|
Скачать 63.03 Kb.
|
Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной помощи детям с нарушением зрения Мясникова Л.В., к. пед. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского В соответствии с Конституцией Российской Федерации наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый гражданин страны без каких-либо ограничений имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 7, 43 Конституции РФ). В статье 5 Закона об образовании закреплено, что государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. К сожалению, система ранней коррекционной помощи не урегулирована на законодательном уровне и имеет трудности в практике осуществления. Одной из главных задач современного этапа развития отечественной специальной педагогики и психологии, таким образом, является создание единой государственной системы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Сегодня разрабатываются и внедряются различные варианты интеграции детей с нарушениями в развитии, совершенствуется диагностическая и лечебно-коррекционная база, открываются детские дошкольные учреждения комбинированного вида, группы кратковременного пребывания, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить квалифицированную помощь. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев эта помощь оказывается детям начиная с 3-летнего возраста. Таким образом дети раннего возраста с нарушениями в развитии (от рождения до трех лет) оказываются за рамками специального образования. Вместе с тем доказано, что квалифицированное педагогическое вмешательство именно в раннем возрасте играет решающую роль в развитии любого ребенка, тем более ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Особенно это касается детей с глубокими нарушениями зрения. Зрение играет важную роль в восприятии окружающего мира. Врожденные или возникшие в раннем возрасте заболевания органа зрения значительно снижают количество получаемой информации, что приводит к выраженным отклонениям в психическом развитии ребенка. К сожалению, многие родители детей с нарушением зрения, стремясь решить проблему с помощью медицинской коррекции, забывают уделять внимание развитию своего ребенка. Вместе с тем первые годы жизни ребенка являются чрезвычайно важными для проведения психолого-педагогической коррекции, направленной на компенсацию слепоты и глубокого слабовидения. Одной из наиболее эффективных форм помощи детям раннего возраста с нарушением зрения является, на наш взгляд, раннее домашнее сопровождение. Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого. Е.А. Иванова выделяет принципы сопровождения: - приоритет интересов сопровождаемого; - непрерывность сопровождения; - комплексный подход к сопровождению. Главной целью раннего домашнего сопровождения является психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушением зрения. Поскольку наиболее комфортно ребенок раннего возраста чувствует себя дома, в кругу родственников, основной формой работы являются домашние визиты тифлопедагога. Задачи раннего домашнего сопровождения можно разделить на две группы:
- развитие сохранных анализаторов, развитие осязания и мелкой моторики, предметной деятельности; - развитие общей моторики; - развитие пространственной ориентировки; - развитие навыков самообслуживания; - ознакомление с окружающим; - развитие речи и навыков общения; - формирование навыков социально-адаптивного поведения; - помощь в преодолении имеющихся отклонений в развитии и предотвращение появления новых; 2) помощь родителям детей с нарушением зрения: - психологическая помощь (помощь в принятии и понимании ребенка, его дефекта); - методическая помощь (просвещение по вопросам компетентного взаимодействия, обучения и развития ребенка со зрительной патологией); - коррекция детско-родительских отношений; - посредничество между семьей и другими службами; - помощь в дальнейшем устройстве жизни ребенка, в выборе образовательного учреждения. Тифлопедагог, осуществляющий раннее домашнее сопровождение, иногда бывает первым человеком, с которым родители делятся своими переживаниями по поводу будущего их ребенка, рассказывают о чувствах, которые они испытали, когда узнали, что их ребенок будет не такой, как все. Поэтому домашний консультант дожен уметь выслушать, оказать эмоциональную поддержку. Кроме того он должен знать: - основы тифлопедагогики и тифлопсихологии; - особенности развития детей раннего возраста; - современные технологии обучения и развития детей раннего возраста с нарушением зрения; - основы теории семейного воспитания. Во время первого посещения семьи с родителями проводится беседа об особенностях развития детей с нарушением зрения раннего возраста, педагог отвечает на вопросы, касающиеся воспитания таких детей, выясняет, что тревожит родителей, рассказывает о перспективах развития ребенка, играет с малышом, чтобы выявить отклонения в его развитии и наметить программу дальнейшей коррекционно-педагогической работы. Обычно домашний визит включает в себя: - приветствие членов семьи, - разговор или игру с братьями (сестрами) ребенка с нарушением зрения, - обсуждение с родителями ребенка последней медицинской информации, качающейся состояния органа зрения и соматического здоровья малыша, - совместное с родителями проведение занятия с ребенком, которое носит естественный игровой характер, - обсуждение с родителями достигнутых ребенком успехов в ходе занятий, - объяснение задания родителям, которое они должны выполнять в период между посещениями педагога. Необходимо отметить, что при анализе проделанной родителями с ребенком работы педагог акцентирует внимание на успехах ребенка, на положительных моментах их взаимодействия с малышом. Ведь только обретя веру в собственные силы родители смогут развить свои педагогические способности, научиться жить по-новому со своим ребенком. При составлении плана будущих занятий учитывается мнение родителей, для этого с ними обсуждаются наиболее важные для них на данный момент проблемы, в дальнейшем полученная информация используется для построения с ними эффективного взаимодействия. Обычно появление в семье особого, не такого, как все, ребенка, приводит к тому, что родители рвут сложившиеся социальные связи, оказываясь в изоляции. Поэтому очень важна работа по организации неформальных встреч родителей на семинарах, тренингах по эффективному взаимодействию родственников с ребенком с тяжелой зрительной патологией. На этих встречах родители не только получают необходимую информацию об особенностях коррекционно-педагогической работы с их детьми, но делятся своими педагогическими находками, общаются, не стесняются обсуждать проблемы, связанные с их детьми. Эти встречи способствуют установлению личных контактов между родителями, дают возможность обменяться информацией о новых методах лечения детей. На них приглашаются врачи-офтальмологи, психологи, юристы. Результатом такой работы с семьями является создание в г. Саратове родительской группы взаимопомощи, состоящей из родителей детей-инвалидов по зрению, владеющих информацией о современных методах обучения и воспитания детей раннего возраста со зрительной патологией, готовых придти на помощь любой семье с аналогичной проблемой. Рост удовлетворенности качеством раннего домашнего сопровождения со стороны родителей, повышение их психолого-педагогической и медицинской компетентности, выраженная динамика результатов коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с нарушением зрения могут считаться критерием эффективности работы домашних консультантов. Создание службы домашнего сопровождения является одним из вариантов нового подхода в решении задач оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии, развитие такой службы будет способствовать развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, решению жизненных задач, что, в конечном итоге, облегчит успешную интеграцию детей в социальную и образовательную среду. Литература:
|