|
Скачать 451.61 Kb.
|
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»![]() Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственная классическая академия имени Маймонида» Мероприятие Н 1 .50 -2: "Разработка и внедрение на базе высших учебных заведений перспективных методов и форм обучения на основе реализации новейших достижений в науке и технологиях в целях повышения квалификации специалистов организаций, учреждений и предприятий города, в особенности занятых в сфере здравоохранения и социального обеспечения". Раздел 1 "Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ повышения квалификации специалистов городского хозяйства на основе организации системы дополнительного обучения кадров учреждений социальной сферы". ^ Программа курса профессиональной переподготовки «Клиническая психология» Автор и составитель программы: к.пс н. Л.В.Сенкевич ^ : студенты психологических, педагогических, социологических, юридических и медицинских факультетов 3-6 курсов; аспиранты; психологи, педагоги-психологи, педагоги; руководящие работники массовых и специальных общеобразовательных школ, детских домов, социальных приютов и интернатов, коррекционных ГОУ; социальные работники; медицинские работники психиатрической и соматической клиники. ^ Длительность курса: 2,5 месяца Форма обучения: 5 раза в неделю, вечерняя. Москва, 2011 г. Аннотация курса Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология», предназначенный для студентов психологических, педагогических, социологических, юридических и медицинских факультетов 3-6 курсов; аспирантов, психологов, педагогов-психологов, педагогов, руководящих работников массовых и специальных общеобразовательных школ, детских домов, социальных приютов и интернатов, коррекционных ГОУ, социальных работников, медицинских работников психиатрической и соматической клиники создается в связи с отмечающимся в последние годы в нашей стране неуклонным ростом нервно-психических заболеваний, эмоционально-личностных расстройств пограничного и психотического уровней как среди взрослого, так и среди детского населения. Таким образом, в последнее время многократно возросла потребность в подготовке высококвалифицированного кадрового потенциала клинических, педагогических и социальных психологов, владеющих разнообразным арсеналом методов дифференциальной патопсихологической диагностики, знакомых с принципами синдромального анализа, умеющих грамотно и эффективно проводить экспериментально-психологическое обследование в условиях клиники, общеобразовательной и специальной школы (интерната), детского дома, социального приюта и т.д. Клинические психологи также востребованы в судебной, трудовой, воинской экспертизах, в областях семейного психологического консультирования, психокоррекции девиантного поведения подростков, в суицидологи и аддиктологии. Для подготовки специалистов в области клинической психологии в программу предлагаемого курса профессиональной переподготовки включены теоретические и практические занятия по пато- и нейропсихологии, психологической коррекции личностных расстройств. Слушатели ознакомятся с основами психиатрии и современными методами психофармакологии, овладеют базовыми методами пато- и нейропсихологической диагностики, психологического консультирования и психотерапии. Практические занятия будут проводиться на базах известнейших медицинских учреждений г. Москвы, славящихся своими традициями (ГКПБ № 4 им. П.Б.Ганнушкина и Городской клинической психиатрической больницы № 13. Слушатели будут участвовать в патопсихологическом эксперименте с пациентами разных нозологий (шизофрения, эпилепсия, МДП, алкоголизм, наркомания), а также самостоятельно проводить патопсихологическое обследование больных. Они освоят проективные методы патопсихологической диагностики, научатся выявлять психологические симптомокомплексы различных патологий личности и мышления, писать патопсихологические и нейропсихологические заключения. Также в программу курса включены занятия по основам психосоматики. Сейчас практически в любом направлении соматической медицины востребованы клинические психологи, так как многие заболевания (онкологические, сердечно-сосудистые, сахарный диабет, бронхиальная астма, язвенная и гипертоническая болезни, полиартрит и др.) имеют в своей основе психосоматический фактор. Кроме того, на базах различных коррекционных ГОУ г. Москвы слушатели смогут ознакомиться с принципами работы клинического психолога в образовательных и воспитательных учреждениях, методами профилактики и психокоррекции девиантного поведения подростков. Текущий контроль успеваемости обеспечивается проведением зачётов и экзаменов. Итоговый контроль обеспечивается защитой дипломных работ слушателей. Требования к дипломным работам соответствуют требованию нормативных документов в части переподготовки специалистов. Ввиду специфических условий проведения пато- и нейропсихологических практикумов, набор на курс строго ограничен (не более 25-30 человек). ^ Раздел 1. Введение в психологию Тема 1. Психология как наука Отрасли психологии. Научная и житейская психология. История античной психологической мысли. Три источника психологии как науки. Рождение экспериментальной психологии. Система В.Вундта. Гештальтпсихология. Психоанализ. Гуманистическая психология. Бихевиоризм и необихевиоризм. История психологической мысли в России. Системная психология. Дифференциальная психология. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Психология и медицина. Психология и социология. Психология и педагогика. Развитие идей клинической психологии в России и за рубежом. Литература:
Тема 2. Методы математической статистики в психологических исследованиях Описательная статистика. Основные понятия статистики и теории вероятности. Измерения в психологии. Шкалы измерений. Способы представления статистических данных. Меры вариативности. Теория статистического вывода. Стандартные законы распределения случайной величины. Основные понятия теории выборочного метода. Проверка статистических гипотез. Сопоставления данных исследования с нормативными. Изучений зависимостей между переменными. Корреляционный и регрессионный анализы. Сравнение двух независимых совокупностей. Сравнение двух зависимых совокупностей. Оформление результатов. Литература:
Раздел 2. Основные разделы и методы клинической психологии Тема 2.1. Основные понятия клинической психологии. Предмет, цели и задачи клинической психологии. Клиническая психология как пограничная область между медициной и психологией. Определение клинической психологии. Методы исследования в клинической психологии (общая характеристика). Отечественный и зарубежный подходы в клинической психологии. Уровни личностных расстройств. Клинические проявления психической нормы и патологии. Диагностические принципы. Экзогенные, психогенные и эндогенные симптомы и синдромы. Понятия «адаптация-дезадаптация» в клинической (медицинской) психологии. Индивидуальных различия в клинической психологии: темперамент (структура, типологии, клинические характеристики); характер (акцентуации характера и их классификации, характер и темперамент, характер и личность: соотношение понятий); личность (структура личности, теории личности, изменения личности при психических заболеваниях и личностных расстройствах). Психология больного. Психическое реагирование на заболевание. Учет пола, возраста, профессии, особенностей темперамента, характера, личности, социального положения больного при пато- и нейропсихологической диагностике и коррекции. Типы психического реагирования. Психология лечебного (психодиагностического) взаимодействия: коммуникативная компетентность, типы общения (формальное, примитивное, формально-ролевое, деловое, манипулятивное, духовно-межличностное, вынужденное (общение врача(психолога) и пациента)). Типичные искажения представлений о другом человеке (эффект ореола, эффект последовательности, эффект авансирования, эффект проекции). Способность к эмпатии. Стили общения (сопереживающий/ эмоционально-нейтральный, директивный/ недирективный). Медицинская этика и деонтология. Этические нормы (правдивость, приватность, конфиденциальность, лояльность и компетентность). Этические проблемы медицины (информация о диагнозе, эвтаназия, патернализм, реконструкция личности при психотерапии, лечение без согласия, экстрасенсорика). Тема 2.2. Разделы клинической психологии. Патопсихология: семиотика (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, сознание); психологическая и патопсихологическая характеристика познавательных психических процессов; патопсихологическая характеристика личностно-эмоциональной сферы больного. Место патопсихолога в психиатрической клинике. Роль патопсихолога в образовательных учреждениях. Значение патопсихологии для профориентации и кадровой политики предприятий и учреждений. Нейропсихология. Высшие психические функции (ВПФ) как основной предмет нейропсихологии. Понятие гнозиса и его виды (зрительный, слуховой, тактильный). Праксис (неречевой и артикуляционный). Символическая неречевая деятельность (мышление и сознание, память, эмоции, внимание). Виды и функции речи. Мозговая локализация высших психических функций. Строение головного мозга. Анатомическая и функциональная дифференциация мозга. Мозговая организация гностико-праксических и символических функций. Нейропсихология развития. Причины нарушений ВПФ органического и функционального генеза. Агнозии, апраксии. Патология речи: алалия, дислалия, дизартрия, заикание, афазия. Основные принципы и методы коррекционного и восстановительного обучения. Психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии: принципы, особенности и разновидности. Специальные разделы клинической психологии: возрастная клиническая психология (социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека, психические особенности и психосоматические расстройства у детей и подростков, психологические особенности лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста); семейная клиническая психология (патогенные семейные паттерны). Практикум 2.1. Методы клинической психологии. Клиническое интервью. Структурное интервью О.Кернберга. Уровни личностных расстройств по Кернбергу: невротический, пограничный, психотический. Три критерия уровнево-типологической диагностики Кернберга-Мак-Вильямс: тестирование реальности, эго-идентичность, уровень защит. Патопсихологическая диагностика Б.В.Зейгарник и С.Я.Рубинштейн. Пиктограммическое обследование (по С.В.Лонгиновой). Нейропсихологическая диагностика. Практикум 2.2. Нейропсихологичекие коррекционные методики. Коррекционная работа при алалии, дизартрии и заикании. Коррекционное обучение при дислексии и дисграфии. Коррекция нарушений ЗПР и ЗРР. Восстановление речевых функций при различных видах афазий. Преодоление нарушений различных видов гнозиса и праксиса. Литература
Раздел 3. Патопсихология Тема 3.1. Патопсихология и психопатология. Патопсихология как раздел психологии и психопатология как раздел психиатрии. Предмет психиатрии. Общемедицинские понятия в психопатологии: этиология, патогенез, симптом, синдром. Общемедицинские критерии в психопатологии (рецидив, обострение, ремиссия). Клиникоописательный метод в психопатологии. Патопсихология как составная часть клинической психологии. Психологическая система понятий в патопсихологии. Психологические критерии оценки нарушения психики в патопсихологии. Психологические методы в патопсихологии: наблюдение и беседа, генетический метод, патопсихологический эксперимент. Разные предметы и общий объект изучения в патопсихологии и психопатологии. Практические задачи патопсихологии (установление дифференциального диагноза заболевания, участие в проведении трудовой, воинской, судебной экспертиз, выявление симуляций, диссимуляций, агграваций, описание структуры психического дефекта, изучение динамики психического состояния в процессе терапии, реабилитация и психокоррекция). Теоретические проблемы патопсихологии. Идеи школы Выготского-Леонтьева-Лурия. Семинар 3.1. Общие проблемы судебно-психологической экспертизы. Формы использования специальных психологических познаний в судебно-психологической и комплексных с нею видах судебных экспертиз. Виды судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (подсудимого). Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Прочие предметные виды судебно-психологической экспертизы. Проблема «ограниченной вменяемости». Разбор в клинических условиях реальных случаев диагностики эмоциональных состояний обвиняемых, как исследования их способности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Непатологические личностные факторы. Эмоциональные факторы. Факторы психического развития. Убийство в состоянии аффекта. Тема 3.2. Нозологии отдельных заболеваний Шизофрения как прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциацией психики, личностным дефектом и продуктивной симптоматикой. Феномен расщепления психики: деперсонализация, амбивалентность, импульсивность, несоответствие эмоций содержанию сознания (оскудение эмоций). Противоречивость познавательной деятельности при шизофрении: несоответствие сохранных возможностей к выполнению интеллектуальной деятельности и реальной продуктивности больного. Характеристика психологической феноменологии шизофрении. Нарушения мышления. Нарушения мыслительных операций. Нарушение мотивационного аспекта мышления. Расплывчатость, разноплановость, резонерство, псевдосимволика, стереотипии. Нарушение критичности мышления. Нарушения личностно-эмоциональной сферы при шизофрении. Эпилепсия как эндогенное психическое заболевание с хроническим течением. Большие и малые судорожные припадки. Птимали. Сумеречные состояния сознания. Дисфории. Симптоматическая эпилепсия и эпилептическая болезнь. Нарушения динамики психической деятельности при эпилепсии (замедленность и инертность). Нарушения памяти. Олигофазия. Нарушения мышления при эпилепсии (обстоятельность, снижение операционального уровня выполнения мыслительной деятельности, резонерство). Изменение личности при эпилепсии (лицемерие, слащавость в сочетании с злопамятностью, педантизм). Патопсихологический синдром при эпилепсии. Нарушения психической деятельности при диффузных органических поражениях головного мозга. Нарушение динамики психической деятельности (истощаемость и лабильность). Расстройство познавательных процессов (нарушения памяти, внимания: трудности сосредоточения, распределения, переключения внимания, нарушения операциональной стороны мышления). Эмоциональные нарушения (уплощение, лабильность, благодушие). Семинар 3.2. Принципы построения патопсихологического исследования Изучение истории болезни. История болезни как медицинский, юридический и психологический документ. Структура и построение истории болезни. Субъективный и объективный анамнез. Психический статус больного. Дневник. Патопсихологическое исследование по принципу функциональной пробы (нагрузка на исследуемую функцию), учет личностного отношения больного к исследованию, подбор методик, обязательность повторных исследований. Тема 3.3. Неврозы и психопатии. Клиническое, психологическое и социальное направления в неврозологии. Классификация неврозов. Представление о психопатиях как аномалиях личности с резкой дисгармонией развития эмоционально-волевой сферы. Классификация психопатий П.Б.Ганнушкина (циклоиды, депрессивные, циклотимики, астеники, неврастеники, психастеники, шизоиды, параноиды, эпилептоиды, истероиды, антисоциальные психопаты,конституционально-глупые). Современные классификации психопатий. Литература.
Раздел 4. Основы нейропсихологии Тема 4.1. Основы нейропсихологических знаний. Предмет и задачи нейропсихологии. История зарубежной и отечественной нейропсихологии. Три функциональных блока мозга. Блок регуляции сна-бодрствования. Блок приема, хранения и переработки информации. Блок программирования, регуляции и контроля. Симптом и синдром в нейропсихологии. Квалификация симптома. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие. Нейропсихологические синдромы при эпилепсии. Нейропсихологические синдромы при алкоголизме. Патология памяти. Патология эмоций. Модальная специфика коры и сенсорные приоритеты. Глубинные структуры головного мозга (ГМ) и подсознание. Инсайты и их нейропсихологическое обеспечение. Тема 4. 2. Особенности мозговой деятельности в условиях стресса и его последствий. Тормозное влияние стресса на ЦНС. Уязвимость к стресогенным влияниям подкорковых отделов мозга. Нарушения активации коры головного мозга (ГМ) в экстремальных ситуациях. Дезорганизация деятельности участков коры ГМ, участвующих в осуществлении наиболее важных когнитивных функций (мышления, внимания, памяти, речи, чтения, письма, счета). Инсульты, черепно-мозговые травмы и стрессогенные влияния: сопоставление последствий для ГМ. Нейропсихологическая интерпретация стресса как фактора нарушений специфически человеческих навыков и форм поведения, наиболее важных в социально-психологическом отношении. Мозговые механизмы агрессии и аутоагрессии у испытуемых с различными типами личностной акцентуации. Литература
Раздел 5. Основы психиатрии Тема 5.1. Семиология психических расстройств. Расстройства памяти, внимания и интеллекта и синдромы помрачения сознания. Расстройства познавательной деятельности. Нарущение ощущения. Расстройства восприятия. Расстройства ощущений: а-, гипо-, пара- гиперестезия, сенестопатии. Расстройства восприятия: агнозии, иллюзии, галлюцинации. Различие иллюзий и галлюцинаций, истинных галлюцинаций и псевдогаллюцинаций. Виды галлюцинаций в зависимости от органов чувств (тактильные, обонятельные, вкусовые галлюцинации). Психосенсорные расстройства, деперсонализация, дереализация, расстройства схемы тела. Метаморфопсии, аутоморфопсии. Психопатологические синдромы с преобладающим нарушением восприятия. Расстройства мышления. Синдром навязчивых состояний. Сверхценные идеи. Бредовый синдром. Виды бреда: образный (чувственный) и интерпретативный (толкования) бред. Динамика бредового синдрома: паранояльный, параноидный, парафренный. Синдром двойников. Сложные бредовые синдромы: галлюцинаторно-параноидный и аффективно-параноидный синдром. Расстройства памяти. Корсаковский (амнестический) синдром. Слабоумие. Расстройства эмоциональной сферы. Расстройства волевой сферы. Психомоторные расстройства и расстройства влечений. Судорожный синдром. Тема 5.2. Основные психические заболевания. Эндогенные, экзогенные и соматогенные психические болезни. Психоорганические расстройства. Зависимость от психоактивных веществ. Аффективные расстройства. Расстройства невротического уровня. Шизофрения. Классификация заболевания с выделением простой, параноидной, кататонической и гебефренической клинических форм шизофрении. Динамические формы или типы течения шизофрении. Рекуррентный, периодический тип течения в виде циркулярной, депрессивно-параноидной шизофрении и кататоно-онейроидного варианта. Приступообразно-прогредиентная (шубообразная) и непрерывно-прогредиентная с вялым течением и неврозоподобной и психопатоподобной симптоматикой, средне-прогредиентным и злокачственным течением. Взаимоотношение форм и типов течения заболевания. Специфика изменений личности в процессе течения шизофрении. Определение заболевания маниакально-депрессивный психоз. Клинические особенности маниакальной и депрессивной фаз заболевания. Типичные, исчерпывающиеся патогномоничными симптомами варианты депрессий и маний. Основные диагностические признаки психотической депрессии: триада симптомов, циркадный ритм выраженности расстройств и сезонный рецидивов заболевания, сомато-вегетативные признаки депрессии. Типы течения заболевания (моно-, биполярный), продолжительность фаз и светлых промежутков. Возрастные особенности заболевания. Умственная отсталость (олигофрения), клинические и экспериментально-психологические признаки олигофрении. Степени умственной отсталости. Эпилепсия как эндогенное психическое заболевание с хроническим течением. Симптоматическая эпилепсия и эпилептическая болезнь. Психические расстройства при острых и хронических интоксикациях и соматических заболеваниях. Лекарственные психозы. Психические расстройства при сосудистых болезнях головного мозга и гипертонической болезни. Литература
Раздел 6. Психосоматика Тема 6.1. Психодинамический (специфический) подход в психосоматике. Психоаналитическая концепция З.Фрейда. Психологический конфликт как основа соматических расстройств. Конверсионные психосоматические расстройства. Диссоциативные расстройства. Концепция десоматизации-ресоматизации М.Шура. Алекситимия. Модель двухэшелонной линии обороны А.Митчерлиха. Теория личностных профилей Ф.Данбар. Гипотеза психосоматической специфичности Ф.Александера . Вклад в психосоматику А.Адлера и В Райха. Современная классификация психогенных расстройств. Тема 6.2. Неспецифический подход в психосоматике и теории стресса. Кортиковисцеральная концепция психосоматических расстройств. Теории стресса и копинг-поведение. Алкоголизм как способ дезадаптивного реагирования на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. Психологическая коррекция больных ПТСР. Стрессоры в профессиональной деятельности и синдром эмоционального выгорания. Тема 6.3. Психотерапия в психосоматике. Внутренняя картина болезни. Факторы онкологических заболеваний и дрейф психологических характеристик у больных. Психотерапевтические группы как фактор реабилитации и реадаптации соматических больных. Социально-психологическая реабилитация и психотерапия онкологических больных. Литература
Раздел 7. Психология аномального развития Тема 1. Психологические закономерности аномального развития ребенка Предмет и задачи психологии аномального развития. Определение аномального развития. Дихотомия «норма-патология». Виды аномального развития. Теория высших психических функций Л.С. Выготского и ее значение для понимания структуры психологического дефекта при разных аномалиях развития и построения системы коррекционного воздействия. Понятие о сензитивных периодах развития и его значение для психодиагностики и психокоррекции аномального развития. Общие и специфические закономерности аномального развития. Понятие о психологической структуре дефекта. Тема 2. Типы дизонтогенеза. Недоразвитие. Задержанное развитие. Искаженное развитие. Дисгармоническое развитие. Поврежденное развитие. Дефицитарное развитие. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К.С.Лебединской). Задержка психического развития по типу гармонического инфантилизма. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Задержка психического развития психогенного происхождения. Психологические особенности детей-воспитанников закрытых учреждений (психологические механизмы формирования синдрома «детского госпитализма»; психологический «портрет» ребенка-сироты, воспитывающегося в закрытом учреждении). Стратегия работы психолога с детьми с задержкой психического развития психогенного происхождения. Основные направления работы психолога закрытого детского учреждения. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Психологическая структура задержки психического развития церебрально-органического генеза. Особенности личности, деятельности и познавательных функций с задержкой психического развития. Олигофрения. Структура психологического дефекта при умственной отсталости. Синдром раннего детского аутизма как искаженное психическое развитие. Детские психопатии. Органические, конституциональные, приобретенные психопатии. Патохарактерологическое развитие личности. Невропатии. Нарушения темпа полового созревания: акселерация, ретардация. Детские неврозы. Психокоррекционная работа с детьми с дисгармоническим развитием личности. Литература
Раздел 8. Патопсихологический практикум Практикум 8.1. Принципы написания патопсихологического заключения Психологическая квалификация феноменов, описанных в истории болезни. Выдвижение гипотез. Характеристика раннего периода (с первой беременности матери больного). Воздействие вредностей на плод. Период младенчества. Характеристика кризисов развития. Первое проявление симптомов болезни. Отработка непрекращающегося контакта с больным на всех этапах психодиагностической работы (с помощью диалога или различных паравербальных способов взаимодействия). Хабитус, мимика, пантомимика больного. Адекватность его поведения ситуации экспериментально-психологического обследования. Критика к своему состоянию и поведению. Мотив экспертизы. Жалобы больного. Оценка памяти, внимания, темпа умственной работоспособности. Оценка мыслительной деятельности, эмоционально-личностной сферы больного. Квалификация нарушений личности и мышления. Практикум 8.2. Экспериментально-психологическое обследование больных шизофренией. Исследование памяти с помощью методики «10 слов». Исследование мышления с помощью методик «Классификация», «4-й лишний», «Сравнение понятий». Нарушения операциональной и мотивационной сторон мышления. Нарушения логики, разноплановость, соскальзывание, резонерство. Разорванность мышления, шперрунги. Бредовые конструкции в беседе. Диагностика личностно-эмоциональной сферы. Практикум 8.3. Диагностика интеллектуально-мнестического снижения (по органическому типу) Конкретность мышления. Снижение памяти в звене как непосредственного, так и отсроченного воспроизведения. Исследование интеллектуального уровня с помощью методик «Простые и сложные аналогии», «Толкование пословиц и поговорок», «Исключение понятий». Затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обощение, формирование понятий, вычленение необходимых и существенных признаков предметов. Истощаемость. Колебания темпа умственной работоспособности. Практикум 8.4. Проективные методы в патопсихологии. Пиктограммический метод исследования личности и мышления. Детализация. Персеверации. Стереотипии. Псевдосимволика. Адекватность эмоциональной окраски образов. Содержательная сторона ассоциаций . ТАТ в патопсихологическом исследовании. РНЖ как метод диагностики эмоциональных нарушений. Практикум 6.5. Суицидальное поведение военнослужащих с пограничным уровнем личностных расстройств. Особенности воинской экспертизы в условиях психиатрической клиники. Социально-психологический феномен дедовщины. Факторы самодеструктивного поведения военнослужащих. Психологическая реабилитация и реадаптация военнослужащих-призывников после суицидальной попытки. Практикум 6.6. Самостоятельная работа слушателей по патопсихологической диагностике в условиях психиатрической клиники. Правила работы психолога с психически больными пациентами в условиях клиники. Вызов больного. Сопровождение. Установление контакта. Формирование мотива экспертизы. Самостоятельное проведение экспериментально-психологического обследования. Супервизия. Литература
Раздел 9. Нейропсихологический практикум Тема 9.1. Методы нейропсихологического исследования в психиатрической клинике. Нейропсихологическое исследование нарушений гнозиса, праксиса и речи в психиатрической клинике. Речевой напор. Вычурная речь. Эхолалалия. Монотонная речь. Обстоятельная речь. Олигофазическая речь. Парадоксальная речь. Персевераторная речь. Пуэрильная речь. Рифмованная речь. Скандированная речь. Соматоагнозия. Прозопагнозия. Методики нейропсихологической квалификации межполушарной асимметрии. Нейропсихологическая квалификация синдромов при наркомании и алкоголизме. Проведение факторного (качественного) и количественного анализа результатов тестирования. Принципы составления нейропсихологических заключений. Тема 9.2. Базовые методы нейрореабилитации Представление об общих путях компенсации нарушенных функций и обучение конкретным методам их реконструкции. Комплекс нейрореабилитационных и медико-психологических методик по восстановлению высших психических функций, в том числе расстройств голоса и речи, нарушений общения и коммуникации у детей и взрослых, возникших в результате очаговых поражений головного мозга вследствие перенесенных инсультов и черепно-мозговых травм, а также сопутствующих нарушений опорно-двигательного аппарата и соматических заболеваний. Эрготерапия. Литература
Раздел 10. Основы психологического консультирования Тема 10.1. Сущность и виды психологического консультирования. Общее представление о психологическом консультировании (ПК). Информирование клиента. Обучение навыкам саморегуляции в процессе ПК. Активная роль клиента в ПК. Консультирование как вид отношений помощи и как репертуар воздействий. Цели ПК. Теории ПК. Проблемно-ориентированное консультирование. Личностно-ориентированное консультирование. Решение-ориентированное консультирование. Недирективное ПК. Персонологическое консультирование В.А.Петровского. Концепция персонализации. Принципы мультисубъектного консультирования. Транзактный подход. Тема 10.2. Методология и техники психологического консультирования. Принципы психологического консультирования. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Ориентация на нормы и ценности клиента. Запрет давать советы. Анонимность. Разграничение личных и профессиональных отношений. Включенность клиента в процесс ПК. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Требования к личности психолога-консультанта. Конгруэнтность. Безусловное позитивное отношение к клиенту. Эмпатия. Аутентичность. Открытость собственному опыту. Развитое самопознание. Целостная эго-идентичность. Толерантность к ситуациям неопределенности. Принятие личной ответственности. Стремление к глубине межличностных отношений. Постановка реалистичных целей. Типичные ошибки психолога-консультанта. Профессиональные риски. Феномен альтруизма и его искажения. Синдром эмоционального выгорания. Общая структура консультативной беседы. Пространство, время и процесс беседы. Начало беседы. Расспрос клиента. Оказание психокоррекционного воздействия. Завершение беседы. Уровень общения в ПК. Формальное общение. Поддержание контакта. Стандартные бескды. Критические обстоятельства. Интимность. Искусство выслушивания. Понимание глубинной цели сопротивления. Параллелирование. Паттерны с тенденцией к объективации и субъективные. Понимающая психотерапия. Литература
Раздел 11. Практикум по диагностике и коррекции личностных расстройств Тема 11.1. Дифференциальная диагностика акцентуаций характера и пограничных состояний Характерологические особенности личности. Разграничение акцентуаций характера и расстройств личности. Тест MMPI. Самостоятельная работа слушателей с опросником MMPI. Построение и интерпретация профилей MMPI. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков А.Е.Личко, Н.Я.Иванова. Самостоятельная работа слушателей с опросников ПДО. Обследование экспериментальных групп подростков с девиантным поведением. Расстройства личности как патология характера. Многофакторный личностный опросник FPI и самостоятельная работа с ним. Многофакторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла 16 F (версии А и С). Экспресс-диагностика психических состояний. Психологическая диагностика расстройств личности. Методы определения тревожности, депрессии и страхов. Диагностика состояний фрустрации. Выявление суицидальных тенденций. Диагностика феномена эмоционального выгорания. Тема 11.2. Психодиагностика личностных расстройств проективными методами. Методика «РНЖ». Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Тест Роршаха (краткий обзор). Тест фрустрационных реакций С.Розенцвейга. Методика «Пиктограмма». Тест Люшера. Тест руки. Разбор клинических иллюстраций. Тема 11.3. Психологическая коррекция личностных расстройств Организация взаимодействия участников психокоррекционной группы друг с другом. Отбор фасилитаторов. Обсуждение групповых норм и правил. Принцип «здесь и теперь». Искренность и открытость. Принцип Я. Активность. Конфиденциальность. Отказ от использования «ярлыков». Контроль поведения. Ответственность. Толерантность. Правило «Стоп». Выбор участниками «тренинговых имен». Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Упражнение «Открытая поза». Телесно-ориентированная психотерапия. Техника постепенного мышечного расслабления (нервно-мышечной релаксации). Упражнение «Импульс» («цепная реакция»). Упражнение «Построение телесных скульптур». Упражнение «Театр прикосновений». Упражнение «Бревнышки». Упражнение «Слепой и поводырь». Упражнение «Падение в круге». Упражнение «Умей сказать «Нет!». Упражнение «Прояснение внутренней позиции». Психологические игры на развитие коммуникативных навыков и уверенности в себе. Ролевая игра «Конфликты». Упражнение «Отреагируй свой гнев». Упражнение «Притча о змее». Упражнение «Мечта императора». Упражнение «Психогеометрия». Упражнение «Работа с метафорой». Упражнение «Переклеиваем ярлыки». Упражнение «Как хорошо ты знаешь своих друзей». Упражнение «Без маски». Тренинг «Взаимное уважение». Упражнение «Измерение индивидуальной дистанции». Упражнение «Невербальное общение». Упражнение «Обмен местами». Упражнение «Разговор через стекло». Упражнение «Зеркало». Упражнение «Эмпатия». Упражнение «Ответы за другого». Упражнение «Мой портрет глазами группы». Игра «Эмоциональные ассоциации». Упражнение «Проблема Эверье». Упражнение «Избавься от груза прошлого». Упражнение «Перекресток жизненных дорог». Игра «Эволюция». Упражнение «Новый жизненный сценарий». Литература
Раздел 12. Психология агрессии Тема 12.1. Состояние агрессии и агрессивное поведение Агрессия и враждебность: определение понятий. Классификация форм агрессивного поведения. Классификация А.Басса. Три вида агрессивного поведения по С.Фешбаху. Классификация Д.Зилльмана. Отечественный подход к классификации агрессии. Типология агрессии С.Н.Ениколопова. Психоаналитический подход к проблеме агрессивного поведения. Этологический подход к проблеме человеческой агрессивности. Фрустрационная теория агрессии. Теория посылов к агрессии Л.Берковица. Теория переноса возбуждения Д.Зилльмана. Когнитивные модели агрессивного поведения. Модель Л.Берковица. Теория когнитивного опосредования агрессивного поведения. Теории социального научения. агрессии. Детская и подростковая агрессия. Агрессия при расстройствах личности. Агрессия лиц, страдающих психическими заболеваниями. Тема 12.2. Семинар. Диагностика агрессии и агрессивности опросниковыми и проективными методами. Диагностика состояния агрессии с помощью опросника Басса-Дарки. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева. Тест руки. Диагностика агрессии с помощью проективной методики РНЖ. ТАТ как метод диагностики агрессии. Диагностика агрессивности с помощью Теста фрустрационных реакций С.Розенцвейга. Составление психологического портрета потенциального носителя протеррористической активности. Литература
Раздел 13. Суицидология Тема 13.1. Основные теоретические подходы к проблеме суицидального поведения. Репрессивный и биологический подходы. Социологический подход. Психологический подход. Социально-психологический подход. Психоаналитическая концепция суицидального поведения. Представления о суицидальном поведении К.Юнга, К.Меннингера. Клинико-психологический подход. Интегративный подход. В.Франкл о самоубийстве. Танатология Э.Шнейдмана. Тема 13.2. Факторы и типология суицида. Суицид как явление. Психологический смысл суицида. Полимотивированность суицидального поведения. Суицидальное поведение по тuпу "протеста". Суицидальное поведение по типу "призыва". Суицидальное поведение по типу "избегания". Суицидальное поведение по типу «самонаказания». Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни. Классификация самоубийств Э.Дюркгейма. Социальные факторы суицида. Возрастные аспекты суицидологии. Суицидальный риск при шизофрении и биполярных аффективных расстройствах. Суицидальное поведение психопатических личностей. Алкогольная и наркотическая зависимость как хронические виды самоубийства. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение. Тема 13.3. Семинар. Психологическая диагностика склонности к суицидальному поведению. Разбор клинических иллюстраций. Методика «Выявление суицидального риска у детей» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич). Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой). Методика «Депрископ». Тест «Суицидальные наклонности». Тест «Ваши мысли о смерти». Анализ «Дневника матери самоубийцы» («Жизнь»: расследование «Комсомольской Правды», 25 октября 2004 г.) Литература
Раздел 14. Психологическая коррекция ПТСР у детей и подростков Тема 14.1. Диагностика посттравматического стрессового расстройства у детей и подростков Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей и подростков. Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей. Методы исследования эмоционально-личностной сферы ребенка с ПТСР. РНЖ. Методика «Образ мира». Изучение сформированности образа Я и самооценки. Определение самооценки модифицированной методикой Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн. Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой). Изучение негативных личностных проявлений. Тема 14.2. Принципы и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками, страдающими ПТСР. Общие принципы. Ненавязчивость. Устранение из общения с детьми способов или форм воздействия, вызывающих протестные или негативные реакции. Исключение неприязни и отрицательных эмоций на момент работы с детьми. Принцип равенства и сотрудничества с детьми. Избегание избытка внимания или отрицательной оценки. Использование различных форм несловесной поддержки ребенка. Принцип соответствия выбранных психокоррекционных методов естественным закономерностям развития детской психики. Различные техники и упражнения, используемые в психокоррекционной работе с детьми и подростками, страдающими ПТСР. Тема 14.3. ПТСР у детей и подростков, получивших травмы в результате катастроф и несчастных случаев. Особенности течения посттравматических стрессовых расстройств у детей и подростков, получивших травмы в результате катастроф и несчастных случаев. Элиминация стресса травмы, методы первичной психологической реабилитации и психологическое сопровождение. Психокоррекционные техники экстренного вмешательства. Общая схема психокоррекционного вмешательства. Установление терапевтического альянса. Поведенческая терапия. Когнитивная терапия. Экзистенциальная терапия. Выработка ощущения "контроля над травмой" как общая стратегия психокоррекции, разрушение атрибуций пассивности и жертвенности. Суггестивные и релаксационные психокоррекционные техники. Обеспечение индивидуальной переоценки травматического опыта ребенка и его интеграция в общую систему ценностей и смыслов. Методы телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, НЛП, кинезиологии, когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии применительно к ПТСР. Работа с «телом травмы», работа с голосом, работа со звуком, работа с визуальной травмой, аутогенная тренировка. Тема 14.4. Тренинг «Психологическая коррекция нарушений психического, психологического и нравственного здоровья детей с ПТСР» Психологические игры на расслабление, для снятия стресса. Свободная игра. Игра «Освоение пространства». Упражнение-разминка «Гвалт». Упражнение «Молекулы». Упражнение «Броуновское движение». Игра «Погонять хлопки по кругу». Упражнение «Путаница». Упражнение «Проход по стульям (цепочкой)». Упражнение «Узкий мостик». Упражнение «Задай свой ритм». Упражнение «Передай действие». Упражнение «Автобус». Игра «Горячо — холодно». Игра «Тряпичная кукла и солдат». Игра «Путешествие на облаке». Игра «Водопад». Игра «Пять этажей». Игра «Дрожащее желе». «Мой дом — моя крепость». Самый приятный рисунок. Работа с глиной. Игра «Самое чудесное место на свете». Работа со страхом. Игра «Море волнуется». Игра «Театр», Игра «Скульпторы». Упражнение «Кричалки». Игра «Улыбка». Игра «Смеяться запрещается». Игра «Дотянуться до звезд». Игровой тренинг по межличностному общению. Игра «Волшебные туфли». Игра «Значимый человек». Игра «Значимый человек». Упражнение «Я помогаю другим». Упражнение «Поделись с ближним». Психологический тренинг «О добре и доброте». Литература
Раздел 15. Тренинг «Арттерапия экстремальных состояний» Тема 15.1. Диагностические и психокоррекционные возможности арттерапии. Школы арртерапии. Основные направления в применении и виды арттерапии. Этапы арттерапевтического процесса. Принципы индивидуальной работы. Создание терапевтического альянса. Основные составляющие: присутствие, поддержка и исследование беспокойства клиента. Терапевтический поиск. Интервенции терапевта. Принципы групповой и индивидуальной работы в арттерапии. Подбор методов арттерапии в зависимости от типа экстремального состояния. Тема 15.2. Базовые техники артрерапии экстремальных состояний Техники "Что я люблю", работа с мандалой. Рисунок как наиболее распространенный вариант работы в арттерапии. Диагностический и терапевтический потенциал рисунка. Техники работы с рисунком на различных уровнях (личностный, культуральный, архетипический). Индивидуальная и групповая работа с рисунком. Символика рисунка. РНЖ. Рисунок человека. Рисунок семьи. Методика «ДДЧ». Символика цвета. Основы колористики и цветотерапии. Психотерапевтическая работа с цветами, полученными с помощью приемов колористики. Эффект дополнительных цветов, когда один цвет поглощается и «убивается» другим. Техника цветотерапии для работы с противоположными чувствами. Техника "растяжки чувств". "Хаос и порядок" в цветотерапии. "рефрейминг" и др. Теории И. Ньютона, И. Гете, школа И. Иттена. Символика цвета, его архетипическое и культуральное значение в цветотерапии. Цвет и характер. Цвет и работоспособность. Цветовой тест отношений (ЦТО) Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда (экспресс-метод для определения эмоционального отношения тестируемого). Тест Люшера. Работа с глиной и пластическими материалами. Технологии, специфика и приемы работы с глиной. Оздоравливающие свойства глины. Глина как способ установления контакта сознательного с бессознательным. Выражение при помощи глины различных качеств личности, возможность исследовать их созидательные и разрушительные стороны. Аспекты лепки: энергетический, материализация состояний, самоутверждения, самосовершенствования. Сказкотерапия как "дверь" в коллективное бессознательное, способ доступа к ресурсам, указание к действию, средство "обхода" сопротивления, как метафора. Диагностические возможности метода сказкотерапии. Варианты создания клиентской сказки, её диагностическое значение, пути интерпретации. Медитация с ресурсной сказкой. Виды сказкотерапии. Архетип и символика сказки. Анализ сказки. Архетипический смысл образов известных сказочных персонажей. Доступ к базовым архетипам при помощи сказкотерапии. Схема волшебной сказки. Работа со сказкой с помощью рисунка, масок, кукол. Драматизация сказки. Использование сказкотерапии в индивидуальном и групповом формате. Конструирование сказочных сюжетов в группе. Инсценировка сказки. Технология создания авторской сказки. Терапевтические возможности психодрамы: осознание поведенческих и телесных паттернов, расширение собственных возможностей, развитие спонтанности, "режиссура" собственной жизни, развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной). Работа различными техниками психодрамы: драма снов, фантазий, страхов. Сценическая пластика (сценический образ, движение, танец, пантомима, работа с голосом и пр.). Работа с оружием. Музыкотерапия. Психофизиологические основы воздействия звука и анализ психологических механизмов влияния музыки. Применение музыкотерапии в клинической практике. Активная музыкотерапия. Рецептивная музыкотерапия. Сочетание с музыкой изобразительных техник. Техники музыкотерапии. Модели построения "индивидуальной" мелодии. Собственный опыт в упражнениях и создание "индивидуальной" терапевтической мелодии, технология динамического слушания. Упражнения на создание музыкальной метафоры. Упражнения "Музыкальная комната", "Мелодия магического воздействия", "Создание музыкальной метафоры", "Технология динамического слушания", "Музыкальный портрет", "Оркестровая яма", "Создание индивидуальной музыкальной мелодии". Литература
|