|
Скачать 0.98 Mb.
|
разобраться с текстами, отмеченными как: ---- вопрос начало ---- вопрос конец Делать таблицы: на стр. 21, 23, 49 – 51, 57, (Заголовки таблиц – образец: ) Попытаться заменить пробелы: до и после курсива – двумя пробелами, после курсива перед знаками препинания – одним до и после разрядки и курсива в разрядку - тремя Примечания – образец: 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с, 257. (Все ссылки на работы В. И. Ленина даны по этому изданию) Курсив сделан на стр. 8 – 10 образец - закономерностям Курсив в разрядку – только в "Аксидентная ситуация" образец - мышление Разрядка – только в нескольких словах; образец – мышление Все три – ещё и в "Группа" – "Д" (Позже добавить пробел или две перед текстом с таким форматом; это разрядка без пробелов меду буквами и пробелы перед каждой не добавятся) Буквы – все; образец: БСинонимы выделить синим и на размер меньше Само слово "синоним" – тёмно-синим; образец - Синоним – активизирование Иностранные слова (и их переводы) проверить и выделить коричнево-зелёным; образец - accentus Страницы – все (номера и содержание); образец – просто жирный шрифт Абзацы между статьями – после 48 стр. ^ КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ Издание второе, переработанное и дополненное Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для учебных заведений профессионально-технического образования ![]() ![]() ![]() 30 коп. Словарь содержит 1192 наиболее теоретически существенных и практически чаще всего используемых психологических термина. Их определения сформулированы как единая система иерархически соподчиненных понятий, поэтому словарь помогает понять систему объективно существующих психических феноменов. Издание снабжено схемами. Учебное пособие предназначено инженерно-педагогическим работникам системы профтехобразования, учащимся профтехучилищ и индустриально-педагогических техникумов, а также может быть полезно широкому кругу читателей 3 ПРЕДИСЛОВИЕ До первого издания данного словаря (1981) на русском языке были выпущены следующие психологические словари: - Психологический словарь (Сост. Б. Е. Варшава, Л. С. Выготский), М., 1931 - Краткий психологический словарь-хрестоматия (Сост. Б. М. Петров, ред. К. К. Платонов), М., 1974 Затем были изданы: - Психологический словарь (Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, А. М. Матюшкина, А. В. Петровского), М., 1983 Данный словарь в отличие от других излагает систему психологических понятий, которая теоретически обоснована в монографии автора "Система психологии и теория отражения" (М., 1982), в статье "Системные качества психических явлений" ("Психологический журнал", 1982, № 2) и в ряде других статей. Кроме того, все определения психологических понятий даны в соответствии с требованиями, исходя из следующих положений Психология, как любая наука, - это система теорий и методов их применения и уточнения; теория - это система понятий. А "...в понятиях человека своеобразно (это NB: своеобразно и диалектически!!) отражается природа" 1 , - писал В.И.Ленин. Потому система психологических понятий помогает познать систему психических явлений и структуру каждого из них. В этом и основная цель данного словаря "Каждое понятие находится в известном отношении, в известной связи со всеми остальными" 2 , - подчеркивал В. И. Ленин. Поэтому словарь показывает связи психологических понятий в их системе Понятия выражаются словами, и, произнося их, люди обмениваются понятиями. Есть несколько родов слов, по-разному обеспечивающих обмен научными понятиями: - обыденные слова разговорной речи, которые повседневная практика сделала достаточно (хотя и не всегда) единопонимаемыми; без них наука обойтись не может, но не они составляют ее язык; - омонимы - слова, которые звучат одинаково, но выражают разные понятия (напр., ключ от замка и родник; слабый учащийся - физически и по успеваемости); в науке они всегда требуют уточнения в контексте; 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с, 257. (Все ссылки на работы В. И. Ленина даны по этому изданию) 2 Там же, с. 179 4 - синонимы - разные слова, выражающие одно понятие (напр., ключ и родник, мышление и интеллект в понимании некоторых); в науке их следует избегать или четко определять различие; - образные выражения (напр., липкое внимание), которые не всегда поддаются точному определению; - термины - научные определения понятий и потому включенные в систему языка науки "Что значит дать "определение"? Это значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое" 1 , - напоминал В. И. Ленин В данном словаре термины, выражающие более широкое психологическое понятие, выделены разрядкой < У нас они также даны тёмно-синим цветом> Но определение и даже подробное объяснение должны удовлетворять и второму, требованию, сформулированному К. Марксом: "...объяснение, в котором нет указания на differentia specifica 2, не есть объяснение" 3 В словаре, если в указание специфических различий определяемого слова включены психологические понятия, они также выделяются шрифтом, но иначе – курсивом в разрядку < То же > Описание определяемого слова обычно содержит психологические понятия, с ним связанные или ему подчиненные; они выделены курсивом < то же > Психологические понятия (и соответствующие им термины) имеют свою иерархию, входящую в общую иерархию научных понятий. Наиболее широкие - это понятия, являющиеся общефилософскими категориями. Для психологии, как и для других наук, все они: материя, движение, время, пространство, количество, качество, противоречие, причинность, необходимость, случайность, форма, содержание, возможность, действительность, активность, внутреннее, внешнее и т. д. - имеют методологическое значение. Их определения надо искать в Философском энциклопедическом словаре (М., 1983) Данный словарь, предназначенный для инженерно-педагогических работников системы профессионально-технического образования, согласован с научно-методической литературой, издаваемой для этой системы 4 , и содержит определения слов, которые встречаются в психологической литературе. Поэтому в него включены не только слова, входящие в систему психологических понятий, но и ряд слов языка психологической науки. 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 149 2 differentia specifica – специфическое различие 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 229. (Все ссылки на работы К. Маркса и Ф. Энгельса даны по этому изданию) 4 См.: Платонов К.К., Голубев Г. Г., Психология: Учебник для индустр. - пед. техникумов. М., 1973; Платонов К.К., Голубев Г. Г., Психология: Учеб. пособие для повышения квалификации инж. -пед. работников. М., 1977; ^ пути самостоятельной работы по усвоению системы основных психологических понятий. М., 1983; Казаков В. Г., Мацегорина Н. В. рекомендации к курсу "Психология" для институтов повышения квалификации. М., 1984, и др. 5 Чтобы глубже разобраться в любом психологическом понятии, словарем следует пользоваться так: - найти по алфавиту нужное слово и прочитать его определение; - найти слово, выделенное р а з р я д к о й , под которое подводится определяемое, и также прочитать его (иными словами, разобраться в субординации определяемого и более широкого понятий); - подниматься по иерархической лестнице понятий до слов взаимодействие, отражение или категория; - после этого, вернувшись к нужному слову, найти психологические термины, выделенные к у р с и в о м в р а з р я д к у или курсивом, и прочитать их описания (иными словами, разобраться в координации определяемого понятия с другими, наиболее тесно связанными с ним в "гнездо понятий") Ряд терминов, как заглавные слова, содержит понятия, имеющие определения в словаре; эти определения рекомендуется прочитать раньше. Примером могут служить термины: законы развития навыков, атрибуты личности Кроме того, надо напомнить значение двух филологических терминов, используемых в словаре: - аббревиатура - принятое сокращение термина, состоящего из нескольких слов (напр., высшая нервная деятельность - ВНД); - эллипсис - допускаемое опущение слова, напр. прилагательного, уточняющего термин, если он приведен в контексте, уже содержащем это уточнение (отражение - вместо психическое отражение в тексте о психологии или направленность вместо направленность личности) Излагаемая в словаре система понятий отражает современное состояние психологической науки, которая продолжает развиваться, уточнять свой предмет и систему категорий "Дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах..." 1 , - указывал В. И. Ленин. Поэтому, естественно, нет оснований отрицать возможность построения и других систем психологических дефиниций 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 216 Автор 6 |
![]() |
Словарь профессий |
![]() |
Терминологический словарь |
![]() |
Список литературы для самостоятельной работы студентов 3 курса 5 семестра на 2011-2012 Реферат: Терапевтическая стоматология – основная стоматологическая дисциплина. История и основание.... |
![]() |
Словарь терминов и понятий |
![]() |
Латинско – русский словарь |
![]() |
Словарь медицинских терминов (к-р) |
![]() |
Словарь медицинских терминов (а-й) |
![]() |
Словарь биологических терминов |
![]() |
Словарь родителей детей-инвалидов |
![]() |
Русско белорусский медицинский словарь |