|
Скачать 120.8 Kb.
|
Содержание
Гуманистическая психологияПсихические явления Восприятие и осмысление |
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Преподаватель: Ольга Васильевна Сачук Психология, как наука. Предмет, Объект, основные задачи и категории. Психология – наука, изучающая мир субъективных (душевных) явлений и состояний, осознаваемых или неосознаваемых человеком. Психология – наука, изучающая законы психической деятельности человека или группы людей. Объектом изучения психологии является личность или группа людей. Предмет психологии – психика индивида или психология группы. Изучает отдельные факты психической деятельности человека, раскрывает механизмы основы психических процессов, психические явления. Ѱ’ – психлогические процессы Ѱ – психические процессы Ѱ познавательные процессы: Эмоционально-волевая чувствительность:
Ѱ свойства:
Ѱ состояния:
Ѱ образования:
ПЕДАГОГИКА – состоит из пяти основных блоков:
Пирамида потребностей по Маслоу: ![]() Задачи психологии:
Выделение науки, как психологии, как науки произошло в 1879г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом – создает первую экспериментальную лабораторию. Некоторые школы и направления: Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон. Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1910 году. Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и по экспериментальным данным В. М. Лившица составляют 120 бит / чел. час. Когнитивный процесс подчиняется гносеологическому принципу А. Н. Колмогорова и имеет волновую форму в нелинейных средах. ^ — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации. Фрейдизм - История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Несколько ранее Фрейд столкнулся с тем фактом, что часть умственных процессов не осознавалась им как результат его неврологических консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Позже в 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Жана Мартена Шарко, оказавшего на него сильное влияние. Шарко обратил внимание на то, что его пациентки часто страдали такими соматическими заболеваниями, как параличи, слепота, опухоли, не имея при этом никаких характерных в таких случаях органических нарушений. До работы Шарко считалось, что женщины с истерическими признаками имели блуждающую матку (hystera по-гречески означает «матка»), но Фрейд установил, что у мужчин тоже могли возникать подобные психосоматические симптомы. Фрейд также ознакомился с экспериментами в области лечения истерии, проводимыми его наставником и коллегой Йозефом Брейером. Это лечение представляло собой сочетание гипноза и катарсиса, и позднее подобные этому методу процессы разрядки эмоций получили название «абреакция». Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались. В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений. Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией, а в настоящее время известно как конверсионный синдром. Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания). В ранних работах Фрейда (до 1920 г.) в качестве источника неврозов рассматривается конфликт бессознательного (которое руководствуется «принципом удовольствия») и сознания, которое стремится к самосохранению («принцип реальности»). Впоследствии основное внимание сосредотачивается на конфликте внутри психической инстанции, руководствующейся принципом реальности. В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента — «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Суперэго). «Оно» представляет бессознательные влечения, «Я» — принцип реальности. «Сверх-Я» формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины. Большая часть современных психоаналитиков признает подавленную сексуальность источником всех психических расстройств.[источник не указан 851 день]. Введенное Фрейдом понятие бессознательного, метод проработки скрытых причин симптомов и «экономическое» рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современного психоанализа, психотерапии и теорий личности. Идея о том, что произведения искусства могут рассматриваться как результат невротических переживаний их создателя и проявление глубинного бессознательного, оказала огромное влияние на культуру XX века. Теории Фрейда и используемые им способы лечения вызвали полемику в Вене в XX веке и до сих пор остаются предметом горячих споров. Идеи Фрейда часто обсуждаются и анализируются в литературных и философских работах в дополнение к продолжающимся дискуссиям в научных и медицинских трудах. Его часто и закономерно называют «отцом психоанализа». Основой современной Российской психологии является закономерным осмыслением теории отражения. ^ Психические явления – это то, на что реагирует человек при взаимодействии с жизнью. Психические процессы – это отражение человеком реальной жизни, это ощущения и восприятие. Ощущение – это процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на наши органы чувств. Ощущение – это самая первая форма реакции на окружающий мир, реакция на раздражитель. Виды ощущений:
Общая характеристика ощущений:
Свойства ощущений:
Восприятие: Процесс отражения сознанием человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом. Виды восприятия:
Свойства восприятия:
Представление – процесс воссоздания или воспроизведения образа тех объектов и явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Функции представления:
Общее представление характеристики:
Воображение – это процесс воссоздания новых представлений на основе имеющегося опыта. Виды воображения:
Типы воображения:
Внимание – избирательная направленность сознания на определенные объекты и предметы окружающей действительности. Виды внимания:
Факторы, способствующие привлечения внимания:
Свойства внимания:
Мышление – высший познавательный психический процесс, процесс выделения сложных связей и отношений между объектами и предметами окружающей действительности. Особенности мышления:
Характеристика мышления:
Способы мышления;
Виды мышления; Виды протекания:
По характеру:
По степени развернутости:
По степене новизны:
Память – это процесс запечатления сохранения и последующего узнавания и воспроизведения информации. Основные процессы памяти:
Классификация основных видов памяти:
Речь – это процесс индивидуального использование языка в целях коммуникации (как органа и как кодового значения единицы слова). Функции речи:
Характеристика речи:
Особенности речи:
Виды речи:
|