Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы» icon

Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы»





Скачать 387.41 Kb.
НазваниеПрограмма предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы»
Микина Юлия Николаевна
Дата30.01.2013
Размер387.41 Kb.
ТипРеферат
Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР


КУРСОВАЯ РАБОТА


ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ


«ИНДИКАТОРЫ»


Выполнила:

Микина Юлия Николаевна

учитель химии и биологии

МОУ СОШ № 1

Г. Кашина Тверской области


Руководитель:

Главный методист по химии УМЦ ТвОИИУУ


ТВЕРЬ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1 Введение . ……………………………………………………………………… 3

1.1 Актуальность………………………………………………………………. 3

1.2. Концепция деятельности…………………………………………………. 3

2. Эмпирическая (теоретическая) база ………………………………………… 5

2.1 Предпрофильная подготовка, её сущность, цели и основные этапы. 5

2.2 Предпрофильные элективные курсы по химии, их функции и виды. 6

2.3 Основные требования к элективному курсу по химии………………. 7

3. Программа элективного курса по химии для обучающихся 9 классов

«Индикаторы». ………………………………………………………………. 8

3.1 Пояснительная записка…………………………………………………... 8

3.2 Содержание программы………………………………………………….. 9

4. Учебно – тематический план. ……………………………………………….. 12

5. Критерии оценивания ………………………………………………………... 13

6. Темы рефератов и творческих работ ……………………………………….. 13

7. Учебно – методическое обеспечение курса ………………………………... 13

8. Методическая разработка. Занятие 1: Введение. Техника безопасности

при работе в химической лаборатории……………………………………… 15

9. Методическая разработка. Занятие 8: Итоговое занятие. По волнам

наших знаний …………………….…………………………………………. 16

10. Мониторинг …………………………………………………………………. 18

11. Список использованной литературы………………………………………. 24

Приложения:

  1. История открытия индикаторов…………………………………………. 26

  2. Лабораторная работа №1…………………………………………………. 28

  3. Лабораторная работа №2…………………………………………………. 29

  4. Испытание индикаторов…………………………………………………. 30

  5. Анкета для учащихся…………………………………………………….. 31

- Характеристика на учителя.

- Выписка из протокола заседания методического объединения учителей

естественных наук МОУ СОШ № 1.

- Выписка из протокола заседания педагогического совета МОУ СОШ № 1

- Рецензия

- Отзыв родителей.

- Публикация в газете.

- Фотогалерея

- Исследовательские работы по химии.



  1. Введение




    1. Актуальность. Основная цель модернизации российского образования состоит в достижении его нового качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России и основным направлениям её развития. Фундаментальные изменения в экономике и общественной жизни предъявляют существенно- новые требования к личности, развитие которой – смысл и суть системы образования. Главные среди этих требований – инициативность, ответственность, адаптивность, к изменяющимся условиям, способность и готовность к обоснованному выбору будущей профессии. В связи с этим в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» планируется перевести старшую школу на профильное обучение.

Переход к профильному обучению на старшей ступени средней школы выявил ряд проблем, одна из которых – выбор учащимися своего профиля. Ученику 9 класса пока сложно выбрать цикл школьных предметов, которые будут необходимы для дальнейшего поступления в вуз или другие образовательные учреждения. Это связано с тем, что в этом возрасте у большинства учащихся пока не сформировались устойчивые интересы к какой-то определённой профессии.

Для решения данной проблемы я предлагаю проводить в 9 классе в течении всего учебного года предпрофильную подготовку, которая осуществляется посредством организации элективных курсов по различным предметам. Главная задача элективного курса по химии – заинтересовать учащихся этой наукой, показать прикладной характер химии, посредствам знания химии развивать процессуальные (когнитивные) – интеллектуальные, коммуникативные, мыслительные качества личности ученика. Содержание элективных курсов предоставляет возможность школьнику выявить свои наклонности, реализовать интерес к предмету.


^ Концепция деятельности.


Гипотеза.

Предположим, что выбор учащимися тех или иных элективных курсов способен сделать учебный процесс школьника в старшем звене личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить исследовательские способности, активность, самостоятельность, успешно завершить процесс обучения в школе, поможет ему правильно выбрать вуз или другое учебное заведение, где он получит профессию и сможет быть успешным в дальнейшей жизни.


Цель.

Таким образом, целью своей работы считаю предложить программу элективных курсов « Индикаторы», и таким образом создать условия для формирования у обучающихся стойкого интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей, мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения в старшем звене.


Задачи курса

Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии, выявить свои наклонности, сознательно осуществить выбор профиля дальнейшего образования.


Концепция деятельности.

Эта курсовая работа написана, для того чтобы представить предпрофильные элективные курсы как одну из актуальных форм выбора учащимися профиля дальнейшего образования и выбора профессии. Предпрофильные элективные курсы позволяют учащимся в большей степени реализовать свои учебные возможности, расширить границы познания объектов учебных предметов, повысить интерес к предмету, создают ситуацию успеха, а, следовательно, положительную учебную мотивацию, что достигается благодаря практической связи предмета (в частности химии) с жизнью. Элективные курсы помогают в выборе специальности, т.к. информируют учащихся о характере профессиональной деятельности, развивают самостоятельность, умение работать с дополнительными источниками информации, трудолюбие, настойчивость, умение защищать свою точку зрения, работать в группе. Элективные курсы по химии развивают практические умения и навыки, позволяют ученикам восполнить возможные пробелы в его химической подготовке, показать ведущие виды деятельности, выполняемые учеником при изучении химии.


Кому адресована программа.

Данная программа может быть использована для проведения уроков элективных курсов в девятых классах, возможно, будет интересна для учителей химии.


2.Эмпирическая (теоретическая) база.


2.1. Предпрофилбная подготовка, её сущность, цели и основные этапы.

Переход старших школьников на профильное обучение является серьёзной трансформацией всей системы образования в целом. Профильное обучение призвано решить целый комплекс задач, среди которых- создание условий для дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения ими индивидуальных образовательных траекторий, учёт индивидуальных особенностей, интересов и склонностей школьников, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Однако успех перехода на профильное обучение во многом зависит от создания необходимой теоретической базы и учебно- методического обеспечения.

Предпрофильная подготовка призвана сформировать у школьников следующие качества:

- умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению

образования по различным профилям,

- умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим

индивидуальным особенностям, склонностям и интересам,

- готовность нести ответственность за сделанный выбор,

- высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю,

готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.

Предпрофильная подготовка это система педагогической, психолого – педагогической, информационной и организационной деятельности, способствующая сомоопределению учащихся относительно выбора ими профиля дальнейшего обучения.

Процесс предпрофильной подготовки включает три этапа: пропедевтический, основной, и завершающий. Пропедевтический этап предполагает осуществление диагностики интересов, склонностей и образовательных запросов школьника с учетом мнения родителей. На этом этапе очень важно помочь школьнику найти соответствие между предполагаемой профессией и возможным профилем обучения в старших классах с учётом имеющегося набора профилей в школе, районе или городе.

На основном этапе предусмотрено проведение психолого – педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющей школьнику строить версии о своей предрасположенности к продолжению образования в том или ином профиле. Особую значимость на данном этапе приобретает осуществление школьниками «пробы выбора профиля обучения», которая реализуется ими через соответствующие виды деятельности на предпрофильных элективных курсах.

Завершающий этап профильной подготовки ставит школьника в ситуацию, которая заставит его соотнести свои возможности с требованиями предполагаемого профиля обучения, взвесив все «за» и «против». В результате такой работы выбор ученика предполагаемого профиля будет осознанным и обоснованным.

^ 2.2. Предпрофильные элективные курсы по химии, их функции и виды.


Существует три вида учебных курсов: нормативные, факультативные и элективные. Нормативные курсы каждый ученик должен посещать обязательно и отчитываться за успеваемость в их освоении. Примерами таких курсов могут служить курс химии в основной школе , а так же базовый общеобразовательный и профильный курсы химии в профильной школе. Для таких курсов разработаны государственные образовательные стандарты, их освоение является необходимым условием продолжением образования.

^ Факультативные курсы предназначены для построения индивидуальной образовательной программы ученика. Ученику предлагается набор таких курсов, и он может выбрать из них один или несколько, при этом выбор необязателен. По таким курсам нет итоговой отчетности.

^ Элективные курсы ( от лат. еlectus- избранный) так же как и факультативный курс, ученик выбирает из предложенного набора в соответствии со своими интересами и потребностями. Но как только курс выбран, он становится таким же, как и нормативный: с обязательностью посещения и отчётности. Элективные курсы являются обязательным атрибутом профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Предпрофильные элективные курсы являются пропедевтическими по отношению к соответствующим курса м основных учебных предметов на старшей ступени обучения в классах разного профиля. Роль таких курсов заключается в осуществлении помощи учащимся основной школы в выборе профиля дальнейшего обучения. В этой связи курсы рассчитаны на относительно небольшое количество часов. Это позволяет школьникам в течении учебного года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с предлагаемыми профилями.

Сегодня многие педагоги, методисты и учителя занимаются созданием различных элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся. Классификация элективных курсов является относительной, но большинство авторов выделяют общеориентационные, предметно-ориентационные и межпредметные элективные курсы.

Общеориентацинные курсы призваны проинформировать ученика о различных профилях обучения в старших классах, познакомить с миром профессий и помочь выбрать профиль обучения с учётом своих индивидуальных особенностей.

Предметно-ориентационные элективные курсы направлены на осуществление предпрофильной подготовки по определённому учебному предмету, например по химии. Как правило, учителя стремятся создать такой элективный курс, который вызовет интерес у ученика, привлечёт к дальнейшему изучению химии в классе естественно-научного профиля. Эти курсы содержат занимательный материал по химии , предполагают проведение эффективных химических опытов и т. д.

Другой особенностью этих курсов является стремление к углубленному изучению отдельных вопросов и тем химии основной школы, выходящих за пределы школьной программы. В результате предпрофильный курс выполняет не свои функции, а функции профильного элективного курса.

Межпредметные элективные курсы в системе предпрофильной подготовки не только ориентируют учеников на изучение конкретного учебного предмета, но и раскрывают специфику изучения этого предмета во взаимосвязи с другими профильными предметами.

Функции предпрофильных элективных курсов .

Предпрофильный элективный должен в определённой мере подготовить ученика к поступлению в профильный класс, он не должен дублировать базовый курс основной школы, для этого возможно создание интегративных предпрофильных элективных курсов, которые будут выводить содержание курса на качественно новый уровень, раскрывая ученику имеющийся запас знаний в новом ракурсе, с других сторон.


^ 2.3. Основные требования к элективному курсу по химии.

Какие бы цели и задачи ни ставились перед элективными курсами по химии, он должен отвечать общепринятым педагогическим требованиям.

Кратковременность. Так как химия не единственный предмет в школе, то совсем не обязательно, что ученик захочет посещать этот курс на протяжении всего учебного года, кроме того большое количество часов вызывает перегрузку учащихся, и учащиеся имеют право посетить несколько таких курсов. Исходя из этого я предлагаю продемонстрировать практическую значимость изучения химии в небольшой отрезок времени ( электив 8 час. В рамках одной четверти.)

Активные формы обучения на элективных курсах. Данные виды деятельности хорошо реализуются на практических и лабораторных занятиях. Входе учебной работы у учащихся может возникнуть повышенный интерес к какой-то конкретной теме, в этом случае им можно предложить проект по данной тематике. Это шанс заинтересовать предметом.

Создание ситуации успеха. Большинство учащихся в этом возрасте видит только ближайшие перспективы и когда ребенок видит , что приобретённые им знания реально помогают в жизни, интересны, то ему хочется познавать новое.

Элективные курсы, помогающие в выборе специальности, должны информировать учащихся о характере профессиональной деятельности.

Учитель - не единственный источник информации. Желательно проводить занятие по какому-либо учебному пособию, сделать подборку дополнительной литературы, доступной для учащихся.
^




3. Программа элективного курса

для обучающихся девятого класса - « Индикаторы».



3.1. Пояснительная записка.


Элективный курс «ИНДИКАТОРЫ» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится 8 часов.

^ Основная цель данного курса, это создание условий для формирования и развития у обучающихся:

-интеллектуальных и практических умений в области химического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы,

- интереса к изучению химии,

- умения самостоятельно приобретать и применять знания,

- творческих способностей, умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

- обращение с химическим оборудованием и реактивами,

- наблюдать и изучать химические явления и свойства веществ,

- описывать результаты наблюдений,

- выдвигать гипотезы,

- проводить химический эксперимент, используя знания техники безопасности,

- отбирать необходимые для работы приборы и реагенты,

- представлять результаты своей работы в виде таблиц, графиков,

- делать выводы.

- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссиях.

Задачи курса:

- расширять знания о практической роли химии,

- развивать самостоятельность в приобретении новых знаний.

- совершенствовать практические умения и навыки,

- формировать умение планировать и проводить химический эксперимент с окружающими нас веществами.

Основные методы , приемы:

Рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, лабораторные работы, исследовательские работы, практические работы, проекты, конференции.

Формы работы:

Индивидуальная, парная, групповая.

Новизна программы:

Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Позволяет совершенствовать химические знания, умения и навыки учащихся.


Ожидаемые результаты.

Программа данных элективных курсов дает возможность

- Повысить интерес к предмету.

- Расширить и углубить знания обучающихся по применению индикаторов.

- Подготовить обучающихся для изучения в старшем звене тем «Гидролиз» и

«Водородный показатель».

- Совершенствовать умения и навыки учащихся в проведении химического

эксперимента.

- Подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ

- Повысить успеваемость по химии.


^ 3.2. Содержание программы.


Содержание элективного курса позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии. Вместе с тем содержание курса позволяет ученику любого уровня включаться в учебно-познавательный процесс.

Данный курс углубляет и расширяет знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. При организации практических занятий учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания.

Кроме того, предлагаемые работы вырабатывают у учащихся умения ставить конкретные задачи и решать их с помощью конкретных методик.

Программа курса предусматривает и самостоятельную работу учащихся с учебной, справочной и научно - популярной литературой, подготовку реферата и проведение конференции, что способствует развитию навыков самообразования, умение пропагандировать свои знания с целью повышения эффективности естественнонаучного образования учащихся.


Тема 1. Введение. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Кислотно-щелочные индикаторы используемые в химических лабораториях (1 час ).

Цель: активизировать знания учащихся по правилам техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.

Познакомиться с историей использования индикаторов в химических лабораториях.

СОДЕРЖАНИЕ: нагревательные приборы, химическое оборудование, опасные вещества (кислоты, щелочи), первая медицинская помощь при химических и термических ожогах. История открытия индикаторов (см. Приложение 1). Испытание индикаторами (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин) растворов кислот и щелочей.


Тема 2. Растения – индикаторы. Получение растительной вытяжки и приготовление индикаторов. (1 час).

Цель: познакомить учащихся с растениями-индикаторами, научить готовить вытяжку из растений и на основе этой вытяжки изготовлять индикаторы.

СОДЕРЖАНИЕ. Демонстрация растений-индикаторов.

Лабораторная работа. Приготовление растительной вытяжки. (см. Приложение 3)

Техника безопасности при работе с нагревательными приборами, кислотами и щелочами.


Тема 3. Практическая работа. Изменение окраски растительных индикаторов в разных средах. (1 час)

Цель: испытать растворы кислот и щелочей растительными индикаторами, выяснить характер окраски индикатора в зависимости от среды раствора.

СОДЕРЖАНИЕ. На данном занятии учащиеся изучают изменение окраски индикаторов, полученных на предыдущем занятии. Результаты заносят в таблицу

(см. Приложение 4).

Техника безопасности при работе с кислотами и щелочами.


Тема 4. Водородный показатель. Значение водородного показателя в практической деятельности человека.(1 час)

Цель: познакомить учащихся с понятием водородный показатель, научить пользоваться универсальным индикатором для определения рН раствора.

СОДЕРЖАНИЕ. На данном занятии учащиеся изучают понятие «водородный показатель», учатся его рассчитывать, проводят лабораторную работу по изучению универсального индикатора.

Техника безопасности при работе с кислотами и щелочами.


Тема 5. Гидролиз солей. Испытание растворов солей индикаторами. (2 часа)

Цель: познакомить учащихся с понятием гидролиза, изучить практическое значение гидролиза солей.

СОДЕРЖАНИЕ. Понятие гидролиза. Лабораторная работа: испытание растворов солей индикаторами. Использование явления гидролиза солей в медицине, технике, в быту.


Тема 6. Буферные растворы.(1 час)

Цель: познакомить учащихся с понятием «буферные растворы», изучить значение буферных растворов в природе.

СОДЕРЖАНИЕ. Буферные растворы. Буферное действие и его значение.


Тема 7. Итоговое занятие.(1 час) Решение экспериментальных задач. « Практическое использование индикаторов», викторина. Защита исследовательских работ.


Цель: подвести итог, показать значение знаний о поведении индикаторов в различных средах для решения качественных задач, провести игру-викторину по данному курсу для выяснения степени усвоения материала программы. Заслушать отчеты о проведении исследовательских работ, проектов.

СОДЕРЖАНИЕ. Решение качественных задач, игра-викторина. ( см. Приложение ). Выступления учащихся по итогам исследовательских работ и проектов. Техника безопасности при работе с нагревательными приборам, кислотами и щелочами.


Требования к уровню подготовки учащихся.


Учащимся необходимо уметь:

-Определять понятия: индикатор, водородный показатель, гидролиз соли, буферный раствор.

- Объяснять поведение некоторых индикаторов в различных средах (фенолфталеина).

-Характеризовать изменение окраски индикаторов в различных средах.

-проводить химический эксперимент.

- Соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием.

-Работать с дополнительной литературой.


^ 4. Учебно-тематический план


№ п/п


Наименование разделов и тем


Всего часов

Формы обучения


Образователь-ный продукт

лекции

Семинары

лаб.работы

практич. занятия

1.

Введение. Техника безопасности. Кислотно-щелочные индикаторы, используемые в химических лабораториях.

1

1

1




Опорный конспект, тезисы

2

Растения- индикаторы. Получение растительной вытяжки, приготовление индикаторов.

1




1




Сообщение учащихся, опорный конспект

3

Изменение окраски растительных индикаторов в различных средах.

1







1

Опорный конспект, отчет

4

Водородный показатель. Значение водородного показателя в практической деятельности человека.

1

1

1




ответы на вопросы, тезисы

5

Гидролиз солей.

2

1




1

опорный конспект

отчет

6

Буферные растворы. Значение буферных растворов.

1










Опорный конспект, ответы на вопросы, проект.

7

Итоговое занятие. Решение качественных задач, игра викторина.

Конференция.

1




1

1

Решённые задачи, ответы на вопросы, проекты.




Всего

8















^ 5. Критерии оценивания.


Инструментарий контроля образовательных достижений учащихся.

Критерии оценивания.


самостоятельно подготовленный реферат, доклад, сообщение.


1 балл

отчет о выполненной практической работе

1 балл

защита творческих проектов

2 балла

итоговая конференция

2 балла




Максимум набранных баллов не должен превышать 10 баллов.



^ 6. Темы рефератов и творческих работ.


  1. История использования индикаторов в химических лабораториях.

  2. Растения- индикаторы.

  3. Значение гидролиза солей в быту и медицине.

  4. Значение буферных растворов в природе.

  5. Кислотно-щелочные индикаторы, используемые в лабораториях.

  6. Определение показателя кислотности атмосферных осадков.

  7. Поведение




  1. Учебно-методическое обеспечение курса.


Литература для учащихся.

1. «Химия после уроков». В. М. Байкова. 1976 г.

2. «История химии». Л.И. Менько, В.С.Шнаревич.

3. « Химия 11 класс» О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. 2005 г.

4. «Энциклопедический словарь юного химика». 1982 г.

5. « Энциклопедия для детей « Аванта +». 2000 г.

6. «Химия в повседневной жизни человека». Г.В. Пичугина. Москва 2004 г.

7. «Удивительный мир органической химии». А.И. Артеменко. Москва 2004 г.

8. «Полезная химия: задачи и истории». Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк Москва 2005 г.

9. « Химия и медицина: Книга для чтения». К.А. Макаров. Москва 1981г.


Литература для учителя.

1. «Химия. Справочник школьника и студента». Зоммер, Вюнш, Цетлер. М. 1999 г.

  1. « Физическая и коллоидная химия». И.С. Галинкер,П.И. Медведева. М. 1972 г.

  2. «Общая химия» Н.Л. Глинка. Ленинград 1983 г

  3. «Химия в вашем доме». А.М.Юдин Москва Химия 1990 г.

  1. Методическая разработка


Занятие 1. Введение. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Кислотно-щелочные индикаторы, используемые в химических лабораториях.


Цель:

Активизировать знания учащихся по технике безопасности, изучить историю применения индикаторов в научных исследованиях, при помощи эксперимента изучить поведение индикаторов в различных средах.


^ Методы и приёмы:

Рассказ, беседа, сообщение учащегося, лабораторная работа.


Форма работы:

Групповая.


Оборудование и реактивы:

Пробирки, растворы соляной, уксусной кислот, раствор аммиака и гидроксида натрия, индикаторы – фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус, ализариновый красный Ц, индигокармин, малахитовый зеленый.


Девиз урока: «Наука только тогда благотворна, когда мы её принимаем не только умом , но и сердцем.» Д.И.Менделеев.


План.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

- техника безопасности

- понятие индикатора

- нейтральная, щелочная и кислотная среда

- электролиты

- сильные и слабые электролиты

3. Изучение нового материала.

- история применения индикаторов в лабораториях

- поведение фенолфталеина в щелочной среде

- лабораторная работа «Изучение изменений окраски индикаторов в растворах сильных и слабых электролитах».

4. Вывод по занятию.

  1. Домашнее задание.



Ход занятия.

1. Учитель знакомит учащихся с планом элективного курса, вместе с ребятами определяет цели и задачи, определяют темы рефератов и творческих работ.

2. Учащиеся вместе с учителем вспоминают правила техники безопасности и понятия, которые известны учащимся из курса «Химия 8»: индикатор, электролит, сильный и слабый электролит; кислая, щелочная и нейтральная среда.

3. Учитель объявляет тему занятия и предлагает ученику сделать сообщение об истории применения и открытия индикаторов. (см. Приложение 1). Далее учитель рассказывает о самом распространенном индикаторе, который широко используется в химических лаборатория, в том числе и в школах.

4. Учащиеся выполняют лабораторную работу. Результаты заносят в таблицу. (см.Приложение 2)

5. Вывод: Сегодня мы познакомились с историей открытия индикаторов, узнали какой цвет имеют индикаторы в различных средах, и что цвет некоторых индикаторов зависит от силы электролита.

6. Домашнее задание: Прочитать записи в тетради;

подготовить сообщение: «Растения – индикаторы»



  1. Методическая разработка


Занятие 8. Итоговое занятие. По волнам наших знаний.


Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу «Индикаторы», осуществить контроль за степенью усвоения материала, формировать умение решать качественные задачи , используя знания полученные на элективных курсах.


Методы и приёмы: беседа, викторина, демонстрационный эксперимент.


Форма работы : групповая.


Оборудование и реактивы: пробирки, стаканы, спиртовки, спички, держатели для пробирок, лимон, чай, растворы СМС, зелёнка, фенолфталеин, горячая вода.


Девиз урока: «Наука только тогда благотворна, когда мы её принимаем не только умом , но и сердцем.» Д.И.Менделеев.


План.

        1. Организационный момент.

2. Разминка. На разминке учащиеся отвечают на вопросы викторины

(вопросы даются на первом занятии).

- Какие вещества называются индикаторами?

- Какой учёный впервые получил индикаторные бумажки и использовал их для

химического эксперимента?

- Что означает слово «индикатор»?

- Какие вы знаете растения индикаторы7

- Какие индикаторы используют в химической лаборатории?

- Как изменяется окраска индикаторов в зависимости от среды?

- Что такое водородный показатель? Что он показывает?

- В каких областях человеческой практики необходимы знания о водородном

показателе?

- Что такое гидролиз соли? Где в домашних условиях мы имеем дело с этим

явлением?

- Какие растворы называются буферными? Какое значение они имеют?.

3. Решение качественных задач.

- Демонстрация опыта. В стакан с чаем выдавливаем сок лимона. Наблюдаем

обесцвечивание раствора.

Задание: объясните наблюдаемое явление, где можно применить этот

процесс в бытовых условиях?

Объяснение: отвар чайных листьев является индикатором и в кислой

среде он становится бесцветным. Это явление можно

использовать для выведения пятен от чая.

- Демонстрационный опыт. Реклама стала неотъемлемым атрибутом жизни современного человека. Поэтому важно научиться относиться вдумчиво и критично к рекламной информации. Возьмём обычный стиральный порошок и дорогой, Растворим их в горячей воде и добавим несколько капель обычной медицинской зелёнки. Что наблюдаете? Объясните и ответьте на вопрос: каким порошком можно стирать не защищая рук резиновыми перчатками?

Объяснение: зелёнка является индикатором и в сильно- щелочной среде она обесцвечивается. Дорогой порошок при растворении в воде образует сильно щелочную среду, которая может отрицательно повлиять на состоянии кожи рук , поэтому этот порошок следует использовать для стирки в машинах-автоматах.

Лабораторный опыт. В раствор стирального порошка добавьте несколько капель индикатора фенолфталеина. Что наблюдаете? Закрепите пробирку в держателе и нагрейте. Что происходит с окраской? Объясните наблюдаемые явления и ответьте на вопрос: почему стирают в горячей воде , а полоскать рекомендуют в холодной воде?

Объяснение: В горячей воде порошок растворяется лучше, а следовательно процесс гидролиза идёт с большей скоростью и эффективностью, значит стирка в горячей воде будет более эффективной. В холодной воде мыло растворяется хуже, значит быстрее смывается, поэтому полоскать бельё лучше в холодной воде.

Можно использовать следующие задачи: Объясните цитаты из рекламы «Жевательная резинка «Dirol» с ксилитом и карбамидом защищает ваши зубы с утра до вечера.»

Объяснение: Разрушение зубной эмали можно предотвратить путём нейтрализации молочной кислоты, образующейся в ротовой полости каким либо безопасным для организма веществом. В данном случае эту роль выполняет карбамид ( мочевина), формула, которого (NH2)2CO. Мочевина подвергается гидролизу с образованием гидрата аммиака, который нейтрализует молочную кислоту. (NH2)2 + 2 H2O = 2NH3 .H2O + CO2

В продажу поступает много разновидностей зубной пасты «Blend-a-med» c самыми различными добавками. Одна из них называется « Бленд-а-мед-сода-бикарбонат», и реклама убеждает нас, что эта паста наиболее эффективна для профилактики кариеса. Обоснованно ли это утверждение?

Объяснение: Бикарбонат натрия , входящий в состав пасты гидролизуется, образуя щелочную среду, которая нейтрализует молочную кислоту, таким образом защищает зубы от кариеса.

4.Вывод.Закончились элективные курсы, на которых мы с вами многое узнали, многому научились. Думаю , они помогут вам выбрать профиль обучения в старшем звене, решать проблемы, которые перед нами ставит жизнь и профессиональная деятельность людей, а также помогут в выборе своей дальнейшей профессии.



  1. Мониторинг


Элективный курс «Индикаторы» рассчитан на 8 учебных часов. На первом занятии мы формируем цели и задачи, кратко определяем содержание работы и планируем конечный результат. Определяем темы проектов, исследовательских работ. Решаем, что к концу наших занятий будет необходим анализ работы, при помощи которого мы подведём итог работы курса. В помощь учащимся я предлагаю небольшую анкету.(см. Приложение 5).

По итогам анкетирования можно сказать, что данный элективный курс вызывает большой интерес у учащихся. Об этом говорит тот факт, что число ребят, выбирающих элективный курс по химии с каждым новым учебным годом увеличивается: в 2006-2007у.г. из 56 девятиклассников посещали курсы 16 человек, это составило 30%, в 2007 – 2008 у.г. – из 51 учащегося девятых классов – 20 человек, что составляет 40%, в 2008 – 2009 у. г. – 32 ученика из 64, т. е -50%. При подведении итогов учащиеся делятся впечатлениями, им нравится проводить опыты, искать ответы на вопросы поставленные учителем, выдвигать свои гипотезы и предположения, а потом при помощи эксперимента их доказывать и объяснять. Некоторые жалеют, что мало часов. Удивляются тому, что уроки проходят очень быстро и интересно.

Анкетирование показывает, знания учащихся полученные на этом элективном курсе, помогают им в сдаче экзамена , при решении задач на олимпиадах, возможно пригодятся и при подготовке к ЕГЭ. При подготовке проектов и выполнении исследовательских работ учащиеся учатся общаться друг с другом , отстаивать и доказывать свою точку зрения, наблюдать, быть терпеливыми, работать с дополнительной литературой, писать рефераты, оформлять свои работы, делать сообщения, т.е. выступать перед аудиторией, всё это, по их мнению, поможет им повысить самооценку, успешно учиться в старшем звене, а потом и в другом учебном заведении. Некоторые ребята хотят связать свою дальнейшую деятельность с химией, медициной, технологией пищевых продуктов.

Это мнения учащихся, а я, как учитель, могу сказать, что за последние три года мною выявлены следующие результаты: у обучающихся вырос интерес к предмету, об этом говорит выбор учащимися экзамена по химии, выросли их умственные возможности, они выполняют задания уровня В и С. При подготовке проектов у обучающихся формируются коммуникативные умения и навыки, развивается логическое мышление, развиваются специальные умения: экспериментальные, исследовательские, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Знания детей углубляются при изучении темы «Гидролиз солей», «Водородный показатель», «Реакция среды». Практическая значимость этих тем сказывается на умении учащихся выполнять уровень С на ЕГЭ. Психологически дети готовы сдавать химию за курс 9 класса в форме ЕГЭ.

Положительный результат в обучении химии достигается не только через урочную работу, но и через факультативные и элективные курсы, через проектную деятельность.

^ Проектная деятельность.


С 2004 – 2005 учебного года в нашей школе обучающиеся под руководством учителей предметников создают проекты в рамках научного общества, которое работает в школе с сентября 2006 года.


Темы проектов

Ф. и. ученика, класс

«Металлы, используемые человеком в технике.»

Спиченков Н. 8 класс

« Индикаторы»


Морозова С. 9 класс

« Волокна и моющие средства»


Морозова С. Сучилова А. 10 класс

«История спички»


Фелькер А. 7 класс

«Приготовление и использование раствора гидроксида бария»


Иванов Е. Ельцов Р. 8 класс

«Именные реакции в органической химии»


Кирилова А. 10 класс

«Использование металлов в искусстве»


Кудрявцев А. 9 класс

«Натуральный каучук. История применения»


Судницына Е. 10 класс



Ежегодно в школе, а затем и в районе, проходят олимпиады по предметам, в том числе и по химии. В школьной олимпиаде принимают участия все желающие испытать свои силы, на муниципальную олимпиаду приглашаются победители школьных олимпиад.

^ Результаты школьных олимпиад по химии


Год


класс

Кол- во уч-ся

победители

2005 - 2006

8

30

Дьяконова О. 1 Пиксайкина Е. 1 Безъязыков И. 2 Гусева А. 2 Пестова Д. 3




9

10

Ефимов А. 1 Данилов Р. 2 Морозова С. 3




10

10

Савельева М. 1 Дьяконов А. 2 Логунова А. 3




11

5

Иванов А. 1 Спиченкова А. 2 Савельева Ю. 3

2006 - 2007

8

15

Хохлов В. 1 Суворова Е. 2 Калачёва Д. 3




9

8

Дудченко А. 1 Дьконова О. 2 Шитова М. 3




10

7

Рагузин С. 1 Морозова С. 2 Ефимов А. 3




11

6

Дьяконов А. 1

Логунова А. 2

Савельева М. 3

2007 - 2008

8

25

Кононыхина А. 1

Голубева К. 2

Кудрявцев А. 3




9

10

Дремлева О. 1

Воробьев И. 2

Суворова Е. 3




10

6

Судницина Е. 1

Иванов И. 2

Павлова Ю. 3




11

5

Шилова М. 1

Самохвалова А. 2

Шильников А. 3

2008 - 2009

8

12

Рамазанов А. 1

Анищенко И. 2

Дорохов А. 3




9

9

Павлова А. 1 Кононыхина А. 2

Голубева Е. 3




10

5

Дремлева О. 1

Воробьев И. 2

Румянцев Н. 3




11

3

Судницына Е. 1

Скворцова К. 2

Тимофеева Ю. 3



^ Результаты муниципальных олимпиад по химии.


Год

Ф. И. победителей, класс, место

2005 – 2006

Дудченко А. 9 кл. 2 место, Дьяконов А. 11 кл. 3 место


2007 - 2008

Судницина Е. 10 кл. 2 место, Шилова М. 11 кл. 3 место


2008 - 2009

Павлова А. 9 кл. 2 место, Дремлёва О. 10 кл. победитель, Судницына Е . 11 кл. 2 место.


Примечание

Первые места по числу набранных баллов не присуждались.


Анализируя результаты школьных олимпиад, можно сказать что восьмиклассники самые активные участники этих дел, им интересно, задания для восьмого класса не содержат много трудного материала, т.к. запас знаний у них ещё невелик, и за участие в олимпиаде (если будет выполнено более 50%заданий правильно) я ставлю пятёрки в журнал.

Девятиклассники менее активны, они уже испытали немало трудностей в освоении химии, и олимпиадные задания решают в основном те ученики, которые имеют оценку пять или четыре по предмету.

Старшеклассники уже выбрали предметы, которым они посвятят большую часть своего времени и на олимпиаду по химии приходят те обучающиеся, которые в дальнейшем, выберут химию для сдачи экзамена в ВУЗ.

На муниципальных олимпиадах по химии ученики нашей школы показывают, что запас знаний у них не плохой, по этому, они набирают большее число баллов и занимают ведущие места.


^ Результаты переводных и выпускных экзаменов за последние три года


год

экзамен

Кол-во

уч-ся

Сдали на «5» и «4»

Сдали лучше годовых

Сдали хуже годовых

2006 год


Химия устно

10

10

2




2007 год


Химия устно

7

7

1

1

2008 год


Химия устно

12

11

2

1

2008 год

Химия

ЕГЭ

2

1 (84 балла)




1


Анализируя результаты экзаменов, можно сказать, что число учащихся выбирающих химию в качестве экзамена, примерно во все годы одинаково, экзамен по химии выбирают ученики, которые имеют «хорошо» и «отлично» в процессе изучения предмета и на экзаменах подтверждают свои результаты работы в течении года, но в то же время ,можно увидеть, что некоторые ученики улучшают свои результаты. Многие годы устный экзамен ученики сдавали в традиционной форме – по билетам, ответы были полные, правильные, построенные на знании основных теорий и законов химии, правильным химическим языком. Это показывает понимание материала, умение правильно мыслить и излагать эти мысли в логической последовательности, доказательно и убедительно. При нарушении одного из критериев отметка снижается в соответствии с нормами оценивания.


^ Выпускники школы, которые выбрали профессию, связанную с химией.


Ф. И. выпускника, год выпуска

Учебное заведение

Рюткянен Е. 2004

Санкт – Петербург Технический университет

Счастьева Е. 2004


ТГУ, химический факультет

Нарышкина Е. 2005


г. Москва, МГУПП

Пискунова Ю. 2005

Г. Тверь, Химико – технологический коледж

Спиченкова А. 2005

Г. Тверь, Химико – технологический коледж

Савельева Ю. 20005

Г. Тверь, Химико – технологический коледж

Лебедева А. 2004

Г. Тверь, Химико – технологический коледж

Логунова А. 2006

Г. Санкт – Петербург Медицинская академия им. Мечникова

Арбатская В. 2007

г.Санкт – Петербург, Медицинская Академия им. Мечникова

Шильников А. 2008

г.Санкт – Петербург, Медицинская Академия им. Мечникова

Шилова М. 2008

г. Москва, Тимерязевская СХ Академия

Калашникова Н. 2005

г. Пушкин Институт лёгкой промышленности.



Заключение.

Подводя итог работе можно сказать, предпрофильная подготовка обучающихся имеет очень большое значение. Самое главное - элективные курсы показывают прикладной характер химии, развивают интерес к науке, к исследовательской работе, делают процесс обучения химии более осознанным, совершенствуют экспериментальные умения и навыки.

При подготовке сообщений и докладов обучающиеся узнают много нового интересного, это приводит к расширению их интеллекта. Элективные курсы дают возможность каждому учащемуся самостоятельно выстроить индивидуальную образовательную траекторию.

Думаю, что предъявленная программа может быть интересна учителям химии, и возможно студентам педагогических училищ и вузов. Считаю, что данная программа может быть использована как полностью, так и выборочно.

Основное перспективное направление данной программы – совершенствование системы работы над творческой, исследовательской и экспериментальной деятельностью обучающихся, как в среднем звене , так и в старших классах общеобразовательной школы.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1.

История открытия индикаторов.

Впервые применение индикаторов описал английский учёный Роберт Бойль. Он заметил, что отвары цветов некоторых растений в растворах щелочей и кислот приобретают неодинаковую окраску. В 1667 году, пропитав фильтровальную бумагу отваром тропического лишайника лакмуса и отваром фиалок и васильков, Бойль положил начало применению индикаторной бумаги. Это произошло следующим образом. В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати вошёл садовник. Он принёс корзину с фиалками. Бойль очень любил фиалки. Взяв несколько цветков, понюхал и положил на стол.

Опыт начался. Открыли колбу, из неё повалил едкий пар. Пар быстро расползался по столу. Глаза Бойля оживились, учёный принялся за работу…

Когда же опыт закончился, он случайно взглянул на цветы – они дымились. Чтобы спасти любимые фиалки, Бойль опустил их в сосуд с водой. И – что за чудеса – фиалки, их тёмно – фиолетовые цветы, стали красными. Но это было не сказочное чудо , а чудо химии.

Учёный велел помощнику готовить растворы и опускать в них лепестки фиалок, в некоторых растворах фиалки медленно начинали краснеть, как будто бы подсказывали что-то неизвестное. Таким образом были исследованы многие растения, кора деревьев, лишайники. В отвар лакмусового лишайника он помещает фильтровальную бумагу, высушивает её и использует для определения растворов. Эти «хитрые» бумажки Роберт Бойль назвал ИНДИКАТОРАМИ, что в переводе означает « указатель».

Первые индикаторы были растительного происхождения, Современные индикаторы в основном – продукты химического синтеза: фенолфталеин, метиловый оранжевый , метиловый красный и др.

Индикатор фенолфталеин довольно распространённый индикатор, который в кислой и нейтральной среде бесцветен, а при pH 8,2-9,8 становится малиново-красным (интервал индикаторного перехода [12 pH=-lg[H+], так обычно выражают концентрацию ионов водорода - показатель кислотности раствора. Или, если сказать по-другому, pH=x означает, что концентрация ионов H+ в растворе равна 10-x моль/литр. В нейтральной среде pH=7, в кислой среде pH<7, в щелочной, соответственно, pH>7]), это объясняется тем, что в щелочной среде в результате перераспределения электронной плотности в его молекуле образуется хиноидная структура (хромофор), который и придаёт малиновую окраску соединению.




В сильно щелочной среде (pH ~ 13) фенолфталеин теряет свою окраску и становится опять бесцветным.:





Приложение 3

^ Лабораторная работа №2.


Приготовление индикаторов из растительного сырья.


Цель работы: научиться получать вытяжку из растительного сырья, для

приготовления индикаторв.


Оборудование: фарфоровые ступки и пестики, воронки, фильтровальная бумага

химические стаканы, спиртовки, спички, растительное сырьё,

дистиллированная вода, этиловый спирт, пробирки.


^ Ход работы.


1.Для приготовления растительной вытяжки берут 50 г. растительного сырья, измельчают при помощи пестика в фарфоровой ступке и заливают 200 мл дистиллированной воды. Смесь кипятят в течении 2 минут, охлаждают и фильтруют. Полученный фильтрат разбавляют спиртом в соотношении 2 : 1. Спирт предохраняет полученную вытяжку от порчи.

2. Фильтровальную бумагу пропитать полученной смесью, высушить , нарезать тонкими полосками и использовать в качестве индикаторов.


^ Отчет о работе.


Сырьё для приготовления индикатора

Естественный цвет индикатора

Цвет в кислой среде

Цвет в щелочной среде





































Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы» iconПрограмма элективного курса по химии «Проблема продуктов питания. Пищевые добавки» для учащихся 10-11-х

Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы» iconПрограмма элективного курса «Химия в повседневной жизни»
Элективный курс разработан для учащихся 9 класса, имеющих базовые знания по неорганической химии...
Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы» iconПрограмма предпрофильного курса химия на кухне

Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы» iconРабочая программа предпрофильного курса «Медицинская биология» Пояснительная записка

Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы» iconРабочая учебная программа Элективного курса по биологии «Основы медицинских знаний» (наименование

Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы» iconПрограмма элективного курса в рамках предпрофильной подготовки

Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы» iconПрограмма элективного курса основы медицинских знаний 9 кл

Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы» iconПрограмма элективного курса «Моё призвание медицина?!»

Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы» iconПрограмма элективного курса «Помоги себе и близким»

Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы» iconПрограмма элективного курса «Лаборатория внутри нас»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы