|
Скачать 249.42 Kb.
|
Коррекция нарушений осанки с помощью различных методик ЛФК НОРМАЛЬНАЯ ОСАНКА характеризуется симметричным расположением частей тепа относительно позвоночника.
Как видите, определить правильность осанки может не только врач-специалист, но и вы сами: для этого надо только осмотреть человека спереди, сзади и в профиль. Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки не считающимися, впрочем, заболеваниями в полном смысле этого слова. При дефектах осанки - функциональных изменениях опорно-двигательного аппарата - образуется новые условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. Существуют определенные типы нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. В сагиттальной плоскости (сутулость, круглая спина, плоская спина, кругло-вогнутая и плосковогнутая спина) Круглая спина: характеризуется уменьшением изгибов шейного, и особенно поясничного, и увеличением физиологического изгиба грудного отдела позвоночника. Характерные внешние признаки: наклоненная вперед голова, свисающие плечи, крыловидные лопатки, дугообразная спина, выпяченный живот, уплощенные ягодицы, уменьшенный угол наклона таза, слегка согнутые в коленях ноги, иногда согнутые в локтях руки. При круглой спине связки и мышцы спины растянуты. В патологической физиологии установлено, что длительное сведение концов каждой ткани (мышц, сухожилий, связок и т.д.) вызывает стойкое укорочение их, равно как и длительное растягивание ведет к стойкому удлинению. Укорочение же грудных мышц ограничивает движение в плечевом суставе; дети с круглой спиной не могут поднять руки вверх до отказа, движения у них – по сокращенной дуге. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении за неприспособленной партой и столом. Именно поэтому в школах необходимо чаще прерывать длительное сидение учеников за партой и проводить физкультурные минутки. Кифоз- это искривление позвоночника кзади, возникающее на почве какого-нибудь болезненного процесса, тогда как круглая спина является в большинстве случаев результатом неправильной осанки, вредных влияний учебных или профессиональных занятий, неправильной позы во время сна. Различают ряд морфологических признаков, связанных с круглой спиной (запавшая грудная клетка, дугообразная спина, несколько свисающий живот), вызывающих нарушение деятельности внутренних органов. Растянутые связки и мышцы спины вследствие слабости не обеспечивают максимальное разгибание позвоночника, что отражается на глубине вдоха и уменьшении дыхательной экскурсии грудной клетки. Укороченные брюшные мышцы плохо растягиваются и затрудняют экскурсию диафрагмы, что снижает жизненную емкость легких и понижает колебание внутрибрюшного давления. В связи с неблагоприятным воздействием круглой спины на функциональное состояние внутренних органов необходимо как можно раньше начать борьбу с этим дефектом осанки, используя для этой цели, как профилактические средства, так и систематические упражнения. Запущенные формы круглой спины приобретают устойчивый характер и весьма трудно поддаются исправлению, переходя в более сложные аномалии позвоночника. Из других дефектов осанки в сагиттальной плоскости чаще всего встречается кругло-вогнутая спина. Этот тип осанки характеризуется увеличением физиологических изгибов в переднезаднем направлении. В верхней половине туловища изменения почти те же, что и при круглой спине (уплощенная грудная клетка, свисающие и наклоненные вперед плечи и т.д.); в нижней же половине происходят противоположные изменения. Вследствие увеличения угла наклона таза увеличена поясничная кривизна, поясничная область сильно прогнута вперед, брюшная стенка вяла, растянута (отвислый живот), что может служить причиной птоза (опущение органов брюшной полости). Этот дефект осанки может возникнуть из-за длительного пребывания в положении лежа («калачиком» во сне). При таком положении мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Положение же таза в значительной степени зависит от равномерной тяги этих мышц, и при ее нарушении наклон таза и, следовательно, поясничная кривизна позвоночника увеличиваются, что и наблюдается при стоянии в вертикальном положении. В связи с этим правильная установка таза является ключом к исправлению деформации. Исправление этого дефекта протекает более успешно, чем коррекция круглой спины. Но, конечно, прежде всего необходимо устранить его причины. Иногда в практике и в медицинской литературе употребляется термин «сутуловатость». Вряд ли это правильно. Сутуловатость включает в себя элементы круглой и кругло-вогнутой спины, а также грудного кифоза. Сутуловатость встречается не только при дефектах осанки, но даже у хорошо сложенных атлетов и легко устраняется с помощью специальных упражнений. Также не следует считать нозологической формой вялую осанку («неряшливая» осанка), наблюдаемую у детей с крайне слабым физическим развитием. Плоская Спина. Характеризуется уменьшением физиологических изгибов и даже иногда перемещением их. В норме наиболее глубокое западение поясничного лордоза находится на уровне 3-го поясничного позвонка, а на уровне 12-го грудного позвонка уже заметен переход поясничного лордоза в грудной кифоз с вершиной его на 6 позвонке. При плоской же спине нижняя половина поясничного отдела позвоночника представляется плоской, и только с 3-го позвонка начинается небольшой лордоз, который простирается до 8-го грудного позвонка, откуда начинается незначительный кифоз. Иногда вместо поясничного лордоза наблюдается кифоз, что может служить указанием на рахит в раннем возрасте. При плоской спине физиологические изгибы, особенно в поясничной области позвоночника, стерты, и поэтому рессорная функция его снижена, что отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга при беге, прыжках и других продвижениях. Основной первопричиной уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза. Грудная клетка у плоскоспиных детей также уплощена, узкая. Мышцы спины ослаблены, лопатки чаще всего отстоят от позвоночника. Дети с такой осанкой особенно предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагающими моментами в образовании плоской спины является рахит, слишком раннее усаживание ребенка, ведущее к сильному кифотическому выпячиванию поясницы, впоследствии трудно поддающемуся исправлению. В практической работе встречаются атипичные формы плоской спины, а именно: лордозирование в нижнегрудном или среднегрудном отделе. В таких случаях упражнения, связанные с прогибанием, противопоказаны. Лечение плоской спины должно заключаться в придании нормального угла наклона и одновременно гармоничному укреплению мышц туловища. Плоско-вогнутая спина. Является вариантом плоской спины, встречается редко. Этот вид осанки имеет черты сходства с плоской спиной, но в ряде случаев усиливается крестцово-поясничный лордоз. Таз сильно наклонен вперед и смещен кзади. Сильно выпячены кзади ягодицы. Поясничная область значительно втянута, грудная же и шейная части представляются уплощенными. Указанные патологические изменения при плоско-вогнутой спине создают функциональную неполноценность позвоночника. Сколиоз. Сколиозом называется боковое искривление позвоночного столба с наличием скручивания позвоночников вокруг вертикальной оси (торсия). В современном понимании, сколиоз это симптом сколиотической болезни, которая является полиэтиологическим заболеванием, характеризующимся определенным симптомо – комплексом морфологический и функциональных изменений позвоночника, грудной клетки и внутренних органов. Наличие искривлений во фронтальной плоскости без торсии позвонков относятся к сколиотической осанке. При структурном истинном сколиозе возникает сложная деформация позвоночника с торсией и искривлением позвонков в 3-х плоскостях. Это не просто деформация – это болезнь, которая имеет различные причины, но схожую клиническую картину. Причины возникновения и классификация. В зависимости от происхождения (этиологии) сколиозы подразделяются на врожденные, приобретенные и идеопатические. Врожденные: формируются внутриутробно приблизительно 2-3% от всех истинных сколиозов. В основе их лежат аномалии развития позвоночника. Типичным является возникновение одиночных и множественных клиновидных позвонков и полупозвонков, синостозов тел и дужек позвонков, недоразвитие межпозвонковых дисков. Встречается синостозы (сращения) и добавочные шейные ребра и как следствие разное число ребер с одной и с другой стороны. Дуга искривления врожденных сколиозов короткая. Торсия отмечается только на месте аномалии. Деформация стойкая, мало поддается коррекции. Диспластические сколиозы возникают вследствие недоразвития костной системы и спинного мозга, в основе которой лежит системная патология соединительной ткани, что является генетически обусловленным заболеванием. Наиболее часто встречаются следующие дисплазии позвоночника: недоразвитие 12-ой пары ребер (их отсутствие или укорочение) люмбализация кресцового позвоночника, сакрализация 5-го поясничного позвонка, наличие spina bifida, т.е. незаращение дужек позвонка, отсутствие остистого отростка. Дисплазия костной системы отражается в укорочении одной ноги, ассиметрии костей таза и др. В связи с ростом статической нагрузки на позвоночник диспластический сколиоз проявляется у детей с 2-х 3-х летнего возраста. Приобретенные сколиозы. По причине возникновения м.б. травматические, операционные, ожоговые, ишиалгические (при корешковом синдроме), паралитические привычные (условно – рефлекторные), статические и др. Сколиоз м.б. следствие порочных поз при отдыхе, чтении, ношение тяжелого портфеля только в одной руке и др. При устранении причин вызывающих привычный сколиоз, дальнейшее прогрессирование деформации м.б.. приостановлено. Идеопатические сколиозы. Этиология их не ясна. По течению: сколиозы подразделяются на прогрессирующие и стабильные. Различают сколиозы по форме общего искривления, по искривлению его отделов, по взаимо компенсации дуг и по степени деформации позвоночника. Выделяют 2-е основных формы сколиоза:
Лечение. Должно быть комплексным. Массаж используется в комплексном лечении как общеукрепляющее средство, а также для коррекции характерных для сколиоза мышечных изменений. Которые приводят к перераспределению мышечного тонуса, т.е. повышению тонуса и укорочению мышц одной стороны и гипотонии и растяжению симметричных мышц другой. Со временем миоадаптивные реакции закрепляются в виде устойчивого патологического статико – динамического стереотипа. Постоянная функциональная перегрузка мышц приводит к появлению в них дистрофических изменений. В мышцах появляются очаги уплотнения, кроме этого болезненность и дряблость укороченных мышц и истончение растянутых. Развитие сколиотической деформации сопровождается закономерным формированием межпозвонковых функциональных блоков, компенсаторной гипермобильности, не оптимального статико – динамического стереотипа. Искривление позвоночника при сколиозе всегда включает структурный и функциональные компоненты. Консервативные методы лечения не могут оказывать непосредственного влияния на структурные изменения позвоночника, но устранение функционального компонента нередко удается приостановить прогрессирование сколиоза благодаря уменьшению ассиметричной нагрузки на позвонки, что достигается массажем, а также мануальной терапией. Особенность массажа в лечении СБ заключается в дифференцированном воздействии на мышцы спины, груди, живота, ягодиц и конечностей. Так напряженные укороченные мышцы расслабляются и растягиваются. На расслабленных мышцах используются тонизирующие приемы. Дополнительным эффективным средством лечения СБ является сегментарный массаж, а также точечный массаж. ^
Режим щадяще тренирующий (РД2) назначается больным с не прогрессирующими компенсированными формами сколиоза 2-3 степени. Режим исключает нагрузки на позвоночник, связанные с длительным сидением, бегом, прыжками. Режим тренирующий (РД3) назначается больным имеющим сколиоз 1 степени, не прогрессирующие формы. Назначается дозированная нагрузка, элементы спортивных игр, занятия определенными видами спорта.
^ ЛГ начинается с выбора исходных положений. В начале курса лечения ЛГ должна проводится в разгрузочных для позвоночника положениях (лежа на спине; животе; на боку со стороны выпуклости позвоночника, подложив под бог на уровне искривления валик; стоя на четвереньках). По мере укрепления мышечно-связочного аппарата занятия ЛГ проводятся в исходном положении стоя, у снаряда, на снарядах (гимнастическая скамейка, стенка), выполнение упражнений в ходьбе. Во время занятий ЛГ нужно вырабатывать мышечно-суставное чувство осанки посредствам прикосновения спины к опоре. Обязательным при формировании правильной осанки является использование зрительного контроля перед зеркалом. При выполнении упражнений следует придерживаться следующих правил.
