|
Скачать 0.71 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАР» Тренинги к разделу «Я знаю все о социально значимых заболеваниях» ![]() ![]() г. Новокузнецк 2011 Тренинг №1 Заболевания – получившие статус социально значимые ^ 1. Расширить представления о социально-значимых заболеваниях. 2. Содействовать формированию субъективного отношения к профилактике распространения социально значимых заболеваний. 3. Формировать навыки волонтерской деятельности в области профилактики распространения социально значимых заболеваний. Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, карточки с характеристикой социально значимых заболеваний. ^ Введение Знакомство с педагогом – ведущим курса «Профилактика социально значимых заболеваний». Разъяснение режима работы. Мини-лекция. Актуальность добровольческой деятельности в области профилактики распространения социально значимых заболеваний Согласно данным Министерства Здравоохранения, эпидемиологическая ситуация в России приобретает все более напряженный характер. Экономическая и социальная нестабильность в обществе влечет за собой неумолимый рост числа заболеваний, получивших название социально значимых. Заболевания данной группы представляют значительную угрозу здоровью населения, наносят колоссальный ущерб для общества, связанный с потерей временной и стойкой трудоспособности, необходимостью огромных затрат на профилактику, лечение и реабилитацию, преждевременной смертностью, преступностью. Статистические данные свидетельствуют о том, что социально значимые заболевания получили большое распространение среди подростков. Молодежь является наиболее уязвимой группой населения, которая быстро вовлекается в эпидемический процесс. Причинами роста социально значимых заболеваний среди подростков считают социальную дезадаптацию, низкий уровень гигиенических знаний, средовые условия и раннее начало половой жизни. Решение проблемы распространения социально значимых заболеваний в подростковой среде связывают с организацией первичной профилактики в образовательных учреждениях. Суть профилактической работы заключается в расширении представлений школьников-подростков в данной области, формировании здоровьесберегающих стратегий поведения в ситуациях риска, связанных с возможностью заражения, началом развития заболевания. ^ Цель приветствия: познакомить участников тренинга. Провести анализ информированности добровольцев о социально значимых заболеваниях Участникам предлагается по очереди представиться по следующей схеме:
Педагог записывает на доске социально значимые заболевания, известные добровольцам. В последующем список сопоставляется с перечнем социально значимых заболеваний, утвержденным Правительством РФ. ^ Мини-лекция «Социально значимые заболевания» с использованием мультимедийной презентации Понятие «социально значимые заболевания». Общество и социально значимые заболевания. Ответственность человека в распространении социально значимых заболеваний. Что же понимают под социально значимыми заболеваниями? Элементарный анализ словосочетания «социально значимые» показывает, что заболевания данной группы имеют большое значение для общества, представляют угрозу большому количеству человек. Обращение к литературным источникам позволяет утверждать, что понятие социально-значимых заболеваний включает ряд заболеваний несущих наибольшую угрозу благополучию населения страны. Основные признаки, закладываемые в понятие социально-значимого заболевания это:
Кроме того, заболевания, относящиеся к данной категории, не только разрушают здоровье и организм человека, но и несут за собой отрицательные социальные последствия: потеря семьи, друзей, работы, средств существования и др. Характерная черта таких заболеваний заключается в том, что они уносят в основной массе жизни молодежи, людей трудоспособного возраста. Важной особенностью социально значимых заболеваний является то, что если знать, как не заболеть и соблюдать определенные правила, то болезнь можно предотвратить или купировать на ранней стадии заболевания. Ситуация с распространением заболеваний данной группы стала настолько острой, что вызывает беспокойство на уровне правительства Российской Федерации. Эпидемиологические наблюдения послужили основанием для составления перечня социально значимых заболеваний. В соответствии со статьей № 41 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Правительство Российской Федерации утвердило перечень заболеваний, относящихся к категории социально значимых. (Постановление от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболевания и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»). В данный перечень вошли: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), туберкулез, гепатит, инфекции передающиеся половым путем, сахарный диабет, злокачественные новообразования, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением. По данным статистики ответственность за здоровье общество перекладывает на плечи государства, медицины, школы, кого угодно только не себя. Со стороны здравоохранения проводятся определенные профилактические мероприятия, но их объем и эффективность напрямую зависит от желания населения жить в обществе, здоровом и телом и душой. Очень часто люди не осознают величину резервов здоровья, и растрачивают его в пустую, забывая, что потерять легко, а восстановить трудно, а порой, что касается социально значимых заболеваний и невозможно. Вместе с тем, каждый человек в силах обезопасить себя и своих близких. Для этого необходимо владеть базовыми гигиеническими знаниями, касающимися профилактики социально значимых заболеваний. Кроме того, ввиду специфики заболеваний, человек, заинтересованный в собственном благополучии, должен понимать, что его здоровье в немалой степени зависит от здоровья его окружения. Поэтому одним из важнейших мероприятий федеральной программы по борьбе с социально значимыми заболеваниями является повышения уровня знаний о существующей эпидемиологической ситуации, распространение гигиенических знаний о профилактике данных заболеваний. «Общество, располагающее значительным объемом информации о данных заболеваниях, о мерах профилактики и эффективных способах лечения, может оказать большую помощь в борьбе с социально значимыми заболеваниями» Все это будет способствовать снижению социальной значимости, т.е. достижению в отношении заболевания такого положения дел, при котором существование определенного заболевания в стране перестает иметь социально-значимые последствия. Сегодня уровень заболеваемости настолько высокий, что, по мнению многих эпидемиологов, социологов, врачей-гигиенистов, и др. для снижения социально значимости заболеваний данной группы, кроме всего выше сказанного, необходимо обеспечить:
Итак, социально значимые заболевания – это группа заболеваний представляющих угрозу современному обществу. Сегодня ситуация с распространением социально значимых заболеваний очень серьезная, требующая консолидации многих структур причем не только государственных, медицинских, педагогических, но и добровольческих. Добровольчество имеет большой потенциал в организации первичной профилактики, суть которой заключается в расширении гигиенических знаний среди молодежи, формировании здоровьесберегающих стратегий поведения в ситуациях связанных с риском заражения либо началом развития заболевания. ^ Практическое задание «Придумай формулировку» На основании материала мини-лекции «Социально значимые заболевания» необходимо составить собственную формулировку, характеризующую заболевания данной группы. Выполнить задание в рабочей тетради «Как ты объяснишь сверстникам, что такое социально значимые заболевания» ^ Разделить участников тренинга на четыре группы. Способ разбивки «Выбор». Педагог выбирает четырех добровольцев (руководителей мини-группы). Задет вопрос: Кого ты возьмешь с собой проводить тренинг? Добровольцы осуществляют выбор. Следующий вопрос адресован выбранному человеку. (Вопросы: С кем вы похожи из группы? Кого бы вы пригласили в кино? С кем бы пошли на дискотеку? С кем вместе сдавать зачет? и т.п.) Педагог выдает каждой группе карточки с краткой характеристикой социально значимых заболеваний (см. приложение к тренингу №1). Задача мини-группы подготовить и представить в интересной форме социально значимое заболевание. ^ Каждая группа представляет социально-значимое заболевание. Педагог дополняет или уточняет информацию. Отмечает оригинальный подход к подаче информации. ^ Разгадать кроссворд по теме «Социально значимые заболевания» в рабочей тетради Приложение к тренингу №1
Тренинг №2 Психические расстройства и расстройства поведения ^ 1. Расширить представления об особенностях заболеваний данной группы, причинах и способах профилактики 2. Содействовать формированию ответственного отношения к психологической составляющей здоровья 3. Формировать навыки волонтерской деятельности в области профилактики распространения заболеваний психической сферы Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная презентация ^ Введение Актуализация проблемы. Серьезную угрозу социальному благополучию людей представляют психические расстройства. Сегодня Всемирная организация здравоохранения отмечает тенденцию роста числа психических заболеваний в обществе. Некоторые специалисты связывают это явление с нестабильной социально-экономической ситуацией в стране. По официальным данным, в России сегодня насчитываются 6 миллионов человек, имеющих проблемы с психикой. Согласно медицинской статистике, с 90-х годов Россия входит в пятерку стран с наиболее высоким числом самоубийств. Существующая эпидемиологическая ситуация обусловила попадание психических расстройств в перечень наиболее значимых социальных заболеваний. Наиболее высокий уровень первичной заболеваемости психическими расстройствами, особенно пограничной патологией, отмечается в подростковом возрасте. Это связывают с тем, что в этом возрасте каждый индивидуум испытывает действие двух естественных, но не однозначных процессов: интенсивной социализации личности и активной физиологической перестройки организма. Так, в частности, серьезной проблемой подросткового возраста является недостаточная социальная адаптация, проявляющаяся, прежде всего в высокой частоте нарушений поведения — от повышенной конфликтности и антидисциплинированности до поведения, обязательным и определяющим компонентом которого является совершение противоправных действий. Чтобы предотвратить усугубление эпидемиологической ситуации, обществу необходимо осознать всю ее серьезность. Для этого люди должны располагать достоверной информацией об этих заболеваниях. ^ Игра разминка. Интервью «Способы поведения в стрессовых ситуациях». Волонтерам предлагается разбиться на пары. И взять интервью друг у друга на тему «Как я справляюсь со стрессом» (по одной минуте каждому). Далее каждый интервьюер представляет группе рассказ своего собеседника. ^ Мозговой штурм «Стрессовые ситуации подросткового возраста» Работа по группам «Эффективные способы поведения в стрессовых ситуациях» Информационный блок ^ Депрессия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое расстройство, болезнь, которая характеризуется снижением настроения, утратой способности испытывать радость, нарушением работоспособности. ^ очень обширны и отличаются в зависимости от тяжести заболевания. Можно с уверенностью сказать, что депрессия — это заболевание всего организма. Самый распространенный симптом депрессии - сниженное настроение. Очень часто, человек, страдающий от этого недуга, испытывает грусть, чувство безысходности, беспокойства и страха, вины и тревоги. Он становится раздражительными, замыкается в себе, сводит к минимуму или не общается вовсе с друзьями и близкими. Человек перестает получать удовольствие от ранее приятных занятий. У него снижается самооценка, теряется интерес к жизни, к хобби, к любимым увлечениям. Жизнь становится как будто бесцветной и плоской. С физиологической стороны проявления депрессивного состояния -чувство постоянной усталости. Человек быстро утомляется даже после тех дел, с которыми раньше справлялся с легкостью. Часто он испытывает постоянную усталость, т.е. как будто не отдыхал совсем, а кратковременный отдых не дает желаемого эффекта, снижается сексуальное влечение. Могут появиться такие телесные расстройства как: головные боли, сбои в пищеварении, работе сердца, возможны и другие боли. Человек, подверженный депрессии, очень часто страдает от нарушения сна. Он не может долго заснуть вечером или наоборот окончательно просыпаются слишком рано утром. Снижается аппетит или напротив, имеет место переедание. Депрессия сопровождается самообвиняющими мыслями, самоуничижением. Иногда человек, подверженный депрессии, перекладывает вину на окружающих. Такое поведение может стать причиной многих конфликтов. Характерная черта депрессии - это «зацикливание» на определенных темах. Именно они могут быть связаны с событиями, нанесшими травму. Пропадает гибкость и креативность мышления. Оно становится заторможеным. Часто человек, подверженный депрессии, не осознает, что физиологические нарушения имеют психогенную природу, т.е. вызваны переживаниями человека. Именно поэтому когда он обращается к врачам, они не могут найти объективной причины телесного «заболевания» и назначают огромный перечень анализов, которые не приносят результата. Если не распознать первопричину - депрессию, то лечение у терапевтов и хирургов, гинекологов и эндокринологов окажется безуспешным. Неврозы - наиболее распространенный вид болезненных состояний, обусловленных воздействием психотравмирующих факторов; они характеризуются навязчивыми состояниями, истерическими проявления и др., критическим отношением к ним, сохранностью сознания болезни, наличием соматических и вегетативных нарушений. Невроз (или как его еще называют невротическое расстройство) – это общее название группы определенных функциональных психогенных обратимых расстройств. Невроз имеет прямую тенденцию к затяжному течению. На сегодняшний день невроз характеризуется снижением умственной и физической работоспособности. Чаще всего проявляется в виде истерики или вариантов навязчивого поведения и является астеническим состоянием человека. Невроз напрямую связан с состоянием нервной системы, и если человек испытал какие-либо сильные переживания, стрессы, или имелось какое-то другое воздействие на нервную систему, то вероятность возникновения нервоза увеличивается. Как показывает практика, невроз, чаще всего, происходит из-за сильных стрессовых ситуаций. Именно стресс является причиной истощения нервной системы, в результате чего нарушается сердечный ритм, а также работа желудка и других органов. ^
Основные симптомы невроза. Симптомы невроза делят на психические и соматические. К психическим симптомам относят:
К соматическим симптомам относят следующее: резкие боли в голове, области живота, а также сердца; начали сильно болеть без видимых на то причин мышцы и суставы; частые мочеиспускания; дрожь в руках. Резкое или постепенное снижение работоспособности, вызванное сонливостью и потемнением в глазах. Появление потливости в острых формах. Снижение потенции и обострение простатита. В некоторых случаях невроз проявляется в нарушении вестибулярного аппарата, т.е. появляются головокружения с элементами резкого потемнения в глазах. Любая форма нарушения аппетита (чрезмерное употребление или недоедание пищи, а также быстрая насыщаемость организма). Любая форма нарушения сна, будь то бессонница или быстрый уход в глубокий сон. Сон без глубокой стадии, поверхностный сон, сопровождающийся быстрым просыпанием. Появление чувства недосыпа или кошмарные сновидения. Лечение неврозов необходимо осуществлять вовремя, иначе могут возникать сопутствующие заболевания. При неврозе часто возникает истерическое состояние, постоянное депрессивное состояние, а также возможно проявление панических атак или панических расстройств и сопутствующих фобий. Развитие неврозов происходит по-разному. Наряду с кратковременными невротическими реакциями нередко наблюдается и затяжное течение, не сопровождающееся, выраженными нарушениями поведения. Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам (события, требующие трудных альтернативных решений, ситуации, порождающие неопределенность положения, представляющие угрозу для будущего). Наряду с психогенными воздействиями важная роль в генезе неврозов принадлежит конституциональному предрасположению. ^ Работа по группам. Каждая группа выбирает одно из изученных заболеваний, описывает его (симптомы), представляет другим группам. Те в свою очередь должны определить какое психическое заболевание описывает группа и выдать рекомендации по профилактике данного заболевания. ^ Заключительный блок Высказывание по кругу «Что бы ты сообщил сверстнику в целях профилактики распространения психических заболеваний» |