|
Скачать 197.61 Kb.
|
Содержание
Методические рекомендацииТакое же упражнение |
КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИИ ПРИ ДЕТСКИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ ПАРАЛИЧАХ Методические рекомендации составлены В.В.Текорюсом - заведующим психоневрологическим отделением детского республиканского санатория "Саулуте" Минздрава Литвы Минск Белорусский Экзархат - Белорусской православной церкви Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам. 1999 УДК 616.831-009.11-053.2-085.82 ББК 74.3 К 66 К 66 Коррекция двигательных нарушений при детских церебральных параличах/Сост. Тскорюс ВВ. - Мн.: Белорусский Экзархат - Белорусской православной церкви, 1999. 32 с, ил. ISBN 985-6503-34-5 В методических рекомендациях представлен оптимальный комплекс приемов лечебной гимнастики, необходимых для выработки самостоятельного стояния и ходьбы с сохранением равновесия, т.е. без костылей, палочек и других подручных средств. Этот комплекс получек в результате обобщения многолетнего опыта организации восстановительного лечения в санатории «Саулуте». Брошюра предназначена для специалистов и родителей, интересующихся вопросами лечения детского церебрального паралича. УДК 616.831 -009.11 -053.2-085.82 ББК 74.3 ISBN 985-6503-34-5 © Сост. В.В. Текорюс, 1998 & Оригинал-макет БелАПДИ, 1999 © Белорусский Экзархат - Белорусской православной церкви, 1999. ОглавлениеОглавление 1 Введение 2 Методические рекомендации 2 Заключение 13 ВведениеВ комплексном лечении детского церебрального паралича главная роль принадлежит целенаправленной стимуляции активных движений ребенка, которые при многократном, повторении оставляют в памяти более значительный след, чем пассивные движения и массаж. Многолетний опыт позволил организовать лечение в восстановительном отделении санатория по принципу непрерывной тренировки в точение дня психомоторных функций ребенка в кабинетах лечебной гимнастики, логопедическом, психолого-педагогическом. Такая постановка работы создает возможность эффективного использования лечебной гимнастики, которой ребенок занимается большую часть дня, прерываясь лишь на еду и отдых. Таким образом процесс занятий как бы представляет собой "образ жизни" ребенка, пока он заходится в санатории. В методических рекомендациях представлен оптимальный комплекс приемов лечебной гимнастики, необходимых для выработки самостоятельного стояния и ходьбы сохранением равновесия, т. е. без костылей, палочек и других подручных средств. Этот комплекс включает как элементы различных методов реабилитационной терапии, применяемых в нашей стране и за рубежом (K.Lindemann, 1963; К.В bath, B.Bobath, 1964, 1966; G.Tardieu, 1964; К.А. Семенова. 1968 - 1976, 1979 и др.), так и содержит ряд упражнений, разработанных в санатории или модифицированных применительно к данному этапу развития двигательных функций. Основное внимание при занятиях лечебной гимнастикой уделялось тренировке активных волевых движений. Пассивные движения использовались главным образом для снижения мышечного тонуса перед основным комплексом лечебной гимнастики, а также при разработке контрактур. Поскольку лечение в санатории предусматривало постоянную стимуляцию собственной двигательной активности, ортопедические укладки и ношение ортопедической обуви на данном этапе ограничивалось. При наличии контрактур и выраженной спастики использовались горячие укутывания. Работа всего коллектива отделения направлена на воспитание максимальной самостоятельности у детей как при занятиях в профильных кабинетах, так и в повседневной жизни. Это способствовало закреплению приобретенных навыков. ^ Перед началом лечения наряду с оценкой формы и тяжести церебрального паралича тщательно анализировались возможности выполнения целостных двигательных актов, имеющих значение для повседневной жизни и социальной адаптации ребенка, таких как вставание с пола без опоры руками, стояние на одной ноге, ходьба по лестнице без поддержки за перила, возможность прыгать на одной ноге, изолированное поднимание плеча, функции пальцев рук. У не ходящих детей оценивалась возможность сидеть без опоры, ходить с поддержкой за одну руку, передвигаться, толкая коляску. Для каждого ребенка заранее индивидуально планировался конечный результат, которого он должен достичь за время пребывания в санатории (2,5 мес.) — например, научиться самостоятельно стоять или ходить. Приводим основные, наиболее эффективные приемы лечебной гимнастики, которые применялись для выработки таких высокоорганизованных локомоторных актов, как самостоятельное стояние и ходьба. При наличии высокого мышечного тонуса прежде, чем начать тренировку вертикальной установки тела, использовался ряд упражнений, направленных на расслабление спастических мышц в горизонтальном и вертикальном положениях.
![]() Фото 1 ![]() Фото 2
![]() Фото 3 ![]() Фото 4
![]() Фото 5 ![]() Фото 6. После вышеуказанных подготовительных расслабляющих упражнений дальнейшие занятия с ребенком направлены на стимуляцию вертикальной установки туловища и самостоятельной ходьбы. При этом применяют ряд приспособлений и упражнений, одновременно тренирующих опорную реакцию ног, уменьшающих тугоподвижность в голеностопных суставах, снижающих спастичность аддукторов бедер, вырабатывающих реакцию равновесия, улучшающих функцию рук и развивающих шаговые движения в вертикальном положении тела. Этими приспособлениями являются щит, канат и стульчики разной высоты. ![]() Фото 7 ![]() Фото 8. Щит состоит из двух частей: вертикальной стенки и горизонтальной площадки для опоры. Вертикальная стенка, высотой не менее роста ребенка, изготовлена из деревянных брусьев шириной каждого около 3 — 4 см, укрепленных друг от друга на расстоянии 4 — 5 см для удобства фиксации ног ребенка в области коленных суставов. Горизонтальная часть щита соединена с вертикальной завесами с целью возможности изменения угла опоры стоп, что используется для устранения контрактур в голеностопных суставах. Щит крепится к гимнастической стенке с наклоном 45° . Не следует ставить его вертикально. • Методист ставит ребенка на опорную площадку с разведенными ногами. Стопы ротированы кнаружи в положении тыльного сгибания. Колени фиксируются к щиту широкими бинтами таким образом, чтобы ребенок не испытывал боли (фото 7) Для удобства ребенка вначале можно фиксировать в горизонтальном положении, а затем щит поднять. При наличии рекурвации в коленных суставах, перед фиксацией к щиту под колени подкладываются небольшие ватные валики. Ребенок фиксируется к щиту 2 - 3 раза в день продолжительностью по 20-30 минут. Просят, чтобы стоя на щите, он совершал наклоны и выпрямления туловища с частотой 5-6 раз в ми нуту. Если ребенок самостоятельно этого сделать не может, ему помогает методист, придерживая за плечи или кисти (фото 8). При наличии тонических рефлексов или непроизвольных движений наклоны и выпрямления туловища осуществляются с вложенной в руки ребенка гимнастической палкой, удерживаемой с помощью методиста. Если ребенок может удержать в руках мяч, наклоны и выпрямления осуществляются с мячом в руках. Развитию реакций равновесия и активных движений рук способствуют повороты туловища, игра с мячом (фото 9). Высота мяча регулируется методистом. Стоя у щита можно также выполнять упражнения, снижающие тонус мышц в плечевом поясе (см.выше). Голова ребенка при этом коррегируется в среднем положении. Упражнения на щите способствуют развитию опорной функции ног, ротационных, сгибательных и разгиба тельных движений туловища, снижению тонуса приводящих мышц бедер, уменьшению непроизвольных движений. ![]() Фото 9 ![]() Фото 10 После выполнения упражнения на щите ребенка ставят на край кушетки. Методист стоит сзади и, захватив его колени, просит сделать активные приседания и вставания, наблюдая, чтобы во время вставания пятки не приподнимались (фото 10), Если ребенок этих активных движений сделать не может, ему помогает второй методист, стоя спереди и держа его за руки. Это упражнение закрепляет опорную функцию ног. Для дальнейшего развития этой функции, а также формирования будущего шага, тренировки двигательной активности рук и реакций равновесия используется канат. Канат толщиной около 4 см закрепляется с концов поперек комнаты на высоте плеч ребенка. Канат натягивается умеренно, допускает качания в стороны 20-25 см. Держась за него руками, под руководством методиста ребенок должен усвоить и сам активно выполнять следующие движения: приседания и вставания, вставание из положения на коленях на каждую ногу поочередно.
![]() Фото 11
![]() Фото 12 ![]() Фото 13 . . Для закрепления и дальнейшего последовательного развития моторики используются стульчики разной высоты (фото 14). ![]() Фото 14 • Обучают ребенка ставить ногу на стульчик и снимать её, держась руками за канат (фото 15). Высота стульчика подбирается таким образом, чтобы ребенок мог сам поднять и поставить на него ногу. Если он не может держаться руками за канат, ему помогает методист, находящийся спереди и удерживающий руки ребенка на канате. Если ребёнку трудно поставить ногу на стульчик, ему помогает второй методист, находящийся сзади (фото 16). Стопа на стульчике несколько ротирована кнаружи, пятка при вставании не должна подниматься. Высота стульчика меняется (повышается) по мере усвоения ребенком этих движении, которые он должен поочередно совершать левой и правой ногой многократно. Это упражнение способствует формированию будущего шага. ![]() Фото 15 ![]() Фото 16 • Обучают ребенка вставанию со стульчика, не опираясь руками, и стоянию с сохранением равновесия. Высота стульчика подбирается с учетом роста ребенка. Посаженный на стульчик, он должен свободно опираться ступнями о пол. Методист сидит впереди ребенка и, придерживая его за колени, просит нагнуться вперед (фото 17). Руки ребенка свисают. Из этого положения он должен встать. Методист помогает перенести центр тяжести тела на стопы, держа ребенка за колени и одновременно страхуя его от падения (фото 18). Не следует помогать вставать ребенку со стульчика, держа его за руки. Вставание со стула повторяют много раз. ![]() Фото 17 ![]() Фото 18
Для обучения стоянию с сохранением равновесия рекомендуется следующие упражнения:
![]() Фото 19 ![]() Фото 20 • Методист просит ребенка сдвинуть с места ногу на несколько сантиметров вперед, не отрывая стопы от пола (скользящий шаг). Сдвину в ногу, он должен сохранить равновесие. Такие попытки делаются много раз. Ребенку при этом особая помощь не оказывается. Помогать удержать равновесие можно только легким прикосновением рукой методиста к голове ребенка (фото 21). Постепенно ребенок начинает двигать ноги поочередно, сохраняя равновесие. Число таких "шагов" каждый день увеличивается и появляется возможность шага с отрывом стопы от пола. Первые шаги ребенок усваивает в кабинете ЛФК. в спокойной обстановке. После этого аналогичная тренировка проводится в шумном коридоре с бегающими детьми. Это делается с целью преодоления страха и неуверенности. У некоторых детей страх преодолевается с помощью бинта: за один его конец держится ребенок, другой конец бинта в руке методиста. Бинт по возможности не должен быть натянут, равновесие регулирует методист (фото 22). ![]() Фото 21 ![]() Фото 22 Следует помнить, что многие общепринятые способы обучения ходьбе часто надолго задерживают формирование самостоятельного передвижения. Не рекомендуется: • Расположение методиста сзади ребенка с целью предупреждения падения назад. Ребенок, зная что методист или мать находятся сзади него, не старается использовать все свои возможности для предохранения от падения, не может преодолеть страх. • Обучение ходьбе, держа ребенка за обе или одну руку. Практика показывает, что ребенок привыкает к такой помощи и всецело полагается на обучающего, что растягивает процесс освоения ходьбы на неограниченно длинные сроки.
• Использование костылей или канадских палочек задерживает развитие самостоятельной ходьбы.
О Фото 24 тработке нормального шага, улучшению опорной функции ног, функции рук во многом способствует толкание специальной утяжеленной коляски (по Линдеманну). Задние колеса коляски заменены металлическими пластинами. Этим создается необходимое сопротивление, которое ребенок должен преодолеть при ходьбе (фото 23). Коляску ребенок должен толкать по коридору или во дворе всё свободное от занятий время. Методист следит, чтобы ребенок, толкая коляску, не повисал на руках и не сгибал их в локтевых суставах. Ноги должны быть по возможности разогнуты. Утяжеленная коляска является единственным подручным средством, которое мы рекомендуем использовать при обучении ходьбе. После усвоения медленной ходьбы с сохранением равновесия требования к ребенку постепенно повышаются. Его обучают вставать с пола сначала с опорой (но уже не цепляясь руками за неё, а скорее отталкиваясь), а затем без опоры на руки, ходьбе по лестнице вверх и вниз без поддержки за перила. ![]() Фото 23 ![]() Фото 24 • Обучение вставанию начинают из исходного положения на коленях. Ребенок должен встать попеременно то на левую, то на правую ногу, опираясь о стену одной рукой. • Следующим этапом является обучение вставанию, опираясь руками о лежащий на полу матрац, высота которого около 10 см. Роль методиста заключается в правильной коррекции постановки ноги во время вставания (фото 25).
![]() Фото 25 ![]() Фото 26
• Далее проводят, обучение ходьбе по ступенькам лестницы без опоры за перила. Сначала ребенку предлагают самостоятельно подняться на доску толщиной 1 см, положенную на пол. Постепенно толщину доски увеличивают. По достижении высоты в 4-6 см можно использовать стульчики различной высоты и лестницу с разной высотой ступенек (фото 27). Методист, находясь рядом, стимулирует самостоятельное поднимание ребенка по ступенькам, слегка прикасаясь рукой в области головы. Когда ребенок освоит поднимание на ступеньку высотой 14-15 см, ему предлагают ходить по обычной лестнице. Сначала он осваивает ходьбу вверх приставным шагом, потом - переменным. Спуск по лестнице вниз является более сложным упражнением, чем подъем и требует более длительной тренировки. ![]() Фото 27 Анализ результатов восстановительного лечения, проводимого в санатории, показал, что в среднем 30% самостоятельно не передвигавшихся детей после курса лечения (2,5 мес.) начинают ходить без подручных средств, а 70% детей, умевших ранее только сидеть — самостоятельно вставать и стоять, сохраняя равновесие. Положительная динамика в двигательном развитии в свою очередь приводила к улучшению речевых и психических функций ребенка. Методика восстановительного лечения, применяемая в санатории, организованная по принципу непрерывной тренировки в течение дня психомоторных функций ребенка, не требует сложных и дорогостоящих приспособлений и может быть использована в любом учреждении для детей с церебральными параличами. Родители больного ребенка, обученные в санатории, должны продолжить лечение в домашних условиях, закрепляя достигнутые результаты. ЗаключениеУкрепление здоровья детского населения, снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности требует постоянного совершенствования оказания медицинской помощи детям на всех этапах лечения, поиска новых форм и организационных подходов в этой работе. Проблеме восстановительного лечения и реабилитации детей, имеющих различные двигательные нарушения, в настоящее время уделяется приоритетное внимание, т.к. церебральная патология является в настоящее время наиболее распространенным заболеванием как среди детей, так и взрослых, приводящим к инвалидизации. Созданные в последние годы центры по реабилитации и восстановительному лечению подтверждают высокую экономическую, медицинскую и социальную эффективность работы по адаптации детей-инвалидов. Вашему вниманию предлагается оригинальная методика коррекции двигательных нарушений при детских церебральных параличах для выработки самостоятельного стояния и ходьбы с сохранением равновесия, разработанная на основе различных методов реабилитационной терапии, как широко применяемых во всем мире, так и собственных, оригинальных. Основное внимание при использовании данной методики, уделяется тренировке активных волевых движений, и что несомненно важно, с учетом процессуальности реализации индивидуальной программы. Индивидуализация, как одно из обязательных условий любой реабилитационной системы, в полной мере может быть реализована при использовании этой методики. Данная методика достаточно успешно применяется в течение нескольких лет на базе тренажерного зала для детей с поражением опорно-двигательного аппарата Белорусской Ассоциации помощи детям-инвалидам, в комплексе с другими методами медицинской реабилитации, который включает в себя:
• лазеропунктуру; • массаж. В результате применения данного комплекса восстановительного лечения, проводимого в амбулаторных условиях и с учётом индивидуальных особенностей больного ребенка, получены устойчивые положительные результаты в 85-90 % случаев, проявляющиеся улучшением статикомоторных и психоречевых функций. Консультации, составление плана реабилитации и дальнейший мониторинг за состоянием ребёнка осуществляет врач. Занятия в ЛК "Адели" проводятся ежедневно, в течение 25 -90 минут, на курс 20 - 25 занятий . Объем и продолжительность занятий определяется врачом индивидуально. Центр оснащен современными тренажерами и необходимой аппаратурой (фото 30, 31), а также имеет в штате достаточно подготовленных специалистов для проведения реабилитации детей с различной нейро-ортопедической патологией. На базе центра реализуются программы по социальной и профессиональной реабилитации детей-инвалидов. Время работы центра с 12.00 до 20.00, ежедневно. Выходные дни - суббота и воскуренье. Центр расположен по адресу: г Минск, ул. Кропоткина, д. 91-а. Телефон для справок: 234-20-40. Врач-невропатолог центра А.Н.Яковлев ![]() ![]() ![]() ![]() |