Чтобы избежать увеличение мобильности позвоночника, необходимо:
По мнению Кона, уменьшить любую деформацию позвоночника значительно легче, чем сохранить достигнутую коррекцию. В комплексы надо вводит упражнения на самовытяжение укороченных мышц в разгрузочных положениях: на животе, спине, на четвереньках. При этом могут быть использованы различные приспособления. Рекомендованы занятия: плавание, лыжи, элементы игры в волейбол, баскетбол, стрельба из лука в корригирующих позах. Противопоказаны виды спорта, которые увеличивают мобильность позвоночника (художественная и спортивная гимнастика, акробатика и связанные с сотрясением тела, статическими нагрузками: тяжелая атлетика и т.д.) Механотерапия Представляет собой одну из форм лечебной физкультуры содержанием которой является дозированные, ритмически повторяющиеся физические упражнения на специальных тренажерах, аппаратах, тренажерах с целью восстановления подвижности в суставах, укрепление и растяжение мышц, повышение общей работоспособности. В основу механотерапии заложен принцип релаксации и стабилизации мышц. Подбор средств и методов механотерапии проводится строго индивидуально с учетом типа и степени сколиоза, возраста и физического развития ребенка. ^ Комплекс 1 (для дошкольников и учеников младших классов)
Примечание: 1) Комплекс выполняется дома после предварительной проработки в кабинете ЛФК под контролем инструктора; 2) каждое упражнение (кроме дыхательных) вначале проделывать 6 раз, затем каждые 3 дня увеличивать количество повторений на одно, и так до 12 раз, после чего следует менять комплекс; 3) к этому комплексу можно добавить два упражнения для ног в положении стоя из общей «зарядки»: одно дать после второго упражнения, другое – после пятого; 4) при выполнении упражнений не задерживать дыхание. Комплекс 2 (для учеников младших классов)
Комплекс 1 (для учеников старших классов)
Комплекс 2 (для учеников старших классов)
Примечание: по мере освоения упражнений и при достаточной тренировке рекомендуется комплекс упражнений проделывать 2 раза в день. ^ (максимальное выпрямление кривизны позвоночника) И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, подбородок на тыльной поверхности кистей рук, положенных друг на друга, голова, туловище и ноги составляют прямую линию. 1. Руки вверх, «тянуться». Голова и туловище, плечевой пояс не отрываются от пола. 2. То же, но дети громко считают до 5-10 (т.е. отсчитывают выдержку в «вытяжении»). 3. То же, но тянуться до протянутой веревочки или до касания пальцами рук учеников, лежащих напротив. 4. То же, но руки через стороны вверх, тянуться как в упражнении 1,2,3 5. И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Руки вверх и тянуться. 6. И.п. – сидя, ноги скрестив («по-турецки»). Руки вверх, тянуться. 7. И.п. – то же, но сидя на гимнастической скамейке продольно. Из различных положений рук (к плечам, на голову, за голову) – тянуться. 8. То же, но тянуться до гимнастической палки над головой. 9. То же, но вдвоем: партнер стоит сзади и, упираясь коленками между лопатками, тянет сидящего за кисти рук вверх. 10. И.п. – для глубокого ползания, стоя на коленях, на гимнастической скамейке, туловище наклонено вниз, бедра перпендикулярны телу, прямые руки вытянуты вперед шире плеч, ладони упираются в пол, голова приподнята, плечевой пояс ниже тазового. Выпрямиться, сесть на пятки. Примечание: Упражнение 10 рекомендуется применять преимущественно при кифозах, круглой спине и сутулости. 11. Стоя на полу у гимнастической стенки, касаясь ее спиной, тянуться вверх до касания пальцами рейки гимнастической стенки. 12. То же, но с хватом за самую высокую рейку. 13. И.п. – сидя спиной к стенке, руки вверх. Усилено тянуть руки вверх и тянуться туловищем, затем наклониться вперед и коснуться руками пальцев ног. 14. И.п. – сидя спиной к гимнастической стенке на расстоянии 30 см от нее. Вытянуть руки вверх с захватом рейки – напряженное выгибание. 15. И.п. – одна нога сзади на носке, руки на поясе или перед грудью. Руки вверх, тянуться. 16. И.п. – руки на голове, пальцы сплетены в «замок». Руки вверх, тянуться. 17. То же, что упражнение 16, но стоя у гимнастической стенки. 18. То же, но с подъемом на носки. 19. Ходьба на носках, руки вверх, тянуться. 20. Стоя лицом к гимнастической стенке (на расстоянии большого шага), делать наклоны вперед, хват за рейку (немного шире плеч), туловище и руки водной линии. 21. То же, но пружинистый наклон (попеременно, спина круглая – спина прогнута). 22. И.п. – вис лежа на спине (на наклонной лестнице), удерживаясь за перекладину. Постепенно увеличивать пребывание в данном положении. Это упражнение применяется по показаниям для некоторой части детей в виде отдыха или во время очереди для исполнения упражнения на снаряде. 23. В висе, лежа на наклонной лестнице, поднимать и разводить ноги. 24. Лежа на спине (руки вверх, хватом за рейку, повыше) опускание тела вниз перехватом рук за нижележащую рейку. 25. То же, но при каждом опускании на одну рейку выполнять движения ногами (сгибание одной и обеих ног), поднимание и опускание прямых ног. 26. Из положения сидя на наклонной лестнице (лицом к ней) продеть согнутые в коленях ноги между рейками, медленно лечь головой вниз; руки вверх. Махом рук вернуться в исходное положение. 27. В висе на подколенках на гимнастической наклонной лестнице разводить руки в стороны – вверх. Примечание: 1) инструктор, стоя под лестницей, держит занимающегося за голеностопные суставы; 2) вис на подколенках не должен быть продолжительным; 3) не следует допускать к выполнению этих упражнений детей, склонных к головокружениям, страдающих близорукостью. 28. В висе на подколенках на лестнице – размахивание. 29. То же, но в руках волейбольный или набивной мяч. 30. Размахивание в висе на подколенках с последующим хватом за гимнастическую стенку и перехватыванием руками вверх по рейкам стенки и обратно. 31. Вис стоя на гимнастической стенке, лицом к ней – переход в вис (простой) и обратно. 32. Передвижение в висе стоя на гимнастической стенке вправо и влево. 33. Вис простой на гимнастической стенке (выдержать 3-4-5 сек). 34. Тот же, но с разведением и сведением ног. 35. Из виса лицом и спиной к гимнастической стенке – размахивание влево и вправо. 36. Из виса лицом к гимнастической стенке опускаться вниз, поочередно перехватывая руки. 37. Из виса спиной к стенке – сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, разведение и сведение ног, поднимание прямых ног («угол»). 38. Переход из виса лицом к стенке в вис спиной к стенке. 39. Вис на кольцах с различными движениями ног. Примечание: Движения ногами в висе выполняются для усиления воздействия на мышцы туловища и плечевого пояса. Дошкольников и школьников первых трех классов к висам на руках без помощи ног допускать не следует. Эти висы требуют предварительной подготовки – укрепления плечевого пояса и верхних конечностей. При выполнении простых висов избегать прогибания в поясничном отделе позвоночника. 40. В висе под лестницей (наклонной) хватом сверху поменять хват (вис хватом снизу). 41. В висе на горизонтальной лестнице поперек – рукохождение влево, вправо. 42. То же, но продольно. Рукохождение вперед – назад. Хват за ступеньки. 43. Раскачивание на кольцах поочередным толчком ног (упражнение применяется только для старших школьников). 44. Раскачивание на кольцах с помощью руководителя (для старших школьников и по показаниям). Упражнения для формирования навыка правильной осанки. Тренировка основных исходных положений.
Упражнения в равновесии. В различных системах корригирующей гимнастики этот вид движений используется в качестве верного средства для формирования осанки, особенно на стадии закрепления навыка прямо держаться при любом положении. Упражнения эти направлены на воспитание тонкого ощущения положения отдельных частей тела в каждый данный момент, что и позволяет сохранять равновесие даже при очень трудных положениях. Упражнения улучшают координацию движений, развивают ловкость, ориентировку в пространстве и другие качества. Упражнения в равновесии выполняются на полу и на повышенной опоре (бревно, бум, гимнастическая скамейка). Чтобы усложнить упражнение, надо уменьшить площадь опоры (стойка на одной ноге, стойка на носках, выполнение на бревне, гимнастической скамейке) или повысить общий центр тяжести тела (поднимание рук, отягощение их снарядом, например мячом и т.д.). Чем чаще меняется положение тела тяжести тела, тем требуется более точная дифференцировка работы мышц, принимающих участие в уравновешивании тела. Поэтому для усложнения можно использовать внезапные переходы от динамических упражнений к статическим (например, остановка в полуприседе и переход в основную стойку после прыжков через веревку). Упражнения в равновесии на полу.
Упражнения в равновесии на повышенной опоре. (гимнастическая скамейка, бум, бревно)
Упражнения для развития силовой выносливости мышц спины. И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, подбородок на кистях рук. 1. Поднять голову и плечи, руки на пояс (живот от пола не отрывать, лопатки соединить), держать 3-4-5сек. Повторить 4-6 раз. 2. То же, но руки в стороны, к плечам, в стороны, исходное положение. 3. То же, но руки в стороны, за голову, в стороны, исходное положение. 4. То же, но руки вверх, держать 3-4-5 сек, исходное положение. 5. То же, но руки вверх, к плечам, вверх, исходное положение. Выдержка в каждом положении 3-5 сек. 6. Поднять голову и плечи. Движения руками в стороны к плечам, вверх, к плечам, в стороны, исходное положение. 7. То же, что 1,2,3,4 держать 10-15-20 сек в каждом положении. 8. Поднять голову и плечи. Руки в стороны – сжимание и разжимание пальцев 5-10 раз, исходное положение. 9. Поднять голову и плечи. Движение прямыми руками назад, в стороны, вверх. 10. Поднять голову и плечи – руки вверх, 3 хлопка, исходное положение. 11. То же, но руки в стороны – небольшое круговое вращение руками в плечевых суставах. 12. И.п. – лежа на животе, руки согнуть в локтях под подбородком. Движения руками, как при плавании способом «брасс» на груди. 13. Поднять голову и плечи. Движения руками в сторону, к плечам, вверх, исходное положение (руки под подбородком). Каждое движение дети сопровождают громким счетом. Выдерживать 3-4-5 сек в каждом положении, и увеличивать в последующих занятиях до 10 сек. 14. Лежа на животе, руки согнуты в локтях, под подбородком. Движения руками – имитация «бокса». 15. И.п. – то же. Движения руками вверх, за голову, вверх, исходное положение. Держать 4-10 сек в каждом положении. 16. И.п. – лежа на животе, руки вверх. Передача теннисного мяча, эстафетной палочки или булавы справа налево (из рук в руки) до конца шеренги. Все занимающиеся держат руки вверху до окончания передачи. 17. То же, но передача предметов слева направо. 18. И.п. – лежа на животе, руки вверх. Инструктор прокатывает теннисные мячи под руками детей (от 3 до 10 мячей). Руки все время вверху до окончания прокатывания. 19. Лежа на животе, руки согнуты в локтях, под подбородком. Поднимание правой ноги на 20-30 см от пола (так, чтобы таз не отделялся от пола). 20. То же с левой ногой. Держать 3-10 сек. 21. То же, но движения ногами, как при плавании способом «кроль» на груди. 22. Из того же исходного положения – поднимание обеих ног вверх (таз от пола не отделять). Держать 3-5 сек. 23. И.п. – то же. Поднять правую ногу, присоединить левую, опустить правую, затем левую. 24. И.п. – как в упражнении 19. Поднять ноги, развести в стороны – ноги вместе – опустить. 25. То же, что в упражнении 22, но с различными движениями рук (таз от пола не отделять). 26. И.п. – лежа на животе, на гимнастической скамейке, руки в пол. Движения ногами, как при плавании способом «брасс» на груди. 27. И.п. – то же, но движения руками и ногами, как при плавании способом «брасс» на груди. 28. И.п. – лежа на животе, на полу, мяч в согнутых руках. Перекатывание друг другу волейбольный мяч. После отталкивания мяча – руки вверх до получения мяча от соупражняющегося |