|
Скачать 127.98 Kb.
|
Гатчинский муниципальный район МБОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №3». Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас». (10-11 класс) Руководитель: учитель биологии Захаревич Наталья Эдуардовна. 2012 год. Пояснительная записка. Элективный курс «Лаборатория внутри нас» основан на интеграции предметов биологии и химии и адресован ученикам 10-11 классов. Изучение этих двух фундаментальных естественнонаучных дисциплин базируется на взаимном проникновении и обогащении. Познание химических основ жизни расширит представление старшеклассников о строении и функционировании биологических систем и поможет сделать первый шаг на пути к овладению в будущем многими нужными профессиями. Биологическая химия необходима врачу и ветеринару, генетику и биотехнологу, агроному и животноводу, экологу, педагогу и многим другим учёным и специалистам. На занятиях элективного курса последовательно освещаются особенности строения, свойства и функции важнейших групп химических соединений, входящих в состав живого. Проверить знания и глубину понимания пройденного материала помогут вопросы и тестовые задания, проводимые в конце каждой темы. Ответы на поставленные вопросы потребуют от учеников не простого воспроизведения прочитанного, а творческой переработки полученной информации, её обобщения для закрепления полученных знаний. Изучение теоретического материала дополняют практические занятия. Они позволяют овладеть методами исследования химических свойств биоорганических соединений, а также ближе ознакомиться с их ролью в функционировании организмов. Всё это, несомненно, будет способствовать формированию целостного представления о химических основах жизни и обогатит естественнонаучное мировоззрение старшеклассников. Многие практические работы могут служить основой для исследовательской (проектной) деятельности учеников. Изучение материалов элективного курса помогут выпускникам подготовиться к сдаче ЕГЭ. Данный элективный курс составлен по книге Шапиро Я.С. «Биологическая химия: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений». Курс рассчитан на проведение 1 часа в неделю. Всего 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе. Основные цели курса: • расширить и углубить знания учащихся о роли химических элементов и их соединений в жизнедеятельности организма. • развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию биологии и химии; • развить личность учащегося. Задачи: • предоставить учащимся возможность реализовать интерес к биохимии и применить знания о веществах в повседневной жизни; • совершенствовать экспериментальные умения; • развить познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания; • учить четко и грамотно выражать свои мысли и устанавливать межпредметные связи; • расширить кругозор учащихся; • развить общеучебные умения учащихся: умения работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы; • развить самостоятельность и творчество. • влияние нарушений обмена микроэлементов в организме человека на протекание различных заболеваний. уметь: Ожидаемый результат изучения курса. В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать: • содержание понятий: «биогенные элементы», «элементы-органогены», «макро-, микроэлементы», «гетерополисахариды», «ферменты», «витамины», «гормоны», «антибиотики», «пищевые аттрактанты», «феромоны», «алкалоиды», «фитонциды», «интерфероны», «иммуноглобулины»; • состав и свойства химических веществ, входящих в организм человека; • биологическую роль элементов - органогенов; • биологическую роль элементов - неметаллов и элементов - металлов; • физиологическую и патологическую роль некоторых элементов в организме; • ферментативные средства защиты организма; • гормоны животных, растений, грибов и человека; • антибиотические природные соединения; • аттрактанты и феромоны; • свойства и функции воды в организмах; • проводить микрохимический анализ с помощью качественных реакций; • соблюдать правила безопасности при обращении с веществами; • составлять отчет о проделанном эксперименте; • применять вещества по назначению; • выполнять тестовые задания; • развивать собственную инициативу и познавательную активность при решении различных вопросов и проблем в биологии и химии. Содержание элективного курса. Раздел №1. Химические элементы в биологических системах (5 часов). Химические элементы, составляющие основу живой материи - биогенные или органогенные. Основные свойства и значение важнейших биогенных элементов: углерода, водорода, кислорода, азота, фосфора, серы Содержание и значение элементов – неметаллов и их биологическая роль. Концентрация и основное значение биогенных элементов - металлов. Наиболее известные соединения железа, цинка, магния. Роль кальция, натрия, калия и марганца в жизни живых организмов. Основные заболевания, связанные с минеральным голоданием растений. Заболевания человека возникающие при нарушении минерального питания. Раздел №2. Биоорганические соединения (23 часа). Общая характеристика, история открытия и изучения углеводов. Строение, свойства и классификация углеводов. Моносахариды и их производные. Высокомолекулярные полисахариды. Гомополисахариды. Гетерополисахариды. Функции и обмен углеводов. Общая характеристика и элементарный состав белков. Аминокислоты – структурные элементы белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Структура белковой молекулы. Денатурация белка. Функции белков. Структура нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот. Нуклеотиды и их производные. Строение и классификация липидов. Простые липиды. Сложные липиды. Общая характеристика ферментов. Номенклатура и классификация ферментов. Оксидоредуценты. Трасферазы. Гидролазы. Изомеразы. Синтетазы. Получение и использование ферментов. История открытия и изучения витаминов. Витамины, входящие в состав ферментов. Основные физиологические группы витаминов. Суточная потребность человека в важнейших витаминах. Гормоны высших животных и человека. Стероидные гормоны, пептидные гормоны. Применение гормонов. Гормональные лекарственные препараты. Гормоны растений и грибов. Антибиотики. Грибные и бактериальные токсины. Растительные яды. Алкалоиды. Гликозиды. Фитонциды. Антибиотические соединения животных и человека. Лизоцим. Интерфероны. Иммуноглобулины. Пищевые аттрактанты. Феромоны. Синтетические половые феромоны насекомых и их применение. Раздел №3 Вода и её роль в биологических системах (3часа). Вода в биосфере. Взаимосвязь двух водных систем – внутренней среды организмов и Мирового океана. Вода в жизни грибов и растений. Вода в жизни животных и человека. Физико – химические свойства воды. Функции воды в клетке. Роль воды в повреждении клетки. Выделение воды. Тематический план элективного курса.
Система контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. В начале элективного курса учащиеся выбирают тему своей творческой научно - исследовательской работы. Каждая тема элективного курса заканчивается итоговым тестом. В каждой теме учащиеся готовят рефераты или презентации, по желанию. В темах: 3, 4, 5, 8, 9, 10, и 11 проводятся лабораторные работы. Тестовые и лабораторные работы, презентации и рефераты оцениваются по пятибалльной системе. На итоговом занятии проводиться защита проектных научно – исследовательских работ. Лучшие проектные работы учеников участвуют в традиционной общешкольной конференции «Пытливости нашей нет конца». Литература для учителя Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии. Химия в школе, 2002, № 9, с. 73–76. Бондарчук М.М. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах Волгоград: Учитель, 2008 Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. Зайцев С.Ю. Биохимия животных Москва, «Лань» 2006 Кольман Я. Наглядная биохимия Москва «Мир» 2000 Красильникова Л.А. Биохимия растений Ростов-наДону: Торсинг, Феникс, Торговый дом, 2004 Ледовская Е.М. Металлы в организме человека. Химия в школе, 2005, № 3, с. 44–47. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981. Мансурова С.Е. Практикум по общей биологии. М.: Владос 2006 Шапиро Я.С. Биологическая химия 10-11 классы, Москва, Издательский центр «Ветана-Граф» 2010 Шапиро Я.С. Микроорганизмы Санкт-Петербург издательство «ЭЛБИ-СПб» 2003 Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. Химия в школе, 2004, № 9, с. 61–65. Литература для учащихся Аверина А.В., Снегирева А.Л. Лабораторный практикум по органической химии. М.: Высшая школа,1999 Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. М.: Дрофа, 2005. Захаров В.Б. Общая биология. 10 касс. Москва. Дрофа 2010 Галактионов С.Г. Биологически активные соединения. М.: Молодая гвардия, 1988 Комаров О.С., Терентьев А.А. Химия белка. М.: Просвещение, 1984 Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002, Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984 Эткинс П. Молекулы. М.: Мир, 1991 |