Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни icon

Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни





Скачать 408.07 Kb.
Название Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни
Дата 30.03.2013
Размер 408.07 Kb.
Тип Реферат
ВВЕДЕНИЕ


Общей целью курса “культурология” является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни.

Цель дисциплины – познакомиться с историей и теорией отечественной и мировой культурологии, получить современное решение культурологических проблем, рассмотреть такие вопросы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, раскрыть функции культуры в обществе и другие проблемы современной культурологи в соответствии с утверждённым Министерством образования Российской Федерации Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Цель исторического раздела – получить представление о специфике и основных закономерностях развития мировой и отечественной культуры.

^ Задачи дисциплины – сформировать понимание процессов в мировой и отечественной культуре и способность выбора собственной мировоззренческой позиции в культуре, а также выявить связь культурных явлений с выбранной профессиональной деятельностью.

^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент, изучивший курс культурологии, должен знать назначение, состав и специфику современного культурологического знания, основные теоретические подходы, методы, принципы, законы, категории и универсальные функции культуры;

- владеть содержанием таких понятий как культура, цивилизация, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, что такое межкультурные коммуникации, культурная традиция, культурная картина мира. Культурная самоидентичность, культурная модернизация;

- понимать сложность становления культуры как особого качества человеческого существования, её сущность и необходимость воспроизводства, зависимость человека от культуры;

- иметь представление о структуре культурного пространства, типологии культур, культурных кодах: знаниях и верованиях, ценностях и идеалах, регулятивах и нормах;

- иметь понятие о динамике культуры во времени, о проблеме направленности культурных процессов, об идее цикличности культурного развития, правильно понимать специфику процессов самоорганизации в культуре, иметь представление о концепциях культурного полицентризма и множественности культур;

- знать основные этапы развития и особенности русской культуры, осознавать единство и многообразие мировых культурных процессов, правильно понимать этническое и национальное измерение культуры; различать элитарную и массовую культуру; знать современное решение проблемы: «Восток – Запад» в отечественной культуре;

- уметь оценивать достижения отечественной и мировой культуры, а также заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия;

- использовать полученные знания для повышения своей общей и профессиональной культуры.


^ ПРОГРАММА-СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ


Цель теоретического раздела курса – познакомиться с кругом проблем культурологии, получить представление о её категориально-понятийном аппарате, рассмотреть такие вопросы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, раскрыть функции культуры в обществе и другие проблемы современной культурологии.


Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА


1. Культура как предмет культурологии. Становление культурологии как науки.

2. Предмет культурологии, её методы и задачи.

3. Функции культуры в обществе.


Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Обы­денное и теоретические представления о культуре (антропологический, аксиологический, информационно-семиотический и другие подходы). Культура материальная и духовная: их единство и различие. Основные функции культуры в обществе. Культура как текст. Герменевтика как теория, искусство и практика понимания и интерпретации текстов.

Становление и развитие культурологического знания. Предмет культурологии и её структура. Культурология в системе социально-гуманитарного знания. Культурология теоретическая и прикладная. Методы изучения культуры.


^ Основные понятия: культурология, культура, методы культурологического познания, материальная культура, духовная культура, культурный текст, герменевтика, традиция, цивилизация, норматив, стереотип поведения, духовность.


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое культура? Как соотносятся между собой культура и природа? Враждебна ли культура природе?

2. Каковы характеристики субъекта культуры?

3. Что такое культурная идентичность человека?

4. Что общего между социализацией и инкультурацией и чем они отличаются?

5. Каковы особенности информационного подхода к культуре?

6. Что представляют собой вторичные семиотические системы?

7. Что такое социокультурная коммуникация?

8. Чем отличается культурная ценность от полезности?

9. В чем специфика проявления традиций и инноваций в культуре?

10. Что такое менталитет и как он образуется?


Контрольные вопросы и задания для обсуждения на семинаре

1. Зачем нужна культурология? Культура как предмет культурологии.

2. Каково место и роль культуры в жизни человека? Почему культура - необходимое условие становления человека и специалиста?

3. Что входит в состав современного культурологического знания?

4. Что означает «культура» в широком и узком смысле слова?

5. Каково соотношение отраслей культурологического знания? Теория и история как две составляющие единой науки о культуре.

6. Что относится к основным методам, принципам и законам культурологии. Проследите историю становления понятия «культура».

7. С чем связано многообразие современных определений культуры и подходов к её изучению?

8. Объясните значение выражения: «человек как творец и творение культуры».

9. Объясните значение основных понятий культурологии: культура, традиция, цивилизация, норматив, стереотип поведения, духовность.


Библиографический список

Основной

1. Курочкина Л.Я. Введение в культурологию. Теория культуры. Актуальные проблемы отечественной культуры: учеб. пособие / Л.Я. Курочкина. Воронеж: ВГТУ, 2004.

2. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология.: учеб. пособие / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Юрайт, 2010.

3. Драч Г.И, Штомпель О.М., Штомпель Л.А. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча / Г.И. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель. СПб.: Питер, 2010.

4. Мартынов А.И. Культурогенез: учеб. пособие / А.И. Мартынов. М.: Высшая школа 2008.

5. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб., Питер, 2010.


Дополнительный

1. Антология исследований культуры: в 2 т. Т. 1. СПб., 1997. – 546 с. и 653 с.

2. Борзенков В. Проблема человека в контексте обновления гумани­тарного образования в России / В. Борзенков // Человек. 1996. № 3. Гуманизация наук и гуманитаризация образования: Научно-ана­литический обзор. М., 1995. – 325 с.

3. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб., 1998. – 432 с.

4. Кагерманъян В.С. Формирование творческой личности бу­дущего инженера: учеб. пособие. / В.С. Кагерманьян, А.Я. Савельева. М., 1993. – 342 с.

5. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблемы гуманитаризации образо­вания / Т.Ф. Кузнецова. М., 1990. – 323 с.

6. Лихачев Д.С. Университетские встречи / Д.С. Лихачев. – СПб., 2006. – 124 с.


Тема 2. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ СОВРЕМЕННОСТИ

1. Общественно-историческая школа в культурологи. Циклическая теория развития культуры.

2. Теория происхождения культуры З. Фрейда. Понятие коллективного бессознательного в культурологической концепции К. Г. Юнга.

3. Социологический подход к культуре.

4. Концепция игровой культуры.

Философско-культурологические воззрения представите-лей общественно-исторической школы (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби). После краткого описания содержания концепций указанных авторов следует подчеркнуть общих характер, объединяющий их в единый цивилизационный подход. Необходимо осветить сущность антиэволюционных моделей общественного прогресса. Содержание всемирно-исторического процесса должно быть показано как смена типов культур.

^ Натуралистическая школа. Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, К. Фриш и др.). Теория происхождения культуры, представления в психоаналитической школе является одной из наиболее влиятельных в ХХ веке. Следует выделить новаторство в указанном подходе к пониманию проблем культуры и цивилизации и указать его недостатки.

^ Социологическая школа. В данном вопросе следует обозначить специфику социологического подхода к культуре во взглядах Т. Элиота, П. Сорокина, А. и М. Вебера, Т. Парсонса, Э. Дюркгейма.

^ Символическая школа. Э. Кассирер, К. Леви-Строс и др. В работах этих авторов появляется представление о культуре как способности человека - “символического животного” – создавать с помощью символов искусственный, виртуальный мир. Игровая теория культуры Й. Хейзинга.


^ Основные понятия: культурно-исторический тип, цивилизация, теория Вызов-Ответ, психоанализ, фрейдизм, сублимация, бессознательное, коллективное бессознательное, социальный факт, рациональность, социокультурный подход, символ, homo simbolicus, виртуальность, игра, пуелиризм, homo ludens.


^ Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные положения эволюционизма и антиэволюционизма в культурологии?

2. В чём, по мнению Н. Я. Данилевского, заключается причина культурных «разногласий» между Россией и Европой?

3. Что является движущей силой исторического процесса в теории А. Тойнби?

4. Что такое социология культуры?

5. В чём причина гибели культур в теории О. Шпенглера?

6. Каково место бессознательных процессов в жизни человека и культуры в целом?

7. В чём заключается «недовольство культурой» с точки зрения З. Фрейда?

8. Что такое «пуелиризм»? Почему абсолютизация игрового начала может быть губительной для культуры?


Контрольные вопросы и задания для обсуждения на семинаре

1. Каковы основные положения циклической концепции?

2. Каковы основные идеи эволюционизма о развитии культур?

3. В чём состоит многообразие локальных цивилизаций?

4. Что такое культурно-исторический тип?

5. Каковы взаимоотношения культуры и цивилизации

по Шпенглеру?

6. Каково отличие художественного и научного познания в «философии жизни»?

7. Каковы отличия модерна и постмодерна в культуре?


Библиографический список

Основной

1. Курочкина Л.Я. Введение в культурологию. Теория культуры. Актуальные проблемы отечественной культуры: учеб. пособие / Л.Я. Курочкина. Воронеж: ВГТУ, 2004.

2. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология.: учеб.пособие / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Юрайт, 2010.

3. Драч Г.И, Штомпель О.М., Штомпель Л.А. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча / Г.И. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель. СПб.: Питер, 2010.

4. Мартынов А.И. Культурогенез: учеб. пособие / А.И. Мартынов. М.: Высшая школа 2008.

5. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб., Питер, 2010.


Дополнительный

1. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. - М.: Изд-во Вече 2000; Изд-во АСТ, 2003. – 512 с.

2. Кравченко А.И. Культурология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 288 с.

3. Культурология: учеб. пособие / В.А. Глуздов, И.И. Лукичева и др.; под ред. В.А. Фортунатовой и Л.Е. Шапошникова. – М.: Высшая школа, 2003. – 303 с.

4. Культурология: в вопросах и ответах / под ред. проф. Г.В. Драча. - М., 2002. – 336с.

5. Теория культуры: учеб.пособие под ред. Иконниковой С.И., Большакова В.П. – СПб.: Питер, 2008. – 592с.


Тема 3. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ


1. Типологизация как метод культурологического познания.

2. Соотношений культуры и цивилизации.

3. Понятие субкультуры. Массовая и элитарная культура.


Проблема единства и многообразия культур. Понятия “тип”, “типологизация” и “типология” культуры. Критерии типологизации культур (исторический, социальный, религиозный, по региональной принадлежности и др.), типы культур. Типология культуры Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Ф. Ницше, К. Ясперса и др. Множественность подходов к определению понятия “цивилизация”. Признаки цивилизаций и основные точки зрения на соотношение понятий “культура” и “цивилизация”. Перспективы взаимодействия культуры и цивилизации. Информационное общество: этап цивилизационного развития и возникновение нового типа культуры.

Культура этническая и национальная: их единство и различия.

Основные сферы жизни общества как основа образования различных видов культуры.

Экономическая культура и её роль в развитии общества.

Культура социальных отношений (нравственная, правовая, политическая). Типы, формы и основные функции политической и правовой культур. Проблемы формирования политической и правовой культуры в современной России.

Господствующая (доминирующая) культура и субкультуры - возрастные, профессиональные, территориальные, криминальные, религиозные. Тенденции развития молодёжной культуры в современном обществе.

Контркультура, её истоки и сущность. Принципиальное отличие контркультуры от субкультур.

Понятие и предпосылки возникновения массовой культуры. Смысловой диапазон, инфраструктура и функции массовой культуры в современном обществе. Массовая культура и реклама.

Кич (китч) и его место в современной культуре. Мидкульт как переходная форма от массовой к высокой культуре.

Массовая культура – чума XX века или основное средство демократизации современного общества?

Понятие, смысловой диапазон, круг потребителей и характерные черты элитарной культуры. Взаимопереход элитарной и массовой культур.


^ Основные понятия: тип, типологизация, критерии типологизации, аполлонический тип культуры, дионисийский тип культуры, фаустовский тип культуры, осевое время, субкультура, контркультура, массовая культура, элитарная культура, кич, мидкульт.


Вопросы для самоконтроля

1. Какие этапы в изменении понятия «цивилизация» можно выделить в истории культурологии?

2. В чём заключается существенное различие между культурами Запада и Востока?

3. К какие типы культуры сочетаются в европейской культуре, по мнению Фр. Ницше? В каких аспектах они себя проявляют?

4. Что такое «осевое время»? Каково его значение в истории человеческой цивилизации?

5. Чем обусловлено своеобразие русской культуры?

6. Какими чертами характеризуется информационное общество и соответствующий ему тип культуры?

7. Какие тенденции в современной отечественной культуре можно отметить?


Контрольные вопросы и задания для вынесения на семинар

1. В чём заключается метод типологизации?

2. Какие существуеют критерии типологизации культур?

3. Как соотносятся этническая и национальная культуры?

4. В чём состоит различие между традиционной и инновационной культурами?

5. Чем различаются субкультура и контркультура?

6. Как соотносится массовая культура с массовым сознанием?

7. Как сочетается разнообразие культур с культурным единством человечества?

8. Каковы значения понятия цивилизация?


Библиографический список

Основной

1. Курочкина Л.Я. Введение в культурологию. Теория культуры. Актуальные проблемы отечественной культуры: учеб. пособие / Л.Я. Курочкина. Воронеж: ВГТУ, 2004.

2. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология.: учеб.пособие / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Юрайт, 2010.

3. Драч Г.И, Штомпель О.М., Штомпель Л.А. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча / Г.И. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель. СПб.: Питер, 2010.

4. Мартынов А.И. Культурогенез: учеб. пособие / А.И. Мартынов. М.: Высшая школа 2008.

5. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб., Питер, 2010.

6. Гуревич П. С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. — М.: Омега-Л, 2009. – 427 с.


Дополнительный

1. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи / Б.И. Кононенко. – М.: Изд-во Вече 2000, Изд-во АСТ, 2003. – 512 с.

2. Кравченко А. И. Культурология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 288 с.

3. Культурология: учеб. пособие / В.А. Глуздов, И.И. Лукичева и др.; под ред. В.А. Фортунатовой и Л.Е. Шапошникова. – М.: Высшая школа, 2003. – 303 с.

4. Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. Г.В. Драча. – М., 2002. – 336 с.

5. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т.- Т. I-II / В.Г. Власов. СПб., 2004.

6. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры / Э.В. Соколов. – Л., 1989.

7. Теоретическая культурология. – М., Екатеринбург, 2005.

8. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре / Л. Уайт. – М., 2004.

9. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. 2005. № 1.

^ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Многозначность понятия “культура”.

  2. Концепция культуры Э.Б. Тайлора.

  3. Концепция культуры З. Фрейда.

  4. Человек как биологическое, социальное и культурное существо.

  5. Культура и цивилизация.

  6. Науки о культуре. Культура как предмет междисциплинарного анализа.

  7. Природа и культура – единство или противостояние?

  8. Молодежные субкультуры.

  9. Массовая и элитарная культура.

  10. Символ в системе культуры: знак и образ.

  11. Карл Юнг об архетипах культуры.

  12. “Культурная морфология” О. Шпенглера.

  13. Теория “культурно-исторических типов” Н.А. Данилевского.

  14. Концепция локальных цивилизаций и динамики культуры у А. Тойнби.

  15. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби.

  16. Социальная и культурная динамика П. Сорокина.

  17. Марксистская концепция культуры.

  18. Миф как форма культуры.

  19. Мифы древности и их значение для современности.

  20. Культура как текст.

  21. Правовая культура и её функции.

  22. Политическая культура: понятие, функции, типы.

  23. Технологическая культура: понятие и особенности.

  24. Культура общения.

  25. Профессиональная культура.

  26. Экологическая культура.

  27. Синкретизм культуры первобытного общества.

  28. Ранние формы религии.

  29. Роль традиций в культурах Древнего Востока.

  30. Шумеро-вавилонская культура – древнейшая культура мира.

  31. Системы письменности и книжная культура Древнего Востока.

  32. Специфика культуры Древней Индии.

  33. Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая.

  34. Буддизм – первая мировая религия: вероучение, культ, обрядность.

  35. Ислам как основа культуры арабского Востока.

  36. Художественные традиции исламского мира.

  37. Рационализм как основа греческой культуры.

  38. Законы гармонии и красоты в культуре Древней Греции.

  39. Мифология и религия античности.

  40. Общее и особенное в мифологии и религии Древней Греции и Древнего Рима.

  41. Эллинистическая культура.

  42. Театр в античной культуре.

  43. Роль римско-католической церкви в культуре Средневековья.

  44. Место схоластики в средневековой культуре Западной Европы.

  45. Особенности куртуазной культуры Западной Европы.

  46. Университеты и их роль в средневековой культуре.

  47. Содержание и значение народной смеховой культуры Средневековья.

  48. Социально-экономические предпосылки формирования культуры Возрождения.

  49. Особенности гуманизма эпохи Возрождения.

  50. Титаны эпохи Возрождения.

  51. Особенности Северного Возрождения.

  52. Реформация и её роль в становлении нового образа мира.

  53. Протестантская версия христианства и европейская культура Нового Времени.

  54. Искусство барокко.

  55. Культура эпохи Просвещения.

  56. Место романтизма в художественной культуре Западной Европы.

  57. Кризис искусства на рубеже XIX-XX веков.

  58. Дегуманизация культуры ХХ века.

  59. Постмодернизм в культуре ХХ века.

  60. Специфика формирования художественной культуры США.

  61. Геополитические характеристики формирования русской культуры и цивилизации.

  62. Язычество Древней Руси и его роль в славянской культуре.

  63. Социокультурные последствия ордынского ига.

  64. “Двоеверие” русской культуры.

  65. “Закон” и “благодать” в русской культуре.

  66. Социокультурное значение раскола русской православной церкви в XVII веке.

  67. Культурные преобразования эпохи Петра Великого.

  68. Характер и особенности русского Просвещения.

  69. Русская интеллигенция как феномен отечественной культуры.

  70. Роль и значение литературы в русской культуре “золотого века”.

  71. “Серебряный век” русской культуры.

  72. Революция и культура.

  73. Основные этапы развития советской культуры.

  74. Советская культура: мифы и реальность.

  75. Инакомыслие в культуре советского времени.

  76. Культура Русского Зарубежья.

  77. Специфика современной социокультурной трансформации в России.

  78. Образы глобального мира в диалоге культур.

  79. Концепция Н. Рериха “Мир через культуру”.

  80. Перспективы и проблемы культурного единства человечества.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (ЗАЧЁТ)

  1. Понятие культуры.

  2. Культура материальная и духовная: их единство и различие.

  3. Основные функции культуры в обществе.

  4. Языки культуры и их классификация.

  5. Предмет культурологии и ее структура.

8. Культурология теоретическая и прикладная. Методы изучения культуры. Герменевтика как методология культурологии.

9. Доминирующая (господствующая) культура, субкультура и контркультура.

10. Понятие, предпосылки возникновения и социальные функции массовой культуры.

  1. Элитарная культура как антипод массовой культуры.

12. Понятие “цивилизация” и ее признаки. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

  1. Соотношение понятий “тип”, “типологизация”, “типология” культуры.

Критерии (основания) типологизации культур.

  1. Типология культур Н.Я. Данилевского.

  2. Типология культур О. Шпенглера и Ф. Ницше.

  3. Этническая и национальная культура: понятие, единство, различие.

  4. Культурные нормы, традиции и ценности. Культурные универсалии.

  5. Понятие и модели социодинамики культуры. Сущность циклическихмоделей Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби.

  6. Понятие и модели социодинамики культуры.

20. Природа и культура – важнейшие условия существования человека. Взаимодействие культуры и природы.

21 Культура и глобальные проблемы современности.

22. Зарождение культуры первобытного общества и ее особенности.

23. Искусство первобытного общества.

24. Мифы и их место в жизни первобытного человека. Верования в первобытном обществе.

25. Особенности культуры и цивилизации Древнего Востока.

26. Периодизация и особенности античности как типа культуры.

  1. Характерные черты и основные достижения культуры Древней Греции.

28. Периодизация, условия возникновения и характерные черты культуры эллинизма.

29. Римская культура: ее источники, особенности, основные памятники и значение.

30. Периодизация, источники и основные черты культуры Западной Европы в средние века.

31. Романский и готический стили – важнейшие стили художественной культуры средневековой Европы.

32. Предпосылки, периодизация и основные черты культуры Возрождения.

33. Культура итальянского Возрождения.

34. Хронологические рамки, особенности и важнейшие виды изобразительного искусства Северного Возрождения.

35. Периодизация и особенности европейской культуры Западной Европы в Новое Время.

36. Культурно-историческое значение Реформации.

37. Барокко и классицизм – два пути художественного развития Западной Европы Нового Времени.

38. Основные направления развития европейской культуры в XVIII-XIX веках.

39. Периодизация и основные тенденции в развитии мировой культуры XX века.

40. Сущность и характерные черты искусства эпохи модернизма.

41. Основные художественные стили эпохи модернизма.

42. Особенности формирования русской культуры. Языческая культура восточных славян.

43. Культура Древней Руси.

44. Основные тенденции развития культуры России в XVII веке.

45. Развитие русской национальной культуры в XVIII веке. Социокультурные последствия реформ Петра Великого.

46. “Золотой век” русской культуры.

47. Русская культура “серебряного века”.

48. Общая характеристика советской культуры: этапы развития, достижения и недостатки.

49. Культура русского Зарубежья.

50. Современный этап развития отечественной культуры (1991-2004 гг.): проблемы и перспективы.


ГЛОССАРИЙ


Абстракционизм - одно из самых спорных и сложных направлений в современном искусстве, провозгласившее в живописи и в скульптуре отказ от изображения реальной действительности в пользу или отвлечённых цветовых сочетаний, или геометрических форм, плоскостей, прямых и ломаных линий.

Авангард - это движение, сформировавшееся в процессе полемики с академическим искусством. Мастера нового направления видели цель искусства в жизнестроительстве, а не в подражании зримым формам натуры.

Агиография - жанр церковной литературы, представляющий собой биографии реальных людей, канонизированных христианской церковью.

Агонистика - (от гр. аgon – состязание, игра, борьба, бой, судебный процесс) – неудержимое стремление к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни.

Акмеизм - течение в русской поэзии начала ХХ в., представители которого выступили за возврат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении.

Анимизм – (лат. anima – душа) – вере в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан английским антропологом Э. Тайлором в его работе «Первобытная культура».

Антропоморфный политеизм - религия древних греков - вера во многих богов, наделённых человеческим обликом и человеческими чертами характера. Это вероисповедание не было системой догм (истинных положений), а предполагало широкое, почти неограниченное мифотворчество.

Антропоцентризм – мировоззренческая установка, согласно которой, человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.

Барокко - стилевое направление в художественной культуре Европы конца XVI-середины XVIII вв., тяготеющее к динамичности образов, парадности, пышности, чувственному телесному началу и многообразию форм.

Бессознательное – (в терминологии З. Фрейда – «Оно» или по-латыни - «Id») особая область психики, сосредоточившая в себе первичные природные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Исторически самая первая, самая древняя инстанция человеческой психики, возникшая ещё на животной стадии развития предков человека. Это глубинный фундамент психики, влияющий на всю сознательную жизнь человека и даже судьбы личностей и целых народов. Бессознательные влечения можно разделить на две группы: влечение к жизни, наслаждению и влечение к смерти, разрушению. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия. Наиболее полное развитие данное представление о бессознательном получило во фрейдизме.

Брахманизм - вторая ступень в развитии религиозных учений Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму. Назван по имени жреческой варны – брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно примыкающих к Ведам.

Буддизм - Учение Гаутамы Будды (“будда” по-санскритски означает “просветленный”), сформировалось в VI-V веках до нашей эры на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской культуры. В целом буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как культуру, и как образ жизни. Буддизм является первой по времени своего возникновения мировой религией.

В узком смысле под культурологией понимается общая теория культуры, которая занимает промежуточное положение между концепциями метатеоретического, философского уровня и дисциплинами эмпирическими, например история, включая такие разделы, как политическая культура, правовая, художественная культура.

Вестернизация – некритическое перенесение образцов, стандартов и ценностей западной культуры и искусства на отечественную почву.

Герменевтика - искусство истолкования текстов - ( от греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искусство перевода, искусство объяснения (Гермес в греч. мифологии был посредником между богами и людьми). Герменевтика – это учение о понимании.

Готический стиль – один из первых общеевропейских художественных стилей, для которого характерны ребристые своды, стрельчатые арки, цветные витражи. Яркими образцами готической архитектуры являются собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор в Германии, Вест-

Гуманизм - в широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.

Даосизм - наиболее философичная из всех учений школа китайской философии. Основателем считается Лао-цзы. В основной работе Лао-цзы «Книга о Дао и дэ» (Дао дэ цзин) поставлены проблемы существования мира, бытия и небытия, человеческого общества и личности человека.

^ Западный католицизм - Римо-католическое вероисповедание возникло в результате отделения Римского епископа, называемого папой, от Вселенской Церкви. Оно окончательно оформилось как вероучение и церковная организация после раскола в 1054 г. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр — Ватикан, единого главу — папу Римского. В соответствии с католическим учением, папа является наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности.


«Застой» - период в развитии советской культуры во времена Л. И. Брежнева.

«Золотой век» - этап в развитии отечественной культуры (первая половина XIX века) - один из самых гармоничных периодов в истории русской культуры. В это время формируется романтическое мировоззрение, которое в равной мере проявляет себя в общественной сфере, философии, литературе и изобразительном искусстве.

Импрессионизм - направление в искусстве, сложившееся во Франции в 60-70-е годы XIX в. и стремящееся запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости.

Индуизм - верования, которые зародились в Индии в глубокой древности (т.н. ведическая эпоха – рубеж II и I тысячелетий до н.э.) и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней. Индуизм — вероучение, сложившееся в результате эволюции идей ведизма и брахманизма. Возник в сер. I тыс. до н. э.

Индустриальное общество – тип общества, характеризуется появлением и ускоряющимся ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро изменяется и приобретает большое разнообразие. В них велика миграция населения: люди часто покидают родные места в поисках работы и для учебы. Возрастают роль и престиж умственного труда, в связи с чем, большое значение получает образование. Религия утрачивает свое доминирующее положение в культуре, наука и искусство выходят из-под ее контроля.

Инкультурация - процесс освоения человеком – членом конкретного общества - основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.

Калокагатия - культ красоты во всём, «прекрасное-доброе» в единстве. Представление о том, что истина и добро обязательно красивы.

Классицизм - стиль и направление в искусстве и литературе XVII-начала XIX вв., для которого характерно возвращение к античности как к норме и идеальному образцу.

Контркультура - система норм и ценностей, стоящая в оппозиции обществу и вступающая в конфликт с существующими в нем традициями и правилами жизни.

Конфуцианство - оригинальное этико-политическое учение, главными темами которого являются нравственные принципы, социальные отношения, проблемы государственного управления.

Космос – особое понимание мира как гармоничного упорядоченного совершенного единства.

Кубизм - направление в изобразительном искусстве, передающее всё многообразие мира через простейшие геометрические формы.

Культура - (лат. cultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной К.-(наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т. д.)

Культурная самоидентичность - осознание человеком своей принадлежности к определённой этнической общности.

Культурология - наука о средствах воспроизводства человеческого способа существования. Выделилась из философии в середине XIX в. и превратилась в фундаментальную науку. Предмет культурологии – культура не только в статике, но и её генезис, функционирование, и развитие как целостности. В широком смысле культурология выступает как комплекс наук, включая философию культуры, теорию культуры, историю культуры, культурную антропологию, социологию культуры, прикладную культурологию, историю культурных учений, т.е. учения, которые аккумулируют и систематизируют сведения о культуре человека и его культуротворческой деятельности (труды ученых).

Ликбез - ликвидация массовой неграмотности в СССР в 30-е – первой половине 50-х годов ХХ в.

Логос - ( в пер. с греч. – слово, разум, закон) – всеобщий закон мироздания, основа мира, его порядок и гармония.

Массовая культура - «культура для всех» - разновидность популярной культуры, которая ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на усреднённый уровень развития потребителей.

Методы культурологического познания - способы изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры: диахронный, синхронный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и другие методы.

Мидкульт - культура «среднего» уровня, тенденция – стремления повысить образовательный уровень через попу­лярные издания.

Миф – исторически первая форма культуры – способ человеческого выживания в условиях безличной природы. Как первая форма культуры, миф компенсирует недостаточность практического овладения природой через родство с ней, программируя отношения с помощью символов, табу, магии, ритуалов, обрядов и поэтому выступает как универсальная система освоения мира, включающая все формы восприятия, чувства, бессознательное. По содержанию различается несколько категорий мифов: космогонические – о происхождении космоса; астральные, тотемические – о божественных животных; календарные – цикл календарных обрядов; географические, эсхатологические – о конце мира и катастрофах, о смерти и воскресении.

^ Неолитическая революция - переход от потребляющего хозяйства к производящему.

Осевое время – в концепции К. Ясперса исторический период в духовном развитии народов, приведший к коренному, «революционному» культурному перевороту. В это время происходит становление «фи­лософской веры», означавшей рождение чувства всемирного глубинного духовного единства человечества. Время рождения «философской веры» было названо К. Ясперсом «осевой эпохой». На протяжении VII-II вв. до н.э. в трех регионах мира на Вос­токе (Китай, Индия), на Ближнем и Среднем Востоке (Палестина и Иран) и на Западе (Древняя Греция) идут сходные процессы, связанные со становлением первых мировых религий и философии.. Именно в это время шло формирование культурной человеческой жизни, становление мировой культуры.

Пантеизм - философское учение ( от греч. Pan – все, theos – бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.

Патристика – христианское богословие II–VIII веков.

«Просвещённый абсолютизм» - новый расцвет всех сторон русской жизни, связанный с царствованием Екатерины II. Начиная со второй половины XVIII века уровень отечественного искусства вполне сопоставим с европейским. Произведения, созданные в этот период крупнейшими русскими мастерами, не уступают лучшим творениям западных художников. В это время в Россию из Франции проникают идеи Просвещения, которые становятся философской базой классицизма - главенствующего стиля эпохи.

Полисная демократия - (народоправие, народовластие) — особая форма социально-политического устройства, сложившаяся в Древней Греции. Основная черта классической древнегреческой культуры. В греческих городах-государствах (полисах) не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась античная рабовладельческая демократия.

Постиндустриальное общество - новейший тип общества; продукт научно-технической революции XX века, которая приводит к резкому росту производительности труда и общественного богатства. Некоторые черты культуры этого общества проступают в экономически развитых странах уже сейчас. В постиндустриальную «электронную эру» главным объектом человеческой деятельности становится информация, и ее получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками. Возрастает роль личности, обеспечение прав человека превращается в необходимый фактор общественного развития.

Прогресс - восхождение реального исторического процесса на новые ступени в развитии общества.

Просвещение - этап в развитии европейской культуры, связанный с борьбой с религиозными идеями за утверждение роли человеческого разума. Эпоха Просвещения была начата философами XVI – XVII вв. и продолжена в XVIII в.

Психоанализ - общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма. Основные положения психоанализа следующие: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» - психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов. В особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболевания) и т. п. Так как психическое не сводится к соматическому (телесному), то и исследовать психику нужно особыми методами. В качестве таких методов Фрейд вводит «метод свободных ассоциаций», метод толкования сновидений, описок. В последний период своей деятельности Фрейд, а затем его ученики и современные последователи перенесли методы психоанализа на историю общества, все события которой при этом оцениваются как проявления «комплексов» (неизбежных столкновений бессознательных влечений с реальностью) как у личности, так и у целых народов.

Рационализм - ( от лат. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся а математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Реализм - направление в литературе и искусстве, стремящееся к правдивому художественному отображению действительности.

Ренессанс - период в европейской культуре, связанный с утверждением гуманистической философии и попытками возрождения античной культуры и искусства.

Реформация - ( от лат. reformatio – преобразование) – широкое антикатолическое движение за обновление христианской веры, обратившееся против папства.

Ритуализированный этикет, «Ли» - одно из центральных понятий конфуцианства. Означает почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент; включает широкий круг правил, регламентирующих по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, а также отношения внутри общества – между отдельными людьми и различными социальными группами.

Рококо - художественный стиль первой половины XVIII в., для которого характерны декоративный характер, обилие изогнутых линий, пастельная цветовая гамма.

Романский стиль - первый общеевропейский художественный стиль.

Семиотика это наука, изучающая знаки, знаковые системы и их функции.

Серебряный век - эпоха рубежа XIX-XX столетий. В это время формируется свойственное грани веков состояние раздумья: с одной стороны, ощущение заката некогда величественной культуры, с другой - предчувствие нового расцвета. Очень точно эти настроения современников выразил художник и критик А.Н. Бенуа: "Мы составляем еще одну печальную эпоху, когда искусство, достигнув апогея своей зрелости, окидывает косыми лучами заходящего солнца стареющие цивилизации".Особый подъем переживают пространственные искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, которые стремятся к объединению своих выразительных средств. Это приводит к созданию большого стиля, призванного преобразить жизненную среду человека.

Символизм - направление в европейском и русском искусстве конца XIX-начала ХХ вв., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь мир с помощью символов.

Синкретизм - слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо.

Соборность - важнейшее понятие, характеризующе русское своеобразие. «Соборность – это свободное единение людей в любви к Богу и к друг другу» (А.С. Хомяков).

Софистика - философское течение, объявлявшее все истины относительными, а суждения человека (граждан полиса) мерой всех вещей (истины, той или иной добродетели). Общим для софистов (платные учителя мудрости (риторики) был религиозный скепсис.

Соц-арт – направление, связанное с обновлением советского искусства, развенчанием советских мифов на основе политической символики, знаков и клише, определявших обывательское сознание советского человека.

Социодинамика культуры - раздел теории культуры, изучающий изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внутренних и внешних сил.

Соцреализм - направление, призванное отражать в искусстве события и героев, которые несут в себе прообразы светлого будущего социалистического общества.

Субкультуры – это культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп, воплощающие в себе отличия их образа жизни, мышления и поведения от общенациональных культурных стандартов (молодежная субкультура, корпоративные субкультуры, субкультура преступного мира, религиозной секты и др).

Сублимация - (лат. возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые, одобряемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду - это процесс, заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества.

Супрематизм – художественно-философская система, созданная К. Малевичем. Он считал, что задача искусства - проектировать окружающую среду, а не воспроизводить ее формы. Такая позиция привела художников к отказу от изображения предметных форм. Малевич стал родоначальником геометрической абстракции.

Схоластика - ( от лат. chola – школа) – «школьная философия», т.е. философия, предназначенная для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения. Схоластика является преемницей христианской апологетики и патристики. Схоластика формировалась в период господства христианской идеологии ( 9- 13 века; 14 – 15 века; 15 – 16 века).

Сюрреализм - направление модернизма; исходит из того, что художник в своём творчестве должен опираться на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, воспоминаниями младенческого возраста и т.п.

Табу - первые запреты, направленные на блокирование разрушительных для общества и самого человека агрессивных и сексуальных инстинктов, сосредоточенных в глубинах бессознательного. Древнейшими являются табу на убийство вождя (отцеубийство) и табу на инцест (кровосмешение).

Теория Вызов-Ответ ( теория круговорота локальных цивилизаций) - культурологическая концепция британского историка А. Тойнби (1889-1975).

Теоцентризм - это учение о том, что определяющей реальностью является Бог, а не природа. Бог – сверхъестественен, но он реально существует, и на основе глубокой и искренней веры в него, возможно установление контакта и отношений с Богом.

Техника - от греческого слова «techne», означающего искусство, мастерство, умение. В технике воплощено единство духовного и материального. С одной стороны, это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности (орудия, машины, механизмы, средства управления, добычи, хранения, переработки вещества, энергии и информации; коммуникативные системы, бытовые приборы и т.п.), с другой определенная совокупность навыков и умений в любом виде деятельности. Т. О. – это система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса.

Технология - совокупность операций по целенаправленному использованию техники.

Тип – это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном виде выражает существенные черты культур, признаки, принципы существования, отвлекаясь от специфических особенностей. Тип культуры - сходство, общность, то, что объединяет отдельные культуры в одно множество культур и отличает это множество культур от других.

Типологизация культуры – это метод научного познания, с помощью которого всё многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы.

Тоталитаризм - от латинского totalis – «весь, целый, полный». Политический режим, при котором любые партии, кроме правящей, возглавля­емой вождем, лидером организации и государства, как пра­вило, запрещены. Права и свободы личности существенно ограничены.

Тотемизм – представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений. Это животное или растение являлось тотемом данной группы людей.

Традиция - воспринятые от предшествующих поколений образцы поведения: обычаи, ритуалы, способы и приемы деятельности; консервативное начало, обеспечивает стабильность общественного порядка.

Фетишизм - (лат. factitius – магически искусный) – культ неодушевленных предметов (фети́ш, или амулет (лат.), или оберег, или талисман (фр.)), наделенных, по мнению верующих, сверхъестественными свойствами.

Фовизм - направление во французском искусстве начала ХХ в., абсолютизирующее яркие цветовые сочетания, чистый (“дикий”) цвет и динамичность рисунка.

Фрейдизм - название теории, философское обобщение метода психоанализа. Назван так по имени 3. Фрейда (1856 - 1939), австр. врача - невропатолога и психиатра. Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, пришёл к выводу о том, что поведение человека управляется особыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (Бессознательное). Над душой человека властвуют неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (либидо) с «принципом реальности», к которому приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Извечные конфликты в глубинах психики индивидов становятся у Фрейда причиной и содержанием (скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. (Сублимация). Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области европейской культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в неврологии и психиатрии.

Цивилизация - от латинского «civilis» – гражданский долг – общественный, государственный. В XVII-XVIII веках «цивилизо­ванность» понималась как противоположность «дикости», обозначая определённую стадию развития человеческого общества. В XIX веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое со­стояние общества, определённую стадию его развития. Л. Морган, Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. К концу XIX века вошло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Г. Маркузе и др.).С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры. Цивилизация – это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества.

Шатровый стиль - стиль церковного зодчества, сложившийся в Московском княжестве в XVI в. и отличающийся устремлённостью ввысь, торжественностью.

Эклектика - неорганичное соединения разнородных взглядов философов предшествующих эпох.

Экспрессионизм - одно из самых сложных течений модернизма, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства – выражение разочарования, недовольства всем происходящим.

Элитарная культура - от французского «лучший», «избранный», «отборный», «культура для избранных». Формирование элитарной культуры связано с образованием круга «избранных» – тех, кому такая культура доступна и кто выступает ее носителем (культурной элиты).

Эллинизм – заключительная эпоха в развитии античной культуры. Время распространения греческой (эллинистической) культуры на большой регион от Испании до Индии.

Эмпиризм - (от греч. Emperia – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.

Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека.


^ ТЕСТЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Раздел 1. Теория культуры


  1. Понятие “культура” обозначает

А) возделывание, творчество и производство, обрабатывание

В) образование, воспитание, развитие

С) поклонение, почитание, восхищение

D) верны все три предлагаемых варианта

  1. ^ Первое научное определение культуры, которое дал английский ученый Э.Б. Тайлор:

А) Культура – это прогресс общества в его стремлении к Богу

В) Культура – это совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества

С) Культура – это живой организм в действии

D) Культура – это средство передачи информации последующим поколениям

  1. ^ Артефакт – это

А) Произведение декоративно-прикладного искусства

В) все искусственно созданные человеком предметы и явления

С) любое произведение искусства

D) образцы элитарного искусства

  1. Как называется предмет (явление, событие), выступающий в качестве носителя информации о другом предмете и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации?

А) текст

В) символ

С) знак

D) артефект

  1. ^ Семиотика – это

А) первая форма религии

В) наука, изучающая мифы и их место в жизни людей

С) термин для обозначения искусственно созданных артефактов

D) наука, изучающая знаки, знаковые системы и их функции

  1. ^ Основоположником культурологи как самостоятельной науки принято считать

А) Л. Уайта

В) О. Шпенглера

С) Э. Тайлора

D) М. Вебера

  1. Как самостоятельная наука о культуре культурология сложилась

А) в эпоху Просвещения

В) одновременно с появлением культуры

С) в период Высокого Возрождения

D) в ХХ веке

  1. ^ Реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур изучает

А) философия культуры

В) социология культуры (социологическая культурология)

С) история культуры

D) морфология культуры

  1. ^ Вводит в круг проблем, изучаемых культурологией, знакомит с ее категориально-понятийным аппаратом, исследует функции культуры

А) морфология культуры

В) история культуры

С) социология культуры

D) теория культуры

  1. ^ Раздел теории культуры, изучающий изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внутренних и внешних сил, называется

А) морфологией культуры

В) теорией культуры

С) социодинамикой культуры

D) герменевтикой

^ 11. В современной культурологии под текстом понимают

А) книги и рукописи

В) архитектурные сооружения

С) танцы, ритуалы

D) все перечисленное

^ 12. Совокупность норм, ценностей и идеалов, отличающих культуру определённой группы от культуры большинства общества – это

А) духовная культура

В) контркультура

С) субкультура

D) идеология

^ 13. Под массовой культурой понимается

А) разновидность популярной культуры, которая ориентирует распро- страняемые ею духовные и материальные ценности на усреднённый уровень развития потребителей

В) совокупность результатов человеческой деятельности

С) интеллектуальная и эстетическая деятельность

D) все перечисленное

^ 14. Формирование у зрителя, слушателя, читателя потребительского сознания является главной задачей

А) контркультуры

В) массовой культуры

С) духовной культуры

D) элитарной культуры

^ 15. Эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества – это характерная черта

А) элитарной культуры

В) духовной культуры

С) массовой культуры

D) культуры итальянского Возрождения

^ 16. С точки зрения О. Шпенглера понятия “культура” и “цивилизация”

А) выступают как синонимы

В) противостоят друг другу (цивилизация есть смерть культуры)

С) никак не связаны между собой

D) между этими понятиями есть и сходство, и различия

^ 17. Различие между культурой и цивилизаций состоит в том, что

А) культура возвышает и облагораживает душу, а цивилизация создаёт комфорт для тела

В) развитая культура элитарна и требовательна, а развитая цивилизация ориентирована на массовость, общедоступность

С) культура – это то, что можно обрести только собственным духовным усилием, а цивилизация – то, чем можно пользоваться

D) верны все предлагаемые варианты ответа

^ 18. Типологизация культуры – это

А) метод научного познания, с помощью которого всё многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы

В) единство многообразия культур

С) сходство, общность, то, что объединяет отдельные культуры в одно множество культур и отличает это множество культур от других

D) характеристика различных культур

^ 19. Что такое основание типологизации культур?

А) единство многообразия культур

В) характеристика различных культур

С) признак, по которому устанавливается общность культур

D) группировка социокультурных объектов по общим основаниям

^ 20. Основаниями типологизации культур могут выступать

А) этнографические критерии (быт, хозяйственный уклад, язык и др.)

В) региональная принадлежность

С) тип поселения

D) все перечисленные

^ 21. Кто является создателем концепции локальных культурно-исторических типов?

А) Н.Я. Данилевский

В) О. Шпенглер

С) П. Сорокин

D) К. Ясперс

^ 22. Как называется работа Н.Я. Данилевского, в которой он представил концепцию культурно-исторических типов?

А) “Смысл и назначение истории”

В) “Кризис нашего времени”

С) “Россия и Европа”

D) “Будущее одной иллюзии”

^ 23. Какие эпохи выделяет К. Ясперс в работе “Смысл и назначение истории”?

А) дикость, варварство, цивилизация

В) эпоху одноосновных культур и эпоху двухосновных культур

С) первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую

D) прометеевскую, эпоху Великих цивилизаций, осевое время, научно-техническую эпоху

^ 24. Кому принадлежит точка зрения, согласно которой культура - это одно из следствий этногенеза, это “кристаллизованная Пассионарность”?

А) К. Марксу

В) Л.Н. Гумилёву

С) Э. Тоффлеру

D) Н.Я Данилевскому

^ 25. Какие стадии волновой динамики выделяет Э. Тоффлер в работе “Третья волна”?

А) аграрная, индустриальная, информационная

В) рождения, роста, надлома, разложения, гибели и смены

С) мифологическую, героическую, революционную

D) циклическую, привычную и актуальную

^ 26. Синергетика – это

А) наука о знаках и знаковых системах

В) религиозное поклонение материальным предметам-фетишам

С) важнейший компонент человеческой культуры

Д) наука, изучающая динамические процессы в сложных системах

^ 27. Кто считается основателями синергетики?

А) К. Маркс и Ф. Энгельс

В) И.Р. Пригожин и Г. Хакен

С) А. Шлезингер и Н.Н. Моисеев

D) П. Сорокин и А. Тойнби

^ 28. Протекание социокультурных процессов обусловливает борьба “порядка” и “хаоса” – так считают сторонники

А) синергетической модели развития культуры

В) круговой модели динамики культуры

С) эволюционной модели социокультурных изменений.

D) марксистской концепции общественного развития

^ 29. Самый динамичный вид норм культуры

А) обычаи

В) традиции

С) нравы

D) законы

30. Осознание человеком своей принадлежности к определённой этнической общности обозначается термином

А) аккультурация

В) культурогенез

С) культурная самоидентичность

D) социодинамика культуры

^ 31. Кому принадлежит высказывание: “В конце концов, главная задача культуры – защита нас от природы”?

А) В.И. Вернадскому

В) З. Фрейду

С) Н.А. Бердяеву

D) М. Хайдеггеру

^ 32. Учение о ноосфере создал

А) В.И. Вернадский

В) К. Ясперс

С) А. Чижевский

D) О. Шпенглер

33. Глобальные проблемы современности

А) затрагивают интересы и судьбы всех стран и народов

В) могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации

С) требуют для своего решения совместных действий всех стран

D) верны все варианты


Правильные ответы

Тестовые вопросы по теории культуры

1. A; 2. B; 3. B; 4. C; 5. D; 6. A; 7. D; 8. D; 9. D; 10. С; 11. D; 12. С; 13. A; 14. B; 15. A; 16. B; 17. D; 18. A; 19. C; 20. D; 21. A; 22 C; 23. D ; 24. B; 25. A; 26. D; 27. B; 28. A; 29. C; 30. С; 31. B; 32A, 33D.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………………

1

Программа-содержание курса ………………………..

Раздел I. Основы теории культуры ………………….

2

2

Тема 1. Культурология как наука ……………………

3

Тема 2. Основные культурологические школы современности …………………………………………...


6

Тема 3. Типология культуры ………………………...

9

Тематика рефератов …………………………………..

13

Вопросы для самоконтроля и итогового контроля (зачет) …………………………………………………….


16

Глоссарий ……………………………………………..

19

Тесты по культурологии ……………………………..

34















Составители: Белоглазова Людмила Алексеевна

Курочкина Лидия Яковлевна

Ишимская Елена Вячеславовна


В авторской редакции


Компьютерный набор Л.А. Белоглазовой


Подписано в печать 06.12.2010. Формат 60х84/16.

Бумага для множительных аппаратов.

Усл. печ. л. 2,8. Уч.-изд. л. 2,6. Тираж 361 экз. «С»

Зак. №


ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

и планы семинарских занятий по культурологии

для самостоятельной работы студентов

всех специальностей ФТФ, ЕГФ, ФАЭМ

Часть 1

очной формы обучения


Составители: Белоглазова Людмила Алексеевна

Курочкина Лидия Яковлевна

Ишимская Елена Вячеславовна


В авторской редакции


Компьютерный набор Л.А. Белоглазовой


Подписано в печать 06.12.2010. Формат 60х84/16.

Бумага для множительных аппаратов.

Усл. печ. л. 2,8. Уч.-изд. л. 2,6. Тираж 361 экз. «С»

Зак. №


ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14


ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

^

Кафедра философии




398-2010


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

и планы семинарских занятий по культурологии

для самостоятельной работы студентов

всех специальностей ФТФ, ЕГФ, ФАЭМ

очной формы обучения

Часть 1





Воронеж 2010

Составители: канд. филос. наук Л.А. Белоглазова,

д-р филос. наук Л.Я. Курочкина,

ст. препод. Е.В. Ишимская

ББК 87.6


Методические рекомендации и планы семинарских занятий по культурологии для самостоятельной работы студентов всех специальностей ФТФ, ЕГФ, ФАЭМ очной формы обучения Ч.1 / ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»; сост. Л.А. Белоглазова, Л.Я. Курочкина, Е.В. Ишимская. Воронеж, 2010. 42 с.


Методические рекомендации и планы семинарских занятий составлены на основе новой федеральной программы. Каждая тема содержит вопросы, раскрывающие ее содержание, контрольные вопросы, основные понятия, темы докладов и рефератов.

Предназначены для студентов первого курса.


Библиогр.: 126 назв.


Рецензент канд. филос. наук, доц. О.В. Пастушкова


Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. Л. Я. Курочкина


Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета


 ГОУВПО «Воронежский

государственный технический

университет», 2010


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни icon «Формирование представлений старших дошкольников об организме человека и здоровом образе жизни в

Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни icon Задачи: формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения; формирование у детей представлений

Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни icon Формирование пространственных представлений

Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни icon Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания
Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания,...
Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни icon Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической

Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни icon 2 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни icon Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека

Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни icon З. Фрейд
В психической жизни человека всегда присутствует "другой" Он, как правило, является образцом, объектом,...
Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни icon Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется

Является формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни icon В. М. Бехтерев «Внушение и его роль в общественной жизни»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы