|
Скачать 424.34 Kb.
|
Содержание
4.4. Индивидуальные резервы психического здоровья |
4.1. Новая превентивная парадигма и уровни профилактики психического здоровья Профилактика выступает в качестве первой практической технологии, направленной на улучшение индивидуального и общественного психического здоровья. На современном этапе рассмотрение принципа превенции как второстепенного по отношению к другим постулатам комплексной деятельности по охране психического здоровья заменяется осознанием исключительной важности профилактических мероприятий. Деятельность по предотвращению психических нарушений воздействует на причины их возникновения, а не борется с последствиями. Речь идет не только об эффективности финансовых вложений в мероприятия по предотвращению инцидентов болезни, но и о «спасенных человеческих душах». Профилактика делает акцент на возможности обнаружения факторов, оказывающих патогенное влияние, и воздействия на них, а также на укрепление факторов психического здоровья. Постепенно принцип профилактики проникает во многие традиционные науки о психическом здоровье, а в отдельных направлениях социальной медицины, психологии и социальной работы становится ведущим. Его роль тем более выражена, чем больше медицинские и социальные науки продвигаются в своих задачах от рассмотрения индивидуальных случаев к общественному здоровью, изучая в совокупности факторы микро- и макросреды. Подобная закономерность характерна для социальных наук, хотя, как мы видели, такие психологические направления, как валео-логия и психология здоровья, также призваны воспитывать у чело века привычку к здоровью. Набирает темпы и профилактическая медицина. Профессионализм медицинских специалистов важен сегодня не только в психофармакологии, но и в применении методов психопрофилактики. Профилактическая парадигма помогает увидеть всю палитру состояний психического здоровья. Исходя из того, что здоровье, как и болезнь, рассматривается как ступенчатый процесс, каждому его уровню соответствуют различные способы профилактического воздействия. Французский физиолог Клод Бернар писал о необходимости познания врачом трех вещей: условий здоровья, чтобы их поддерживать; условий развития болезни, чтобы их предупреждать; условий выздоровления, познание которых позволит закре пить лечебный эффект. Поэтому профилактическая работа может осуществляться на всех ступенях континуума здоровье—болезнь. В настоящее время принята трехуровневая схема профилактики, включающая первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика предполагает активное проведение мероприятий, предупреждающих возникновение заболевания. На этом уровне профилактика наиболее полно отвечает своему определению. В общем виде ее задачами являются предвосхищение будущих проблем и целенаправленные действия во имя желаемой цели или предотвращения нежелательных результатов. Основные усилия направлены на то, чтобы изменить ситуацию до того, как она будет оказывать негативное влияние на человека, в данном случае на его психику. Мероприятия первичной профилактики охватывают широкий спектр работы с населением в целом, а не только с группами риска. К ним относятся просвещение, информирование, образовательные превентивные программы, социально-гигиенические мероприятия, специализированные уроки в школах, классы для родителей, психологическое консультирование. На этом уровне существуют также целевые программы для социальных групп, у которых высок риск возникновения психических нарушений, например выражен наследственный фактор, плохие условия жизни и работы, имеются вредные привычки и т.д. Вторичная профилактика включает мероприятия, проводимые на этапе, когда наличие патологии уже может быть установлено. Здесь превентивные усилия направлены на то, чтобы предотвратить развитие болезни, ухудшение симптомов, распространение воздействия сопутствующих негативных факторов на ок ружение, а также воспрепятствовать хронизации заболевания. Вторичная профилактика часто связывается с лечением, определяя терапевтический компонент в качестве основного в недопущении рецидивов болезни. Так, работу по предотвращению повторных суицидальных попыток можно отнести к уровню вторичной профилактики. Профилактика на этом уровне зачастую носит индивидуальный характер, но может осуществляться и по отношению к группам, объединенным схожими проблемами психического здоровья. Третичная профилактика соотносится с деятельностью, направленной на предупреждение дальнейшего развития клинических проявлений заболевания, приводящих к инвалидизации и неблагополучному исходу. Целью мероприятий на этом этапе является по-прежнему профилактика рецидивов, а также стабилизация состояния даже хронических больных путем внедрения медицинских и социальных программ. Поэтому задача третичной профилактики ставится более широко — восстановить не только здоровье, но и поддержать социальное функционирование. Помощь направлена на уменьшение остаточных эффектов болезни, сокращение ее продолжительности и ограничение возможностей. Для профилактики инвалидизации при психической болезни наряду с лечебными программами применяются специализированные реадаптационные мероприятия, специальное социальное обслуживание и другие меры. Поэтому третичная профилактика часто рассматривается как реабилитация. В России известна также классификация профилактических мероприятий, разработанная А. В. Мартыненко. Предложенная им базовая модель основана на дифференциации групп, нуждающихся в медико-социальной помощи, т.е. клиентских групп. Среди них — группа повышенного риска, члены семьи клиента и его ближайшее социальное окружение, длительно и часто болеющие, больные с выраженными социальными проблемами, инвалиды. В рамках модели предполагается, что превентивные усилия особенно важны для первой и второй групп, в других группах значимость их уменьшается. Профилактическая медико-социальная работа рассматривается наряду и в сравнении с работой патогенетической направленности, в рамках которой осуществляются лечебные мероприятия. В кратком изложении общие формы профилактической медико-социальной работы, в том числе и по отношению к проблемам психического здоровья, представляются следующим образом. ![]() Первая группа — группа повышенного риска разработка целевых программ профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья; проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и формированию установок на здоровый образ жизни с учетом специфики клиентов групп повышенного риска; выполнение определенных профилактических мероприятий; участие в проведении социально-гигиенического мониторинга; организация профилактических осмотров; определение факторов риска для здоровья; информирование граждан о состоянии индивидуального и общественного здоровья. Вторая группа — члены семьи клиента и его ближайшее окружение санитарно-гигиеническое просвещение; содействие организации досуга и формирование здорового образа жизни; профилактика вовлечения в асоциальные группы; семейное консультирование; патронаж семей социального риска; содействие в разрешении микросредовых проблем; содействие семьям в получении информации о видах соци альной защиты. Третья группа — длительно и часто болеющие профилактика неблагоприятного развития и ухудшения здо ровья, выхода на инвалидность; комплексная оценка социального статуса клиента; содействие в преодолении правовых проблем; содействие в решении вопросов материального характера; патронаж клиента в связи с болезнью. Четвертая группа — больные с выраженными социальными проблемами профилактика развития болезни, выхода на инвалидность, смертности; выявление неблагоприятной микросреды и ее оздоровление; участие в предупреждении общественно опасных действий; социально-правовое консультирование, защита прав и ин тересов; содействие в преодолении социально-бытовых и жилищных трудностей; оформление опеки и попечительства; информирование соответствующих служб о социальном ста тусе и социальных проблемах больных. Пятая группа — инвалиды предупреждение усугубления медицинских последствий и преждевременной смертности; участие в предупреждении общественно опасных действий; участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности и смертности; организация медико-социальной экспертизы; определение потребности инвалида в различных видах соци альной защиты; содействие инвалиду в реализации его прав, представление его интересов в органах власти; участие в определении дееспособности, возможной опеке и попечительстве; содействие в получении материальной помощи, решении жилищных проблем; помещение клиента в стационарные учреждения социаль ного обслуживания. Таким образом, целенаправленная профилактика в данной модели затрагивает в большей мере возможности внешней среды по обеспечению медико-социальной помощи, а в меньшей — внутриличностные установки по укреплению здоровья, также являющиеся существенными ресурсами. Детализация системы медико-социальной помощи демонстрирует пути улучшения микросоциальных и макросоциальных условий, в которых находятся проблемные группы — группы риска и группы заболевших. Тем не менее для целей первичной профилактики исключительное значение придается работе с широким сообществом, а не только с группами риска. В связи с'этим необходимо прояснить технологии профилактики и сосредоточиться на методах социальной превенции в области психического здоровья, а затем обратиться к возможностям самопомощи и индивидуальной профилактической работы. 4.2. Возможности социальной профилактики Общегосударственные и местные программы социальной профилактики, направленные на предотвращение возникновения психических нарушений, могут оказать огромное влияние на общественное психическое здоровье. Широкие группы населения — сообщества по месту жительства, организованные группы по месту работы или учебы, пользователи социальных и медицинских ![]() В первую очередь важна общая ориентация системы социальных институтов на мероприятия, информирующие о вреде определенного стиля жизни и предлагающие позитивные модели для личностной самореализации. Зачастую недостаток информации о причинах психических нарушений и рецептах поддержания здоровья, формах социальной, психологической и медицинской помощи, а также об организациях, осуществляющих профилактику в области психического здоровья, приводит к тому, что проблема, связанная с психическим здоровьем, не распознается вовремя, и психическое состояние человека ухудшается, что приводит к необходимости клинического вмешательства. Поэтому информирование населения по различным вопросам психического здоровья является одним из ведущих методов социальной профилактики. Очевидно, что здесь велика роль средств массовой информации, которые используют свои каналы для быстрого и массового оповещения о службах помощи, таких, как телефоны доверия, специализированные центры для реадаптации военнослужащих и другие организации. Масс-медиа могут осуществлять наиболее эффективно рекламу профилактических центров, размещать различную справочную информацию об услугах специалистов психического здоровья. Другим влиятельным методом социальной профилактики может служить прямое государственное регулирование, т. е. политика запрета или ограничения, как в случае с распространением алкогольных напитков и наркотических веществ. Так, существующий в Швеции запрет (бан) на свободную продажу алкоголя, подобно «сухому закону», ограничивает широкое потребление алкогольной продукции. В данном случае государством были приняты определенные законодательные меры для того, чтобы снизить вероятность возникновения алкогольной зависимости. Во-первых, введен контроль за качеством винно-водочной продукции. Во-вторых, установлен запрет на розничную продажу алкоголя в обыч-, ных магазинах, где стало невозможным приобретение напитков с содержанием спирта более 3,5 градуса. В-третьих, учреждены специализированные магазины, имеющие право на продажу винно-водочной продукции, часы работы которых были также ограничены. В частности, магазины не работали в воскресенье, перед началом новой рабочей недели. В-четвертых, повышены цены на алкоголь, так как эта продукция была подвержена дополнительному налогообложению. Кстати, эти меры были популярны среди населения, поскольку их инициаторами выступили профсоюзы, обеспокоенные влиянием последствий алкоголизма на психическое здоровье и трудоспособность граждан. Значительную роль в профилактике психических нарушений играет просвещение, т. е. целенаправленное сообщение знаний об определенных проблемах, связанных с нарушениями психики, и способах их предотвращения. Проводниками новых знаний могут быть как средства массовой информации, так и другие агенты социальной информации, профессионалы здоровья и социальной работы, например валеологи и те социальные работники, которые призваны распространять знания о здоровом образе жизни. Просвещение может принимать различные формы: от цикла телевизионных программ о психическом здоровье до серии уроков в школе по безопасности жизнедеятельности, от выступлений по радио до открытых лекций, от заметок в прессе до памяток о том, что делать в случае возникновения болезненных симптомов. Просветительская функция масс-медиа может быть проиллюстрирована примером, в котором пресса предоставляет трибуну медицинским профессионалам для разъяснения феномена наркотической зависимости. «Если говорить о медицинском аспекте наркотиков и наркомании, можно сказать кратко: наркотиками просто «баловаться» нельзя, их потребление неконтролируемо самим потребителем, а распространение пока еще неконтролируемо ни одним государством мира. Наркомания — одно из самых тяжелых заболеваний всего организма, поражающее прежде всего психику и иммунную систему. Как известно, в нашем организме есть вещества — эндор-фины, которые в зависимости от событий, происходящих в нашей жизни, вырабатываются в большем или меньшем количестве и воздействуют на определенные центры головного мозга, вызывая у нас положительные эмоции — от легкого удовольствия до счастья. Это очень простое и схематичное описание одной из самых тонких и нужных систем нашего организма. Ведь без эмоций, так же как без пищи, человек жить не может. Введение первых порций наркотика вызывает чувство необычайного комфорта и радости, причем независимо от общего состояния человека. Почти сразу появляется так называемая психическая зависимость, человеку хочется испытать это еще раз. Но дело в том, что с каждым уколом собственная система регуляции эмоций, о которой я уже говорил, начинает давать сбой, а затем деградирует и останавливается совсем. Знаете, это все равно что здоровому человеку колоть ежедневно инсулин — через месяц он станет искусственным диабетиком, а свой инсулин у него вырабатываться просто перестанет. Кроме того, наркотики, особенно опиаты, разрушают иммунную систему, защитные силы организма ослабевают на- ![]() Современные наркотики действуют быстро и максимально разрушительно. Всегда при лечении наркомании врач, особенно на втором-третьем этапе лечения, обращается за помощью к самой личности, а личности зачастую просто не остается... Даже однократное введение наркотика не проходит бесследно. Это не просто воздействие на организм. Наркотик — внедрение в сугубо интимную структуру мозга, которое всегда наносит ущерб, ничем не компенсируемый. Давно замечено, что наркотические вещества действуют только на патологию: если мучает боль, снимают боль — и все. Человек, практически здоровый, принимая наркотики, выводит себя за рамки здоровья... При систематическом употреблении доза растет, а страшные мучения, которые испытывает наркоман, делают его нечеловеком. Люди всегда живут проблемами, заботами. То бывают счастливы, то несчастны. Порой человек возвращается вечером домой — ему грустно. Это нормально. Маяковский сказал: "Для веселья планета наша мало оборудована". Ненормально, когда начинаешь балдеть без причины каждый день — это деградация. Необходима затрата энергии — психической, физической, чтобы получить отдачу». (Из интервью с главным врачом Саратовской областной психиатрической больницы А. Ф. Паращенко)'. Наиболее систематично социальная профилактика в области психического здоровья может осуществляться с помощью превентивных образовательных программ. Они разрабатываются, как правило, для целевой аудитории и в отношении отдельной проблемы психического здоровья, будь то наркомания или любое другое нервно-психическое нарушение. Как предположительные группы риска, так и лица, взаимодействующие с ними, нуждаются в знаниях о причинах и следствиях различных психических заболеваний. Прежде всего образовательные программы могут быть направлены на группы детей и молодежи, поскольку освоение нового материала является основной деятельностью в эти возрастные периоды. Сегодня в российских школах активно проводятся всевозможные занятия, дискуссии, тренинги по вопросам здорового образа жизни и укрепления психического здоровья. Так, в середине—конце 1990-х гг., когда серьезно обострились проблемы, связанные с наркоманией среди подростков, превентивные антинаркотические программы получили распространение в различных регионах. Большинство подобных программ продолжают проводиться в рамках образовательных учреждений, они носят комплексный характер и затрагивают проблемы развития личности ребенка, а не только предлагают информацию о вреде наркотиков. В одном из вариантов антинаркотических программ «Как сказать "Нет"» предлагается цикл тренингов с подростками, который направлен на развитие социальной компетентности молодежи и обучение психогигиеническим навыкам. Считается, что современная когнитивно-поведенческая профилактика девиантно-го поведения и употребления психоактивных веществ должна формировать у детей такую смысловую ориентацию личности, при которой употребление наркотиков и алкоголя не является значимой ценностью. При этом активизируется система психологических защит, развивается социальная и психологическая компетентность. Личностная компетентность подростка формируется через социально-психологические тренинги уверенности в себе и самопознания, телесной саморегуляции правовых знаний. Необходимым звеном комплексной программы выступает когнитивный тренинг, предлагающий информацию о негативных последствиях наркомании и закрепляющий позитивные способы самовыражения и выхода из ситуаций, в которых возникает риск употребления алкоголя и наркотиков. Среди упражнений этого блока используются рассказы об основах психической деятельности человека, ее разрушения под воздействием психоактивных веществ, проявлениях и последствиях наркотической зависимости. Возможны демонстрация и обсуждение фильмов по теме, применение рисовальных техник для выражения позитивного образа себя в будущем, обсуждение проблем здорового образа жизни. Особое значение имеет ролевое моделирование, где дети реализуют свои модели выживания в подростковой среде, а также осваивают новые способы отстаивания своей позиции. Образовательное направление также связано с повышением квалификации в области психического здоровья социальных работников и тех специалистов, кто в повседневной работе встречается с людьми, подверженными социальным и психологическим проблемам, а иногда имеющими и психические нарушения. Обученный специалист может распознать кризисное состояние клиента как потенциально опасное для психического функционирования и вовремя начать превентивные мероприятия. Поэтому клинические специалисты способны оказать большую поддержку в Дополнительном обучении представителей других вспомогательных профессий — педагогов, социальных работников, инспекторов служб социальной защиты. Профилактические образовательные мероприятия важны и для Родственников психически больных людей. Если невозможно предотвратить развитие болезни, то нарушения социального функционирования предотвратить можно. Родственники заболевших людей находятся часто в очень тяжелом положении и нуждаются в знаниях относительно предотвращения кризисных состояний или проблем, связанных с больным человеком в семье. Так, пожилая женщина, страдающая в силу старческой деменции слабой памятью, может не помнить о том, что она полноценно питается и искренне обвинять родственников перед соседями в том, что за ней не ухаживают и забыли приготовить обед или ужин. Поэтому людям, находящимся в ближайшем окружении, необходимо объяснить особенности психики больного человека и обучить их способам обращения с ним в повседневной жизни. Таким образом, превентивные социальные программы могут быть полезными для широкой аудитории в снижении влияния последствий болезни на микросоциальную ситуацию. 4.3. Превенция в социальной работе с сообществом Превенция в социальной работе находит применение в различных сферах: в предотвращении девиантного поведения и правонарушений среди несовершеннолетних, в профилактике семейного дисфункционирования, а также в профилактике деприва-ции и одиночества. В целом большинство превентивных мероприятий социальной работы связаны с задачами по улучшению здоровья и социального функционирования. Действительно, социальные работники чаще, чем другие специалисты социальной сферы, принимают участие в составлении программ превентивной деятельности, ее реализации и оценке. В то же время в работе с группами людей с физическими или психическими нарушени- > ями здоровья социальные работники забывают о превенции, го- I раздо больше внимания уделяя разработке технологий непосред- \ ственного вмешательства в уже возникшую проблему, а именно терапии и реабилитации. Однако существует область, в которой превенция приобретает наиболее серьезный статус — это область общественного здоровья. Первые документы о превенции в области психического здоровья появились в США в 1915 г. В то время профилактические рецепты сводились к требованиям создания большего количества интернатов для слабоумных, появились также рекомендации по стерилизации душевнобольных, например больных шизофренией, с тем чтобы «предотвратить» возникновение новых случаев болезни у потомства. Тем не менее профессиональная позиция, представленная в это время М.Ричмонд и другими пионерами социальной работы, позволила отстоять мнение о том, что хороший социальный работник не только помогает вытащить людей из ямы, но и пытается найти способ, как освободиться от ям вообще. К 1930 г. М.Ричмонд определила превенцию как один из конечных результатов нескольких процессов, в ряду которых она рассматривала исследование, индивидуальную терапию, общественное образование, законодательство и административные изменения. Кроме того, ее заслугой было распространение потенциала превенции от частного случая до широкого сообщества, расширение спектра превентивной интервенции от микро- до макроуровня. Профилактическая работа на уровне сообщества совпадает по целям с первичной профилактикой. Развитие взаимодействия в рамках территориальной общности или проблемных групп представляет основу для наилучшего использования ресурсов сообщества по снижению риска возникновения социальной или индивидуальной патологии. Превенция в данном случае опирается на традиции активизации ресурсов в социальной работе. Непрофессиональные, спонтанные, а также профессиональные, организованные силы сообщества могут быть связаны с деятельностью социального работника воедино и во благо сообщества. Причем формы социальной работы могут варьировать от объединения стихийных инициатив до гарантированных государством услуг. Профилактическая работа проводится в несколько этапов. В о-первых, формируется осознание потребностей и возможностей людей, живущих вместе или поблизости с человеком, испытывающим психологические трудности. В о-в т о р ы х, развиваются сети помощи в сообществе или соседстве, которые объединяют добровольцев и активистов, а также всех членов сообщества. В-третьих, развиваются профессиональные сети помощи, в сообществе организуется профессиональный консультативный комитет или центр. Иллюстрацией третьего этапа — социальной работы по организации профессиональных сетей — может служить создание специализированного органа и определение принципов межведомственного взаимодействия по проблемам психического здоровья. Например, в деле превенции суицидального поведения в местном сообществе одного из российских регионов социально-психологическая служба телефона доверия выступила инициатором проведения серии семинаров. В результате были объединены многочисленные службы разных ведомств: социальной защиты, образования, здравоохранения, милиции. Это способствовало созданию системы постоянного обмена информацией о ситуации суицидального риска, уточнению групп риска в сообществе, разработке моделей коммуникации и схемы дальнейшего взаимодействия между ведомствами. В частности, были поставлены вопросы о сотрудничестве системы здравоохранения с социальными службами и образовательными учреждениями. Кроме того, получили известность и одобрение профессионалами других ведомств такие формы антисуицидальной работы, как специализированные курсы для социальных работников, профилактические беседы в школах, консультации специалистов телефона доверия по переписке и многие другие. Очевидно, что подобные усилия имеют ощутимый превентивный эффект для сообщества. Схожим образом могут осуществляться другие варианты координации мероприятий, например организация межсекторного сотрудничества общественных организаций, поддерживающих детей с умственной отсталостью, и донорских коммерческих предприятий, корпораций. В-ч е т в е р т ы х, формируются связи между непрофессиональными и профессиональными сетями помощи. На этом этапе реализуется задача создания взаимосвязей между непрофессиональными и профессиональными группами, когда специалист по социальной работе выступает в качестве координатора, связывающего локальные группы или общественные объединения с профессионалами психического здоровья — психотерапевтами, психиатрами. В процессе координации перечисленные специалисты могут быть приглашены для проведения просветительских бесед по геронто-логическим вопросам психического здоровья в группах пожилых людей — клиентов дневных стационаров и клубов по интересам в социальных службах. В-пятых, непрофессиональные и профессиональные сети связываются с макросистемой. В контексте психического здоровья профессионалы могут помочь сообществу соединить вместе данные относительно состояния психического здоровья на федеральном, государственном, районном и местном уровне с программами социальных служб или макросистему с социальной системой на местном уровне. В-ш естых, происходит институциализация процесса создания сетей. Активизируются проводники психического здоровья, осуществляющие постоянную координацию ресурсов, однако эти проводники не подавлены большой бюрократической системой социальных служб, а в силу связей с местным сообществом могут быть инициативными и гибкими в превентивной работе. Таким образом, процесс создания социальных сетей приводит к активизации сообщества и улучшению качества жизни, поэтому все чаще проблемы человеческой психики решаются вне стен специализированных учреждений. Напротив, благодаря первичной профилактике люди, подверженные риску, избегают ненужных страданий и стресса. ^ Индивидуальная профилактика имеет решающее значение в большинстве случаев потенциальных проявлений психической патологии. Поскольку эпидемиологическая концепция риска подтверждает тот факт, что многие заболевания имеют психогенную природу, а многие предрасполагающие и провоцирующие факторы связаны с личностными особенностями человека, то психологические методы превенции выступают в качестве наиболее действенных мер. Тем более что к настоящему времени психологической традицией накоплен существенный багаж теоретических моделей и практических техник поддержания психического здоровья. Речь идет о психологическом консультировании, применяющемся для предотвращения многих состояний, в которых человеческая психика становится уязвимой: стресса и постстрессовых расстройств, фрустрационных реакций и тревоги, кризисных состояний, психосоматических заболеваний, невротических расстройств, а также части психических заболеваний. Задачи интервенции на этапе индивидуальной профилактики носят валеологический характер и сводятся к тому, чтобы сделать здорового человека здоровым, т. е. укрепить психические ресурсы организма. Навыки поддержания психического здоровья являются интегральной частью здорового образа жизни и носят название психогигиенических навыков. В жизни любого человека происходят события, истощающие его нервно-психическую устойчивость, все люди сталкиваются со смертью близкого или переносят другие тяжелые испытания. Воспитание чувств и мышления, овладение навыками саморегуляции помогают подготовиться к травматическим событиям и предотвратить нервные срывы. Овладеть навыками психогигиены можно как под руководством консультанта, так и самостоятельно. Многие люди подбирают, а иногда и придумывают сами подходящие для них способы снятия нервного напряжения, стресса, тревожности. Специалисту при этом важно не только предложить как можно большее количество вариантов или убедить человека в эффективности отдельно взятой методики, но в первую очередь удостовериться, что индивид стремится изменить свое состояние, помочь себе сам — т.е. создать мотивацию для укрепления психического здоровья. Формирование мотивации к использованию навыков психогигиены, также как и культуры здорового мышления, чувствования и поведения, требует длительной работы. На это прежде всего и должны быть направлены профилактические усилия, предпринимаемые профессионалами в области психического здоровья. При отсутствии стремления работать над своим психическим состоянием человек может обратиться к таким легким и кажущимся действенными мерам снятия психического напряжения, как алкоголь и наркотики. В этом контексте необходимо отметить, что работа по раскрытию индивидуальных резервов должна носить постоянный характер, а не ограничиваться единичными поисками успокаивающего или другого желаемого эффекта. Индивидуальная профилактика предполагающая применение навыков саморегуляции, связана с последовательным формированием, строительством психического здоровья. В определенном смысле она отлична от самопомощи, зачастую не менее необходимой в экстремальных случаях, представляющих субъективную или объективную трудность. Советы из цикла «помоги себе сам» полезны тогда, когда человек не осознал полноту ответственности за собственное психическое состояние и готов что-либо предпринимать лишь время от времени. Однако экстренная помощь, будь то самопомощь, помощь специалистов или групповая помощь, использующаяся в период активного кризиса, не может заменить целенаправленных профилактических усилий по построению собственного здоровья. Позитивные индивидуальные приемы саморегуляции варьируют в зависимости от уровня образования, профессиональной деятельности, социального статуса, возраста, пола и т.д. Хотя эти методы структурированы в различной степени, самое главное, чтобы они были органичными по отношению к психологической культуре человека. Рассмотрим способы профилактики кризисного состояния, которыми пользуются разные респонденты. «Я стремлюсь быть здоровой во всем — начиная от тела, заканчивая духом. Нужно научиться понимать себя... Я часто общаюсь со святыми. Они меня лечат, с их помощью я помогаю и другим людям обрести здоровье тела и духа. Нужно избавиться от всех дурных мыслей, нельзя плохо думать о ком бы то ни было, это все возвращается к вам с умноженной силой, поэтому люди так часто болеют. Я постоянно себя настраиваю на добро, добрые мысли, на любовь и понимание» (целительница). «Для специалистов, которые каким-либо образом связаны по роду занятий с психологической или психиатрической деятельностью, в первую очередь необходимо проходить регулярно супервизию, т.е. собираться и проговаривать друг с другом свое состояние. Это делается для того, чтобы как бы не "сгореть" на работе. Нужно отвлекаться от чужих проблем и уметь переключаться на так называемую нормальную жизнь, всегда немного дистанцироваться от клиента и его проблем, иначе это уже не профессионально» (психолог). «Я по возможности стараюсь облегчить нагрузку в течение дня. Заранее планирую, записываю вечером, что надо сделать завтра и что уже сделала сегодня... Утром, перед тем как встать с постели, обязательно ложусь прямо, делаю глубокий вздох, потягиваюсь и лежу минуты две-три, чтобы организм проснулся и пришел в норму» (врач). Особая настроенность на работу с собой и осознание важности профилактики нервно-психического напряжения отличает все эти индивидуальные мнения. . Внимательное отношение к себе, не толь и нервно-психических состояний; 4) целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий. Саморегуляция как внутренняя регуляция поведения человека носит прикладной характер и в упрощенном виде может быть понята через тренировку собственной психики, раскрытие ее резервов, воспитание дисциплины ума и чувств, воплощенных в реальных действиях. Среди особенностей саморегуляции неизменными являются следующие. Во-первых, она обозначает процесс воздействия на собственное физиологическое и нервно-психическое состояние. В о-в торых, саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, а следовательно, поведением. В-третьих, подразумевается, что эта способность не дается от рождения, а вырабатывается в процессе жизни. Вместе с тем саморегуляция неоднозначна, она проявляется в различных формах — от намеренно вызываемых эмоционально-насыщенных переживаний или энергетической разрядки до волевой встряски или самореализации в искусстве. Поэтому она имеет множество уровней, которые могут классифицироваться по активным психическим функциям человека, по направленности на внутренний или внешний мир, по сложности используемых способностей, а также по степени участия сознания. Так, отдельные типологии включают такие виды саморегуляции, как физиологическую и психологическую, сознательную и несознательную, прямую и опосредованную, интеллектуальную и эмоциональную, социальную и индивидуальную. Отечественный психофизиолог Л. П. Гримак предложил классификацию уровней саморегуляции, состоящую из четырех звеньев, в которой были типологизирова-ны основные технологии. Информационно-энергетический уровень саморегуляции — ре акция отреагирования, катарсис, ритуальные действия. Эмоционально-волевой уровень саморегуляции — самоисповедь, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление. Мотивационный уровень саморегуляции — непосредственная мотивационная саморегуляция (аутогенная тренировка, само гипноз, библиотерапия); опосредованная мотивационная са морегуляция (медитация). Индивидуально-личностный уровень саморегуляции — самоор ганизация, самоутверждение, самодетерминация, самоактуа лизация, самосовершенствование. В большинстве случаев типологизация уровней саморегуляций достаточно условна. Так, некоторые виды саморегуляции могут относиться одновременно к нескольким уровням, например аутогенная тренировка как один из приемов саморегуляции может рассматриваться и на мотивационном, и на волевом, и на энергетическом уровнях. Другой вопрос возникает в связи со способами психической регуляции, требующими подключения представления или образного мышления. Долгое время в отечественной теории саморегуляции, опиравшейся во многом на рациональный компонент в управлении человеком и психическими процессами, не было категории, к которой они могли быть причислены. Между тем визуализация, создание мыслеформ, работа с образами очень эффективно используется в нейролингвистическом программировании и гештальтпсихологии. Схожая ситуация характерна для телесной саморегуляции, также чрезвычайно эффективной и имеющей полное право на существование. Рассмотрим несколько наиболее устоявшихся в психологической традиции уровней саморегуляции: мотивационный, когнитивный и эмоционально-волевой. 4.6. Мотивационный уровень саморегуляции Мотивационный компонент психической регуляции может быть определен в качестве фактора, направляющего поведение человека по укреплению психического здоровья. Мотивация в структуре любой деятельности имеет первостепенное значение, поскольку ориентирует психические ресурсы на достижение поставленной цели. Желание изменить себя, помогать своему оздоровлению, пробовать различные методики и приемы самопомощи возникает в том случае, если человек осознает важность саморегуляции и верит в ее действенность. Общую настроенность на работу с собой можно сформировать, но нельзя заменить психотерапевтическими воздействиями, направленными на пассивную психику человека, или исключительно медицинскими мероприятиями. Потребность в укреплении психического здоровья во многом создается особой настройкой человеческой психики, называемой установкой на здоровье. Теория установки впервые была разработана в нашей стране Д. Н.Узнадзе, в научной школе которого преобладало представление о бессознательном характере установки, а также известными психофизиологами А.А.Ухтомским и П. К.Анохиным, которые обосновали ее физиологическую основу. В дальнейшем отечественная психология интегрировала это понятие в общую теорию деятельности. Установка определяется в качестве механизма неосознаваемой Регуляции поведения, в результате которой возникает предрасположенность субъекта к выполнению определенной деятельности. Психическая установка проявляется в изменении психофизиологической готовности организма и приводит к мобилизации соответствующих задаче психических функций. Кроме того, она спо собствует предвосхищению появления каких-либо характеристик объекта, настраивает на ожидание определенного результата. Важной особенностью установки является ее связь с поведением, в котором раскрываются потребности, а также с целенаправленной деятельностью человека. Таким образом, установка формируется на неосознаваемом уровне, обеспечивает готовность организма и носит деятельностный характер. В случае соматического здоровья установка может играть как позитивную, так и негативную роль, улучшая или снижая способности организма к здоровому функционированию. Неосознаваемая настроенность на получение какой-либо выгоды в ситуации болезни может спровоцировать задержку выздоровления. Роль позитивной и негативной установок в психосоматических заболеваниях достаточно хорошо изучена. В частности, М.Л.Покрасс предлагает следующее определение саногенных {позитивных) установок: саногенная (позитивная) установка — это установка на выздоровление, эмоциональный механизм, благодаря которому все воздействия, грозящие здоровью, вызывают ослабленные условно-рефлекторные реакции или вовсе теряют свое условно-рефлекторное влияние, и всякая активность, препятствующая выздоровлению, затрудняется, а все, что способствует здоровью, получает положительное эмоциональное подкрепление. В данном случае признается возможность создания установки, т.е. из неосознаваемого механизма она превращается в вырабатываемый условный рефлекс. Если человек ориентирован исключительно на получение внешнего подкрепления и одобрения, его поведение будет зависимо от социальных оценок. Даже если они подкрепляют «правильное» отношение, вряд ли возможно здесь говорить о саморегуляции и развитии мотивации здоровья. Саморегуляция предполагает формирование собственных идеалов хорошего самочувствия и действует через механизмы самоодобрения и самоподкрепления. Подобные взаимосвязи характерны и для нервно-психических заболеваний, когда склонность индивида к истерическим припадкам усиливается вследствие того, что симптомы и их эффект на окружение оказываются условно-желательными и приятными. И напротив, характерными для психического здоровья выступает мотивация, направленная на положительные переживания здорового самочувствия — чувство радости и полноты жизни, новые открытия себя и поиск путей самоуправления. Мотивационная саморегуляция не ограничивается психофизиологическими механизмами установки, она предполагает также опосредованную регуляцию психики, когда особое значение для индивида приобретает формирование смысла психического здоровья. Позитивный смысл, найденный человеком, объясняет, зачем следует поддерживать хорошую психическую форму. В терми нах достаточности укреплять психическое здоровье необходимо для того, чтобы выполнять работу и справляться с повседневной деятельностью, чтобы не оказаться в ситуации беспомощности, не стать обузой близким и обществу. В терминах развития смысл психического здоровья заключается в том, чтобы использовать максимально возможный уровень психического потенциала, найти ресурсы и резервы в индивидуальной психике, познать собственные границы нормального психического реагирования, приобрести навыки самоуправления. Это далеко не полный перечень личностных обоснований психического здоровья, поскольку каждый индивид постепенно приходит к необходимости поиска своих собственных смыслов психической саморегуляции. Валеоустановки — особые внутри-личностные структуры, отвечающие за поддержание здоровья индивида. Если акцент саногенной ус- тановки делается скорее на излечении уже существующих нарушений, то для валеоустановок характерна профилактическая направленность. Согласно одному из современных определений, валеоустановки понимаются как интегральные образования, объединяющие когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты психики, которые определяют индивидуальную феноменологию здоровья и здорового образа жизни. Таким образом, валеоустановки объединяют сформированные представления о здоровье и болезни, позитивный эмоциональный настрой по отношению к своему потенциалу здоровья, к себе и к другим, модель к жизни вообще, а также стратегии активного поведения по укреплению своего здоровья и преодолению болезней. Хотя различные валеоустановки имеют самостоятельное значение, следует подчеркнуть, что в целях мотивационной саморегуляции особую важность представляют когнитивные валеоустановки, связанные с «плавающими» в повседневной культуре знаниями и представлениями о здоровье. Социокультурные представления, превращаясь в валеоустановки, образуют ту среду, в которой рождаются всевозможные «исцеляющие вымыслы», терапевтические мифы и оздоровительные практики, различные в Разных эпохах, культурах, обществах, сообществах, социальных группах. Ценность здорового образа жизни, осознание индивидуальной ответственности за психическое здоровье также дифференцируется в зависимости от социальных мифов о пассив-Ном лечении или активном преодолении. Поэтому можно сказать, что мотивация психически здорового состояния является социально обусловленной. По мнению О. С. Васильевой, Ф. Р. Филатова, социальные пред-ставления о здоровье — это и репрезентации взглядов социальных групп, и формы социально-психологической регуляции здоровья отдельной личности. Социальные и культурные эталоны влияю на индивидуальное понимание психического здоровья, проявля ясь в личностных смыслах. В современном обществе, в котором дс минируют, с одной стороны, эталон адаптивности, адекватного приспособления к окружающей действительности, а с другой -эталон раскрытия потенциалов и самореализации, формируются соответствующие индивидуальные эталоны. 4.7. Когнитивный уровень саморегуляции Когнитивный компонент саморегуляции связан в первую очередь с развитием способности индивида к рефлексии, в процес се которой происходит самопознание и интеллектуальная само оценка поведения. Саморегуляция на этом уровне носит характер воспитания мышления, воспитания на благо психического и в большей мере психологического здоровья. Основные механизмы определяются когнитивными процессами, среди которых доминирует сознательная регуляция, предвидение, осознание, рационализация с использованием более частных мыслительных операций. Когнитивная профилактика имеет очень большое значение для предотвращения многих психосоматических и невротических нарушений, когда рациональное снятие брони психологических защит и неадекватных представлений способствует выбору более здоровых способов восприятия жизненных ситуаций. Влияние когнитивного восприятия на психологическое и соматическое состояние было убедительно показано экспериментами Дж. Фестингера, которые оформились в гипотезу сомато-пси-хического диссонанса. В результате исследования было выявлено, что под воздействием психостимулятора испытуемый воспринимал экспериментатора как разгневанного или дружелюбного на основании первого эпизода взаимодействия, когда восприятие складывалось моментально, а сознание испытуемого конструировало несуществующие, но недостающие части общей картины. Таким образом, можно заключить, что мозг человека склонен с легкостью создавать и закреплять когнитивный образ определенного психологического характера. Другой разновидностью сомато-психического диссонанса является известный феномен плацебо-эффекта. У многих пациентов, убежденных в том, что выписанное врачом лекарство обладает чудодейственными свойствами, наблюдались отчетливые признаки улучшения здоровья, несмотря на то, что в качестве лекарств выступали всего лишь таблетки молочного сахара. Эти примеры показывают, каким образом психическая деятельность посредством познавательных процессов провоцирует изменения Б организме человека. Участие сознания в процессах регуляции наиболее заметно в рефлексивных коммуникациях. Можно говорить о различном предназначении и функциях рефлексии, но в контексте саморегуляции рассматривают две ее формы: рефлексию личности и рефлексию ситуации. В первом случае рефлексия связана с пониманием себя, своих психологических качеств и способностей, характера, особенностей поведения. Немаловажное значение при этом имеет налаживание связи с прошлым опытом, устоявшимися моделями мышления и поведения, поэтому, например, в психосоциальной работе этот вид рефлексии носит название рефлексии развития. Основным принципом здесь является динамическое понимание, в котором признается, что детский опыт и отношения с родителями детерминируют наличное состояние. Рефлексия личности также раскрывает индивидуальный потенциал, ориентирует на цели и будущие достижения. Большинство жизненных проблем поддаются переформулированию в терминах цели. Поэтому необходимо переосмыслить то, что действительно хочется делать в жизни, иметь и достигать, а также то, что хотелось бы развить в себе, от чего получать удовольствие, что хочется изменить в себе, в своем отношении к себе. Во втором с л уч ае рефлексия скорее направлена на осознание настоящего момента, оценку происходящих событий и себя в ситуациях повседневности, многие из которых являются источниками стресса. В гуманистической и экзистенциальной перспективе этот вид рефлексии находит выражение в основополагающем принципе осознания «здесь и теперь». Согласно Дж. Рейнуо-тер, самым сложным вопросом для человека является вопрос о том, что происходит с ним самим в данный момент. Чтобы научиться осознавать ситуацию, полезно спросить самого себя: что я сейчас делаю, что я чувствую, о чем я думаю, как я дышу. Озадачиваться подобным образом следует как можно чаще, тогда легко будет ощущать ценность собственного существования в каждый момент, наиболее полно проживая тот миг между прошлым и будущим, который и составляет человеческую жизнь. Осознание настоящего помогает избежать увязания в деструктивных моделях мышления, в привычных играх, с помощью которых человек обманывает сам себя. Примеры подобных игр широко описаны в психологической литературе, среди них: «Если бы я», «Это он виноват», «Да, но», «Я опять сделал все не так», «Он лучше» и многие другие. Как правило, деструктивные модели мышления имеют долгую индивидуальную историю, следствием Же является потеря чувства собственного достоинства, заниженная самооценка, чувство неполноценности, повышенная самокритичность. В свою очередь эти симптомы приводят к депрессивным проявлениям и расстройствам настроения и способны вызывать серьезную опасность для психического здоровья. ![]() ![]() Одна из методик работы над собой также предлагает использовать табличную форму (табл. 4). Таблица 4 Виды нарушений в процессе познания1
Виды нарушений в процессе познания Максимализм: мир видится в черно-белых тонах, если ус пехи несколько ниже, чем планировалось, человек считает себя полным неудачником. Общий вывод из единичных фактов: одно-единственное от рицательное событие представляется беспрерывной черной поло сой. Психологическая фильтрация событий: больной выдерги вает из случившегося только негативные детали и живет в них, так что его представления обо всем становятся отрицательными («эффект ложки дегтя в бочке меда»). Дисквалификация положительного: человек отвергает по ложительные факты, настаивая на их невозможности, сохраня ются негативные впечатления, несмотря на их несоответствие дей ствительным событиям. Скачущие умозаключения: негативная интерпретация реа лий из-за незнания их подоплеки или уверенность в том, что пло хие предчувствия обязательно сбываются. Преувеличение и преуменьшение: преуменьшение значи мости хороших событий и преувеличение плохих («эффект под зорной трубы»). Выводы, основанные на эмоциях: вера в то, что отрица тельные эмоции отображают действительное положение: «Я чув ствую это, следовательно, это истинно». «Можно было бы»: попытки мотивировать происшедшее с позиции «могло бы быть» и «не могло бы быть», т.е. кнут и пря ник со стороны всевозможного внешнего и внутреннего контро ля, что порождает комплекс вины. Ярлыки: экстремальная форма общего вывода из единич ных фактов, когда вместо описания своих или чужих ошибок ве шаются ярлыки, которые могут быть ничем не обоснованы. Обыч но это является результатом эмоциональных всплесков во время сильных скандалов. Принятие ответственности за независящие от человека со бытия: видеть в себе причину, вызвавшую негативные события, несмотря на то, что повлиять на их течение фактически не было возможности. В процессе рефлексивной работы с ситуацией можно пользоваться другими вариантами рационализации, которые нацелены на изменение частных отрицательных эмоций. Так, эмоции обиды, вины, страха, ревности, стыда, гнева, переживаемые индивидом хронически, могут вызывать нервно-психические и психосоматические расстройства. Психотерапевты советуют применять мысленный разбор составляющих, вызывающих негативные эмоции. Расчленяя, например, обиду на три компонента — ожидание одного эффекта, появление другого и реакции на рассогласование, — можно воздействовать или изменять один из компонентов. При этом исчезают основания для возникновения обиды. Большинство методов когнитивной саморегуляции используются эффективно на этапах терапии и реабилитации при возникновении проблем психического здоровья, когда перемены в моделях мышления взаимно подкрепляются поведенческими изменениями. 4.8. Эмоционально-волевой уровень саморегуляции Работа с эмоциями выступает отдельным звеном в техниках саморегуляции. В противоположность переосмыслению ситуации И интеллектуальному самоубеждению когнитивного подхода альтернативные психотерапевтические техники основываются на необходимости эмоционального отреагирования. В психотравмирую щих ситуациях сдерживание эмоций предполагает накопление отрицательной энергии и возникновение болезненных изменений на физическом уровне. Поэтому некоторые рекомендации по сохранению психического здоровья звучат так: «обидившемуся — обижаться», «стыдящемуся — стыдиться», «ревнивому — ревновать», «боящемуся — бояться». Иначе эмоции будут искать выход и проявятся в виде соматических или психических нарушений. Другие психотерапевтические советы направлены на использование организованных и систематических форм работы с эмоциями, а не на непосредственное их выражение. Вместе с тем эмоционально-волевой уровень саморегуляции традиционно объединяет контроль за разнообразными эмоциональными состояниями и в целом управление психическими и физиологическими процессами с использованием механизмов воли и целенаправленных действий. Для психологии советского периода характерным было представление о преобладании воли над чувствами и чрезвычайной значимости внутренних усилий в регуляции поведения и деятельности. Доминировала следующая цепочка объяснения любых действий: цели — мотивы — выбор мотива — принятие решение — реализация. В каждом ее звене волевые процессы играли существенную роль. Известно, например что этап отбора мотивов и принятия решения невозможен без участия волевых усилий. Затянувшаяся ситуация выбора разъедает психику, поэтому необходимо сознательное и тщательно обдуманное прекращение состояния неопределенности и нерешительности, которые при длительном воздействии истощают ум и психику. В большинстве случаев предполагается, что субъект деятельности совершает действия по необходимости, не следуя непосредственным желаниям. Воля является компенсирующим агентом, дополнительным рычагом при недостатке побудительных мотивов. Это дополнительное побуждение к действию иногда требует более серьезных перестановок, чем просто принуждение. Например, может возникнуть потребность в изменении смыслов действия или формировании других мотивов. В этих процессах волевой компонент не менее важен. В то же время было доказано, что чрезмерное волевое усилие может препятствовать достижению желаемого. Благодаря многим психотерапевтическим исследованиям методы, изменяющие психические проявления человека путем парадоксальных утверждений, стали широко применяться в профилактике невротических расстройств. В.Франкл называл этот метод парадоксальной интенцией, а В.Леви популяризовал его как доктор Торобоан (Наоборот). В обоих случаях главным регулятором выступает намеренное и демонстративное преувеличение нежелательного психофизиологического явления. Тому, кто боится краснеть, рекомендуют покраснеть как можно сильнее, опасающемуся потеть — обильно потеть и т. д. В результате удается легче избавиться от мешающего проявления, чем при волевом усилии, направленном на его недопущение. Поэтому эмоционально-волевая регуляция не сводится к принуждению и повсеместному контролю сознания. Ошибочно воспринимать задачи этого уровня только как контроль сознания над эмоциями, т.е. постоянный и последовательный самоконтроль. В.Леви формулирует этот принцип следующим образом: «в самоработе нельзя "надо" — а только "можно"»'. Современное понимание волевой регуляции использует понятие самовнушения без усилий, с привлечением ресурсов представления и воображения. В сравнении с силой воображения сила воли может быть менее выигрышна, поскольку изменение поведения, достигнутое ненасильственным образом, оказывается более эффективным для целей психической регуляции. В то же время самовоздействие должно быть осознанным. В данном случае речь идет не о том, чтобы заставлять себя сделать что-либо определенное, а чтобы сконцентрироваться на упражнениях, которые облегчат задачу по улучшению самочувствия и настроения. Таким образом, суть состоит не в преодолении и противоборстве с самим собой, а в использовании естественных механизмов самодвижения, в частности связанных с образной сферой. Вне зависимости от степени Самовнушение — механизм регуляции собственного психического состояния, основанный на повторении однотипных утверждений или производстве образов привлечения воли или потенциала воображения центральным понятием саморегуляции этого уровня является самовнушение. Самовнушение — это своеобразный внутренний монолог, самовоздействие без рефлексивных размышлений. Суггестивное, т. е. внушающее, действие коротких фраз было показано еще в теории гипноза в конце XIX в., однако теория самовнушения получила статус самостоятельного направления лишь в начале XX в. Основными принципами самовнушения являются: релаксация, утверждение, визуализация и ритм. В о-п е р в ы х, чтобы самовнушение было действенным, должно быть достигнуто или использовано психофизиологическое состояние организма, близкое к полному расслаблению, подобному состоянию до и после пробуждения или трансовому состоянию (релаксация). В эти моменты Мозг и тело способны наиболее оптимально усваивать новые инструкции. Во-вторых, мысленные или словесные внушения действенны, если они просты, кратки (одно-, двухсложные), позитивны, жизнеутверждающи и оптимистичны. В утверждениях отажается главное содержание послания к самому себе и происходит закрепление желаемого путем неоднократных повторений. В-т р е т ь и х, утверждения дополняются образными, яркими представлениями. Происходит визуализация — создание внутреннего образа с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных ощущений. В-ч е т в е р т ы х, важен ритм, соответствующий индивидуальному ритму и состоянию релаксации — выбранная частота и продолжительность повторений формул самовнушения. Все четыре принципа взаимно подкрепляют и усиливают друг друга. Аккумуляция теоретических представлений о самовнушении произошла в методике аутотренинга или аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка представляет собой метод самовнушения, позволяющий посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой. Изобретенный в 1930-х гг. врачом А. Шульцем, сегодня этот метод имеет множество модификаций. Действительно, возможности аутогенной тренировки чрезвычайно велики и в полной мере раскрывают резервы человеческой психики. Еще одним популяризатором этого метода был Х.Линдеман, продемонстрировавший эффективность целенаправленного самовнушения собственным подвигом, переплыв в надувной резиновой лодке Атлантический океан в конце 1950-х гг. Он считал, что главным слагаемым его успеха стал навык управления психикой, поскольку в схожих экстремальных ситуациях именно психика, а не тело оказывается наиболее уязвимой. «Я неоднократно спрашивал себя во время аутогенного погружения: "Я останусь в живых?". Ответом было чувство безбрежной уверенности, некой космической безопасности, которое можно сравнить с непоколебимостью глубоко верующего человека. На свое рискованное предприятие я решился окончательно только после того, как уверенность в успехе захватила меня целиком, не оставляя ни тени сомнения. Я знал, что выдержу и останусь жив. Во время плавания эта формула всегда автоматически помимо воли приходила мне на помощь во всех угрожающих ситуациях. Особенно ясно я почувствовал ее действие, когда моя лодка перевернулась в первый раз. Это было ночью во время шторма. Словно сильный электрический разряд прошел через мой мозг — "Я справлюсь!". Это было как удар извне, из темноты штормовой ночи. Формула самовнушения взбудоражила меня всего, наполнила энергией все органы моего тела. Решающей для моего путешествия была формула "Курс вест!", т.е. направление строго на запад. Эта закрепленная до полного автоматизма формула пробуждала меня от бреда, выз ванного бессонницей, так же как огромные холодные волны, перекатывающиеся через лодку. В последние 18 дней плавания дул резкий, подчас штормовой пассат, державший меня в постоянном напряжении. Накопившийся за эти дни дефицит сна становился невыносимым. Мозг находился в странном состоянии между сном и бодрствованием. Волна шипела — весст, весст!»1 X. Линдеману понадобилось 72 дня, чтобы достичь своей цели. Его пример вдохновил многих людей на поиск ресурсов своей психики. Однако процесс овладения навыком аутогенной тренировки требует времени и настоящего желания. Комплекс последовательных упражнений, который был предложен основателем метода, призван научить основам мышечной релаксации, успокоения сердечной деятельности и дыхания, воздействуя на основные системы организма. Рекомендуется осваивать связанные с этим задачи последовательно, одну за другой, затем переходя к укороченным формулам самовнушения. Первое упражнение направлено на создание чувства тяжести в мышцах, поэтому формула составлена так: «Моя правая рука тяжелая». Известный в психофизиологии эффект генерализации способствует распространению тяжести, т.е. мышечного расслабления, на мышцы другой руки, затем ног и всего тела. В случае затруднений в достижении расслабления специалисты советуют напрячь мышцы, затем расслабить их и подключить образы, утяжеляющие руку. Второе упражнение заключается в инициации чувства тепла: «Моя правая рука теплая». Тепло также сопровождает расслабление, так как кровеносные сосуды при этом расширяются. Можно мысленно представить теплый воздух, одеяло или привлечь другие образы. Третье упражнение посвящено нормализации работы сердца: «Сердце бьется спокойно и ровно». Если в начале занятий специальное внимание к сердечному ритму будет ускорять его, то постепенно пульс становится реже и ритм биения сердца также соответствует состоянию покоя. Четвертое упражнение связано с успокоением дыхания, которое играет ключевую роль в процессах саморегуляции. При повторении формулы «Дыхание спокойное и ровное» дыхание становится глубоким и равномерным. Пятое упражнение обращает внимание на деятельность внутренних органов и взаимодействует с энергетическим центром вегетативной нервной системы — солнечным сплетением: «Солнечное сплетение излучает тепло». Появляется ощущение тепла в этом узле и во всей области между диафрагмой и желудком. Шестое упражнение связано с вызыванием чувства прохлады в области головы и ![]() В целом комплекс можно представить в следующем виде: Я абсолютно спокоен (1 раз) Правая рука тяжелая (6 раз) Я абсолютно спокоен (I раз) Правая рука теплая (6 раз) Я абсолютно спокоен (1 раз) Сердце бьется спокойно и ровно (6 раз) Я абсолютно спокоен (1 раз) Дыхание спокойное и ровное (6 раз) Я абсолютно спокоен (1 раз) Солнечное сплетение излучает тепло (6 раз) Я абсолютно спокоен (1 раз) Лоб приятно прохладен (6 раз) При аутогенной тренировке также обязательной является формула выхода из состояния расслабления. Например: «Руки сжаты — дыхание глубокое — открыть глаза — расслабить руки». После того как комплекс начинает приносить желаемый эффект, продолжительность тренировки сокращается, формулы укорачиваются и аутотренинг может занимать несколько секунд. У самообученных, хорошо владеющих своим состоянием людей формулы могут быть односложными, подобно командам: «Расслабился», «Собрался» и т.д. К настоящему времени разработаны специальные комплексы не только для расслабления, отдыха или стимуляции транса с возможными медитативными состояниями, но и для более широкого крута задач. Например, для мобилизации организма, которая сопровождается повышением тонуса, активности и мышечной силы. Так, существуют модифицированные комплексы аутогенной тренировки для спортсменов. Кроме того, есть формулы цели и намерения, основанные на состояниях релаксации, но ориентирующие человека на достижение намеченных целей. Лечебное и профилактическое действие аутогенной тренировки также используется при психосоматических заболеваниях и болевых синдромах, например при снятии боли, анестезии. Целенаправленное самовнушение применяется и для профилактики невротических расстройств личности. В целом аутогенная тренировка является мощным антистрессовым методом. Сегодня специалистами разработаны сотни различных наборов для самовнушения на все случаи жизни: для засыпания и пробуждения, отказа от вредных привычек и снятия зубной боли, борьбы со страхами и концентрации внимания. Однако пси хотерапевты предупреждают, что существует много подводных камней в овладении методом и слепое следование универсальным формулам не всегда отвечает их предназначению. Комплекс аутогенных упражнений, по утверждению В.Леви, является скорее «вероискусством», чем физической зарядкой, поэтому необходима вера в себя, свой организм, свои ресурсы, а также понимание не только психофизиологических взаимосвязей, но и своих личностных особенностей. Поэтому аутогенная тренировка имеет отношение к другим уровням саморегуляции и непосредственно связана с личностным потенциалом человека. |
![]() |
Превентивная реваскуляризация для профилактики ишемических и геморрагических инсультов 14. 01. 11 |
![]() |
К всемирному дню психического здоровья Воз страдают психическими расстройствами – от депрессии до шизофрении – и многие из них не получают... |
![]() |
10 октября – Всемирный день психического здоровья Важную роль в этом играет профилактика. Людям необходимо знать о психических заболеваниях, первых... |
![]() |
2. Уровни построения движений, предложенные Н. А. Бернштейном, можно рассматривать, как уровни построения |
![]() |
«Инфекции, передающиеся половым путем. Заболеваемость и профилактика» к Единому дню здоровья «День |
![]() |
Новая программа добровольного медицинского страхования «азбука здоровья» (стоматология) |
![]() |
Вопросы охраны психического здоровья |
![]() |
10 октября – Всемирный день психического здоровья |
![]() |
Журнал «Вопросы психического здоровья детей и подростков» |
![]() |
Пресс-релиз к Всемирному дню психического здоровья |