|
Скачать 351.28 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Утверждаю: Заместитель Министра образования Российской Федерации _______________ В.Д. Шадриков "_10_"__03_____ 2000 г. Номер государственной регистрации ____78 гум/маг___ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ высшего профессионального образованиянаправление 521000 "Психология" Степень (квалификация) — магистр психологиивводится с момента утверждения Москва, 2000 г.
521000 "Психология".
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 521000 "Психология" при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года). 1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля — к педагогической деятельности. ^ Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: 19 00 01 Общая психология, история психологии; 19 00 02 Психофизиология; 19 00 03 Психология труда; инженерная психология; 19 00 04 Клиническая психология; 19 00 05 Социальная психология; 19 00 06 Юридическая психология; 19 00 07 Педагогическая психология; 19 00 10 Коррекционная психология; 19 00 11 Психология личности; 19 00 12 Политическая психология 19 00 13 Психология развития; 19 00 14 Психология труда в особых условиях; 19 00 15 Дифференциальная психология, психодиагностика. 1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле направления подготовки) _________________________________________________ 1. Общая психология и история психологии Общая психология — раздел психологии, интегрирующий психологические знания, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, изучающий общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. Общая психология имеет важное значение для других наук: философии, социологии, политологии, юриспруденции, экономики, физиологии, кибернетики и информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения. История психологии изучает развитие психологического знания сквозь призму развития логико-методологических проблем, становления, развития и борьбы научных школ, личности ученого. История психологии рассматривает развитие объяснительных принципов и основных категорий психологии и тем самым тесно связана с общей психологией. Теоретическая часть подготовки включает углубленное изучение отдельных разделов общей психологии, современных направлений отечественных и зарубежных психологических исследований, истории психологии, методологических основ и проблем психологии. Практическая часть обучения включает в себя освоение современных методов научно-исследовательской работы и преподавательской деятельности. Программой предусматривается прохождение каждым магистрантом научно-педагогической и научно-исследовательских практик, в ходе которых магистрант проводит экспериментальные работы по общей психологии и читает ряд лекций по своей тематике в вузах и других образовательных учреждениях Москвы и России. 2. Психология личности. Психология личности — теоретическая и практическая область человекознания, направленная на исследование закономерностей порождения, функционирования, нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека, лежит в основе магистерской программы подготовки по психологии личности. Данная программа обеспечивает разработку подходов к прогнозированию поведения личности в больших и малых социальных группах (в том числе – в этнических общностях), индивидуальному и групповому консультированию, экспертизе процессов принятия решения в проблемных ситуациях, целенаправленному формированию мотивации личности, проектированию приемов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компенсации и коррекции отклонений в развитии личности. Она позволяет овладеть категориальным анализом различных психологических теорий личности. Логическим стержнем программы является деятельностный историко-эволюционный подход, интегрирующий представления о нормальном и аномальном развитии личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, и открывающий возможность для проведения междисциплинарных исследований в сфере социальных и поведенческих наук, прежде всего истории, этнографии, культурологии, социологии, лингвистики и семиотики. В магистерской программе по психологии личности особое внимание уделяется усвоению таких процедур психодиагностики, как психолингвистические и психосемантические методы анализа обыденного сознания личности, психотехническим приемам преодоления критических ситуаций, использованию в контексте культурно-исторической психологии различных видов тренинга и психотерапевтических практик, в том числе – психоаналитических техник работы с личностью в норме и патологии. 3. Социальная психология. История становления представлений о предмете социальной психологии. Структура социально-психологического знания на современном этапе: психологии личности, межэтнических отношений, общения, малых и больших групп, этнопсихологии, психологии управления, политической, организационной психологии, психологии семьи. Методологические, теоретические и экспериментальные основы изучения социально-психологических аспектов образования, семьи, производства, массовых коммуникаций, политики, межэтнических отношений. Теоретические основы современных методов социально-психологического воздействия, технологии социально-психологического тренинга, индивидуального и группового консультирования. Психолого-педагогические основы преподавания курса "Социальной психологии" в высшей школе. 4. Политическая психология. Место политической психологии в системе современного гуманитарного знания. Анализ психологических аспектов социально-политических и экономических процессов; закономерности политической социализации; направления и методы социально-психологических и психологических исследований политических феноменов; принципы оперативной экспертизы и прогноза психологической ситуации; принципы проектирования программ снижения психологической напряженности; методы анализа и проведения предвыборных и пропагандистских кампаний; активные методы обучения, методы социально-психологического тренинга. 5. Организационная психология. Организационная психология охватывает теоретическое, научное и практическое знание, имеющее важное значение для областей общественной практики, связанных с исследованием, учетом, коррекцией и проектированием психологических аспектов деятельности человека в рамках целостных организаций (промышленных предприятий, разного рода служб и учреждений). При этом первостепенное внимание уделяется психологическому обеспечению функционирования организационных структур. Методологические предпосылки решения проблем создания, развития и функционирования целостных организационных структур, анализа уровня развития, разработки проектов, совершенствования и преобразования как организационной системы, так и отдельных ее подразделений (в органах административного управления, производственных, финансовых, коммерческих и прочих учреждениях). Анализ условий и процессов формирования организованного поведения, эффективного лидерства и менеджмента, внутригруппового и межгруппового взаимодействия. Теоретические и прикладные подходы и методы профилактики конфликтов и организационного консультирования. Методы проектирования методик организационной и личностной диагностики, формирования эффективных управленческих команд и временных рабочих групп, организация и ведение переговоров. 6. Психология труда и инженерная психология Теоретические модели субъекта труда и трудовой деятельности в психологии. Принципы и методы психологического профессиоведения. Психологические классификации профессий, видов труда, трудовых задач. Оценка параметров деятельности (сложности задач, монотонности, эмоциональной напряженности, риска и пр.). Развитие человека – субъекта труда. Психология трудового и гражданского воспитания; психология профессионального обучения; психологическое обеспечение инноваций, переобучения. Формирование эффективного индивидуального стиля деятельности. Психология профессионализма, вершин мастерства (психология труда и акмеология). Профессионально-важные качества личности и индивидуальности. Кризисы профессионального становления личности. Психология профессиональной карьеры (психологическая помощь в профессиональном самоопределении молодежи и профессиональной реориентации взрослых в условиях рыночной экономики). Психологический профессиональный отбор, работа с персоналом в организациях. Методы профессиональной психодиагностики в целях профотбора и профконсультации. Психология эффективной адаптации молодых специалистов в организациях. Профессиональный стресс, конфликты, трудности профессионала и способы их преодоления. Оптимизация неблагоприятных функциональных состояний в труде. Сознание и самосознание профессионала; специфика профессионального общения; концепции трудовой мотивации; удовлетворенность трудом в контексте задач управления персоналом. Социально-трудовая реабилитация больных и инвалидов; психологические основы трудотерапии (в том числе, при психопатологии). Психология в профилактике аварий, катастроф, травм, ошибок. Проблема оптимального распределения функций в эргатических системах. Проектирование надежной, удобной в использовании высокопроизводительной техники. Когнитивная психология в решении задач инженерной психологии. Оптимизация групповых форм труда. Методология и методы психологии труда и инженерной психологии (исследовательские методы, экспертно-диагностические и конструктивно-воздейственные). История возникновения, становления и тенденции развития прикладной психологии, изучающей человека в профессиональном труде; смежные проблемы психологии труда и других направлений прикладной психологии (организационной, экономической психологии, авиационной и космической, военной психологии, психологии спорта и др.). Психолого-педагогические основы преподавания курсов психологии труда и инженерной психологии в высшей школе. 7. Эргономика. Деятельность человека (групп людей) в условиях современного информатизированного и автоматизированного производства. Теоретические подходы и методы решения задач оптимизации взаимодействия в системе «человек-машина», проектирования эргатических систем, ориентированных на развитие возможностей человека. Методология системного подхода в гуманитарных и технических областях знания, как предпосылка системного анализа и проектирования условий оптимизации процесса труда на современном производстве. Компьютерное моделирование программ деятельности антропо-технических систем. Принципы и методы преподавания курсов эргономики, теории и практики эргодизайна в высшей школе. 8. Клиническая психология. Теоретические, экспериментальные и прикладные проблемы нейропсихологии, патопсихологии и психосоматического направления исследований. Анализ концепций и методов исследований аномального развития. Психологические проблемы психотерапии и психокоррекции в условиях психосоматических, нейро- и патопсихологических расстройств. Теоретические основы проектирования исследований в клинической психологии и решения конкретных научно-практических задач: диагностики состояния психических функций и эмоционально-личностной сферы, восстановительного обучения, коррекции различных отклонений в функционировании и развитии психики. Психолого-педагогические методы преподавания курсов клинической психологии в высшей школе. 9. Психофизиология. Изучает физиологические и нейронные механизмы психических процессов, состояний и поведения (в том числе такие субъективные явления, как ощущение, восприятие, воображение, мышление, эмоции, чувства, настроения, мотивы и намерения, память, процесс обучения, контролируемые действия, включая речь и сознание, а также межполушарные отношения, диагностику и механизмы функциональных состояний, индивидуальные различия, принципы переработки информации в нервной системе). В этих явлениях сложнейшим образом сочетаются психологические, физиологические и молекулярно-генетические факторы. Психофизиологические данные имеют важное значение для всех направлений психологии, так как определяют теоретические и экспериментальные предпосылки анализа функциональной организации и нейронных механизмов движений, познавательной деятельности, памяти, обучения, стресса, а также теоретические и прикладные аспекты возрастной психофизиологии, методы диагностики психофизиологического статуса человека, методы компьютерного психофизиологического моделирования, методы преподавания психофизиологии в высшей школе. 10. Психология развития. Место психологии развития в системе психологических наук. Возможна ли научная психология, абстрагирующаяся от процессов развития? Развитие человеческой психики: специфика процессов развития по отношению к иным процессам (изменения, созревания и др.) в живой и неживой природе; специфика развития психики по сравнению с физическим развитием организма; специфика психического развития человека по сравнению с психическим развитием животных. Филогенез, антропогенез и онтогенез психики. Проблемное поле исследований психического развития человека. Психическое развитие и процессы учения и обучения. Психология развития, возрастная психология, детская психология. Стратегии и методы исследования психического развития. Естественно-научная и культурно-историческая парадигмы исследования психического развития человека. Основные классические и современные подходы к пониманию сущности, механизмов и условий психического развития. Нормативная и индивидуальная трактовки психического развития. Взаимосвязь методов и теории в изучении психического развития человека. Основные направления теоретических и экспериментальных исследований в современной психологии развития. Прикладная психология развития: достижения и проблемы. Закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности развития психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла. Соотношение биологического, хронологического, социального и психологического возраста. Кризисы психического развития, их природа. Психология функционального развития. Различные подходы к пониманию функционального развития. Возрастное развитие и функционально-генетические процессы. Стратегия и тактика практического использования функционально-генетического знания. 11. Детская и возрастная психология. Программа предусматривает подготовку магистров для изучения фундаментальных знаний, касающихся движущих сил, условий и механизмов психического развития на различных стадиях возрастного развития человека. Предметом изучения являются методологические, теоретические, экспериментальные и прикладные аспекты рассмотрения детства как особого культурно-исторического феномена, а также других основных периодов развития человека — подростничества, юности, зрелости, старости. Изучаются общепсихологические и психофизиологические предпосылки возрастно-психологического развития, возрастная динамика познавательного, эмоционального, морального и социального развития в детстве, отрочестве и зрелых возрастах, особенности соотношения возрастного и функционального генезиса психической деятельности на разных этапах онтогенеза. Рассматривается социо-культурная специфика психического развития ребенка и подростка в различных экономических, этнических, экологических и социально-психологических условиях. Изучаются психолого-педагогические основы преподавания курсов детской и возрастной психологии в высших и средних специальных учебных заведениях. Обучающийся по этой программе получает знания, позволяющие разрабатывать и применять современные методы исследования процессов психического развития применительно к фундаментальным вопросам детской и возрастной психологии, а также прикладным проблемам, возникающим в различных сферах современной жизни — общем и специальном образовании, развитии и обучении детей со специальными нуждами, охране здоровья, социальной защите населения и др., а также овладевает навыками, позволяющими решать практические проблемы, касающиеся диагностики, консультирования, коррекции психического развития детей и подростков. 12. Педагогическая психология. Современные теории, методы исследования, проектирования и организации взаимосвязи процессов обучения и развития психики и личности на разных этапах возрастного и индивидуального развития. Специфика методов когнитивного, нравственного и эмоционально-мотивационного развития личности в ситуациях нормального и отклоняющегося поведения, методы анализа стратегий организации учебно-воспитательных ситуаций, методы системного проектирования моделей инновационного обучения детей и взрослых, методы диагностики, консультирования и оптимизации социальной среды развития и систем управления в образовательных учреждениях различного типа. Принципы создания программ мониторинга экспериментального обучения, программ проведения экспертиз в ситуациях, требующих решения вопросов о психическом здоровье в условиях компенсирующего или восстановительного обучения; психолого-педагогические основы и методы построения курса «Педагогической психологии» в учебных заведениях. 13. Специальная психология. Методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы изучения и коррекции возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторных возможностей психики и личности детей. Методы организации гуманной социальной среды, благоприятствующей развитию компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе “воспитатель-ребенок-родители”. Методы организации системы комплексных психолого-медико-педагогических служб. 14. Юридическая психология. Психологические аспекты регуляции деятельности человека нормами права. Теоретические и методические предпосылки исследования истоков и механизмов противоправного поведения, использования закономерностей взаимосвязи социальных и природных факторов при решении задач психологической коррекции личности с отклоняющимся поведением. Психологические направления и методы изучения личности преступника, профилактики правонарушений у несовершеннолетних, психологической коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, подростков и взрослых. Методы профилактики конфликтов и их разрешения, методы управления и воспитания в пенитенциарных учреждениях, методы преподавания юридической психологии в высшей школе. 15. Методология и методика преподавания психологии. Методологические принципы анализа взаимосвязи процессов обучения и развития, единства обучения и воспитания, принципы деятельностного и личностного подходов к учению, методы сравнительного анализа ситуаций традиционного и инновационного обучения, методики составления и оценки эффективности решения систем продуктивных, творческих и репродуктивных задач по психологии. Проектирование и организация коллективных форм учения, построение форм учебных взаимодействий в соответствии с этапами усвоения психологии, проектирование целостных ситуаций развития личности в процессе обучения в высшей школе, компьютерные технологии в обучении психологии. Методы преподавания курса «Методика обучения психологии». 16. Психологическое консультирование. Философско-методологические основы психологического консультирования и психотерапии: философская антропология, феноменология, герменевтика, религиоведение, семиотика и культурология; культура психической деятельности в истории цивилизаций; психотехническая методология в современной психологии. Теоретико-психологические основы психологического консультирования и психотерапии: психология личности, психология семьи, организационная психология, психология сознания и переживания, психология понимания, психология коммуникации. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии: психиатрия, патопсихология, нейропсихология, психосоматика. Теория и методы психологического консультирования и психотерапии: индивидуальное психологическое консультирование, групповая психотерапия, социально-психологический тренинг. Школы и направления мировой психотерапии: история, современное состояние, тенденции развития; психотерапевтическая компаративистика. Специальные направления психологического консультирования и психотерапии: психотерапия детей и подростков, возрастно-психологическое консультирование, психотерапия детско-родительских отношений, семейная психотерапия; психотерапия психозов и пограничных состояний, психотерапия зависимостей, психопрофилактика и реабилитация, психологическая помощь в кризисных ситуациях; профконсультирование, психологическое консультирование и тренинг руководителей, психологическая работа с персоналом организации. Организационные вопросы психологической службы. Этические аспекты психологического консультирования и психотерапии. Психолого-педагогические основы преподавания курсов по психологическому консультированию и психотерапии в высших учебных заведениях. 17. Психология творчества. Психология творчества — область научного знания, разрабатываемая преимущественно в общей и дифференциальной психологии, обобщающая теоретические и экспериментальные исследования творчества, интегрирующая психологические знания, касающиеся условий и механизмов процесса творчества, изучающая общие психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природу творческих способностей и пути их формирования. Психология творчества представлена в различных направлениях современной психологии (культурно-историческом подходе, теории деятельности, психоанализе, гештальттеории, гуманистических течениях, когнитивной психологии), что определяет специфику методологических оснований, теоретических принципов и методов исследования проблематики творчества. Психология творчества имеет важное значение для других наук: философии, социологии, информатики и искусственного интеллекта, инженеринга и теории проектирования, менеджмента, педагогики, искусствоведения. Теоретическая часть подготовки включает углубленное изучение основных направлений отечественных и зарубежных психологических исследований широкого круга проблем психологии творчества. Практическая часть обучения включает в себя освоение современных методов научно-исследовательской и практической работы в области психологии творчества, а также овладение методикой преподавательской деятельности. 18. Дифференциальная психология и психодиагностика. Дифференциальная психология – дисциплина, основными задачами которой являются изучение основных источников и характера психологических различий между людьми и группами людей; разработка методов исследования индивидуально-психологических различий; изучение диапазона изменчивости психологических характеристик и факторов, влияющих на изменение этого диапазона. Проблема признака в дифференциальной психологии. Понятие индивидуальных различий, внутри- и межгрупповые различия. Обзор существующих типологий, основывающихся на индивидуально-психологических различиях. Понятие "индивидуальность" в психологии, обзор теорий формирования индивидуальности. Факторы, обусловившие выделение дифференциальной психологии в самостоятельную психологическую дисциплину. Развитие дифференциальной психологии и её место в системе психологических наук. Методы дифференциально-психологических исследований, основные математические категории, используемые для описания индивидуальных различий (распределение частот и его характеристики). Половой диморфизм. Современные социобиологические теории, теория Геодокяна. Закономерности, выявленные в психологических исследованиях различий между полами. Роль наследственности и среды в формировании половых различий. Современное состояние кросс-культурных психологических исследований. Анализ исследований расовых и национальных различий. Основные требования к тестам, применяемым в дифференциально-психологических исследованиях. Необходимость учета существования индивидуальных различий при проведении прикладных психологических исследований; индивидуальные различия как источник систематической ошибки при анализе экспериментальных данных. Основные способы элиминации систематических индивидуальных различий при анализе экспериментальных данных. 19. Методология психологического исследования Курс вводит сведения об основных понятиях и процедурах планирования и проведения психологического исследования. Магистры изучают соотношение между предметом, структурой психологического исследования и общенаучной методологией, объяснительными принципами психологии, методом, конкретными методиками, а также соответствие между типами исследования и стадиями развития парадигм. Специально уделяется внимание рассмотрению основ методологии науки, методологических оснований психологического исследования, истории формирования представлений о предмете и методе психологической науки, структуры, организации и проведения психологического исследования, оценки соответствия исследования научным стандартам. Предусмотрено овладение правилами подготовки квалификационных работ (курсовых, дипломных и диссертационных) и научных публикаций по результатам исследований. Магистры, обучающиеся по этой программе, приобретают знания и навыки, позволяющие методологически корректно планировать и проводить валидное научное исследование, строить обзоры научной литературы, формулировать исследовательские гипотезы и задачи исследования, выбирать методические приемы, осуществлять сбор данных и их обработку, формировать непротиворечивую интерпретацию полученных результатов и обоснованные выводы, подготавливать отчеты о проделанной работе. Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук. ^
3.1.Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы. 3.2.Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ. 3.3.Основная образовательная программа подготовки магистра (далее – образовательная программа) состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4.Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру: ^ цикл ГСЭ — общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; цикл ЕН — общих математических и естественно-научных дисциплин; цикл ОПД — общепрофессиональных дисциплин; цикл ФТД — факультативных дисциплин; цикл СД — специальных дисциплин; ИГА — итоговая государственная аттестация бакалавра. ^ цикл ДНМ — дисциплин направления специализированной подготовки; цикл СДМ — специальных дисциплин магистерской подготовки; НИРМ — научная (научно-исследовательская и (или) научно -педагогическая) работа магистра; ИГАМ — итоговая государственная аттестация магистра. 3.5.Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. 4. ^ 521000 «Психология».
^ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521000 «ПСИХОЛОГИЯ». 5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312 недель, в том числе: образовательная программа подготовки бакалавра – 208 недель. специализированная программа подготовки магистра – 104 недели, из них:
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра – на один год. 5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы. 5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должны превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра – 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. 5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. 5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. ^ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521000 «ПСИХОЛОГИЯ». ^ 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра. Дисциплины «по выбору» являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено). В период действия данного документа Перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке. ^ Магистр должен знать основы методологии научного исследования; уметь: самостоятельно проводить исследование, определять проблему, формулировать гипотезы и задачи исследования; формировать план исследования; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методики, исходя из задач конкретного исследования; владеть математико-статистическими методами обработки и анализа результатов, интерпретировать их с учетом имеющихся научных данных; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. 6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
^ 6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета. 6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса. Руководителями образовательных магистерских программ могут быть преподаватели с ученой степенью доктора психологических наук. Реализация образовательной программы подготовки магистра должна быть обеспечена педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое психологическое образование. Квалификацию преподавателя составляют:
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь дополнительную подготовку в данной отрасли психологии в виде образовательной специализации, научной или научно-практической квалификации, что выражается в наличии ученой степени и (или) опыта работы в соответствующей профессиональной сфере. Все преподаватели магистратуры должны иметь ученую степень и звание. Требование к преподавателям, ведущим практические занятия по методам активного воздействия на личность или группу (психокоррекция, психотерапия, личностно-ориентированный или поведенческий тренинги) – наличие сертификата на право использования соответствующих методов, выданного одним из ведущих государственных университетов, осуществляющих образовательную деятельность в области психологии (Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Ярославский государственный университет, Ростовский государственный университет). 6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Обязательным условием реализации основной образовательной программы подготовки магистра является учебное и научно-методическое обеспечение учебного процесса. Высшее учебное заведение обеспечивает доступ каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы; наличие программ, методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, магистерской диссертации, практикам, выпускному государственному экзамену. Библиотечные фонды и базы данных должны содержать учебники и учебные пособия по дисциплинам образовательной программы, одобренные Министерством об разования РФ или УМО по психологии, монографии и сборники работ, изданные по наиболее актуальным проблемам психологии в ведущих центрах психологических исследований (Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Ростове-на-Дону, Саратове, Перми и других университетских центрах); профессиональные журналы: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», Вестник МГУ, Вестник СпбГУ, реферативные журналы и библиографические указатели по психологии, издаваемые ИНИОН, статистические сборники и иной информационный материал; ресурсы INTERNET, электронные базы данных по психологии. Учебный процесс должен быть оснащен наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами, специализированными базами данных. Каждое учебное заведение обеспечивает возможность пользования учебно-методической и научной литературой в количестве не менее 0.5 экземпляра на 1 студента. УМО по психологии подготавливает сборники программ по всем дисциплинам общепрофессионального и специального циклов дисциплин, предусмотренных в стандарте, соответствующие требованиям фундаментальной и специальной подготовки студентов. ^ Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом и действующими санитарно-техническими нормами. Для организации учебного процесса вуз должен иметь:
6.2.5. Требования к организации практик. В соответствии с задачами углубленной профессиональной специализации магистранта и овладения им навыками научно-исследовательской, научно-педагогической и научно-практической деятельности общая продолжительность практик устанавливается в объеме 16 недель. Виды практик:
практическая 8 недель
Основными задачами практики, как важнейшей части профессиональной подготовки специалиста, являются:
Для эффективного проведения практик учебное заведение:
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО ^ 7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра. 7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521000 «Психология». 7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра:
7.1.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам направления Магистр психологии должен:
7.1.4. Специальные требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие возможность выпускника выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной подготовки. ^ 7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность зачитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным специальностям. Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников. При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра. Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности. Магистерская диссертация представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и полученные навыки. Магистерская диссертация является законченным научным исследованием. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методических приемов и методик к решению научных проблем, их теоретическое обоснование. Работа не может иметь чисто обзорный или компилятивный характер. Магистерская диссертация должна содержать обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну поставленной задачи, обзор опубликованной по теме литературы, основание выбора методик исследования, изложение полученных результатов, их анализ и обсуждение, выводы, список использованной литературы и оглавление. Магистерская диссертация должна показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал, ее оформление должно соответствовать определенным требованиям:
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов. Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная экзаменационная оценка. СОСТАВИТЕЛИ: Учебно-методическое объединение университетов РФ Учебно-методическое объединение по образованию в области психологии Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен: на заседании УМО университетов РФ « 14 » декабря 1999 г. на заседании Совета УМО по психологии « 1 » декабря 1999 г. Председатель УМО университетов РФ В.А. Садовничий Председатель отделения психологии УМО университетов РФ Е.А. Климов СОГЛАСОВАНО: Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К. Шестаков Начальник отдела гуманитарного образования Т.Э. Петрова |