|
Скачать 1.36 Mb.
|
Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по общей химии Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Северный научный центр РАМН Северный государственный медицинский университет Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по общей химии Архангельск Северный государственный медицинский университет 2009 год Печатается по решению центрального координационно-методического совета Северного государственного медицинского университета ^ А.Е. Щеголева, канд. хим. наук, доцента кафедры общей и биоорганической химии СГМУ Авторы-составители: Е.А. Айвазова, канд. биол. наук, зав. кафедрой общей и биоорганической химии; ^ , канд. тех. наук, доцент кафедры общей и биоорганической химии; Е.А. Журавлёва, канд. биол. наук, ст. преп. кафедры общей и биоорганической химии; Т.Г. Антонова, ст. преп. кафедры общей и биоорганической химии; А.В. Лоскутова, ассистент кафедры общей и биоорганической химии; О.Е. Титова, ассистент кафедры общей и биоорганической химии; А.Е. Щеголев, канд. хим. наук, доцент кафедры общей и биоорганической химии Рецензенты: Н.А. Матонина, ассистент кафедры общей и биоорганической химии СГМУ; ^ , канд. техн. наук, доцент кафедры химии ПГУ имени М.В. Ломоносова Методические рекомендации содержат материал для подготовки студентов к лабораторно-практическим занятиям по общей химии для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов и медико-профилактического отделения факультета медицинской профилактики и экологии. Приведены контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. Могут быть полезны также и студентам других факультетов медицинских университетов. © Щеголев А.Е., 2009 © Северный государственный медицинский университет, 2009 Весь изучаемый материал по общей химии распределён по главам, соответствующим тематике лабораторно-практичес-ких занятий. Основой для изучения общей химии служат учебники и учебные пособия, приведённые в списке литературы, и лекции по общей химии, читаемые на данных факультетах. Занятие 1 (Вводное). Содержание занятия: 1. Инструктаж по технике безопасности. ^ Спешка, небрежность в работе, незнание приемов обращения с реактивами и приборами делают работу в лаборатории опасной!!!
^ Занятие 2. Строение атома. Химическая связь и строение молекул Цель занятия: Сформировать современные представления о строении атома, о природе химической связи, её влиянии на строение и свойства химических соединений; а также развить культуру речи, логичность и глубину мышления, умение работать с литературой. Задачи: Научиться:
Научиться определять:
Содержание занятия: 1. Обсуждение вопросов по теме занятия. 2. Контроль усвоения темы (устный или письменный опрос). Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии:
Контрольные вопросы и задачи
а) 1p3, б) 3p6, в) 4s2, г) 2d4, д) 2p7, е) 3f8, ж) 4d10
а) NaCl, б) Br2 , в) NH3.
^ Цель занятия: Получить системные знания о физико-химических свойствах комплексных соединений. Содержание занятия: 1. Обсуждение теоретических вопросов по теме. 2. Решение задач. 3. Выполнение лабораторной работы. Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии:
Лабораторная работа Познакомьтесь с содержанием лабораторных опытов и оформите их по предлагаемой форме. а) Электролитическая диссоциация и устойчивость комплексных соединений в растворах Опыт 1. Гексацианоферрат (III) калия K3[Fe(CN)6] при диссоциации в растворах образует ионы К+ и [Fe(CN)6]3-. Для доказательства этого в две пробирки берут по 3 капли раствора K3[Fe(CN)6]. В первую пробирку добавляют 2 капли раствора едкого натра (реактив на ион Fe3+), а во вторую – 2 капли раствора гидротартрата натрия, NaHC4H4O6 (реактив на ион К+), и отмечают результат их действия. Для сравнения выполняют в третьей пробирке реакцию обнаружения ионов Fe3+ в растворе хлорида железа (III), FeCl3. Полученные результаты сопоставляют, записывают уравнение диссоциации комплексного соединения и делают вывод об устойчивости комплексного иона [Fe(CN)6]3-. Опыт 2. Хлорид диаминсеребра (I) в растворах диссоциирует следующим образом: [Ag(NH3)2]Cl → [Ag(NH3)2]+ + Clˉ [Ag(NH3)2]+ ↔ Ag+ + 2NH3 Для изучения устойчивости комплексного иона в две пробирки берут по 3 капли раствора хлорид диаминсеребра (I) [Ag(NH3)2]Cl и в них добавляют реактивы на ион серебра: в первую – раствор иодида калия, а в другую – раствор гидроксида натрия. Записывают уравнение диссоциации, отмечают результат, объясняют его и делают вывод об устойчивости комплексного иона [Ag(NH3)2]+. Для объяснения используют данные о произведении растворимости: ПРAgI = 8,3·10-17, ПРAgOH = 1,6·10-8. б) Катионные комплексные соединения. Получение аммиакатов кобальта и никеля Опыт 3. В пробирку берут 3 капли раствора сульфата кобальта (II) CoSO4 добавляют по каплям концентрированный раствор аммиака NH3∙H2O (NH4OH) до образования осадка сульфата гидроксокобальта (CoОH)2SO4 и затем наблюдают растворение полученного осадка придальнейшем добавлении NH4OH – образуется сульфат гексаамминкобальта (II): CoSO4 + 6NH4OH = [Со(NH3)6]SO4 + 6H2O избыток Записывают уравнение реакции, название и цвет комплексного соединения. Опыт 4. Аналогичную реакцию проводят с солью никеля (II) и разбавленным раствором NH4OH. При этом образуется сульфат гексаамминникеля (II): NiSO4 + 6NH4OH = [Ni(NH3)6]SO4 + 6H2O избыток в) Анионные комплексные соединения. Получение и исследование ацидокомплексов магния, серебра, висмута Опыт 5. В пробирку вносят 2 капли раствора хлорида магния MgCl2, и добавляют по каплям концентрированный раствор карбоната аммония (NH4)2CO3. Отмечают, что образовавшийся при этом осадок карбоната гидроксомагния (MgОH)2CO3 растворяется в избытке реактива. В результате реакции образуется комплексное соединение – дикарбонатомагнезиат (II) аммония: MgCl2 + 2(NH4)2CO3 = (NH4)2[Mg(CO3)2] + 2NH4Cl избыток Опыт 6. В две пробирки вносят по 1 капле раствора нитрата серебра AgNO3, и одну из них оставляют в качестве контрольной. В другую добавляют по каплям насыщенный раствор хлорида натрия и образовавшийся осадок хлорида серебра AgCl растворяют при энергичном встряхивании в избытке реактива. В результате реакции образуется дихлороаргентат (I) натрия: AgNO3 + 2NaCl = Na[AgCl2] + NaNO3 избыток В обе пробирки добавляют реактив на ион серебра — по 1 капле раствора гидроксида натрия, отмечают результат и делают вывод о наличии ионов Ag+ в каждом из растворов. 2Ag+ + OHˉ = Ag2O↓ + H+ бурый Опыт 7. К 2 каплям нитрата висмута (III) Bi(NO3)3, прибавляют по каплям раствор иодида калия КI до образования осадка BiI3. Затем добавляют избыток реактива и наблюдают растворение осадка, при этом образуется тетраиодовисмутат (III) калия: Bi(NO3)3 + 4^ 4] + 3KNO3 избыток Напишите уравнение реакции и укажите цвет образовавшегося раствора. г) Анионные комплексные соединения. Получение гидроксомплексов меди и сурьмы Опыт 8. К 2 каплям раствора сульфата меди (ΙΙ) CuSO4, добавляют 2 капли концентрированного раствора гидроксида натрия, наблюдают образование осадка гидроксида меди (ΙΙ) Cu(OH)2. Затем растворяют его, прибавляя избыток реактива, в результате реакции образуется тетрагидроксокупрат (II) натрия: CuSO4 + 4NaOH = Na2[Cu(OH)4] + Na2SO4 избыток Напишите уравнение реакции и отмечают цвет образовавшегося раствора. Опыт 9. К 3 каплям раствора хлорида сурьмы (ΙΙΙ) SbCl3 прибавляют по каплям раствор гидроксида натрия, наблюдают образование осадка белого цвета. Продолжают добавлять реактив до полного растворения осадка, при этом образуется гексагидроксостибат (III) натрия: SbCl3 + 6NaOH = Na3[Sb(OH)6] + 3NaCl избыток Напишите уравнение реакции и отмечают цвет образовавшегося раствора. д) Окислительно-восстановительные свойства комплексных соединений Опыт 10. К 4 каплям раствора перманганата калия KMnO4 добавляют 2 капли раствора серной кислоты H2SO4 и по каплям раствор гексацианоферрата(II) калия, K4[Fe(CN)6]. Отмечают изменение цвета раствора перманганата калия, указывают окислитель и восстановитель в данной реакции, записывают уравнение реакции: 5K4[Fe(CN)6] + KMnO4 + 4H2SO4 = 5K3[Fe(CN)6] + MnSO4 + + 3K2SO4 + 4H2O. е) Внутрикомлексные соединения. Получение и исследование внутрикомплексного соединения железа Опыт 11. В 2 пробирки вносят по 5 капель хлорида железа (III) FeCl3 и одну из них оставляют в качестве контрольной. В другую добавляют 1 каплю раствора гидроксида натрия, затем к образовавшемуся осадку гидроксида железа (III), Fe(OH)3, 6–7 капель раствора щавелевой кислоты, H2C2O4, отмечая растворение осадка: FeOH3 + 3H2C2O4 = H3[Fe(C2O4)3] + 3H2O. Формула внутрикомплексного соединения имеет вид: ![]() В обе пробирки добавляют реактив на ион Fe3+ — по 1 капле раствора роданида аммония, NH4SCN: Fe3+ + 3SCNˉ = Fe(SCN)3 Отмечают окраску растворов, делают вывод о наличии ионов Fe3+ в каждом из них. Записывают уравнения реакций. Работу оформляют в вид таблицы:
Примечание. Таблицу расчерчивают на развёрнутом листе тетради. Вторую графу следует чертить не менее 15 см. Между записями опытов делают интервал в 2–3 клеточки. Контрольные вопросы и задачи
[Fe(CN)6]4- ↔ [Fe(CN)6]3- + ē в зависимости от природы партнёра: а) K4[Fe(CN)6] + K2Cr2O7 + H2SO4 = … б) K3[Fe(CN)6] + SnCl2 + HCl = … Примечание. Для олова характерны степени окисления (+2) и (+4), для хрома — (+3) и (+6). ^ Цель занятия: Сформировать системные знания о физико-химических свойствах s-элементов, их важнейших соединений и применении их в медицине, развить логичность и глубину мышления, умение работать с литературой, химической посудой и реактивами. Содержание занятия:
Вопросы для подготовки к контрольной работе
Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии:
Лабораторная работа. Физико-химические свойства s-элементов и их соединений. Познакомьтесь с содержанием лабораторных опытов и подготовьте их к оформлению – начертите таблицу (см. ниже), напишите названия опытов и уравнения реакций, происходящих в опытах.
Примечание: Таблицу чертят на развернутом листе тетради. Вторую графу следует чертить не менее 15 см. между записями опытов делать интервал в 2–3 клеточки. а) Натрий и его соединения Опыт № 1. Осаждение катионов натрия из растворов. Обнаружение катионов натрия гексагидроксо(V)стибиатом калия K[Sb(OH6]. Гексагидроксо(V)стибиат калия в нейтральном или слабощелочном растворе при комнатной температуре образует с солями натрия белый кристаллический осадок гексагидроксо(V)стибиат натрия: NaCl + K[Sb(OH6] = Na[Sb(OH6]↓ + KCl белый кристаллический осадок Аналогичный осадок с этим реактивом образуют соли магния, кальция, стронция, бария, поэтому проведением реакции открытия катиона натрия в растворе следует убедиться в отсутствии этих ионов в растворе. В пробирку берут 2 капли раствора хлорида натрия, добавляют 2 капли раствора реактива K[Sb(OH6] и потирают о внутреннюю стенку пробирки стеклянной палочкой для ускорения образования осадка. Отмечают характер (аморфный, кристаллический) и цвет осадка. Записывают уравнение реакции и делают вывод об условиях ее проведения. б) Калий и его соединения Опыт № 2. Осаждение катионов калия из растворов. Обнаружение катиона калия гидротартратом натрия NaHC4H4O6. Гитротартрат натрия (кислая соль винной кислоты) в нейтральной среде при комнатной температуре образует с солями калия кристаллический осадок гидротартрата калия: KCl + NaHC4H4O6 = KHC4H4O6↓ + NaCl белый кристаллический осадок Аналогичный осадок с данным реактивом образуют соли кальция, поэтому перед проведением реакции открытия катиона калия следует убедиться в отсутствии этих ионов в растворе. В две пробирки берут по 2 капли раствора хлорида калия, в каждую из них добавляют по 2 капли раствора реактива NaHC4H4O6 и потирают стенки пробирки стеклянной палочкой до образования осадка. Отмечают свет и характер осадка. В первую пробирку добавляют 3–4 капли соляной кислоты, а во вторую — 3–4 капли раствора щелочи (KOH или NaOH) и пробирки встряхивают до растворения осадка. Записывают уравнения реакций образования и растворения осадка в кислоте и щелочи. Делают вывод об условиях проведения реакций. в) Получение и кислотно-основные свойства гидроксидов бериллия, магния, кальция. Опыт № 3. В две пробирки берут по 3 капли раствора сульфата бериллия и в каждую пробирку добавляют по каплям раствор щелочи (каждый раз встряхивая пробирку) до образования осадка гидроксида бериллия. В первую пробирку добавляют избыток щелочи, а во вторую — 4–5 капель соляной кислоты. Пробирки встряхивают и отмечают растворение осадков. Аналогично проводят опыты с солями магния и кальция (опыты 4 и 5). При оформлении каждого опыта приведите уравнение реакций образования гидроксида и растворение его в кислоте и щёлочи. Укажите цвет осадка. Сделайте вывод о характере гидроксида (кислотный, амфотерный, основной). ^ В две пробирки берут по 2 капли раствора хлорида магния, в каждую из них добавляют по 2 капли раствора карбоната аммония и наблюдают выпадение белого аморфного осадка карбоната гидроксомагния: 2MgCl2 + 2(NH4)2CO3 + H2O = (MgOH)2CO3 ↓ + 4NH4Cl + CO2 ↑ белый аморфный осадок В первую пробирку добавляют 3–4 капли раствора хлорида аммония, во вторую — 3–4 капли уксусной кислоты и пробирки встряхивают до растворения осадков. Записывают уравнение реакций и делают вывод об условиях ее проведения. ^ В две пробирки берут по 2 капли раствора хлорида магния, в каждую из них добавляют по 2 капли раствора гидрофосфата натрия и наблюдают выпадение белого аморфного осадка гидрофосфата магния: MgCl2 + Na2HPO4 = MgHPO4↓ + 2 NaCl белый аморфный осадок В первую пробирку добавляют 3–4 капли соляной кислоты, а во вторую — 3–4 капли уксусной кислоты и обе пробирки встряхивают до растворения осадков. Записывают уравнение реакций образования и растворения осадка. Делают вывод об условиях ее выполнение и применении. Данная реакция используется для обнаружения ионов магния в растворах. Опыт № 8. Кальций и его соединения. Реакция с хроматом калия K2CrO4 В пробирку берут 3 капли раствора хлорида кальция, добавляют 3 капли насыщенного раствора хромата калия и стенки пробирки потирают стеклянной палочкой. Отмечают результат опыта (осадок выпал, не выпал) и делают вывод о растворимости хромата кальция. ^ Реакция используется для обнаружения ионов стронция в растворах. В две пробирки берут по 2 капли раствора нитрата стронция, в каждую из них добавляют по 2 капли раствора хромата калия и стенки пробирки потирают стеклянной палочкой до образования желтого кристаллического осадка хромата стронция: Sr(NO3)2 + K2CrO4 = SrCrO4 ↓ + 2KNO3 жёлтый кристаллический В первую пробирку добавляют 4–5 капель соляной (азотной) кислоты, а во вторую — 4–5 капель уксусной. Пробирки встряхивают и наблюдают действие кислот на осадок в той и другой пробирке. Записывают уравнения реакций образования и растворения осадка. Делают вывод об условиях выполнения реакций и ее использовании. ^ В пробирку берут 2 капли раствора хлорида бария, добавляют 2 капли раствора сульфата натрия и наблюдают выпадение белого мелкокристаллического осадка сульфата бария: BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 ↓ + 2NaCl белый кристаллический осадок К осадку добавляют 4–5 капель соляной (азотной) кислоты и наблюдают действие кислоты на осадок. Записывают уравнение реакции образования осадка и делают вывод о растворимости сульфата бария в воде и сильных кислотах. ^ В две пробирки берут по 2 капли раствора хлорида бария, в каждую из них добавляют по 2 капли раствора хромата калия и наблюдают выпадение жёлтого мелкокристаллического осадка хромата бария. В первую пробирку добавляют 3–4 капли соляной (азотной) кислоты, во вторую — 3–4 капли уксусной. Пробирки встряхивают и отмечают, в какой из пробирок произошло растворение осадка. Записывают уравнения реакций образования и растворения осадка, делают вывод об условиях ее выполнения и применении. Сравнивают свойства хромата бария со свойствами хромата стронция. Реакция используется для обнаружения ионов бария в растворах. ^ В две пробирки берут по 2 капли раствора хлорида бария, в каждую из них добавляют по 2 капли раствора карбоната аммония и наблюдают выпадение белого аморфного осадка карбоната бария. В первую пробирку добавляют 3–4 капли уксусной кислоты, а во вторую — 3–4 капли раствора хлорида аммония. Пробирки встряхивают и наблюдают, в какой из пробирок произошло растворение осадка. Записывают уравнение реакций образования и растворения осадка, делают вывод об условиях выполнения реакции и сравнивают свойства карбоната бария со свойствами карбоната гидроксомагния. Контрольные вопросы и задачи
а) BeCl2; б) K2[BeF4]?
Са → CaH2 → Ca(OH)2 → Ca(HCO3)2 → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3
|