Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения icon

Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения





Скачать 63.03 Kb.
Название Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения
Дата конвертации 25.03.2013
Размер 63.03 Kb.
Тип Документы
Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения


Мясникова Л.В., к. пед. наук,

доцент кафедры

коррекционной педагогики

Педагогического института

СГУ им. Н.Г. Чернышевского


В соответствии с Конституцией Российской Федерации наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый гражданин страны без каких-либо ограничений имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 7, 43 Конституции РФ).

В статье 5 Закона об образовании закреплено, что государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. К сожалению, система ранней коррекционной помощи не урегулирована на законодательном уровне и имеет трудности в практике осуществления.

Одной из главных задач современного этапа развития отечественной специальной педагогики и психологии, таким образом, является создание единой государственной системы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Сегодня разрабатываются и внедряются различные варианты интеграции детей с нарушениями в развитии, совершенствуется диагностическая и лечебно-коррекционная база, открываются детские дошкольные учреждения комбинированного вида, группы кратковременного пребывания, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить квалифицированную помощь. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев эта помощь оказывается детям начиная с 3-летнего возраста. Таким образом дети раннего возраста с нарушениями в развитии (от рождения до трех лет) оказываются за рамками специального образования. Вместе с тем доказано, что квалифицированное педагогическое вмешательство именно в раннем возрасте играет решающую роль в развитии любого ребенка, тем более ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Особенно это касается детей с глубокими нарушениями зрения.

Зрение играет важную роль в восприятии окружающего мира. Врожденные или возникшие в раннем возрасте заболевания органа зрения значительно снижают количество получаемой информации, что приводит к выраженным отклонениям в психическом развитии ребенка. К сожалению, многие родители детей с нарушением зрения, стремясь решить проблему с помощью медицинской коррекции, забывают уделять внимание развитию своего ребенка. Вместе с тем первые годы жизни ребенка являются чрезвычайно важными для проведения психолого-педагогической коррекции, направленной на компенсацию слепоты и глубокого слабовидения.

Одной из наиболее эффективных форм помощи детям раннего возраста с нарушением зрения является, на наш взгляд, раннее домашнее сопровождение. Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого. Е.А. Иванова выделяет принципы сопровождения:

- приоритет интересов сопровождаемого;

- непрерывность сопровождения;

- комплексный подход к сопровождению.

Главной целью раннего домашнего сопровождения является психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушением зрения. Поскольку наиболее комфортно ребенок раннего возраста чувствует себя дома, в кругу родственников, основной формой работы являются домашние визиты тифлопедагога.

Задачи раннего домашнего сопровождения можно разделить на две группы:

  1. помощь ребенку с нарушением зрения:

- развитие сохранных анализаторов, развитие осязания и мелкой моторики, предметной деятельности;

- развитие общей моторики;

- развитие пространственной ориентировки;

- развитие навыков самообслуживания;

- ознакомление с окружающим;

- развитие речи и навыков общения;

- формирование навыков социально-адаптивного поведения;

- помощь в преодолении имеющихся отклонений в развитии и предотвращение появления новых;

2) помощь родителям детей с нарушением зрения:

- психологическая помощь (помощь в принятии и понимании ребенка, его дефекта);

- методическая помощь (просвещение по вопросам компетентного взаимодействия, обучения и развития ребенка со зрительной патологией);

- коррекция детско-родительских отношений;

- посредничество между семьей и другими службами;

- помощь в дальнейшем устройстве жизни ребенка, в выборе образовательного учреждения.

Тифлопедагог, осуществляющий раннее домашнее сопровождение, иногда бывает первым человеком, с которым родители делятся своими переживаниями по поводу будущего их ребенка, рассказывают о чувствах, которые они испытали, когда узнали, что их ребенок будет не такой, как все. Поэтому домашний консультант дожен уметь выслушать, оказать эмоциональную поддержку. Кроме того он должен знать:

- основы тифлопедагогики и тифлопсихологии;

- особенности развития детей раннего возраста;

- современные технологии обучения и развития детей раннего возраста с нарушением зрения;

- основы теории семейного воспитания.

Во время первого посещения семьи с родителями проводится беседа об особенностях развития детей с нарушением зрения раннего возраста, педагог отвечает на вопросы, касающиеся воспитания таких детей, выясняет, что тревожит родителей, рассказывает о перспективах развития ребенка, играет с малышом, чтобы выявить отклонения в его развитии и наметить программу дальнейшей коррекционно-педагогической работы.

Обычно домашний визит включает в себя:

- приветствие членов семьи,

- разговор или игру с братьями (сестрами) ребенка с нарушением зрения,

- обсуждение с родителями ребенка последней медицинской информации, качающейся состояния органа зрения и соматического здоровья малыша,

- совместное с родителями проведение занятия с ребенком, которое носит естественный игровой характер,

- обсуждение с родителями достигнутых ребенком успехов в ходе занятий,

- объяснение задания родителям, которое они должны выполнять в период между посещениями педагога.

Необходимо отметить, что при анализе проделанной родителями с ребенком работы педагог акцентирует внимание на успехах ребенка, на положительных моментах их взаимодействия с малышом. Ведь только обретя веру в собственные силы родители смогут развить свои педагогические способности, научиться жить по-новому со своим ребенком.

При составлении плана будущих занятий учитывается мнение родителей, для этого с ними обсуждаются наиболее важные для них на данный момент проблемы, в дальнейшем полученная информация используется для построения с ними эффективного взаимодействия.

Обычно появление в семье особого, не такого, как все, ребенка, приводит к тому, что родители рвут сложившиеся социальные связи, оказываясь в изоляции. Поэтому очень важна работа по организации неформальных встреч родителей на семинарах, тренингах по эффективному взаимодействию родственников с ребенком с тяжелой зрительной патологией. На этих встречах родители не только получают необходимую информацию об особенностях коррекционно-педагогической работы с их детьми, но делятся своими педагогическими находками, общаются, не стесняются обсуждать проблемы, связанные с их детьми. Эти встречи способствуют установлению личных контактов между родителями, дают возможность обменяться информацией о новых методах лечения детей. На них приглашаются врачи-офтальмологи, психологи, юристы. Результатом такой работы с семьями является создание в г. Саратове родительской группы взаимопомощи, состоящей из родителей детей-инвалидов по зрению, владеющих информацией о современных методах обучения и воспитания детей раннего возраста со зрительной патологией, готовых придти на помощь любой семье с аналогичной проблемой.

Рост удовлетворенности качеством раннего домашнего сопровождения со стороны родителей, повышение их психолого-педагогической и медицинской компетентности, выраженная динамика результатов коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с нарушением зрения могут считаться критерием эффективности работы домашних консультантов.

Создание службы домашнего сопровождения является одним из вариантов нового подхода в решении задач оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии, развитие такой службы будет способствовать развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, решению жизненных задач, что, в конечном итоге, облегчит успешную интеграцию детей в социальную и образовательную среду.

Литература:

  1. Е.А. Иванова. Раннее домашнее сопровождение. – С.-Пб, изд-во «Речь». – 2003 г.

  2. Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей. Нарушения зрения у детей раннего возраста. – М., изд-во «Экзамен». – 2004 г.

  3. G. Calvello. The Art of Home Visits. – American Printing House for the Blind, Louisville, KY. – 2000.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения icon Пояснительная записка Цель формирование компенсаторных способов деятельности с коррекцией отклонений

Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения icon Базовые возрастные закономерности развития – ориентир определения коррекционно-развивающих задач

Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения icon Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи»

Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения icon Приказ Минздравсоцразвития России №289 от 14 апреля 2006 г. Омерах по дальнейшему совершенствованию
В целях повышения доступности и качества стоматологической помощи детскому населению Российской Федерации...
Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения icon Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
В них рассматриваются вопросы ранней диагностики, а также особенностей развития познавательной сферы...
Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения icon Показатели доступности и качества медицинской помощи

Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения icon Распоряжение 06. 07. 2012г г. Оренбург №1473 Об обеспечении доступности и повышения качества онкологической

Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения icon Г. Тверь Критерии доступности и качества бесплатной медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной

Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения icon О выполнении мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» в части повышения доступности

Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения icon Приказ от 14 апреля 2006 г. N 289 о мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи
Я (кабинета)", "Порядком организации деятельности стоматологического кабинета образовательных учреждений",...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина