|
Скачать 230.24 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Министерство здравоохранения Оренбургской областиСТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТКафедра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Отдел производственной практики Методические указанияпо проведению производственной практики студентов V курса стоматологического факультета по стоматологии детского возраста в качестве помощника врача-стоматолога детского (для профессорско-преподавательского состава и врачей-стоматологов, руководящих практикой) ^ Методические указания по проведению производственной практики студентов V курса стоматологического факультета по стоматологии в качестве помощника врача-стоматолога детского составлены на основе рабочей программы по стоматологии детского возраста для специальности: 040400 – «Стоматология» /М., ВУНМЦ, 2003/Составители: зав. кафедрой стоматологии и челюстно-лицевой хирургии доцент А.А. Матчин, ассистент канд. мед. наук. Р.Р. Демина, ассистент З.М. Галямова. Методические указания одобрены и рекомендованы к печати цикловой методической комиссией по специальности «Стоматология» Издательство общий отдел ОрГМА Лицензия 021239 от 01.03.05г. Подписано в печать. Заказ № Формат бумаги А-4. Тираж 100 экз. тел. 77-24-59 ^ Производственная практика студентов V курса стоматологического факультета является неразрывной частью учебного процесса. Главная её цель – научить студентов навыкам самостоятельной работы в качестве помощника врача-стоматолога детского, что делает производственную практику важным этапом в подготовке практического врача-стоматолога. Непосредственное руководство работой студентов V курса стоматологического факультета возлагается на врачей-стоматологов стоматологических поликлиник (стоматологических отделений в ЛПУ), а общим руководителем является заместитель главного врача или заведующий лечебно-профилактическим отделением стоматологической поликлиники. Методическое руководство производственной практикой студентов V курса стоматологического факультета осуществляется кафедрой стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ОрГМА. Персональную ответственность за организацию практики несут главный врач ЛПУ или стоматологической поликлиники и заведующий указанной кафедрой. По согласованию общего и непосредственного руководителей практики от стоматологической поликлиники и от медицинской академии составляется график работы студентов в детском отделении (кабинете) стоматологической поликлиники. Преподаватели кафедры, ответственные за производственную практику, посещают базы и оказывают необходимую методическую и консультативную помощь общему и непосредственным руководителям практики от ЛПУ в подготовке студентов. Система подготовки и проведения практики отражена в аналогичных методических указаниях по организации практики на других факультетах академии: «Временное положение о производственной практике студентов 2-5 курсов» - Оренбург, 1998г.; «Должностные обязанности работников органов здравоохранения и врачей лечебных учреждений по организации и руководству летней производственной практикой студентов 2-3-4-5 курсов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов Оренбургской медицинской академии» - Оренбург, 1999г.; «Организация и проведение летней производственной практики студентов 2-3-4-5 курсов лечебного и педиатрического факультетов, 2-3-4 курсов медико-профилактического факультета» - Оренбург, 1999г.; «Методические указания по ведению дневников и приёму зачётов на производственной практике 2-5 курсов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов» - Оренбург, 1999. Для студентов стоматологического факультета опубликована серия методических пособий и указаний по различным аспектам организации и проведения производственной практики. В академии изданы: «Краткое методическое пособие по овладению студентами II курса стоматологического факультета практическими умениями в период летней производственной практики» - Оренбург, 2004г; «Методические указания по ведению дневника и сдаче зачета по летней производственной практике по терапевтической стоматологии студентами стоматологического факультета в качестве помощника врача стоматолога-терапевта» - Оренбург, 2005; «Методические указания по проведению производственной практики студентов III курса стоматологического факультета по терапевтической стоматологии в качестве помощника врача-стоматолога (для профессорско-преподавательского состава и врачей – стоматологов, руководящих практикой) – Оренбург, 2005 г.; «Методическое пособие по ведению дневника и сдаче зачета по производственной практике по хирургической стоматологии студентами стоматологического факультета в качестве помощника» - Оренбург, 2006; «Методическое пособие по проведению производственной практики студентов IV курса стоматологического факультета по хирургической стоматологии в качестве помощника врача-стоматолога хирурга (для профессорско-преподавательского состава и врачей – стоматологов, руководящих практикой)» – Оренбург, 2005 г; «Методическое пособие по проведению производственной практики по ортопедической стоматологии студентов стоматологического факультета в качестве помощника врача стоматолога – ортопеда» - Оренбург, 2006; «Методическое пособие по проведению производственной практики студентов IV курса стоматологического факультета по ортопедической стоматологии в качестве помощника врача – стоматолога ортопеда (для профессорско-преподавательского состава и врачей-стоматологов, руководящих практикой) – Оренбург, 2006г. Настоящее пособие разработано с целью формирования у студентов и руководителей практики единого профессионального подхода в реализации медицинских аспектов практической стоматологии и законодательно-правовых документов, определяющих организацию, страхование и защиту прав физических лиц в системе оказания и получения стоматологической помощи детскому населению Российской Федерации. ^ студентов V курса стоматологического факультета ГОУ ВПО ОрГМА Росздрава РФ Производственная практика студентов V курса стоматологического факультета в качестве помощника врача-стоматолога детского (сроком 12 рабочих дней) проводится в IX семестре. Производственная практика осуществляется в базовой клинической стоматологической поликлинике, стоматологических поликлиниках и стоматологических отделениях (кабинетах) поликлиник города Оренбурга и Оренбургской области. Работа студентов проходит в детском поликлиническом терапевтическом отделении. Если поликлиника работает по графику 5 дней в неделю, студент должен отработать 2 субботы на «дежурном кресле» по оказанию неотложной стоматологической помощи. Кроме того, дополнительно студент должен отработать во вторую смену один рабочий день в школьном стоматологическом кабинете для изучения организации и проведения профилактических осмотра и санации полости рта учащихся. Студент работает в качестве помощника врача-стоматолога детского в терапевтическом кабинете. Продолжительность рабочего дня соответствует врачебному. Непосредственное руководство работой студентов V курса стоматологического факультета возлагается на врачей-стоматологов стоматологических поликлиник (стоматологических отделений в ЛПУ), а общим руководителем является заместитель главного врача или заведующий терапевтическим или лечебно-профилактическим отделением стоматологической поликлиники. ^Производственная практика студентов V курса стоматологического факультета преследует цели ознакомить студентов с организацией работы детского стоматологического отделения (кабинета) областной или городской (районной) стоматологической поликлиники. Закрепить практические навыки для будущей самостоятельной работы в лечебных профилактических учреждениях по стоматологии детского возраста. Выработать навыки в проведении санитарно-просветительной работы путем проведения бесед, чтения лекций больным, выпуска санбюллетеней. ^ Закрепить практические навыки при работе в детском поликлиническом отделении (кабинете) по стоматологии детского возраста в качестве помощника врача-стоматолога детского. Ознакомиться с организацией профилактической, лечебной и санитарно-просветительной работы в стоматологических кабинетах образовательных учреждениях. Закрепить и расширить знания о методах обследования детей. Ознакомиться с клиникой, дифференциальной диагностикой и лечением основных стоматологических заболеваний в детском возрасте: а) болезни твёрдых тканей зуба кариозного и некариозного происхождения; б) воспалительные заболевания пульпы, периодонта; в) болезни пародонта; г) заболевания слизистой оболочки полости рта. Закрепить практические навыки по методам анестезии при лечении зубов на верхней и нижней челюстях. Закрепить знания по оформлению медицинской документации (медицинская карта стоматологического больного, формы учета и отчетности и др.). Детально ознакомиться с организацией работы детского стоматологического отделения (кабинета), его оборудованием, распределением обязанностей персонала, медицинской документацией. Усвоить принципы организации профилактической, лечебной и санитарно-просветительной работой в стоматологическом кабинете образовательных учреждений (школа). Самостоятельно провести две лекции или четыре беседы, выпустить и оформить санбюллетень (один на группу студентов в поликлинике). ^ При исполнении обязанностей помощника врача - стоматолога детского студенты должны освоить следующие диагностические и лечебные манипуляции:
Студенты должны закрепить полученные в академии знания организации работы детской областной или городской (районной) стоматологической поликлиники; методы ранней, дифференциальной диагностики и клиники основных стоматологических заболеваний; закрепить и расширить практические навыки, полученные в академии при лечении: а) заболеваний твёрдых тканей зуба кариозного и некариозного происхождения; б) воспалительных заболеваний пульпы, периодонтита; в) болезней пародонта; закрепить знания по оформлению медицинской документации (формам учета и отчетности, плановой санации и диспансеризации больных и др.); научиться осуществлять комплексное лечение больных с использованием физиотерапевтических методик по поводу основных стоматологических заболеваний; ознакомиться с организацией санитарно-просветительной работы в учреждении, выработать навыки в проведении санитарно-просветительной работы, провести не менее двух лекций или четырёх бесед по вопросам профилактики кариеса и гигиены полости рта; овладеть приёмами врачебной деонтологии и психотерапии. ^Проведение практики регламентируется совместным приказом Министерства здравоохранения Оренбургской области и медицинской академии. Персональная ответственность за организацию и проведение практики непосредственно в медицинских учреждениях возлагается на руководителя учреждения согласно договору между вузом и ЛПУ. Общее руководство практикой студентов возлагается приказом руководителя лечебного учреждения на заведующего отделением. Непосредственное руководство работой студентов тем же приказом возлагается на врачей-стоматологов стоматологических поликлиник (стоматологических отделений, кабинетов ЛПУ). Методическое руководство производственной практикой студентов V курса стоматологического факультета осуществляется кафедрой стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ОрГМА. Персональную ответственность за организацию практики несёт заведующий указанной кафедрой. ^
^
^
В первый день производственной практики непосредственный руководитель, под руководством которого будет работать студент, обращает внимание на внешний вид студента (наличие халата, шапочки, сменной обуви, отсутствие длинных и окрашенных ногтей). Знакомит студента с организацией поликлинического приема больных: часами работы смены, расписанием работы других кабинетов (хирургического, физиотерапевтического, рентгенологического, пародонтологического), с правилами работы регистратуры. Знакомит студента с правилами работы и оснащением кабинета, документацией поликлиники (формами учета и отчетности, контрольной картой диспансерного наблюдения, диспансеризацией больных и плановой санацией, другой документацией). Обязанности вузовского руководителя практики:
- о явке студентов на практику; - о недостатках и трудностях в организации практики;
^
^ Вся работа, проделанная студентами во время летней производственной практики, ежедневно отражается в дневнике с указанием времени её выполнения. Зачет в конце практики принимается на базе ЛПУ, в котором проходила практика, комиссией в составе заведующего лечебно-профилактическим отделением, непосредственных руководителей практики – терапевтов-стоматологов детских, сотрудника кафедры стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ОрГМА - руководителя производственной практики. Студенты допускаются к зачёту при наличии положительной характеристики, оформленного и подписанного ассистентом, общим и непосредственными руководителями практики. После приёма зачёта дневник заверяется подписью главного врача стоматологической поликлиники и печатью этого учреждения. Зачет принимается по дневнику. Кроме того, в процессе сдачи зачета студенту могут быть заданы дополнительные теоретические контрольные вопросы, касающиеся оборудования стоматологического детского терапевтического кабинета, сан-эпид режима, техники безопасности, методики и техники выполнения конкретных манипуляций при лечении кариеса и его осложнений у детей, использованию пломбировочных материалов. С контрольными вопросами студенты должны быть ознакомлены до начала практики. На зачете вопросы студенту задаются в следующем порядке: 1. Вопросы по ошибкам и замечаниям, выявленным и фиксированным в дневнике при ежедневных и промежуточных проверках дневника руководителями от ЛПУ и кафедральным руководителем от академии. 2. Вопросы по технике любых диагностических и лечебных процедур, выполненных студентом лично. 3. Любой вопрос из перечня контрольных теоретических вопросов. Зачет целесообразно проводить в два этапа: на первом, который может продолжаться в течение нескольких последних дней практики, необходимо проверить освоение умений:
Второй этап проводится в день зачета в виде общепринятого опроса по дневнику производственной практики. Методику зачета следует строить так, чтобы он не превращался в очередной экзамен по специальности. Опрос на зачете проводится, прежде всего, по дневнику студента и должен затрагивать лишь те аспекты, с которыми студент лично встретился в процессе практики с учётом перечня наиболее важных контрольных вопросов по стоматологии детского возраста. Главными для определения оценки являются «Основные критерии». При несоответствии результатов практики студента по разным дополнительным критериям работы (например, «отличное» выполнение УИРС и «удовлетворительные записи в дневнике) общая оценка представляет из себя среднее арифметическое оценок по основным критериям и дополнительным критериям. Критерии оценок в начале практики доводятся до сведения студентов. По результатам опроса выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено». В конце зачета с группой студентов обсуждаются положительные и отрицательные моменты организации практики с целью устранения недостатков в следующем учебном году. При выставлении на зачете оценки «не зачтено» практика проводится повторно. При пропуске всей практики, или более чем половины без уважительной причины, на студента накладывается административное взыскание, или студент отчисляется из академии (по решению ректората). В первом случае практика проводится повторно в полном объеме в период каникул. При пропуске менее половины сроков производственной практики она продляется на соответствующее число пропущенных дней, а на студента налагается административное взыскание. При пропуске более половины практики по уважительной причине она переносится на другой срок и проводится в полном объеме. При пропуске менее половины практики она продляется на соответствующее число пропущенных дней. Студент, не выполнивший программу производственной практики, получивший отрицательный отзыв о работе, к зачету не допускается. Зачет проводится после устранения студентом допущенных нарушений. В этом случае при отсутствии оценки «зачтено» до 10 сентября текущего года студент представляется деканатом на заседание ректората на предмет отчисления из академии. При невыполнении необходимого объема санитарно-просветительной работы, зачет может быть принят условно до сроков выполнения. ^ студентов V курса стоматологического факультета По терапевтической стоматологии:
|