Аюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита icon

Аюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита





НазваниеАюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита
страница1/14
Дата30.01.2013
Размер3.13 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
АЮРВЕДИЧЕСКАЯ КУЛИНАРИЯ. Васант Лад, Уша Лад


Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное питание является одной из основных причин развития болезней. Прочитав книгу, вы познакомитесь с аюрведическим подходом к питанию. Это поможет вам научиться определять качества пищи и выбирать те продукты и блюда, которые соответствуют вашей конституции и текущему состоянию. Рецепты из индийской кухни внесут разнообразие в ваш рацион.


Молитва перед едой

Annam Brahma Raso Visnu,

Pakto Devo Maheshvarah,

Evam Jnatva Tu Yo Bhunkte,

Anna Dosho Na Lipyate.


Созидает Брахма, питает Вишну,

Преобразует Шива,

Помнящий это не загрязняется пищей.




СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 2

Предисловие автора 3

Введение в аюрведическую кулинарию 4

Глава ^ 1. ВАША КОНСТИТУЦИЯ 4

Элементы

Три доши — вата, питта и капха

Пракрити и викрити

Определение вашего типа конституции

Глава ^ 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ 8

Доши

Вредные привычки в питании

Время суток и время года

Физическая активность

Ритм жизни

Отношения и эмоции

Медитация и благополучие

Глава ^ 3. ВКУС И ПИЩЕВАРЕНИЕ 10

Свойства пищи

Концепции расы, вирьи, випака и прабхавы

Вкус (раса)

Воздействие вкуса (вирья)

Випак( эффект после переваривания)

Прабхава (особый эффект, не поддающийся объяснению)

Агни, пищеварительный огонь

Процесс пищеварения

Глава ^ 4. КОМБИНИРОВАНИЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ 15

Глава 5. ОБУСТРОЙСТВО КУХНИ И КЛАДОВОЙ 17

Глава 6. СОСТАВЛЕНИЕ МЕНЮ 18

Глава 7. РЕЦЕПТЫ 20

СУПЫ 20

Суп из кокама

Суп из кукурузы

Суп из маша

Суп из лущеного маша (мунг дала)

Овощной суп

Томатный суп

Суп из шпината

Суп из тур дала №1

Суп из тур дала №2

Варан пхала

Суп из красной чечевицы

Суп из ураддала

КИЧАРИ 25

Кичари из лущеного маша (вата)

Кичари из лущеного маша (питта)

Кичари из лущеного маша (капха)

Кичари из лущеного маша (три доши)

Кичари из тапиоки (сабудана)

^ БЛЮДА ИЗ РИСА И ДРУГИЕ 26

«Простой рис»

Жареный рис

Рис с шафраном

Рис со специями и баклажанами

Рис со специями и зеленымгорошком

Рис со специями и овощами

Рис со специями и картофелем

Поха

Поха с картофелем

Мурмура чивда (закуска)

Кари из пахты

«Не совсем простой» тофу

Тофу с овощами

Каша из манной крупы

Упма

ОВОЩИ 31

Рагу из болгарского перца

Рагу из белокочанной капусты

Рагу из карелы (горькой дыни)

Рагу из карелы

Рагу из моркови

Рагу из баклажанов

Рагу из зеленой фасоли

Рагу из овощной смеси

Рагу из окры (бамии)

Рагу из тертого картофеля

Рагу из картофеля рецепт № 1

Рагу из картофеля рецепт №2

Рагу из картофеля рецепт №3

Рагу из цветной капусты и картофеля

Рагу из шпината

Рагу из кабачка

Рагу из белого редиса

Бхаджи из бобов черноглазки

Бхаджи из зеленого горошка

Бхаджи из фасоли

Бхаджи из лимской фасоли

Бхаджи из лущеного маша и овощей

Спаржа со специями

Фаршированная карела

Фаршированные желтые перцы

Фаршированная окра

Фаршированные помидоры

Картофельная вада

Самосы

Пакора из свежей кинзы

Пакора с луком

Пакора со шпинатом

Пакора с овощами

РАЙТЫ 41

Райта со свеклой

Райта с морковью

Райта с огурцами

Райта со шпинатом

Райта с помидорами

^ ПИКУЛИ И ЧАТНИ 43

Пикули из моркови

Пикули из куркумы

Пикули из зеленых манго

Чатни из кинзы

Чатни из кокосового ореха

Чатни из мяты

Чатни из арахиса

Чатни из кунжута

Чатни из помидоров

^ ХЛЕБНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 45

Чапати

Простые пури

Пури со специями

СЛАДОСТИ 46

Кхир из миндаля

Кхир из манки

Кхир из моркови

Кхир из кукурузы

Кхир из фиников

Кхир из мака

Кхир из риса

Кхир из жареной вермишели

Кхир из батата

Кхир из тапиоки

Квадраты из манной крупы

Морковная халва

Шанкар пали

Шира

Шрикханда

НАПИТКИ 50

Пачакласси

Ласси со специями

Сладкое ласси

Сидха дугдам (молочные напитки с лечебными свойствами).

Чай для завтрака

Чай для обеда

Чай для ужина

Чай со специями

Чай с мятой

Чай для людей с вата-конституцией

Чай для людей с питта-конституцией

Чай для людей с капха-конституцией

Масала для чая

Чай агни

^ ПРОЧИЕ РЕЦЕПТЫ 52

Гхи (топленое очищенное сливочное масло)

Масала

Смесь семян для улучшения пищеварения

Глава 8. ПИЩА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 53

ФРУКТЫ 53

Ананасы, Апельсины, Арбузы, Бананы, Виноград, Вишни, Гранаты, Груши, Дыни, Желтые (зрелые) манго, Зеленые (незрелые) манго, Инжир (свежий), Клубника, Кокосовый орех, Лайм, Лимоны, Малина, Папайя, Персики, Финики, Яблоки

ОВОЩИ 59

Карела (горькая дыня), Кинза, Лук, Морковь, Помидоры, Редис, Чеснок, Шпинат

СПЕЦИИ 61

Аджван, Гвоздика, Горчичное семя, Имбирь, Кардамон, Кориандр, Корица, Кумин, Куркума, Лавровый лист, Мускатный орех, Соль, Тулси, Фенхель, Черный перец, Шафран

ПРИЛОЖЕНИЯ

Определение конституции 66

^ Диетические рекомендации 67

Таблица свойств пищевых продуктов 73

Словарь терминов 79



Приветствие Богу Ганеше —

источнику мудрости и света


Ганеша — сын Шивы и Парвати. Ему первому должны быть вознесены молитвы перед началом любого благого дела. Он устраняет преграды и приносит успех, полноту и великую радость в жизнь каждого человека.

Приготовление пищи — великое благое дело, которое несет питание телу, здоровье и удовлетворение обоим — и повару и едоку. Возносить молитвы Ганеше следует и приступая к готовке и перед едой. Он Бог Изобилия, несущий чашу, полную пищи Блаженства.


Предисловие

Одни из самых дорогих мне воспоминаний о годах, проведенных в Индии за изучением Аюрведы, связаны с семьей доктора Лада. Я познакомился с Васантом Ладом в январе 1974 года, когда он пригласил меня домой на обед. Когда начались занятия в Тилак Аюрведа Махавидьялайа в Пуне, доктор Лад часто настаивал, чтобы я разделял с ним его ленч, и вскоре я стал частым гостем за столом у Ладов. Этот обычай продолжался в течение почти шести лет, которые я провел в колледже. Когда бы я ни пришел, Уша Таи (госпожа Лад) предлагала мне свежеприготовленное лакомство. Если буфет оказывался в это время пуст, она, извиняясь, начинала творить что-нибудь из ничего, не обращая внимания на мои громкие протесты. Даже когда я питался только фруктами и молоком, меня всегда, не важно — днем или ночью, ждал стакан молока.

Как многие индийцы, Уша Таи искренне любит готовить для гостей, видя в каждом госте, как и в каждом живом существе, искру Божественного. Мое появление в ее доме означало, что меня следует накормить не из одолжения или досадной обязанности, а из любви готовить и угощать. Каждый кусочек, предложенный гостю, воплотившему в себе Господа — это угощение, которое мы предлагаем Создателю в благодарность за щедрость Природы: и так как писание напоминает нам, что «воистину, пища есть Бог», то накормить голодного значит отдать Богу Богово. Пища дает расу — эссенцию, которая питает жаждущие ткани тела и приносит удовольствие и удовлетворение уму и чувствам. Эти питание и удовлетворение — благословение Аннапурны, богини пищи, которым она наградила все существа, способные чувствовать. И Лады всегда верили, что следует щедро делиться этими дарами.

Наблюдая за ходом времени на кухне у Ладов, у меня было достаточно случаев увидеть самому, какое внимание Уша Таи уделяла приготовляемой пище. Я наблюдал, как она выбирала и покупала, мелила и резала, пассеровала и варила, и усваивал тот ритм приготовления пищи, который заставляет продукты начинать готовиться сразу, будто сами собой, как только они попадают в кастрюлю. Ее блюда практически демонстрировали то, чему меня обучали в колледже теоретически, а именно показывали, что стандартная прямолинейная логика, так хорошо подходящая физическим наукам, приносит не много пользы, когда речь идет о таких искусствах жить, как медицина и кулинария. Только когда вы начинаете по-настоящему чувствовать пищу, что происходит, когда Аннапурна начинает овладевать вами, только тогда вы сможете узнать, что в действительности значит искусство кулинарии.

По воскресеньям, когда больничные амбулатории были закрыты и относительное спокойствие позволяло доктору Ладу отправиться в поход по бакалейным лавкам, я сопровождал его, чтобы побольше узнать о назначениях того или иного овоща или о типе людей, которым больше всего подходит какой-то определенный фрукт. Иногда мы покупали травы и делали из них целебные отвары, что было ярким примером правила, гласившего, что хороший вайдья (аюрведический врач) должен быть и хорошим поваром. Через много месяцев таких «занятий» я начал готовить сам под пристальным наблюдением моего учителя Вималананды, и вскоре к удовольствию угощаться я прибавил удовольствие угощать, чему был обязан и в том числе пребыванию с Ладами.

Зная по собственному опыту, насколько последовательно семья Ладов вела образ жизни, соответствующий принципам Аюрведы, я с большим удовольствием согласился написать вступление к книге Уши Таи по аюрведической кулинарии. Пусть эта книга поможет всем тем, кто искренне желает познать, что означает кормить и быть накормленным. Пусть придет к ним новое осознание того, что может значить пища в их жизни.

Доктор Роберт Е. Свобода Дипавали 1993


^ Предисловие автора

Во время своей интернатуры и после нее я работал стажером в терапевтическом, хирургическом, гинекологическом и педиатрическом отделениях Аюрведической больницы в Пуне. Я снова и снова наблюдал, как правильно составленное питание в сочетании с корректным лечением травами и соответствующим образом жизни могло сыграть жизненно важную роль в выздоровлении. Я стал ясно осознавать, что болезнь словно «приглашала» человека изменить привычные ему шаблоны мышления, восприятия и питания.

Мой взгляд на болезнь стал меняться от обычно используемых ярлыков типа «это грипп, а это вирус» к внутреннему смыслу ее проявления с точки зрения аюрведических теорий. Я связал более глубокое и тонкое понимание взаимодействия дош в состоянии здоровья и во время болезни с тем, как нежные природные источники, несущие исцеление при помощи трав и пищи, приносят выздоровление и восстанавливают равновесие. По мере того как росло мое понимание роли пищи как лекарства, я все больше замечал, что многие проблемы здоровья тесно переплетались со стрессами повседневной жизни. Сюда входили беспокойство по поводу работы или денег, общее напряжение и даже стресс, возникающий в результате употребления «не тех» видов пищи или неправильного комбинирования пищевых продуктов.

За последние 20 лет я видел много расстройств здоровья, иногда заканчивающихся серьезными заболеваниями, которые были результатом неправильного выбора продуктов и невежества в искусстве приготовления пищи для себя и своей семьи. Работая в отделении панчакармы в больнице, я видел, какой впечатляющий эффект производят очищающие программы, назначенные в совокупности со специальным питанием, которое обычно представляло собой монодиету и состояло из одного вида пищи. Это тоже научило меня тому, что правильно употребляемая пища становится лекарством.

В этой книге изложен простой, практический подход к пище и здесь вы познакомитесь с рецептами блюд, приготовляемых согласно аюрведической традиции и помогающих восстановить здоровое равновесие в организме. Но несмотря на то что в этой книге содержится немало полезной информации, мы не предлагаем рассматривать ее как некий план лечения какой-либо болезни. Такой план вы, несомненно, должны получить от своего врача.

Большинство из приведенной здесь информации лучше всего может быть классифицировано как «интуитивная наука о жизни», что появилось в результате моей собственной клинической практики, основанной на главных принципах, созданных тысячами лет аюрведической медицины. Это не «научный» метод в том смысле, в каком этот термин используется в западной медицине, но информация, скрупулезно собранная за сотни лет каждодневного жизненного опыта.

К примеру, кислые фрукты, пища, полученная с участием процессов брожения, острые специи возбуждают питту и могут привести к расстройству пищеварения и изжоге на фоне повышения кислотности желудочного сока. Черная фасоль и бобы пинто возбуждают вату, что приводит к образованию газов в кишечнике и, следовательно, к вздутию живота и дискомфорту. Йогурт, сыр и прохладительные напитки возбуждают капху и могут привести к простуде, кашлю и застойным явлениям в дыхательных путях. Эта книга поможет формированию у вас правильного понимания мудрости и практичности подхода Аюрведы к пище и здоровью в целом.

Я надеюсь, что вы найдете предложенное в этой книге жизненно необходимым для вашего оздоровления. Золотые ключи к здоровью находятся в обретении пути к своему внутреннему «Я» и в том, чтобы увидеть процесс оздоровления как хорошее средство для познания уникальных, конкретных нужд своего организма.

Я встретил свою жену Ушу, когда она училась в аюрведи-ческом медицинском училище и работала в Аюрведической больнице. После нашей свадьбы Уша стала использовать свои знания и любовь к Аюрведе как путеводный свет при приготовлении пищи. Она относится к каждой стадии приготовления еды с величайшей любовью и уважением и в каждое блюдо вкладывает частичку своего сердца.

Работая над книгой я хотел, чтобы вы открыли для себя конструктивную программу улучшения своего здоровья и здоровья своей семьи. Предлагаемые рецепты и способы терапии являются естественными методами целительства без каких-либо побочных эффектов. Цель этого «практического руководства», посвященного еде, — сохранение вашего здоровья и равновесия организма в любое время года.

Получайте удовольствие от аюрведической кулинарии, несущей здоровье, счастье и исцеление вашей семье и друзьям.

Да благословит вас Господь любовью и светом.

Доктор Васант Лад Альбукерк, Март 1994


^ Введение в аюрведическую кулинарию

На сегодня в продаже в книжных магазинах существует много книг по кулинарии, представляющих массу различных видов и концепций питания, некоторые из которых очень традиционны, другие очень современны или являются причудами-однодневками. Люди, заботящиеся о своем здоровье, заинтересованы в том, чтобы их питание укрепляло их здоровье. Истинно говорят, что мы есть то, что мы едим.

Аюрведа, древняя система медицины Индии, активно использует в исцелении тела, ума и духа правильно подобранные питание, образ жизни и средства омоложения. Эти методики сопровождаются очистительными программами и лечебными травами. Искусство целостного, комплексного лечения учит, что пища и диета могут внести жизненно важный вклад в постоянство хорошего здоровья. Аюрведа содержит глубокое понимание того, какие пищевые продукты подходят и устанавливают равновесие в организме каждого конкретного человека, как правильно готовить эти продукты, и как избежать такой их комбинации, которая приведет к образованию токсинов в организме.

Главной целью этой книги является стремление помочь вам выбрать подходящий характер питания, основанный на принципах Аюрведы и приносящий равновесие, гармонию и здоровье в вашу жизнь. В ней также представлены рецепты простых, вкусных блюд, которые могут стать частью вашего регулярного питания, а также рецепты, которые могут помочь при тех или иных расстройствах здоровья. Но вначале необходимо какое-то понимание Аюрведы, чтобы стало ясно, как изменение привычного характера питания может иметь такой глубокий эффект на здоровье и благополучие.

Аюрведическая наука о пище и питании обширна и исчерпывающа. Являясь наукой о жизни, она оказывает влияние на все ее аспекты. Традиция Аюрведы простирается на пять тысяч лет назад в прошлое, на протяжении которых ее практиковали не прекращая, вплоть до сегодняшнего дня. Несмотря на то что - Индия повидала немало разных правителей и агрессоров, древняя, непрерывная традиция Аюрведы свидетельствует о том, что она никогда не теряла своей целостности и сущности.

В 900 году до нашей эры трое величайших ученых — Чарак, Сушрута и Вагбхата придали устной традиции новую, чудесную форму, начав записывать принципы Аюрведы. Сегодня их учебниками продолжают пользоваться студенты, практикующие врачи и все Аюрведические медицинские институты и колледжи по всей Индии.

Много разных направлений лечебной терапии, популярных сегодня, таких как массаж, физиотерапия, диетология, травяные средства, пластическая хирургия, психиатрия, полярная терапия и кинезиология, шиатцу терапия, мантра, медитация, цветотерапия и лечение драгоценными камнями крепко коренятся в философии Аюрведы. Аюрведа — мать многих современных направлений медицины.

Чтобы понять, как выбирать пищу, удовлетворяющую именно ваши потребности и подходящую именно вашему типу конституции, и научиться способам ее приготовления, рекомендуемым в Аюрведе, необходимо постичь главные действующие принципы Аюрведы.


Глава ^ 1 ВАША КОНСТИТУЦИЯ

Сутью и каркасом учения Аюрведы является концепция конституции тела (на санскрите — пракрити). Существует три основных типа конституции человека, учит Аюрведа, или три основных доши, называемых вата, питта и капха, различная комбинация которых в человеке определяет его индивидуальные особенности. Знание своей пракрити — это ключ или путеводитель к тому образу жизни и пище, которая позволит вам обрести равновесие. Без знания концепции о трех дошах, или тридоши, невозможно в совершенстве познать скрытые секреты аюрведической кухни.


Элементы

Три доши — это динамические источники, которые управляют телом, умом и сознанием. Они связаны с генетической структурой индивидуума и определяют его эмоциональный и психический тип. Давайте попробуем начать постижение принципа трех дош с кратких знаний о пяти основных элементах нашей планеты.

Человеческое тело, как и, несомненно, весь мир, состоит из одних и тех же основных элементов: Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли. Все органические и неорганические вещества состоят из комбинаций этих составляющих. Большая часть физической вселенной есть взаимодействие этих пяти элементов.

Все заполняющий собой эфир служит как бы общим фактором или «домом» для всех объектов во Вселенной. Воздух активен, подвижен, сух и является жизненной силой, или праной, насущно необходимой всему живому. Без воздуха жизнь невозможна ни на этой, ни на какой другой планете. Огонь управляет перевариванием пищи, всасыванием и усвоением питательных веществ живыми организмами, а также цветением, созреванием и разложением растений. Солнце — око рая, дневной «светильник» — главный источник тепловой энергии. Поддерживающий жизнь, жидкий, прохладный элемент — это Вода. Она поддерживает электролитный баланс, питает растения и животных и сохраняет окружающую среду. Земля — твердый, плотный, жесткий элемент — создающий твердую почву жизни на планете. Она взращивает в своей колыбели и дает опору всем живым существам, снабжая их пищей и кровом.

В норме эти пять элементов поддерживают жизнь и гармонию в мире, но когда они разбалансированы, то возникают дискомфорт, вплоть до угрозы жизни. На самом деле соотношение элементов постоянно меняется, что ведет к изменению температуры, влажности, времени и смене времен года. Людям приходится подстраиваться к этим изменениям ради выживания. Обладая интеллектом, люди используют один элемент против другого, чтобы создать оптимальные условия существования: например, сооружая дома из кирпича (элемента Земли), они защищают себя от изменений воздуха, тепла и воды.

В каждом индивидууме присутствуют все элементы, но в разных пропорциях и комбинациях. Наличие идеального здоровья зависит от сохранения количественного и качественного равновесия пяти основных элементов в каждом конкретном случае. Если вам удается поддерживать присущую вам уникальную комбинацию пяти элементов, то ваше здоровье безупречно. Результатом же расстройства этой комбинации может стать болезнь. К примеру, увеличение элемента Земли может привести к ожирению, Воды — к отекам, Огня — к лихорадке, язвам или состояниям, вызывающим ощущения жжения, таким как изжога, конъюнктивит, жжение при мочеиспускании.

При нарушении равновесия могут возникнут тонкие изменения и на психическом уровне. Так, при усилении Воздуха возникают страх и тревога, усиление Огня приводит к гневу и ненависти, а элемента Земли — к депрессии и унынию.


Три доши Вата, Питта и Капха

Древняя Аюрведа рассматривала людей с точки зрения классификации их на пять телесных типов в зависимости от доминирующего в их конституции элемента. Но так как Эфир по сути инертен, а Земля — твердое основание для всего сущего, эти два элемента считаются большей частью пассивными. Активными, подвижными, изменяющимися элементами являются Воздух, Огонь и Вода.

В Аюрведе эти три активных элемента объединяются в принцип трех дош.

^ Вата представляет Воздух и Эфир; Питта — Огонь и Воду; Капха — Воду и Землю.

Вата, Питта и Капха — это фундаментальные понятия Аюрведы. Концепцию человеческой природы в зависимости от преобладания желчи, крови или слизи, которую мы находим в европейской медицине прошлого, можно рассматривать скорее всего как один из многих плодов Аюрведы.

В момент зачатия комбинация и пропорции ваты, питты и капхи определяются генетикой, характером питания, образом жизни и эмоциональным состоянием родителей. Лишь немногие счастливцы рождаются со сбалансированной конституцией, где все три доши равны по количеству и качеству. Эти люди одарены хорошим здоровьем и отличным пищеварением. Однако у большинства людей преобладают одна или две доши и, чтобы достичь оптимального здоровья, им нужно вести подходящий образ жизни и соответственно питаться.

Все люди обладают пракрити одной из семи комбинаций ваты, питты и капхи (В, П, К, ВП, ВК, ПК, ВПК). Например, человек может быть по большей части капха с более слабыми проявлениями питты и с малым количеством ваты, что в Аюр-веде будет записываться как В1П2КЗ. Другой может иметь одинаковые количества проявлений питты и ваты и малое количество капхи, что будет записано как В3П3К1. Цифры указывают на относительные пропорции каждой доши.


^ Пракрити и викрити

Уникальная, присущая только вам комбинация трех дош, установившаяся в момент зачатия, называется пракрити. Пракрити не меняется в течение жизни, за исключением очень редких случаев, когда происходят изменения в генах. Но существует еще, так сказать, «конституция данного момента», которая отражает состояние здоровья в текущий момент и называется викрити. У человека с безупречным здоровьем викрити совпадает с пракрити. Но скорее всего в связи с тем, что викрити отражает все аспекты питания, образа жизни, эмоции, возраст, влияние окружающей среды и т. д. (то есть те аспекты, которые скорее всего не находятся в гармонии с вашей пракрити), разница будет налицо. Наличие такой разницы может быть установлено врачом, практикующим Аюрведу, после внимательного осмотра пациента и изучения пульса. Именно знание разницы между пракрити и викрити дает врачу точную информацию, на основе которой он составляет программу восстановления здоровья.


^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАШЕГО ТИПА КОНСТИТУЦИИ

Разобравшись, к какому типу конституции вы относитесь, вы можете предпринять определенные шаги в восстановлении или улучшении здоровья. Конечно, лучшим способом выяснить все о своей пракрити и викрити будет обращение к врачу, практикующему Аюрведу. Если же это невозможно, то вы можете получить представление о своей конституции, заполнив таблицу «Определение конституции» в приложении в конце книги.

Прежде чем вы обратитесь к таблице, полезно будет ознакомиться со свойствами, присущими каждой доше. Соблюдая соответствующую диету, овладев определенными способами приготовления пищи, ведя такой образ жизни, какой подходит конкретно вам, вы можете достичь прекрасного здоровья, каким бы ни оказался тип вашей конституции.


^ Описание вата-конституции

Санскритский термин «вата» происходит от глагола «ва», что означает «нести» или «двигаться». Таким образом, «вата» — это движущее начало, которое регулирует всю деятельность в организме, начиная с количества мыслей, возникающих в голове человека за одну минуту, и кончая эффективностью продвижения пищи по вашему кишечнику. Свойства ваты обуславливают радость, счастье, творчество, речь, чихание, процессы выделения из организма и т. д. Именно в ведении ваты находится эссенция жизни — кислород, или прана. Таким образом, когда вата покидает тело, жизнь останавливается.

Вате присущ вяжущий вкус, по свойствам она сухая, легкая, холодная, грубая, подвижная и ясная. Как эти свойства отражаются в строении людей вата-типа, показано в нижеприведенной таблице.

Эти сочетания качеств отвечают за физические характеристики и за поведенческие особенности людей вата-конституции. У них легкое, гибкое тело, крупные, выдающиеся вперед зубы и вполне вероятно, что в детстве была привычка сосать пальцы, особенно большой. У них маленькие, глубоко посаженные, сухие глаза и частые проблемы с пищеварением, недостаточной всасывающей способностью тонкого кишечника на фоне изменчивого аппетита и потребности в воде. Из-за хрупкого здоровья у них мало или совсем нет детей.

Люди с вата-конституцией в своем поведении легковозбудимы. Они часто настороже, всегда готовы к действию и действуют, долго не раздумывая. Поэтому их решения часто неверны, хотя и выносятся с большой уверенностью. Они наделены сильным воображением и часто заняты фантазиями и грезами. Будучи очень любящими, преданными людьми, они могут любить из страха или от одиночества. Среди их страхов нередки боязнь темноты, высоты и закрытых пространств. Их вера податлива и готова к переменам, но если они меняют свои убеждения, то скорее всего ненадолго. Из любви к переменам люди вата-типа любят менять мебель, место жительства или город, чтобы не скучать. Они не любят праздного времяпрепровождения, им нравится постоянное действие. Безделье они воспринимают как наказание. Благодаря своей деятельности они хорошо зарабатывают, но не умеют хранить деньги и растрачиваются на мелочи.


Отличительные особенности вата-конституции


^ КАЧЕСТВА ПРОЯВЛЕНИЯ

Сухая сухие кожа, волосы, губы, язык; сухой

толстый кишечник с тенденцией к запо-

рам; хриплый голос

Легкая легкие мышцы, кости, тонкое телосло-

жение; непродолжительный, поверхно-

стный сон; худоба

Холодная холодные руки, стопы, плохая циркуля-

ция крови; не выносит холода и любит

тепло; регидность мышц

Шершавая, грубая, потрескавшаяся кожа, не-

неровная ровные ногти, волосы, зубы; хруст

в суставах

Тонкая страх, тревога, неуверенность; «гусиная кожа», эпизодические подергивания мышц, легкий тремор; хрупкое телосложение

Подвижная быстро ходит и говорит, любит делать несколько вещей одновременно, беспокойные глаза, брови, руки и ноги, неустойчивые суставы, видит много снов, любит путешествовать, но не остается подолгу на одном месте; изменчивое настроение, шаткие религиозные убеждения

Ясная способности к ясновидению;

мгновенно понимает и тут же забывает; ясный открытый ум, часто испытывает чувства пустоты и одиночества

Вяжущая ощущение сухости и першения в горле; часто возникает икота, отрыжка; любит маслянистые, густые супы; жаждет сладких, кислых, соленых вкусовых ощущений


^ Описание питта-конституции

Слово питта происходит от санскритского слова «тапа», что означает «греть, нагревать». Питта представляет в теле огненное начало. Буквально все, что поступает в тело, должно быть переварено или «приготовлено», начиная от вида молодого месяца и кончая попавшей в рот ягодкой земляники. Есть немало пищи, например рис, которую сначала нужно приготовить вовне, прежде чем телесный огонь сможет начать ее переваривание. Как и пищеварительный огонь, питта — это ферменты и аминокислоты, играющие главную роль в обмене веществ.

Вот лишь несколько функций питты: регулирует температуру тела путем химических преобразований пищи, вызывает аппетит, жизнеспособность, управляет способностью познавать и воспринимать. Вышедшая из равновесия питта проявляется в виде гнева, ненависти и осуждения всего окружающего.

Питта горячая, острая, легкая, маслянистая, текучая, стремящаяся распространиться. Она обладает кислым, горьким, едким вкусом и резким неприятным запахом. Питта ассоциируется с красным и желтым цветом. Такими свойствами наделены люди питта-конституции, как это видно из таблицы.

Люди питта-типа имеют среднее телосложение и вес, который редко сильно колеблется. У них острые, желтоватые зубы с мягкими, временами кровоточащими деснами, проницательные глаза, часто очень чувствительные к свету. Люди питта-типа имеют хороший аппетит, много пьют, любят острую пищу со специями.

Люди с питта-конституцией имеют прекрасные способности к обучению, восприятию и сосредоточению. Они дисциплинированы, с хорошими организаторскими и лидерскими задатками. Они наделены мудростью, которая «доводит» их до сияющей лысины, буквально «сжигая» волосы. Люди питта-типа никогда не отступают от своих принципов, которые временами доходят до фанатизма. Будучи часто критически настроены, осуждая окружающих в своем максимализме, они быстро поддаются гневу. Им нравятся благородные профессии, и часто, зарабатывая большие деньги, они тратят их на предметы роскоши. Они любят духи и драгоценности. У них нет сильных сексуальных стремлений. Итак, люди с питта-конституцией наделены умеренной силой, средними духовными и материальными знаниями, благосостоянием и продолжительностью жизни.


Отличительные особенности питта-конституции


^ КАЧЕЧСТВА ПРОЯВЛЕНИЯ

Горячая сильный пищеварительный огонь; хо-

роший аппетит; температура тела несколько выше нормы; не выносит жару; седые волосы с высоко расположенной границей волосяной части головы или лысиной; мягкие коричневые волосы на теле и лице

Острая острые зубы, проницательные глаза,

заостренный нос и подбородок, сердцевидная форма лица; хорошие процессы всасывания и пищеварения; цепкая память, сообразительность; непереносимость тяжелой работы; раздражительность

Легкая легкое/среднее телосложение; непере-

носимость яркого света; светлая красивая кожа, блестящие глаза

Маслянистая мягкие жирные кожа, волосы, кал; не

любят жирной жареной пищи (которая может вызвать головную боль)

Текучая жидкий, неоформленный стул; мягкие

изящные мышцы; повышенное выделение мочи, пота и количество потребляемой воды

Распростра- возбужденная питта проявляется в виде

яющаяся сыпи, акнэ, воспаления по всему телу

или в пределах пораженных участков; люди питта-типа стремятся к тому, чтобы их известность распространилась на всю страну

Кислая повышенная кислотность желудочного

сока, кислотная РН; чувствительные зубы, повышенное слюноотделение

Горькая горький вкус во рту, тошнота, рвота;

отвращение к горькому вкусу; цинизм

Едкая изжога, характерные ощущения жжения

в общем; сильные чувства ненависти и гнева

Пахучая неприятный запах из-под мышек, изо

рта, от подошв ног, вонючие носки

Красная краснеющие при волнении кожа, щеки,

глаза, нос; красный цвет возбуждает питту

Желтая желтоватые белки глаз, кожа, моча и кал; предрасположенность к желтухе; избыточное образование желчи, желтый цвет увеличивает питту


^ Описание капха-конституции

Слово «капха» складывается из двух санскритских корней «ка», что означает «вода», и «пха», что значит «пышно расти», «цвести», «процветать». Природа капхи обусловлена также Землей, таким образом, Земля и Вода определяют ее свойства. Капха заключает в себе все наши клетки, ткани и органы. Молекулы капхи стремятся соединиться, чтобы сформировать компактное целое и придать телу округлые формы. Смазывание суставов и омывание органов, сильные мышцы и кости, клеточная секреция и сохранение памяти — все это части, за которые отвечает капха.

Вода и Земля придают капхе тяжелые, медленные, прохладные, жирные, влажные, гладкие, плотные, мягкие, вязкие и мутные свойства. Она белая по цвету и сладкая и соленая на вкус. Отражение этих свойств в людях капха-типа представлены в нижеприведенной таблице.

Вышеописанные свойства дают людям с капха-конституцией сильное и здоровое тело, большие, красивые глаза, здоровые зубы и густые, волнистые волосы. У них толстая, гладкая, жирная, волосатая кожа. Люди капха-типа имеют устойчивый аппетит и потребности в воде, но медленное пищеварение и обмен веществ, что часто приводит к лишнему весу, который им очень трудно сбросить. Временами страстная тяга к сладкому и соленому приводит к задержке воды в организме. Они любят поесть, праздно посидеть и много спать.

Люди капха-типа одарены глубокой, постоянной верой, полны любви и сострадания, обладают спокойным, последовательным умом. У них хорошая память, глубокий, мелодичный тембр голоса и монотонная манера разговора. Человек капха-типа умеет зарабатывать и беречь деньги. Их расточительность выражается в тратах на небольшие количества сыра, леденцов и тортов. Люди с выведенной из равновесия капхой страдают жадностью, собственнической привязанностью, невежеством и ленью. Подытоживая, можно сказать, что благодаря своей сильной конституции люди капха-типа одарены большой силой, знанием, умиротворенностью, любовью и продолжительной жизнью.


Отличительные особенности капха-конституции


^ КАЧЕСТВА ПРОЯВЛЕНИЯ

Тяжелая тяжелые кости, мышцы, крупное

телосложение; тенденция к лишнему весу; приземленность; глубокий низкий тембр голоса

Медленная медленная походка и манера раз-

говора; медленные процессы пищеварения и обмен веществ; замедленность движений и жестикуляции

Прохладная холодная липкая кожа; стабиль-

ный аппетит и потребность в воде при замедленных процессах обмена веществ и пищеварения; частые повторные простудные заболевания, заложенность дыхательных путей и кашель; тяга к сладостям

Жирная жирная кожа, волосы и кал; хорошо

«смазанные», подвижные суставы и другие органы

Водянистая явления застоя, заложенности в груд-

ной клетке, синусах, горле и голове

Гладкая гладкая кожа; ровный спокойный харак-

тер; гладкие очертания тела

Твердая плотные прослойки жира; толстая кожа,

волосы, ногти, плотный кал; полные, округлые части тела

Мягкая мягкая привлекательная внешность;

любовь, заботливость, сострадание и доброта

Статичная любят посидеть, ничего не делая, по-

спать

Вязкая вязкие, клейкие, связывающие свойства

делают органы и суставы крепкими, компактными; любят объятия; крепко привязываются в любовных и других отношениях

Мутная в ранние утренние часы неясность и за-

туманенность ума; часто нуждаются в кофе как стимуляторе, чтобы начать день

Сладкая анаболическое действие сладкого вкуса

стимулирует образование спермы и количество сперматозоидов, сильное сексуальное влечение и желание иметь детей; при расстройствах капхи может иметь место патологическая тяга к сладкому

Соленая хорошие усвоение, рост, энергия; под-

держивает осмос; при неправильном функционировании может возникнуть патологическая тяга к соленому, задержке воды в организме


Глава ^ 2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ


Аюрведа, как система врачевания и образ жизни, всегда рассматривала человека в целом. Согласно Аюрведе, все аспекты жизни человека воздействуют на его здоровье. Плохое здоровье редко бывает следствием какой-то простой или единственной причины. В этой главе рассматриваются лишь некоторые вещи, которые могут воздействовать на благополучное существование. Какие-то факторы поддаются изменениям, как, например, характер питания, изменить же другие, например погоду, не в наших силах. Но, говоря о последних, мы можем предпринять какие-то меры и уменьшить или устранить их вредное влияние. Конечно, невозможно и неразумно стараться изменить все сразу. В Аюрведе утверждается, что принцип «медленно, но верно» — лучший путь к успешным переменам. Большинство людей находят, что начинать вести образ жизни согласно принципам Аюрведы лучше всего с питания.


Доши

Ощущение собственного благополучия является отражением внутреннего состояния здоровья. Хорошее здоровье является результатом сохранения уникальной для каждого индивидуума комбинации дош (пракрити), сбалансированности агни, семи основных тканей организма, трех выделительных систем (мочеотделения, потоотделения и каловыведения), а также уравновешенности ума, чувств и сознания. В равной степени для благополучия каждого важно любить, быть счастливым и иметь в повседневной жизни ясность.

Отсутствие равновесия между дошами влияет на внутренние биохимические изменения и в итоге приводит либо к повышенному, либо пониженному обмену веществ.

