Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка icon

Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка





Скачать 140.21 Kb.
Название Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка
Дата 28.03.2013
Размер 140.21 Kb.
Тип Документы
Наука – школе


Резниченко И.М.,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры коррекционной

педагогики и психологии

ОГАОУ ДПО (повышения квалификации)

специалистов «Белгородский институт

повышения квалификации и

профессиональной переподготовки

специалистов» (г. Белгород)


Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка


Наши дети живут не только в новом веке, но и в новых информационных, социальных и природных условиях.

Здоровье Человека – это состояние его полного физического, духовного и социального благополучия. Однако в последние годы здоровье детей резко ухудшилось. Экологическое состояние внешней среды не улучшается. Социальная нестабильность приводит к неуверенности в себе, и потому повышенная тревожность и агрессивность в среде детей носит массовый характер. По данным статистики не более 10 % учащихся практически здоровы.

Клиника психологических исследований отклоняющегося развития и современного состояния мозговой организации детей позволяет утверждать, что за последнее десятилетие наблюдается резкая перестройка церебральных (мозговых) механизмов. Психическое развитие значительного количества детей в настоящее время протекает на фоне функционально-дефицитарного или искаженного формирования подкорково-корково и межполушарного онтогенеза.

У более 70% детей на первый план выступает препатологическое состояние наиболее рано созревающих – подкорковых систем головного мозга, которые в основном, формируются внутриутробно, определяют течение пренатального периода и закладывают основу для всего последующего онтогенеза.

Этот факт обозначен (Семенович А.В., 1995 г.) как дрейф популяционного нейропсихологического синдрома отклоняющегося развития.

Внутриутробное развитие и первые годы жизни ребенка протекают под приоритетным контролем подкорковых образований в силу их опережающего созревания.

Психологическое развитие человека формируется под влиянием нейропсихосоматических процессов, включающих аспекты созревания и формирования собственной мозговой организации, а также врожденные и приобретенные компоненты.

Нейробиологическая предуготованность и морфофункциональная зрелость той или иной мозговой структуры должна:

  1. Опережать развитие конкретного психологического фактора (коммуникативные и поисковые инстинкты, болевая чувствительность, тактильно-кинестетические способности, речевое звукоразличение и артикуляция, графические способности, пространственные представления и т.д..

  2. Быть востребованной извне внешним фактором и изнутри - организмом ребенка;

  3. По мере созревания более высокоогранизованных церебральных систем пройти период отступления на второй план (оттормаживания) первично созданных мозговых структур;

  4. Создать предпосылки для возникновения и наращивания новых степеней свободы межсистемных иерархически построенных церебральных интеграций за счет сворачивания отторможенных, свернутых нейропсихологических образований.

Так поэтапно и последовательно происходит обеспечение мозговой адаптации ребенка к тем запросам, которые ему предъявляются в процессе развития.

Искажение или отклонение, поломка в любом месте этой единой системы приводит к ее деформации и проявляется в психосоматической дизадаптации ребенка (плохая успеваемость, расторможенность, невозможность усвоить и запомнить материал).

До 1991 года подавляющее число детей демонстрировали синдром отклоняющегося развития, ядром которого являлось функциональная недостаточность наиболее поздносозревающих мозговых структур: височных и лобных отделов левого полушария мозга, отвечающего за логику, речь, целеполагание и рациональное восприятие мира.

В 1992 г. произошел резкий скачек, который связан с детьми, родившимися в 1984-86 гг. примерно в 70-80% случаев был зафиксирован функциональный дефицит наиболее рано (еще внутриутробно) созревающих стволовых образований мозга и базальных ядер и дизонтогенез стволовых систем мозга.

С этого времени прогрессирующе возросло число детей с отклонениями в психическом развитии.

Объективный статус этих детей характеризуется накоплением дизэмбриогенетических (то есть, обусловленных внутриутробными проблемами) и неврологических стигм, знаков.

Эти патофеномены включают: лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, неправильный рост зубов, обилие пигментных пятен и ангиом, дисплазии, глазодвигательные дисфункции; вегетативные дисфункции сочетаются с явлениями дизонтогенеза ритмики мозга.

Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы в работе с детьми, которые эффективно действовали, во многих случаях перестали приносить положительные результаты. Все чаще имеют место парадоксальные реакции на валидные, еще недавно, методы воздействия. Например, повышение гиперактивности детей на традиционные успокоительные препараты.

Становится очевидным, что в нынешней детской популяции актуализируется механизмы (дезонтогенетические), формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.

И клиницисты, и психологи, и родители констатируют накопление у современных детей целого ряда патофеноменов:

- обилие сосудистых и мышечных дистоний; синкинезий; соединительно-тканных дисфункций проблем с позвоночником,

- гипертонус почти у всех (выражается в патологических ригидных телесных установках);

- резкое возрастание патологической леворукости;

- снижение порогов возбудимости мозга; незрелость корковой ритмики;

- изменение или искажение (чаще понижение) порогов чувствительности (например, болевой или слуховой), именно потому они кричат, не умеют спокойно разговаривать и слушают музыку на немыслимой громкости и частотах;

- практически 90 % встречается гипертензионный синдром и вегетососудистая дистания от стертых до крайне грубых форм;

- гиперактивность и дефицит внимания; невротические реакции, логопатия;

- заметный скачек агрессивности и токсикомании;

- снижение иммунных механизмов; дисбактериозы,

- разнообразные расстройства желудочно-кишечного тракта, эндокринных, мочеполовых, сердечнососудистых систем.

Практически – 100% встречаемость остеопатий, особенно в шейных отделах позвоночника; дефицита блуждающего нерва. Недостаточность шейных отделов позвоночника приводят к проблемам мозгового кровообращения, и в первую очередь, венозного оттока, что приводит к быстрой утомляемости и повышенной возбудимости. Недостаточность стволовых (прежде всего гипоталамо-диэнцефальных) образований приводит к дизонтогенезу парной работы головного мозга.

А в целом, наблюдается эмоционально-личностная и когнитивная неготовность к обучению и адекватному взаимодействию с окружающими.

В связи с этим заметно увеличилось количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных и консультационных центров.

Перечисленные выше феномены, казалось бы, не связаны друг с другом. Однако в основе их лежат универсальные нейробиологические и социокультурные механизмы развития.

Корни дизгенетического синдрома – в раннем пре или перинатальном периоде развития ребенка. Именно эти дети демонстрируют наиболее грубые патофеномены в поведении и обучении: при овладении чтением, письмом, математическими знаниями и т.д. Это обстоятельство объясняется, если учесть центральную роль ствовловых образований мозга в становлении специализации (латерализации) мозговых полушарий и их парного взаимодействия.

Формирование мозговой организации психических процессов идет снизу – вверх (от ствола и других подкорковых структур к коре головного мозга), справо-налево (от правого полушария к левому), слева-вниз (от передних отделов левого полушария к подкорковым образованиям).

Иерархия и этапы формирования взаимодействия полушарий так же жестко детерминированы онтогенезом комиссур мозга от стволового уровня к мозолистому телу. Дизгенетический синдром имеет следующую иерархию: дисфункция стволовых образований (1) предопределяет функциональную несформированность правого полушария (2) закономерно нарастает дизонтогенез межполушарных взаимодействий (3) и соответственно, функциональная несформированность левого полушария (4). К 9-11 годам процесс закономерно нарастает и проявляется недостаточность влияний от передних отделов левого полушария к подкорковым образованиям (5).

Первый тревожный звонок раздается в 3-4 года, в связи с очевидным отставанием в психоречевого развития. Затем, к 5-8 годам тревога нарастает по поводу явной неготовности ребенка к соблюдениям норм обучения вообще. Учителя и родные констатируют у ребенка «странности» мышления и общения, страхи и расторможенность.

В двигательной сфере у этих детей наблюдаются грубые дефекты сенсомоторных координаций (руки-ноги, глаза-язык-рука) с обилием вычурных поз.

Наиболее пагубным образом эти нарушения отражаются на формировании самых значимых для развития человека систем – лобных долей мозга. Работа именно этих зон мозга управляет произвольной регуляцией (программирование, целеполагание и контроль над протеканием собственного поведения), процессами мышления и самостоятельными речевым высказываниями.

Несформированность лобных систем проявляется к 7-9 годам, достигая апогея к подростковому возрасту. Тогда становится понятно, что ребенок не в состоянии ни спрогнозировать, свое поведение (особенно, его конечный результат), ни объяснить себе и окружению, зачем он поступил так или иначе, ни оттормозить нежелательные порывы.

Психологическое развитие человека является динамическим и иерархически организованным системным энергоинформационным процессом. Он реализуется в единстве мозговых, психических и соматических составляющих человека.

В развитии ребенка судьбоносную роль играет зона ближайшего развития (ЗБР) – т.е. «востребованность извне». В идеале или норме эта ЗБР должна иметь достаточно жесткий, структуированный, системно-организованный характер и строгие определенные временные периоды. Это означает, что в каждый из периодов младенчества и детства необходимы свои развивающие и формирующие познавательную сферу программы. «Своевременность решает все!» – гласит эволюционный закон.

Грамотный запрос от социума и внешнего мира превращает потенциальные ресурсы детского организма в актуальные.

Однако сейчас имеет место обратный процесс, ярко проявляющий себя на ранних этапах онтогенеза: состояние нервной системы ребенка подвергается мощной атаке внешней информации – начиная с организма матери во внутриутробный период (бесконечные обследования, УЗИ, «сохранения») и далее зависит от воздействия ближайшего окружения на младенца.

Нейропсихологическое развитие в детском возрасте имеет энергоинформационную природу и формируется под воздействием информации, которая в свою очередь имеет качественное и количественное содержание. Первичные, базовые импринты (запечатления) ребенок получает в раннем младенчестве в виде так называемых контуров головного мозга. Желанный ребенок, заботливые родители, граммотное физическое и речевое развитие малыша – все эти предпосылки создают благоприятные условия для формирования и активного функционирования мозга ребенка.

В этой связи необходимо учитывать, что энергоинформационные коммуникации обеспечиваются: нервной системой, соединительной тканью (кости, сухожилия, кровь, лимфа, кожа и т.д.) и, конечно, биоэнергетическими каналами и меридианами. Эти информационные магистрали находятся в неразрывном постоянном взаимодействии, что и является базой для формирования многоуровневых ступеней и механизмов оптимальной адаптации ребенка к лавине внутренней и внешней информации.

Их объединяющая роль в координальных уровнях связей определяется тем, что они действительно всепроникающие, они единственные, что реально пронизывают, охватывают без каких-либо зазоров всего человека «от макушки до пят» единой сетью. Центральным «административным» узлом (или «центром управления») этих многогранных, интимных контактов является мозг.

Хочется подчеркнуть важность соединительной ткани в энергоинформационном взаимодействии. Соединительная ткань человека представлена практически всеми состояниями (жидкость, кристалл, гель и т.д.), которые ассоциируются с процессами жизни вообще. Именно соединительная ткань первой реагирует на тот или иной внешний удар, и первая передает информацию внутренним органам и системам.

Таким «ударом» для соединительной ткани могут быть неблагоприятное течение родов, родовая травма, первые месяцы после рождения и возраст приблизительно до 6 лет, когда продолжает активно формироваться лимбическая система мозга, отвечающая за развитие эмоционально-чувственной сферы человека. Эмоциональная травма может быть нанесена посредством зрительного, слухового или тактильного анализаторов. Впоследствии психосоматические проблемы уже накладываются одна на другую, усугубляясь последующими в жизни ушибами, ударами, сотрясениями, падениями и т. д.

К счастью, соединительная ткань – это частично самовосстанавливающая, самоорганизующая и очищающая система. Она контролирует и координирует в силу своих функций (транспортных, опорно-механических, трофических, защитных, метаболических) и пространственной организации работу всех остальных тканей, их рост и развитие.

В данном контексте важно знать, что центральная регуляция всех функций соединительной ткани обеспечивается, прежде всего, стволовыми системами мозга и в первую очередь гипотоламо-диэнцефальными системами. Гипотоламо-диэнцефальные структуры мозга держат в определенной функциональной зависимости выше и нижележащие уровни нервной, нейроэндокринной, соматовегетативной регуляции.

Эти структуры помогают в адаптации ритмологических, биофизикохимических, нейрогуморальных и иных, в целом – адаптогенных систем организма.

Многолетние наблюдения и исследования в ИНХ РАМН им Н.Н. Бурденко был описан и изучен «дизгенетический синдром» (Семенович, Архипов, Исаева 2005г.). Исследования позволяют утверждать, что в современной детской популяции имеет место накопление дисфункций – первопричиной которой может быть накопление в роду (родовых программ) критической массы сосудистых, эндокринных заболеваний и соединительнотканных дисфункций. Это может проявиться как межсистемный дисбаланс.

Например, страхи у детей с почечной недостаточностью, возникающие, очевидно, как следствие нарушений в альянсе почки-надпочечники - гипотоламо-гипофизарные отделы мозга.

Мозговая организация любого психического процесса обеспечивается пространственно-временным взаимодействием подкорково-корковых и межполушарных функциональных взаимодействий. Становление этих систем происходит при очевидной роли субкортикальных образований, участвующих в актуализации глобальных аспектов жизнедеятельности человека.

Подкорковые, наиболее рано созревающие системы формируют и инициируют онтогенез мозгового обеспечения всех соматических, когнитивных, эмоционально-потребностных процессов в их взаимодействии: именно как психологических. Здесь закладывается каркас, определяющий будущий статус и иерархию регуляторных уровней поведения человека. Их сонастроенность, сбалансированный ансамбль в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней информации.

Нейробиологическая зрелость определенных подкорковых, комиссуральных и корковых комплексов, их межсистемных динамических связей обеспечивает возможность адаптации ребенка к тем требованиям, которые предъявляются ему в процессе развития. В первую очередь, социального развития, поскольку в условиях изоляции эти церебральные механизмы искажаются и нарушаются вплоть до полной деградации (функциональной, а затем и нейробиологической вообще).

В многогранных контактах с окружающим миром исходные врожденные способности становятся активными и плодотворными. В отсутствии обогащенного опыта, постоянства и стереотипности (многократного повторения) психологический потенциал, которым одарила ребенка природа, так и останется потенциалом, а затем и вовсе сойдет на «нет», атрофируется.

Социальная депривация в раннем детстве приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. В первые 6 месяцев имеет место когнитивное отставание (познавание на уровне ощущений), а во вторые полгода происходит искажение и недоразвитие системы восприятия окружающего мира.

Самыми уязвимыми оказываются наиболее молодые мозговые системы: искажения взаимодействия мозолистого тела и лобно-височных отделов левого полушария. Это, как правило, закономерно сочетается с гиперфункцией, растормаживанием более старых систем, обеспечиваемых правым полушарием и субкортикальными отделами мозга. Не менее важна морфофункциональная готовность мозга, необходимая для адекватного и своевременного решения задач, предлагаемых ребенку социумом.

Перенасыщенность окружающей среды или опережение в развитии может так же пагубно сказаться на функциональном цереброгенезе, как сенсомоторное недоразвитие или информационно-коммуникативное оскудение внешних воздействий.

Вся эта система реализуется через жесткие, врожденные, генетически заданные параметры нейропсихосоматической актуализации человека, проявляясь в фундаментальных паттернах его развития. Понятие «паттерн» означает консолидацию, модель взаимоотношений внутри любого процесса (развитие, болезнь, мышление и т.п.).

Таким образом, программы развития человека не является набором случайных новообразований. В программе развития уже заложены онтогенетические механизмы с момента зачатия. В целом человек формируется в совокупности врожденных механизмов поведения в соединении с спонтанным и направленным обучением.

Психические функции, мозг, периферическая нервная системы, нейроэндокринная система созревают не одновременно, а асинхронно и гетерохронно. Одни практически готовы к включению в активную деятельность к моменту рождения ребенка и адаптации к новым условия существования. Другие полноценны лишь к 8-9 годам, а то и позже.

Подкорковые структуры мозга созревают по преимуществу еще внутриутробно и завершают свое развитие в течение первого года жизни ребенка. А корковые (префронтальные, лобные) лишь к 12-15 годам. Правое полушарие демонстрирует свою зрелость уже к 5 годам, а левое (в частности его речевые зоны) – только к 8-12. Так же растянуто созревание главной структуры, связывающей правое и левое полушария – мозолистое тело.

Необходимо, чтобы сформировались две главные «несущие оси» – подкорково-корковые и межполушарные взаимодействия, объединяющие работу различных церебральных систем в единое целое.

Еще один важный аспект, который необходимо учитывать в традиционной психологии и нейрофизиологии – это последствия родовой травмы. Научные исследования Казанского НИИ детской неврологии доказали, что многие заболевания подросткового и юношеского возраста: головные боли, головокружение, нарушение зрения и слуха, сердечные боли, поднятие артериального давления и многие другие заболевания - связаны не только с остеохондрозом шейного отдела позвоночника, но и с травмой шейного отдела позвоночника, полученной еще при родах. К примеру, достаточно 10-15 мин. кислородного голодания мозга, чтобы это отразилось на его функционировании.

Однако многие специалисты просто не принимают этого в расчет.

Очевиден вывод о том, что проблемы образования, воспитания и реабилитации современного ребенка могут быть решены сегодня только в рамках объединения усилий многих специалистов: педагогов, нейрофизиологов, медиков, понимающих произошедшие за последнее десятилетие как эндо, так и экзогенные факторы, повлиявшие на развитие современного ребенка. Остается подготовить грамотных и профессиональных специалистов в области нейропедагогики.


Список литературы

        1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., 2009.

        2. Пýгач В.Н., Ясюкова Л.А. Педагогическая компенсация нарушений внимания и поведения у детей. – М., 2008.

        3. Ратнер Ю.А. Неврология новорожденных. – М., 2003.

        4. Резниченко И.М. Факторы риска, воздействующие на здоровье и адаптационные ресурсы участников образовательного процесса // II международная заочная научно-практическая конференция «Модернизация образования: проблемы и перспективы». – Белгород, 2011. – С. 50-54.

        5. Резниченко И.М. Социально-психологический портрет современного ребенка // III международная заочная научно-практическая конференция «Модернизация образования: проблемы и перспективы». – Белгород, 2012. – С. 64-68.

        6. Семенович А.Н. В лабиринтах мозга. – М., 2010.- С. 96-112.

        7. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии: Научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн. – 2010. – №2 (62) апрель-июнь 2010. – С. 206-216.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка icon Психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития

Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка icon Особенности питания жителя современного мегаполиса

Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка icon Задачи: Расширить представления о социально-значимых заболеваниях. Содействовать формированию субъективного

Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка icon Особенности современного течения раннего врожденного сифилиса

Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка icon Клинико-неврологические и нейропсихологические особенности ишемической болезни мозга у больных с

Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка icon Кклинико микробиологические особенности современного течения аскаридоза и энтеробиоза у детей 03.

Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка icon Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости

Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка icon Программа семинара: Теоретическая часть (14. 00-16. 30) «Инструментальная обработка корневых каналов
Учебный центр «Контакт» приглашает стоматологов-терапевтов на семинар и мастер-класс
Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка icon Ткачук Елена Анатольевна Особенности метаболических изменений при скелетной травме в условиях применения

Нейропсихологические особенности значимых изменений современного ребенка icon Особенности структурно-функциональных изменений миокарда и нарушения сердечного ритма у больных акромегалией

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы