|
Скачать 1.7 Mb.
|
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ![]() ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ ![]() Организация системы раннего выявления и учета потребителей наркотиков Методические рекомендации МОСКВА — 2010 Введение. Необходимость разработки и внедрения системы раннего выявления и учета потребителей наркотиков обусловлена следующими задачами: 1. Создание условий для раннего выявления потребителей наркотиков, а также лиц с начальными признаками наркотической зависимости среди определенных социальных групп населения. 2. Создание межведомственного банка данных потребителей наркотиков для разработки и проведения целевых упреждающих мероприятий. 3. Проведение дифференцированной профилактической работы с различными категориями потребителей наркотиков. 4. Получение информации, необходимой для осуществления научно – обоснованного непрерывного мониторинга ситуации с незаконным потреблением наркотиков на уровне региона, округа, федерации. Все эти задачи соответствуют целям, поставленным в Концепции Государственной антинаркотической политики, решении Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября 2009 г. по вопросу «О приоритетных направлениях совершенствования государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков», Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» № 1374 от 18.10.2007 года, проекте Концепции развития здравоохранения РФ на 2010 – 2020 гг. ФСКН России поставлена задача по участию в разработке дополнительной правовой регламентации и уточнению вопросов профилактики наркомании, медицинского освидетельствования граждан на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также учета больных наркоманией, а также по изменению порядка выдачи разрешений на право владения оружием и прав на управление транспортными средствами, проведения предсменных и послесменных медицинских осмотров на предмет употребления наркотиков работников, занятых отдельными видами профессиональной деятельности. По учетным данным Минздравсоцразвития России, количество наркопотребителей в 2008 году составило около 550 тыс. человек. Вместе с тем, по экспертным оценкам, количество лиц, потребляющих наркотики, достигает примерно 2,5 млн. человек, или около двух процентов населения страны. Особую озабоченность вызывает ситуация с наркозависимостью в детской и подростковой среде. Зарегистрировано более 140 тыс. детей и подростков, страдающих наркологическими расстройствами. Наличие огромного скрытого контингента наркозависимых объясняется тем, что наркопотребление преследуется законом, и ведет за собой ряд ограничений в гражданских правах. Соответственно, лица потребляющие наркотики не спешат обращаться за медицинской помощью вообще, или предпочитают лечиться анонимно в негосударственных медицинских центрах и у различного рода «целителей», в результате чего попадают в поле зрения государственных наркологических учреждений очень поздно, когда болезнь приняла запущенную форму и имеются серьезные осложнения. Кроме этого, раннему выявлению потребителей наркотиков препятствует целый ряд дополнительных субъективных и объективных факторов: - наступающее в результате хронической наркотической интоксикации выраженное ослабление, а с течением времени утрата волевых и критических способностей личности, которое выражается в анозогнозии (непризнании себя больным); - негативное отношение как со стороны значимого окружения, так и общества в целом к потребителям наркотиков (феномен социально – средовой стигматизации), побуждающее их настолько долго, насколько возможно, скрывать факты потребления; - имеющиеся недостатки в нормативно-правовом обеспечении процесса выявления наркопотребителей, а также их учета с обменом информацией между организациями и учреждениями всех заинтересованных ведомств, отсутствие единства, преемственности и последовательности их действий. Наркозависимые лица, работающие на производстве, являются не только потенциальными источниками аварий и катастроф, но и в отдельных случаях могут быть использованы террористическими организациями в целях проведения подрывных акций. Поэтому, особую значимость приобретает определение такого контингента среди персонала, обслуживающего объекты энергетики, транспорта и иных опасных производств. Таким образом, для повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков, предупреждения наркомании как болезни, необходимо создание подкрепленной соответствующей нормативно-правовой базой системы раннего выявления лиц, потребляющих наркотики, в целях проведения с ними комплексной работы медико-социального характера, направленной на прекращение употребления данным лицом наркотиков и недопущения формирования у него синдрома зависимости, а также лечение заболевания на ранней стадии. Глава 1. Раннее выявление потребителей наркотиков. 1.1. Вопросы нормативно-правовой регламентации раннего выявления потребителей наркотических средств и психотропных веществ При планировании и осуществлении мероприятий по организации раннего выявления потребителей наркотических средств и психотропных веществ представляется необходимым исходить из того, что: - злоупотребление психоактивными веществами представляет опасность как для самих лиц, подвергающихся острой или хронической наркотической интоксикации вследствие неизбежного развития психических и поведенческих расстройств, так и для общества в целом - из-за склонности потребителей наркотиков негативно влиять на морально-психологическую обстановку в коллективах и провоцировать окружающих к наркотизации, распространяя наркотики; - незаконное приобретение и употребление наркотических веществ всегда сопряжено с противоправной деятельностью (как самих потребителей, так и наркоторговцев); - Конституция РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. - в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (диагностические рубрики F 10 – F 19) отнесены к Главе V(F) «психические и поведенческие расстройства». Выявление и постановка на диспансерный учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди населения осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: - приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией»; - Федеральным законом РФ от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст.ст. 44, 56); В соответствии со ст. 40 данного Закона запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. В соответствии со статьей 44 лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование лица проводится в специально уполномоченных на то органами управления здравоохранением учреждениях здравоохранения по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи, которые выносят соответствующее постановление. Такая формулировка предполагает безусловный характер освидетельствования, причем в случае положительного его результата появляются основания для постановки гражданина на наркологический учет. Частью 1статьи 45 данного Федерального закона устанавливаются ограничения для наркозависимых на право занятия отдельными видами профессиональной деятельности, в том числе, связанной с обслуживанием источников повышенной опасности или обеспечения обороны и безопасности Государства. - Кодексом об административных правонарушениях РФ, который устанавливает административную ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6.9), а также за невыполнение законного требования сотрудника правоохранительного органа о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26). - Федеральным законом РФ от 22 июля 1993 года № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»; - Законом РФ от 02 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее осуществлении»; - Постановлением Правительства РФ от 06 августа 1998 года № 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами»;
- Приказом Минздрава РФ от 5 октября 1998 года № 289, которым утверждено «Положение о правилах отбора проб на обнаружение алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ». Данное положение распространяется на лечебно - профилактические учреждения, в которых может возникнуть необходимость диагностики факта употребления наркотических средств и психотропных веществ, а в определенных случаях и алкоголя. Освидетельствование на наличие алкогольного или наркотического опьянения, как правило, производится в кабинетах экспертизы опьянения или в приемных отделениях медицинских учреждений, где есть врач, имеющий допуск к этой работе;
Данная Временная инструкция Приказом Минздрава РФ от 12 августа 2003 года № 399 признана не действующей на территории РФ только в части медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами. Поэтому правила данной Инструкции применяются при проведении медицинского освидетельствования в целях установления фактов употребления наркотического средства или психотропного вещества и состояния одурманивания, вызванного наркотическими или другими веществами. В этом случае обязательно указывается установленное вещество и заключение выносится только при достоверном лабораторном определении конкретного вещества;
В соответствии с данным Приказом заведующие отделениями неотложной наркологии (в составе ЛПУ общего профиля) обязаны отчитываться по результатам работы перед главными наркологами органов здравоохранения в порядке подчиненности. Выявление лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков при проведении медицинских освидетельствований специалистами государственных учреждений здравоохранения - наркологических диспансеров с последующей постановкой на учет осуществляется в соответствии со следующими нормативно – правовыми актами: - приказом Минздрава СССР от 31.12.1982 г. № 1315 «О профилактическом учете и наблюдении за лицами, в отношении которых установлено немедицинское потребление наркотических средств», - приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией», - совместным приказом Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.88 № 402/109 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение наркоманией» на основании заключения врача психиатра-нарколога, подтверждающее диагноз «наркомания» или факт потребления наркотических средств. - временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной заместителем Министра здравоохранения СССР 01.09.1988 года № 06-14/33-14, которая применяется во всех случаях, за исключением медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами. Данной инструкцией в круг лиц, уполномоченных направлять на освидетельствование для установления факта опьянения, помимо правоохранительных органов включены должностные лица предприятий, учреждений, организаций по месту работы освидетельствуемого. В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса РФ и ст. 45 Закона № 3-ФЗ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника появившегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Для привлечения работника к административной ответственности по ст.6.9. КоАП РФ работодатель имеет право в порядке, предусмотренном ст.28.1 КоАП РФ обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Согласно Временной инструкции освидетельствование производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров. Врач (фельдшер), производящий освидетельствование, составляет протокол медицинского освидетельствования по установленной форме в двух экземплярах. Один экземпляр выдается лицам, доставившим освидетельствуемого для определения факта состояния опьянения, второй остается в учреждении здравоохранения, где произведено освидетельствование, и хранится в порядке, установленном для медицинских карт стационарного больного. Каждый случай освидетельствования в обязательном порядке фиксируется. Для этого Временная инструкция предлагает использовать журнал регистрации комиссионных судебно-медицинских экспертиз по материалам следственных и судебных дел, где приводятся основные сведения об освидетельствуемом. Заполненный журнал сохраняется в течение 5 лет. Общее число лиц, освидетельствованных в течение года по различным основаниям, отражается в форме № 37, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 29 июня 1999 г. N 49 без детализации по результатам освидетельствования. Отдельным основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 12.8 КоАП РФ является управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения производится в соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ. В соответствии с приложением к ст. 27.12 КоАП РФ под состоянием опьянения следует понимать наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Освидетельствование водителей транспортных средств проводится на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством». При проведении освидетельствования учреждения здравоохранения руководствуются положениями приказа Минздрава РФ от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения». В соответствии с вышеназванными нормативными актами, направлению на медицинское освидетельствование на установление факта опьянения подлежит водитель транспортного средства: а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; б) при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Медицинское освидетельствование водителя транспортного средства на состояние опьянения осуществляется в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, на основании протокола о направлении на освидетельствование, составленного должностным лицом ГИБДД. При наличии клинических признаков опьянения и отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе врач, проводящий освидетельствование, отбирает пробу биологического объекта (моча, слюна и т.д.) и направляет на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение. В соответствии с требованиями ст. 32 Основ об охране здоровья необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В ст.24 Основ об охране здоровья указано, что несовершеннолетние больные наркоманией в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Вместе с тем, за отказ от прохождения освидетельствования действующим законодательством установлены меры ответственности. Так, если при выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ лицо отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, оно привлекается к административной ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы». За данное правонарушение установлены санкции: административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Если лицо отказывается от прохождения медицинского освидетельствования при выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 КоАП РФ, оно привлекается к административной ответственности по ст. 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения». Санкции за данное правонарушение - лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Выявление и постановка на учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ при проведении медицинских осмотров регламентируется следующим образом. Категории работников, обязанных проходить предварительные и периодические медицинские осмотры указаны в ст.213 ТК РФ. При этом от прохождения осмотра и тестирования лицо может отказаться, воспользовавшись правом на отказ от медицинского вмешательства, предоставленным ст. ЗЗ «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Предварительный осмотр не предполагает прохождение врача психиатра-нарколога, однако для допуска к определенным видам профессиональной деятельности необходимо представить справку государственного или муниципального учреждения здравоохранения об отсутствии заболевания наркоманией. Периодические медицинские осмотры предполагают освидетельствование работника с регулярностью, устанавливаемой законодательством с учетом выполняемой работы или среды, в которой он исполняет свои обязанности. Справка может быть выдана по результатам:
Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Законом №3-Ф3 установлены ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377). Лица, страдающие психическими расстройствами, в том числе наркоманией не могут быть допущены к указанной деятельности. В соответствии с «Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 695 освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет. Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, по его результатам принимается решение о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности). В Федеральном законе № 79 - ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в Федеральном законе № 25 - ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин не может быть принят или находиться на гражданской службе при наличии у него социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Статьей 51 Закона Российской Федерации от 0.07.92 г. № 3266 - 1 «Об образовании» предусмотрено обязательное прохождение периодических медицинских обследований педагогическим работниками образовательных учреждений. Выявление и постановка на учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, их выявление среди персонала, обслуживающего объекты атомной и иной энергетики, транспорта, опасных производств регламентируются следующими руководящими документами: - Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности». В соответствии с данным Постановлением частота осмотров, работников указанных предприятий должна составлять не реже одного раза в два года. - Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. №377 «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», которым утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В соответствии с Законом «О железнодорожном транспорте» от 10.03.2001 г. № 17-ФЗ работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества. В настоящее время действует Инструкция о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад, утвержденная МПС России 01.05.1998 г. № ЦУВС-552. Данный вид осмотров производится медицинскими учреждениями железнодорожного транспорта. Инструкцией предусмотрено, что при выявлении симптомов употребления наркотиков, информация докладывается начальнику локомотивного депо с целью организации взаимодействия с органами прокуратуры, дознания, следствия или суда, уполномоченных выносить постановление о проведении медицинского освидетельствования и выдавать соответствующее направление, а также сопровождения и доставки работника в медицинское учреждение для проведения освидетельствования. На воздушном транспорте порядок предполетного освидетельствования урегулирован Федеральными авиационными правилами «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения», утвержденными приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 г. № 50. Допуск к полетам (управлению воздушным движением) по состоянию здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов Российской Федерации и диспетчеров управления воздушным движением осуществляется на предполетном (предсменном) медицинском осмотре, который проводится медицинскими работниками гражданской авиации (врач, фельдшер) в помещении здравпункта организации гражданской авиации. В случае подозрения на употребление членом экипажа (диспетчером) психоактивных веществ проводится медицинское освидетельствование с применением экспресс-тестов. При получении положительных результатов освидетельствуемый направляется на освидетельствование в медицинское учреждение наркологического профиля. При установлении факта употребления членом экипажа воздушного судна или диспетчером психоактивного вещества врач (фельдшер), проводивший медицинское освидетельствование, в течение суток по телефону, факсу или электронной почте информирует главного специалиста по авиационной медицине регионального управления воздушного транспорта Минтранса России и отдел авиационной медицины и охраны труда Управления персонала и учебных заведений гражданской авиации Минтранса России об отстранении от полетов (дежурства) с указанием фамилии, имени, отчества, возраста, должности, принадлежности освидетельствуемого к организации гражданской авиации и даты медицинского освидетельствования. При однократном выявлении признаков наркотического опьянения каннабиоидами или установлении факта их употребления авиационный персонал отстраняется от работы и в течение трех месяцев проводятся лечебно-оздоровительные мероприятия. Контроль нарколога и невропатолога осуществляется ежемесячно с обязательным медицинским обследованием на наличие метаболитов наркотических веществ в моче. При положительных результатах наблюдения и положительной служебной характеристике авиационный персонал может быть признан врачебно-летной экспертной комиссией (ВЛЭК) годным к профессиональной деятельности. При однократном установлении факта употребления авиационным персоналом опиатов, галлюциногенов, стимуляторов, кокаина или выявлении признаков наркотического опьянения указанными веществами ВЛЭК выносится решение об отстранении от работы и проведении лечебно-оздоровительных мероприятий в течение шести месяцев. В исключительных случаях при полной компенсации нервно-психических функций возможен допуск к профессиональной деятельности после стационарного медицинского освидетельствования ВЛЭК и заключения нарколога, но не ранее чем через шесть месяцев после установления факта употребления опиатов, галлюциногенов, стимуляторов, кокаина или выявления признаков наркотического опьянения. При повторном установлении факта употребления (состояния одурманивания) психоактивных веществ выносится медицинское заключение о негодности к работе. Согласно СТ.20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. В 2002 году Минздрав РФ и Минтранс РФ подготовили методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств». Предрейсовые осмотры проводятся с целью своевременного определения нарушений и отклонений в состоянии здоровья водителей, выявления лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автотранспортным средством как с позиции обеспечения безопасности движения, так и охраны их здоровья. По результатам предрейсового осмотра ведется полицевой учет отстраненных от рейса водителей, для чего используется бланк карты амбулаторного больного (форма 025/у-87), в которую заносятся результаты освидетельствования (анамнез, объективные данные, причина отстранения). Выявление признаков нахождения под действием алкоголя, наркотических и психотропных препаратов или токсикантов, нарушающих функциональное состояние, служит основанием для отстранения водителей автотранспортных средств от работы. В этом случае медицинский работник обязан провести контроль трезвости, который заключается в клиническом обследовании и лабораторной диагностике биологических сред водителя (выдыхаемый воздух и моча), для чего используются алкометры и экспресс-тесты на наркотики. Наличие клинических признаков опьянения и обнаружение в биологической среде наркотического вещества служат основанием для вынесения заключения о нахождении в состоянии наркотического опьянения. Результаты контроля трезвости указываются в протоколе контроля трезвости, составляемом в 2 экземплярах (1 экземпляр протокола остается у медработника, второй - передается руководителю организации). Также каждый случай контроля трезвости регистрируется в специальном пронумерованном, прошнурованном журнале, скрепленном печатью организации или учреждения здравоохранения. В журнале записываются: фамилия, имя, отчество, возраст, место работы и должность, причина направления на обследование, кем направлен, дата и время проведения контроля трезвости, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника. При неясной или неполной клинической картине опьянения, сомнительных результатах лабораторного исследования, противоречивости данных клинического и лабораторного обследования, а также несогласии испытуемого с заключением проведенного контроля трезвости медицинский работник обязан подготовить руководителю организации представление для направления его в территориальное лечебно-профилактическое учреждение и проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости. Медицинский работник ежемесячно подводит итоги предрейсовых медицинских осмотров с анализом причин отстранения от работы водителей, и результаты доводит до сведения руководителя организации. Последний проверяет результаты осмотров и решает вопрос о применении к водителям, употребляющим алкоголь и наркотики, психотропные вещества, дисциплинарных взысканий. В соответствии со ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. №53-Ф3 граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование. Порядок проведения медицинских осмотров и освидетельствования лиц призывного возраста урегулирован Инструкциями, утвержденными совместным приказом Минобороны РФ №240 и Минздрава РФ №168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» от 23.05.2001 г. и Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 №123. Ежегодно до 5 ноября года, предшествующего первоначальной постановке граждан на воинский учет, военный комиссариат истребует: из медицинских учреждений независимо от форм собственности - медицинские документы и другие сведения, характеризующие состояние здоровья граждан, подлежащих учету; из диспансеров - списки лиц, состоящих на диспансерном учете; из органов внутренних дел - сведения о лицах, состоящих на учете за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических, токсических веществ, алкоголя и медицинских препаратов в немедицинских целях. Руководители организаций и учреждений обязаны представить сведения и медицинские документы по запросам военных комиссариатов в 2-недельный срок. Медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету, проводится врачами-специалистами - членами комиссии, включая психиатра, и в случае необходимости – психиатр – нарколога. В ходе медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего учету, врач-специалист - член комиссии, изучив анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние его здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе а) в разделе II учетной карты призывника (форма N 14 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 4 к Инструкции): б) в листе медицинского освидетельствования (приложение N 6 к Инструкции), оформляемом на граждан, подлежащих учету, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными к военной службе, временно негодными к военной службе, негодными к военной службе, а также направленных на обследование (лечение): |