Содержание
Всестороннее педагогическое обследование ребенкаВ дошкольном возрасте Определение педагогических условий организации жизни ребенка Характер взаимодействия взрослых с ребенком Содержание программно-методического обеспечения Контроль динамики психофизического развития Эффективность коррекционного воздействия |
Базовые возрастные закономерности развития – ориентир определения коррекционно-развивающих задач и разработки содержания коррекционной помощи детям с нарушениями интеллекта Стратегия коррекционной помощи детям с нарушениями интеллекта на этапе модернизации образования в России Стребелева Е.А., д.п.н., профессор, ИКП РАО; Закрепина А.В. к.п.н., доцент, ИКП РАО Сборник материалов по итогам проведения Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии [Электронный ресурс: http://www.ikprao.ru/index_konf.html] Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Исходя из сложной структуры нарушений у детей указанной категории, усилия специалистов направлены на поиск и определение подходов к созданию педагогических условий для организации процесса обучения и воспитания, разработке образовательного маршрута для каждого ребенка. Многолетний опыт экспериментальных исследований в области коррекционной помощи детям с разной степенью выраженности нарушения интеллекта показывает, что стратегия педагогического воздействия выстраивается поэтапно: всестороннее обследование ребенка с целью определения возрастных и индивидуальных особенностей его развития; разработку индивидуальной программы; определение условий реализации этой программы; контроль динамики психофизического развития; оценка эффективности коррекционного воздействия. ^ направлено на выявление уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной) и всех видов детской деятельности. Эти данные позволяют специалистам определить возрастные и индивидуальные особенности его развития, разработать содержание индивидуальной программы коррекционного обучения. При разработке содержания коррекционно-развивающих задач ориентиром служат базовые возрастные закономерности развития, определяющие предметные области в основных линиях развития. При этом особое внимание уделяется формированию тех психологических новообразований, которые соответствуют возрасту ребенка, но еще не возникли у него и находятся в зоне потенциального развития. ^ педагогические усилия направлены на совершенствование общих и мелких движений; формирование систем сенсорных эталонов и мыслительной деятельности; активизацию положительного взаимодействия со сверстниками в игровой и продуктивных видах детской деятельности и т.д. Для ребенка школьного возраста значимыми в развитии являются формирование межличностных взаимоотношений с разными людьми; мотивообразующие установки на познание окружающей действительности; совершенствование высших психических функций; формирование учебной деятельности; развитие творческих способностей и т.д. ^ является важным в стратегии коррекционной помощи. К этим условиям относятся характер взаимодействия взрослых с ребенком; создание методической базы образования; включение родителей в педагогический процесс. ^ определяется закономерностями становления способов общения в онтогенезе. В этом процессе важно учитывать потребности и возможности ребенка к общению. У детей с нарушением интеллекта, чаще всего, не сформированы базовые потребности. Поэтому «обходные пути» к формированию потребности к общению выстраиваются только через взрослого, целенаправленно, с помощью педагогических технологий. ^ разрабатывается с учетом жизненно важных потребностей детей, лежащих в зоне их актуального и потенциального уровней развития. ^ основан на проверке уровня сформированности психологических новообразований, ведущей и типичных видов детской деятельности, а также навыков самостоятельности в быту, усвоенных в процессе коррекционно-развивающего обучения. ^ определяется путем оценки психологического возраста при переходе ребенка с одного возрастного этапа на другой. Это качественно отражается на специфичности отношений между ребенком и взрослыми, ребенком и сверстниками; иерархии видов деятельности и ведущего ее типа; основных психологических достижений, свидетельствующих о развитии его психики, сознания, личности. Исходя из возрастных закономерностей психофизического развития и учитывая особенности структуры нарушений при умственной отсталости, стратегия коррекционной помощи детям с нарушением интеллекта основана на следующих позициях: - организация коррекционной помощи детям с разной степенью выраженности интеллектуального нарушения на всех возрастных этапах; - создание условий и педагогических технологий, обеспечивающих решение задач коррекционно-педагогической поддержки ребенка с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы, соответствующей возрастным его возможностям и способностям; - разработка «нового» содержания учебно-методических материалов для процесса обучения и воспитания детей, ориентированного на формирование тех жизненных компетенций, которые способствуют их социализации; - проведение систематического мониторинга «достижений» ребенка в процессе его обучения и воспитания с целью оценки педагогических условий и эффективности коррекционного воздействия; - организация и разработка трудовой подготовки детей с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы в целях их социализации; - организация и разработка посильных трудовых рекомендаций для лиц с выраженными нарушениями интеллекта с целью социально-трудовой адаптации; - оказание педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта на разных его возрастных этапах; - профессиональное взаимодействие всех специалистов, включенных в коррекционный процесс при определении содержания деятельности каждого из них; - оказание коррекционной помощи для развития у детей индивидуальных творческих способностей в условиях дополнительного образования; - подготовка и переподготовка кадров в области специального образования, ориентированных на вариативные формы коррекционной помощи и новое содержание в соответствии с современными стандартами в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти стратегические позиции отражают тенденции социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ; позволяют в этом процессе реально учитывать возможности каждого ребенка с нарушением интеллекта. |
![]() |
Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития |
![]() |
Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной |
![]() |
Методические рекомендации по обучению и сопровождению детей со сложными (комплексными) нарушениями |
![]() |
Методические рекомендации «Направления коррекционной работы с подростками с нарушением интеллекта, |
![]() |
Информация для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта |
![]() |
«Дидактическая игра как коррекционное средство обучения математике детей с нарушениями интеллекта» |
![]() |
Родителям, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта. Старайтесь придерживаться следующих правил, |
![]() |
Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной |
![]() |
Пояснительная записка Совершенствование организации оказания медико-генетической помощи новорожденным Н. С. Парамонова, заведующая кафедрой педиатрии №2 Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
Образовательная программа курса «Формирование толерантного отношения к детям с психическими нарушениями». |