|
Скачать 330.44 Kb.
|
МОУ «Шараповская СОШ»(конкурс «КЛАСС»)Выполнила:учитель биологииШкабарня АлевтинаАлександровна(Кл.рук.11кл.)С.Щербаки - 2010Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время.«Мы ничему не можем научить человека.Мы можем только помочь ему открыть это в себе».ГалилейАктуальность проблемы обучения одаренных детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. В ситуации снижения образовательного уровня населения страны, утечки интеллектуальных ресурсов, снижения заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей приоритетной задачей государства и общества в целом становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей. ![]() В последнее время акценты с технических областей знаний смещается на научные исследования в области живой природы, и это не удивительно, так как появляются новые болезни, существует огромное количество проблем в области экологии. Биологические знания приобретают все большего значения и в развитии народного хозяйства. Поэтому человечество должно понимать, что наступил век биологии. У нас много талантливых детей, но необходимо активизировать усилия педагогов для их привлечения на сторону биологической науки. К сожалению, существует множество проблем на пути решения этого вопроса:
В каждой школе есть много детей, которых интересуют биологические дисциплины, но необходимо так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в дальнейшем он пошел именно по этому направлению. Как пишет Анатолий Гин - «Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное». От учителя, работающего с детьми, требуется умение строить обучение соотносительно с результатом диагностического обследования, модифицировать учебные программы, прекрасно знать свой предмет, чувствовать потребности и интересы детей, владеть чувством юмора, иметь живой и активный характер, быть готовым к пересмотру своих взглядов и еще многое другое. ![]() Какие условия необходимы для того, чтобы возник интерес? 1. Учитель должен уметь, иметь возможность и желание вызвать такой интерес, чтобы заинтересовать детей своим предметом. В этом вопросе одного таланта учителю будет мало, необходима постоянная работа над собой. Как сказал В.Сухомлинский «К хорошему уроку учитель готовится всю жизнь». 2. Ребенок должен иметь не только природные способности, но и самое главное, быть настойчивым, очень трудолюбивым и видеть, что учитель искренне хочет ему помочь. 3.Многое зависит от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества: ٭Уверенность , которая основывается на сознании самооценки. ٭Понимание достоинств и недостатков в себе самом. ٭Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску. ٭Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию. ٭Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки. ٭Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми. Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся. Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. (Приложение №1) Одаренную личность в состоянии воспитать только одаренный педагог. Задача учителя – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения. Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. Наша школа уделяет особое внимание детям. В работе с учащимися используются различные формы организации учебной работы; участие в школьных и муниципальных олимпиадах форумах, соревнованиях. Наши выпускники конкурентоспособны при поступлении на биологические и медицинские специальности ВУЗов. Мы пришли к тому, что необходимо применять новые подходы, основывающиеся на педагогике сотрудничества, использовать различные виды работ по развитию способностей школьников, учитывать индивидуальные особенности ребенка, формировать и поддерживать положительные мотивы, привлекать его к активной деятельности, модернизировать формы, методы обучения и воспитания, создавать необходимые условия для развития личности. Для подросткового и старшего школьного возраста ведущими типами деятельности являются социально-коммуникативная и проектно-исследовательская деятельность как необходимое условие и средство для профессионального самоопределения. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам, т.е. он сам должен выбрать в окружающем мире и спроектировать «сформировать» у себя такие способности, которые необходимы для овладения выбранной им профессии. Предметом особого внимания педагога биолога является использование в работе таких методов, средств и форм обучения, которые направлены на развитие критичности и самостоятельности мышления, любознательности, изобретательности, самостоятельности и т.д. Главное – научить ребенка учиться и убедить его в том, что он сам определяет свою судьбу. Существенно повысить эффективность развития интеллектуально-эвристических способностей можно только в том случае, если постоянно использовать в процессе обучения творческие задания. У наших детей есть прекрасная возможность создавать собственные научно-исследовательские и экологические фильмы, мультимедийные презентации, проекты и т.д. В процессе работы над такими заданиями школьники учатся применять свои знания, умения и навыки, используют различные виды деятельности. Одним из видов биологического творчества является научно-исследовательская работа, поскольку в процессе исследования живой природы дети открывают для себя новые ценности познания живой природы и собственного организма. Предусмотрено усвоение и оперирование понятиями методологии биологического исследования, проведения эксперимента, описания и интерпретации результатов. Независимо от специализации (ботаника, зоология, анатомия, психология и др.) будущий биолог должен уметь проводить качественные и количественные наблюдения, владеть микроскопическими методами, представлять данные и т.д. Поэтому доминирующим методом в моей работе есть исследовательский метод обучения биологической дисциплине. Он реализуется путем постановки познавательных и практических задач и заданий, требующих самостоятельного творческого решения. Мной практикуется проведение экскурсий как метод синтетического изучения окружающей среды. При обычном изучении объекты изолируются, изучаются отдельно, то есть доминирует анализ сложного целого. Как итог, знания учащихся разделены отдельно: отдельно растения, отдельно животные и т.д. Во время экскурсии все природные объекты и явления воспринимаются как единое целое в природе. Знания добываются учащимися в результате их собственного познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий – исследовательский метод обучения. В работе с одаренными детьми мной широко используются новые современные технологии (формы, методы и приемы обучения), а именно: Методы работы:
Формы работы:
^ в области биологии и экологии. Участие обучающихся в научно-практических конференциях и конкурсах по биологии и другим предметным областям имеет свою специфику, несколько отличную от участия в предметной олимпиаде. Это обусловлено тем, что специфика подготовки участника к конференции или конкурсу предполагает его компетентность не во всех областях биологического знания, а лишь в отдельной, хорошо изученной области, в рамках которой и лежит основной спектр его интересов. При этом участник подобного интеллектуального состязания должен обладать определенными навыками в реализации своего творческого потенциала через методологию проектной (на первом этапе) и исследовательской (на последующих этапах) деятельности. Это имеет ряд своих сложностей, но и положительных черт одновременно. Основная положительная черта данного вида работы с одаренными детьми позволяет достаточно среднему ребенку развить свои потенциальные возможности на практически любом этапе учебной деятельности в школе при изучении той или иной части учебной дисциплины. В биологии это, как нельзя более показательно, так как курсы биологии – это отдельные области биологического знания: 6 класс – ботаника, 7 – класс – зоология, 8 класс – анатомия и физиология человека, 9 –11 классы – общая биология. Как нетрудно заметить, ученик может проявить свои способности в исследовательской деятельности на каждом из этих этапов, выбрав для себя наиболее предпочтительный, любимый предмет. ![]() При подготовке к исследовательской деятельности уже не так важна «энциклопедичность» знаний во всех областях биологии, а более необходимой является способность к глубокому познанию той области науки, в которой находится объект исследования. Здесь важно погружение в предметную сферу, усвоение и свободное владение терминологией выбранной области, методологией, также – наличие коммуникативных умений и навыков для реализации и представления своего исследования на конкурсе или конференции. Кроме этого, юный исследователь должен пройти все этапы проектирования своей деятельности и это приводит его к необходимости изучения проектной и исследовательской технологии в реализации своего собственного исследования. И здесь мы видим еще одно принципиальное отличие «олимпиадника» от «исследователя» в том, что второй сужает область своих интересов, углубляясь в нее, и его путь в процессе исследования заключается в прохождения всех этапов проектной методологии. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы), развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым и индивидуальным подходом к обучению. Исследовательская проектная деятельность является обучением в сотрудничестве. Подготовка к исследованию и его реализация на последнем этапе очень тесно связано с вопросами профориентации, ведь, зачастую, учащийся начинает планировать свою будущую творческую траекторию, связывая ее с определенной областью своих интересов и определенным учреждением высшей школы. В связи со всем вышесказанным, можно выделить особую стратегию, подготовки учащихся к исследовательской деятельности, которая характеризуется: ^
^ - Творческий поиск решения проблемы, самореализация и социализация в определенной области знания, поступление в ВУЗ по выбранному направлению исследовательской деятельности. На основании выше сказанного я разработала программу работы с одаренными детьми. ^ Цель : развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Задачи:
Аналитическая справка.
Основные методы: развивающие упражнения и игры, метод групповой дискуссии, метод наблюдения, эксперимент. Описание контингента участников программы Программа разработана для обучающихся возраста 8-17 лет.. В комплект для диагностики рекомендую методики, ставшие уже традиционными:
Всем детям предоставляются равные условия для самореализации. Гарантия прав, как и обязанности участников, регулируются договором образовательного учреждения на предмет предоставления образовательных услуг. При необходимости можно заключить с родителями дополнительное соглашение на предмет приобретения недостающего оборудования и материалов для проведения экспериментов и создания проектов. Численный состав группы: 4-7 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одной встречи – 1 учебный час. Срок реализации программы: 28 часов ^ Условия проведения: просторное помещение со столами, стульями, доской. Материалы: альбомы, конверты, микроскоп, колбы, и др. лаб. оборудование Информационная обеспеченность: энциклопедии, толковые словари, научно-популярная литература.
Тематический план занятий. Название темы:
Всего: 28 Структура занятия. В структуре занятия можно выделить следующие этапы:
![]() Реализация программы предполагает развитие у школьников умений исследовательской деятельности и творческого мышления, особенно таких его характеристик, как беглость, гибкость, оригинальность, умение выступать на большой аудитории. Программа была утверждена на ШМО естественно – математического цикла и апробирована на базе МОУ «Шараповская СОШ» Срок апробации: 2006-2007 уч.год. Положительные результаты апробации программы прослеживаются на протяжении нескольких лет. . ^
^ — Публикация в СМИ (работы публиковались в сборнике исследовательских и творческих работ фестиваля «Портфолио»; — Стенд «Лучшие ученики школы»; — Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета; – Победители получают грамоты, дипломы, благодарственные письма. Практическая значимость результатов апробации программы заключается в обобщении опыта организации исследовательской деятельности одаренных школьников, обосновании условий организации их исследовательской деятельности в рамках образовательного учреждения, разработке программы ее организации. Программа организации исследовательской деятельности одаренных школьников может быть использована педагогами в учебно-воспитательном процессе, а так же для повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Достоверность и обоснованность результатов апробации программы развития исследовательских умений и творческого мышления младших школьников обеспечивается исходными методологическими основаниями, в соответстветствии с поставленными целями и задачами, а также применением разнообразных развивающих методов и приемов организации исследовательской деятельности. И напоследок, хочу привести высказывание Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». ^
Приложение №1 Утверждения, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего участия в занятиях ребенка (Д. ЛЮИС) Инструкция: познакомьтесь с этими утверждениями, посчитайте, со сколькими утверждениями Вы согласны. Если Вы согласны более чем с 30 из 40 утверждений, это означает, что Вы слишком концентрируетесь на ребенке, которому стоит, вероятно, предоставить несколько больший простор для самостоятельных действий. Если Вы соглашаетесь с 8 утверждениями из 40, то, вероятно, над остальными утверждениями стоит еще подумать. 1. Я отвечают на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. 2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез. 3. Дома я выделил специальное место, где ребенок может демонстрировать свои работы. 4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием или если работа еще не закончена. 5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий. 6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения. 7. Я поручаю ребенку посильные заботы. 8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения. 9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам. 10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы. 11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев. 12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал. 13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей. 14. Я никогда не наказываю ребенка унижением. 15. Я помогаю ребенку находить книги и материалы для его любимых занятий. 16. Я стараюсь приучать ребенка мыслить самостоятельно. 17. Я регулярно читаю ребенку. 18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет. 19. Я пробуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать. 20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям и интересам моего ребенка. 21. Я каждый день нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине. 22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий. 23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки. 24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни. 25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста. 26. Я придумываю разные практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать. 27. Я позволяю ребенку играть с ненужным хламом, если ему это интересно. 28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их. 29. В занятиях ребенка я всегда нахожу то, что достойно похвалы. 30. Я не хвалю его беспредметно и неискренне. 31. Я честен в оценке своих чувств к ребенку. 32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком. 33. Я действительно даю ребенку возможность принимать решения. 34. Я помогаю ребенку быть личностью. 35. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы. 36. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей. 37. Я никогда не отмахиваются от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею». 38. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых. 39. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему. 40. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок. Приложение №2 ^ Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд. Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №4. Если одно из заданий №4, №5 или №6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям №№ 1,2,3. Если все три задания - №№ 4,5,6 выполнены, то дать аванс за №№ 1,2,3 и переходить к заданию №7. Прекратить при 5 неудачах подряд. Оценки: 1-0.
Результаты по этому субтесту дают представление об объеме и уровне знаний и способности сохранения их в долговременной памяти, избирательной направленности интересов и общей образованности испытуемого. Субтест имеет высокие коэффициенты корреляции с общими итоговыми оценками интеллекта, и поэтому является большой предсказательной силой в отношении выполнения остальных субтестов. Случаи значительного расхождения оценок по "Осведомленности" с другими субтестами представляют интерес для характеристики личности в норме и патологии, могут свидетельствовать об одностороннем преимуществе вербального развития интеллекта, оторванности от реальности, книжном характере знаний. Другой важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему менее, чем по другим субтестам, подвержены "ухудшению" в связи с различными клиническими болезнями. Обратить внимание на следующие феномены:
Особенность инструкции для 2 субтеста: перед заданием № 6 испытуемому необходимо сказать: «До сих пор ты отвечал все правильно, очень хорошо. Теперь я тебя попрошу, говори мне как можно больше. Говори до тех пор, пока сам все не скажешь, или я тебя не остановлю». Начинать надо с задания № 1. Прекращать при трех неудачах подряд. Оценки 2-1-0. Общие критерии оценок для заданий 1-5:
На задания 1-5 обязательно нужно добиться позитивного ответа, ответа «не знаю» не должно быть. Общие критерии для оценок для заданий 6-14:
Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о "фасаде" поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту. Отдельные феномены:
Всего 12 субтестов. ^ Инструкция. Дорисуйте фигуры до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.Фигура 1 0 баллов .Абстрактный узор. Лицо, голова человека. Очки. Птица (летящая), чайка. 1 балл . Брови, глаза человека. Волна, море. Животное (морда). Кот, кошка. Облако, туча. Сверхъестественные существа. Сердце («любовь»). Собака. Сова. Цветок. Человек, мужчина. Яблоко. Фигура 2![]() 0 баллов Абстрактный узор. Дерево и его детали. Рогатка. Цветок. 1 балл . Буква: Ж, У и др. Дом, строение. Знак, символ, указатель. Птица, следы, ноги. Цифра. Человек. Фигура 3![]() 0 баллов. Абстрактный узор. Звуковые и радиоволны. Лицо человека. Парусный корабль, лодка. Фрукты, ягоды. 1 балл. Ветер, облака, дождь. Воздушные шарики. Дерево и его детали. Дорога, мост. Животное или его морда. Карусели, качели. Колеса. Лук и стрелы. Луна. Рыба, рыбы. Санки. Цветы. Фигура 4![]() 0 баллов. Абстрактный узор. Волна, море. Вопросительный знак. Змея. Лицо человека. Хвост животного, хобот слона. 1 балл. Кот, кошка. Кресло, стул. Ложка, половник. Мышь. Насекомое, гусеница, червь. Очки. Птица: гусь, лебедь. Ракушка. Сверхъественные существа. Трубка для курения. Цветок. Фигура 5![]() 0 баллов Абстрактный узор. Блюдо, ваза, чаша. Корабль, лодка. Лицо человека. Зонт. 1 балл. Водоем, озеро. Гриб. Губы, подбородок. Корзина, таз. Лимон, яблоко. Лук (и стрелы). Овраг, яма. Рыба. Яйцо. Фигура 6![]() 0 баллов. Абстрактный узор. Лестница, ступени. Лицо человека. 1 балл. Гора, скала. Ваза. Дерево, ель. Кофта, пиджак, платье. Молния, гроза. Человек: мужчина, женщина. Цветок. Фигура 7![]() 0 баллов. Абстрактный узор. Автомашина. Ключ. Серп. 1 балл. Гриб. Ковш, черпак. Линза, лупа. Лицо человека. Ложка, половник. Молоток. Очки. Самокат. Символ: серп и молот. Теннисная ракетка. Фигура 8![]() 0 баллов. Абстрактный узор. Девочка, женщина. Человек: голова или тело. 1 балл. Буква: У и др. Ваза. Дерево. Книга. Майка, платье. Ракета. Сверхъестественные существа. Цветок. Щит. Фигура 9![]() 0 баллов. Абстрактный узор. Горы, холмы. Животное, его уши. Буква М. 1 балл. Верблюд. Волк. Кот, кошка. Лиса. Лицо человека. Собака. Человек: фигура. Фигура 10![]() 0 баллов Абстрактный узор. Гусь, утка. Дерево, ель, сучья. Лицо человека. Лиса. 1 балл. Буратино. Девочка. Птица. Сверхъестественные существа. Цифры. Человек, фигура. Придумайте и предложите письменно решение необычных ситуаций.
^ Приложение №4 Методика оценки общей одаренности Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов. Инструкция Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении; 4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко; 3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею). ^ Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка. № Качество Отметка 1 Любознательность 2 Сверхчувствитeльность к проблемам 3 Способность к прогнозированию 4 Словарный запас 5 Способность к оценке 6 Изобретательность 7 Способность рассуждать и мыслить логически 8 Настойчивость 9 Перфекционизм Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу. Познавательное пространство человечества постоянно расширяется. Рано думать, что все на свете уже открыто. Все дети талантливы и успех каждого ребенка зависит от его своевременного выявления и развития. Приложение №5 Дополнительные занятия. ![]() ![]() ![]() Изучение природы. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |