|
Скачать 61.01 Kb.
|
Содержание
Упражнения на простейшие умозаключенияСкорый поезд отошёл от станции Рекомендации по развитию мышления и речи |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в школьном возрасте словесно-логического мышления, которое имеет следующие особенности:
Характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности являются у 6-7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников ещё преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста. Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников и младших школьников в условиях речевой патологии. Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция). Педагог или родитель должен выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Затем необходимо переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к успешному обучению в школе. Таким образом, взрослые, играя с дошкольником или младшим школьником, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству. Характерно, что проведение игр не требует никаких специальных условий. Играть с ребёнком взрослый может, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, по дороге в школу и даже в ванной комнате. При решении интеллектуальных задач ребёнку потребуется подсказка, совет родителя или педагога. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогут ребёнку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей. Если взрослый сконцентрируется на точности, чёткости и полноте всех формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления – речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие. ^ с опорой на словесное описание
*Люда не старше Гали. Галя не старше Люды. Кто из них моложе? *Саша выше Димы, а Дима выше Светы. Кто выше – Саша или Света? *Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама? *Саша выше ростом Миши, а Миша ниже Серёжи. Назови имя самого высокого мальчика. *Алёша тяжелее Коли, а Коля тяжелее Андрея. Кто легче – Алёша или Андрей? *5 девочек получили 7 яблок. Каждая девочка получила, по крайней мере, одно яблоко. Получила ли какая-нибудь девочка 4 яблока? Почему?
*Лена живёт на четвёртом или пятом этаже. Лена не живёт на пятом этаже. На каком этаже живёт Лена? *Все дети нашего двора коллекционируют марки или открытки. Мой брат не коллекционирует открытки. Что коллекционирует мой брат? *В выходной день наш класс ходил в кино или в зоопарк. Наш класс не ходил в кино. Какой вывод правильный? Наш класс ходил в зоопарк. Наш класс не ходил в зоопарк.
*Все ученики 5 «А» класса – спортсмены. Саша учится в 5 «Б» классе. Выбери правильный ответ: Саша - спортсмен. Саша – не спортсмен. *Все растения обладают свойствами питаться, расти, погибать. Дерево – это растение. Какими свойствами обладают деревья? *Все названия рек пишутся с большой буквы. Волга – это река. С какой буквы пишется это слово? *Все хоккеисты хорошо катаются на коньках. Серёжа плохо катается на коньках. Выбери правильный ответ: а) Некоторые хоккеисты плохо катаются на коньках. б) Серёжа – хоккеист. в) Некоторые мальчики хорошо катаются на коньках. г) Серёжа не хоккеист. *Деревянные предметы не тонут в воде. Камень тонет в воде. Выбери правильный ответ: а) Некоторые предметы тонут в воде. б) Камень не деревянный. в) Некоторые предметы не деревянные. г) Камень – тяжёлый предмет. *Все дети 4 класса умеют плавать. Витя не умеет плавать. Витя учится в 4 классе? *Все берёзы – деревья. Все деревья – растения. Значит, … *Названия рек – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, … *Все рыбы дышат жабрами. Кашалот дышит лёгкими. Значит, … *Все имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Слово «весёлый» - прилагательное. Значит, … *Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно, что число х не делится на пять. Следовательно, … *Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? В предложении Собака бежит слово собака – одушевлённое имя существительное. Следовательно, …
*Все слова, отвечающие на вопрос что делать, пишутся с мягким знаком. Следовательно, учиться пишется с мягким знаком. (Пропущена малая посылка: слово учиться отвечает на вопрос что делать?) *Марс – планета солнечной системы. Следовательно, Марс вращается вокруг Солнца. (Пропущена большая посылка: все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца) *Кит – млекопитающее животное. Значит, кит кормит своих детёнышей молоком. (Пропущена большая посылка: все млекопитающие животные кормят своих детёнышей молоком.)
*Докажите, что предложение Поезд ушёл не является распространённым. *Докажите, что предложение ^ является распространённым. * Докажите, что названия городов пишутся с большой буквы. *Докажите, что в слове бесшумный надо писать с, а не з. *Докажите, что лошадь – млекопитающее животное. *Докажите, что слово смеяться пишется с большой буквы. ^
|