Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5 icon

Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5





Скачать 137.01 Kb.
Название Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5
Дата 29.03.2013
Размер 137.01 Kb.
Тип Самостоятельная работа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»



«СОГЛАСОВАНО»

Декан лечебного факультета

профессор _______В.Д.Студницкий

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор ________А.И. Венгеровский



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективу «Психотерапия»

по специальности 060103 «Педиатрия»


Курс − 5

Семестры − IX

Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии


Учебные часы по действующему учебному плану − 81 час:

Лекции − 12 ч.

Практические занятия − 42 ч.

Самостоятельная работа − 27 ч.

Зачет − IX семестр


^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ.


Основной целью изучения дисциплины «Психотерапия» студентами, обучаю-щимися по специальности «Педиатрия» является получение представления об основных понятиях, целях и процедурах психотерапии. Студенты овладеют знаниями о психологии лечебного процесса, норме и патологии психической деятельности. В цикле уделяется внимание вопросам неврозологии, психосоматической медицины, психологии индивидуальных и возрастных различий. Будущие врачи обязаны ориентироваться в понятиях психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия.


В процессе изучения дисциплины «Психотерапия» решаются следующие задачи:

  1. Узнать о психологических и психогенных факторах в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений.

  2. Узнать о понятии психологического и функционального диагноза – как результате интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни.

  3. Узнать о понятиях психологического контакта и взаимодействия.

  4. Изучить основные категории медицинской психологии – психическая структура личности, мотивация, потребности, стресс, сознание, бессознательное, самосознание|, конфликт, кризис, психологическая защита, копинг-реакции, алекситимия.

  5. Изучить базовые психотерапевтические концепции: психодинамическая, поведенческая и экзистенциально-гуманистическая.

  6. Изучить основные формы психотерапии – индивидуальная, групповая, терапия средой, арттерапия, игровая терапия; и основные механизмы лечебного взаимодействия.

  7. Изучить нозологическую и возрастную специфику психотерапии.

  8. Узнать о различии в понятиях психологическое консультирование, психологи-ческая коррекция, психотерапия.



^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА СибГМУ


№ п/п

Тема

Кол-во часов лекций

Кол-во часов практ. занятий



Предмет и история психотерапии. Основные направления в психотерапии. Психотерапия в детской практике.

2

4



Психоаналитическая концепция личности. Личностные механизмы. Понятие о внутреннем конфликте.

2

4



Механизмы психологических защит. Копинг-поведение.




4



Психология лечебного процесса. Этико-деонтологические аспекты в психотерапии. Структура психотерапевтического взаимодействия.

2

6



Биологические, психологические и социальные факторы патогенеза неврозов. Психотерапевтическая стратегия. Динамика развития Эго-состояний в детском возрасте на модели трансактного анализа Э.Берна.

2

6



Психологические аспекты соматических заболеваний. Современная биопсихосоциальная концепция здоровья, болезни и лечения.

2

4



Поведенческая психотерапия. Рациональная психотерапия по Дюбуа. Поведенческая психотерапия в детском возрасте.

2

6



Гипносуггестивная психотерапия. Аутогенная тренировка. Механизмы лечебного воздействия. Области применения.




4



Клинические предпосылки групповой психотерапии. Механизмы лечебного воздействия. Семейная психотерапия.




4

10.

Итоговое занятие. Зачет.







Всего:

12

42



^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОТЕРАПИИ.


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ.


Тема 1. Предмет и история психотерапии. Основные направления в психотерапии. Психотерапия в детской практике. Понятие, цели и задачи психотерапии. Философские и психологические предпосылки для развития основных направлений психотерапии: психодинамического, бихевиорального и гуманистического. Показания и противопоказания для проведения психотерапии. Основы детской психотерапии.


^ Тема 2. Психоаналитическая концепция личности. Личностные механизмы. Понятие о внутреннем конфликте. Психологические предпосылки развития психодинамического направления. Сознание и бессознательное, функции, свойства. Психоаналитическая структура личности. Функции Ид, Эго, Супер-Эго. Понятие о внутриличностном конфликте, его проявлениях. Психоанализ как метод психотерапии, символы бессознательного. Понятие сопротивления, переноса, контрпереноса.


^ Тема 3. Психология лечебного процесса. Этико-деонтологические аспекты в психотерапии. Структура психотерапевтического взаимодействия. Принципы выбора задач и методов психотерапии с учетом личностного подхода. Основы взаимодействия с пациентом. Принципы пятишаговой модели первичного консультирования. Понятие личностного пространства пациента. Понятие раппорта, эмпатии. Принципы позиций психотерапевта при взаимодействии с пациентом. Уметь распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодействию. Принципы психотерапевтического взаимодействия с детьми.


Тема 4. Биологические, психологические и социальные факторы патогенеза неврозов. Психотерапевтическая стратегия. Динамика развития Эго-состояний в детском возрасте на модели трансактного анализа Э.Берна. Этиопатогенетические механизмы развития основных форм неврозов. Принципы индивидуальной и групповой личностно-ориентированной психотерапии. Этапы в психотерапии больных неврозами. Особенности психотерапии при неврастении, истерическом неврозе, неврозе навязчивых состояний. Развитие Эго-состояний в детском возрасте. Возможные сочетания психотерапии с другими медикаментозными и немедикаментозными методами в лечении неврозов.


^ Тема 5. Психологические аспекты соматических заболеваний. Совре-менная биопсихосоциальная концепция здоровья, болезни и лечения. Понятие психосоматического расстройства. Показания и противопоказания для психотерапии в общесоматической практике. Роль эмоций в развитии психосоматических заболеваний.


^ Тема 6. Поведенческая психотерапия. Рациональная психотерапия по Дюбуа. Поведенческая психотерапия в детском возрасте. Нейрофизиологические основы поведенческой терапии. Техники поведенческой терапии: метод систематической десенсибилизации, метод парадоксальной интенции, метод самостоятельной «дневниковой» работы. Принципы рациональной терапии по Дюбуа. Эмоционально-когнитивная терапия: показания, возможности. Психотерапия посредством игровой деятельности.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.


Тема 1. Предмет и история психотерапии. Основные направления в психоте-рапии. Психотерапия в детской практике. Предмет и история психотерапии. Основные направления в психотерапии. Психотерапия в детской практике. Понятие, цели и задачи психотерапии. Философские и психологические предпосылки для развития основных направлений психотерапии: психодинамического, бихевиорального и гуманистического. Показания и противопоказания для проведения психотерапии. Основы детской психотерапии.


^ Тема 2. Психоаналитическая концепция личности. Личностные механизмы. Понятие о внутреннем конфликте. Психологические предпосылки развития психодинамического направления. Сознание и бессознательное, функции, свойства. Психоаналитическая структура личности. Функции Ид, Эго, Супер-Эго. Понятие о внутриличностном конфликте, его проявлениях. Психоанализ как метод психотерапии, символы бессознательного. Понятие сопротивления, переноса, контрпереноса.


^ Тема 3. Механизмы психологических защит. Копинг-поведение. Осознанные и бессознательные механизмы защит. Психологические основы работы защитных механизмов. Виды механизмов психологических защит. Копинг-поведение как осознанная стратегия действий в стрессовой ситуации. Ведущие механизмы защиты при различных заболеваниях.


^ Тема 4. Психология лечебного процесса. Этико-деонтологические аспекты в психотерапии. Структура психотерапевтического взаимодействия. Принципы выбора задач и методов психотерапии с учетом личностного подхода. Основы взаимодействия с пациентом. Принципы пятишаговой модели первичного консультирования. Понятие личностного пространства пациента. Понятие раппорта, эмпатии. Принципы позиций психотерапевта при взаимодействии с пациентом. Уметь распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодействию. Принципы психотерапевтического взаимодействия с детьми.


Тема 5. Биологические, психологические и социальные факторы патогенеза неврозов. Психотерапевтическая стратегия. Динамика развития Эго-состояний в детском возрасте на модели трансактного анализа Э.Берна. Этиопатогенетические механизмы развития основных форм неврозов. Принципы индивидуальной и групповой личностно-ориентированной психотерапии. Этапы в психотерапии больных неврозами. Особенности психотерапии при неврастении, истерическом неврозе, неврозе навязчивых состояний. Развитие Эго-состояний в детском возрасте. Возможные сочетания психотерапии с другими медикаментозными и немедикаментозными методами в лечении неврозов.


^ Тема 6. Психологические аспекты соматических заболеваний. Совре-менная биопсихосоциальная концепция здоровья, болезни и лечения. Понятие психосоматического расстройства. Показания и противопоказания для психотерапии в общесоматической практике. Роль эмоций в развитии психосоматических заболеваний.


^ Тема 7. Поведенческая психотерапия. Рациональная психотерапия по Дюбуа. Поведенческая психотерапия в детском возрасте. Нейрофизиологические основы поведенческой терапии. Техники поведенческой терапии: метод систематической десенсибилизации, метод парадоксальной интенции, метод самостоятельной «дневниковой» работы. Принципы рациональной терапии по Дюбуа. Эмоционально-когнитивная терапия: показания, возможности. Психотерапия посредством игровой деятельности.


^ Тема 8. Гипносуггестивная психотерапия. Аутогенная тренировка. Механизмы лечебного воздействия. Области применения. Истоки и развитие гипносуггестивной терапии от Ф.Месмера до М.Эриксона. Показания и противопоказания к гипносуггестивной терапии, аутогенной тренировке. Психофизиологические и психологические механизмы гипноза и аутогенной тренировки. Понятие гипнабельности, стадии гипноза. Гипноз по М.Эриксону, понятие транса. Коллективная эмоционально-стрессовая гипнотерапия. Осложнения при гипнозе. Место гипносуггестивной терапии в комплексном лечении больных. Сущность методики Шульца. Основные представления о медитативной практике: сходство и отличие от аутогенной тренировки. Система обучения аутогенной тренировке в психотерапевтической группе. Психопрофилактическая аутогенная тренировка для здоровых.


^ Тема 9. Клинические предпосылки групповой психотерапии. Механизмы лечебного воздействия. Семейная психотерапия. Показания и противопоказания для групповой психотерапии. Виды психотерапевтических групп. Типы руководства группой и функции ведущего. Фазы групповой динамики: ориентации и зависимости; конфликтов и протестов; развития и сотрудничества; целенаправленной деятельности. Правила в группе. Лечебные факторы группы. Возможные ошибки в проведении групповой психотерапии. Применение групповой психотерапии и психосоматической практике и при лечении невротических расстройств.


^ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ПСИХОТЕРАПИИ.


После окончания изучения дисциплины «Психотерапия» студент должен:


1. Иметь представления: об основных понятиях, целях и процедурах психотерапии; основных вопросах неврозологии, психосоматической медицины, психологии индивидуальных и возрастных различий.


  1. Знать:

  • базовые психотерапевтические концепции: психодинамическая, поведенческая и экзистенциально-гуманистическая;

  • понятия психологического и функционального диагноза – как результата интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни;

  • психологические и психогенные факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений;

  • нозологическую и возрастную специфику психотерапии;

  • особенности возрастной психологии, детско-игровой психотерапии;

  • основные формы психотерапии – индивидуальная, групповая, терапия средой, арттерапия, игровая терапия; и основные механизмы лечебного взаимодействия;

  • основные категории медицинской психологии – психическая структура личности, мотивация, потребности, стресс, сознание, бессознательное, самосознание|, конфликт, кризис, психологическая защита, копинг-реакции, алекситимия.


3. Уметь:

  • распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодей-

ствию;

  • выстраивать контакт с пациентом по модели пятишагового консультирования;

  • определять Родительское, Взрослое и Детское Эго-состояния,владеть процеду-рами трансактных коммуникаций для усиления Взрослого Эго-состояния;

  • определять стратегию психотерапевтического воздействия;

  • использовать принципы рациональной психотерапии в беседе (систематичность, последовательность, доступность).


4. Овладеть навыками:

  • определения и оценивания психологических качеств пациентов: типа личности, эмоционально-волевой сферы, характера мышления, стереотипных паттернов поведения;

  • присоединения и эффективного конгруэнтного раппорта с пациентом;

  • косвенного внушения для создания эмоционально-положительного отношения к общему курсу лечения;

  • коммуникационных стратегий;

  • речевых изменений (метамоделирование);

  • овладеть навыками релаксации и уменьшения боли.



^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.


Темы реферативных сообщений для студентов 5 курса педиатрического факультета:

  1. Философские истоки в развитии психотерапии.

  2. Экзистенциальные позиции бытия и развитие психогенных расстройств.

  3. Психотерапия в детском возрасте.

  4. К.Г.Юнг – его роль в психотерапии.

  5. С.Грофф – путешествие за пределы мозга.

  6. Психологическая защита в рамках психоанализа.

  7. Механизмы психологических защит в рамках гештальт-терапии.

  8. Психотерапевтическая помощь в кризисных жизненных ситуациях.

  9. Психотерапия страха.

  10. Ятрогенные заболевания: слово ранит, слово лечит.

  11. Психотерапия в общесоматической практике.

  12. Телесно-ориентированная психотерапия – возможности для лечения пси-хосоматических расстройств.

  13. Возможности поведенческой психотерапии.

  14. Психотерапия посредством игровой деятельности при лечение детей с невротическими расстройствами.

  15. Самонаблюдение как метод психотерапии.

  16. Медитативная практика – возможности и ограничения в психотерапевтичес-ком контексте.

  17. Саморегуляция – путь к здоровью.

  18. Психотерапевтическая группа – зачем Я туда пойду?

  19. Возможности телесной психотерапии.

  20. Применение групповой психотерапии для саморазвития.
^

ЛИТЕРАТУРА


по дисциплине «Психотерапия».

Основная:


  1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций – СПб: «Академический проект», 1997.

  2. Бендлер Р., Гриндер Д. Нейролингвистическое программирование. – 1992.

  3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб, 1994.

  4. Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики. – М.: Класс, 1998.

  5. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л., 1977.

  6. Гришин А. Гипноз. – М.: Локид, 1998.

  7. Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. – М., 1969.

  8. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л., 1982.

  9. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л., 2000.

  10. Либих С.С. Коллективная психотерапия неврозов. – Л., 1974.

  11. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: «МЕДпресс», 1998.

  12. Мясищев В.И. Личность и неврозы. – Л, 1982.

  13. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998.

  14. Рожнов В.Е. Лекции по психотерапии. – М., 1971.

  15. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

  16. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989.

  17. Фрейд З. Я и Оно. – Тбилиси, 1991.

  18. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – М., 1990.


Дополнительная:

  1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М. 1998.

  2. Аптер И.М. О нейрофизиологических механизмах гипноза. – В кн.: Вопросы психотерапии. – М., 1977.

  3. Асатиани Н.М. Психотерапия невроза навязчивых состояний. – В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1979.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.

  5. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение. – СПб. – 1911.

  6. Гиляровский В.А. Сон и сновидения. Гипноз и внушение. – М., 1951.

  7. Гройсман А.Л. Медицинская психология. - М. 1997.

  8. Деглин В.Я. Основы клинической психотерапии неврозов. – В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1979.

  9. Железняк Л.С., Карвасарская И.Б. Опыт включения детей с проблемами развития в состав психотерапевтических групп. – Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева, 1993, № 1.

  10. Знаменитые случаи из практики психоанализа: Сборник. – М., 1995.

  11. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.

  12. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. – СПб, 1996.

  13. Лакостина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. – М., 1984.

  14. Либих С.С. Коллективная и групповая психотерапия. – В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1979.

  15. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М., 1987.

  16. Панков Д.В. Рациональная психотерапия. – В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1979.

  17. Панов А.Г., Беляев Г.С. Аутогенная тренировка. – Л.: Медицина, 1973.

  18. Психология. Учебник, под ред. А.А. Крылова. М., «Проспект» -
    1998 г.

  19. Рожнов В.Е. Медицинская деонтология и психотерапия. – В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1979.

  20. Свядощ А.М., Ромен А.С. Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической практике. Техника самовнушения. Медицинское пособие. – Караганда, 1966.

  21. Селье Т. Стресс без дистресса. М., 1979.

  22. Слуцкий А.С. Поведенческая психотерапия. – В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1979.

  23. Тылевич И.М., Немцева А.Я. Руководство по медицинской психологии. – М.: Медицина, 1985.

  24. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 608с.

  25. Чаева С.И. Семейная системная психотерапия при невротических и психопатических расстройствах у детей и подростков. – В кн.: Интегративные аспекты современной психотерапии. – СПб, 1992.

  26. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А. Групповая психотерапия у подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами. – Журнал невропатологии и психиатрии, 1990.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


преподавания дисциплины «Психотерапия»

В процессе преподавания психотерапии используются кафедральные средства повышения наглядности (аудио- и видеоаппаратура).


Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.


«_20 »__июня 2006 г.


Заведующий кафедрой

профессор, доктор медицинских наук П.П.Балашов

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5 icon Рабочая учебная программа по детским хирургическим болезням с ортопедией и травматологией и обшим

Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5 icon Рабочая программа по офтальмологии по специальности 060103 «педиатрия»

Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5 icon Рабочая программа по психиатрии для специальности 060103 «педиатрия»

Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5 icon Рабочая программа по урологии Для специальности 060103 «педиатрия»

Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5 icon Рабочая программа По дисциплине «биология» Для специальности «060103 (педиатрия)»

Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5 icon Рабочая программа По детским болезням Для специальности 060103. 65 Педиатрия

Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5 icon Рабочая программа учебной дисциплины фтизиопульмонология Для специальности 060103 педиатрия

Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5 icon Рабочая программа по медицинской генетике для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический

Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5 icon Рабочая программа учебной дисциплины хирургические болезни для специальности: 060103 педиатрия. Факультет

Рабочая программа по элективу «Психотерапия» по специальности 060103 «Педиатрия» Курс − 5 icon Рабочая программа по элективному курсу: трансфузиология для специальности: 060103 педиатрия Факультет:

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы