ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
«СОГЛАСОВАНО»
Декан лечебного факультета
профессор _______В.Д.Студницкий
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
профессор ________А.И. Венгеровский
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективу «Психотерапия»
по специальности 060103 «Педиатрия»
Курс − 5
Семестры − IX
Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии
Учебные часы по действующему учебному плану − 81 час:
Лекции − 12 ч.
Практические занятия − 42 ч.
Самостоятельная работа − 27 ч.
Зачет − IX семестр
^
Основной целью изучения дисциплины «Психотерапия» студентами, обучаю-щимися по специальности «Педиатрия» является получение представления об основных понятиях, целях и процедурах психотерапии. Студенты овладеют знаниями о психологии лечебного процесса, норме и патологии психической деятельности. В цикле уделяется внимание вопросам неврозологии, психосоматической медицины, психологии индивидуальных и возрастных различий. Будущие врачи обязаны ориентироваться в понятиях психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия.
В процессе изучения дисциплины «Психотерапия» решаются следующие задачи:
Узнать о психологических и психогенных факторах в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений.
Узнать о понятии психологического и функционального диагноза – как результате интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни.
Узнать о понятиях психологического контакта и взаимодействия.
Изучить основные категории медицинской психологии – психическая структура личности, мотивация, потребности, стресс, сознание, бессознательное, самосознание|, конфликт, кризис, психологическая защита, копинг-реакции, алекситимия.
Изучить базовые психотерапевтические концепции: психодинамическая, поведенческая и экзистенциально-гуманистическая.
Изучить основные формы психотерапии – индивидуальная, групповая, терапия средой, арттерапия, игровая терапия; и основные механизмы лечебного взаимодействия.
Изучить нозологическую и возрастную специфику психотерапии.
Узнать о различии в понятиях психологическое консультирование, психологи-ческая коррекция, психотерапия.
^
ПО ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО
ФАКУЛЬТЕТА СибГМУ
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов лекций
|
Кол-во часов практ. занятий
|
|
Предмет и история психотерапии. Основные направления в психотерапии. Психотерапия в детской практике.
|
2
|
4
|
|
Психоаналитическая концепция личности. Личностные механизмы. Понятие о внутреннем конфликте.
|
2
|
4
|
|
Механизмы психологических защит. Копинг-поведение.
|
|
4
|
|
Психология лечебного процесса. Этико-деонтологические аспекты в психотерапии. Структура психотерапевтического взаимодействия.
|
2
|
6
|
|
Биологические, психологические и социальные факторы патогенеза неврозов. Психотерапевтическая стратегия. Динамика развития Эго-состояний в детском возрасте на модели трансактного анализа Э.Берна.
|
2
|
6
|
|
Психологические аспекты соматических заболеваний. Современная биопсихосоциальная концепция здоровья, болезни и лечения.
|
2
|
4
|
|
Поведенческая психотерапия. Рациональная психотерапия по Дюбуа. Поведенческая психотерапия в детском возрасте.
|
2
|
6
|
|
Гипносуггестивная психотерапия. Аутогенная тренировка. Механизмы лечебного воздействия. Области применения.
|
|
4
|
|
Клинические предпосылки групповой психотерапии. Механизмы лечебного воздействия. Семейная психотерапия.
|
|
4
|
10.
|
Итоговое занятие. Зачет.
|
|
|
Всего:
|
12
|
42
|
^
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ.
Тема 1. Предмет и история психотерапии. Основные направления в психотерапии. Психотерапия в детской практике. Понятие, цели и задачи психотерапии. Философские и психологические предпосылки для развития основных направлений психотерапии: психодинамического, бихевиорального и гуманистического. Показания и противопоказания для проведения психотерапии. Основы детской психотерапии.
^ . Психологические предпосылки развития психодинамического направления. Сознание и бессознательное, функции, свойства. Психоаналитическая структура личности. Функции Ид, Эго, Супер-Эго. Понятие о внутриличностном конфликте, его проявлениях. Психоанализ как метод психотерапии, символы бессознательного. Понятие сопротивления, переноса, контрпереноса.
^ Принципы выбора задач и методов психотерапии с учетом личностного подхода. Основы взаимодействия с пациентом. Принципы пятишаговой модели первичного консультирования. Понятие личностного пространства пациента. Понятие раппорта, эмпатии. Принципы позиций психотерапевта при взаимодействии с пациентом. Уметь распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодействию. Принципы психотерапевтического взаимодействия с детьми.
Тема 4. Биологические, психологические и социальные факторы патогенеза неврозов. Психотерапевтическая стратегия. Динамика развития Эго-состояний в детском возрасте на модели трансактного анализа Э.Берна. Этиопатогенетические механизмы развития основных форм неврозов. Принципы индивидуальной и групповой личностно-ориентированной психотерапии. Этапы в психотерапии больных неврозами. Особенности психотерапии при неврастении, истерическом неврозе, неврозе навязчивых состояний. Развитие Эго-состояний в детском возрасте. Возможные сочетания психотерапии с другими медикаментозными и немедикаментозными методами в лечении неврозов.
^ Понятие психосоматического расстройства. Показания и противопоказания для психотерапии в общесоматической практике. Роль эмоций в развитии психосоматических заболеваний.
^ Нейрофизиологические основы поведенческой терапии. Техники поведенческой терапии: метод систематической десенсибилизации, метод парадоксальной интенции, метод самостоятельной «дневниковой» работы. Принципы рациональной терапии по Дюбуа. Эмоционально-когнитивная терапия: показания, возможности. Психотерапия посредством игровой деятельности.
^
Тема 1. Предмет и история психотерапии. Основные направления в психоте-рапии. Психотерапия в детской практике. Предмет и история психотерапии. Основные направления в психотерапии. Психотерапия в детской практике. Понятие, цели и задачи психотерапии. Философские и психологические предпосылки для развития основных направлений психотерапии: психодинамического, бихевиорального и гуманистического. Показания и противопоказания для проведения психотерапии. Основы детской психотерапии.
^ Психологические предпосылки развития психодинамического направления. Сознание и бессознательное, функции, свойства. Психоаналитическая структура личности. Функции Ид, Эго, Супер-Эго. Понятие о внутриличностном конфликте, его проявлениях. Психоанализ как метод психотерапии, символы бессознательного. Понятие сопротивления, переноса, контрпереноса.
^ Осознанные и бессознательные механизмы защит. Психологические основы работы защитных механизмов. Виды механизмов психологических защит. Копинг-поведение как осознанная стратегия действий в стрессовой ситуации. Ведущие механизмы защиты при различных заболеваниях.
^ Принципы выбора задач и методов психотерапии с учетом личностного подхода. Основы взаимодействия с пациентом. Принципы пятишаговой модели первичного консультирования. Понятие личностного пространства пациента. Понятие раппорта, эмпатии. Принципы позиций психотерапевта при взаимодействии с пациентом. Уметь распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодействию. Принципы психотерапевтического взаимодействия с детьми.
Тема 5. Биологические, психологические и социальные факторы патогенеза неврозов. Психотерапевтическая стратегия. Динамика развития Эго-состояний в детском возрасте на модели трансактного анализа Э.Берна. Этиопатогенетические механизмы развития основных форм неврозов. Принципы индивидуальной и групповой личностно-ориентированной психотерапии. Этапы в психотерапии больных неврозами. Особенности психотерапии при неврастении, истерическом неврозе, неврозе навязчивых состояний. Развитие Эго-состояний в детском возрасте. Возможные сочетания психотерапии с другими медикаментозными и немедикаментозными методами в лечении неврозов.
^ Понятие психосоматического расстройства. Показания и противопоказания для психотерапии в общесоматической практике. Роль эмоций в развитии психосоматических заболеваний.
^ Нейрофизиологические основы поведенческой терапии. Техники поведенческой терапии: метод систематической десенсибилизации, метод парадоксальной интенции, метод самостоятельной «дневниковой» работы. Принципы рациональной терапии по Дюбуа. Эмоционально-когнитивная терапия: показания, возможности. Психотерапия посредством игровой деятельности.
^ Истоки и развитие гипносуггестивной терапии от Ф.Месмера до М.Эриксона. Показания и противопоказания к гипносуггестивной терапии, аутогенной тренировке. Психофизиологические и психологические механизмы гипноза и аутогенной тренировки. Понятие гипнабельности, стадии гипноза. Гипноз по М.Эриксону, понятие транса. Коллективная эмоционально-стрессовая гипнотерапия. Осложнения при гипнозе. Место гипносуггестивной терапии в комплексном лечении больных. Сущность методики Шульца. Основные представления о медитативной практике: сходство и отличие от аутогенной тренировки. Система обучения аутогенной тренировке в психотерапевтической группе. Психопрофилактическая аутогенная тренировка для здоровых.
^ Показания и противопоказания для групповой психотерапии. Виды психотерапевтических групп. Типы руководства группой и функции ведущего. Фазы групповой динамики: ориентации и зависимости; конфликтов и протестов; развития и сотрудничества; целенаправленной деятельности. Правила в группе. Лечебные факторы группы. Возможные ошибки в проведении групповой психотерапии. Применение групповой психотерапии и психосоматической практике и при лечении невротических расстройств.
^
После окончания изучения дисциплины «Психотерапия» студент должен:
1. Иметь представления: об основных понятиях, целях и процедурах психотерапии; основных вопросах неврозологии, психосоматической медицины, психологии индивидуальных и возрастных различий.
Знать:
базовые психотерапевтические концепции: психодинамическая, поведенческая и экзистенциально-гуманистическая;
понятия психологического и функционального диагноза – как результата интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни;
психологические и психогенные факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений;
нозологическую и возрастную специфику психотерапии;
особенности возрастной психологии, детско-игровой психотерапии;
основные формы психотерапии – индивидуальная, групповая, терапия средой, арттерапия, игровая терапия; и основные механизмы лечебного взаимодействия;
основные категории медицинской психологии – психическая структура личности, мотивация, потребности, стресс, сознание, бессознательное, самосознание|, конфликт, кризис, психологическая защита, копинг-реакции, алекситимия.
3. Уметь:
распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодей-
ствию;
выстраивать контакт с пациентом по модели пятишагового консультирования;
определять Родительское, Взрослое и Детское Эго-состояния,владеть процеду-рами трансактных коммуникаций для усиления Взрослого Эго-состояния;
определять стратегию психотерапевтического воздействия;
использовать принципы рациональной психотерапии в беседе (систематичность, последовательность, доступность).
4. Овладеть навыками:
определения и оценивания психологических качеств пациентов: типа личности, эмоционально-волевой сферы, характера мышления, стереотипных паттернов поведения;
присоединения и эффективного конгруэнтного раппорта с пациентом;
косвенного внушения для создания эмоционально-положительного отношения к общему курсу лечения;
коммуникационных стратегий;
речевых изменений (метамоделирование);
овладеть навыками релаксации и уменьшения боли.
^
Темы реферативных сообщений для студентов 5 курса педиатрического факультета:
Философские истоки в развитии психотерапии.
Экзистенциальные позиции бытия и развитие психогенных расстройств.
Психотерапия в детском возрасте.
К.Г.Юнг – его роль в психотерапии.
С.Грофф – путешествие за пределы мозга.
Психологическая защита в рамках психоанализа.
Механизмы психологических защит в рамках гештальт-терапии.
Психотерапевтическая помощь в кризисных жизненных ситуациях.
Психотерапия страха.
Ятрогенные заболевания: слово ранит, слово лечит.
Психотерапия в общесоматической практике.
Телесно-ориентированная психотерапия – возможности для лечения пси-хосоматических расстройств.
Возможности поведенческой психотерапии.
Психотерапия посредством игровой деятельности при лечение детей с невротическими расстройствами.
Самонаблюдение как метод психотерапии.
Медитативная практика – возможности и ограничения в психотерапевтичес-ком контексте.
Саморегуляция – путь к здоровью.
Психотерапевтическая группа – зачем Я туда пойду?
Возможности телесной психотерапии.
Применение групповой психотерапии для саморазвития.
^
Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций – СПб: «Академический проект», 1997.
Бендлер Р., Гриндер Д. Нейролингвистическое программирование. – 1992.
Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб, 1994.
Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики. – М.: Класс, 1998.
Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л., 1977.
Гришин А. Гипноз. – М.: Локид, 1998.
Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. – М., 1969.
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л., 1982.
Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л., 2000.
Либих С.С. Коллективная психотерапия неврозов. – Л., 1974.
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: «МЕДпресс», 1998.
Мясищев В.И. Личность и неврозы. – Л, 1982.
Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998.
Рожнов В.Е. Лекции по психотерапии. – М., 1971.
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989.
Фрейд З. Я и Оно. – Тбилиси, 1991.
Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – М., 1990.
Дополнительная:
Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М. 1998.
Аптер И.М. О нейрофизиологических механизмах гипноза. – В кн.: Вопросы психотерапии. – М., 1977.
Асатиани Н.М. Психотерапия невроза навязчивых состояний. – В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1979.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.
Бехтерев В.М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение. – СПб. – 1911.
Гиляровский В.А. Сон и сновидения. Гипноз и внушение. – М., 1951.
Гройсман А.Л. Медицинская психология. - М. 1997.
Деглин В.Я. Основы клинической психотерапии неврозов. – В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1979.
Железняк Л.С., Карвасарская И.Б. Опыт включения детей с проблемами развития в состав психотерапевтических групп. – Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева, 1993, № 1.
Знаменитые случаи из практики психоанализа: Сборник. – М., 1995.
Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.
Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. – СПб, 1996.
Лакостина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. – М., 1984.
Либих С.С. Коллективная и групповая психотерапия. – В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1979.
Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М., 1987.
Панков Д.В. Рациональная психотерапия. – В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1979.
Панов А.Г., Беляев Г.С. Аутогенная тренировка. – Л.: Медицина, 1973.
Психология. Учебник, под ред. А.А. Крылова. М., «Проспект» -
1998 г.
Рожнов В.Е. Медицинская деонтология и психотерапия. – В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1979.
Свядощ А.М., Ромен А.С. Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической практике. Техника самовнушения. Медицинское пособие. – Караганда, 1966.
Селье Т. Стресс без дистресса. М., 1979.
Слуцкий А.С. Поведенческая психотерапия. – В кн.: Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1979.
Тылевич И.М., Немцева А.Я. Руководство по медицинской психологии. – М.: Медицина, 1985.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 608с.
Чаева С.И. Семейная системная психотерапия при невротических и психопатических расстройствах у детей и подростков. – В кн.: Интегративные аспекты современной психотерапии. – СПб, 1992.
Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А. Групповая психотерапия у подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами. – Журнал невропатологии и психиатрии, 1990.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
преподавания дисциплины «Психотерапия»
В процессе преподавания психотерапии используются кафедральные средства повышения наглядности (аудио- и видеоаппаратура).
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
«_20 »__июня 2006 г.
Заведующий кафедрой
профессор, доктор медицинских наук П.П.Балашов
|