Питта доша управляет всеми физическими и биохимическими изменениями, которые происходят в теле. В результате этого процесса пища превращается в энергию, тепло и жизненную силу. Эти процессы питта обеспечивает на протяжении всей жизни, однако наиболее значительна ее роль в годы зрелости человека. Вся деятельность питты проявляется в «пищеварительном огне», или агни. Слабый агни означает слабое здоровье. К изменению правильного функционирования питты может привести неправильное питание, например, употребление острой пищи с большим количеством специй, или неправильный образ жизни, например, в жарком климате или в состоянии эмоциональной подавленности. Анаболизм — это процесс построения тела. Это восстановление, рост и создание новых клеток. Эти процессы управляются капхой и наиболее активно протекают в младенческом, детском и отроческом возрасте. Возбудить капха дошу можно при неумеренном употреблении молочных продуктов, холодной и жирной пищи.

Катаболизм — это разрушительная, но необходимая стадия обмена веществ. Большие молекулы распадаются до меньших. Этой «смертью» молекул управляет вата доша, особенно активная в старости. Частое употребление пищи, возбуждающей вату, такой как салаты из сырых овощей или воздушная кукуруза, а также неумеренность физических тренировок могут сильно повысить вату и расстроить здоровье.


Вредные привычки в питании

1. Переедание.

2. Новый прием пищи вскоре после обильной еды.

3. Употребление слишком большого количества воды во время еды или, наоборот, не употребление совсем.

4. Употребление очень холодной, ледяной воды вообще и особенно во время еды.

5. Употребление пищи при запоре.

6. Прием пищи в слишком раннее или слишком позднее время суток.

7. Употребление тяжелой пищи в больших количествах или прием легкой пищи в слишком малых количествах вместо полноценного приема пищи.

8. Запивание еды фруктовыми соками или употребление фруктов вместе с основной едой.

9. Употребление пищи без ощущения голода.

10. Употребление пищи как средства улучшения эмоционального состояния.

11. Употребление продуктов, несовместимых друг с другом.

12. «Перекусывание» в промежутках между трапезами.


Время суток и время года

Биологические часы организма регулируются дошами. Приблизительно с 6 часов и до 10 часов утра и в тот же период вечером наблюдается наибольшая активность капхи. В период с 10 часов утра до 2 часов дня и с 10 часов вечера до 2 часов ночи, т. е. в полуденное и полуночное время активизируется питта, тогда как время ваты на рассвете, с 2 часов до 6 часов утра и с наступлением сумерек в тот же период вечером. Таким образом, заболевания питта-типа, такие как язва, могут обостриться поздно ночью в период повышения активности питты. Иногда это бывает первым признаком проявления язвы или Других заболеваний питта-типа.

После проглатывания пища проходит различные стадии пищеварительного процесса, в каждую из которых вовлечена определенная доша. Переваривание одной полноценной трапезы занимает от 6 до 8 часов. Примерно через 2,5 часа после еды доминирующей дошей будет капха, которая связана с желудком. Примерно еще через 2,5 часа, грубо говоря, доминирующей становится питта доша. Этот период пищеварения и соответствующая доша приходится на тонкий кишечник, где работают пищеварительные ферменты тонкой кишки и желчь. На последней стадии пищеварения, в толстой кишке, месте господства ваты, происходит всасывание и выведение. В это время доминирует вата. Если пища не переварилась положенным ей образом, то образуются газы (свойство ваты).

Времена года обладают свойствами и качествами, схожими со свойствами трех дош, что может также приводить к ухудшению и нарушению равновесия. Например, лето жаркое, острое, яркое, что возбуждает питту. Поэтому летом могут возникать заболевания питта-типа, такие как солнечные ожоги, приливы, переутомления, акнэ и диарея. В эмоциональном плане люди могут реагировать на пустяки с гневом и ненавистью.

Осень сухая, холодная, легкая и ветреная, т. е. обладает всеми возбуждающими вата дошу качествами, что приводит к появлению болей в суставах и мышцах, страхам, тревогам и чувству одиночества.

Тяжесть, холод и сырость зимы может возбудить капху, что приведет к появлению кашля, простудам и заложенности пазух носа. В эмоционально-психическом плане при возбуждении капхи может усилиться чувство собственнической привязанности, жадности.

Водянистость весны также увеличивает капху и у некоторых людей весной часто бывают простуды, аллергии, респираторные заболевания, так характерные для этого времени.

Смена времен года может вызвать потребность в изменении питания на какой-то период времени, чтобы восстановить равновесие.


^ Физическая активность

Физические упражнения также должны гармонировать с типом конституции. Люди с капха-конституцией могут делать упражнения, требующие максимального физического напряжения, люди питта-типа — средней сложности, вата-типа же — упражнения, требующие незначительного напряжения. Аэробика, плавание, быстрая ходьба, езда на велосипеде — все это хорошо для питты и капхи, но не для людей вата-типа. Они любят прыжки и бег трусцой, но лучший выбор для них — упражнения типа йоги, упражнения на растяжение и Тай Чи. Людям, страдающим серьезными заболеваниями вата- или питта-типа, а также тем, кому за 80 или меньше 10 лет, рекомендуются очень легкие упражнения. Пожалуй, лучшим видом упражнений для людей всех видов конституции является ходьба.

Даже здоровым людям в Аюрведе рекомендуется тренироваться с нагрузкой лишь вполовину их возможностей, до момента появления пота на лбу, под мышками и вдоль позвоночника. Такая нагрузка стимулирует пищеварительный огонь, улучшает переваривание пищи, устраняет запоры, а также способствует расслаблению и крепкому сну. Потоотделение помогает удалить токсины, уменьшить жировые отложения и улучшает самочувствие. Чрезмерные тренировки приводят к обезвоживанию, одышке, вплоть до боли в грудной клетке, мышечным болям, провоцируя артриты, воспаление седалищного нерва и патологические сердечные состояния.


^ Ритм жизни

В жизни каждого человека ритм жизни имеет свой особый, определенный ритм. Его может нарушить слишком раннее или слишком позднее пробуждение, беспорядочное питание, долгие бодрствования, стрессовые ситуации на работе, нерегулярная работа кишечника или подавление естественно возникающих побуждений облегчиться. Регулярность сна и пробуждения, приема пищи и выведения отработанных продуктов дисциплинирует, поддерживает целостность дош и крепкое здоровье.

Аюрведа дает определенные рекомендации, касающиеся роли секса в жизни человека. Следует избегать занятий сексом после плотных трапез, во время голодания или в состоянии гнева, что может нанести ущерб здоровью. Когда и сколько заниматься сексом — это важный вопрос. Люди вата-типа не должны заниматься любовью чаще одного, или, в крайнем случае, двух раз в месяц, питта — раз в две недели, а капха — 2— 3 раза в неделю. Лучшее время для занятий любовью — между 10 и 11 часами ночи. Слишком частые занятия сексом ослабляют оджас, или жизненную энергию, и делают человека слабым и беззащитным перед болезнями. Необходимо восстанавливать оджас после занятий сексом массажем и тонизирующими питающими напитками типа миндального молока (см. рецепт).


^ Отношения и эмоции

Повседневная жизнь состоит из отношений людей друг с другом и человека с самим собой. В идеале эти отношения должны характеризоваться ясностью, состраданием и любовью. Чаще легче любить и уважать других, чем себя. Отношения можно рассматривать как зеркало для узнавания, исследования, познания себя. Именно через такое познание себя возможна радикальная трансформация своей жизни. Неясность взаимоотношений приводит к конфликту и замешательству, что нарушит благополучие нашей жизни.

Такие эмоции, как, например, гнев, страх и тревога, возникают как реакции на наши повседневные отношения. Эти типы реакции появляются в результате нашего невнимания к моменту. Каждый должен сосредоточивать свое внимание на своих мыслях, чувствах и эмоциях. Если этого не делать, то эти эмоции остаются «непереваренными», неусвоенными и способны также отравлять организм, как употребление некачественной

пищи или несовместимых пищевых сочетаний. Каждая эмоция — это ответ посредством биохимической реакции на воздействие извне и, следовательно, может возбуждать доши. Страх и тревога будут стимулировать вату, гнев и ненависть расстроят питту, а собственнические привязанности и жадность возбудят капху.


^ Медитация и благополучие

Медитация играет наиболее важную роль в повседневной жизни и является мощным инструментом, помогающим поддерживать здоровье. Словарь объясняет значение термина «медитация» с помощью глаголов «думать», «обдумывать», «продумывать» и «исследовать», но эти определения не передают глубокий смысл этого слова. Медитация — это действие, производимое для усиления ясности восприятия, это наблюдение с полным осознаванием, но без стремления делать заключения, критиковать или формировать суждения. Медитация требует вашего полного слияния с моментом. Это единение несет в себе радикальные изменения в ментальности человека. В этом осознавании одного момента за другим происходит очищение тела, ума и сознания. Такое очищение приводит человека в состояние умиротворенности, которая есть радость, блаженство и просветление. С этого момента жизнь становится непринужденным движением в медитации.


Глава ^ 3 ВКУС И ПИЩЕВАРЕНИЕ


В Аюрведе к пище уникальный комплексный подход. Понимание некоторых из принципов такого подхода поможет вам определить те продукты, которые будут способствовать восстановлению и удержанию равновесия между дошами.


^ Свойства пищи

В предыдущих главах были показаны свойства или качества каждой доши. Далее приведена таблица с перечислением основных свойств, присущих всем дошам, а также пищевым продуктам.

^ 20 ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ИЛИ СВОЙСТВ

Тяжелое

Легкое

Влажное

Сухое

Устойчивое

Подвижное

Скользкое

Шероховатое

Грубое

Тонкое

Холодное

Горячее

Плавное

Резкое

Мягкое

Жесткое

Твердое

Текучее

Мутное

Ясное

Так же как и доши, каждый вид пищи содержит в себе определенные свойства, качества; например, воздушная кукуруза легкая и сухая, сыр тяжелый и плавный.

Эти свойства воспринимаются организмом и оказывают прямой эффект на переваривание каждого определенного вида пищи. Даже эмоциональное настроение может находиться под прямым влиянием съеденной пищи, как, например, обострение умственного восприятия и болезненная чувствительность после употребления в пищу острого чили.

Обобщая, можно сказать, что когда свойства пищи подобны свойствам доши, то она действует возбуждающе, раздражая дошу. Например, если человек вата-типа (которому присуща сухость) съест воздушную кукурузу (имеющую сухие качества), то это вызовет расстройства вата доши. Противоположные же свойства пищи и доши действуют успокаивающе, пример: человек питта-конституции (огонь) пьет мятный чай (охлаждающее действие). Это фундаментальное положение поможет вам выбрать подходящую именно для вас пищу.


Примеры свойств некоторых продуктов

Тяжелое сыр, мясо, бобы

Легкое рис, воздушная кукуруза, спраутсы, кофеин

Холодное мороженое, охлажденное молоко, мята

Горячее чили, алкоголь, табак

Маслянистое, сыр, авокадо, оливковое масло,

влажное кокосовый орех

Сухое просо, рожь, злаковые хлопья

Плавное мясо, йогурт

Резкое лук, чеснок

Устойчивое гхи

Подвижное алкоголь, спраутсы, воздушная кукуруза


^ КОНЦЕПЦИИ РАСЫ, ВИРЬИ, ВИПАКА И ПРАБХАВЫ

Согласно философии Аюрведы, Луна — это богиня воды. Вода в атмосфере в своем чистом виде холодная, легкая, прозрачная и абсолютно безвкусная. Вода попадает в почву, взаимодействует с другими элементами и переходит в растения. Вода — лунный нектар — приносит и создает различные вкусы в каждом растении. Таким образом, вода является матерью всех вкусов. Вкусы воспринимаются языком, нашим органом чувств, определяющим элемент Воды.

Каждое вещество, являющееся пищей, каждая лечебная трава имеют свой особенный вкус. В мгновение, когда вещество попадает на язык, мы ощущаем вкус. Вкус — важнейшее свойство, имеющее прямое воздействие на доши в нашем теле. Аюрведа выделяет шесть основных вкусов — сладкий, кислый, соленый, острый, горький и вяжущий.

Все эти виды вкусов присутствуют в плазме. Каждый вид пищи сотворен из комбинации основных пяти элементов, из чего следует, что эти элементы присутствуют в шести вкусах. Определенные соединения элементов и создают вкус разной пищи. Связь элементов и вкусов приводится в следующей таблице.

Связь между пятью элементами и вкусами

Вкусы

Элементы

Сладкий

Земля + Вода

Кислый

Земля + Огонь

Соленый

Вода + Огонь

Острый

Огонь + Воздух

Горький

Воздух + Эфир

Вяжущий

Воздух + Земля

Огонь и Воздух — легкие элементы и стремятся к движению вверх, таким образом, и вкусы, содержащие эти элементы, тоже движутся вверх, согревая верхние части тела, создавая

легкость. Обратно им, Земля и Вода — тяжелые элементы и движутся вниз, таким образом, сладкий вкус охлаждает нижнюю часть тела, мочевыводящие пути и может создавать тяжесть в теле.


^ Присутствие элементов в некоторых продуктах

Земля

Пшеница, рис. Мясо. Грибы, корнеплоды, бобовые. Сухофрукты. Кунжут, тыквенное семя и семена подсолнечника. Миндаль, кешью и грецкие орехи. Соли и минералы.


Вода

Молоко и молочные продукты. Сочные фрукты, такие как сливы, арбузы, виноград, апельсины, папайя, персики. Кокосовая вода. Сочные овощи, такие как огурцы, цуккини и помидоры. Соли.


Огонь

Такие специи, как острый перец, черный перец, зеленый чили, корица, гвоздика, кардамон, куркума, имбирь, асафетида (хингу), чеснок, лук. Кислые фрукты, такие как ананасы, лимоны, ягоды, например клюква. Алкоголь. Табак.


Воздух

Вещества, вызывающие газообразование, например сухофрукты, сырые овощи. Грубые овощи наподобие брокколи, белокочанной капусты, спраутсов. Пасленовые (картофель, помидоры, баклажаны), некоторые бобовые, например черные бобы, бобы пинто, нут.


Эфир

Вещества, вызывающие интоксикацию, гипнотическое состояние, наркотическое опьянение, такие как алкоголь, марихуана, ЛСД, кокаин, табак.


Вкус (раса)

Уникальная комбинация элементов в продукте будет определять его вкус и то действие, которое он оказывает на организм. Концепция вкуса (раса), его воздействия (вирья) и эффекта после переваривания (випак) продвинут ваше понимание основных принципов исцеления с помощью ежедневного питания.

Сладкий

Сладкий вкус присутствует в таких продуктах, как сахар, молоко, рис, пшеница, финики, кленовый сироп, солодковый корень. Сладкий вкус возникает от соединения элементов Земли и Воды. Обычно ему присущи увлажняющие, охлаждающие и тяжелые свойства. Сладкий вкус повышает жизненную энергию. Если употреблять продукты со сладким вкусом умеренно, то действие его на организм будет благотворным, анаболическим, способствующим росту плазмы, крови, мышц, жировой ткани, костей, костного мозга и репродуктивных жидкостей. Правильное употребление сладкого вкуса приносит пользу и увеличивает продолжительность жизни, обостряет чувства и улучшает цвет лица, оздоравливающе действует на кожу, волосы и голос. Он приносит стабильность и излечивает истощение.

Но несмотря на все эти прекрасные свойства, неумеренное употребление сладкого может привести к расстройствам всех дош. Сладкая пища особенно ухудшает капху и вызывает простуду, кашель, застойные явления, тяжесть, потерю аппетита, леность, ожирение, а также ненормальное разрастание мышечной ткани, застой в лимфатической системе, опухоли, отеки и диабет.

Кислый

Кислый вкус характерен для таких продуктов, как цитрусовые, сметана, йогурт, уксус, сыр, лимон, незрелые манго, зеленый виноград, и для пищи, приготовленной с помощью бродильных процессов. Кислые продукты текучие, легкие, с согревающим эффектом, влажные по своей природе и анаболические по своему действию. При умеренном употреблении эти продукты действуют освежающе, они вкусны, возбуждают аппетит, улучшают пищеварение, заряжают тело энергией, питают сердце, просветляют ум и способствуют слюноотделению.

При неумеренном употреблении продуктов с кислым вкусом зубы становятся хрупкими, появляется повышенная жажда, быстрое, рефлексивное мигание, повышается кислотность желудочного сока, появляется изжога, кислотное несварение, язвы и перфорации. Так как кислый вкус вызывает бродильные процессы, он токсичен для крови и может стать причиной таких заболеваний кожи, как дерматит, акнэ, экзема, отеки, фурункулез и псориаз. Его горячие свойства приводят к сдвигу кислотно-щелочного равновесия в сторону закисления, ацидозу, что выражается в ощущении жжения в горле, грудной клетке, в области сердца, мочевом пузыре и мочеиспускательном канале.

Соленый

Морская соль, каменная соль, фукус — привычные примеры веществ с соленым вкусом, доминирующими элементами которого являются Вода и Огонь. Соленый вкус обладает согревающим действием, он тяжелый, влажный и гидрофильный по своей природе. При умеренном употреблении он уменьшает вату и стимулирует капху и питту. Благодаря элементу Воды он оказывает слабительное действие, а элемент Огня уменьшает спазм и боли в толстом кишечнике. Так же как и сладкий и соленый вкусы, он оказывает анаболическое действие. В умеренных количествах он способствует сохранению водно-электролитного баланса. Соленый вкус настолько сильный, что «затмевает» все другие вкусы. Он стимулирует слюноотделение, улучшает вкус пищи, помогает пищеварению, всасыванию и выделению отходов.

Однако слишком большое количество соли в питании ведет к возбуждению питты и капхи. Она делает кровь густой и вязкой, вызывает повышение кровяного давления и ухудшает состояние кожи. При неумеренном употреблении соли могут возникнуть ощущения жара, обмороки, преждевременное появление морщин и облысение. Благодаря своим гидрофильным свойствам она может вызвать отеки и задержку в организме воды. Островковое выпадение волос, язвы, кровоточивость,

трещины на коже, повышенная кислотность и повышенное артериальное давление могут быть результатом избыточного употребления соли.

Острый

Острый вкус присутствует в таких продуктах, как лук, редис, кайенский перец, черный перец, перец чили, чеснок, горчица, имбирь, асафетида. Главными элементами, составляющими острый вкус, являются Огонь и Воздух. По своей природе он легкий и сухой, оказывающий согревающее действие. Он действует успокаивающе на капху, но возбуждает питту и вату. При умеренном использовании он стимулирует пищеварение, всасывание и очищает рот, а также освобождает синусы, стимулируя секрецию в носу и слезотечение. Острый вкус помогает циркуляции, разрушает тромбы, помогает выделению отработанных продуктов и убивает паразитов и микробов. Он устраняет помехи и приносит ясность восприятия.

Однако, кроме положительного эффекта, острый вкус при его неумеренном употреблении в повседневном питании может приводить к негативным реакциям. Он может губительно действовать на сперматозоиды и яйцеклетки, приводя к половой слабости как мужчин, так и женщин, вызывать жжение, удушье, обмороки, утомление с жаром и жаждой. Если при этом происходит возбуждение питты, могут появиться диарея, тошнота и изжога. При возбуждении ваты от злоупотребления острой пищей возможны головокружения, тремор, бессонница и боли в мышцах ног. Пептические язвы, колиты, поражения кожи также могут стать результатом избытка острого в питании.

Горький

Примеры горького вкуса мы найдем в горькой дыне, куркуме и одуванчике, алоэ, желтом щавеле, пажитнике, сандаловом дереве, ревене и кофе. Меньше всего горький вкус встречается в североамериканской кухне. Он состоит из элементов Воздуха

и Эфира и по своей природе обладает охлаждающими, легкими и сухими свойствами. Он увеличивает вату и уменьшает питту и капху. Будучи невкусным в своем чистом виде, горький вкус усиливает, подчеркивает другие вкусы. Он оказывает противо-токсическое действие, убивает микробов, успокаивает жжение и зуд, помогает при обмороках и трудно поддающихся лечению кожных заболеваниях. Горький вкус снижает температуру при лихорадке, укрепляет кожу и мышцы. В малых дозах он действует как ветрогонное и тонизирующее средство для пищеварения. В силу своих сушащих свойств он уменьшает количество жира, костного мозга, количества мочи и кала.

Излишнее потребление горького вкуса может истощать плазму, кровь, жировую ткань, костный мозг, сперму, что ведет к половому бессилию. Крайняя сухость и грубость, истощение и утомление могут быть результатами злоупотребления горьким, временами могут наблюдаться головокружения и потеря сознания.

Вяжущий

Неспелые бананы, гранаты, турецкий горошек, зеленая фасоль, желтый дробленый горох, окра, «золотая печать», куркума, семена лотоса, ростки (спраутсы) люцерны, семена манго, арджуна и квасцы — это все примеры продуктов с вяжущим вкусом. Вяжущий вкус вызывает характерное давящее ощущение сухости в горле. Он происходит от соединения элементов Огня и Земли и по своей природе обладает охлаждающими, сухими и тяжелыми свойствами. В небольших количествах вяжущий вкус успокаивает питту и капху, но возбуждает вату. Он всасывает воду и вызывает сухость во рту, затруднения речи и запор. Также он помогает в заживлении язв и, стимулируя свертывание крови, останавливает кровотечения.

Избыточное употребление пищи с вяжущим вкусом может стать причиной удушья, не поддающихся лечению запоров, слабости кишечника, ослабления голоса, сердечных спазмов, застоя циркуляции. Он может истощать способность к образо-

ванию спермы и уменьшать половое влечение, обострять такие нервно-мышечные расстройства вата-типа, как судороги, паралич Белла, нервно-мышечное истощение, паралич, вызванный инсультом, и др.


^ Влияние вкусов на доши

Вкус Вата Питта Капха

Сладкий — — +

Кислый — + +

Соленый — + +

Острый + + —

Горький + — —

Вяжущий + — —

+ усиливает и может привести к возбуждению

— уменьшает и успокаивает


Согласно Аюрведе, правильно используемый вкус или сочетание вкусов приводит к равновесию всех систем организма, хорошему здоровью и ощущению счастья у всех живых существ. Однако при их неправильном употреблении может быть нанесен большой вред. Поэтому так важно знать положительный и отрицательный эффекты этих шести вкусов для их правильного употребления в питании.


^ Воздействие вкуса (вирья)

Когда пищевой продукт или лечебная трава попадают в рот, то первое, что мы ощущаем, — это вкус. Затем, а в некоторых случаях и сразу, мы чувствуем его согревающее или охлаждающее действие во рту или в желудке, что обусловлено содержащейся в нем энергией, называемой вирья.

Каждый из нас, опираясь на собственный опыт, может сформировать общие правила, как он «ощущает» вкус в организме. Например, сладкий вкус производит охлаждающее действие благодаря своей тяжести. Этот эффект действует возбуждающее на капху и благотворно на питту и вату. Встречаются и редкие исключения. Мед и черная патока, например, имеют сладкий вкус, но оказывают согревающее действие. Этот неожиданный, выходящий за рамки общих правил эффект называется прабхава. Еще одним примером являются лаймы, которые, обладая кислым вкусом, оказывают охлаждающее действие вместо согревающего, характерного для кислого вкуса.


^ Випак (эффект после переваривания)

Заключительное действие, которое вкус оказывает на тело, ум и сознание, называется эффектом после переваривания, или випаком. Сладкий и соленый вкусы имеют сладкий випак, кислый вкус — кислый випак, а випак острого, горького и вяжущего вкусов все острые. Если известен вкус, тепловое воздействие и эффект после переваривания той или иной пищи или лечебной травы, то легко понять ее действие на системы организма. Это знание составляет суть целительства и приготовления пищи.

Просуммируем все вышесказанное: первое субъективное ощущение продукта на языке — это вкус (раса); немного погодя появляется ощущение тепла или прохлады (вирья); и, наконец, влияние продукта на мочу, кал и пот (випак). Например, при употреблении в пищу острого чили вы моментально ощутите его острый вкус, согревающий эффект, а на следующий день и жжение при дефекации и мочеиспускании.


^ Прабхава (особый эффект, не поддающийся объяснению)

Когда два продукта, имеющие схожие вкус, тепловое действие и эффект после переваривания, производят абсолютно разное воздействие, это явление называется прабхавой. Объяснения этому феномену не существует. Он не поддается логическим обоснованиям известных нам теорий. Гхи (топленое сливочное масло) в количестве двух чайных ложек со стаканом молока действует как слабительное средство, однако в меньшей дозе, например 1/2 чайной ложки, имеет закрепляющий эффект. Почему? Ответ следует искать в прабхаве. Все драгоценные камни, минералы и мантры помогают исцелению благодаря прабхаве. Прабхава — это особое активное скрытое действие осознавания, присутствующего в веществе.


^ Агни, пищеварительный огонь

Аюрведическая медицина основывается на удивительной концепции пищеварения, которая начинается с внешней обработки и приготовления пищи. Основными требованиями для этого являются наличие места готовки, топлива, воздуха, огня, посуды, воды, пищевых продуктов и организатора процесса. Те же условия необходимы и для внутреннего «приготовления» — переваривания пищи. Местом «готовки» становится кишечник, а огнем — агни. Роль топлива играет переваренная вчера пища, которая разжигает агни; посуда для приготовления — желудок, где слизистая секреция играет роль воды, тогда как зерно символизирует съеденную сегодня пищу. Поваром или организатором процесса является прана. Вентилирующий, раздувающий огонь воздух называется самана (подтип ваты). В желудке (в нашей аналогии — кастрюле) пища находится на огне. Вода в кастрюле (капха) обеспечивает «доступ» огня к каждому зерну. Большой огонь в очаге — это центральный огонь, огонь пищеварения. Переваренная вчера пища дает энергию кишечной стенке для выработки пищеварительных ферментов. Эти ферменты становятся топливом для агни. Но никакие процессы не происходят без организатора (праны). Следующий далее рисунок иллюстрирует вышеописанное.

Наша пища несет солнечную энергию, которая может усваиваться только в процессе пищеварения. Приходящая извне пища должна быть превращена в вещества, которые всасываются и питают ткани организма. За процессы такого превращения отвечает множество разных ферментов. Термин «агни» используется в Аюрведе для описания этих ферментов и их участия в метаболических процессах. Без агни невозможно усвоение ни пищи, ни впечатлений.

В нормальном сбалансированном состоянии агни поддерживает жизнеспособность, хорошее здоровье и высокую продолжительность жизни. Он обеспечивает жизненной эссенцией (оджас), оберегает дыхание жизни (прану) и поддерживает тело в отличном состоянии. Если же агни не функционирует должным образом, человек начинает чувствовать себя неважно. Если же этот огонь жизни гаснет, вскоре приходит смерть. Центральный агни находится в желудке. Общее число агни, управляющих всем процессом пищеварения и обмена веществ, равно тринадцати. Из них пять агни находятся в печени и по одному агни приходится на каждую из семи основных тканей организма.

Множество факторов, таких, как наносящий ущерб здоровью образ жизни и характер питания, употребление плохо сочетаемых пищевых продуктов, подавление эмоций, могут вызвать ухудшение состояния дош в теле, что вскоре приводит к расстройству агни и невозможности полноценного переваривания употребля­емой пищи. Непереваренная пища превращается в болезнетворную, токсичную, липкую субстанцию, называемую амой.

Ама — это коренная причина множества болезней. Присутствие амы в различных системах организма приводит к ощущению усталости и тяжести. Она может вызвать расстройство пищеварения, запоры, образование газов в кишечнике, диарею. Временами она становится причиной неприятного запаха изо рта, извращения вкуса и вызывает чувство растерянности и замешательства. На языке появляется толстый налет (взгляните на язык в зеркало!), характерная генерализованная боль в теле и отсутствие гибкости. Сильная тяга к какой-нибудь конкретной пище также может отражать состояние агни.

Приготовление пищи по рецептам Аюрведы требует детального знания концепции агни. В зависимости от природы агни данного человека можно с помощью употребления определенных специй, трав, добавок, пикулей помочь «зажечь» агни и тем самым улучшить пищеварение. В зависимости от того, возбуждение какой из дош имеет место быть, агни бывает сбалансированным, беспорядочным, слишком высоким или слишком низким.




Виды Агни

Сама агни сбалансированный

Вишама агни беспорядочный; обычно ассоциируется

с ватой

Тикшна агни повышенный; обычно ассоциируется с

питтой

Манда агни пониженный; обычно ассоциируется с

капхой


^ Сама агни (сбалансированный обмен веществ)

Когда все доши сбалансированы соответственно данной конституции, агни находится в состоянии равновесия и обеспечивает уравновешенный метаболизм. У такого человека переваривание полноценной в качественном и количественном отношении пищи проходит без каких-либо неблагоприятных явлений или симптомов. То есть наблюдается отличное состояние здоровья. Люди, одаренные сама агни, не страдают ни по причине еды, ни из-за погодных условий, ни из-за действия какой-либо вредной привычки. Они наделены хорошим здоровьем и долгой жизнью. Они обладают спокойным, доброжелательным характером, ясностью сознания и ощущением счастья. Стабильное здоровье, большое количество оджаса, теджаса и праны, а также сильная иммунная защита присущи этому состоянию агни.

^ Вишама агни (беспорядочный обмен веществ)

Агни может сильно измениться в результате усиления ваты. Он становится неустойчивым, делая процесс пищеварения беспорядочным, вызывая дистонию кишечника, запоры и кишечные колики, иногда диареи, чувство тяжести после еды и урчание в кишках. Может появиться сухость кожи, хруст в суставах, боли по типу ишиаса и в пояснице, бессонница, чувство сильного страха и тревоги. Иногда возникает сильная тяга к жареной пище. Холодные свойства ваты замедляют агни, а подвижные качества ваты приводят к его колебанию, что делает обмен веществ беспорядочным. В итоге образуется ама, которую можно обнаружить по появлению коричневатого налета на языке. При вишама агни могут возникнуть различные симптомы расстройства ваты, такие как сухость во рту, рыхлость десен, мышечные спазмы и так далее.

^ Тикшна агни (повышенный метаболизм)

Агни может усилиться, когда возбуждается питта доша, обладающая горячими, острыми и проникающими свойствами. Усиление агни приводит к повышению интенсивности обмена веществ. В таком состоянии человек испытывает желание часто и много есть. После переваривания появляется сухость в горле, сухость губ, неба, изжога, а также внезапные ощущения жара и симптомы гипогликемии. Текучие, кислые и горячие свойства питты могут приводить к повышению кислотности желудочного сока, гастриту, колиту и дизентерии. Могут возникнуть симптомы воспаления, такие как тошнота, рвота, боли в области печени и подобные им. Некоторых людей тикшна агни приводит в состояние гнева, ненависти и зависти. Человек начинает критиковать и осуждать «всех и вся». Этому состоянию может сопутствовать сильная тяга к сладкому — леденцам, печенью, шоколаду. Согласно Аюрведе, многие заболевания, связанные с расстройством питты, имеют в своей основе тикшна агни.

^ Манда агни (пониженный метаболизм)

Элементы Земли и Воды, составляющие капха дошу, тяжелые, медлительные и холодные, подавляют легкие, острые и горячие свойства агни, отчего агни становится слабым и медленным, что замедляет и обмен веществ. У человека с таким типом агни не может полноценно перевариться и обычная пища. Даже без употребления пищи присутствует чувство тяжести в желудке, симптомы простуды, заложенность и кашель. Наблюдаются слюнотечение, потеря аппетита, тошнота и даже рвота слизью. В некоторых случаях появляются отечность, ожирение, подъем артериального давления и диабет. Характерны летаргия, сонливость, кожа становится холодной и липкой, возникает слабость во всем теле. В психоэмоциональном плане усиливаются чувства собственнической привязанности и жадности. Этому состоянию может сопутствовать сильная тяга к горячей, острой, сухой пище со специями. Почти все заболевания капха-типа имеют причиной манда агни.


^ Процесс пищеварения

Полезно постараться понять, как происходит процесс пищеварения, начинающийся с жевания пищи во рту. Разжевывание пищи делает ее мягкой, разжиженной, теплой, легко проглатываемой. В этом процессе важная роль принадлежит слюне (бодхака капхе). Затем пища попадает в желудок. В следующие приблизительно 90 минут слизистый секрет из кледака капхи еще больше разжижает пищу и разделяет ее на маленькие кусочки. На этой стадии пища становится сладкой. Человек чувствует удовлетворение и насыщение. Эта стадия пищеварительного процесса идет с помощью кледака капхи, когда сладкий вкус проникает в плазму, в результате чего повышается уровень сахара в крови.

В течение следующих 90 минут переваривания в желудке пища становится кислой из-за выделения соляной кислоты, па-чака питты. Слизистый секрет, о котором упоминалось выше, защищает стенки желудка от обжигающей питты. Кислый вкус состоит из элементов Огня и Земли. Элемент Огонь помогает питте в процессе переваривания пищи. Он делает желудок несколько «легче». Пища становится мягче и еще больше разжижается, что делает возможным всасывание через стенку желудка легких молекул пищевых веществ. На этом этапе в плазму проникает кислый вкус.

В конце третьего часа с помощью саманы (подтипа ваты) открывается пилорический клапан, и содержимое желудка начинает опорожняться в двенадцатиперстную кишку, дуоденум, первый отдел тонкого кишечника. Здесь происходит смешивание с желчью, вырабатывающейся в печени и поступающей из желчного пузыря. Благодаря солям желчных кислот пища становится соленой на вкус в результате реакций между кислотой желудочного сока и щелочными свойствами желчи. Здесь переваренная пища становится водянистой и соленой. Элементы Вода и Огонь способствуют ее всасыванию, и теперь соленый вкус проникает в плазму. Соленый вкус сохраняется до поступления пищи в тощую кишку, средний отдел тонкого кишечника. Пища находится в тонком кишечнике примерно два с половиной часа. На этом этапе острый вкус проникает в плазму, вызывая выделение тепла.

После окончания процесса пищеварения в тонком кишечнике пищевой материал поступает в слепую кишку — начало толстого кишечника, где приобретает горькие свойства. Воздух и Эфир, элементы, составляющие горький вкус, помогают дальнейшему измельчению пищевой массы. Всасывание минералов также управляется этими элементами. В итоге пища поступает в восходящий отдел толстого кишечника. На этом этапе превалирующим становится вяжущий вкус и его свойства делают пищевую массу плотной благодаря элементам Земли и Воздуха. Проникая в плазму, вяжущий вкус приносит ощущение легкости. Комбинация ваты и питты выделяет необходимые и менее ценные питательные вещества. Горький и вяжущий вкусы способствуют всасыванию и стимулируют моторику толстой кишки, действуя через апану, подтип ваты. При поступлении оформленных переработанных продуктов в прямую кишку вата вызывает мышечные сокращения кишки, что приводит к опорожнению.

Полностью процесс пищеварения занимает от шести до восьми часов, в течение которых пища проходит через различные стадии в соответствии с изменением вкуса. Однако пищеварительный процесс не заканчивается всасыванием питательных веществ и воды в толстой кишке. Теперь возникают тончайшие процессы, обеспечивающие доставку питательных веществ и их использование клетками крови, костной, жировой, мышечной, нервной и репродуктивной тканей и плазмой. С помощью еще одного агни переваренная пища претерпевает дальнейшие изменения на клеточном уровне, превращаясь в чистую энергию сознания, питающую ум.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Аюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита iconВасант Лад

Аюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита iconВасант Лад. Домашние средства Аюрведы

Аюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита iconДействующего на основании Устава и свидетельства №, с другой стороны, совместно именуемые Стороны,

Аюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита iconС другой стороны, именуемые в дальнейшем Стороны, заключили настоящий договор (далее по тексту Договор)

Аюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита iconКулинария искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек

Аюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита icon194291 спб. Ул. Сантьяго-де-Куба д. 4 к. 3 пом. 4 тел.(812) 497-94-70
«Исполнитель», в лице генерального директора Логачёв Р. А., с одной стороны и гражданин(ка), именуемый...
Аюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита iconПроект
Отрытое акционерное общество «Анапский хлебокомбинат» (далее по тексту – Cтрахователь) в лице генерального...
Аюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита icon7 июля день профилактики алкоголизма
Алкоголь — один из самых опасных наркотиков, вполне сравнимый с героином и кокаином. Он опасен, с...
Аюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита iconДоговор на предоставление медицинской помощи в ООО «Аполлония»
«Заказчик» с одной стороны и ООО «Аполлония», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального...
Аюрведическая кулинария. Васант Лад, Уша Лад Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное пита icon7 июля – день профилактики алкоголизма. Синдром зависимости от алкоголя
Алкоголь — один из самых опасных наркотиков, вполне сравнимый с героином и кокаином. Он опасен, с...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы