Глоссарий icon

Глоссарий





Скачать 429.31 Kb.
Название Глоссарий
Дата 30.03.2013
Размер 429.31 Kb.
Тип Документы

ГЛОССАРИЙ



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ



.

Агрессия – поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

АДАПТАЦИЯ (от лат. — пригодный, удоб­ный; — прилаживание; приспо­собление) — совокупность приспособительных реакций жи­вого организма к изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного эволюционного раз­вития (филогенеза) и способных преобразовываться, совер­шенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).

Различают а. биологическую, физиологическую и соци­ально-психологическую. Биологическая а. определяется как морфофизиологические приспособления популяций жи­вотных и растительных организмов к конкретным услови­ям существования во внешней среде. Физиологическая а. по­нимается как совокупность физиологических реакций, ле­жащих в основе приспособления отдельного организма к изменению окружающих условий. Социально-психологиче­ская а. представляет собой приспособление к социальной :реде.

Адаптация — целенаправленная системная реакция орга­низма, обеспечивающая возможность жизнедеятельности и всех видов социальной деятельности при воздействии фак­торов, интенсивность и экстенсивность которых вначале вы-швает нарушения гомеостатического баланса. Без а., на­давленной на сохранение гомеостаза, невозможно было бы тоддержание нормальной жизнедеятельности и приспособ-гение к различным факторам внешней среды.

Выделяют а. срочную и долговременную. Срочная адаптация — немедленный ответ организма на воздейст­вие внешнего фактора. Долговременная а. — постепенно эазвивающийся ответ организма на действие внешнего фактора.

Выделяют а. срочную и долговременную. Срочная а. — не­медленный ответ организма на воздействие внешнего фак- ~ гора. Долговременная а. — постепенно развивающийся ответ эрганизма на действие внешнего фактора.


^ АДАПТАЦИЯ СЕНСОРНАЯ - общее свойство сенсор­ных систем, заключающееся в приспособлении к длительно действующему раздражителю. Существует общая, или гло­бальная, и локальная, или селективная, адаптация. Общая, или глобальная, адаптация проявляется в снижении абсо­лютной и повышении дифференцированной чувствительно­сти всей сенсорной системы. Субъективно адаптация прояв­ляется в привыкании к действию постоянного раздражителя (например, мы не замечаем непрерывного давления на кожу привычной одежды). Локальная, или селективная, адапта­ция сводится к снижению чувствительности не всей сенсор­ной системы, а какой-либо ее части, подвергнутой длитель­ному действию стимула. Например, при длительном предъ­явлении изображения решетки с определенной пространст­венной частотой (определенным периодом чередования чер­но-белых полос), повышается порог только на предъявление решеток данной частоты. Пороги реакций на близкие про­странственные частоты при этом не изменяются. Локальная адаптация часто используется в психофизиологических ра­ботах для выявления так называемых «сенсорных каналов», ответственных за обработку того или иного признака сигна­ла.

^ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - изме­нение системы гомеостатического регулирования, которое обеспечивает при заданном характере и уровне деятельности ее минимальную физиологическую и психологическую сто­имость.

Основной критерий адаптации к деятельности — обеспе­чение выполнения цели деятельности при минимизации за­трат.

^ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ (физиологическая) - про­цесс приспособления организма школьников к новым усло­виям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением.

Адаптация учащихся к учебной нагрузке зависит от внут­ренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоро­вья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факто­ров (условия жизни в семье, организация режима дня, пита­ния, учебных занятий в школе и дома и т. д.). В 1-м и 5-м классах — адаптация к школе происходит наиболее на­пряженно и продолжается 6—8 недель. Физиологическую адаптацию в 1-м классе разделяют на три этапа (фазы). Острая адаптация характеризуется выраженным напряже­нием и неустойчивостью деятельности всех систем организ­ма. В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип вос­станавливается через 3—6 недель, а после кратковременных каникул — в течение недели. В периоды дезадаптации снижа­ется работоспособность, быстро наступает утомление, пре­обладает неблагоприятный тип биологических ритмов неде­льной и дневной динамики показателей умственной работо­способности, отмечается низкая точность выполнения зада­ний. Школьники, имеющие признаки дезадаптации или от­сутствия адаптации, составляют группу риска по развитию нервно-психических и соматических заболеваний и нередко нуждаются в педагогической, психологической и медицин­ской помощи.

АДАПТИВНОСТЬ — способность человека осуществлять адаптационные перестройки и приспосабливаться к изменя­ющимся условиям и характеру деятельности. А. — это вынос­ливость, высокая работоспособность, устойчивость к болез­ням и другим факторам внешней среды. А. зависит от уровня здоровья, но может рассматриваться и как мера здоровья, как мера резервных возможностей организма. Это свойство организма, в АДАПТИРОВАННОСТЬ - уровень фактического при­способления индивида, уровень его социального статуса и самоощущения. А. носит не только биологический, но и со­циальный характер и достигается иногда ценой определен­ных нарушений физического и психического здоровья, той или иной дисгармонией по сравнению с нормой.


^ Адаптационный синдром – комплекс реакций адаптации живого организма в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Совокупность признаков, характеризующих такое функциональное состояние, была описана в 1936 г. Г.Селье и названа стрессом. Основными проявлениями адаптационного синдрома являются: нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада, увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов. Динамика адаптационного синдрома обычно включает три стадии. На первой (стадия тревоги), которая продолжается от нескольких часов до двух суток, оказываются пройденными две фазы - шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма. На второй стадии (стадия сопротивляемости) повышается устойчивость организма к вредоносным воздействиям. После этой стадии происходит либо выздоровление, либо она сменяется третьей стадией (стадия истощения), которая может окончиться гибелью организма.

^ Аккумуляция аффекта – процесс продолжительного накопления незначительных по силе отрицательных эмоций с последующей разрядкой в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, наступающей без видимых причин.

^ Акцентуированные черты характера – черты характера человека, которые у него чрезмерно развиты, явно преобладают над другими чертами характера и намного чаще, чем другие черты характера, проявляются в его действиях при поступках.

^ Акцентуация характера по гипертимному типу – характерно чрезмерно приподнятое настроение, общительность, энергичность, самостоятельность, стремление к лидерству, высокий жизненный тонус.

^ Акцентуация характера по дистимному типу – характерно постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, как правило тяготятся шумного общества, с сослуживцами близко не сходятся, в конфликты вступают редко, в них чаще выступают пассивной стороной.

^ Акцентуация характера по эмотивному типу – характерна чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, предпочитает узкий круг друзей, близких.

^ Акцентуация характера по истероидному типу – характерно выраженное стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.

^ Акцентуация характера по возбудимому типу – характерна повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможна и льстивость, услужливость (как маскировка). Активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны.

^ Акцентуация характера по застревающему типу – лица данного типа «застревают» на своих чувствах, мыслях, не могут забыть обид, склонны к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной.

^ Акцентуация характера по психоастеническому типу – характерен пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживают неудачу, сомневаются в своих действиях. Редко вступают в конфликты, занимают в них пассивную роль.

^ Акцентуация характера по экзальтированному типу – характерно очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

^ Акцентуация характера по педантичному типу – характерна выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способны «замучить» посетителей формальными требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккуратностью.

^ Акцентуация характера по интровертированному (шизоидный) типу – характерна малая общительность, замкнутость, держится в стороне от всех, общение по необходимости, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, свойственна повышенная ранимость.

^ Акцентуация характера по экстровертированному типу – противоположна акцентуации по интровертированному типу.

Амнезия – частичная утрата способности сохранять запоминать вновь проступающую информацию.

Анкета – средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные. Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов.

^ Апатический синдром – психопатологический синдром, характеризуется состояниями вялости, безразличия ко всему окружающему, отсутствием побуждения к деятельности.

^ Артефакт (от лат. - искусственно сделанное) – экспериментальный результат, возникающий из-за отклонений в проведении эксперимента или из-за дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения.

^ Астеник (от греч. - слабый) – индивид, имеющий следующие особенности телосложения: худощавость, узкие плечи и грудная клетка, длинные ноги, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос. В контексте конституциональной типологии Э. Кречмера астеник имеет, как правило, шизоидный, или шизотимический, темперамент, характеризующийся замкнутостью, уходом в себя, несоответствием ответных реакций внешним стимулам, повышенной ранимостью при эмоциональной холодности, переживанием астенических чувств.

^ Астенические чувства – негативные эмоциональные состояния (подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх), свидетельствующие об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки. О переживании человеком астенических чувств может свидетельствовать, например, то, что он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.

Аутоагессия – агрессивное поведение, направленное против самого себя и проявляющееся в самообвинениях, самоунижении, в нанесении себе телесных повреждений, в попытках самоубийства.

^ Аутогенная тренировка (от греч. - сам и - рождаю) – психотерапевтический метод, используемый для психологической саморегуляции. Его ядро составляют приемы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет которого происходит овладение навыками произвольного взывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов. Данный метод используется, прежде всего, для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний.

^ Аффект неадекватноcти – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех. Характеризуется или отрицанием самого факта неуспеха, или переложением ответственности за него на других. Аффект неадекватноcти является защитной реакцией, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознание своей несостоятельности. Данное состояние связано с нежеланием устанавливать адекватный контакт с окружающими. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме.

^ Аффекты (от лат. - душевное волнение, страсть) – сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавший аффект.

.

^ Вербальная агрессия – агрессивное поведение с использованием отреагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания высказываний.

Внушаемость – повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при общении, при чтении книг, при восприятии рекламы. Это индивидуальное качество может основываться на склонности к подражанию и на открытости самовнушению состояний. Повышенная внушаемость характеризует индивидов с относительно низким уровнем интеллектуального развития и несформированным логическим мышлением, входящим в структуру критичности. Определенные условия, такие как утомление, заболевания, стресс, дефицит времени, недостаток компетентности и групповое давление, могут провоцировать повышение степени индивидуальной внушаемости. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответствующего характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе).

Вытеснение – форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит устранение неприемлемых влечений и переживаний из сознания.

Галлюцинация – восприятие реально отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятия. Возникает, как правило, при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях, а также во время длительной сенсорной изоляции.

Гипермнезия – гипертрофированная способность, носящая, как правило, врожденный характер, запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительный срок ее хранения.

^ Гиперэстезия (от греч. - над, сверх и - чувство, ощущение) – повышение чувствительности к действию на органы чувств физических стимулов, проявляющееся в возникновении более сильных субъективных ощущений без изменения модальности.

^ Гомеостаз (от греч. - подобный и s - неподвижность) – процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови). В качестве отдельного механизма можно выделить нервно-психический гомеостаз, за счет которого обеспечивается сохранение и поддержание оптимальных условий функционирования нервной системы в процессе реализации разнообразных форм деятельности.

.

^ Девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э.Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р.Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Делирий – состояние расстройства сознания, которое характеризуется галлюцинацями, двигательным возбуждением, нарушением ориентировки во времени и пространстве и которое может чередоваться с периодами ясного сознания и критического отношения к болезненным проявлениям.

.

^ Дереализация (от лат. - действительный) – нарушение восприятия, при котором окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок и при котором происходят нарушения памяти. Часто сопровождается состояниями уже виденного или никогда не виденного. Может возникать при поражениях мозга (особенно глубинных отделов височной области), в просоночных состояниях и при психических заболеваниях.

^ Детектор лжи – аппаратурный комплекс, служащий для объективной регистрации физиологических показателей в целях анализа эмоциональных ответов на стимулы, предъявляемые во время беседы, допроса. Сознательный контроль вегетативных функций, связанных с переживанием тех или иных эмоций, для нетренированных испытуемых практически недоступен, в силу чего по получаемым показателям можно сформулировать диагноз эмоциональной динамики во время диалога. Показатель эффективности это процедуры достигает 70%. Но трудности его применения связаны с тем, что уже сама процедура допроса может вызвать сильные эмоции (страх, тревога, депрессия), которые невозможно отличить от реактивных.

^ Дискомфортное состояние – переживание нелокализованных отрицательных эмоций, характеризующихся неприятными ощущениями (головная боль) и неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. Причинами дискомфортных состояний могут быть фоновые влияния вредных или непривычных воздействий, чрезмерное ограничение или увеличение сенсорной стимуляции, нарушения сна. В качестве средства диагностики дискомфортных состояний могут использоваться электрофизиологические показатели (повышение активности медленных тета- и дельта- ритмов в электроэнцефалограмме).

Забывание – активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.

,

^ Идентификация личности – механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального научения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности.

^ Изоляция в психологии личности – форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит блокирование отрицательных эмоций за счет устранения из сознания связи между ними и их источником.

.

Импульсивность – черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей, в которых исполнение ролевых правил требует сдерживания своих непосредственных побуждений и учета интересов других играющих, а также несколько позднее в учебной деятельности. При достижении подросткового возраста импульсивность вновь может проявляться как возрастная особенность, связанная уже с повышением эмоциональной возбудимости в этом возрасте. Для диагностики импульсивности используют специальные тесты и опросники, Кагана и опросник импульсивности С. и Х. Айзенков.

^ Индивидуальность (от лат. - неделимое, особь) – понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

.

^ Интуиция (от лат. - пристально, внимательно смотреть) – отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований.

^ Инфантилизм (от лат. - детский) – форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве, авитаминозом.

^ Ипохондрический синдром – психопатологический синдром. Характеризуется чрезмерными необоснованными опасениями за свое здоровье. Возникает при неврозах, реактивных состояниях, предстарческом и старческом психозах.

^ Классификация типов темперамента Гиппократа – типология устойчивых динамических свойств деятельности, предложенная в VI в. до н. э. в учении древнегреческого врача Гиппократа. Здесь было постулировано, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, пропорция которых определяет течение физических и душевных болезней. Доминирование какого-либо одного элемента проявляется как тип темперамента, носителя которого были обозначены как сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Клаустрофобия – страх закрытых помещений.

Комплекс неполноценности – теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. Происходит вытеснение этого чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.

^ Комплекс Поликрата (Поликрат - тиран о .Самос, описанный Геродотом) – понятие, введенное в рамках классического психоанализа для объяснения состояния человека, характеризующегося чувством тревоги, которая возрастает по мере того, как он достигает все большие жизненные вершины, и которая обусловлена нежеланием быть замеченным "ревнивой и завистливой судьбой". Описан Дж. Флюгелем в 1945 г.

^ Комплекс Эдипа – понятие, введенное в рамках классического психоанализа для объяснения формирования социальной, или моральной инстанции субъекта (Супер_Эго). В этом понятии воспроизводится античный миф об Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В соответствии с этим происходит приписывание сыну сексуального влечения к собственной матери, обусловливающего агрессию по отношению к отцу, место которого стремиться занять ребенок. Амбивалентность отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) инициирует идентификацию, за счет которой происходит усвоение мужской социальной роли и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует Супер-Эго (сверх-Я).

^ Комплекс Электры – понятие классического психоанализа, выступающее женским аналогом Эдипова комплекса. В качестве основы выступает миф об убийстве микенской царевной Электрой своей матери как мести за убийство ею своего мужа и отца Электры.

^ Конституция человека (от лат. - устройство) – система генетически обусловленных морфологических, физиологических и психических особенностей индивида, допускающая отнесение ее к одного из ряда определенных типов. Как было показано прежде всего на клиническом материале (Э.Кречмер, У.Шелдон, Х.Ю.Айзенк), между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности выявляются определенные корреляции.

^ Косвенная агрессия – агрессивное поведение, направленность которого против какого-то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

.

Латентный период (от лат. - - скрытый) – время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции. Величина латентного периода обусловлена осуществлением физико-химического процесса в рецепторе, прохождением нервного импульса по проводящим путям, аналитико-синтетической деятельностью в структурах головного мозга и срабатыванием мышц или желез. По своей величине латентный период может существенно меняться в зависимости от модальности и интенсивности раздражителя, от уровня сложности и автоматизированности реакции, от функциональной готовности нервной системы.

Лживость – форма поведения, направленного на введение других в заблуждение ради достижения личных целей. Способность к подобному поведению может быть обнаружена у некоторых видов животных, например, у шимпанзе, которые в естественных условиях демонстрируют обманные действия. У человека подобные действия, совершаемые в детском возрасте, достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности. Формированию лживости как личностной черты способствуют слишком многочисленные запреты и невыполнимые требования, адресованные ребенку. В этих условиях появление детской лживости связано с переживанием чувства стыда за свой поступок, страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение к себе внимания окружающих.

^ Личностные опросники – класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей и представляющих собой списки вопросов, ответы на которые испытуемого представлены количественно.

Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

^ Ложная тревога – понятие, используемое в психофизиологии для обозначения положительного ответа испытуемого о наличии восприятия сигнала при его отсутствии.

^ Маниакальный синдром – психопатологический синдром. Характеризуется состояниями повышенного, эйфорического настроения и активности, ускорения мышления, вплоть до скачки идей. При этом возникают нарушения целенаправленной деятельности.

^ Маскулинность (от лат. - мужской) – комплекс характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. Это - сила, жестокость и пр.

Меланхолик – темперамент в классификации Гиппократа. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

^ Методы психологической саморегуляции – система обучающих методик, направленных на формирование внутренних средств управления собственными состояниями. Принято выделять различные типы таких методов: нервно-мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, имажинативные методы, медитативные методы, самогипноз. Обучение наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий.

^ Мотив (от лат. - двигаю) – материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

^ Мотивация достижения – стремление человека к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Для диагностики мотивации достижения очень часто используются проективные стратегии, в частности разработанную Д.Мак-Клелландом и его сотрудниками методику на основе ТАТ, которую в дальнейшем усовершенствовал Г.Хекхаузен.

^ Навязчивые состояния – психические содержания, личностно неконтролируемое воспроизведение которых приводит к нарушению деятельности. Могут проявляться в виде постоянных мыслей, воспоминаний, сомнений, влечений, внешних действий. Часто связаны с болезненными переживаниями принуждения к подобному воспроизведению. При этом реализация навязчивых психических содержаний субъективно часто связывается с устранением определенной опасности. Наиболее распространены навязчивые страхи, или фобии, такие, как то эгорафобия, гисофобия, клаустрофобия, канцерофобия.

.

^ Наглядно-образное мышление – мышление, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно-действенного мышления, данный вид мышления основан на использовании определенных прецептивных эталонов, на основе которых возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов. Таким образом, в представлениях, которыми оперирует наглядно-образное мышление, выражаются не только ситуативно возникающих связей, но также более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации. Основой функционирования наглядно-образного мышления выступает перевод перцептивного структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.

^ Наркомания (от греч. - помрачение сознания и - страсть) – патологическое влечение к употреблению наркотических средств. При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряженное с возникновением состояния абстиненции, представляющей собой плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ. При постоянном приеме наркотиков происходит деградация личности, характеризующаяся интеллектуальным и эмоциональным оскудением, утратой всех интересов, не связанных с наркотиками. Наиболее распространенный вид наркомании - хронический алкоголизм. В качестве особых видов существуют морфинизм, опиофагии, гашишизм, пристрастие к героину.

^ Нарушения внимания – болезненные расстройства, в разной мере наблюдающиеся при утомлении и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей. Характеризуются неадекватными изменениями направленности, избирательности деятельности и координации отдельных действий. Могут проявляться в сужении объема внимания, в его неустойчивости (отвлекаемость на побочные раздражители). При поражении лобных долей мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушения внимания могут быть модально-неспецифическими и проявляться во многих видах деятельности, при восприятии любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания могут быть модально-специфическими и проявляться в работе только одной модальностью. В частности, при поражении затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при поражении височной коры - слухового.

^ Нарушения восприятия времени – потеря способности к временной ориентировке. Различают общую дезориентировку во времени, обусловленную нарушением сознания при локальных поражениях мозга и при психических заболеваниях, и более частную, проявляющуюся как затруднения правильной оценки относительно коротких интервалов (секунд, минут) при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария), связанных с синдромом расстройств работы слухового анализатора, а также при стрессе, длительной сенсорной депривации, алкогольном опьянении.

^ Нарушения восприятия пространства – трудности ориентировки в пространстве из-за нарушений в работе внешних (зрительного, слухового) или внутреннем (кожно-кинестетического) анализаторов, которые возникают при различных патологических состояниях мозга. Различают следующие формы нарушений восприятия пространства: 1. Возникающие при нарушении сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем мире; 2. Трудности в ориентировке во внешнем зрительном пространстве из-за непонимания право-левых и верхне-нижних координат зрительного пространства, возникающие при поражении теменно-затылочных отделов мозга; 3. Трудности в определении направления и удаленности звукового сигнала, возникающие при поражении подкорковых уровней слуховой системы; 4. Трудности в ориентировке во внутреннем пространстве как одно из проявлений соматоагнозии, возникающие чаще всего при поражении теменных отделов правого полушария; 5. Трудности ориентировки в локализации пальцев своей руки, возникающие чаще всего при поражении нижнетеменных отделов правого полушария (у правшей); 6. Нарушения восприятия пространства, возникающие при длительной сенсорной депривации или при экспериментальном искажением сенсорных (зрительных, кожно-кинестетических) сигналов.

^ Нарушения личности – системные нарушения поведения, прежде всего социального, характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности и динамики мотивации, нарушение самооценки. Как показывают исследования личностных расстройств при различных заболеваниях особенно страдает мотивационная сфера: развиваются патологические потребности и мотивы, которые часто связаны с зависимостью от них; происходит перестройка системы мотивов; снижается уровень опосредствованности мотивов, позволяющий в норме реализацию отсроченного поведения; нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций мотивов.

^ Нарушения мышления – нарушения в выполнении интеллектуальных операций, обусловленные различными психическими заболеваниями, локальными поражениями мозга и аномалиями психического развития. Нарушения мышления могут быть локализованы на различных уровнях: на уровне регуляции, к которому относятся процессы мотивации, проектирования и контроля, на уровне исполнительских операций, на уровне динамического обеспечения интеллектуальной деятельности. В зависимости от набора исполнительских операций могут страдать вербально-логическое, наглядно-образное или наглядно-действенное мышление. В случае психических заболеваний характерно выпадение прежде всего регуляторных механизмов мыслительной деятельности, и более всего страдают при этом мотивационная составляющая, хотя, например, при шизофрении возникают также и операциональные нарушения, связанные с актуализацией смысловых связей. При локальных поражениях головного мозга характер нарушений мышления определяется локализацией очага поражения. При поражении левой лобной доли мозга обычно происходит выпадение регуляторных компонентов мышления при сохранности исполнительских интеллектуальных операций. При поражении третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушарий происходят расстройства наглядно-образных и наглядно-действенных форм мышления из-за трудностей анализа и синтеза информации, связанной с пространством. При поражении речевых зон левого полушария возникают затруднения в организации речевого высказывания. При поражении различных отделов неспецифической системы нижних отделов ствола, диэнцефальных структур мозга, как правило, возникают динамические нарушения мышления.

Настроение – эмоциональное состояние, которое характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Основой признак того или иного настроения - эмоциональный тон, положительный или отрицательный.

Неврастения – форма невроза, которая может возникать в результате перенапряжения или перенесенных инфекций (у детей) и характеризуется развитием синдрома раздражительной слабости, к которому относятся плохая переносимость сильных раздражителей, подавленное настроение. Из-за повышенной утомляемости и ухудшения концентрации внимания происходит нарушение работоспособности. Часто наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения.

^ Невроз навязчивых состояний – форма невроза, вероятность возникновения которого наиболее велика у людей с тревожным, ригидным, мнительным характером. Характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, страхов (фобий), к которым относятся кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения.

^ Невроз страха – форма невроза, который развивается в ответ на психические травмы и в котором синдром страха является ведущим. При этом чувство страха может носить либо нелокализованный характер, либо быть связанным с определенным органом тела или с конкретной ситуацией, как, например, страх высоты, замкнутых пространств.

^ Неврозы (от греч. - жила, нерв) – пограничные нервно-психические расстройства, которые не обусловлены психотическими состояниями. В возникновении неврозов существенную роль играют биологические факторы, такие как наследственность, соматические заболевания, социально-психологические факторы, прежде всего касающиеся неблагоприятных семейных обстоятельств, а также особенности личности и эмоциональные переживания. Клиническая картина неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживаниями (тревога, ощущение собственной неполноценности). Среди неврозов принято выделять неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Для лечения неврозов наряду с медикаментозными воздействиями используют различные формы психотерапии.

^ Негативизм (от лат. - отрицание) – нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

Нейролингвистика – раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга.

^ Непроизвольная реакция – форма поведения, которое изначально не выступает объектом сознательного управления, как например вегетативные реакции. При этом последствия осуществления подобной реакции могут быть осознаны, после чего и сама реакция поставлена под сознательный контроль.

.

^ Нервно-мышечная релаксация – психотерапевтическая методика, основанная на попеременном напряжении и расслаблении различных мышечных групп, до достижения состояния релаксации. При этом мышечное расслабление приводит к возникновению ощущений покоя, уменьшению нервного напряжения или болевых ощущений.

^ Образ воображения – результат конструктивной деятельности субъекта, которой не имеет аналогов в реальной действительности.

Образ восприятия – отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.

Образ – субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.

активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в

Оглушение – нарушение деятельности сознания. Характеризуется резким повышением порога чувствительности для всех внешних воздействий, когда восприятие затруднено, а действия заторможены.

Олигофрения – форма умственной отсталости. Характеризуется тотальностью (недоразвиты оказываются все нервно-психические процессы) и иерархичностью психологического дефекта (в большей степени наблюдаются нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуально-речевой сфере и в меньше степени - в сенсомоторной). Интеллектуальный дефект при олигофрении может иметь различную степень тяжести, в соответствии с которой выделяют три группы: идиотию (IQ не больше 20), имбицильность (IQ = 20-50) и дебильность (IQ = 50-70).

^ Онейроидное состояние сознания – расстройство сознания. Характеризуется сочетанием образов реального мира и фантастических представлений. В качестве физиологической основы онейроидного состояния сознания указывают тормозное состояние коры головного мозга, при котором и сильные, и слабые раздражения начинают вызывать одинаковую реакцию или слабые раздражители приводят к более сильной реакции, чем сильные раздражители. Наиболее часто наблюдается при инфекционных, некоторых психических заболеваниях, при глубоко расположенных опухолях мозга.

Парамнезии – обманы памяти при нарушении сознания, среди которых выделяют обманы по типу уже виденного (криптомнезии), по типу смешения следов памяти ( контаминации), по типу появления ложных воспоминаний, имеющих повторный xapaктер (эхомнезии).

^ Паранойяльный синдром – психопатологический синдром, вариант бредового синдрома. Характеризуется наличием систематизированного бреда изобретения, преследования, ревности.

^ Парафренный синдром – психопатологический синдром, вариант бредового синдрома. Характеризуется наличием систематизированного бреда величия, воздействия и преследования, и который часто приобретает космический масштаб.

^ Патология сознания – нарушения в деятельности сознания, при которых образа окружающего мира строится неадекватно и поведение подстраивается под искаженный образ. Выделяют: оглушение, аменцию, онейроид, сумеречное помрачение сознания, кому.

^ Патопсихология (от греч. - страдание) – отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях.

^ Персеверация (от лат. - упорство) – навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений. Выделяют моторные, сенсорные и интеллектуальные персеверации.

Плацебо-эффект – изменения в состоянии больных под действием плацебо, которые основаны только на психотерапевтическом воздействии.

^ Потребность в агрессии – психоаналитическое понятие, введенное А.Адлером в 1908 г. (доклад "О потребности в агрессии", прочитанный в Зальцбурге) для объяснения агрессивного поведения. По его мнению, в качестве основы такого поведения выступает стремление к власти, которое, в свою очередь, обусловлено побуждением к преодолению чувства неполноценности. Если же потребность к агрессии подавляется, то это приводит к появлению чувства страха, рассматриваемого одним из ведущих признаков невроза. З.Фрейд первоначально отнесся к данному понятию негативно, но в 1920 г. пересмотрел свою точку зрения, признав, что не все формы поведения могут быть объяснены за счет обращения к понятию либидо. Но в его интерпретации, существенно отличной от даваемой А.Адлером, "потребность в агрессии" представляет собой проявление биологического стремления к смерти, переориентированного с "Я" на внешний объект. Некоторые представители неопсихоанализа (Б.Кунц, К.Хорни и др.) видят в "потребности в агрессии" комплексное образование, возникающее в ответ на внешнюю угрозу.

в себя соотнесение целей, оценок реализации, мотивов.

психологического. При использовании психологического критерия проводятся следующие мероприятия: психологическая диагностика; построение прогноза успешности деятельности в данной профессиональной области; проверка прогноза по реальной эффективности осуществления профессиональной деятельности. При использовании тех или иных диагностических методик должна быть получена информация о ценностных ориентациях личности, мотивационной составляющей профессионального выбора, личностных чертах.

^ Прямая агрессия – агрессивное поведение, которое носит намеренный характер и цель которого не скрывается.

Психическое пресыщение – психическое состояние, впервые подвергшееся исследованию в школе К.Левина, вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью. Признаком наступления пресыщения выступает потеря интереса к работе, что может приводить к аффективным срывам, и неосознанное стремление к варьированию способов исполнения. Раннее наступление психического пресыщения может рассматриваться в качестве симптома психического заболевания и неврозов.

^ Психическое состояние – интегральная характеристика системы деятельностей индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций.

^ Психодиагностика (от греч. - душа и – распознавание, определение) – технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа, контент-анализ). Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.

^ Психологическая адаптация – приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

^ Психологическая защита – система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З.Фрейд, первый приступивший к проблеме психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. В дальнейшем в результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься.

^ Психологическая саморегуляция – целенаправленное изменение работы различных психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.

^ Психопатологические синдромы – устойчивые сочетания нарушений высших психических функций, обусловленные течением различных болезненных процессов. На основании совокупности психопатологических синдромов создается определенная клиническая картина различных психических заболеваний. Принято выделять следующие наиболее часто встречающиеся синдромы: апатический, астенический, галлюцинаторно-паранойяльный, депрессивный, ипохондрический, кататонический, Корсаковский (амнестический), маниакальный, парафренный, паранойяльный, паралитический, псевдопаралитический.

^ Психосоматика (от греч. - душа и - тело) – раздел медицинской психологии, занимающийся изучением психических факторов в развитии функциональных и органических расстройств. Существует ряд заболеваний, в которых роль психосоматических факторов чрезвычайно велика. Это гипертония, язва желудка, сахарный диабет, глаукома.

^ Психотерапия (от греч. - душа и - забота, уход лечение) – оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры и дискуссии) формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование.

^ Психотропные средства – лекарственные препараты, действие которых направлено на изменения в протекании психических процессов (когнитивных процессов, эмоций, поведения). Существует несколько основных типов психотропных средств, по разному действующих на психику: 1. Нейролептики, блокируя ретикулярную формацию мозга и снижая скорость проведения возбуждения, действуют успокаивающим образом (подавляют бред, галлюцинации, чувство страха, психомоторное возбуждение, агрессивность); 2. Транквилизаторы, за счет снижения возбудимости подкорковых отделов мозга, связанных с эмоциональными состояниями, снимают эмоциональное напряжение, чувство тревоги; 3. Седативные средства (валериана, бромиды), за счет снижения процессов возбуждения, сглаживают различные невротические расстройства; 4. Антидепрессанты (трициклические и ингибиторы моноаминоксадазы), тонизируя центральную нервную систему, способствуют осуществлению адренэргических процессов в мозге, применяются для лечения депрессивных состояний, улучшения общего психического статуса; 5. Психостимуляторы (производные пурина, сиднонимина), стимулируя процессы возбуждения в коре головного мозга и воздействуя на обмен норадреналина, обусловливают повышение умственной и физической работоспособности, уменьшение утомляемости и сонливости; 6. Психотомиметики (мескалин, псилоцибин) вызывают галлюцинации и бредовые расстройства.

, эмоций, внимания, произвольных действий, дифференциальную психофизиологию.

^ Расстройства памяти – ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Наиболее распространены следующие расстройства памяти: амнезия, гипомнезия.

Рационализация – форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, котрые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы.

Регрессия – форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического развития.

^ Релаксация (от лат. - облегчение, расслабление) – состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Разделяют долговременную релаксацию, которая происходит во время сна, гипноза, при фармакологических воздействиях, и относительно кратковременную, которая сменяется напряжением. Эффект релаксации используется как отдельный элемент в психотерапии (аутогенная тренировка, двигательная терапия, варианты с биологической обратной связью).

^ Ретроспекция (от лат. - назад и - смотрю) – мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной ряд.

Риск – действие, реализация которого ставит под угрозу удовлетворение какой-либо достаточно важной потребности. Ситуация риска основана на выборе из двух альтернативных вариантов поведения - связанного с возможной неудачей, с одной стороны, и предполагающего хотя бы минимальное сохранение уже достигнутого, с другой. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого при этом результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, который воспринимается как самостоятельная ценность.

Самовоспитание – выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Наиболее интенсивно осуществляется в подростковом возрасте.

Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Самосознание – осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Самоутверждение – стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими путем лишь словесных заявлений.

Самочувствие – система субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности. Включает в себя как общую качественную характеристику (хорошее или плохое самочувствие), так и частные переживания, различно локализованные (дискомфорт в частях тела, затруднения при выполнении действий, трудности понимания).

Сангвиник – темперамент в классификации Гиппократа. Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.

^ Свойства нервной системы – понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения динамических особенностей нервной системы, по большей степени генетически детерминированных, которые определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия физической и социальной среды. По мнению Павлова, существуют основные свойства нервной системы:

  1. Сила как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах;

  2. Подвижность как способность быстрого перехода от одного процесса к другому;

  3. Уравновешенность как одинаковая выраженность нервных процессов торможения и возбуждения. В дальнейшем к этому списку были добавлены следующие свойства;

  4. Динамичность как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций;

  5. Лабильность как скорость возникновения и окончания нервных процессов;

  6. Активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.

^ Сенсорная адаптация – изменение чувствительности анализатора, служащее для подстройки его к интенсивности раздражителя. При помощи сенсорной адаптации достигается повышение разностной чувствительности в зоне, граничащей с величиной раздражителя. В этот процесс включаются как периферические, так и центральные звенья анализатора.

^ Сенсорный порог – величина раздражителя, при достижении которой начинает возникать ощущение или другие реакции (соматические, вегетативные, электроэнцефалографические). В соответствии с этим различают нижний порог чувствительности сенсорной системы и порог реагирования эффектора, свидетельствующего об ответе организма на раздражитель.

^ Симптом (греч. - совпадение, признак) – телесные или психические признаки, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма

^ Синдром (греч. - сочетание) – группа признаков (симптомов), которые в силу общего механизма возникновения объединяются друг с другом закономерным и регулярным образом, характеризуя определенное болезненное состояние организма.

^ Смысловой барьер – непонимание, возникающее при общении, обусловленное тем, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию.

Сознание – форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно-исторической практики - это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.

^ Социализация (от лат. - общественный) – процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

^ Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

членом группы ставится вопрос, при ответе на который производит последовательный выбор и ранжирование других членов группы. Обычно в качестве подобного вопроса выступает вопрос о членах группы, предпочитаемых в тех или иных ситуациях.

Социореадаптация – процесса повторного включения индивида в общественный контекст и формирования у него компенсаторных социальных навыков после тяжелой болезни, из-за которой социальные контакты были нарушены. Включает в себя как трудовую, так и собственно социальную реадаптацию.

Стресс – понятие, введенное Г.Селье в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

Сублимация – форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

^ Сумеречное помрачение сознания – нарушение в деятельности сознания. Характеризуется глубокой дезориентировкой в окружающем мире при относительном сохранении логической последовательности действий. Сопровождается яркими и устрашающими галлюцинациями, возникают сильные аффекты страха, злобы и тоски и проявляется склонность к агрессивным действиям.

.

^ Тесты личности – тесты, служащие для определения выраженности мотивации, интересов, эмоций, отношений индивида, а также особенностей его поведения индивида в определенных ситуациях. По форме проведения выделяются проективные тесты, личностные опросники и ситуационные тесты.

.

^ Типология психопатических личностей П.Б.Ганнушкина – классификация патологических и околопатологических личностей. В ее рамках были описаны следующие типы: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституционально-глупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны.

Тревога – отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Тревожность – личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутри- и межличностного общения, например между родителями и детьми.

^ Тренинг прививкой стресса – психотерапевтический прием в рамках когнитивной психотерапии. Процедура его проведения заключается в том, что пациент, после овладения новыми способами осознания и оценивания происходящих с ним событий, помещается в типичные стрессогенные ситуации, которые моделируются психотерапевтом в контролируемых условиях и которые раз от раза все более усложняются. Данный прием имеет распространение прежде всего при лечении страхов и при устранении реакций гнева или агрессии.

^ Уровень притязаний личности – понятие, введенное К.Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

Утомление – временное снижение уровня работоспособности под действием фактора длительности воздействующей нагрузки. Обусловлено физическим и психическим истощением. При утомлении происходит вегетативная декомпенсация, увеличивается инертность неравных процессов, снижаются показатели чувствительности, внимания, памяти, мышления, возникают отрицательные эмоции (переживание усталости), снижается производительность труда по качеству и скорости.

^ Физиологическая психология – раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов высших психических функций. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.

^ Физическая агрессия – агрессивное поведение с использование физической силы, направленной против другого лица или объекта.

Флегматик – темперамент в классификации Гиппократа. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

^ Фобии (от греч. - страх) – навязчиво возникающие состояния страха. Различают эритрофобию, агорафобию, клаустрофобию, танатофобию. Возникновение фобий связано с развитием психозов, неврозов и психопатий.

^ Фрустрация (от лат. - обман, тщетное ожидание) – негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

^ Характер (от греч. c - черта, признак, примета, особенность) – индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.

Холерик – темперамент в классификации Гиппократа. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

Чувствительность – способность живого организма активно реагировать на раздражения. Принято выделять абсолютную и дифференциальную чувствительность.

^ Эйфория (от греч. - состояние удовольствия) – радостное, веселое настроение, которое не имеет объективных причин для своего появления и характеризуется достаточной стойкостью. В поведенческом плане наблюдается двигательное оживление, многословие, иногда психомоторное возбуждение. В качестве причин эйфории могут выступать олигофрения, поражения лобных долей мозга, некоторые психические расстройства.

^ Эмоции (от лат. - возбуждать, волновать) – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

^ Эмпатия (от греч. - сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

.

Я-концепция – система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие: 1. Я–физическое как схема собственного тела; 2. Я–социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; 3. Я–экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти. Формирование Я–концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Глоссарий icon Глоссарий по нормальной физиологии

Глоссарий icon Глоссарий терминов, связанных со спидом а

Глоссарий icon Глоссарий терминов по проектному анализу в энергетическом секторе

Глоссарий icon Лекционный комплекс 1 Обеспечение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуа­циях Глоссарий

Глоссарий icon Глоссарий по курсу внутренних болезней
Абсолютные противопоказания Такие состояния, когда по какой-то причине применение метода категорически...
Глоссарий icon Мультимедийный обучающий комплекс глоссарий: Репортажи о вич/спид разработано: Юлия Клайтон, координатор

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы