Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность icon

Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность





Скачать 212.66 Kb.
Название Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность
Дата 30.03.2013
Размер 212.66 Kb.
Тип Методическое пособие
ГОУ Центр

психолого-медико-социального сопровождения

«Росток»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ

ЛОГОПЕДОВ И ПСИХОЛОГОВ


Деятельность

ПМПК


Составители:

Ломакина Н.Г., к.п.н., учитель-логопед, дефектолог.

Иноземцева Ю.А., социальный педагог.


Редактор: Ковалёва С.Е., зам. директора по УВР, педагог-психолог.


Оформление: Клазинг И.Р., старший методист.


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"



^ Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июня 2009 г.
Регистрационный N 14145


В соответствии со статьей 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3215) и во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3926) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации прилагаемое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.

Министр образования А.А. Фурсенко


^ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ПРИКАЗ № 01-07/244 ОТ 02.02.2010

О внесении изменений в приказ ЗОУОДО от 07.09.2009г. №01-04/1343 “О работе окружной психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию классов КРО, групп и ДОУ компенсирующего вида, специальных (коррекционных) школ»


(выписка)

В связи с изменением в составе филиалов окружной психолого-медико-педагогической комиссии и открытием двух новых филиалов ОПМПК по комплектованию специальных (коррекционных) учреждений округа


приказываю:

1. Утвердить следующий состав филиала окружной психолого-медико-педагогической комиссии в ЦПМСС «Росток»:

Дорофеева И.В.- председатель комиссии.

Давиденко А.В.-учитель-дефектолог.

Гагкаева Е.С.- врач-психоневролог.

Ковалёва С.Е.-педагог-психолог.

Лас Е.А.- педагог-психолог.

Ломакина Н.Г.-учитель-логопед.

Иноземцева Ю.А.-секретарь.


2. Проводить комплектование образовательных учреждений в 2009-2010 учебном году:

-ЦПМСС «Росток» -детские сады: 582, 1269.


^ Начальник управления образования В.А. Бадил


Выписка из положения о

психолого-медико-педагогической комиссии


II. Основные направления деятельности и права комиссии

7. Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

г) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

8. Основными направлениями деятельности центральной комиссии также являются:

а) координация и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

9. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием


Деятельность логопункта и логогруппы


Специфика и

различия

Логопункт

Логогруппа

Организуется

В общеразвивающем, комбинированном, компенсирующем видах ДОУ; может быть организован как дополнительная услуга на договорной основе

В комбинированном, компенсирующем видах ДОУ; является основной образовательной деятельностью, финансируемой за счет бюджетных средств

Основание к зачислению

Диагностика логопеда ДОУ с 1 по 15 сентября

Направление ПМПК

Охват (из расчета одной ставки)

Несколько общеразвивающих групп

Одна коррекционная группа

Контингент детей(преимущественно)

С нетяжелыми речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР), но в силу ряда факторов (например, отдаленность от места жительства ДОУ со специализированными речевыми группами; нехватка мест в речевых группах и др.) дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами также могут быть зачислены на логопункт

Со сложными речевыми нарушениями ОНР 1,II,III уровня; осложненными формами ФФНР; заиканием

 

Наполняемость

Максимальная – 35 человек, минимальная – 20 человек, в зависимости от расположения (город, сельская местность)

Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – 10 человек; для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 12 человек; для заикающихся детей – 12 человек.

Взаимосвязь

Преимущественно с родителями (лицами, их заменяющими), воспитателями

С воспитателями, педагогами, специалистами, медицинскими работниками, родителями (лицами, их заменяющими)







Возраст

5-7 лет

3-7 лет

Формы работы

Индивидуальная, индивидуально-подгрупповая

Групповая (фронтальная), подгрупповая, индивидуальная

Длительность занятия

10-15 мин

Фронтальные – 25-30 мин, индивидуально-подгрупповые – 15-20 мин

Частота посещений

3-5 раз в неделю

1-2 раза в день (определяется тяжестью нарушения речевого развития, вариативностью форм занятий)

Основные задачи коррекционного процесса

Преодоление фонетических и фонематических недостатков речи; предупреждение нарушений чтения и письма

Коррекция нарушений устной речи: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи; предупреждение нарушений чтения и письма; активизация познавательной деятельности; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (их законных представителей)

Длительность пребывания

Зависит от тяжести речевого дефекта и колеблется от 1,5 месяцев до 1 года

Зависит от тяжести речевого дефекта и времени поступления, колеблется от 1 года до 4 лет

Пропускная способность

20-35 воспитанников в год

Зависит от срока коррекционно-развивающего обучения

Выпуск

Осуществляет логопед или ПМПк ДОУ

Осуществляется ПМПК



Обязанности психолого-медико-педагогической

комиссии (ПМПК) и

психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)





ПМПк обязан

ПМПК обязуется

1. Направлять детей с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях:

— при возникновении трудностей диагностики;

— в спорных и конфликтных случаях;

— при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.


1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.

 

2. Информировать ПМПК соответствующего уровня:

— о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;

— о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения;

— об эффективности реализации рекомендаций ПМПК ( предоставлять списки детей, зачисленных в группы по рекомендациям ПМПК не позднее 25.08 текущего года).

 

2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.

 




3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.

 




4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.

 




Противопоказания к зачислению

в логопедическую группу:


  • наличие у ребенка снижения слуха;

  • наличие таких нарушений зрения, которые определяют ребенка в категорию слепых или слабовидящих;

  • значительное снижение интеллектуального развития;

  • нарушения опорно-двигательного аппарата, приводящие к ограничению самообслуживания ребенка;

  • наличие психопатоподобного поведения;

  • наличие эпилептических припадков;

  • наличие у ребенка заболеваний, которые являются противопоказаниями к зачислению в детские учреждения общего типа.



^

Психолого-педагогическая

характеристика воспитанника


1. Общие сведения: ФИО, дата рождения, точный возраст на момент обследования.

2. Общее впечатление, внешний вид

  • опрятный, без особенностей;

  • выглядит старше/младше своего возраста, соответствует возрасту;

  • опрятный с некоторыми особенностями;

  • астения, выглядит соматически ослабленным;

  • особенности голоса: тихий; громкий; модулированный; монотонный;

  • устойчивый/неустойчивый контакт глазами.

^ 3. Общая характеристика поведения и деятельности

3.1.
Особенности контакта со взрослыми, проявление эмоциональных реакций, характер сотрудничества:

  • ребенок спокоен, проявляет заинтересованность, положительно реагирует на взрослого, легко вступает в контакт;

  • ребенок насторожен, для установления контакта требуется адаптационный период, доступен для контакта;

  • ребенок подчиняется взрослому, но коммуникативная активность недостаточная;

  • ребенок насторожен, не сразу подчиняется инструкциям, может проявить речевой негативизм, требуются дополнительные усилия для включения в деятельность, на контакт идёт неохотно.

  • ребенок возбужден, не может сосредоточиться, проявляет реакцию отказа, раздражительный вплоть до истерики, не удается вступить в контакт;

  • проявляет чрезмерную фамильярность, неряшливость. Все сметает со стола, деятельность не целенаправленная, хаотичность, импульсивность, включить в деятельность не удается;

  • не вступает в эмоциональный контакт и сотрудничество, молчит.

3.2. Наличие и выраженность интереса к предлагаемым занятиям:

  • проявляет выраженный устойчивый интерес к деятельности;

  • избирательность интереса, предлагает более легкие или знакомые задания;

  • в начале деятельности интерес выраженный, но снижается по мере утомления (работоспособность);

  • интерес снижается при неудачи. Требуется эмоциональная поддержка для продолжения, та же реакция на замечания, реакция на успех/неуспех (отчётливая, не выражена и т.п.);

  • слабый познавательный интерес. Ребенок импульсивен, его интересует не содержание а сам материал, требует новизны, не доводит до конца;

  • не проявляет интереса и в деятельность не включается (негативизм, аутично подобные реакции).

3.3. Понимание инструкции и ее характер, (словесная, жестовая):

  • понимает словесную инструкцию в полном объеме и действует адекватно;

  • требуется повторение и уточнение инструкции, нет быстрой концентрации, есть проблемы в понимании, логико-грамматических конструкций, недостатки памяти;

  • затрудняется в понимании трудной инструкции, требуется поэтапное предъявление;

  • требуется жестовое подкрепление или показ;

  • не понимает слов инструкции, жестовое подкрепление не улучшает результаты деятельности, улавливает только предлагаемую форму активности.

3.4. Характер деятельности и степень самостоятельности:

  • ребенок действует активно и целенаправленно самостоятельно, может обратиться за уточнением;

  • в начале деятельности необходима внешняя стимуляция или организация первого этапа, затем действует самостоятельно, но неуверенно (смотрит так или не так);

  • ребенок действует импульсивно, находит адекватный способ решения при помощи. Помощь и внешний контроль улучшают результат

  • значительные трудности в выполнении задания, может выполнять только со взрослым, поэтапно после обучения может выполнить аналогичное задание;

  • помощь малоэффективна, после обучения не может осуществить перенос в аналогичную ситуацию.


3.5.Особенности саморегуляции и самоконтроль:

  • внимателен, сосредоточен, возможны единичные ошибки, которые он сам исправляет и замечает, самокоррекция имеется/отсутствует;

  • ошибки исправляет при помощи;

  • допускает ошибки, самостоятельно и при помощи их не видит.

3.6. Способность к вербализации по вопросам:

  • самостоятельно дает словесный отчет;

  • вербализация только с помощью и по вопросам взрослого;

  • вербализация невозможна даже с помощью.


^ 4. Личностные особенности

4.1.
Общее умственное развитие:

  • знания об окружающем мире

  • владение основными мыслительными операциями (сравнение, обобщение и др);

  • выделение существенных и несущественных признаков предметов и явлений;

  • способность к обучению.

4.2. Интересы:

  • сфера интересов;

  • устойчивость;

  • избирательность;

  • осознанность;

  • активность интересов;

  • есть ли особые способности к какому либо виду деятельности, в чем они проявляются.


4 .3. Волевые черты характера:


  • настойчивость;

  • самостоятельность;

  • внушаемость;

  • упрямство;

  • пассивность;

  • активность;

  • целеустремлённость;

  • решительность;

  • выдержка;

  • сосредоточенность.

4.4.Самооценка:

  • заниженная;

  • завышенная;

  • адекватная.

4.5. Особенности аффективной среды:

  • устойчивость настроения, склонность к аффективным вспышкам, длительность и адекватность переживаний;

  • реакция на успех и неудачу;

  • преобладающее настроение, эмоциональная возбудимость;

  • активность, пассивность.


^ 5. Особенности поведения:

  • общая характеристика поведения;

  • выполнение требований взрослых, развитость навыков культуры поведения, наиболее типичные нарушения поведения, чем вызваны, наличие отклоняющего поведения, какие меры воздействия дают лучший результат.


^ 6. Особенности общения

Как ведет себя при общении с младшими, сверстниками, старшими:

  • доброжелателен;

  • агрессивен;

  • уравновешен и т.п.

Положение в коллективе:

  • пользуется ли уважением;

  • доверием, авторитетом;

  • чем определяется это отношение, доволен ли своим положением;

  • проявляет лидерские качества;

  • социально отгорожен.

Отношение к педагогам: есть контакт, степень доверия, уважения.


^ 7.Динамика изменения личностных особенностей

Основные проблемы в учении, общении, поведении, чем они вызваны.

Содержание оказываемой психолого-педагогической помощи:

  • диагностика;

  • профилактика;

  • развитие, коррекция.

Какие положительные изменения:

  • в характере;

  • поведение;

  • речи;

  • общении.


Какие отрицательные изменения:

  • в характере;

  • поведение;

  • речи;

  • общении.



Дата.

Подпись психолога, воспитателя.

Печать и подпись руководителя

образовательного учреждения.




Логопедическая характеристика

воспитанника ДОУ


При написании логопедической характеристики по итогам коррекционной работы на воспитанника, направляемого на повторное заседание ПМПК, обязательно логопед должен подчеркнуть речевую динамику, отметить изменения речи, которые произошли в результате логопедической работы.

В характеристике необходимо отметить:

  • точный возраст ребенка на момент поступления в группу и возраст, на момент написания динамической характеристики, особенности речи, в соответствии с возрастом ребенка;

  • изменения в состоянии общей и мелкой моторики;

  • особенности общего звучания речи до и после коррекции;

  • изменения в состоянии артикуляционного аппарата;

  • изменения звукопроизношения за описываемый период;

  • состояние фонематического слуха, анализа и синтеза, доступность данных категорий для ребенка;

  • особенности лексико-грамматического строя речи и связной указываются в сравнительном варианте относительно начала логопедических занятий;

  • подчеркивается динамика коммуникативной деятельности воспитанника в разных видах продуктивной деятельности (на разных занятиях, в игре, целенаправленной, учебной, свободной деятельности.

В конце характеристики логопед делает заключение о результатах коррекционной работы и указывает свое мнение о необходимости продолжения (или окончания, перевода в другое образовательное учреждение и т.д.) оказания логопедической помощи.


^ Дата

Подпись логопеда.


Печать и подпись руководителя образовательного учреждения.


Примерные окончательные формулировки логопедических характеристик


1. В настоящее время отмечается: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до10-15 слов), фразовая речь представлена однословными и двухсловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

Считаем необходимым продолжение коррекционного обучения в специализированной группе для детей с ОНР.


2. В настоящее время отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженный аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие и грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

^ Мнение логопеда


3. В настоящее время отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизм, проявляющийся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи: в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

^ Мнение логопеда.


Порядок изменения образовательного маршрута.


Бывают случаи, когда уже во время пребывания ребенка в логопедическом детском саду или группе у него выявляются дефекты слуха, интеллекта и прочие перечисленные выше противопоказания. Медико-педагогическая комиссия в данной ситуации решает вопрос об обязательном отчислении или переводе ребенка в специализированное учреждение соответствующего профиля на основании справка от ведущего специалиста, подтверждающего необходимость особого образовательного маршрута для данного ребенка.

ПМПК ЗАО:

ЦППРиК «Давыдково» (нарушение зрения).

ЦППРиК «Благо» (нарушение слуха).

ЦПМСС «Ново-Переделкино» (ЗПР).

ЦПМСС «Раменки» (ДЦП).


В случае необходимости повторного обучения в подготовительной логопедической группе ДОУ ребенка 7-летнего возраста, необходимо пройти повторно ПМПК в ЦПМСС «Росток» предоставив дополнительно:

Характеристику с места обучения ребенка.


Справку от психиатра с определением образовательного маршрута.


В тех случаях, когда психофизиологический статус ребенка позволяет направить его в учреждение для детей с нарушениями речи, медико-педагогическая комиссия определяет, в группу какого коррекционного профиля и на какой срок обучения он поступает.

Дети с недоразвитием фонетико-фонематическими нарушениями зачисляются в ДОУ с пяти- или шестилетнего возраста со сроком обучения 1 год при наполняемости 12 человек.

Дети с ОНР зачисляются в группу сроком от 1 года до 4-х лет.

Дети с ринолалией и дизартрией зачисляются в группу с фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. Дополнительно логопед с ними проводит индивидуальные занятия на протяжении всего периода обучения.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991.


2.Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М.: Просвещение, 1978.


3.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М.: КОГИТО-Центр, 1996.


4.Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов. /Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н./ - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.


5.Логопедия. Учебник для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология». /Под ред. Волковой Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др./ - М.: Просвещение, 1989.


6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. М., 1995.


7. Типовое положение о дошкольном учреждении и группах для детей с нарушениями речи. М., 1970.


8.Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи (Нарушения речи детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью). Методическое пособие. /Под ред. Волковой Л.С., / - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007


Памятка родителям

Необходимые документы

для прохождения ПМПК


  • Заявление родителей.

  • Копия паспорта одного из родителей (законный представителей).

  • Копия свидетельства о рождении ребенка ( паспорт – для детей старше 14 лет).

  • Копия полиса обязательного мед. страхования.

  • Копия справки, подтверждающая факт установления инвалидности.

  • Индивидуальная программа реабилитации, для имеющих инвалидность.

  • Направление логопеда районной поликлиники.

  • Выписка из истории развития ребенка (форма 112/у).

  • Медицинская карта ребенка (форма 026/у-2000).

  • Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (форма 027/у).

  • Заключение психиатра детского (подросткового) по месту жительства ребенка (для детей с нарушением интеллекта, речи (желательно) лор и окулист.

  • Психолого-педагогическая характеристика на обучающегося или воспитанника ОУ.

  • Копия справки о постановке на очередь в д/с.



Дни приёма документов на ПМПК ЦПМСС «Росток»


ЧЕТВЕРГ 1400 - 1600ч.


Заседания ПМПК ЦПМСС «Росток» проходят

ПОНЕДЕЛЬНИК

1000-1300ч.

1500-1800ч.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность icon Пособие рекомендуется для студентов, обучающихся специальной педагогике и психологии, а также может

Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность icon Методическое пособие для психологов и педагогов Астана, 2008

Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность icon Тесты для логопедов (учителей-логопедов) доу выберите более точное определение дизартрии

Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность icon Учебное пособие предназначается для студентов дефектологических и дошкольных факультетов, а также

Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность icon Пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений. Автор: Н. Е ильякова

Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность icon Учебно-методическое пособие минск Белмапо 2006
Методическое пособие предназначено для врачей-стоматологов государственных и частных лечебных учреждений....
Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность icon Учебно-методическое пособие минск Белмапо 2006
Методическое пособие предназначено для врачей-стоматологов государственных и частных лечебных учреждений....
Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность icon Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников и студентов вузов

Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность icon Социальные игры пособие для педагогов, психологов, социальных работников и вожатых Костанай, 2007

Методическое пособие для логопедов и психологов деятельность icon Учебно-методическое пособие предназначено для аспирантов, научных работников, врачей различных специальностей,

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы