д.) и с такими заболеваниями, как заикание, тики, энурез, энкопрез. Эти заболевания хорошо лечатся, и родители должны как можно раньше обратиться за лечением к специалистам. Неуверенные, тихие, не умеющие за себя постоять дети. В лучшем случае в коллективах их просто не замечают, не берут в свои игры, они всегда стоят в сторонке, одинокие и грустные. У этих детей со временем формируются определенные комплексы, и свои детские обиды они пронесут через всю жизнь. Худший вариант развития событий — появление в классе ребенка, который захочет утвердиться за счет слабого, этакий “молодец среди овец”. Этот будет изощренно издеваться над тихоней и призывать к этому других. Дети с нарушением коммуникативных связей — страдающие аутизмом, недоразвитием речи разной степени и т.д. Слабоуспевающие дети (с нарушением навыков чтения, письма, счета), дети с задержкой в психическом и физическом развитии. Нередко с годами такой из жертвы превращается в агрессора. Неудачи в учебе, постоянные насмешки одноклассников и учителей заставляют ребенка искать другую компанию. Он находит ее на улице, нередко это подростки с асоциальным поведением. Из компании паренек приносит в класс нецензурную брань, пагубные увлечения. Озлобленный, он как будто мстит окружающим за свои неудачи и свое унижение. И тут уже те, кто издевался над ним, сами могут стать жертвами. «^ «Застенчивый ботан» «Номер один» «Выскочка» «Клоун» «Тормоз» «Болтушка» Виды отвержения: Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т.п.). Непопулярные Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: "С ним не буду!"). «Шут» или «козел отпущения» Типы отвергаемых детей: «Любимчик» Агрессоры Зачинщики дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания; активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе; эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других; ^ Высокая самооценка и высокий уровень притязания. Стремление добиться справедливости. Преследователи Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны. Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других). Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: "Я и не подумал об этом"). Трусливы и озлоблены Жертвы (дети с явными проблемами)
^ Отвергаемые дети могут отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания. Оценивают себя неадекватно высоко по тем параметрам, по которым они очевидно менее успешны, нежели их одноклассники (например, по количеству друзей в классе, по успехам в учебе и т.д.). При этом предполагают, что окружающие их недооценивают (родители или учителя считают их менее успешными в учебе или имеющими меньше друзей, чем на самом деле). ^ Часто подчеркивают свое неприятие школы, отмечают, что их дразнят, обижают одноклассники. Даже ситуации взаимодействия сверстников, оцениваемые большинством детей как положительные ("играют вместе, смеются), дети-жертвы описывают как отрицательные ("ругаются, ссорятся"). ^ постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям; чувствительны к потребностям и действиям других; не навязывают свою волю другим детям; соглашаются играть рядом с другими детьми; умеют поддерживать дружеские отношения; при необходимости приходят на помощь; способны поддержать разговор; делятся интересной информацией; откликаются на предложения других детей; умеют разрешать конфликты; в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы. ^ Часто подчеркивают свое неприятие школы, отмечают, что их дразнят, обижают одноклассники. В проективных тестах, где надо выбрать героя и рассказать, что с ним происходит, какое у него настроение, отвергаемые дети часто описывают происходящее как ссоры со сверстниками, обиды, непринятие героя в игру. Часто их героем становится отдельно стоящий ребенок, которому "грустно, обидно", "у него нет пары на физкультуре" и т.д. Даже ситуации взаимодействия сверстников, оцениваемые большинством детей как положительные ("играют вместе, смеются), дети-жертвы описывают как отрицательные ("ругаются, ссорятся"). Отвергаемые дети сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами ^ «Любимчик» «Прилипала» «Шут" или "козел отпущения« Озлобленные Непопулярные Типы детей встречающиеся как среди преследователей, так и среди жертв Агрессоры Чаще агрессивный ребенок становится инициатором групповой травли или издевается над жертвой в одиночку при попустительстве окружающих. В противном случае агрессивный ребенок будет пассивно отвергаться сверстниками, так как может за себя постоять, но не умеет сотрудничать. Остановимся на психологических особенностях преследователя и жертвы, склонных к агрессивному поведению. Агрессор-нападающий. Ребенок почти всегда испытывает трудности в общении с семьей и другими детьми. Он изначально отличается от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Ему свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Агрессивными часто бывают дети, наделенные лидерскими чертами, бунтующие против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле. Эмоциональная неудовлетворенность (проблемы в семье, неудачи в учебе) заставляет детей искать "утешение" в причинении боли другим - они мучают животных, издеваются над детьми, оскорбляют их словесно и действием. И тем самым обретают внутреннее равновесие. Жертвами таких детей часто становятся те из сверстников, кто явно слабее их, не умеет за себя постоять. Иногда встретив серьезный отпор со стороны намеченной жертвы, агрессор может отступить. Однако у агрессивных детей часто находятся последователи-подпевалы, которые таким образом стремятся оградить себя от их агрессии или пытаются избавиться от одиночества. Серьезное отставание в учебе также может быть как следствием, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи отмечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, имеют низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которые могут перерасти в протест, агрессивное поведение, желание самоутвердиться за счет более успешных в учебе сверстников. ^ Типы отвергаемых детей:Ребенок не умеет отстаивать интересы в споре, не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, ругается, требует, хитрит, плачет, отнимает спорную вещь. Он не умеет проигрывать, злится, обижается, отказывается от игры, неудачи надолго выбивают его "из колеи". Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. Ребенок, испытывающий напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих. Ябеды: Жалобщиков не любят ни взрослые, ни дети. Ребенок, решивший пожаловаться, рискует вдвойне: получить от воспитателя пренебрежительный или резкий ответ и быть отвергнутым ребятами за свою жалобу. Самая частая реакция взрослых на детские жалобы - досада или негодование. Сверстники считают ябед нытиками, слабаками, доносчиками, им не доверяют, не берут в общие игры. С жалобщиками стараются не связываться, - угрожая рассказать взрослым что-то о проделках жертвы, ябеда получает над ней власть, которой охотно пользуется. Ябеда-жертва
Ябеда-нападающий Ребенок с завышенной самооценкой самоутверждается, из зависти, с целью подчинения. Ребенок с завышенной самооценкой, неадекватно высоким уровнем притязаний, амбициозный и стремящийся к лидерству (но не умеющий сотрудничать со сверстниками), к которому родители предъявляют очень жесткие требования и которого часто наказывают за неуспеваемость, будет жаловаться из желания самоутвердиться, из зависти. Также ябедничество может использоваться как шантаж, с целью заставить сверстника подчиниться: "Вот я учителю расскажу...", "Если не примете меня в игру, расскажу, что это вы..." Угрожая разоблачением другим детям, ребенок заставляет их принять свои условия. Этому очень удобному и распространенному способу манипуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: "Вот скажу папе, - не будет тебе зоопарка в воскресенье!", "Будешь шалить, поставлю двойку, родители тебе покажут!" К подобным жалобам прибегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать авторитет другим способом. ^ Отчаяние. Клички и дразнилки Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обычно "излучает" безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Во-вторых, видя, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести. Причины обзывания детьми друг друга: Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника). ^ - игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять); - провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его погоняться за собой, побороться, принять вызов); - шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стремится повеселить окружающих); - самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, "поставить его на место", утвердить лидерскую позицию).
^ Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: "Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю". Или посмеяться вместе: "Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку". Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии, придумывают прозвища. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из фамилии новую, определить, кто придумает более оригинальную, необычную, вместе посмеяться. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников - он будет готов к этому. ^ Проигнорировать, не обращать внимания. Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например: «Заяц, заяц!» - зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»
^ Возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учится. Они часто являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Неуверенные в себе ребята, старающиеся привлечь к себе внимание и повысить свою значимость, начинают лгать. Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки. (воровство может стать средством мести окружающим за свои беды.) Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и психические расстройства. Регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Использование механизма психологической защиты (вытеснение -, то есть агрессивная или другая болезненная реакция остается, а ее истинная причина забывается ) не только в тяжелые моменты развития личности, но и в качестве обороны от уже несуществующей опасности. ^ Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки: может украсть дома деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. В другом случае воровство становится средством мести окружающим за свои беды.
^ помочь ребенку увидеть, какое его поведение приводит к социальной изоляции. Что сейчас он делает для того, чтобы ситуация складывалась таким образом? Что он может сделать для того, чтобы изменить ее. Зачастую поведение отвергаемых детей строится по неадаптивной модели.
обсудить, какие действия можно предпринять, чтобы наладить отношения в классе, какие отношения уже являются для него поддерживающими и позитивными, что еще может поддерживать его.
^
^ Взаимосвязь мотивации и отношения к собственным неудачам и ошибкам, как стимул активности Прямая взаимосвязь отношения родителей к ошибкам ребёнка и отношения ребёнка к собственным ошибкам Похвала , как способ формирования уверенности и адекватной самооценки ^ : Вступать в общение и поддерживать его. Обращаться к другим детям, задавать вопросы, поддерживать разговор, Организовывать совместное времяпровождение: вместе играть, проявлять юмор, выступать с инициативой и поддерживать чужую инициативу Управлять выражением своих чувств: не подавлять их, но подбирать хорошие способы для выражения себя. Конструктивно выражать агрессию, реагируя сообразно ситуации. Например, ребенка обидели словом. Соразмерная реакция - подобрать подходящие случаю слова, которые остановят обидчика и позволят сохранить самоуважение. Чрезмерная реакция - ударить в ответ. Недостаточная реакция - «проглотить обиду», поощряя обидчика и дальше испытывать, как далеко можно зайти. Замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности. Ощущать и поддерживать эмоциональный контакт с другими людьми, быть эмоционально включенным в общение, выражать свои чувства и разделять чувства других. ^
^
^
^
^
^
Принципы воспитания, позволяющие избежать беспомощности
Способы эффективной помощи ребенку «золотые ключики»:
^
Как помочь ребёнку справиться с негативными чувствами и наладить отношения со сверстниками?
Как хвалить ребёнка
Правила полезной критики:
Что должен уметь ребенок, чтобы успешно адаптироваться в коллективе:
|