|
Скачать 78.02 Kb.
|
Методические рекомендации по развитию детского певческого голоса «Дыхание – основа пения» Погружаясь в мир эстрадного пения прежде всего необходимо ознакомится с общими понятиями о строении и работе голосового аппарата. Гортань, как источник звука, роль нервной системы, голосообразовании, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца, её антагонист – брюшной пресс) (антагонисты, это в физиологии — мышцы, вызывающие движения в двух противоположных направлениях (например, сгибание и разгибание конечностей), резонаторы (головные или верхние; грудные или нижние). Как правило у начинающего певца неразвито чувство опоры, а дыхание – ключичное. В первую очередь необходимо показать рёберно–диафрагматическое дыхание. Великие итальянские мастера говорили: «Пение - есть дыхание!» С него и надо начинать. Дыхание, как и хорошее пение зависит от хорошей осанки. В особенности от хороших взаимоотношений груди, шеи и головы. Если вы добились правильной осанки (расправленные плечи, дабы грудная клетка была широкой, голова уравновешена на прямой шее), то пока голова, шея и грудь расположены у вас по одной линии, вы можете энергично двигаться, даже сгибаться пополам. Поговорим о рёберно-диафрагматическом дыхании. Это дыхание, в котором диафрагма работает подобно поршню в насосе. Певец должен заполнить лёгкие равномерно – это помогает сделать правильная работа мышц грудной клетки, брюшных мышц и диафрагмы. Исключите ключичное дыхание при котором приподнимаются плечи, так как этот тип дыхания даёт неравномерное заполнение лёгких в верхней части и мешает свободному расширению грудной клетки в нижней части, что препятствует полному заполнению нижней части лёгких, наибольшей по объёму. Итак, диафрагма – главная дыхательная мышца, её антагонист брюшной пресс. Вдох –диафрагмой, которая сокращается, увеличивая грудную полость в вертикальном направлении, а межрёберные мышцы увеличивают объём грудной полости в стороны, выдох с помощью брюшного пресса. Не следует делать вдох слишком полным. Всё это делается стоя, при хорошей осанке, когда плечи развёрнуты, а спина выпрямлена. Дыхание должно проходить, продуваться вместе со звуком, оно как бы несёт звук. Следите, чтобы при вдохе грудные мышцы были расслаблены и давали диафрагме сокращаться без всяких усилий, а грудная клетка находилась в удобном для вас приподнятом положении. В вокальных упражнениях рекомендуется набирать дыхание носом, так как оно лучше фиксируется, а так же согревается и очищается. В дальнейшем, когда начинается работа с текстом произведений и дыхание берётся ртом, предыдущая работа с носовым дыханием делает дыхание ртом почти беззвучным, что немаловажно в пении, так как громкое всхлипывающее дыхание неприятно для слуха и при этом способе вдоха пересыхает горло. Предложите учащемуся как бы понюхать цветок. Набрав дыхание через нос не перебирая его, мы начинаем выдох. При этом плавно подтягивается вверх нижняя часть живота (работают брюшные мышцы), межрёберные мышцы продолжают участвовать в процессе расширения грудной клетки, а следовательно, лёгких. Контролируйте скорость выдоха. Грудная клетка остаётся расширенной внизу и как будто стоит на месте. Выдыхать надо полностью, так как оставшееся дыхание накапливается, получается перебор, который ведёт к зажиму голосовой щели и напряжению голосовых связок. Плавное дыхание, сохранение одного чувства опоры – один из основных принципов развития ровности диапазона. Для правильного развития дыхания есть много дыхательных упражнений
Полезно упражнения на стаккато, здесь ярко выражена работа диафрагмы. Научится правильно дышать, это ещё не всё, надо научится правильно расходовать дыхание, экономно. Выдох должен быть равномерным, не следует выдыхать всё на первом же звуке (первое слово поётся как бы на вдохе) Следите, чтобы нижняя часть грудной клетки оставалась в расширенном состоянии, была бы как бы зафиксирована во время выдоха. Здесь надо проследить чтобы это фиксирование не подменилось зажимом мышц. Некоторые преподаватели советуют напрягать при выдохе мышцы диафрагмы, особенно на высоких нотах, - это порочный приём, он ведёт к зажиму голосовой щели, а так же к напряжению мышц шеи и нижней челюсти. При такой привычке голос постепенно стирается, тембр становится тусклым, голосовые связки работают в экстремальном режиме. Я называю это «железная диафрагма». Бороться с этим очень трудно. Пресс должен быть эластичным, а верхние ноты берутся за счёт подачи более мощной струи дыхания, образующейся с помощью плавного толчка, подтягивающего вверх мышцы брюшного пресса. Брюшные мышцы подталкивают вашу диафрагму в сторону лёгких. Звук и дыхание должны быть опёртыми. Но не за счёт напряжения мышц, а за счёт правильной осанки, ощущения позвоночного столба, фиксирования расширенной нижней части грудной клетки, плавного дыхания без толчков, ровного движения диафрагмы, подобно насосу накачивающего воздух. При этом гортань остаётся расслабленной, как при разговоре. Это ощущение одинаково и на низких и на высоких нотах. Вокалисту помогает образное мышление, представьте что слоги , сочетание согласной и гласной, нанизаны на одно остриё, верх которого упирается в твёрдое нёбо, а глотка при этом всегда свободна, как бы распахнута. Например «ДЭ» задействует язык и зубы, «БЭ» - губы, «ЖЭ» - кончик языка. Получается, что буквы, слоги и слова крутятся в передней части рта, все гласные – в одном месте, что очень важно для русского языка, где одна гласная, например «А», имеет несколько фонем и произносится в разных словах по разному. Мы как бы собираем звуковую струю в центре опоры на твёрдое нёбо, образуя из неё слог или слово сформированное в одной точке и очень близкое. Слова звучат разборчиво, легко произносятся. Итак пение гласных вместе с согласными, ясное, чёткое произношение согласных. Даже немного утрированное, способствует сохранению чистоты интонации, экономит дыхание и помогает подаче звука вперёд.
Поговорим о атаке. Атака в пении это переход голосового аппарата от дыхательного состояния к певческому. Есть три вида атаки 1.Твёрдая атака. Характерна для плотного смыкания голосовых связок до начала звукообразования и сильном их сопротивлении воздуху при извлечении звука. Звук при этом твёрдый, яркий, энергичный, резкий. В разговорной речи твёрдой атаке соответствует громкий разговор и крик. Упражнение – «дай-дай-дай» 2.Придыхательная атака. Возникает тогда, когда голосовые связки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха и остаются неплотно сомкнуты в течение всего звукоизвлечения. При этом вместе с гласной слышится звук, похожий на "х". При придыхательной атаке происходит повышенный расход воздуха, зачастую неточны попадания на ноты, а также возникает потеря яркости звука. В разговорной речи придыхательной атаке соответствует приглушённый, доверительный разговор "по секрету". Упражнение – «суи - па - бу - па» 3.Мягкая атака. Она занимает промежуточное положение между первыми двумя. Мягкая атака возникает при одновременном смыкании голосовых связок и начала выдоха. Этот вид атаки обеспечивает наилучшие вокальные возможности голосовым связкам, голос становится мягким, богатым обертонами и меньше устаёт. В разговорной речи мягкой атаке соответствует обычный негромкий, задушевный разговор с приятным тебе человеком. Упражнение - «фа» Хороший певец владеет всеми тремя видами атаки и употребляет ту или иную в зависимости от характера исполняемого произведения. Степень раскрытия рта должна диктоваться наилучшим качеством звучания. Приучать вокалиста к определённой степени раскрытия рта не следует, он должен чувствовать себя удобно и комфортно. Держать рот в каком-то фиксированном положении неестественно. Степень раскрытия рта для каждого своя – это зависит от строения скелета конкретного лица, высоты нёбного свода, расположения скул и многого другого. Одному надо открывать рот шире, у другого при такой степени открытости звук как бы выпадает, тембр становится тусклым, теряет краски, блеск, значит этому вокалисту следует подобрать подбородок и чуть прикрыть рот. Форму рта надо искать ориентируясь на лучшее звучание. В пении не должно быть никаких зажимов. Пение - это свобода. Все мышцы участвующие в формировании дыхания и звука, должны быть сильными, эластичными и свободными. Наиболее характерным для вокалистов является зажим шейных мышц, что ведёт к напряжению мышц челюсти, а это в свою очередь – к зажиму голосовой щели. Для освобождения от мышечного зажима во время пения вокальных упражнений рекомендуем слегка поворачивать голову направо, налево, немного назад, и немного вниз попеременно. Это освобождает мышцы шеи, абсолютно не мешая работе голосового аппарата. Плечи так же не должны быть напряжёнными. Ими тоже можно подвигать без толчков, мягкими движениями. Ещё раз повторяю рот должен быть свободным. Нижняя челюсть свободно опущена, губы расслаблены. Глотка всегда свободна по ощущениям, будто распахнута выпуская звук свободно, без препятствий. Язык должен быть только естественным, свободным и мягким. Упражнение – «прррр» Упражнение – «ррррррр» Высокая форманта придаёт голосу блеск, яркость, звонкость и полётность. Форманта – это группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса. Следует помнить, что грудное и головное резонирование является следствием правильно организованного звука. Резонаторы в голосовом аппарате – это полости резонирующие на возникающей в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр. У певцов различают: верхний (головной) и нижний (грудной) резонаторы. Правильное звукообразование характерно ощущением вибраций одновременно в головном и грудном резонаторах. Упражнение – «прэ-а» Эстрадному певцу необходимо развивать фонетический слух, работать с английским языком, петь текст произведения на языке автора. Это развивает творческий диапазон, фонетический слух, знакомит с иной стилистикой и манерой исполнения. Английский язык необходим как основной язык мировой джазовой, роковой и популярной вокальной музыки. Изучая музыкальную стилистику и жанровые особенности музыкального языка, надо учится передавать своё состояние через звук. Звук должен доносить эмоциональное состояние и созданный им музыкальный образ. Музыкально – образная сфера – одно из важнейших понятий исполнительского творчества, надо уметь передавать звуком тончайшие оттенки и краски, уметь перенести в вокал элементы речевых интонаций и акцентов, которые делают слово выразительным, соблюдать правила орфоэпии (орфоэпия – правильное литературное произношение и правильные ударения). Итак обобщая всё сказанное выше мы видим что эстрадный певец должен обладать чувством ритма и стиля, правильно владеть дыханием и звуком, быть артистичным, обладать широкой выразительной фразой, кантиленой, уметь пользоваться приёмами, характерными для той или иной манеры исполнения, ориентироваться в разных жанрах, обладать выразительным словом и уметь выстроить произведение драматургически. В заключении несколько советов:
В этой работе мы хотим простыми, доступными средствами, объяснить приёмы своей методики основанные на опыте преподавания эстрадного пения. Не навязывая никому свои воззрения, просто излагая те методы, которые в течении многих лет дают стабильные, хорошие результаты. |