|
Скачать 62.09 Kb.
|
Показатели деятельности Номинация 3: «За внедрение новых методик обучения студентов» Номинант: Земляной Дмитрий Алексеевич 1. Описание используемой новой методики. Современные правовые и этические нормы ограничивают возможности преподавателей в использовании пациента (больного) в качестве объекта для приобретения и дальнейшего совершенствования студентами медицинских вузов практических навыков. Решением данной проблемы являются возможности, предоставляемые современными интерактивными тренажерами: манекенами, фантомами-имитаторами, виртуальными операционными, оснащенными компьютерными программами сопровождения по манипуляциям сквозного реестра (отработка практических навыков согласно требованиям государственных образовательных стандартов по медицинским специальностям) с целью подготовки студента к непосредственной практической работе с пациентами. Формирование условий для получения и отработки практически навыков возможно непосредственно на отдельной кафедре (комплектование фантомного класса для изучения дисциплины, обучение которой проводится на данной кафедре), однако более перспективным и экономически выгодным с нашей точки зрения представляется образование единого внутривузовского фантомного центра, на базе которого происходит образовательный процесс, интегрированный в общую систему обучения студентов всех курсов и специальностей. В нашем ВУЗе для обучения сформирован фантомный центр, основными задачами которого являются:
^ Земляным Д.А. за короткое время созданы три фантомных класса вместимостью до четырнадцати групп в день с возможностью отработки практических навыков каждым обучающимся. Манекены, тренажеры способны предоставить весь спектр манипуляций по отработке тех или иных действий на «больном», причем правильность этих действий контролируется программным обеспечением и отображается на мониторе. Им внедрена программа системного контроля (тестирования) обучающихся по приобретенным и отработанным навыкам практической работы с больными. Анализ результатов оценки знаний студентов показывает улучшение качества усвоения приобретенных ими практических навыков и определяет эффективность и перспективность дальнейшего развития этого направления. Внедрение данных практических занятий способствует интенсификации и оптимизации учебного процесса и, в конечном итоге, отражается на качестве профессиональной подготовки выпускников, способных грамотно реализовать полученные знания и навыки в своей будущей практической деятельности. ^ Значимость использования интерактивных тренажеров: манекенов, фантомов-имитаторов, определена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 15 января 2007 г. N 30 г. "Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам", в котором четко определено, что "…к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах)…". Формирование фантомного центра в нашем ВУЗе заключалась в постепенном оснащении тренажерами и фантомами, расширении перечня манипуляций и практических навыков, обеспечиваемых данными средствами обучения и, как следствие, возможность вовлечения в учебный процесс в фантомном центре большего числа кафедр. По нашему предложению, для оптимального использования интерактивных тренажеров в процессе обучения во всех медицинских ВУЗах Российской Федерации сформирован основной перечень фантомного оборудования для внедрения ФГОС-3 по специальности "Педиатрия". Внедрение технологий электронного обучения как составной части учебно-методического обеспечения образовательного процесса необходимо для получения современного качественного образования. Именно поэтому применение данной методики необходимо для формирования преемственности и последовательности обучения в медвузах, начиная от дисциплин естественно-научного цикла (биология, химия, физика) и завершая на этапе профессиональных дисциплин (педиатрия, реаниматология, хирургия, терапия и др.). ^ В СПбГПМА практические занятия в фантомном центре проводятся в рамках образовательных программ по специальностям: педиатрия, лечебное дело, стоматология по 8 учебным дисциплинам терапевтического, педиатрического, реанимационного и стоматологического направлений. Всего задействовано 10 кафедр. Обучение практическим навыкам студентов проводится по модульному принципу онтогенетического мышления с учетом анатомо-физиологических особенностей организма как в антенатальном периоде (организм плода), так и в постнатальном периоде (новорожденный, ребенок младшего и подросткового возраста и взрослый). Занятий в Фантомном Центре проводятся преподавателями следующих кафедр:
5. Распространенность технологии (патенты, публикации, мастер классы, другие формы). По результатам работы фантомного центра опубликованы следующие печатные работы:
В рамках научно-практических конференций, организованных СПбГПМА совместно с комитетом по науке и Высшей школы Правительства Санкт-Петербурга: "Совершенствование подготовки педиатрических кадров в вузах Санкт-Петербурга" (19-20 ноября 2009 г.), "Высокотехнологическая медицинская помощь в клинике педиатрической академии. Особенности ведения новорожденных" (8-9 ноября 2010 г.) на базе фантомного центра были проведены мастер-классы: "Решение проблем приобретения навыков реанимации детей студентами медицинских учебных заведений", "Технологии ESIN в практике детской травматологии и ортопедии", в которых использовались тренажеры для отработки реанимационной помощи как на догоспитальном этапе, так и в условиях реанимационного блока. ^ По заявкам комитетов по здравоохранению Санкт-Петербурга и Ленинградской области проведены занятия с сотрудниками Детской областной больницы, 1 детской городской больницы. Тематика занятий затрагивала вопросы реанимации новорожденных в условиях родильной палаты и гемолитическую болезнь новорожденных с заменным (обменным) переливанием крови. Результаты работы Фантомного центра СПбГПМА были освещены в средствах массовой информации: в газете «Метро» (от 14 декабря 2010 г.) опубликована статья; на Пятом канале был показан сюжет о работе фантомного центра Академии (доступен по ссылке: http://5-tv.ru/news/35690/). |