Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости icon

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости





Скачать 214.31 Kb.
Название Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости
Дата 29.03.2013
Размер 214.31 Kb.
Тип Документы
Непоседливый ребенок

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости

Клиницисты проявляют значительный интерес к синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в связи с его высокой распространенностью в детской популяции (5—9%).

У детей с таким синдромом наблюдаются трудности в обучении и нарушения в поведении. В целом проблема имеет большую социальную значимость.

 

Клиническую картину СДВГ определяют избыточная двигательная активность, расстройства внимания и импульсивность поведения, которые сопровождаются слабой успеваемостью в школе, заниженной самооценкой. Характерная для детей с СДВГ двигательная неловкость обусловлена статико-локомоторной недостаточностью.

Постановка диагноза СДВГ основывается на критериях десятого пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994) для гипердинамического (гиперкинетического) синдрома с дефицитом внимания (F-90). Одновременно используются критерии классификации DSM-IV (1994) Американской психиатрической ассоциации, рекомендованные ВОЗ для практического применения в качестве критериев диагноза СДВГ (ВОЗ, 1994). Критерии диагноза СДВГ по DSM-IV приводятся в таблице 1.

Согласно принципам классификации DSM-IV, в случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.

Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».

Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».

В клинической практике чаще всего приходится встречаться с детской гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными СДВГ. Однако помимо СДВГ эти нарушения могут служить внешними признаками других состояний. В связи с этим нами была разработана схема дифференциального диагноза СДВГ. Основные принципы дифференциального диагноза СДВГ приводятся в таблице 2.

СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью.

Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.

Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать.

В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

Специалисты считают, что возникновение СДВГ обусловлено комплексом причин. Вот лишь некоторые из них.

Причины СДВГ:

  • Генетическая предрасположенность к СДВГ.

  • Употребление алкоголя и курение во время беременности и преждевременные роды.

  • Инфекционные заболевания и травмы головного мозга у ребенка в раннем детстве.

  • Патология беременности и родов.

Наличие этих причин приводит к возникновению дефицита в головном мозге двух химических веществ дофамина и норадреналина, что проявляется симптомами СДВГ.

 

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1984) (таблица №1)

А. Для постановки диагноза необходимо наличие

(1) шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам


НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.




(2) шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении, по меньшей мере, шести месяцев и выражены на столько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам


ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

  5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

  6. Часто бывает болтливым.


ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

  1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

  3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).




В. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.

С. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.



Дифференцированный диагноз СДВГ (таблица 2)

Состояния и заболевания

Дифференциально-диагностические признаки

Дополнительные консультации и исследования

Индивидуальные особенности темперамента

Развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме.

Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование

Неврозы и невротические реакции

Особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов.

Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование

Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях

Высокая психическая и физическая истощаемость, частые головные боли, симптомы вегетативной лабильности.

Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям

Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминными средствами, теофиллином)

Основными являются болезни органов дыхания, аллергии (например, бронхиальная астма).

Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям

Резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации

Когнитивные и поведенческие нарушения имеют четкую связь с черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и возрастной динамике от СДВГ. Обычно более выражены очаговые неврологические симптомы

Неврологическое обследование, лабораторные инструментальные исследования по показаниям

Другие формы ММД: дислексия, дисграфия, дискалькулия

Нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами.

Неврологическое психологическое обследование

Заболевания щитовидной железы

Наряду с нарушениями внимания и гиперактивностью наблюдаются симптомы дисфункции щитовидной железы.

Обследование эндокринологом, анализ гормонального профиля

Значительное снижение остроты слуха

Особенности развития и поведения отчетливо связаны с дефицитом слуха.

Анализ анамнестических сведений, отоневрологическое обследование

Эпилепсия

Гиперактивность и дефицит внимания чаще встречаются при локализационно обусловленных симптоматических формах эпилепсии.

Анализ анамнестических сведений, неврологическое и нейрофизиологическое обследование

 Психические расстройства: 
патохарактерологическое развитие, олигофрения, аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром


При дифференциальной диагностике учитываются основные признаки психических расстройств и особенности развития детей с этими нарушениями.

Анализ анамнестических сведений, обследование психиатром

Синдром Туретта

Основным признаком заболевания являются множественные тики, включая вокальные.

Анализ анамнестических сведений и родословной, неврологическое обследование

Наследственные синдромы: Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, фрагильной Х-хромосомы и …

Характерно наличие умственной отсталости и типичных фенотипических признаков.

Анализ анамнестических сведений, генетическое обследование, психоневрологическое обследование

Мифы и факты о СДВГ (таблица 3)

МИФЫ

ФАКТЫ

У большинства детей с СДВГ заболевание проходит по мере взросления

Приблизительно у 65 % детей симптомы заболевания по-прежнему сохраняются во взрослом возрасте, оказывая существенное негативное влияние на социальную и профессиональную реализацию личности

Даже если врач поставил вашему ребенку диагноз СДВГ, не стоит относиться к этому серьезно

Проявления СДВГ создают неблагоприятную среду, препятствующую вырабатыванию у ребенка таких навыков, как усидчивость, целеустремленность, способность добиваться результатов без контроля со стороны, способность устанавливать и поддерживать дружеские отношения со сверстниками, а также отрицательно сказываются на самооценке ребенка, способствуют формированию социально неприемлемого поведения

СДВГ – в большинстве – результат плохого воспитания в семье. СДВГ может быть следствием неправильного питания, когда Ваш ребенок ест слишком много сладкого

Одной из основных причин возникновения СДВГ является генетическая предрасположенность к этому заболеванию

Ребенок с СДВГ – это всего лишь более активный ребенок, по сравнению со сверстниками

Дети с СДВГ, в отличие от их здоровых сверстников, обладают сниженной способностью к концентрации внимания, не могут сосредоточиться на выполнении задания, быстро теряют интерес к тому, что они делают, часто совершают импульсивные, необдуманные поступки, которые могут быть опасными для них самих и окружающих

СДВГ может оказать влияние только на школьную успеваемость

Отрицательное влияние СДВГ распространяется на все стороны жизни ребенка, а не только на его успеваемость в школе. Неконтролируемые симптомы заболевания часто становятся причиной внутрисемейного стресса и резко ограничивают социальную адаптацию ребенка

Лекарственная терапия нужна только тогда, когда ребенок учится. Во время каникул препараты принимать не нужно

Симптомы СДВГ не проходят быстро, как, например, грипп или простуда. Коррекция основного механизма развития заболевания (дефицита норадреналина и дофамина) требует длительного приема лекарственных средств, который позволит наладить функционирование дофаминовой и норадренолиновой систем головного мозга.


^ Возрастные особенности детей с СДВГ


  • В дошкольном возрасте преобладают: гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность.

  • У школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении.

  • В подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизм, наркомания.

Психологические особенности детей с СДВГ


  • повышенная тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка,

  • беспокойство,

  • внутренняя напряжённость,

  • переживание чувства страха,

  • подверженность депрессивному настроению,

  • слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах,

  • вспыльчивость, лживость, агрессивность,

  • проблемы в коммуникациях.

Характеристики гиперактивного ребенка

 

  • имеет много незаконченных проектов,

  • непоследователен в поведении,

  • не может долго удерживать внимание,

  • не слышит, когда к нему обращаются,

  • с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его,

  • имеет трудности в организации поведения,

  • теряет вещи, избегает скучных задач,

  • часто бывает забывчив,

  • ерзает как червяк,

  • беспокоен (барабанит пальцами, двигается на стуле, забирается куда-либо),

  • спит намного меньше, чем другие дети,

  • находится в постоянном движении, очень говорлив,

  • отвечает до того, как его спросят,

  • не может дождаться своей очереди в игре и на занятиях,

  • часто вмешивается, прерывает говорящего,

  • плохо сосредоточивает внимание, не может отложить вознаграждение,

  • не умеет подчиняться правилам,

  • воспринимает предложенный материал, используя многоканальную систему,

  • быстро утомляется при выполнении интеллектуальных заданий, склонен к «информационной перегрузке»,

  • испытывает потребность в обыгрывании различных эмоциональных состояний, снятии напряжения, агрессивности и демонстративности.

Частота проявления различных симптомов


  • нарушения внимания —96 до 100%;

  • повышенная двигательная активность — от 80 до 84%;

  • импульсивность — 63—84%;

  • трудно усидеть на месте, он не заканчивает начатое дело, прерывает и вмешивается в разговор взрослых 80—90%;

  • проблемы с учёбой - 80%;

  • частая смена деятельности - 73%;

  • затруднения в плане социального развития — в 64%

  • болтливость — 47%;

  • проявляются признаки агрессии — в 32% случаев;

  • нарушения сна — 21%.

Характерная черта умственной деятельности детей с СДВГ — цикличность.

  • Время, продуктивной работы не превышает 5—15 минут.

  • 3—7 минут - мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для, следующего рабочего цикла (ребёнок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует).

  • Затем, умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать 5—15минут.

  • мозг снова «отключается» и произвольное управление интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным.


^ Способы помощи детям с СДВГ


Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании психолого-педагогической коррекции и лекарственной терапии.

^ Что же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова "нет", "нельзя", "не трогай", "запрещаю" для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.

Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. Не получается - постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Вообще старайтесь следить за своей речью. Окрики, гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Даже выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь по возможности сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.

Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.

Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником. Родителям следует как можно больше времени проводить с ребенком, играть с ним, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет великая, и не только для ребенка, но и для вас, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов.Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр и т.д. должно соответствовать этому распорядку.

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны. Не следует также перегружать внимание ребенка, то есть на определенный отрезок времени поручайте только одно дело, чтобы он мог его завершить. Например: «С 8.30 до 8.45, Игорь, ты должен убирать свою постель». Для снятия с себя возможной агрессивной реакции ребенка лучше использовать для этой цели будильник или таймер. Сначала обговорите задание, а уже дальше подключайте технику.

За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п.), должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово... Вообще, на похвалу скупиться не стоит. Что, впрочем, подходит и для любого ребенка.

Ждите только хорошего от своих детей, радуйтесь их успехам. Примером поощрения может служить следующее: разрешите ребенку посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени (только не увлекайтесь, это может быть лишь разовая поблажка), угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми (лото, шахматы), позвольте лишний раз сходить на прогулку или купите ту вещь, о которой он давно мечтает.

Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с вами за город, экскурсия в зоопарк, в театр и др.

При совсем уже неудовлетворительном поведении следует, конечно, наказать - несильно, но чтобы запомнил, а главное сразу же. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».

Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.

А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал. Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Весьма нелегко, но тоже очень важно научить ребенка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами. Когда в очередной раз мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть. Обнимите за плечи, ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих детей и игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимая игрушка или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую-нибудь игрушку и через некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось.

Специалистами также разработана система своеобразной «скорой помощи» при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные ее постулаты.

- Отвлечь ребенка от капризов.

- Поддерживать дома четкий распорядок дня.

- Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

- Задать неожиданный вопрос.

- Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).

- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

- Не приказывать, а просить (но не заискивать).

- Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

- Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

- Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

- Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения.

- Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).


Десять основных правил воспитания ребенка с СДВГ


  1. Реагируйте на действия ребенка сразу.

  2. Реагируйте всегда или как можно чаще.

  3. Ваша реакция должна быть достаточно сильной и значимой.

  4. Не только наказывайте, но и поощряйте.

  5. Будьте последовательны.

  6. Действуйте, а не болтайте!

  7. Продумайте заранее проблемные ситуации.

  8. Не забывайте о том, что какие-то аспекты в поведении ребенка обусловлены его состоянием.

  9. Не считайте проблемы своего ребенка своими личными проблемами.

  10. Будьте снисходительны.


Не ворчите…

Не ловите ли вы себя на том, что постоянно раздраженно спрашиваете ребенка: «Ты уже сделал свои уроки?» Смените ворчание на положительное утверждение типа: «Как только ты сделаешь уроки, то сможешь пойти поиграть с друзьями (смотреть твою любимую телепередачу или любой другой стимул)». Чтобы избежать войн, установите порядок, в котором домашние задания выполняются каждый день в одно и то же время.

Учитесь самоуспокоению. Вы не сможете успокоить своего ребенка, если не умеете успокоиться сами.

Будьте организованны. Вы не сможете добиться порядка от ребенка, если вы сами не соблюдаете порядок.

Учитесь управлять раздражением; распознавайте первые признаки раздражения.

Учитесь не кричать, а использовать альтернативные способы.

Учитесь предвидеть время и тему конфликта и планируйте пути его решения.

Когда вы помогаете своему ребенку с домашней работой, вы можете применять метод «размышления вслух», т.е. выражать словами каждый последовательный шаг, необходимый для решения проблемы или выполнения задания. Ребенок не только узнает, что это нормально - разговаривать сам с собой во время работы; он также изучает процесс, задавая вопросы о том, каков должен быть следующий шаг и говоря самому себе: «Дальше я должен сделать ...» Такой диалог может помочь ребенку, который склонен торопиться, выполняя уроки. Техника разговора с самим собой особенно полезна в выполнении математических заданий и при письме.

Как помочь ребенку обрести гармонию с окружающим миром, найти взаимопонимание с близкими, наладить здоровую атмосферу в семье?

  1. Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ.

  2. Поговорите со специалистом, который поможет больше узнать о заболевании.

  3. Вырабатывайте у ребенка позитивное отношение к жизни, даже в случае неудач.

  4. Не скупитесь на похвалу.

  5. Помогите своему ребенку не волноваться.

  6. Составьте для ребенка простые и ясные правила.

  7. Больше общайтесь.

  8. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу своего ребенка.

  9. Правильно реагируйте на плохое поведение.

  10. Отдыхайте сами.


В Центре ПМСС № 5 «Сознание» работает система комплексного сопровождения гиперактивных детей:

1. Организованы семейные консультации по проблемам поведения и развития детей всех возрастов.

2. По рекомендации педагогов-психологов консультативный прием проводит врач-невролог, специализирующийся по проблеме гиперактивности и СДВГ.

3. Для детей 5-6 летнего возраста организованы групповые занятия по преодолению проблем в социализации и поведении, связанных с СДВГ и гиперактивностью.

4. Организованы индивидуальные занятия по компьютерной технологии биологической обратной связи (БОС), разработанной в ЗАО «Биосвязь» г. Санкт-Петербург, основанной на выработке у детей (с 6 лет и старше) с СДВГ и проблемами в эмоционально-личностной сфере навыков саморегуляции и овладения своим телом, эмоциями и поведением.

Ждем вас! Вместе мы сможем решить любые проблемы!

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости icon Синдром дефицита внимания/гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости icon Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости icon Синдром дефицита внимания и гиперактивности и зависимость от психоактивных веществ

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости icon 1. Проявление синдрома дефицита внимания и гиперактивности 4

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости icon Психологическая диагностика и коррекция гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости icon Михейкина оксана Витальевна Медико-социальные и гендерные аспекты синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости icon Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости icon Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости icon Синдром длительного сдавления (синоним: травматический токсикоз, синдром раздавливания, синдром размозжения,

Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости icon Темы: «Синдромы расстройства сознания» «Астенический синдром. Гипертензионный синдром» «Синдром задержки

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы