|
Скачать 214.31 Kb.
|
Содержание
Возрастные особенности детей с СДВГСпособы помощи детям с СДВГ Что же следует делать конкретно? |
Непоседливый ребенок Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости Клиницисты проявляют значительный интерес к синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в связи с его высокой распространенностью в детской популяции (5—9%). У детей с таким синдромом наблюдаются трудности в обучении и нарушения в поведении. В целом проблема имеет большую социальную значимость. Клиническую картину СДВГ определяют избыточная двигательная активность, расстройства внимания и импульсивность поведения, которые сопровождаются слабой успеваемостью в школе, заниженной самооценкой. Характерная для детей с СДВГ двигательная неловкость обусловлена статико-локомоторной недостаточностью. Постановка диагноза СДВГ основывается на критериях десятого пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994) для гипердинамического (гиперкинетического) синдрома с дефицитом внимания (F-90). Одновременно используются критерии классификации DSM-IV (1994) Американской психиатрической ассоциации, рекомендованные ВОЗ для практического применения в качестве критериев диагноза СДВГ (ВОЗ, 1994). Критерии диагноза СДВГ по DSM-IV приводятся в таблице 1. Согласно принципам классификации DSM-IV, в случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ. Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания». Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности». В клинической практике чаще всего приходится встречаться с детской гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными СДВГ. Однако помимо СДВГ эти нарушения могут служить внешними признаками других состояний. В связи с этим нами была разработана схема дифференциального диагноза СДВГ. Основные принципы дифференциального диагноза СДВГ приводятся в таблице 2. СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития. Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать. В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. Специалисты считают, что возникновение СДВГ обусловлено комплексом причин. Вот лишь некоторые из них. Причины СДВГ:
Наличие этих причин приводит к возникновению дефицита в головном мозге двух химических веществ дофамина и норадреналина, что проявляется симптомами СДВГ. Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1984) (таблица №1)
Дифференцированный диагноз СДВГ (таблица 2)
Мифы и факты о СДВГ (таблица 3)
^
Психологические особенности детей с СДВГ
Характеристики гиперактивного ребенка
Частота проявления различных симптомов
Характерная черта умственной деятельности детей с СДВГ — цикличность.
^ Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании психолого-педагогической коррекции и лекарственной терапии. ^ В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова "нет", "нельзя", "не трогай", "запрещаю" для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться. Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. Не получается - постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Вообще старайтесь следить за своей речью. Окрики, гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Даже выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь по возможности сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми. Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником. Родителям следует как можно больше времени проводить с ребенком, играть с ним, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет великая, и не только для ребенка, но и для вас, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов.Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр и т.д. должно соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны. Не следует также перегружать внимание ребенка, то есть на определенный отрезок времени поручайте только одно дело, чтобы он мог его завершить. Например: «С 8.30 до 8.45, Игорь, ты должен убирать свою постель». Для снятия с себя возможной агрессивной реакции ребенка лучше использовать для этой цели будильник или таймер. Сначала обговорите задание, а уже дальше подключайте технику. За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п.), должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово... Вообще, на похвалу скупиться не стоит. Что, впрочем, подходит и для любого ребенка. Ждите только хорошего от своих детей, радуйтесь их успехам. Примером поощрения может служить следующее: разрешите ребенку посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени (только не увлекайтесь, это может быть лишь разовая поблажка), угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми (лото, шахматы), позвольте лишний раз сходить на прогулку или купите ту вещь, о которой он давно мечтает. Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с вами за город, экскурсия в зоопарк, в театр и др. При совсем уже неудовлетворительном поведении следует, конечно, наказать - несильно, но чтобы запомнил, а главное сразу же. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий». Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему. А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал. Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Весьма нелегко, но тоже очень важно научить ребенка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами. Когда в очередной раз мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть. Обнимите за плечи, ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих детей и игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимая игрушка или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую-нибудь игрушку и через некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось. Специалистами также разработана система своеобразной «скорой помощи» при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные ее постулаты. - Отвлечь ребенка от капризов. - Поддерживать дома четкий распорядок дня. - Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность). - Задать неожиданный вопрос. - Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка). - Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. - Не приказывать, а просить (но не заискивать). - Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас). - Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). - Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. - Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья). - Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения. - Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит). Десять основных правил воспитания ребенка с СДВГ
Не ворчите… Не ловите ли вы себя на том, что постоянно раздраженно спрашиваете ребенка: «Ты уже сделал свои уроки?» Смените ворчание на положительное утверждение типа: «Как только ты сделаешь уроки, то сможешь пойти поиграть с друзьями (смотреть твою любимую телепередачу или любой другой стимул)». Чтобы избежать войн, установите порядок, в котором домашние задания выполняются каждый день в одно и то же время. Учитесь самоуспокоению. Вы не сможете успокоить своего ребенка, если не умеете успокоиться сами. Будьте организованны. Вы не сможете добиться порядка от ребенка, если вы сами не соблюдаете порядок. Учитесь управлять раздражением; распознавайте первые признаки раздражения. Учитесь не кричать, а использовать альтернативные способы. Учитесь предвидеть время и тему конфликта и планируйте пути его решения. Когда вы помогаете своему ребенку с домашней работой, вы можете применять метод «размышления вслух», т.е. выражать словами каждый последовательный шаг, необходимый для решения проблемы или выполнения задания. Ребенок не только узнает, что это нормально - разговаривать сам с собой во время работы; он также изучает процесс, задавая вопросы о том, каков должен быть следующий шаг и говоря самому себе: «Дальше я должен сделать ...» Такой диалог может помочь ребенку, который склонен торопиться, выполняя уроки. Техника разговора с самим собой особенно полезна в выполнении математических заданий и при письме. Как помочь ребенку обрести гармонию с окружающим миром, найти взаимопонимание с близкими, наладить здоровую атмосферу в семье?
В Центре ПМСС № 5 «Сознание» работает система комплексного сопровождения гиперактивных детей: 1. Организованы семейные консультации по проблемам поведения и развития детей всех возрастов. 2. По рекомендации педагогов-психологов консультативный прием проводит врач-невролог, специализирующийся по проблеме гиперактивности и СДВГ. 3. Для детей 5-6 летнего возраста организованы групповые занятия по преодолению проблем в социализации и поведении, связанных с СДВГ и гиперактивностью. 4. Организованы индивидуальные занятия по компьютерной технологии биологической обратной связи (БОС), разработанной в ЗАО «Биосвязь» г. Санкт-Петербург, основанной на выработке у детей (с 6 лет и старше) с СДВГ и проблемами в эмоционально-личностной сфере навыков саморегуляции и овладения своим телом, эмоциями и поведением. Ждем вас! Вместе мы сможем решить любые проблемы! |