|
Скачать 36.07 Kb.
|
Подготовила учитель – логопед, учитель – дефектолог Майборода Е.А. ГБОУ д/с комбинированного вида № 904 ЮОУО ДО г. Москвы Причины речевых нарушений у детей. Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребёнка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир. Формируется личность ребёнка, развивается его мышление, поведение. Давно замечено, что дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут научиться читать и писать. Общеизвестно, что в норме ребёнок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Процесс усвоения родного языка в его главных чертах протекает в достаточно короткие сроки. Развитие детской речи подчиняется определённым закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их «речевых ошибок». Известно, что дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, что одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребёнком раньше, другие намного позже. Естественная последовательность усвоения языковых элементов направляется разными факторами. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем быстрее и легче оно запоминается детьми. Появлению дара слова предшествует формирование определённого уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. Кроме механизма подражания, имитации или воспроизведения детьми слов окружающих, имеет место действие скрытой необычайно сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи. Показателем правильного развития детской речи является способность ребёнка 3 лет строить предложения из 3 – 4 слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах: дай – даёт – не дам или киса – кису – кисе. Допустимо, что к четырём годам у ребёнка с хорошо развитой речью могут остаться неусвоенными отдельные согласные звуки (звуки «Р», «Л», «Ш», «Ч»). Если же в этом возрасте дети не выговаривают многих звуков, то их следует показать логопеду. Что понимают под отставанием развития речи и когда следует на это обратить внимание. В случае нарушения усвоения родного языка – слов, грамматического строя и фонетики имеет место отставание развития речи. Причинами патологии детской речи могут стать:
Успех преодоления общего речевого недоразвития во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребёнку начинают оказывать логопедическую помощь. Логопедические занятия, начатые в период наиболее интенсивного развития головного мозга, являются наиболее эффективными. Они включают в активную деятельность различные функциональные нервные связи и тем самым ускоряют их созревание. Способствуя наиболее полной компенсации нарушенного хода психоречевого развития. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое и умственное развитие ребёнка, а не дожидаться, когда он сам «заговорит». Был использован материал из методического пособия Чиркина Г.В. «Основы логопедической работы с детьми» Москва, Аркти. |