|
Скачать 111.7 Kb.
|
Бугова Г. В. г.Калининград психолог МОУ СОШ №45 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА Теоретический анализ данных современных исследований проблем обучения младших школьников показал, что в последние годы во всем мире отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, нарушениями в развитии как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и школьных факторов (А. В. Грибанов [4, c 5], Н. К. Корсакова [10, с9], В. В. Ковалев [9, с.8], Ю. В. Микадзе [10, с.83], Н. П. Вайзман [3, с.38], и др). К причинам этих явлений относят ухудшение здоровья школьников, снижение степени морфофункциональной зрелости при поступлении в школу – децелерацию, что приводит к снижению обучаемости младших школьников, возрастанию количества детей группы риска. Одним из главных следствий этого является низкий уровень интеллектуальной продуктивности вследствие морфофункциональной незрелости. Средовая депривация (резкое уменьшение двигательных, тактильных, зрительных, обонятельных стимулов) в современных школах снижает уровень активации мозга, вызывает замедление развития детей. Таким образом, школьная среда при неправильной организации может являться патогенным фактором. По данным Минздрава Российской Федерации [13], лишь 14% детей практически здоровы, в то время как более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания. Обучение в школе усугубляет ситуацию – по данным специалистов, последствия интенсификации учебного процесса в образовательных учреждениях ведут к психофизической перегрузке, дисгармоничному физическому развитию учащихся, создают проблемы с общей умственной и физической работоспособностью (Э. Г. Симерницкая, Н. В. Дубровинская), при этом искажается и процесс личностного развития учащихся (А. В. Грибанов, Ю. С. Шевченко). Для оптимизации развития, преодоления нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья, по мнению ведущих детских психологов, педагогов необходимо проведение комплексной профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми, школьниками группы академического риска. Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка часто не приносят устойчивого положительного результата, так как они не устраняют первопричину нарушений – дисфункцию мозга, нарушение темпов развития и др. (Л. А. Ясюкова, А. В. Грибанов, А. Л. Сиротюк). Нужны методы, направленные на механизмы возникновения психофизиологических отклонений в развитии, способные улучшить функционирование мозга, повышающие продуктивность протекания психических процессов. Их применение вторично приведет и к улучшению памяти, внимания, речи, пространственных представлений, моторики, снизит утомляемость и повысит способность к произвольному контролю, будет способствовать полноценному психическому и личностному развитию. Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена «снизу-вверх» (от движений к мышлению), а не наоборот – воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций, он является базовым для дальнейшего развития высших психических функций (Ю. В. Микадзе [10, с.20], А. Л. Сиротюк [19, с31]). К сенсомоторным воздействиям относятся и методы образовательной кинесиологии. Кинесиологические методы основаны на знании того, что наше тело играет интегрирующую роль во всех интеллектуальных процессах. Упражнения метода направлены на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии – активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, восстановление межполушарного взаимодействия, регуляцию тонуса, развитие произвольности и самоконтроля, снятие стресса, что позволяет снять не только отдельный симптом, но и улучшить функционирование мозга, повысить продуктивность протекания психических процессов. Основоположником современной образовательной кинесиологии можно считать П. Деннисона [5], К.Ханнафорд [20]. В нашей стране последователями метода являются В. Ф. Базарный, А. Л. Сиротюк [19] и др. При составлении коррекционно-развивающей программы мы исходили из принципов, что интеллектуальную продуктивность можно целенаправленно формировать в сензитивный период у учащихся группы риска младшего школьного возраста (в том числе и с ММД) через механизмы повышения морфофункциональной зрелости мозга – активируя межполушарное взаимодействие и специализацию, оптимизируя уровень активации центральной нервной системы, используя высокий уровень работоспособности для развития наглядно-образного мышления в продуктивной деятельности, используя методы образовательной кинезиологии и цветовоздействия. Для изучения интеллектуальной продуктивности учащихся и выявления детей группы «риска» могут быть использованы методики, относящиеся к группе тестов скоростного интеллекта, направленные на оценку свойств внимания и исследования динамики работоспособности. При выполнении этих тестов можно оценить и степень сформированности структуры деятельности, восприятия, понимания и умения работать по фронтально предъявляемой инструкции, мотивационный компонент. Нами выбран тест «Прогрессивные матрицы» Равена]. Практика показала, что эти тесты удобны для фронтального обследования учащихся, данные, полученные в режиме мониторинга, дают процессуальную информацию о развитии индивидуальности, пригодную и для решения о коррекционных воздействиях. Интеллектуальная продуктивность является интегральным показателем, высоко коррелирующим с успешностью обучения. По данным В.Н. Дружинина [7], коэффициент корреляции для результатов теста «Прогрессивные матрицы» Равена с уровнем школьной успеваемости для советских школьников составляет 0,72. В течение 8 лет нами отслеживалась взаимосвязь показателей интеллектуальной продуктивности учащихся разного возраста с успешностью обучения по основным предметам. Полученные в наших исследованиях данные в целом совпадают с данными В. Н. Дружинина, что подтверждают результаты, отраженные в таблице 1. Таблица 1 Корреляция показателей интеллектуальной продуктивности учащихся разного возраста (по Равену) с успеваемостью по математике и русскому языку
Наиболее высокие показатели корреляции интеллектуальной продуктивности и успеваемости в начальной школе (ведущая деятельность возраста – учебная), в старшем подростковом возрасте (ведущая деятельность –самоопределение). В пятом-шестом классе корреляция менее выражена, что, по нашему мнению, является следствием перехода на среднюю ступень обучения, сменой социального окружения, ведущей деятельности (общение). С учащимися 1-3 классов, имеющих показатели по Равену ниже возрастной нормы, мы комплектуем группы по 6-8 человек одного возраста и проводим регулярные занятия два раза в неделю по специальной программе «Развитие и коррекция интеллектуальной продуктивности младших школьников методами кинесиологии». Программа ориентирована на элиминацию ведущих проблем неуспешности через оптимизацию активации психических процессов, развитие межполушарного взаимодействия и специализации, наглядно-образного мышления. Нами проанализированы результаты формирования ИП на занятиях в группах развития учеников из гимназических классов и из классов, занимающихся по традиционной программе в сравнении со средними нормами соответствующих классов (см. табл. 2). Таблица 2 Результаты формирования интеллектуальной продуктивности в группах развития учащихся 1-3 классов по сравнению со средней нормой класса
Прирост ИП в группах развития в 1-х классах в среднем составил 60%, тогда как у остальных учащихся классов показатели ИП выросли на 16%. Прирост ИП в группах развития во 2-х классах в среднем составил 43,9%, тогда как у остальных учащихся классов показатели ИП выросли на 7,4%. Прирост ИП в группах развития в 3-х классах в среднем составил 13,5%, тогда как у остальных учащихся классов показатели ИП выросли на 6,9%. На основании этих данных мы сделали вывод о том, что прирост интеллектуальной продуктивности у учащихся, занимающихся в группах развития значительно выше, чем в целом по классу. Анализ результатов динамики интеллектуальной продуктивности учащихся младших классов подтверждает и тот факт, что наиболее пластичным и восприимчивым периодом для развивающих воздействий является младший школьный возраст. Это позволяет сделать вывод об эффективности развивающих воздействий программы «Развитие интеллектуальной продуктивности младших школьников группы риска методами кинесиологии» для предупреждения школьной неуспешности детей младшего школьного возраста группы академического риска, за счет развития ИП как предпосылки ведущей учебной деятельности, что будет способствовать и предупреждению вторичных последствий – снижения учебной мотивации, самооценки, девиантных способов самоутверждения. Литература
|