Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас» icon

Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас»





Скачать 127.98 Kb.
Название Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас»
Дата 07.04.2013
Размер 127.98 Kb.
Тип Программа
Гатчинский муниципальный район

МБОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №3».


Программа элективного курса

«Лаборатория внутри нас».

(10-11 класс)


Руководитель: учитель биологии

Захаревич Наталья Эдуардовна.


2012 год.


Пояснительная записка.


Элективный курс «Лаборатория внутри нас» основан на интеграции предметов биологии и химии и адресован ученикам 10-11 классов. Изучение этих двух фундаментальных естественнонаучных дисциплин базируется на взаимном проникновении и обогащении. Познание химических основ жизни расширит представление старшеклассников о строении и функционировании биологических систем и поможет сделать первый шаг на пути к овладению в будущем многими нужными профессиями. Биологическая химия необходима врачу и ветеринару, генетику и биотехнологу, агроному и животноводу, экологу, педагогу и многим другим учёным и специалистам.

На занятиях элективного курса последовательно освещаются особенности строения, свойства и функции важнейших групп химических соединений, входящих в состав живого.

Проверить знания и глубину понимания пройденного материала помогут вопросы и тестовые задания, проводимые в конце каждой темы. Ответы на поставленные вопросы потребуют от учеников не простого воспроизведения прочитанного, а творческой переработки полученной информации, её обобщения для закрепления полученных знаний.

Изучение теоретического материала дополняют практические занятия. Они позволяют овладеть методами исследования химических свойств биоорганических соединений, а также ближе ознакомиться с их ролью в функционировании организмов. Всё это, несомненно, будет способствовать формированию целостного представления о химических основах жизни и обогатит естественнонаучное мировоззрение старшеклассников.

Многие практические работы могут служить основой для исследовательской (проектной) деятельности учеников. Изучение материалов элективного курса помогут выпускникам подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Данный элективный курс составлен по книге Шапиро Я.С.

«Биологическая химия: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений».

Курс рассчитан на проведение 1 часа в неделю. Всего 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе.


Основные цели курса:


• расширить и углубить знания учащихся о роли химических элементов и их соединений в жизнедеятельности организма.

• развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию биологии и химии;

• развить личность учащегося.


Задачи:


• предоставить учащимся возможность реализовать интерес к биохимии и применить знания о веществах в повседневной жизни;

• совершенствовать экспериментальные умения;

• развить познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания;

• учить четко и грамотно выражать свои мысли и устанавливать межпредметные связи;

• расширить кругозор учащихся;

• развить общеучебные умения учащихся: умения работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;

• развить самостоятельность и творчество.


• влияние нарушений обмена микроэлементов в организме человека на протекание различных заболеваний.


уметь:


Ожидаемый результат изучения курса.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны

знать:

• содержание понятий: «биогенные элементы», «элементы-органогены», «макро-, микроэлементы», «гетерополисахариды», «ферменты», «витамины», «гормоны», «антибиотики», «пищевые аттрактанты», «феромоны», «алкалоиды», «фитонциды», «интерфероны», «иммуноглобулины»;

• состав и свойства химических веществ, входящих в организм человека;

• биологическую роль элементов - органогенов;

• биологическую роль элементов - неметаллов и элементов - металлов;

• физиологическую и патологическую роль некоторых элементов в организме;

• ферментативные средства защиты организма;

• гормоны животных, растений, грибов и человека;

• антибиотические природные соединения;

• аттрактанты и феромоны;

• свойства и функции воды в организмах;
• проводить микрохимический анализ с помощью качественных реакций;

• соблюдать правила безопасности при обращении с веществами;

• составлять отчет о проделанном эксперименте;

• применять вещества по назначению;

• выполнять тестовые задания;

• развивать собственную инициативу и познавательную активность при решении различных вопросов и проблем в биологии и химии.

Содержание элективного курса.


Раздел №1. Химические элементы в биологических системах (5 часов).

Химические элементы, составляющие основу живой материи - биогенные или органогенные. Основные свойства и значение важнейших биогенных элементов: углерода, водорода, кислорода, азота, фосфора, серы

Содержание и значение элементов – неметаллов и их биологическая роль.

Концентрация и основное значение биогенных элементов - металлов. Наиболее известные соединения железа, цинка, магния. Роль кальция, натрия, калия и марганца в жизни живых организмов. Основные заболевания, связанные с минеральным голоданием растений. Заболевания человека возникающие при нарушении минерального питания.


Раздел №2. Биоорганические соединения (23 часа).

Общая характеристика, история открытия и изучения углеводов. Строение, свойства и классификация углеводов. Моносахариды и их производные. Высокомолекулярные полисахариды. Гомополисахариды. Гетерополисахариды. Функции и обмен углеводов.

Общая характеристика и элементарный состав белков. Аминокислоты – структурные элементы белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Структура белковой молекулы. Денатурация белка. Функции белков.

Структура нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот. Нуклеотиды и их производные.

Строение и классификация липидов. Простые липиды. Сложные липиды.

Общая характеристика ферментов. Номенклатура и классификация ферментов. Оксидоредуценты. Трасферазы. Гидролазы. Изомеразы. Синтетазы. Получение и использование ферментов.

История открытия и изучения витаминов. Витамины, входящие в состав ферментов. Основные физиологические группы витаминов. Суточная потребность человека в важнейших витаминах.

Гормоны высших животных и человека. Стероидные гормоны, пептидные гормоны. Применение гормонов. Гормональные лекарственные препараты. Гормоны растений и грибов.

Антибиотики. Грибные и бактериальные токсины. Растительные яды. Алкалоиды. Гликозиды. Фитонциды. Антибиотические соединения животных и человека. Лизоцим. Интерфероны. Иммуноглобулины.

Пищевые аттрактанты. Феромоны. Синтетические половые феромоны насекомых и их применение.


Раздел №3 Вода и её роль в биологических системах (3часа).

Вода в биосфере. Взаимосвязь двух водных систем – внутренней среды организмов и Мирового океана. Вода в жизни грибов и растений. Вода в жизни животных и человека. Физико – химические свойства воды. Функции воды в клетке. Роль воды в повреждении клетки. Выделение воды.


Тематический план элективного курса.

Дата

№ п/п

Название темы урока и его основное содержание


Количество часов

Виды деятельности

Раздел №1 Химические элементы в биологических системах




1

Важнейшие биогенные элементы-неметаллы. Углерод. Кислород. Азот. Водород. Фосфор. Сера.

1

Лекция. Выбор тем исследовательских работ. Рефераты по теме.




2

Другие биогенные элементы-неметаллы. Селен. Бор. Кремний. Фтор. Хлор. Бром. Йод.

1

Лекция. Рефераты по теме.




3


4


5

Биогенные элементы-металлы. Железо. Медь. Цинк. Магний. Кальций. Марганец. Калий. Натрий. Молибден. Кобальт. Ванадий. Хром. Никель. Литий.

Лабораторная работа «Микрохимический анализ золы растений».

Тестовые задания по теме.

3

Лекция. Рефераты по теме. Создание презентаций. Выполнение тестов. Отчёт по лабораторной работе.

Раздел №2 Биоорганические соединения.




6


7


8


9


10

Углеводы. общая характеристика, история открытия и изучения углеводов. Строение, свойства, классификация углеводов. Функции и обмен углеводов.

Лабораторная работа «Защитное действие сахарозы на цитоплазму клетки».

Лабораторная работа «Защитное действие сахарозы на белки клетки при отрицательных температурах».

Лабораторная работа «Микрохимическое обнаружение крахмала в клетках»

Тестовые задания по теме.

4

Лекция. Рефераты по теме. Создание презентаций. Выполнение тестов. Отчёты по лабораторным работам.




11


12


13

14

Белки и аминокислоты. Общая характеристика и элементарный состав белков. Структура белковой молекулы. Функции белков.

Лабораторная работа «Цветные качественные реакции на аминокислоты и белки».

Лабораторная работа «Щелочной гидролиз белка».

Тестовые задания по теме.

4

Лекция. Рефераты по теме. Создание презентаций. Выполнение тестов. Отчёты по лабораторным работам




15


16

Нуклеиновые кислоты. Структура нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот. Нуклеотиды и их производные.

Тестовые задания по теме

2

Лекция. Рефераты по теме. Создание презентаций. Выполнение тестов




17

Липиды. Строение и классификация липидов. Простые липиды. Сложные липиды.

1

Лекция. Рефераты по теме. Создание презентаций




18


19


20

Ферменты. Общая характеристика. ферментов. Номенклатура и классификация ферментов. Получение и использование ферментов.

Лабораторная работа «Фермент дегидрогеназа дрожжей».

Лабораторная работа «Фермент сахароза дрожжей».

3

Лекция. Рефераты по теме. Создание презентаций. Выполнение лабораторных работ.




21


22


23

Витамины. История открытия и изучения витаминов. Функции и получение витаминов.

Лабораторная работа «Определение аскорбиновой кислоты (витамина С)».

Тестовые задания по теме.

3

Лекция. Рефераты по теме. Создание презентаций. Выполнение лабораторной работы. Выполнение тестов.




24


25

Гормоны. Гормоны высших животных и человека. Гормоны растений. Гормоны грибов.

Лабораторная работа «Качественные реакции на гормон инсулин».

2

Лекция. Рефераты по теме. Создание презентаций. Выполнение лабораторной работы




26


27

Антибиотические природные соединения. Антибиотики и токсины грибов и бактерий. Антибиотические соединения растений, животных и человека.

Лабораторная работа «Влияние фитонцидов на растения».

2

Лекция. Рефераты по теме. Создание презентаций. Выполнение лабораторной работы




28

29

Аттрактанты и феромоны. Пищевые аттрактанты.

Тестовые задания по теме.

2

Лекция. Рефераты по теме. Создание презентаций. Выполнение тестов.

Раздел №3 Вода и её роль в биологических системах.




30

Вода в биосфере. Вода в жизни грибов, растений, животных и человека.

1

Лекция. Рефераты по теме. Создание презентаций




31


32

Свойства и функции воды в организмах. Физико-химические свойства воды. Вода в клетке. Вода в организме.

Тестовые задания по теме.

2

Лекция. Рефераты по теме. Создание презентаций. Выполнение тестов




33,34

Итоговое занятие. Защита проектных работ.

3

Презентации исследовательских работ. Самооценка.



Система контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.


В начале элективного курса учащиеся выбирают тему своей творческой научно - исследовательской работы.

Каждая тема элективного курса заканчивается итоговым тестом.

В каждой теме учащиеся готовят рефераты или презентации, по желанию.

В темах: 3, 4, 5, 8, 9, 10, и 11 проводятся лабораторные работы.

Тестовые и лабораторные работы, презентации и рефераты оцениваются по пятибалльной системе.

На итоговом занятии проводиться защита проектных научно – исследовательских работ.

Лучшие проектные работы учеников участвуют в традиционной общешкольной конференции «Пытливости нашей нет конца».


Литература  для  учителя

Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии. Химия в школе, 2002, № 9, с. 73–76.

Бондарчук М.М. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах Волгоград: Учитель, 2008

Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Зайцев С.Ю. Биохимия животных Москва, «Лань» 2006

Кольман Я. Наглядная биохимия Москва «Мир» 2000

Красильникова Л.А. Биохимия растений Ростов-наДону: Торсинг, Феникс, Торговый дом, 2004

Ледовская Е.М. Металлы в организме человека. Химия в школе, 2005, № 3, с. 44–47.

Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.

Мансурова С.Е. Практикум по общей биологии. М.: Владос 2006

Шапиро Я.С. Биологическая химия 10-11 классы, Москва, Издательский центр «Ветана-Граф» 2010

Шапиро Я.С. Микроорганизмы Санкт-Петербург издательство «ЭЛБИ-СПб» 2003

Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. Химия в школе, 2004, № 9, с. 61–65.

Литература  для  учащихся

Аверина А.В., Снегирева А.Л. Лабораторный практикум по органической химии. М.: Высшая школа,1999

Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. М.: Дрофа, 2005.

Захаров В.Б. Общая биология. 10 касс. Москва. Дрофа 2010

Галактионов С.Г. Биологически активные соединения. М.: Молодая гвардия, 1988

Комаров О.С., Терентьев А.А. Химия белка. М.: Просвещение, 1984

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002,

Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984

Эткинс П. Молекулы. М.: Мир, 1991


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас» icon Рабочая учебная программа Элективного курса по биологии «Основы медицинских знаний» (наименование

Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас» icon Программа элективного курса «Моё призвание медицина?!»

Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас» icon Программа предпрофильного элективного курса по химии «индикаторы»

Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас» icon Программа элективного курса в рамках предпрофильной подготовки

Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас» icon Программа элективного курса основы медицинских знаний 9 кл

Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас» icon Программа элективного курса «Помоги себе и близким»

Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас» icon Программа элективного курса по пропаганде здорового образа жизни

Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас» icon Программа элективного курса «Игра в гены». Пояснительная записка

Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас» icon Программа элективного курса для 9 классов Составитель: учитель биологии

Программа элективного курса «Лаборатория внутри нас» icon Программа элективного курса для учащихся 4 -7 классов «Юный медик»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы