Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии icon

Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии





Скачать 151.11 Kb.
Название Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии
Дата 29.03.2013
Размер 151.11 Kb.
Тип Документы
Объяснительная записка

В целях реализации закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», а также приказа Минздравмедпрома России № 294 от 30.10.95 г. "О психиатрической и психотерапевтической помощи» особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов в области психиатрии.

В соответствии с представлением о последовательной ступенчатой и связной системе образования наиболее целесообразным является дальнейшее совершенствование системы образования в виде такого варианта послевузовской подготовки врачей-психиатров как аспирантура по психиатрии.

^ Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии

Основной целью обучения в аспирантуре является приобретение современных профессиональных знаний и навыков, необходимых для работы в различных научно-исследовательских центрах и в высших медицинских учебных заведениях.

Окончивший аспирантуру врач должен быть готов к занятию должности научного сотрудника в научно-исследовательском учреждении, преподавателя в высшем учебном заведении, выступать в роли супервизора профессиональной деятельности врачей-психиатров, быть экспертом при лицензировании и аккредитации психиатрической службы специалистов.

В аспирантуру принимаются по экзаменационному конкурсу врачи, имеющие специализацию и стаж работы психиатрии

Задачи обучения в аспирантуре.

I. Освоение методологических и теоретических основ психиатрии

2 Углубленное усвоение знаний по диагностике и дифференциальной диагностике психических, нервно-психических и психосоматических заболеваний

3 Приобретение знаний и навыков по проведению научно-исследовательской работы. Исполнение исследования по избранной теме под руководством научного руководителя» Подготовка и написание кандидатской диссертации

4. Подготовка в области организации психиатрической службы в усло­виях муниципального здравоохранения и страховой медицины

5. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности в соответствии с положениями реабилитационного подхода.

Структура этапного освоения практических основ психиатрии,

В настоящей программе предусмотрено последовательное освоение теоретических и практических профессиональных знаний, необходимых для проведения научно-исследовательской работы и преподавания в области психиатрии

1-й год обучения

- освоение теоретических и методологических основ клинической пси­хиатрии и методов выполнения научных исследований

- приобретение навыков коммуникативной компетенции в исследовании психически больных

- составления плана диссертации и глубокое ознакомление с литературой

- проведение первоначальных исследований и экспериментов

2-й год обучения

  • окончательная коррекция плана исследования и выполнение основного объема научной работы, предварительное подведение результатов

- подготовка полученного материала для публикации в печати

- подготовка и сдача экзаменов по кандидатскому минимуму

3-й год обучения.

- завершение исследовательской работы, окончательное подведение ито­гов.

- приготовление материалов к последующим публикациям в печати

- написание текста диссертации и сдача его для проведения рецензиро­вания

- защита кандидатской диссертации

Высокий уровень профессиональной подготовки психиатра в аспирантуре обеспечивается:

1) Проведением обучения в научно-исследовательском учреждении, имеющем специальные клиники и лаборатории.

2) Высокой квалификацией преподавательского состава и кураторов (профессора, доктора и кандидаты медицинских и психологических наук)

3) Необходимым современным техническим оснащением учебной базы.

4) Использованием принципов развивающего (проблемного) обучения, обеспечивающего активизацию познавательного процесса и создающего высокую мотивацию к освоению специальности

5) Систематическим контролем качества учебного процесса и его результатов,


^ Программа обучения в аспирантуре по психиатрии

  1. Образовательно-профессиональная подготовка

    1. Клиническая подготовка

Пропедевтика психиатрии

Клинико-психопатологическое исследование: расспрос больного при исследовании его психического состояния, расспрос больного при получении субъективных анамнестических данных, расспрос родственников больного и других лиц при получении объективных анамнестических данных, наблюдение за больным. Общесоматическое исследование больного. Неврологическое исследование больного. Клиническое исследование крови. Клиническое исследование мочи .Биохимическое исследование крови и мочи. Определение содержания психотропных препаратов в крови. Исследование ликвора; бактериологические методы, биохимические методы, коллоидные реакции (Ланге, Нонне-Аппельта, Вейтбрехта).

Рентгенологические, пневмоэнцефалографические и ангиографические методы исследования в психиатрии.

Электроэнцефалографическое и М-эхографическое исследование.

Компьютерная томография в психиатрии.

Ядерно-магнитный резонатор (ЯМР) в психиатрии.

Генетические методы исследования психически больных, генеалогический метод, близнецовый метод, биохимический метод, цитогенетический метод.

Морфологические методы исследования в психиатрии: макроскопические методы, гистологические методы.

Оформление полученных данных в клинической истории болезни: первичный и динамический психический статус, общесоматический и неврологический статус, этапный и выписной эпикризы, катамнез

Методы изучения распространенности нервно-психических заболеваний.

Статистика психиатрических и психоневрологических учреждений.

Форма учета, отчетности.

Ведение документации.

Общие методические и статистические подходы к разработке статистической документации.

Анализ деятельности психиатрических стационаров.

Анализ деятельности психоневрологических диспансеров, отделений, кабинетов.

Показатели эффективности работы психоневрологических учреждений.


^ Общая психопатология

Расстройства ощущений, восприятий, представлений. Расстройства чувственного познания. Иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинации. Основные синдромы расстройства восприятия.

Расстройства памяти и интеллекта. Амнезии, парамнезии Интеллектуальные расстройства. Основные синдромы нарушений памяти и интеллекта.

Расстройства мышления. Расстройство ассоциативного процесса. Учение о бреде. Критерии определения бреда. Бред, сверхценные и доминирующие идеи. Основные бредовые синдромы. Навязчивости и фобии.

Расстройства эмоциональной сферы. Нарушения эмоционального реагирования. Симптомы расстройств настроения. Синдромы эмоциональных расстройств: маниакальный синдром, депрессивный синдром

Волевые расстройства. Нарушение волевых побуждений: гипобулия, абулия, апатические синдромы. Амбивалентность, амбитендентность, негативизм. Нарушения влечений.

Психомоторные расстройства. Расстройства речи: заикание, дизартрия, афазии. Синдромы двигательных расстройств: ступор, двигательное возбуждение. Припадки.

Расстройства сознания. Философские, медицинские и психиатрические понятия сознания. Критерии определения ясности сознания. Самосознание Синдромы помрачения, выключения сознания. Синдромы измененного сознания. Синдромы деперсонализации и дереализации.

Нарушения личности. Преморбидные типы личности. Понятие об акцентуациях характера. Расстройства личности.


^ Частная психиатрия

Шизофрения. История развития учения о шизофрении. Распространенность. Основные формы и типы течения. Исходы. Прогноз. Этиология и патогенез. Лечение. Лекарственный патоморфоз. Формы реабилитации.

Маниакально-депрессивный психоз. История выделения. Распространенность. Депрессивные и маниакальные фазы. Биполярные и монополярные формы течения. Смешанные состояния. Атипичные фазы. Циклотимия. Этиология и патогенез. Прогноз. Лечение.

Функциональные психозы позднего возраста. Распространенность. Клинические проявления и течение. Вопросы классификации. Инволюцион­ная меланхолия. Инволюционные бредовые психозы. Этиология и патогенез. Прогноз. Лечение и реабилитация.

Пограничные психические расстройства. Реактивные психозы. Неврозы. Стрессовые и постстрессовые расстройства. Экстремальные и кризисные состояния.

Психосоматические заболевания

Расстройства личности

Психические нарушения при атрофических и дегенеративно-метаболических заболеваниях головного мозга. Сенильная деменция. Распростра­ненность. Клинические проявления. Формы старческого слабоумия. Болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, хорея Геттингтона. Этиология и патогенез. Клинические проявления. Лечение и прогноз. Организация психической помощи больным с тяжелыми формами атрофического слабоумия.

Сосудистые заболевания головного мозга. Атеросклероз сосудов головного мозга. Гипертоническая болезнь. Клинические проявления начальной стадии сосудистой деменции, острых: сосудистых психозов. Затяжные и эндоформные сосудистые психозы. Лечение, профилактика, прогноз.

Психические расстройства в связи с черепно-мозговой травмой. Распространенность. Клинические проявления. Начальный и острый периоды черепно-мозговой травмы. Психозы острого периода. Пароксизмальные состояния. Период отдаленных последствий. Лечение, реабилитация, прогноз.

Эпилепсия. Распространенность. Этиология и патогенез. Генуинная и симптоматическая формы. Клинические проявления, пароксизмальные нарушения. Изменения личности. Эпилептическое слабоумие. Острые и хронические психозы. Клиническая, лабораторная диагностика. Электроэнцефалографическая характеристика эпилептических припадков и эквивалентов. Лечение, прогноз, реабилитация.

Хронический алкоголизм. Этиология и патогенез. Клиническая картина. Лечение. Алкогольные психозы. Этиология и патогенез. Клиническая картина. Лечения. Социально-реабилитационные мероприятия для больных хроническим алкоголизмом.

Злоупотребление психотомиметическими средствами, стимуляторами и др. лекарственными препаратами. Клинические проявления. Лечение. Профилактика.


^ Терапия психических расстройств

Современная психофармакология. История. Значение. Классификация психотропных средств.

Нейролептические средства. Классификация. Характер действия. Показания. Методика применения. Противопоказания. Побочные действия и осложнения. Нейролептический синдром и его лечение.

Антидепрессанты. Классификация. Характер действия. Показания. Методика применения. Противопоказания.

Транквилизаторы. Классификация. Методика применения. Осложнения.

Соли лития. Методика применения. Побочные действия и осложнения.

Лечение препаратами метаболического действия (ноотропы).

Корректоры психофармакологических препаратов.

Инсулинокоматозная терапия. Показания. Методика применения. Осложнение и их устранение.

Электросудорожная терапия. История вопроса. Показания. Методика. Осложнения и борьба с ними. Другие виды судорожной терапии.

Современные противоэпилептические средства. Основные антиконвульсанты. Классификация. Показания. Методика применения.

Ургентная психиатрическая помощь. Борьба с возбуждением. Лечение эпилептического статуса, меланхолического раптуса, сумеречных состояний, фебрильной кататонии, тяжелого делирия и других опасных для жизни состояний. Организация интенсивной терапии.

Трудовая терапия и терапия занятостью. Формы и организация. Место и значение в системе социально-трудовой реабилитации психически больных.

Организация психиатрической помощи

Стационарная и внебольничная помощь. Структура психиатрических больниц. Диспансеры, полустационарные учреждения. Лечебно-трудовые мастерские. Вопросы неотложной госпитализации психически больных, её правовое обоснование.

Нормы нагрузки типовых психиатрических стационаров и кабинетов

Психиатрическая эпидемиология. Распространенность психических заболеваний. Медико-статистические методы работы психиатрических больниц и других учреждений


^ 1.2 Фундаментальные дисциплины (фундаментальная подготовка)

Генетика психических заболеваний

История вопроса.

Общая характеристика методов генетических исследований.

Понятие о мультифакториальном этиопатогенезе психических заболеваний.

Данные популяционных генетических исследований психических заболеваний.

Данные семейных (генеалогических) генетических исследований психических заболеваний.

Данные близнецовых генетических исследований психических заболеваний.

Данные цитогенетических исследований психических заболеваний.

Понятие о маркерах предрасположенности к психическим заболеваниям.

^ Данные биохимических (нейрохимических) исследований при психических заболеваниях.

История вопроса.

Общая характеристика методов биохимических исследований.

Катехоламиновая система при психических заболеваниях.

Другие нейротрансмиттеры при психических заболеваниях: гамма-аминомасляная кислота, серотонин, прочие.

Некоторые ферменты при психических заболеваниях: моноаминооксидаза, креатинофосфокиназа, лактатдегидрогеназа, прочие.

Особенности белкового, углеводного, липидного, пигментного и некоторых других видов обмена при психических заболеваниях.

Энзимы печени при психических заболеваниях.

Нейропептиды при психических заболеваниях: эндорфины. энкефалины, прочие.

^ Данные иммунологических исследований

История вопроса.

Общая характеристика методов иммунологических исследований.

Понятие о гуморальном иммунитете.

Понятие о клеточном иммунитете.

Теория аутоиммунной природы психических заболеваний.

Данные иммунных исследований при эндогенных психических заболеваниях.

Данные иммунных исследований при органических психических заболеваниях.

^ Данные морфологических исследований при психических заболеваниях

История вопроса.

Общая характеристика методов морфологических исследований.

Данные нейроморфологических исследований при эндогенно-органических психических заболеваниях.

Данные нейроморфологических исследований при экзогенно-органических психических заболеваниях.

Данные нейроморфологических исследований при эндогенных психических заболеваниях.

^ 1.3. Общественное здравоохранение и здоровье

Организм и среда, биосоциальные аспекты здоровья и болезни.

Теоретические основы здравоохранения в РФ. Принципы организации здравоохранения в РФ. Программы здравоохранения в РФ.

Теоретические основы санитарной статистики. Методика статистических исследований. Демографическая статистика.

Экономика и планирование здравоохранения.

Финансирование психиатрических и психоневрологических учреждений.

Принципы бюджетного устройства РФ. Внебюджетные средства. Расчеты и расходы на капитальные вложения. Штатные расписания сметы. Исполнение бюджета и сметы.

Органы управления здравоохранением, их задачи. Роль главного специалиста в вопросах управления. Управление диспансером. Управление стационаром. Инструктивные документы.

Основные принципы и организационно-функциональная структура системы последипломного образования врачей в РФ.

Законодательство и основные регламентирующие документы в области последипломного образования врачей в РФ.

Место специализированной психиатрической помощи в системе здравоохранения, социального обеспечения и образования.

Задачи оказания психиатрической помощи.

Принципы организации психиатрической помощи.

Неотложная психиатрическая помощь.

Консультативно-диагностическая, лечебная, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях.

Психиатрическая экспертиза; определение временной нетрудоспособности.

Социально-бытовая помощь; содействие в трудоустройстве; решение вопросов опеки.

Психиатрическая помощь и страховая медицина.


^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Обучения в аспирантуре по специальности «психиатрия»

Длительность обучения - 3 года, форма обучения - очная










Индекс

Раздел программы

Продолжительность







Часы

недели

I.

ОПД.АФ.00

Образовательно-профессиональная подготовка

1080

20

ОПД.АФ.01

Иностранный язык

100




ОПД.АФ.02

История и философия науки

100




1.1. ОПД.АФ.03

Клиническая подготовка

592







В том числе:










Пропедевтика психиатрии

80







Общая психопатология (симптоматология и синдромология)

198







Частная психиатрия

252







Терапия психических расстройств

216







Организация психиатрической помощи

36




1.2

Фундаментальная подготовка

14







Генетика

2







Биохимия

3







Нейрофизиология

3







Иммунология

3







Морфология

3




1.3.

Общественное здравоохранение

12







и здоровье










Организация здравоохранения

4







Экономика здравоохранения

4







Страховая медицина

4




II.

ФД.А.00

Факультативные дисциплины

288

8




Психотерапия










Наркология










Психофармакология










Лечение кризисных состояний










^ ИТОГО времени на освоение образовательной компоненты программы

1080

20

НИР.А.00

Научно-исследовательская работа и выполнение кандидатской диссертации

110 недель

ИА.А.00

Итоговая аттестация




ИА.А.01

Кандидатский экзамен по иностранному языку




ИА.А.02

Кандидатский экзамен по истории и философии науки




ИА.А.03

Кандидатский экзамен по специальным дисциплинам




ПД.А.00

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

10 недель

Итого времени на научно-исследовательскую работу и подготовку диссертации:

120 недель
(6480 час.)








Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии icon Рабочая версия программы февраль 2009 цели и задачи программы главная цель Разработка и применение

Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии icon Экзаменационная программа по психиатрии и наркологии для студентов 5 курса педиатрического факультет
Предмет и задачи психиатрии, наркологии и детской психиатрии. Правовые аспекты психиатрии. Закон...
Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии icon Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. №108 Цели и задачи программы-минимум

Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии icon Междисциплинарная программа преподавания вопросов здорового образа жизни (зож) студентам педиатрического

Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии icon Междисциплинарная программа преподавания вопросов здорового образа жизни (зож) студентам педиатрического

Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии icon Аннотация программы учебной дисциплины «анатомия и возрастная физиология» Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии icon Аннотация программы учебной дисциплины «Первая медицинская помощь» Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии icon Федеральные целевые программы по охране здоровья населения Российской Федерации. Цели и задачи. Медицинская

Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии icon Экзаменационная программа по психиатрии и наркологии для студентов лечебного факультета предмет и
Юридические аспекты отечественной психиатрии и наркологии. Законы РФ «О психиатрической помощи и...
Цели и задачи программы обучения в аспирантуре по психиатрии icon Экзаменационная программа по психиатрии и наркологии для студентов медико-профилактического факультета
Юридические аспекты отечественной психиатрии и наркологии. Законы РФ «О психиатрической помощи и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы