Психические расстройства в практике психолога icon

Психические расстройства в практике психолога





Скачать 1.68 Mb.
Название Психические расстройства в практике психолога
страница 1/10
доктор медицинских наук
Дата 30.03.2013
Размер 1.68 Mb.
Тип Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА

Учебное пособие


Автор: доктор медицинских наук, профессор Алёхин Анатолий Николаевич


В учебном пособии изложены базовые сведения об истории и современном состоянии психиатрии как отрасли клинической медицины, научные взгляды на причины и феноменологию наиболее распространенных психических расстройств. В пособии представлена систематика психопатологических синдромов и психических заболеваний, рассматриваются основные подходы к их распознаванию и общие указания по дифференциальной диагностике.

Специфика пособия заключается в том, что в нем особое внимание уделено проблеме разграничения психопатологических симптомов, с одной стороны, и условно нормального своеобразия поведения и переживаний человека, испытывающего психологические трудности, – с другой. Акцентируются вопросы распознавания патологических явлений в мышлении, эмоциональной сфере, поведении, межличностных отношениях человека и исключения ошибочной интерпретации психиатрической проблематики в терминах общечеловеческих трудностей и индивидуально-психологических особенностей, что особенно актуально в практике психолога.

Пособие содержит сведения, необходимые для правильной квалификации психического состояния человека (клиента) и определения его проблемы как клинической или психологической, что предполагает осведомленность психолога в вопросах феноменологии психических заболеваний, а также четкое осознание границ своей профессиональной компетенции.

В пособии подробно и доступно описывается клиническая картина психических заболеваний, наиболее часто встречающихся в практике психолога, указываются особенности поведения и жалоб клиента, позволяющие заподозрить у него психическое расстройство и указывающие на необходимость профессиональной психиатрической помощи во избежание серьезных последствий для его здоровья и благополучия, в том числе, в результате необоснованного психологического вмешательства.


Пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся психологии, консультирующих психологов, а также других специалистов, содержание профессиональной деятельности которых предполагает оказание квалифицированной помощи людям с трудностями адаптации.


ОГЛАВЛЕНИЕ




Стр.

Оглавление……………………………………………………………………

2

Введение……………………………………………………………………...

3

^ Глава 1. Эволюция представлений о душевной болезни………………

7

Глава 2. Современные представления о психических расстройствах..

16




Психопатологические симптомы………………………….................

23




Психопатологические синдромы…………………………..................

45







Психопатологические синдромы преимущественно психотического регистра………………...................................................

47







Аффективные психопатологические синдромы………………

49







Психопатологические синдромы невротического регистра ....

54

^ Глава 3. Распознавание психических расстройств

в практике психолога………………………………………………………..

60




Информация, получаемая при первичном обращении родственников клиента……………………………………………………………...

65




Наблюдение……………………………………………………………..

70




Беседа……………………………………………………………………

79

^ Глава 4. Психические расстройства, наиболее часто встречающиеся в практике психолога………………………………………………………..

84




Психотические расстройства

84







Шизофрения…………………………………………………….

85







Хронические бредовые расстройства………………………….

99




Аффективные расстройства……………………………………………

108




Невротические расстройства…………………………………………..

120







Тревожные расстройства……………………………………….

121







Депрессивные расстройства невротического уровня…………

127







Соматоформные расстройства………………………………….

125

^ Глава 5. Организационно-правовые аспекты оказания психиатрической помощи…………………………………………………………………..

128

Заключение……………………………………………………………………

137

^ Рекомендуемая литература………………………………………………….

137



ВВЕДЕНИЕ

____________________________________________________________________


В настоящее время область психологической практики постоянно расширяется. Психологи востребованы и в образовании, и в здравоохранении, и в системе управления, и в сфере социальной помощи населению, и в силовых структурах. Задачи и возможности профессиональной самореализации для психолога сегодня чрезвычайно разнообразны. В соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования, квалифицированный психолог может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую, коррекционную, экспертную, консультативную, учебно-воспитательную, научно-исследовательскую, культурно-просветительную.

Вместе с тем, следует отметить, что наиболее традиционным является понимание психолога как специалиста, оказывающего помощь человеку в поиске путей преодоления трудностей адаптации и самореализации. Неслучайно психологов обычно относят к представителям так называемых «помогающих профессий», а практическая значимость результатов научно-исследовательской деятельности в данной сфере оценивается преимущественно с позиции возможности их использования в интересах здоровья и благополучия человека.

Возможность применения профессиональных знаний, навыков и профессионального авторитета в оказания психологической помощи определяет высокие требования к компетентности, морально-этическому сознанию и личным качествам психолога. Ошибки в практической психологической работе с человеком, как в психокоррекции, так и в психодиагностике, могут иметь весьма серьезные и непредсказуемые последствия, а потому психологическое вмешательство должно осуществляться лишь при четком осознании психологом границ своей компетенции.

Необходимость правильного понимания своих профессиональных возможностей становится особенно актуальной, когда речь идет о психических расстройствах, которые, как показывает опыт автора, не всегда распознаются консультирующими психологами и нередко становятся объектом необоснованного и нецелесообразного вмешательства с неблагоприятными последствиями не только для состояния больного, но и для профессиональной самооценки психолога.

Дело в том, что на начальных стадиях своего развития некоторые психические расстройства могут проявляться симптомами, которые легко принять за признаки общечеловеческих проблем: возрастающей конфликтностью в отношениях с близкими, причудливым поведением, трудностями обучения, появлением необычных интересов и увлечений и т.д. Эти изменения в настроении, поведении и во взаимоотношениях человека с окружающими могут трактоваться в контексте известных психологических теорий, предполагающих использование определенных психотехник. Применение этих психотехник способно помочь здоровым людям с личностными проблемами, однако малоэффективно и даже опасно при нарушении у человека психической целостности. Последствия оказания «психологической помощи» психически больным зачастую непредсказуемы и связаны с разнообразными осложнениями, как в аспектах уголовного и гражданского права, так и в аспектах судьбы больного, его близких, а порой и самого психолога.

Безусловно, это не касается регламентированной деятельности клинических психологов в государственных учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь. Здесь, проводя диагностику нарушенных психических функций и адаптационно-компенсаторных возможностей больного, реализуя психокоррекционные мероприятия и психообразовательные программы, осуществляя психологическое сопровождение больного в процессе реабилитации, психолог получает возможность оказать ценную помощь лицам с психическими расстройствами и их семьям. Подобная деятельность может осуществляться психологом лишь при взаимодействии с врачами-специалистами в соответствии с целями и задачами лечебно-восстановительного процесса, но не самостоятельно и не в рамках частных консультаций.

Важно учитывать, что в консультативной психологической практике случаи психических расстройств далеко не редкость. Страх перед психиатрическими учреждениями и стигматизацией, недостаточно критическое отношение к болезненному состоянию, дефицит информации, надежда на легкое и скорое изменение ситуации толкают больных и их родственников на обращение именно к психологу, главной задачей которого в таких случаях становится правильная квалификация состояния клиента и использование своих профессиональных знаний и умений для обеспечения возможности получения больным своевременной специализированной медицинской помощи.

Особенно актуальны при этом базовые знания психолога в области психиатрии, навыки распознавания наиболее распространенных психических заболеваний, умение разграничить, с одной стороны, нормальное своеобразие поведения, переживаний, представлений, личностных особенностей клиента, а с другой – признаки психопатологии.

Настоящее пособие призвано подготовить психолога к решению этих весьма непростых задач. Пособий подобного типа нам отыскать в потоке современной литературы не удалось. Замечательными исключениями, с нашей точки зрения, являются изданные в начале прошлого века монографии: книга О.Бумке «Обычные заблуждения в суждениях о душевно-больных» и недавно переизданная работа П.М.Зиновьева «Душевные болезни в картинах и образах». За минувшее столетие многое изменилось и в поведении психически больных, и в их переживаниях, пересмотрены критерии диагностики, иначе оценивается прогноз течения психических расстройств, однако подходы, использованные указанными авторами, их ориентированность на феноменологию и живой язык описания представляются ценными и сегодня, прежде всего, в развитии умения при наблюдении за человеком и в реальном общении с ним идентифицировать признаки болезненного состояния. Как отмечалось выше, это умение чрезвычайно важно для практикующего психолога, вероятно, более важно, чем знание психиатрических классификаций и специальной психиатрической терминологии.

В настоящем пособии по возможности доступно излагаются основные сведения о патологии психической деятельности человека, однако главный акцент сделан на иллюстрациях форм поведения людей с психическими расстройствами, знание которых позволило бы психологу заподозрить возможность болезненного происхождения «проблем» клиента.

Пособие, безусловно, не может заменить собой полноценные учебники по общей и частной психопатологии. По своей структуре оно близко к ним, однако значительно проще в терминологическом плане, в нем не рассматриваются узко специальные вопросы психиатрической синдромологии, нозологии, дифференциальной диагностики. Пособие призвано, в первую очередь, сориентировать психологов в основных понятиях психиатрии, сформировать способность к распознаванию психических расстройств и выбору адекватной, профессионально ответственной стратегии поведения в подобных ситуациях.

Отбор материала в пособие осуществлялся преимущественно с учетом его полезности и ценности для психологов в их практической деятельности для определения контингента клиентов, нуждающихся в консультации квалифицированного врача-специалиста. Если данное пособие поможет обучающимся осмыслить круг проблем, связанных с оказанием психологической помощи, еще и с этих позиций, автор будет считать свою задачу выполненной.


ГЛАВА 1.


^ ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ДУШЕВНОЙ БОЛЕЗНИ

____________________________________________________________________


Психическое заболевание – это не болезнь личности, головного мозга или тела, это болезнь человека во всех его проявлениях: со стороны телесной сферы, собственно психических процессов, бессознательных побуждений, характера, ценностно-смысловой ориентации и социальных отношений в конкретной этнической и культуральной среде.

Необычность, отличность душевнобольного человека имеет свое представительство в обыденном сознании и, в частности, давно зафиксирована в языке. Так, в русском языке есть слова, характеризующие умственную неполноценность человека («дурак»), измененность всей личности, встречающуюся при сложных психических расстройствах («помешанный»), патологические состояния, связанные с воздействием внешних причин (например, интоксикации) («одурманенный», «одуревший»).

В дальнейшем происходило лишь уточнение, разграничение и выработка формально-научной терминологии для обозначения различных вариантов психической патологии, по сути – признание этих состояний болезненными в критериях и определениях той или иной медицинской школы с соответствующими исторической эпохе социальными последствиями (юридическими, социальными и моральными ограничениями), а также, на более поздних этапах, с использованием принятых психиатрическим сообществом методов лечения.

Фактически эволюция представлений о душевной болезни определяется, с одной стороны, формированием и изменением подходов к определению границы между психической нормой и патологией, а с другой стороны, систематизацией представлений о психических расстройствах, разработкой и уточнением классификаций психических заболеваний, выделением критериев, позволяющих объединять разнообразные проявления психических отклонений в относительно однородные группы.

Изменчивость и значительная социально-историческая обусловленность представлений о грани между психической нормой и патологией и, соответственно, неоднозначность классификаций психических расстройств выявляют фундаментальные проблемы психиатрии. Вопрос о том, что может выступать в качестве непреложного свидетельства болезненности психического состояния человека, и каковы объективные опоры для квалификации особенностей его поведения (мышления, переживаний, отношений) как патологических, весьма сложен. Общепринятыми являются такие ориентиры, как субъективное переживание страдания, нарушение адаптации к социальным условиям, чрезмерное отклонение поведения от среднестатистической нормы (то есть, наиболее представленного в социальной группе).

Следует, однако, отметить, что все указанные подходы имеют существенные недостатки, а потому проблема психической нормы и патологии остается и, вероятно, будет оставаться дискуссионной. Возможность ее однозначного решения существенно ограничивается непостижимой сложностью человека, качественным своеобразием и «нематериальностью» психического, обусловливающими, в том числе, отсутствие единой точки зрения на его природу. Это, однако, не должно наводить на мысль о «беспредметности» психиатрии. Реальность психической болезни, как бы ни понималась ее сущность в разные эпохи, подтверждает весь исторический опыт человечества, хотя признание возможности развития болезни не только в телесной, но и в психической сфере, введение понятия душевной болезни, разграничение психических расстройств и социальной маргинальности – сравнительно недавние достижения науки и общества в целом.

Психиатрия как раздел клинической медицины довольно молода: ее оформление в самостоятельную область медицинской практики приходится на середину XIX века. В своем развитии психиатрия прошла, однако, немалый путь.

На протяжении всей своей истории человечество сталкивалось с душевными расстройствами, о чем свидетельствуют письменные памятники. В папирусе Эбера, например, содержится описание депрессии – это 1900 год до нашей эры. Греческий герой Аякс согласно легенде впал в неистовство и набросился на стадо овец, приняв их за врагов. Иудейский царь Саул мучился от приступов бешенства и тоски с мыслями о самоубийстве. Согласно Библии вавилонский царь Навуходоносор, пораженный безумием, вообразив себя волом, стал ходить на четвереньках и есть траву. В Библии также описывается симуляция психического расстройства юным Давидом, который искал защиты от врагов у филистимлянского царя, притворяясь сумасшедшим. Сумасшествие как чрезвычайное состояние давало сюжеты и для литературы. Вспомним, например, трагедии Шекспира. Тема безумия находит свое отражение в искусстве любой эпохи и продолжает питать собой современное литературное, художественное и кинематографическое творчество.

Одна из наиболее ранних теорий психических расстройств объясняла их происхождение одержимостью злыми духами, и лечение в таком случае состояло в их изгнании. По мнению многих антропологов, люди каменного века иногда делали большие отверстия в черепах своих соплеменников именно с тем, чтобы облегчить выход вселившихся в них духов. В некоторых племенах эта практика прослежена до XII века. Позже духов старались утихомирить музыкой, изгнать с помощью заклинаний или специальных снадобий. Другой подход состоял в том, чтобы заставить духов чувствовать себя некомфортно в теле больного – это достигалось заковыванием больного в цепи, лишением пищи, погружением в ледяную воду.

Однако уже в средние века во время эпидемий чумы существовали альтернативные взгляды на сущность душевного расстройства, а именно, трактовки его как болезненной аномалии. Эти взгляды не обеспечивали более гуманного подхода к безумным, поскольку считалось, что последние не имеют ничего общего с остальным человечеством и никогда не смогут присоединиться к нему. Поэтому единственной задачей «лечения» было устранение больных из общества. Именно для этого в Европе стали организовываться больницы: вплоть до XIX века большинство подобных учреждений не были лечебными, в них помещались преступники, нищие, старики, неизлечимые больные всех видов. Порядки в больницах были варварскими. Мишель Фуко в своей известной работе «История безумия в классическую эпоху» приводит описание парижского госпиталя Сальпетриер конца XVIII века: «Безумные женщины в припадке буйства посажены на цепь, словно собаки, у дверей своих камер; от надзирательниц и посетителей их отделяет длинный коридор, огороженный железной решеткой; через решетку им просовывают пищу и солому, на которой они спят; окружающие их нечистоты частично удаляют граблями». Некоторые больницы устраивали осмотры больных праздной публикой, уподобляясь зоопаркам. В лондонской больнице Бедлам пациентов выставляли напоказ всем любопытствующим, готовым заплатить положенный пени за вход. В 1814 году таких посещений было около 96 тысяч.

Нельзя не отдать должное французскому врачу Филиппу Пинелю, возглавившему в 1793 году систему парижских госпиталей и на волне Великой французской революции призвавшему снять с больных цепи и кандалы, несмотря на протест революционного правительства. Пинель и другие реформаторы озвучили важную мысль: сумасшествие – болезнь. Эта идея перечеркивала собой существующие представления и требовала замены тюремного заключения больных уходом и лечением.

Признание сумасшествия заболеванием делало актуальным вопрос о его причинах и способах лечения. Уже на заре развития психиатрии сформировались и развивались два основных направления в объяснении происхождения психических болезней – соматогенное и психогенное. Соматогенная теория рассматривала в качестве причин психической патологии специфические изменения в функционировании организма или отдельных органов (например, эндокринной системы, головного мозга), тогда как в рамках психогенного подхода психическое объяснялось через само себя: предполагалось, что психические расстройства имеют психические же причины.

В пользу соматогенного подхода свидетельствовали успехи в изучении таких заболеваний, как прогрессивный паралич (последствия сифилиса), синдром Корсакова (следствие хронического алкоголизма), деменция (атрофия клеток коры головного мозга). Убедительным подтверждением связи соматического и психического также служили результаты исследований головного мозга и роли его отдельных зон и структур в обеспечении психической деятельности человека. Эти работы положили начало самостоятельным направлениям научных исследований и клинической практики – нейропсихиатрии и нейропсихологии.

Несмотря, однако, на достижения естественных наук конца XIX века оставался открытым вопрос о том, являются ли соматические нарушения причиной любой психической патологии. Было очевидно, что соматогенная теория не способна объяснить этиологию всех душевных болезней. Ярким примером, свидетельствующим в пользу психогенной теории, было истерическое расстройство. При истерии наблюдались симптомы, сходные с органическими, однако лишь имитирующие их и не имеющие под собой реальной соматической основы в виде, например, поражений нервной системы или внутренних органов. Так, паралич конечностей исчезал при погружении больного в гипнотическое состояние. Попытки лечения истерии позволяли предположить, что ее симптомы связаны с негативными переживаниями, внутренними конфликтами и психотравмирующим опытом больных. Так оформлялось учение о психогенных заболеваниях и пограничных психических расстройствах.

Критерии пограничных расстройств, определившие область так называемой «малой психиатрии» (в противоположность «большой», занимающейся психозами), с момента их обозначения и до наших дней остаются скорее нечеткими. Эти расстройства вызывают наибольшие трудности в отграничении их от ситуативных негативных переживаний и характерологических особенностей психически здоровых людей. Именно поэтому, вероятно, пограничные нарушения и общечеловеческие психологические проблемы нередко ошибочно отождествляются. В обоих случаях речь обычно идет о реакции личности на психотравмирующие события при отсутствии явных нарушений психической интеграции. И все же признание специалистами пограничных расстройств болезненными было неслучайным: вследствие многообразия соматических симптомов и трудностей дифференциальной диагностики адекватная помощь соответствующей категории больных может быть оказана лишь при ведущей роли врачей-психотерапевтов.

Центральное место в структуре пограничных расстройств занимают неврозы. Представления об их сущности и причинах на протяжении всей истории психиатрии претерпевали многочисленные изменения. О существовании психических расстройств, не сопровождающихся грубыми нарушениями мышления, поведения и социальной адаптации человека, известно уже давно. Еще в 1540 г. французский врач и естествоиспытатель Жан Фернель утверждал, что нервность зависит от неких паров, поднимающихся от измененного в своем составе семени или менструальной крови и своим присутствием влияющих на самочувствие человека. Несколько позже знаменитый английский врач Томас Сиденгам дал описание истерии, которую назвал «протеем» за изменчивость форм и проявлений. Истерию и ипохондрию он сводил к изменениям крови, приводящим к атаксии (нарушению движения) жизненных духов. Теории паров и атаксии господствовали в объяснении пограничных расстройств до конца XVIII века.

В 1775 году шотландский врач и естествоиспытатель Роберт Витт предпринял попытку выделить из числа болезней, приписывающихся парам, простую нервность, ипохондрическое и истерическое расстройства в качестве специфических заболеваний нервной системы. Год спустя швейцарский врач, анатом и физиолог Альбрехт Галлер в «Медицинском руководстве» впервые при описании этой группы болезней употребил термин невроз, которым он обозначил «те расстройства, которые зависят не от местного поражения самого органа, а от более общего страдания, от которого зависят все вообще движения». В соответствии с таким определением к неврозам были отнесены все заболевания периферических нервов, спинного и головного мозга. Вплоть до середины XIX века неврозы являлись обобщающим названием для большой группы нервных болезней. Достаточно перечислить такие патологические расстройства, как глухота, слепота, паралич, рвота, спазм, столбняк, хорея, эпилепсия, меланхолия, мигрень и т.п.

Особое место в историческом развитии понимания пограничных состояний, прежде всего неврозов, принадлежит исследованию «нервной слабости» (неврастении). Принято считать, что неврастению как самостоятельную нозологическую форму впервые в 1880 году описал американский невропатолог Джордж Бирд. Он выдел характерные психические и физические симптомы неврастении и связывал ее развитие с умственным перенапряжением, вызывающим раздражительную слабость или нервное истощение (собственно, стержневые признаки неврастении, ее ядро). В дальнейшем, уже в начале XX века в работах Ж.-М.Шарко, П.Жане, П.Дюбуа, Ю.Коха подробное описание и клиническую характеристику получили и другие формы неврозов.

В целом, конец XIX – начало XX веков – период появления целого ряда фундаментальных трудов по психиатрии. К этому периоду относятся наиболее значительные работы в исследовании шизофрении Эмиля Крепелина и Эйгена Блейлера. Разрабатывается учение о психопатиях – «уродливо странной личности», «аномалиях характера» и т.д. В трудах выдающихся отечественных и зарубежных ученых В.Х.Кандинского, В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова, П.Б.Ганнушкина, Ю.Коха, Э.Крепелина, Э.Кречмера излагаются разные подходы к систематике психопатий, рассматривается их статика и динамика, анализируются причины и предрасполагающие условия развития патологического характера. Фактически, рубеж XIX-XX веков можно назвать классической эпохой психиатрии, соединившей в себе естественнонаучные идеалы объективности и точности с подлинным интересом к внутреннему миру человека, сочувственным и уважительным отношением к душевному страданию.

Современная психиатрия во многом опирается на достижения классиков: их работы благодаря глубине, систематичности и тонкости анализа не потеряли свою актуальность и выступают в качестве общепризнанного эталона клинического мышления. Дальнейшее развитие психиатрии было связано главным образом с уточнением критериев разграничения и разработкой формальных классификаций психических расстройств, совершенствованием методов лечения психических заболеваний и организации психиатрической помощи.

Сегодня психиатрия – самостоятельная отрасль клинической медицины, занимающаяся изучение проявлений, причин и механизмов психических болезней, их распознаванием, лечением и предупреждением. Психиатрия обладает своим понятийным аппаратом, своими методами, специальным профессиональным языком. Предметом ее изучения является широкий круг психических расстройств. Для их квалификации в практике используются единые классификационные системы, разрабатываемые и периодические пересматриваемые психиатрическим сообществом с учетом клинического опыта экспертов и результатов эмпирических исследований: Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (четвертое издание) Американской психиатрической ассоциации (DSM-IV).

Диагностика психических заболеваний представляет собой сложную и чрезвычайно ответственную задачу. Клиническое обследование лиц, состояние которых позволяет предположить душевную болезнь, часто бывает весьма трудоемким, в ряде случаев требует привлечения и экспертных заключений специалистов других направлений, в том числе клинических психологов, которым отводится важная роль в решении вопросов дифференциальной диагностики. Следует также отметить, что клиническая картина очевидного психического расстройства не всегда укладывается в принятые диагностические критерии, нередким является атипичное течение известных заболеваний, у каждого больного соотношение и проявление разных симптомов весьма индивидуально: все это определяет большое значение клинического опыта в профессиональном становлении врача-психиатра.

Вместе с тем, несмотря на всю неоднозначность подходов к классификации и диагностике отдельных психических заболеваний, за полтора столетия своего развития как науки и отрасли медицинской практики психиатрия выработала основополагающие и вполне надежные методы распознавания душевных болезней: подробно и систематично описаны проявления нарушений психической деятельности, психопатологические синдромы и психические заболевания.

Основам общей и частной психопатологии посвящены последующие главы пособия. В них содержится информация, необходимая (и, возможно, достаточная) для того, чтобы подготовить психолога к решению задачи идентификации психического расстройства у обратившегося за помощью человека. Эти знания являются неотъемлемой частью профессионально-психологической компетентности, точно так же, как знания, умения и навыки в области психологии и те личные качества, которые связаны с высокой восприимчивостью к своеобразию поведения и внутреннего мира человека, личностной, интеллектуальной и моральной зрелостью.


ГЛАВА 2.


^ СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ

________________________________________________________________


Причудливое, странное поведение, необычные переживания, особенности отношения к себе, к близким, к окружающему миру могут быть не только проявлениями индивидуальности человека, но и признаками психического заболевания. Однако грань между нормой и патологией, как уже неоднократно подчеркивалось, трудноопределима, и здесь специалисту часто приходится опираться на субъективную оценку степени адекватности поведения и реакций человека.

У здорового человека психические функции могут изменяться в своих качественных и количественных проявлениях по целому ряду причин (утомление, алкогольное опьянение, эмоциональное напряжение и т.п.): состояние усталости часто сопровождается раздражительностью, при недосыпании нарушается умственная работоспособность, многим знакомы чувства уже виденного – слышанного. Вместе с тем динамика интенсивности и модальности субъективных переживаний и их объективных проявлений в поведении остается в границах известной нормы реакции. О патологическом расстройстве следует думать тогда, когда интенсивность и модальность переживаний выходят за эти границы, и переживания утрачивают свой реактивный характер, становятся не адекватными вызвавшим их причинам.

Адекватность, безусловно, неоднозначное понятие, при ее оценке ориентирами могут служить лишь субъективный опыт и явные либо неявные социальные нормы. Однако часто при решении вопроса о степени соответствия реакций человека преобладающим в обществе вариантам поведения эти ориентиры оказываются весьма надежными. Так, всем нам известно чувство грусти при расставании с близкими или утрате объекта привязанности, однако повседневность вынуждает вернуться к реальности: переживания изменяются, теряют свою напряженность и остроту, постепенно угасают. Другое дело при заболевании: чувство тоски или печали, даже если оно связано по времени с реальными травмирующими событиями, приобретает иной масштаб, заполняя и окрашивая собою всю внутреннюю жизнь человека, омрачая его мысли, представления и воспоминания.

Точно так же в норме могут возникать иллюзии. Попадая в пугающие обстоятельства, человек склонен приписывать звукам, шорохам, теням определенные значения. При этом, однако, сохраняется способность критически корректировать свое восприятие. Теперь представьте, как чувствует себя душевнобольной, когда эти процессы выходят из-под сознательного контроля, а страхи, видения, необычные мысли и переживания заполняют все его существо и определяют его поведение.

Психологически понятная связь переживаний с ситуацией – достаточно надежный критерий различения психологического и патологического регистров реагирования. Однако оценка этой понятности возможна лишь при осведомленности о возможных нарушениях связей переживаний. Опыт показывает, что при недостаточном знании психопатологии болезненно измененному поведению человека быстро находится «разумное» объяснение, причем не только у близких, но и у специалистов, оказывающих помощь.

Психопатология – медицинская дисциплина, изучающая, описывающая и систематизирующая проявления психических болезней, – традиционно, как и другие медицинские дисциплины, оперирует понятиями симптомов и синдромов.

Под симптомом понимается «статистически значимое отклонение того или иного показателя жизнедеятельности организма от его нормальных значений или возникновение нового, не свойственного здоровому организму явления». Психопатологические симптомы – это элементарные расстройства психических функций, которые в своих специфических сочетаниях составляют суть синдрома. Симптом, таким образом, является элементарным знаком болезненного процесса.

В силу исторической традиции и в дидактических целях в психопатологии используется классификация психических процессов, заимствованная из психологии. Соответственно, анализ нарушений психической деятельности начинается с оценки ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли человека. Естественно, такая классификация по психическим функциям не в полной мере отражает действительное положение дел, однако ее применение позволяет не только описывать, но и систематизировать наблюдаемые психические нарушения, выделяя характерные совокупности симптомов.

Симптомы могут означать выпадение некоторых психических функций или исчезновение некоторых свойств, тогда они относятся к негативным (например, апатия, интеллектуальный дефицит). Симптомы же, означающие появление новых функций или свойств функционирования психики относятся к позитивным (например, бред, галлюцинации). Следует отметить, что проблема «позитивных» и «негативных» симптомов и синдромов сводится к проблемам общей патологии: разрушения и реакции организма на разрушение.

Синдром – «биологическая функциональная структура, состоящая из определенным образом связанных между собой симптомов, одновременно проявляющихся и повторяющихся». По образному выражению, «синдром – это совместный бег симптомов». Он отражает системные нарушения, обусловливающие наблюдаемое расстройство, поэтому симптоматическое наполнение синдрома и его изменения во времени – важные дифференциально-диагностические и прогностические признаки в психопатологии.

Если использовать метафору, то симптом следует представить как слово, в то время как синдром – это уже целый текст, доступный прочтению специалиста. Например, совокупность таких симптомов в соматической патологии, как желтизна кожи и склер, обесцвечивание кала, потемнение мочи, характерные изменения лабораторных показателей составляет синдром желтухи, причинами которой могут быть инфекционное заболевание, закупорка желчных протоков камнем или паразитами, нарушение пигментного обмена. Указанные патологические процессы будут проявляться различными сочетаниями симптомов, составляющих собственно синдром желтухи. Именно сочетание симптомов в их качественных и количественных (интенсивность, выраженность) особенностях позволяет судить о характере болезненного процесса, означаемого синдромом желтухи.

Как и психопатологические симптомы, психопатологические синдромы делятся на позитивные (продуктивные) и негативные (дефицитарные), проявляющиеся преимущественно в развитии новых, не характерных для нормальной психики явлений, или, наоборот, в выпадении отдельных психических функций, их существенном ослаблении, исчезновении отдельных свойств нормальной психики.

____________________________________________________________________

В клинической синдромологии выделяют уровни (круги) позитивных и негативных синдромов, последовательность которых соответствует нарастанию степени тяжести нарушения психической деятельности (А.В. Снежневский):

Уровни позитивных синдромов:

    1. эмоционально-гиперестетические, астенические расстройства

    2. аффективные синдромы

    3. невротические синдромы и синдромы деперсонализации

    4. паранойяльные синдромы и галлюцинозы

    5. галлюцинаторно-параноидные, парафренные и кататонические синдромы

    6. помрачения сознания

    7. парамнезии

    8. судорожные синдромы

    9. психоорганические синдромы

Уровни негативных синдромов:

  1. истощаемость психической деятельности

  2. субъективно осознаваемая измененность

  3. объективно определяемые изменения личности

  4. дисгармония личности, включающая шизоидизацию

  5. снижение энергетического потенциала

  6. снижение уровня личности

  7. регресс личности

  8. амнестические расстройства

  9. тотальное слабоумие

  10. психический маразм

____________________________________________________________________

В психопатологии накоплен большой эмпирический материал, касающийся прогностического значения различных симптомов и синдромов, и хотя патологические механизмы, определяющие появление того или иного симптома, до сих пор не всегда ясны, констатация того или иного симптома определяет направление диагностического процесса. А диагноз – идентифицированное заболевание – в медицинской практике есть, по существу, свернутое описание патологического процесса, его течения, прогноза и лечения.

Заболевание, в том числе психическое, – это целостный процесс, характеризующийся специфической клинической картиной (совокупностью существенных проявлений), определенными причинами, патогенезом, характером протекания, прогнозом. В зависимости от рода заболевания, определяемого его этиологической принадлежностью, выделяют следующие группы психических расстройств:

  • Эндогенные – хромосомные, наследственные или с наследственным предрасположением болезни, патогенез которых обусловлен в основном изначально внутренними механизмами, сформированными генетически (например, шизофрения).

  • Экзогенные – расстройства, при которых этиологический фактор, действуя из внешней среды, при взаимодействии с организмом вызывает его повреждения, формирующие патогенез болезни и ее клинику (например, психические нарушения вследствие травмы головного мозга).

  • Психогенные – расстройства, при которых этиологическим фактором выступает микросоциальный конфликт, психотравма – взаимодействие личности с неприемлемой для нее ситуацией, нарушение значимых отношений (например, неврозы).

  • Соматогенные (симптоматические) расстройства, при которых причиной психического расстройства является первично нецеребральное соматическое страдание, изменяющее внутреннюю среду организма так, что уже эта измененная среда становится патогенной для функционирующего мозга и вызывает разнообразные нарушения его деятельности. Например, гипогликемия при сахарном диабете может приводить к выключению сознания.




генез (этиология):

  • эндогенное

  • экзогенное

  • психогенное

  • соматогенное




течение

(динамика, прогноз):

  • процессуальное

  • циркулярное

  • реактивное

  • эпизод

  • течение по типу развития




^ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ

клиническая картина

синдромы

ведущий синдром

синдромы

позитивные

негативные

позитивный

негативный

позитивные

негативные

симптомы

симптомы

симптомы

симптомы

симптомы

симптомы

симптомы

симптомы


По степени и глубине нарушения психической деятельности все психические расстройства делятся на:

  • психотические

  • непсихотические.

Психотические расстройства (психозы) характеризуются:

  • Грубой дезинтеграцией психики – неадекватностью психических реакций и отражения событий, ситуаций, явлений действительности. Наиболее грубой дезинтеграции психической деятельности соответствует ряд симптомов, так называемые формальные признаки психоза ­– галлюцинации, бред – однако разделение на психотический и непсихотический уровень в большей степени имеет четкую синдромальную ориентацию – к психотическим относят параноидный, онейроидный и иные синдромы.

  • Существенным снижением критики (некритичностью) – невозможностью осмысления происходящего, реальной ситуации и своего места в ней, прогнозирования ее развития, в том числе в связи с собственными действиями. Больной не осознает свои болезненные ошибки и наклонности, несоответствие поведения общепринятым нормам.

  • Существенным ограничением способности произвольно руководить собой, своими действиями, памятью, вниманием, мышлением, поведением исходя из личностных реальных потребностей, мотивов, оценки ситуаций, своей морали, жизненных ценностей, направленности личности. При этом возникает неадекватная реакция на события, ситуации, предметы, людей, а также на самого себя.

К психотическим расстройствам относят следующие синдромы:

  • ^ Позитивные синдромы: аффективные (маниакальные и депрессивные) расстройства высокой степени тяжести, паранойяльные расстройства, галлюцинозы, галлюцинаторно-параноидные, парафренные и кататонические синдромы, помрачения сознания, парамнезии, судорожные синдромы.

  • ^ Негативные синдромы: тяжелые степени умственной отсталости, выраженный регресс личности, амнестические расстройства, глубокое слабоумие и психический маразм.

Остальные варианты психической патологии не оказывают тотально ограничительного влияния на способность человека адаптироваться к окружающей действительности, контролировать свое поведение, критически относиться к болезненным явлениям собственной психики. Эти расстройства относят к непсихотическим.

^ Непсихотические расстройства характеризуются:

    • Адекватностью психических реакций реальности по содержанию, однако часто неадекватной по интенсивности и частоте, так что поводом для реакции становятся незначащие или малозначащие ситуации, а сами реакции оказываются чрезмерно интенсивными или продолжительными.

    • Сохранением критичности, но нередко, однако, утрированной, сенситивно заостренной.

    • Частичным ограничением способности регулировать свое поведение в соответствии с требованиями конкретных обстоятельств, ситуационной зависимостью психопатологических проявлений.

Все психические расстройства, являясь биосоциальными, обусловливают определенные медицинские задачи и имеют социальные последствия. При психотических и при непсихотических расстройствах медицинские задачи совпадают: это диагностика, динамическое наблюдение, разработка тактики и реализация лечения, реабилитация. Социальные же последствия психотических и непсихотических расстройства различаются. Больные с психотическими расстройствами частично ограничиваются в своих социальных правах: при психозе возможно применение недобровольного освидетельствования, госпитализации и диспансеризации, вынесение заключения о невменяемости и недееспособности и т. п.

Распознавание психических расстройств как психотического, так и непсихотического уровня начинается с выявления патологических знаков, проявлений психического неблагополучия в познавательной, эмоциональной, волевой сферах, в поведении в целом.


^ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

Наиболее частой профессиональной ошибкой в практической деятельности психолога является сосредоточение внимания лишь на содержании высказываний клиента. При таком подходе из поля зрения может выпадать множество знаков болезненного расстройства – психопатологических симптомов, совокупность которых представляет психопатологический синдром. Эти знаки следует уметь прочитывать не только и не столько в содержании высказываний больного, сколько во всей динамической картине его поведения в ситуации взаимодействия. Ниже приводятся описания психопатологических симптомов, наиболее часто встречающихся в деятельности практикующего психолога. Как отмечалось выше, классификация психопатологических симптомов в психиатрии строится на основе известной классификации психических процессов, при этом традиционно особое внимание уделяется познавательной сфере, то есть, таким процессам, как ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, речь.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Психические расстройства в практике психолога icon Лекция VI. Специфические психические расстройства в подростковом возрасте (продолжение). Ипохондрические

Психические расстройства в практике психолога icon Класс V психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)

Психические расстройства в практике психолога icon Психические расстройства и расстройства поведения (F00 F99)

Психические расстройства в практике психолога icon Здоровьесберегающие технологии в практике школьного психолога

Психические расстройства в практике психолога icon Экзогенные психические расстройства

Психические расстройства в практике психолога icon Психические расстройства в детском возрасте

Психические расстройства в практике психолога icon Психические расстройства у больных эпилепсией юношеского возраста

Психические расстройства в практике психолога icon Психические расстройства при черепно-мозговых травмах

Психические расстройства в практике психолога icon Юрий Анатольевич Александровский Пограничные психические расстройства

Психические расстройства в практике психолога icon Психические расстройства, вызванные стрессом и психотравмами (реактивные состояния)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы