Богданова М. В.Рефлексия психологической защиты в профессиональной деятельности медицинского психологаИсследование реализовано при поддержке гранта Министарства Образования РФ Психологические защиты и безопасность как проблема современно-сти Тема психологической безопасности все чаще поднимается в современ-ном мире и рассматривается с самых разных сторон: от мирового терроризма, в том числе и психологического, когда субъектом выступает все мировое со-общество, до экологичности воздействия на какую-либо характеристику лич-ности при психологическом консультировании, где субъектом является ин-дивид. Это отражается в культуре: вопрос зомбирования, управления челове-ком поднимается в литературе, кино; в сводках новостей: тема воздействия на человека и способы защиты от этого затрагиваются в связи с выборными компаниями, рекламой услуг и продуктов. Обзор научных работ за последнее десятилетие показывает прогрессирующий интерес психологов к проблеме психологической безопасности и технологиям ее достижения. В частности, прерогативой Г.В. Грачева [7] оказывается исследование информационной безопасности и механизмов организации безопасного поведения, защиты от масс-медиа, Доценко Е.Л. [8] активно изучает безопасность и экологичность межличностного взаимодействия, клинические аспекты психологической безопасности внутреннего пространства шизофреников рассматривает Е.Р. Исаева [9]. Все авторы едины в одном: методами, позволяющими сохранить безо-пасность, являются психологические защиты. Изначально, тема психологи-ческой защиты долгое время в нашей стране считалась «запретной», что бы-ло обусловлено особым отношением к психоанализу, детищем которого яв-ляется понятие психологической защиты. Затем, с открытием «железного за-навеса», тема перешла в разряд «элитных», разрабатывать ее можно было только в рамках академической психологии, а сейчас – приобретает народ-ную популярность и более направлена скорее на практическую психологию. Существенно изменился и ракурс рассмотрения психологической защиты. Если изначально Зигмунд Фрейд понимал под психологической защитой средство купирования тревоги, возникающей из-за конфликта субличностей, и придавал ей негативное значение, т.е. она рассматривалась как невротиче-ский симптом, то большинством современных исследователей (Р.М. Грановская, И.М. Никольская [14], Е.Т. Соколова [16], В.Ф. Бассин [3]) признается адаптационная функция психологической защиты, которая вы-ступает одним из важнейших средств сохранения психологического равнове-сия и здоровья. Психологические защиты как мишени психотерапевтического воздейст-вия в психологическом консультировании зачастую являются защитами кли-ента, психологические защиты самого консультанта анализируются лишь в редких случаях возникновения контрпереноса. Мнение психоаналитика Хайнца Когута, что «защищенность является одним из злейших врагов пси-хотерапевта» [по 10, с. 101] отражает общую установку в консультировании: психолог должен быть открыт и незащищен, а иначе он не сможет помочь клиенту. Контрперенос подвергается анализу, и этот анализ является тера-певтическим моментом, как для клиента, так и для консультанта. Феномен переноса классифицируется как полезный и как препятствующий. «Чувства-ми и отношения полезного контрпереноса являются те, которые бдительные терапевты успешно применяют с пользой для клиента, продолжая исследо-вать и обдумывать до тех пор, пока они не оформятся в эмпатические инсай-ты. Феноменом препятствующего контрпереноса является любой, ставший причиной затруднений» [10, с.108]. Все остальные виды психологических защит гораздо реже осознаются и включаются в процесс работы. Целью данной статьи является освещение состояния проблемы психоло-гической безопасности и компиляция тех разработок, которые предлагаются как способы и техники сохранения душевного и психосоматического здоро-вья психолога. Факторы риска нарушения психологической безопасности клиниче-ского психолога Все факторы риска нарушения психологической безопасности можно подразделить на две больших группы: внутренние, которые связаны с лично-стными особенностями психолога, и внешние, которые связаны с условиями его профессиональной деятельности. К последним могут относиться: нормативно-правовая база, регламенти-рующая его деятельность, социально-экономические условия его труда (спрос на услуги, заработная плата, особенности коллектива, в котором при-ходится работать), особенности контингента клиентов/пациентов. Внутренние факторы Одним из важнейших факторов риска нарушения психологической безопасности считается личностная незрелость психолога-консультанта, не-достаточная проработанность его собственных психологических проблем. Не случайно непременным условием получения лицензии на занятия психоана-лизом на Западе считается длящийся до нескольких лет самоанализ, направ-ленный на разрешение собственных глубинных конфликтов. «Консультант… имеет в своей личности белые пятна: непознанные, неосознаваемые аспекты самости, внутренние конфликты, более глубокое познание и разрешение ко-торых способствует становлению эффективного консультанта» [12, с.41]. Как показывают многочисленные исследования мотивации студентов психоло-гов, на факультетах психологии отмечается тенденция, что учиться туда идут люди, которые хотят, прежде всего, разобраться с собственными проблема-ми. Ролло Мэй [13] отмечает: "Во всём мире в консультирование идут те, кто тянется к осмысленной, творческой и полезной работе с людьми, но, как пра-вило, не имеет серьёзного опыта "длинной" психотерапии с её обязательным требованием терапевтической проработки собственных проблем. А для кон-сультанта-профессионала очень высок риск угодить в разные "ловушки", расставленные его же чувствами, мотивами, не до конца осознанным пони-манием своих задач". Основные «ловушки» консультанта: Амбиции, честолюбие и эгоизм – непроработанные качества, ведущие к профессиональному неврозу. Консультант, имеющий такие черты, стре-мится помочь людям не ради них самих, а ради получения самоудовлетво-рения от своей власти, ради профессионального карьерного роста. Често-любие и амбиции могут приводить к фантомизации сознания психолога-консультанта. Прародителями профессии врачей, клинических психологов были знахари [1]. Психолог воспринимается многими людьми кудесни-ком, внешняя сторона психологического воздействия кажется неискушен-ному человеку магической, доступной только профессионалу. Когда фан-том психолога («я могу то, чего не могут остальные: я вижу людей на-сквозь, я могу ими управлять») сталкивается с фантомом пациен-та/клиента («он мне поможет, он решит мои проблемы»), происходит фан-томизация сознания консультанта, у него возникает иллюзорное ощуще-ние собственного могущества. Если рассматривать этот феномен с точки зрения архетипов К. Юнга, то подобное ощущение могущества, способно-сти изменять другого человека, творить, соотносимо с архетипом Демиур-га-бога творца. Разрушение этих иллюзий, происходящее при столкнове-нии с жизненными реалиями, может сопровождаться сильными психо-травмами как консультанта, так и клиента, а также приводить к серьезным личностным деформациям. Перфекционизм, желание все делать отлично, страх ошибиться приводит к напряжению и промаху, как указывал Ф. Перлз [15, с.89]: «Не будь пер-фекционистом! Это проклятие и напряжение, ибо вы дрожите и попадаете мимо цели. Вы были бы точны, если бы позволили себе это. Ошибки – не грехи, это способы создания чего-то нового, отличного». Консультанту следует развить в себе то, что А. Адлер назвал "мужеством несовершен-ства", т.е. умение мужественно принимать неудачу. Склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее ре-активен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Такие преморбид-ные особенности как длительно неугасающий аффект, сензитивность, обидчивость соотносятся с повышением личностного профиля в MMPI по шкале 6 «Аффективная ригидность». «Лица такого типа озабочены своим престижем и отличаются повышенной чувствительностью по отношению к действительным или мнимым несправедливостям… они неспособны к вытеснению отрицательных сигналов и для удовлетворения честолюбия нуждаются в реальных достижениях, подтверждающих их престиж и зна-чимость» [4]. Если же значимость таких людей не будет подтверждаться, то тем скорее будет развиваться синдром эмоционального выгорания, со-провождаемый чувством разочарования в профессиональной деятельно-сти, озлобленностью на «неблагодарных» клиентов. Генерализованная профессиональная идентичность. Данное личностное явление возникает у людей с повышенной ответственностью за поручен-ное дело, исполняемую роль, тесно завязано на отождествление себя с профессиональной деятельностью. Такие психологи ощущают себя пси-хологами везде: не только на рабочем месте, но и в общении с семьей, друзьями, выбирая себе в качестве хобби опять же таки психологию. Желание поделиться своими проблемами с пациентом/клиентом как спо-соб присоединения. В последние годы, как отмечают западные психоана-литики [6], консультанты все чаще позволяют себе делиться с пациента-ми/клиентами своими свободными ассоциациями, фантазиями, мечтами, говорить о личных переживаниях, связанных с пациентом/клиентами и только сейчас осознанных терапевтом в процессе общения. Это связано с изменением авторитарной роли консультанта и отношения в плоскости субъект-объект, на субъект-субъектные отношения. Часто у начинающего консультанта может возникать соблазн поделиться своей проблемой и по-средством этого быстрее присоединиться к проблемам клиента, показать: «я такой же, как ты», спровоцировать его на дальнейшее самораскрытие. К. Витакер [6] считает, что «стоит делиться не своими глобальными про-блемами, а лишь небольшими порциями патологии, эксцентричности; можно делиться свободными ассоциациями, фантазиями, психосоматиче-скими симптомами, особенно теми, что появляются во время общения с пациентами». Когда консультант делится чересчур многим, возникает опасность нагрузить клиента своими трудностями, заразить тревогой. Неудачная метафора профессиональной деятельности. Примером такой метафоры может служить следующая история. В 17-м веке голландский врач Ван Туль-Пси предложил эмблему самоотверженной медицинской деятельности – горящая свеча. Этот символ Ван Туль-Пси подкрепил де-визом: «Светя другим, сгораю сам». На наш взгляд, эти слова применимы и к современным работникам, занятым в сфере здравоохранения, в том числе и клиническим психологам. Профессия медика отличается благо-родством, самоотверженностью и в определенной степени и самопожерт-вованием. Но с точки зрения экологии психологической безопасности символ горящей свечи и традиционной позиции медицинского работника является неэкологичным и вредным, так как приводит к саморазрушению. Более экологичными считаются метафоры родителя (в психоаналитиче-ском консультировании), проводника, сталкера (при личностно-ориентированном подходе). Внешние факторы Внешними факторами, обусловливающими возможность нарушения экологии субъективной реальности, являются условия его профессиональной деятельности, закрепленные в нормативно-правовой базе, режим работы, со-относимый с индивидуальными темпераментными характеристиками психо-лога и особенности контингента, с которым работает психолог. Деятельность клинических психологов на территории Российской Федерации регламенти-руется Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», приказом МЗ РФ N 391 от 26 ноября 1996 года "О подго-товке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатриче-скую и психотерапевтическую помощь", приказом № 386 «Об организации помощи больным с дефектами речи» и приказом № 438 от 16 сентября 2003 года «О психотерапевтической помощи». Рассмотрим некоторые положения приказа № 438, в котором обозначе-ны основные функции и задачи медицинского психолога. В частности, пункт № 1 гласит, что медицинский психолог «самостоятельно осуществляет прием пациентов в соответствии с индивидуальной программой их ведения, ут-вержденной лечащим врачом. Проводит необходимые психодиагностиче-ские, психокоррекционные, реабилитационные и психопрофилактические мероприятия, а также участвует в проведении психотерапии и мероприятиях по психологическому обеспечению лечебно-диагностического процесса. При необходимости прибегает к помощи лечащего врача и консультанта по пси-ходиагностической и психокоррекционный (психотерапевтической) работе». Данный пункт закрепляет прерогативу психокоррекционных воздейст-вий за врачом, что отражает искусственно «заниженное» положение меди-цинского психолога в учреждении: он воспринимается большинством врачей не как равноправный партнер лечебного процесса, а как вспомогательное средство. Подобное восприятие отражается на взаимоотношениях психоло-гов и иного медицинского персонала, принижает значимость его работы и тем самым является фактором отрицательного влияния на психологическое благополучие не только психолога, но и навязывает пациентам ложные ори-ентиры лечебно-коррекционного процесса, ведущие к утрате субъектности, снятию ответственности с себя за возникновение психического сбоя и его устранение. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, связана с интенсивным общением и объемом диагностических и психокоррекцион-ных мероприятий, которые он обязан провести. В приказе № 438 отраже-ны и некоторые нормативы деятельности клинического психолога: преду-сматривается лишь «одна штатная единица психолога консультативно-диагностического отделения на 250 тыс. населения на территории обслу-живания» и «одна штатная единица медицинского психолога лечебно-диагностического отделения на 100 тыс. населения в возрасте от 18 до 60 лет». Как показывает практика, при таком нормативе нагрузка клиниче-ского психолога оказывается огромной и это приводит к тому, что ему приходится работать в состоянии хронического эмоционального напряже-ния. По сравнению с европейскими нормами работы клинических психо-логов и психотерапевтов эти нормы завышены в десятки раз [11, с. 410 – 411]. Дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума», противоречий – это то, с чем сталкивается ка-ждый медицинский психолог в России. Действительно, четкая норматив-но-правовая база отсутствует, постоянный недостаток оборудования обу-словлен бедностью бюджетных средств, так как подавляющее большинст-во клинических психологов работают в государственных учреждениях, частная клиническая психология развивается пока еще очень медленно. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной дея-тельности. Ее могут обуславливать несложившиеся отношения с началь-ством и/или коллегами. Учитывая тот факт, что клинические психологи относительно недавно вошли в медицинскую структуру (приказ о подго-товке клинических психологов датируется 26 ноября 1996 года), которая складывалась по своим законам и традициям долгие десятилетия, а также определенный консерватизм как профессиональную черту медиков, мож-но предположить, что психологи имеют дополнительные адаптационные трудности в коллективе. Многие взгляды медиков и психологов настолько противоположны (например, в рассмотрении человека как объекта воз-действия или субъекта взаимодействия, способы борьбы с болезнью), что это мешает им придти к согласию и сотрудничеству, а порождает некон-структивные споры и обострение отношений. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессио-нал. Зачастую больные бывают тревожными, раздраженными, несчастны-ми, то есть неблагополучными не только в соматическом, но и психологи-ческом отношении и это составляет постоянный контингент клинических психологов. Опрос психологов, работающих в стационарных и поликли-нических отделениях психиатрических учреждений, выявил существен-ные изменения у психологов и врачей в восприятии других людей (непа-циентов), а именно, обычные люди начинают восприниматься через приз-му клинических симптомов, в повседневной речи клинического психолога начинают появляться жаргонизмы (необоснованное использование меди-цинских терминов). Эти результаты соотносятся с данными Г.С. Абрамо-вой [1]. При работе с психически больными людьми возникает «угроза психических нарушений из-за постоянных столкновении с темными сто-ронами жизни и психической патологией» [12, с. 36]. К.Г. Юнг называет это феноменом контаминации или «подсознательной инфекции». Опыт работы в психоневрологическом диспансере позволяет нам отметить, что психологи, длительно работающие с психиатрическими пациентами (2 го-да и более), замечают следующий феномен. При избыточном включении психолога в процесс диагностики или консультирования его психические процессы могут иногда менять темп и подстраиваться под темп пациента, а также отмечаются случаи частичной некритичности к нарушениям в эмоциональной, мыслительной сферах больного. Итак, мы обозначили основные факторы риска нарушения психологиче-ской безопасности, ими являются и условия труда психолога и его личност-ные особенности. Загрязненный экос клинического психолога: последствия Нарушения психологического гомеостаза клинического психолога могут приобретать различные формы: от незначительных искажений в восприятии и толковании фактов, когда работа психологических защит (вытеснения и рационализации) незначительна, до неврозов и стойких профдеформаций, когда психологическая защита приобретает патологическую форму. В дан-ном разделе мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы наруше-ния экологии. Термин Синдром Эмоционального выгорания (СЭВ) ввел американский психолог Фреденберг в 1974 году, подразумевая под ним личностный меха-низм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие действия. Эмоциональное выгорание, по сути, является формой профессиональной деформации. Это динамический процесс, СЭВ возникает поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса. 1. Фаза «напряжения». Нервное (тревожное) напряжение служит пред-вестником и пускающим механизмом в формировании эмоционального вы-горания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. 2. Фаза «резистентности». Формирование защиты происходит на фоне неадекватного избирательного эмоционального реагирования, расширения сферы экономии эмоции, редукции профессиональных обязанностей. 3. Фаза «истощения». Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится прочной структурой личности. Другим схожим синдромом является синдром хронической усталости. Он был открыт в 80-е годы в США. Изначально его симптомы трактовались как новая форма невроза, в отечественной психиатрии его аналогом являлся диагноз астения переутомления. Основными различиями между СХУ и СЭВ является то, что СХУ приводит в итоге фантомизации сознания и функцио-нальное отношение к человеку. СЭВ приобретают профессионалы, изначаль-но обладающие большим творческим потенциалом, ориентированные на дру-гого человека, фанатично преданные делу. Как указывает Г.С. Абрамова [1], основными внешними признаками профдеформации персонала (в том числе и медицинских психологов) в пси-хоневрологических диспансерах являются: • Появление определенного профессионального жаргона. • Отношение к пациенту как к носителю болезни тождественному ей («Сегодня была такая интересная шизофрения»). • Наклеивание ярлыков на клиентов, отношение к ним не как к лично-сти как к средству – самоутверждения, зарабатывания денег. К таким признакам можно также отнести: • Появление черного юмора. • Апатия и безразличие к новым разработкам и исследованиям в облас-ти психологии. Техники личностной безопасности клинического психолога Психологическую защиту принято как в западной (А.Фрейд о психиче-ских автоматизмах), так и отечественной психологии [14, с. 44] разделять на бессознательные механизмы (психологические защиты в их классическом психоаналитическом понимании) и относительно или полностью осознавае-мые копинг-стратегии, которыми человек может управлять самостоятельно. Рассмотрим различия между психологической защитой и стратегиями совла-дания (анализ сделан по [5]).
Очевидно, что по эффективности и конструктивности психологические защиты значительно уступают копинг-механизмам, так как являются более регрессионными, близкими к невротической симптоматике. Человек, исполь-зующий для снижения тревоги, чувства амбивалентности, противоречия пси-хологическую защиту, «платит» намного большую цену, чем в случае ис-пользования копинг-стратегии, так как бессознательные психологические защиты требуют больших энергозатрат и значительнее искажают информа-цию, что приводит к снижению эффективности взаимодействия с окружаю-щим миром. Как указывает И.М. Никольская, «эти затраты могут быть на-столько существенны, и даже непосильными для личности, что в ряде случа-ев это может привести к появлению специфических невротических симпто-мов и к нарушениям приспособляемости» [14, с.27]. Для снижения риска развития профдеформации и иных нарушений пси-хологической безопасности клиническому психологу необходимо уметь ис-пользовать копинг-механизмы. Каждый психолог может выработать свои ин-дивидуальные стратегии, мы же предлагаем несколько общих правил. Правило разделения. Оно состоит в том, что необходимо четко разделять профессиональную деятельность и личную жизнь: не брать работу домой, иметь хобби, далеко отстоящее от профессии, иметь друзей, которые не яв-ляются коллегами и, самое главное, не «вешать» на себя проблемы пациента. Это вовсе не означает, что нужно работать отстраненно и бездушно. Рацио-нальнее выработать ритуалы типа: «ритуал белого халата». Когда врач при-ходит на работу и надевает белый халат, он включается в работу: он внима-телен к пациентам, терпим и добр к ним, стремится им помочь настолько хо-рошо, насколько он может. В конце рабочего дня врач снимает халат и вме-сте с ним снимает те проблемы, которые налипли на него за рабочий день. Хорошо в этом случае стряхнуть усталость и негативные эмоции с рук и с ног, то есть сделать такую своеобразную гимнастику, или принять душ. Не-даром народные целители, поработав с пациентом, моют руки, стряхивают с себя болезнь пациента. Наиболее эффективны ритуалы, разработанные под конкретного психолога с учетом уже имеющихся бессознательных психоло-гических защит. Правило смены деятельности. Про врачей есть анекдот советских вре-мен. Советского врача спрашивают: «Почему вы работаете на 1,5 ставки?» Он отвечает: «Потому что если я работаю на одну, то кушать нечего, а если на две – то кушать некогда, вот и приходится на полторы работать». Ни для кого не секрет, что наши врачи, являясь работниками бюджетной сферы, вы-нуждены работать не на одну ставку, брать сверхурочную работу. Большие дополнительные нагрузки имеют и клинические психологи. Как уже упоми-налось выше, это является дополнительным фактором, способствующим раз-витию СЭВ. Лучший вариант, когда дополнительная работа носит иной ха-рактер, исключает общение с пациентами, например, это может быть научная исследовательская деятельность, или педагогическая, когда своими знаниями и накопленным опытом врач может поделиться со студентами. Особенно по-лезным это правило является для психиатров, психотерапевтов, психологов, то есть для специалистов, которые при лечении пациентов опираются не на психотерапевтические техники, а собственную личностную силу. Правило времени. Тайм-менеджмент может быть применен не только в организационной психологии, но и как средство повышения стрессоустойчи-вости. Страх не успеть, опоздать, недостаточно структурированная деятель-ность могут быть устранены с помощью технологий тайм-менеждмента. Тайм-менеджмент позволяет при организации времени учитывать биологи-ческие ритмы человека, сводя к минимуму хроническое переутомление, по-стулируя правило: силы должны быть восстановлены в конце каждого вре-менного периода (к концу дня, недели, месяца, года). Современный тайм-менеджмент действует по трем принципам. 1. В организации личного време-ни как и выработке защитных ритуалов необходим «индивидуальный по-шив»; человеку следует определить собственный баланс между жесткой ор-ганизацией, планированием и спонтанностью. 2. Мышление, направленное на эффективность: «Сами по себе технические приёмы, без фундамента в ви-де «эффективного мышления», не могут стать источником постоянного раз-вития, совершенствования методов управления своим временем» [2; с. 25]. 3. Все может быть усовершенствовано, так как резервы эффективности и разви-тия неисчерпаемы. Таким образом, клинический психолог, владеющий способами эффек-тивной организации собственного времени не только труда, но и отдыха, по-лучает с освоением тайм-менеджмента и энергию к саморазвитию. Правило внутренней метафоры. Очень большую роль в формировании СЭВ играют внутренние установки, внутренние метафоры, то, как человек представляет, мыслит себя как специалиста. Деструктивность девиза «Светя другим, сгораю сам» очевидна. Клинический психолог, достигший опреде-ленного профессионального уровня, имеет сложившийся образ своего про-фессионального Я. Если в процессе работы, супервизии обнаруживается, что образ имеет разрушающие компоненты, необходимо его видоизменить, но не уничтожать, так как тем самым можно нанести вред личности, ведь, как го-ворится «свято место пусто не бывает», вполне вероятно, что бессознатель-ное может занять освободившееся семантическое пространство каким-нибудь иным негативным образом. Внутреннюю метафору нужно именно конструктивно преобразовывать, чтобы с одной стороны психолог ощущал себя хорошим специалистом, действительно помогающим людям, а с другой стороны – был эмоционально благополучным, уравновешенным и защищен-ным от стресса. Литература. 1. Абрамова Г.С., Юдич Ю.А. Психология в медицине – М.: «Кафедра – М», 1998 – 272 с. 2. Архангельский Г. А. Организация времени – СПб.: Питер, 2003. -415 с. 3. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите / Вопросы философии – №2 – 1969, с.118-125. 4. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многосто-роннего исследования личности. - М.: «Фолиум», 1994. 5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ. - 1984. -204с. 6. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта - М.: «КЛАСС», 1998, 203с. 7. Грачев Г.В. Информационно – психологическая безопасность лично-сти: теория и техника психологической зашиты. Текст докторской дис-сертации. – М.: 2000 8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и за-щита. – М.: «ЧеРо» совместно с издательством «Юрайт», 2000. -344с. 9. Исаева Е.Р. Копинг-механизмы в системе приспособления поведения больных шизофренией. СПб. 1999. 10. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом – СПб.: Б.С.К., 1997.- 143 с. 11. Клиническая психология / под ред. М. Пере, У. Баумана. – СПб.: Пи-тер, 2002.- 1312 с. 12. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М.: Акаде-мичексий проект, 1999. – 240 с. 13. Мэй Р. Искусство психологического консультирования – М.: «КЛАСС», 1994. – 144 с. 14. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 507 с. 15. Перлс Ф. Внутри и вне помойного ведра. – М.: «КЛАСС», 1990. 16. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при погранич-ных расстройствах и соматичеких заболеваниях. – |
![]() |
Курс лечения все- го в том числе по поводу все- го из них детей (14 лет, 11 мес. 29 дн.) забо |
![]() |
1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи. |
![]() |
С. В. Михалков орви самые распространенные человеческие болезни до 90% всех случаев инфекционных |
![]() |
Исследование проводилось на осушенных и вторично заболоченных торфяниках в пойме р. Га В последние годы все чаще и острее поднимается проблема изменения климата в следствие увеличения... |
![]() |
В последнее время у вас всё чаще болит и кружится голова, темнеет в глазах, повышается давление? |
![]() |
Пивной алкоголизм является проблемой, о которой все чаще говорят врачи наркологи. Все больше молодежи |
![]() |
Все, что вам нужно знать о витаминах плюс немного больше в нашей энциклопедии есть все о том, как |
![]() |
Все родители мечтают о том, чтобы зубы их малышей были всегда здоровы. Многие мамы и папы полагают, Икроорганизмами, которые ферментируют в течение достаточно долгого времени углеводы пищи с образованием... |
![]() |
Психика как отражение мира и человека это предмет такой безграничной сложности, что ее можно наблюдать |
![]() |
Организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной |