Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах) icon

Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах)





НазваниеУчебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах)
страница1/6
Дата30.03.2013
Размер1.2 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕДИЦИНЫ, ЭКОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


И.Н. Тимошина, Н.А. Ефимова


Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации

(в вопросах и ответах)


Ульяновск – 2005


ББК 75.116.06 я 73 Т 41


Печатается по решению Ученого совета Института медицины, экологии и физической культуры Ульяновского Государственного Университета


^ Тимошина И.Н., Ефимова Н.А.

Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах). Ульяновск: УлГУ, 2005 – 68 с.


Учено-методическое пособие включает в себя 43 основных вопроса и ответа в области адаптивной физической культуры, которые помогут, изучающим дисциплину «Теория и организация адаптивной физической культуры» при подготовке к зачетам, экзаменам и квалификационным работам.

Данное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую культуру, а также аспирантов и преподавателей, работающих в этой области.


Рецензенты:

зав.кафедрой ТОФВ УГПУ, к.п.н., доцент Т.П. Киреева;

зав. кафедрой АФК УлГУ, д.б.н., профессор ^ М.В. Балыкин


Ульяновский Государственный Университет, 2005

СОДЕРЖАНИЕ


1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»……………………………………………………………………………..6

2. Адаптивная физическая культура: цель, содержание, место в системе

знаний о человеке…………………………………………………………………....7

3. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры………………………………………………………………………………8

4. Функции адаптивной физической культуры.........................................................10

5. Педагогические функции адаптивного физического воспитания………………14

6. Функции физической реабилитации…………………………………………...…15

7. Функции адаптивной двигательной рекреации…………………………………..16

8. Социальные функции адаптивного спорта……………………………………….18

9. Взаимосвязь функций адаптивной физической культуры………………………18

10. Социальные принципы адаптивной физической культуры……………………20

11. Общеметодические принципы адаптивной физической культуры……………………………………………………………………………..22

12. Специально методические принципы адаптивной физической культуры……………………………………………………………………………..24

13. АФК как учебная дисциплина и область социальной практики……………….26

14. АФК в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья……………………………………………………………………………...27

15. Средства адаптивной физической культуры........................................................28

16. Структура и содержание физической культуры и спорта инвалидов..........................................................……………………………………..30

17. Организация и управление физкультурно-спортивным движением инвалидов………………………………………………………………………........31

18. История развития АФК в нашей стране…………………………………………32

19. История развития физкультурно-оздоровительного и спортивного движения инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………..33

20. История адаптивного физического воспитания для лиц с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………...34

21. История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения………………………………………………………………….35

22. История адаптивного спорта для лиц с поражением слуха……………………36

23. История развития международной специальной олимпиады………………….38

24. Паралимпийское движение в мировой практике. Паралимпийский комитет России………………………………………………………………………………..39

25. Организация и проведение соревнований по лёгкой атлетике с людьми с нарушением интеллекта…………………………………………………………….40

26. Характеристика психических нарушений детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………….42

27. Системы классификаций нарушений физического развития и двигательных способностей учащихся специальных школ 8 вида………………………………43

28. Програмно-методические рекомендации по физической культуре для

учащихся 1-4 классов специальных школ 8 вида….................................................44

29. Специфика методов обучения двигательным действиям детей с

нарушением зрения…………………………………………………………………...46

30. Использование и развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения………………………………………………………………………………...47

31. Принципы коррекции вторичных отклонений у слепых и слабовидящих детей………………………………………………………………………………….48

32. Организация и проведение занятий по физической культуре в школе для слабослышащих детей………………………………………………………………50

33. Развитие физических способностей в АФК…………….....................................52

34. Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта…………………………………………………………..53

35. Биологические, психологические и педагогические аспекты игры………………………………………………………………………………….55

36. Подготовка, организация и руководство подвижных игр, нагрузка в подвижных играх……………………………………………………………………56

37. Содержание и направленность подвижных игр. Роль игры в развитии умственно отсталого ребёнка………………………………………………………58

38. Современные педагогические технологии в оздоровлении и социальной реабилитации ребенка с проблемами в развитии…………………………………59

39. Методы оценки возможностей и перспектив развития аномального ребенка……………………………………………………………………………….60

40. АФК – составная часть комплексной реабилитации инвалидов………………62

41. Определение целей и задач реабилитации…………………..…………………..64

42. Задачи и содержание физической и психологической реабилитации………………………………………………………………………..65

43. Содержание профессиональной реабилитации…………………………………66

Литература…………………………………………………………………………….68

1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура».

Перечисленные понятия являются очень сложными, многогранны­ми и имеют большое количество различных определений, трактовок.

Некоторые ученые выделяет следующие, наиболее близкие для теории физической культуры определения культуры:

— культура - это творение человека, то, что не создано в таком виде природой;

— культура - это мера и способ развития человека;

  • культура - это качественная характеристика деятельности чело­века и

общества;

  • культура - это процесс и результат хранения, освоения, разви­тия и

распространения материальных и духовных ценностей.

Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура».

Физическая культура — вид культуры человека и общества. Это дея­тельность и ее социально значимые результаты по созданию физичес­кой готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой, - результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования (В.М. Выдрин).

^ Физическая культура — как часть культуры общества есть деятель­ность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей для физического совершенствования человека (Б.А. Ашмарин).

^ Физическая культура — это вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его состояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмо­ционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

Таким образом, адаптивная физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, вклю­чая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивиду­ально значимые результаты по созданию всесторонней готовности челове­ка с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни;

оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилита­ции и социальной интеграции; это специфический процесс и результат че­ловеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоя­нии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.


2. Адаптивная физическая культура: цель, содержание, место в системе знаний о человеке.

Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более ёмкий и широкий социальный феномен, основной целью которого является социализация и ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение её новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

В силу целого ряда объективных условий и субъективных факторов инвалиды оказались в сфере деятельности медицины, в которой сравнительно недавно зародилось самостоятельное направление – реабилитация – комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление ( или компенсацию ) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов.

В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от самого больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности.

Отмечая несомненную пользу современных технологий профилактической медицины для инвалидов, подчеркнём, что адаптивная физическая культура предполагает значительн6о более широкое привлечение средств и методов физической культуры, являющейся базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.

^ Цель адаптивной физической культуры: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии ( оставшихся в процессе жизни ) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и даже превышающих их.

^ Вида адаптивной физической культуры


- адаптивное физическое воспитание,

- адаптивный спорт,

- адаптивная двигательная рекреация,

- адаптивная физическая реабилитация.

Адаптивное физическое воспитание - формирование комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, более полная реализация его генетической программы, становление сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

^ Адаптивный спорт - формирование высокого спортивного мастерства и достижение инвалидами наивысших результатов в различных видах спорта в состязании с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

^ Адаптивная двигательная рекреация - активизация, поддержание или восстановление физических сил, профилактика утомления, развлечение, интересное проведение досуга, оздоровление через удовольствие или с удовольствием.

^ Адаптивная физическая реабилитация - восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений помимо основного дефекта или заболевания.


3. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры.

Только в последние десятилетия в нашей стране общество заметило огромный социальный слой инвалидов и лиц, имеющих выраженные нарушения в состоянии здоровья. Экологические катастрофы, войны, отягощённая наследственность, заболевания, травмы, увечья увеличивают число инвалидов примерно на 200 тыс. ежегодно. Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановление утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующих коррекций, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится сегодня к числу первостепенных государственных задач.

^ Целостность организма. В процессе познания эволюционного развития человека организм условно разделяется на множество частей – органов, тканей, клеток, характеризующихся своей структурно-функциональной спецификой. Но все эти части неразрывно связаны между собой, обеспечивая целостность организма, его связь с внешней средой. При этом каждый организм обладает совокупностью признаков и свойств, отличающих любую животную систему: обменом веществ, ростом, развитием, размножением, изменчивостью, наследственностью, реактивностью и т.д.

Организующую роль в реализации реакций организма играет нейрогуморальная и иммунная системы как материальная основа, на которой строится и держится целостность организма. Центральным координатором, осуществляющим структурно-функциональные связи в целостном организме, является нервная система.

Взаимоотношения части и целого при различных патологиях определяется общеизвестной формулой « всякая болезнь есть страдание всего организма ».

Любая патология независимо от её причины и нозологической формы непременно отражается на двигательной функции. Малоподвижность как вынужденная форма поведения инвалида приводит к гиподинамии и гипокинезии, которые влекут за собой: снижение функциональных возможностей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий самореализации, потеря независимости, вызывает стойкий эмоциональный стресс.

Адаптивная физическая культура призвана максимально приблизить психофизические возможности организма и личности к самореализации в обществе.

^ Структура и функции. Биологическая структура – это строение, определённая организация тех или иных частей организма, а так же их взаимоотношения. Биологическая функция – это деятельность, т.е. изменение во времени и пространстве состояния или свойств тех или иных структур организма и его самого как целого. Разнообразные структуры выполняют свои специализированные функции. Любой патологический процесс – это одновременно нарушение структуры и функции разных уровней организации.

^ Реактивность организма. Это ответ организма на те или иные внутренние или внешние раздражители. Свойство реактивности живых систем – основное универсальное свойство жизни наряду с такими, как наследственность, рост, развитие, питание, обмен веществ и др. Ещё И.П.Павлов писал, что центральная нервная система чрезвычайно реактивна, а кора больших полушарий – самая реактивная часть головного мозга. Реактивность определяет возникновение, течение и исход заболевания.

^ Причинно-следственная связь. Детерминизм как принцип всеобщей закономерности содержит следующие утверждения: - любое явление причинно обусловлено, - возникновение и развитие любого явления не происходит произвольно, а подчиняется различным законам, - возможно управление процессами природы и общества. Этиология и патогенез заболеваний являются отражением причинно следственной связи, не случайно появился термин «этиопатогенез», утверждающий единство причинно-следственных связей по ходу патологического процесса. В АФК выявление причинно-следственных связей имеет первостепенное значение: одна причина может вызывать цепочку следствий, которые возникнув, становятся причинами новых нарушений, например, потеря слуха в 62% случаев ведёт к нарушению со стороны опорно-двигательного аппарата, и почти в 100% случаев к нарушению речи.

^ Адаптация организма. Процесс приспособления к окружающей среде начинается с момента рождения и осуществляется ежеминутно. Организму приходится приспосабливаться к колебаниям температуры, атм. давления, влиянию микроорганизмов и др. Приспособления заключается в изменении ритма, интенсивности, характера протекающих в организме процессов так, что основные показатели внутренней среды стойко поддерживаются в рамках нормы. Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптации. Первая сформировалась в процессе эволюции человека на основе наследственной изменчивости, мутации, естественного отбора, она закреплена генетически и передаётся по наследству. Фенотипическая формируется в процессе индивидуальной жизни человека, его взаимодействия с окружающей средой.

Гомеостаз – постоянство внутренней среды организма. Характеризуется постоянством жидких сред организма, показатели которых могут варьироваться в пределах физиологической нормы. Выделяют долговременную и кратковременную адаптации. Также адаптация может быть структурной и функциональной. В ответ на физическую нагрузку изначально возникает функциональная и только затем структурная адаптация.

^ Компенсация организма. Компенсаторные приспособления – важные адаптационные реакции организма на повреждения, выражающиеся в том, что органы и системы, непосредственно не пострадавшие от повреждающего агента, берут на себя функцию разрушенных структур путём заместительной гиперфункции или качественных изменений функций. Например, при повреждении правой руки, человек начинает учиться писать левой рукой. При потере зрения у многих людей обостряется слух или обоняние. Механизмы компенсации очень важны в адаптивной физической культуре.


4. Функции адаптивной физической культуры.

Функции АФК подразделяются на 2 группы: педагогические и социальные функции.

^ Педагогические функции АФК.

Коррекционно-комценсаторная функция АФК является ведущей для всех ее видов. Многообразие коррекционных задач позволило выделить следующие основные направления: 1) коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной и др.); 2) коррекция психических нарушений: внимания, памяти, речи, представлений, восприятия, эмоционально-волевой сферы, поведения, мотивации, личностных установок; 3) коррекция соматических нарушений: осанки, плоскостопия и других деформаций телосложения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и т. п.; 4) коррекция координационных способностей: согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в пространстве, равновесия, расслабления и др.; 5) коррекция нарушений физической подготовленности — целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств, ограничивающих двигательную активность; 6) коррекция техники основных движений (пространственных, временных, динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании и т. п.).

^ Профилактическая функция. Для всех инвалидов без исключения в целях борьбы с негативными последствиями гиподинамии профилактическая функция заключается в очевидной целесообразности всех доступных видов двигательной активности, а также гигиенических и природных факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную жизнь. Разъяснительная работа касается соблюдения двигательного режима, отдыха и рационального питания, сохранения и формирования осанки, ликвидации вредных привычек и др.

Образовательная функция заключается в формировании знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека уровне. Важной стороной учебно-познавательной деятельности детей является не только освоение широкого диапазона умений, но и интеллектуализация этого-процесса. В качестве наиболее существенных, обеспечивающих полноценность образовательной функции адаптивного физического воспитания выступают следующие теоретические сведения: знания об элементарных движениях, частях тела, суставах, с которыми они связаны (названия, понятия, роль в движении), о целостных движениях (бег, метания, прыжки и др.), их технике и влиянии на организм, знания о телосложении, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движения в жизни человека и самостоятельных занятиях физическими упражнениями на улице и дома для сохранения и улучшения здоровья, развлечения и спортивной подготовки.

^ Развивающая функция. Нарушения физического развития и физической подготовленности являются закономерными для всех нозологических групп, поэтому развивающая функция АФК заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координационных способностей. Их развитие происходит за счет перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных сил организма, адаптации всех систем и функций организма, волевых усилий. Развивающая функция реализуется во всех видах АФК. Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их дальнейшего развития. Адаптивный спорт дает возможность полнее раскрыть эти способности, испытать радость и полноту жизни от владения своим телом и способности преодолевать трудности.

^ Воспитательная функция. Сознательность освоения знаний, тех или иных двигательных действий характеризуется тем, какой смысл они приобретают для человека. Конкретные педагогические задачи АФК: воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности; воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями; формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и потребности к физкультурной деятельности; воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование коммуникативных отношений; воспитание ответственности, инициативы, целеустремленности, творчества, настойчивости в преодолении трудностей; воспитание дисциплины, умения управлять своими эмоциями, подчиняться общим правилам и нормам социального поведения; формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, самодисциплины, самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, самоограничения, самовнушения, самопобуждения, саморегуляции, самореабилитации и др.

^ Ценностно-ориентационная функция. Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть разными: это укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития, перспектива завести новые знакомства, уйти от одиночества и замкнутого жизненного пространства, получить определенный статус, добиться максимальных спортивных результатов, удовлетворить эмоциональные и эстетические потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных занятий. Физкультурная деятельность в сфере адаптивного физического воспитания, спорта, адаптивной двигательной рекреации и физической реабилитации направлена на реализацию этих потребностей и ценностных ориентаций.

^ Лечебно-восстановительная функция. Эта функция является главной в физической реабилитации. Ее достижение обеспечивается реализацией следующих положений: применением обоснованных методов патогенетического лечения; дифференциацией задач и направлений воздействий физическими упражнениями; ранним активным использованием восстановительного лечения; активным участием больного в этом процессе.

^ Профессионально-подготовительная функция. Формирование профессиональной ориентации у детей с дефектами развития начинается с раннего возраста в семье, дошкольном учреждении и включает: приобщение к доступным видам труда в игровой форме, поощрения интересов и склонностей ребенка, создание устойчивых социальных установок; коррекцию и компенсацию основного дефекта за счет использования сохранных функций; развитие профессионально важных умений, физических и психических способностей.

^ Творческая функция заключается в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физкультурной деятельности. Для школьников разных нозологических групп выбираются такие формы креативных телесно-ориентированных практик, физкультурно-оздоровительной работы, в которых они могут развить и продемонстрировать свои максимальные способности и фантазию, характер и личностные качества. Рекреативно-оздоровительная функция реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил. В учебной и трудовой деятельности двигательная рекреация всегда носит организованный характер: вводная гимнастика, утренняя зарядка (в интернатах, детских домах), профилактическая гимнастика, физкультминутки, игры на переменах (в школе), в перерывах, после работы — подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, аэробика, плавание, релаксационная пластика, упражнения на тренажерах и др. виды физических упражнений.

Гедонистическая функция проявляется в тех видах двигательной деятельности, которые доставляют радость, восторг, ощущение счастья. Люди с различными нарушениями и ограничениями в движении острее переживают даже малейшие успехи в своих двигательных способностях.

^ Спортивная и соревновательная функция. Адаптивный спорт, включает в себя три основные разновидности: паралимпийское, специальное олимпийское и сурдлимпийское движения. В спорте инвалидов выделились два направления: спорт высших достижений и рекреативно-оздоровительный спорт.

^ Социальные функции АФК.

Гуманистическая функция в сфере АФК предполагает ориентацию на личностное развитие: формирование осознанного отношения и потребности к любым формам двигательной активности как необходимому условию жизнеобеспечения; формирование знаний, двигательных умений; физических качеств и способностей для создания предпосылок к полноценной самостоятельной жизни, учебной, профессиональной и другим видам деятельности; освоение интеллектуальных, валеологических, нравственных, этических, эстетических ценностей физической культуры, способствующих созданию условий равной личности, свободы самопроявления, самореализации и самоактуализации.

^ Социализирующая функция. Социализация — сложное многогранное явление, а для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и особенно инвалидов, выступает в качестве цели, так как равноправное вхождение человека в созидательную общественную жизнь предъявляет высокие требования к всестороннему развитию личности. Отмечается особая роль игры в социализации личности. Игра активизирует образно-эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, создает творческую атмосферу, устраняет замкнутость, застенчивость. Особенно ярко социализация проявляется в адаптивном спорте, где на предельном уровне физических сил проявляются биологические, адаптационные, духовные возможности человека.

^ Интегративная функция означает включение различных категорий инвалидов в социальные системы, структуры, социумы, предназначенные для здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности, самореализацию и раскрьггие личностных способностей. Социализация и интеграция находятся в тесной взаимосвязи: чем выше уровень социализации, тем больше шансов у человека включиться в деятельность других групп, коллективов, сообществ. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья включает: воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; активное участие в данном процессе самого ребенка (субъективно-объективная роль); совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

^ Коммуникативная функция. Общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов, поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания. В процессе занятий физическими упражнениями используются вербальные и невербальные способы общения. Ведущим признаком объединения инвалидов в малые группы являются общие цели, сходные интересы, потребность в общении, в совместной деятельности. Непосредственный контакт с помощью речи и невербальных коммуникаций, эмоционально переживаемый результат деятельности позволяет взаимно понимать и влиять друг на друга, устанавливать нормы и правила социального поведения.

^ Зрелищная и эстетическая функции. Для детей с нарушением в развитии, ограниченных в общении, движении, игре, зрелищная функция имеет особое значение. С раннего возраста ребенок должен видеть, понимать, чувствовать красоту, стремиться к ней. А в адаптивной физической культуре эта потребность реализуется в процессе занятий физическими упражнениями. В соревнованиях инвалидов нет такой внешне идеальной красоты. Тем не менее трибуны стадионов, где проводятся соревнования инвалидов, всегда переполнены. По-видимому, эстетические и эмоциональные переживания зрителей находятся на другом уровне восприятия. Своим упорством, настойчивостью, желанием испытать радость борьбы и победы, силой воли и духа спортсмены-инвалиды вызывают потрясение, удивление в сознании людей. В этом и состоит притягательная сила спорта инвалидов.


5. Педагогические функции адаптивного физического воспитания.

К педагогическим функциям адаптивного физического воспитания относятся: учебно-познавательная, развивающая, коррекционная, профессионально-подготовительная и воспитательная. Все функции взаимосвязаны между собой.

Учебно-познавательная. Разнообразные двигательные действия человек осваивает в течение всей жизни. В физическом воспитании этот процесс достигается рациональным построением обучения соответственно закономерностям формирования знаний, двигательных умений и навыков. Осуществляется последовательный переход от знаний и представлений о двигательном действии к умению его выполнять, а затем от умения к навыку. Для человека, имеющего ограниченные возможности навык не всегда может быть реально осуществимой задачей. Результатом многолетнего адаптивного физического воспитания должен быть разнообразный фонд двигательных умений и знаний, которые обеспечат данную категорию людей двигательным опытом. Интеллектуализация физического образован6ия ярче всего проявляется в межпредметных связях, когда двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, состоящих из ролевых подвижных игр, выполняемых под стихи, загадки, облегчают освоение элементарных представлений о математике, физике, и др. науках.

^ Развивающая функция. Естественный процесс физического развития это изменение морфофункциональных свойств организма в онтогенезе. Он происходит независимо от человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного развития. Однако, физическое развитие ребёнка-инвалида зависит не только от физического воспитания, но и от социальных и биологических факторов ( степени основного нарушения, сопутствующих заболеваний и др.). Развитие аномального ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием на 1-3 года от сверстников и дефектами двигательной сферы. Реализация развивающей функции предполагает определение приоритетных направлений в развитии физических качеств. Для инвалида развитие координационных способностей имеет первостепенное значение.

^ Коррекционная функция. Коррекционная деятельность в АФК направлена на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, профилактику вторичных отклонений у аномальных детей. Коррекция нарушений в движении и физическом развитии, психомоторных способностях осуществляется средствами АФВ на основе дифференцированного и индивидуального подхода.

^ Профессионально-подготовительная функция. АФВ выполняет очень важную функцию – подготовка инвалида к будущей профессиональной деятельности. Актуальность этой функции обусловлена тем, что после окончания учебного заведения перед инвалидом встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самореализации, психической готовности к интеграции в общество. Эта функция предполагает решение следующих задач: 1. коррекция основного дефекта за счёт использования сохранных возможностей. 2. совершенствование и тренировку отстающих в развитии профессионально значимых функций. 3. развитие профессиональных интересов и склонностей в соответствии с возможностями организма, создание устойчивых социальных и профессиональных установок.

^ Воспитательная функция. Процесс АФК несомненно влияет на развитие личности человека, формируя определённое отношение к себе, окружающим, ценностные ориентации, потребности и т.д. На воспитание личности ребёнка оказывает влияние среда, семья, учителя, друзья и др. АФК способствует самовоспитанию ребёнка. Самовоспитание включает: самоанализ и самонаблюдение; самоконтроль и самооценку; самообразование и самопознание; а также саморегуляцию.


  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах) iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов

Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах) iconМетодика адаптивной физической культуры при дцп. 2011 28с. Составитель: Никитина Е. С., методист

Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах) iconУчебно-тренировочная программа по паралимпийскому плаванию для учреждений адаптивной физической культуры

Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах) icon«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры» Выполнила учитель физической

Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине частные методики адаптивной физической культуры основной

Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах) iconУчебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование

Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах) iconКафедра Теории и методики адаптивной физической культуры Курсовая работа по дисциплине «Физическая

Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах) iconКаковы особенности работы учителя адаптивной физической культуры в школе для слепых и слабовидящих

Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах) iconУчебник по лечебной физической культуре написан применительно к программе подготовки инструкторов
Допущен Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в качестве учебника для...
Учебно-методическое пособие по теории и организации адаптивной физической культуры для студентов факультета физической культуры и реабилитации (в вопросах и ответах) iconС. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре
Учебник предназначен для студентов физкультурных и медицинских вузов, методистов и инструкторов лфк,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы