|
Скачать 485.98 Kb.
|
1. Описание методик и процедуры исследования «Фрайбургский личностный опросник» Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, ММР1, EPI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Оснащение. Опросник с инструкцией и бланк ответного листа в количестве, соответствующем числу одновременно исследуемых лиц. Опросник FP1 содержит 12 шкал; форма B отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике - 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, а X-XII — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно. Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения. Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде. Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоционального состоянии со склонностью к аффективному реагированию. Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности. Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенное, оптимистичности и активности. Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию. Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах. Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников. Шкала Х (экстраверсия — интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированности. Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой. Шкала XII (маскулинизм — феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому. ^ . Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, что не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с onросником. ^ . Первая процедура касается получения первичных, или «сырых», оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются «окна» в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с «окнами» шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола. Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы (табл. 1). Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности. ПротоколФамилия, имя, отчество___________________________________Дата_____ _________Возраст_________________^
Таблица 1. Перевод первичных оценок в стандартные
^ следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к средним — 4-6 баллов, к высоким — 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценки по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов. Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека. ^ Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Г.И. Балашовой. Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг – диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Полное тестирование с обработкой занимает 20-30мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: УД = Сумма пр. + Сумма обр., где Сумма пр. – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям номер 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19; Сумма обр. – сумма цифр «обратных» зачеркнутым, к высказываниям номер 2,5,6,11,12,14,16,17,18,20. Например: У высказывания номер 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания номер 5 зачеркнуть ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания номер 6 зачеркнуть ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания номер 11 зачеркнуть ответ 4 – ставим в сумму один балл. В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов. Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». 1 – никогда или изредка 2 – иногда 3 – часто 4 – почти всегда или постоянно ^ (Авторы: Л.И.Вассерман, О.Ф.Крышсп, Е.Б.Клубова) Механизмы психологической защиты обеспечивают регулятивную систему стабилизации личности, направленную, прежде всего, на уменьшение тревоги, неизбежно возникающей при осознании конфликта или препятствия к самореализации, прежде всего в виде той или иной формы патологии. В широком психологическом контексте психологическая защита срабатывает тем или иным образом при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний и во многом определяет поведение личности, устраняющее психический дискомфорт и тревожное напряжение. Во многих современных концепциях психотерапии психологической защите отводится функция преодоления чувства неуверенности в себе, собственной неполноценности, защиты ценностного сознания и поддержания стабильной самооценки. Очевидно, что психологическая защита может быть успешной или неуспешной, конструктивной или деструктивной. По своим проявлениям - это форма бессознательной психической активности, формирующейся в онтогенезе на основе взаимодействия типологических свойств с конкретно-историческим опытом развития личности в определенной социальной культуре. Диагностика особенностей психологической защиты - весьма сложная задача для медицинских психологов и психотерапевтов. Одним из способов ее решения, может быть моделирование в эксперименте различных ситуаций на вербальном уровне с помощью специальной методики. Ответы испытуемых с известной вероятностью могут выявлять различные механизмы защиты личности. Опросник ИЖС (авторский вариант - LSI) базируется на психоэволюционной теории Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана. Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика связывает личностную диспозицию с определенной эмоцией, с определенным защитным механизмом. Вместе они образуют систему, структурированную таким образом, что соседние секторы обозначают сходные диспозиции, например, мания и истерия, а противоположные - противоположные диспозиции, например, мания - депрессия. Опросник ИЖС (LSI) представляет собой текст инструкции и девяносто семь утверждений. Испытуемый должен отметить те высказывания, которые соответствуют его поведению или состоянию. Испытуемому даются следующие инструкции: «Прочитайте приведенные ниже высказывания. Выберите из них только то, которые соответствуют вашему поведению и состоянию, и отметьте их в бланке для ответов. Помните, здесь нет ни плохих, ни хороших ответов». Бланк для регистрации ответов представляет собой решетку, у которой вертикалям соответствуют номера утверждений, а горизонталям шкалы, соответствующие 8 измеряемым защитным механизмам: А -отрицание, В - вытеснение, С - регрессия, D - компенсация, Е - проекция, F - замещение, G - интеллектуализация, Н - реактивное образование. Ответы в нем фиксируются следующим образом: Нет- напротив соответствующего номера утверждения делается отметка в крайней левой графе; Да - отметка делается в одну из колонок справа в круглые скобки. Время заполнения опросника составляет от 15 до 20 минут. Подсчет результатов осуществляется по бланку ответов, который является одновременно и ключом. При этом подсчитываются только положительные ответы по каждой шкале, представляющие собой «сырые» очки, которые в дальнейшем могут быть сравнены со средненормативными показателями по выборке стандартизации, или переведены в процентильные показатели. Последние показывают условное расположение испытуемого в выборке стандартизации в соответствии с ее процентным распределением. Процентильные показатели предложены авторами методики, с их помощью можно получить отражение полученных результатов в удобной графической модели. Она демонстрирует одно из основных теоретических положений, лежащих в основе методики - попарную полярность измеряемых механизмов. В качестве дополнительного может использоваться также предложенный нами вторичный показатель, который представляет собой сумму «сырых» баллов по всем шкалам. Он был создан в соответствии с предположением, что в основе своей все защитные механизмы, несмотря на их полярность или дополнительность друг другу; выполняют одну и ту же функцию (в большинстве своем - снижение уровня тревоги) и таким образом в соответствии с этим «общим знаменателем» могут быть объединены в некую общую ЗАЩИТУ «Я». Таким образом, суммарная оценка шкальных оценок может отражать уровень ее выраженности, который был назван Степень Напряженности Защиты (СНЗ). Интерпретация полученных данных производится в соответствии с описанными ниже определениями исследуемых видов механизмов психологической защиты. «Осгуд-жизнь» Цель проведения методики – изучение отношения личности к жизни. Опросный лист включает в себя 58 полярных прилагательных, которые являются признаками жизни, например, «Жизнь, это: «хорошее - плохое», «приятное - неприятное», «красивое - отвратительное», «сильное - слабое». Испытуемому предлагается оценить своё отношение к жизни по шкале от (+3) баллов до (-3) баллов. Обработка и интерпретация результатов. Если общее количество баллов позитивных оценок жизни больше, чем общее количество баллов негативных оценок жизни – это норма, если наоборот, то присутствует психологическая проблема… Опросный лист Инструкция: «В этом опроснике речь идет о том, как вы видите и оцениваете понятие - ЖИЗНЬ. Пожалуйста, отметьте свое впечатление, обведя соответствующую цифру в шкале. Центр шкалы — 0, вправо и влево она простирается от 1 до 3». «Осгуд-смерть» Цель проведения методики – изучение отношения личности к смерти. Опросный лист включает в себя 58 полярных прилагательных, которые являются признаками смерти, например, «Смерть, это: «хорошее - плохое», «приятное - неприятное», «красивое - отвратительное», «сильное - слабое». Испытуемому предлагается оценить своё отношение к смерти по шкале от (+3) баллов до (-3) баллов. Обработка и интерпретация результатов. Если общее количество баллов негативных оценок смерти больше, чем общее количество баллов позитивных оценок смерти – это норма, если наоборот, то присутствует психологическая проблема... Опросный лист Инструкция: «В этом опроснике речь идет о том, как вы видите и оцениваете понятие - СМЕРТЬ. Пожалуйста, отметьте свое впечатление, обведя соответствующую цифру в шкале. Центр шкалы — 0, вправо и влево она простирается от 1 до 3». В исследовании принимали участие 2 группы военнослужащих - военнослужащие проходящие службу по контракту в составе 60 человек, дифференцированные на две подгруппы: первая группа – служившие в «горячих точках», в составе 30 человек; вторая группа – имеющие служебный опыт только в условиях нормальной, мирной жизни. ^ По рассмотренным выше методикам было проведено исследование. Результаты исследования по Фрайбургскому личностному опроснику военнослужащих, не принимавших участие в боевых действиях, представлены в таблице … Таблица … Результаты исследования по Фрайбургскому личностному опроснику военнослужащих первой группы
Как видим, в первой группе большая часть испытуемых показали низкий уровень невротичности и спонтанной агрессивности, отсутствие склонности к депрессивному синдрому (во всей группе лишь один человек с высоким показателей по этому фактору). Они показали средний уровень эмоциональной устойчивости, высокий уровень общительности и устойчивости к стрессу, низкий уровень реактивной агрессивности и склонности к стрессовому реагированию, низкий уровень эмоциональной лабильности. Результаты исследования во второй группе – в группе военных, участвовавших в боевых действиях в горячих точках, представлены в таблице … Таблица Результаты исследования по Фрайбургскому личностному опроснику военнослужащих второй группы
Иные результаты получены в ходе обследования по данной методике во второй группе военнослужащих. В данной группе большая часть испытумых показала высокий уровень невротичности, не низкий как в первой группе, а средний уровень спонтанной агрессивности, высокий уровень раздражительности, средний уровень общительности. По шкале уравновешенности половины испытуемых получила средние и половина низкие оценки – то есть в целом оценки низкие. Реактивная агрессивность у большинства средняя. В целом можно говорить о высоких показателях по предрасположенности к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, низком уровне открытости окружающим людям. Высока эмоциональная лабильность. Сравнение результатов исследования в двух группах представлено на рис. … ![]() Рис. … Результаты исследования двух групп по Фрайбургскому личностному опроснику Таким образом, результаты исследования в двух группах значительно отличаются друг от друга. Во второй группе значительно выше средние показатели по шкале невротичности, которые характеризуют уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. Также испытуемые, принимавшие участие в боевых действиях, показали более высокий уровень психопатизацию интротенсивного типа. Их высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения. У военнослужащих второй группы выше результаты по шкале депрессивности, которая дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде. Во второй группе выше показатели по шкале раздражительности, которая позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоционального состоянии со склонностью к аффективному реагированию. Вторая группа показала более высокие баллы по шкале общительности, которая характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки во второй группе военнослужащих позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности. Во второй группе ниже устойчивость к стрессу. Высокие оценки первой группы свидетельствуют в данном случае об их хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенное, оптимистичности и активности. Вторая группа показала выше результат и по шкале реактивной агрессивности, которая имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки военнослужащих данной группы свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию. Высокие оценки испытуемых второй группы по шкале застенчивости отражают их предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах. Ответы испытуемых обеих групп по шкале открытости позволили охарактеризовать их отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Полученные оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале говорят об искренности ответов испытуемых обоих групп при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников. Испытуемые второй группы показали более высокие результаты по экстравертированности личности. Испытуемые второй группы показали более высокую эмоциональную лабильность. Их высокие по сравнению с первой группой оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки первой группы характеризуют не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой. Испытуемые в обеих группах показали высокие результаты исследования по шкале маскулинизм, что свидетельствует о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу. Далее было проведено исследование по методике «Шкала депрессии». Сначала исследовалась группа военнослужащих, не принимавших участие в боевых действиях. Результаты исследования этой группы по данной методике представлены в таблице … Таблица Результаты исследования по методике «Шкала депрессии» военнослужащих первой группы
В первой группе большая часть испытуемых (16 человек или 53,3%) показала средний уровень депрессии. У 12 человек (что составляет 40,0%) показатели низкие. Только 2 человека (это 6,7%) продемонстрировали высокие показатели уровня депрессии. Результаты исследования по данной методике во второй группе представлены в таблице … Таблица Результаты исследования по методике «Шкала депрессии» военнослужащих второй группы
Среди военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в горячих точках, низкий уровень депрессии, то есть ее полное отсутствие не наблюдается ни у кого. У 10 человек (что составляет 33,3%) уровень депрессии средний. У наибольшей доли испытуемых (у 12 человек, это 40%) он высокий. Очень высокий уровень депрессии выявлен у 8 человек (26,7%). Наглядно результаты исследования уровня депрессии в двух группах военнослужащих представлены на рисунке …
Рис. … Результаты исследования уровня депрессии в двух группах военнослужащих Таким образом, если в первой группе военнослужащих у 40% испытуемых выявлено состояние без депрессии, то во второй группе таковых выявлено не было совсем. Меньше в ней и испытуемых с легкой депрессией ситуативного или невротического генеза. При этом если в первой группе субдепрессивное состояние или маскированная депрессия была выявлена лишь у 7%, то во второй – у 27%. В первой группе отсутствуют испытуемые с очень высокими показателями депрессии. А во второй группе истинное депрессивное состояние выявлено у 40% испытуемых. Следовательно, во второй группе испытуемых, у военных, принимавших участие в боевых действиях в горячих точках, общий уровень депрессии гораздо выше. Далее было проведено исследование по методике «Индекс жизненного стиля». Результаты исследования двух групп военнослужащих представлены на рисунке … ![]() Рис. … Результаты исследования двух групп военнослужащих по методике «Индекс жизненного стиля» Значительной разницы в полученных результатах двух групп нет. Военнослужащие обеих групп чаще используют одни и те же механизмы психологической защиты: 1. Регрессия В классических представлениях «регрессия» рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. Также к этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознанию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности. 2. Компенсация Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с «идентификацией». Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит в ситуациях необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому, не становятся частью самой личности. Ряд авторов обоснованно считают, что «компенсацию" можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ. Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или ситуаций сверхудовлетворением в других сферах —, например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение за счет унижения обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых «компенсация» - наиболее характерный тип психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности. 3. Замещение Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разряде подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и не «опасного». В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации» но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъектом могут совершаться неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение. 4. Интеллектуализация Этот защитный механизм часто (особенно в психотерапевтической литературе) обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя сущностное их значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или (фрустрирующей) ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.Василюка (1984), в том, что она, по-существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций». При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. Также в шкалу интеллектуализации-рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью. Далее проводилось исследование по методике «Осгуд-жизнь и осгуд-смерть». Результаты исследования по этой методике первой группы представлены в таблице … Таблица Результаты исследования по методике «Осгуд-жизнь и осгуд-смерть» военнослужащих первой группы
В первой группе положительные оценки к жизни преобладают у 28 человек (это составляет 93,3% от общей численности испытуемых данной группы). Отрицательные оценки преобладают лишь у двоих испытуемых (это 6,7%). Положительные оценки к смерти при этом преобладают у 14 человек (что составляет 46,7% к общему числу испытуемых данной группы). А отрицательные преобладают у 16 человек (53,3%). Результаты исследования по данной методике во второй группе представлены в таблице … Таблица Результаты исследования по методике «Осгуд-жизнь и осгуд-смерть» военнослужащих второй группы
Во второй группе военнослужащих результаты другие. Здесь у 22 человек (73%) преобладают отрицательные оценки отношения к жизни и у 16 человек (53,3%) выявлено положительное отношение к смерти. Наглядно результаты исследования в двух группах представлено на рисунке … ![]() Рис. … Результаты исследования двух групп военнослужащих по методике «Осгуд-жизнь и осгуд-смерть» Таким образом, в двух группах наблюдается значительная разница в отношении к жизни и смерти. У военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, значительно выше оценки отрицательного отношения к жизни и оценки положительного отношения к смерти. Итак, в ходе проведенного исследования выяснилось, что военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в горячих точкам, обладают рядом психологических особенностей, характеризующих их состояние как достаточно тяжелое. Поэтому необходимо проводить с ними коррекционную работу (которая в литературе носит название психо-социальной реабилитации). ^ Очень важно правильно организовать работу в направлении психологической реабилитации. Важно своевременно начинать работу по социально-психологической реабилитации. Реабилитация должна начинаться сразу же после окончания боевых действий, даже если эта пауза в служебно-боевой деятельности временная. Необходимо признавать высокую значимость выполненных ими задач и высокую оценку их служебно-боевой деятельности, проявленных при этом лучших боевых качеств даже если общий итог боевых действий имел неуспешный характер. Требуется создавать атмосферу заботы, психологической поддержки военнослужащих со стороны командиров, выравнивание их отношения к военнослужащим, допустившим ранее проступки и нарушения. Как показал проведенный опрос, у многих участников боевых действий все еще не произошел вывод из вовлеченности в боевую ситуацию. Для этих людей характерно наличие значительного уровня высокостимулированной боевыми стрессами психической и физической энергии. Весь этот потенциал нуждается в реализации, т.е. накопленная энергия должна иметь выход. Поэтому необходима организация занятий, требующих физической нагрузки, однако не превышающей объема общей нагрузки, предусмотренных программой боевой подготовки. В этот период необходимо методом наблюдения проводить диагностику психических состояний с целью своевременного выявления военнослужащих с признаками непосредственных посттравматических расстройств психики. Эта работа должна проводиться на самом начальном этапе реабилитации. Военнослужащие, имеющие непосредственных посттравматических расстройств психики нуждаются в оказании медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии. Первая необходимая им помощь может заключаться в проявлении участия, заботы и заинтересованности их переживаниями в достаточной степени может быть заключена. В индивидуальных беседах с этими военнослужащими необходимо дать возможность высказать им все наболевшее, внимательно их выслушать, проявив при этом заинтересованность их рассказам. На следующем этапе целесообразно разъяснить, что с ними происходит и то, что это временные переживания, которые присущи всем, кто был в бою. Кроме того, необходимо сформировать у этих военнослужащих чувство товарищеской поддержки и уверенность, что его понимают и всегда готовы ему помочь. Самое главное - не допустить возникновение чувства одиночества и вовлеченности человека в это чувство. Характерным явлением постстрессовых реакций человека после боевых действий является повышенная тяга к спиртному и наркотикам, что наблюдается более чем у половины опрошенных участников боевых действий. Это особенно характерно при отсутствии какого-либо занятия, физической работы, хорошо и интересного организационного отдыха, музыкальных и др. форм досуговой работы. Когда подобные факты имеют место, то меры воздействия в отношении военнослужащих не должны быть излишне жесткими и строгими. В данном случае необходимо разъяснить опасность употребления алкоголя и наркотиков именно в той ситуации, так как алкогольная и наркотическая зависимость в период постстрессовых реакций могут стать необратимыми и привести к трагедии. Следующий этап эффективно организованной психосоциальной реабилитации должен быть основан на комплексе мероприятий по формированию поддержки военнослужащих, выполнявших служебно-боевые задачи как в сфере социально-правовых отношений, так и в сфере общественной психологии, морально-нравственных отношений. Иными словами, должна быть реализована в той или иной степени потребность этих людей в общественном признании, выполняемого ими долга и их общественной поддержки. Этот этап реабилитации чреват возникновением межличностных конфликтов между самими участниками боевых действий, когда часть военнослужащих не принимала непосредственного участия в выполнении отдельных служебно-боевых задач. Возникающее раздражение по поводу равных себе людей, но не переживших того, что пришлось пережить им, зачастую вызывает агрессию, причем не только у солдат, сержантов по призыву, но и у офицерского состава. Исходя их этого, необходимо продумать и организовать мероприятия, например с выносом знамени и митингом, чтобы возвратившиеся воины чувствовали себя истинными виновниками торжества. Особым направлением деятельности социального работника должны стать подготовка и проведение массовых культурно-досуговых мероприятий по пропаганде боевой деятельности личного состава, совершенных подвигов, примеров мужества, добросовестного выполнения своего воинского долга, причем не только отдельных воинов, но и целых подразделений, экипажей, расчетов. Формы работы: тематические вечера, вечера-портреты, вечера чествования героев, вечера мужества и т.п. Для участия в этих мероприятиях необходимо привлечь представителей местных органов власти, общественности, родителей, родственников, членов семей военнослужащих, эффективно использовать отснятые в районе действия видеоматериалов, фотодокументов. Однако основные усилия реабилитации должны быть в этот период сосредоточены на специальных мероприятиях, проводимых психологами, психиатрами, медицинскими работниками, и в первую очередь на психодиагностике, психофизиологическом обследовании, медицинских осмотрах и на работе по психорегуляции, психокоррекции, мероприятиях психотерапевтического характера. В первую очередь в поле пристального внимания специалистов должны попасть военнослужащие с признаками постравматических реакций, которые у них наблюдались на начальном этапе реабилитации непосредственно после окончания боевых действий. Но необходимо иметь в виду, что эти реакции могут иметь отсроченный характер и проявиться через значительный период времени после получения психической травмы практически у любого военнослужащего. Диагностика психических состояний, уровня нервно-психической деятельности, проводимая психологами и психиатрами, должна быть основным содержанием работы в ходе медицинского обследования участников боевых действий после их возвращения из районов выполнения военной задачи. Особое внимание должно быть уделено проведению бесед как групповых, так и индивидуальных, в ходе которых необходимо сориентировать в проблемах, возникающих в процессе их реадаптации к обычным условиям жизнедеятельности. А также психологических особенностях этого периода, дать понять, что это вполне естественный процесс, который, в конечном счете, позволит обрести душевное равновесие и психологический комфорт, отсутствие которого в настоящее время не является чем-то из ряда вон выходящим и не должно вызывать тревог и опасений за свое будущее. Необходимо иметь в виду, что данный этап чреват суицидальными попытками у некоторых военнослужащих, которые в большей степени оказались подвержены психотравмирующему воздействию боевой обстановки. Особое место в общей системе работы по психосоциальной реабилитации должна занимать работа с семьями военнослужащих, участвующих в боевых действиях. Эта работа должна быть еще до их возвращения домой. Обстановка в семье, семейные отношения оказывают важнейшее влияние на психологическое состояние военнослужащих, особенно после возвращения их из района боевых действий. |