|
Скачать 173.94 Kb.
|
Судебно-психологическая экспертиза 3. Психологическая экспертиза эмоциональных состоянийНазначается в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенное в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта) и это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений. Насильственные преступления против личности нередко являются завершающей фазой конфликта между преступником и потерпевшим. При этом нередки случаи, когда жертва спровоцировала преступное поведение обвиняемого. "Целостный акт отражения всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов знания и отношения, интеллектуального и "аффективного", из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего", (Рубинштейн С.Л., Бытие и сознание, М., 1957, с.264). Высокая степень эмоциональных переживаний специфически воздействует на характер познавательных процессов и на структуру сознания субъекта. Это воздействие приводит к эффекту "сужения" сознания, что, в свою очередь, делает деятельность субъекта односторонней, не гибкой. К числу эмоциональных состояний, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением, относятся состояния физиологического аффекта (сильное душевное волнение), стресс (психическая напряженность) и фрустрация. Рассмотрим последовательно характеристики каждого из них. ^ Аффект. Характеризуется краткостью и "взрывным" характером, которое обычно сопровождается ярко выраженными вегетативными (изменение цвета лица, выражения глаз и т.п.) и двигательными проявлениями. Интенсивная реализация физических и психологических ресурсов человека. Обычно протекает в течение нескольких десятков секунд. Состояние аффекта дезорганизующе воздействует на высшие психические функции, резко снижается контроль сознания за поведением в целом. Одним из последствий аффективного состояния является частичная утрата памяти (амнезия) в отношении событий, которые непосредственно предшествовали аффекту и происходили в период аффекта. ^ Существует несколько механизмов возникновения аффекта.
Особенностью физиологического аффекта является то, что он воспринимается как необычная, парадоксальная, чуждая личности подследственного форма реагирования. Зачастую подследственный положительно характеризуется по месту работы и в быту, имеет позитивные социальные установки и высокий самоконтроль поведения. Однако взаимоотношения с потерпевшим можно характеризовать как конфликтные, которые воспринимаются подследственным как безвыходные, неразрешимые. Пусковым стимулом аффекта может служить как агрессивное, угрожающее действие потерпевшего, так и незначительное, внешне безобидное воздействие, играющее роль "последней капли", переполнившей чашу терпения. Подверженности аффекту способствуют предшествующие неблагоприятные условия, воздействующие на обвиняемого - бессонница, хроническая усталость, перенапряжение, болезненное состояние и др. Момент аффективной разрядки наступает неожиданно для самого обвиняемого, помимо его волевого контроля. Происходит частичное сужение сознания - ограничивается поле восприятия, внимание целиком концентрируется на предмете насилия. Сознание переполняется слепой яростью, гневом, обидой; изменяется внешний вид - искажаются черты лица, изменяется его цвет, расширяются глаза. Обвиняемый слабо реагирует на внешнее воздействие, может не обращать внимания на собственные раны. Поведение приобретает негибкость, становится упрощенным, утрачиваются сложные моторные навыки, требующие контроля сознания, действия стереотипизируются, доминируют двигательные автоматизмы - отсюда множественность наносимых ударов, их однотипность, скученность и явная избыточность. Произвольность при этом снижается, но усиливается энергетика, движения приобретают резкость, стремительность, непрерывность, большую силу. Длительность этого состояния может колебаться от нескольких секунд до нескольких минут, после чего наступает резкий и стремительный спад эмоционального возбуждения, нарастает состояние опустошенности, крайней усталости, происходит медленное осознание содеянного, часто сопровождающееся чувством раскаяния, растерянности, жалости к потерпевшему. Необходимо различать физиологический и патологический аффект (острое кратковременное психическое расстройство), для которого характерно: глубокое помрачение сознания; бурное двигательное возбуждение; полная (или почти полная) амнезия. Действия в состоянии патологического аффекта отличаются большой разрушительной силой, а в постаффектной стадии наблюдается глубокий сон. Патологический аффект - это болезненное состояние психики, а поэтому его экспертная оценка должна осуществляться врачом-психиатром. Состояние алкогольного опьянения. Правомерно назначение СПЭ на предмет аффекта в отношении обвиняемого, находившегося в состоянии алкогольного опьянения, особенно в случае легкой степени опьянения. ^ Рекомендуется в процессе допроса свидетелей или потерпевших задать им следующие вопросы:
а) цвет его лица? б) глаза (бегающие зрачки, суженные или расширенные)? в) тремор рук или других частей тела? г) особенности интонации голоса?
а) плакал; б) сидел неподвижно; в) пытался оказать помощь жертве; г) адекватно отвечал на вопросы; д) каков был темп его речи (ускоренный, замедленный, нормальный); е) каково было содержание его высказываний.
Также в процессе допроса следователем необходимо выяснить:
Эмоциональными состояниями, дезорганизующими поведение подследственного, однако, не достигающими глубины физиологического аффекта, могут быть стресс и фрустрация. 3.2. СтрессВ психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особо экстремальных состояниях. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную его дезорганизацию. Объективные признаки, по которым можно судить о стрессе: физиологические проявления (повышенное артериальное давление, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение дыхания и пр.); психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении. В результате такого большого напряжения человек может мобилизовать свои силы, или, наоборот, в результате эмоционального напряжения, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом. Различают физиологический и психологический стресс. Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации, с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида. Возникновение психологического стресса в определенных жизненных ситуациях может отличаться в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия человеком ситуации. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессы и универсальные ситуации, вызывающие психологическое напряжение у всех людей. Эти факторы являются очень важными при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике. СПЭ не ограничивается простой констатацией факта, был аффект или не был. Перед экспертом стоит задача установления причинных связей эмоциональных реакций подэкспертного. Описание закономерностей возникновения этих реакций у подэкспертного помогает суду и следствию осветить важные аспекты, отражающие юридическое понятие "внезапно возникшее сильное душевное волнение". Важным является также отграничение физиологического аффекта от фрустрации. 3.3. ФрустрацияФрустрация - это психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности человека, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями. Фрустрационные ситуации характеризуются двумя обязательными условиями: наличие актуально значимой потребности и наличие препятствий для осуществления этой потребности. Необходимым признаком фрустрации является сильная мотивированность личности к достижению цели, удовлетворению значимой потребности и наличие преграды, препятствующей достижению этой цели. Поведение человека в состоянии фрустрации может характеризоваться в двигательном беспокойстве, в апатии, агрессии и деструкции, в регрессии. Для фрустрационного состояния характерно нарушение мотивированности и целесообразности, при псевдофрустрационном поведении сохраняется одна из вышеперечисленных характеристик (например, находясь в состоянии ярости, человек ведет себя целесообразно). Псевдофрустрационное поведение характеризуется частичной утратой контроля со стороны воли человека, однако, оно целесообразно, мотивированно и сохраняет контроль со стороны сознания. Фрустрационное поведение - это то поведение, которое не контролируется ни сознанием, ни волей человека, оно дезорганизовано и не имеет содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации. При таком поведении свобода осознания и волеизъявления ограничена. В связи с этим фрустрацию можно выделить, как особое состояние, которое может рассматриваться юристами как смягчающий фактор. Исследование лиц, совершивших преступление в состоянии фрустрации, выявили у них основные личностные и поведенческие характеристики, предрасполагающие к преступлению. Это глубокая эмоциональная вовлеченность в ситуацию, тенденция оценивать свои потребности как высокозначимые, недостаточная адекватность поведения. Фрустрация проявляется не только в агрессивных формах поведения. В некоторых случаях наблюдается уход в себя (эмоциональное замыкание) с целью ослабления эмоционального дискомфорта. Иногда наблюдаются регрессивные формы поведения. На специфику поведенческих реакций существенное влияние оказывают личностные характеристики, особенно степень эмоциональной устойчивости. Эмоциональная неустойчивость проявляется у субъекта в повышенной чувствительности и эмоциональной раздражительности, в повышенной возбудимости, недостатке самоконтроля, тревожной самооценке. Внутренние факторы, обуславливающие завышенную значимость потребностей, определяются интеллектуальными и личностными характеристиками подследственного. Такие личности характеризуются неадекватной самооценкой, низким уровнем психической адаптации, эгоцентризмом, ригидностью, слабыми коммуникативными способностями. Состояние фрустрации может способствовать возникновению сильного душевного волнения, и его можно рассматривать как смягчающее вину обстоятельство. ^ Необходимость проведения посмертной СПЭ может возникнуть при расследовании дел различной категории. Прежде всего, она проводится в отношении лиц, совершивших самоубийство, когда возникает вопрос о доведении до самоубийства. Посмертная СПЭ может быть назначена при проверке фактов насильственной смерти, когда следствие разрабатывает версии о возможности убийства, замаскированного под самоубийство, или, наоборот, самоубийства, замаскированного под убийство. Заключение данного вида экспертизы может также помочь разграничить самоубийство и смерть в результате несчастного случая. Объектом посмертной СПЭ всегда является погибший человек, и эксперты всегда решают следующие задачи:
Данный вид экспертизы по праву относится к числу наиболее сложных и ответственных, поскольку эксперты лишены возможности проведения очного экспериментально-психологического обследования подэкспертного. Решение экспертных задач целиком основывается на собранных следствием материалах уголовного дела, и от их качества, полноты, объективности зависит обоснованность, надежность и эффективность выводов экспертов. Материалы уголовного дела, подготовленные к производству данной экспертизы, должны содержать не только показания лиц, знавших погибшего, но и его письма, записные книжки, личные дневники, записки, а также рисунки, стихи, прозу и т.п. важная информация может содержаться на видео- и аудиокассетах, в памяти компьютера и на дискетах. Для обоснованного ответа на вопросы эксперты должны располагать по возможности исчерпывающими сведениями о личности погибшего, его характере, особенностях эмоционального реагирования, стиле поведения в конфликтных ситуациях, а также о ситуации, сложившейся вокруг погибшего накануне расследуемого события и его отношении к этому. По мнению исследователей, суицид является следствием социально-психологической дезадаптации личности, когда человек не видит для себя возможности дальнейшего существования в сложившихся условиях. Так, вероятность дезадаптации повышается в периоды социально-экономической нестабильности в обществе. Особенно критическим оказывается "время потери надежд", когда общественный подъем сменяется упадком, что усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых из ее членов. Наиболее сильно это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспективы для развития (Фоменко: " У России есть два шанса выйти из кризиса: реальный и фантастический. Реальный - это если прилетят инопланетяне и помогут выйти из кризиса. И фантастический - россияне сами справятся с этой проблемой"). Неприспособленными в этой ситуации являются социально незащищенные и те, кто больше других подвержен депрессии, подавленности, безнадежности, кто больше других уязвим в отношении стресса, импульсивен, не уверен в себе, склонен к сомнениям, зависим от окружающих. Слабыми в этой ситуации оказываются и те, кто недостаточно гибок, бескомпромиссен, обладает повышенной требовательностью к себе. Острое состояние дезадаптации может возникнуть вследствие тяжелой болезни, жизненных неудач, потери близкого человека. В любом случае при оценке тяжести и глубины социально-психологической дезадаптации личности рассматриваются три компонента:
Самоубийства различаются по своему значению психологическим мотивам. В их основе часто осознанно или неосознанно содержится мотив-аппеляция к чувствам близких людей или к общественному мнению, стремление получить помощь или поддержку. В таком случае они могут принимать вид демонстрации, являться истинными или шантажом, имитацией. По своему значению суицид может принимать парадоксальный характер поступка, выхода из конфликтной ситуации (как последний неоспоримый аргумент в споре). При сборе информации о личности погибшего не следует пренебрегать сведениями о его развитии в детстве, школьной успеваемости, характере взаимоотношений в родительской семье. *** Если возникнет предположение, что погибший был не вполне психически полноценным, здоровым человеком - имел травмы головного мозга, отличался странностями в поведении и т.п., то необходимо назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. В генезисе суицида нельзя не учитывать роли семьи - ближайшего окружения человека. Внутрисемейная обстановка способна успешно компенсировать суицидогенные проявления человека, но может и усиливать или даже провоцировать их. ^ В СПЭ диагностика приобретает особую важность в связи с тем, что ее результаты, как и результаты экспертизы в целом, существенно влияют на возможность применения наказания, его вид и размер, принимаемое по делу решение. Психодиагностика индивида может применяться как диагностика личности, интеллекта, способностей и деятельности. Одним из классических методов научного исследования, в частности диагностического, является метод наблюдения. Он состоит в планомерном и целенаправленном восприятии субъекта наблюдения, его деятельности. Перед наблюдением как методом СПЭ ставится ряд требований: оно должно быть объективным, характеризоваться однозначностью замысла, допускать возможность контроля. Может быть постоянным или временным, сплошным или выборочным. Хорошие результаты дает в естественных условиях без вмешательства эксперта в обычное протекание событии. Недостатки: наблюдатель находится в пассивной позиции, вынужден ждать, когда появится интересующие его явление или состояние. Не дает возможности количественного анализа полученных результатов; с его помощью нельзя установить причины того или иного психического явления, процесса или состояния. Для изучения личности и психологических особенностей человека применяют метод беседы. С его помощью выявляют отношение обследуемого к людям, социальным ценностям, событиям, собственному поведению, определяется общеобразовательный и культурный уровень, интересы, мировоззрение, личностные особенности поведения, тип темперамента, эмоциональные, волевые признаки, т.е. социально-психологические особенности. Информация анализируется в нескольких аспектах:
беседа результативнее всего тогда, когда она максимально приближена к естественным для испытуемого условиям. Недостатки: выводы о психических особенностях испытуемого приходится делать на основании ответов самого испытуемого. Однако в комплексе с другими методами может быть достаточно информативной. Метод интервью. Может применяться на начальном этапе экспертизы в целях выработки рабочей гипотезы и определения психологических переменных (процессов, состояний, явлений), интересующих эксперта, а также для дополнения, уточнения, расширения данных, полученных с помощью других методов. От беседы отличается большей формализованностью, стандартностью вопросов, наличием главной темы. Недостатки: подавление непосредственности ответов, потеря эмоционального контакта, активизация механизмов защиты испытуемого. Биографический метод. Состоит в собирании и анализе материалов, характеризующих жизненный путь и развитие психических процессов, свойств и явлений обследуемого. Позволяет проследить процесс формирования конкретного человека, глубже понять его индивидуально-психологические качества, черты характера, склонности, способности и т.д. Объектом выступают прежде всего письменные источники: автобиография, докладные записки, рапорты, выступления в прессе, дневники, письма, жалобы, мемуары. Анализ этих документов в некоторой степени совпадает с технологией такого метода, как анализ продуктов деятельности. Отличие между этими методами касается круга источников: в биографическом методе объектом анализа выступают источники, выполненные как самим испытуемым, так и документы о нем, во втором случае - это только документы, материалы, выполненные самим испытуемым. Предусматривает использование контент-анализа как средства реконструкции того, что в тексте письменных источников, особенно автобиографических документов, не отображено, не представлено прямо. Контент-анализ может использоваться как самостоятельный метод; при применении биографического метода используется как вспомогательный. Если СПЭ проводится в отношении лиц с задержками, отставаниями или патологиями развития, применяют метод анамнеза. Совокупность сведений о жизни исследуемого, перенесенных им заболеваниях, начале и течении болезни, условиях жизни, работы и лечении испытуемого. Источником информации служит сам испытуемый или его близкие и родственники. Анамнез может быть субъективным и объективным. Первый имеет место в медико-психологических исследованиях и состоит в получении информации от самого испытуемого. Второй может иметь место в тех случаях, когда субъективный анамнез затруднен или невозможен вследствие временного или хронического психического расстройства, сенсорных затруднений восприятия и передачи информации испытуемым. Оба анамнеза дополняют друг друга. Недостатки: значительный момент субъективизма в наличной информации, поскольку она получена от самого испытуемого и близких ему лиц, возможность целенаправленного или преднамеренного искажения ими имевших место обстоятельств. Кроме приведенных выше, в СПЭ могут применять стандартизированные отечественные и зарубежные методы исследования личности и ее структуры, интеллекта, познавательных процессов. Они базируются, в основном, на двух подходах к диагностированию особенностей личности. Один из них реализуется в опросниках, предназначенных для описания и оценки человеком самого себя, другой - в применении проективных методов, предназначенных для получения информации от испытуемого и оценки экспертом с ее помощью психологических особенностей личности. Опросник - это набор вопросов, каждый из которых должен быть логически связан с основной проблемой исследования. Формулировка вопросов значительно влияет на содержание ответов. К опросникам предъявляется ряд требований: они должны поддаваться статистической обработке, допускать возможность интерпретаций, быть надежными, и валидными. Опросник Айзенка. Состоит из двух параллельных форм А и В, что позволяет проводить повторное исследование, исключив запоминание исследуемым данных ранее ответов. Содержит 57 вопросов, требующих альтернативных ответов "да" и "нет". Имеет шкалу "лжи", с помощью которой возможно выявление тенденций испытуемого на сокрытие, обман, симуляцию. Рассматривает структуры личности, как состоящую из трех факторов: интроверсии-экстраверсии, нейротизма-эмоциональной устойчивости, психотизма-нормальности. ММРI. Состоит из 556 утвердительных высказываний, на которые испытуемый отвечает "верно", "неверно", "не могу сказать". Рассчитан на лиц, старше 16 лет. Содержание вопросов охватывает такие сферы личности как здоровье, социальные, политические, сексуальные отношения, образование, семью, работу, а также наиболее известные невротические и психотические типы поведения (маниакальные состояния, галлюцинации, фобии, садистские и мазохистские наклонности). Опросник Р.Кеттела. 16 факторов, характеризующих структуру личности. Опросник А.Е.Личко (патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)), который базируется на концепции акцентуаций характеров ( для подростков 14-18 лет). ^ ориентированы на изучение не вполне осознаваемых проявлений личности с помощью неопределенных стимулов. Тест Роршаха. Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Тест Розенцвейга. Изучение реакций на фрустрацию. Метод “незаконченных предложений”. Ассоциативный тест. Метод пиктограмм. Метод самооценки. Исследования познавательной сферы: метод объяснения сюжетных картинок Восприятие: метод отыскивания чисел с помощью таблиц Шульте. Внимание: метод Бурдона (корректурная проба). Мышление: метод исключения предметов, метод сравнения понятий, метод классификаций. C:\WINDOWS\Рабочий стол\юридическая\СПЭ\экспертиза.doc |