Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону icon

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону





Скачать 85.49 Kb.
Название Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону
Дата 31.03.2013
Размер 85.49 Kb.
Тип Документы

Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию

«Образование без границ» www.edu-open.ru




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАТРОНАЖ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ СЛУЖБАМИ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ТЕЛЕФОНУ


ПАКСЕВАТКИНА В.Ю.

г. Калуга, МУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота»


Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. И около 88 % детей–инвалидов проживают в семьях. При оказании помощи детям-инвалидам и их семьям необходимо учитывать специфические особенности жизненной ситуации таких семей.

Существует много специализированных служб, которые призваны оказывать помощь именно этой категории населения. Но дети-инвалиды и их родители часто именно в силу сложной жизненной ситуации не имеют физической возможности получать психологическую помощь и поддержку каким-либо иным способом, кроме как по телефону. Поэтому поддержку семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, стали выделять как одно из направлений в работе служб экстренной психологической помощи по телефону.

С точки зрения оказания экстренной психологической помощи, в проблеме «ребенок-инвалид» существует два плана: с одной стороны — семья ребенка-инвалида, решающая комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования; а с другой — сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только (а возможно и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.

Инвалидность ребенка, чаще всего, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи, становится причиной ее глубокой и продолжительной социальной дезадаптации. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита.

Помощь и поддержка в период переживания горя, снятие эмоционального напряжения традиционно является задачей служб экстренной психологической помощи. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья - тяжелое испытание для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности могут стать причиной распада семьи; и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается. Каждый из членов такой семьи подвержен стрессу и, следовательно, каждый потенциально может являться абонентом службы «Телефон Доверия».

С какой проблематикой могут столкнуться консультанты «Телефона Доверия» при обращении члена семьи, имеющей ребенка-инвалида?

Рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и социализация, является мощным фактором психологического воздействия на психику родителей. Поэтому они, в силу тяжести жизненной ситуации, а так же в силу ее продолжительности, могут быть предрасположены к развитию различных форм нервно-психической патологии. Семья посвящает себя больному ребенку, родители при этом склонны отрицать собственные чувства и переживания, как проблемные, делая акцент на ребенке.

Отец в семье с больным ребенком — единственный добытчик. Имея специальность, образование, он нередко, из-за необходимости большего заработка, становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Часто он занимает все ее время, поэтому резко сужается круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к постоянному раздражению, состоянию депрессии [1].

Часто матери в уходе за ребенком-инвалидом помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Наличие ребенка-инвалида может отрицательно влиять на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей [2]. Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей в случае негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата [3].

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если у ребенка задержка умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения, и тогда дети с ОВЗ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире [5].

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные мероприятия, создавая, тем самым, дополнительную изоляцию от общества [4].

Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, переживает не один, а целую серию жизненных кризисов.

Первый — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка, или в течение первых трех лет его жизни, или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (последнее в основном касается отклонений в интеллектуальном развитии).

Второй кризисный период может быть связан с достижением ребенком-инвалидом школьного возраста. Бывает, что до этого момента родители "не замечают" явных отставаний в развитии ребенка, успокаивая себя тем, что "все обойдется", "подрастет - поумнеет". И вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

Третий кризис совпадает с подростковым возрастом ребенка с ОВЗ. В подростковом периоде переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — инвалид. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом ребенка-инвалида, добавляется и кризис "середины жизни" родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов.

Четвертый кризисный период — период юношества, когда остро встает проблема планирования дальнейшей жизни юноши или девушки с инвалидностью и связанные с этим вопросы получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Этот кризис семья переживает наиболее остро.

Пятый переломный период развития семейных отношений – взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями здоровья. Родители все чаще задумываются, что будет с ребенком, когда их не станет.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что семья, имеющая ребенка-инвалида, нуждается в психологическом патронаже на всех этапах развития ребенка.

Можно выделить следующие задачи телефонного консультирования семей, имеющих детей с ограниченными возможностями: помощь в осознании проблемы и помощь в осознании собственных чувств по этому поводу, психологическая и эмоциональная поддержка, помощь родителям в принятии своего ребенка и принятии себя, как родителей ребенка с отклонениями в развитии. Необходимо отметить несколько важных моментов в работе с такими абонентами:

  1. при работе с семьей, имеющей детей с отклонениями в развитии, консультант должен помнить, что имеет дело не только с отдельными людьми, но и со всей сложной внутрисемейной структурой;

  2. родители должны иметь желание решать существующие проблемы, поскольку при консультировании по телефону, консультант в основном делает акцент на поиск ресурсов, имеющихся у данной семьи;

  3. помимо психологической поддержки, консультант предоставляет родителям еще и поддержку информационную, донося до них сведения о различных реабилитационных отделениях и центрах, оказывающих помощь детям-инвалидам и их семьям (т.к. очевидно, что консультирование по телефону является только одним из видов психологической помощи детям с отклонениями в развитии и членам их семей).

Основными принципами консультирования семей, имеющих детей-инвалидов являются безоценочное отношение к абоненту и уважение права абонента самому принимать решение, что впрочем, является общим принципом консультирования на Телефоне Доврия.

Абонентом службы Телефона Доверия может быть и сам ребенок-инвалид.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети-инвалиды начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них нередко формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Рано или поздно особые дети начинают также осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение.

В работе с инвалидами консультант сталкивается с различными психологическими проблемами, которые связаны с осознанием инвалидом своей «инаковости», непохожести на других людей, что, в свою очередь, порождает у них ощущение «чувства неполноценности». В данной ситуации перед психологом стоит, прежде всего, задача помочь абоненту принять себя таким, каков он есть, и помочь сформировать компенсирующие модели поведения. Непосредственной помощью консультанта Телефона Доверия детям с ограниченными возможностями, является работа по формированию личностно-смысловой сферы экзистенциальных отношений ребенка с обществом. Поскольку чаще всего общение консультантов Телефона Доверия с ребенком-инвалидом носит пролонгированный характер, то это общение начинает восприниматься ребенком как особая реальность, где он может удовлетворить свои потребности в общении, и принятии его как личности. При общении с разными консультантами ребенок получает возможность увидеть свою проблему с различных точек зрения, и это тоже позволяет ему лучше осознать себя и свое место в мире.

Немаловажной, но побочной задачей, является устранение дефицита общения у инвалида в условиях ограниченных социальных связей. Для решения этой задачи могут привлекаться не штатные сотрудники «Телефонов Доверия», в силу ограниченности их количества, а волонтеры, в том числе, волонтеры–сверстники. У калужского «Телефона Доверия» есть опыт подобной работы. Для ликвидации дефицита общения к работе привлекались старшеклассники–волонтеры, прошедшие теоретическую подготовку на базе отделения психологии Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования, и тренинги непосредственно на «Телефоне Доверия». Хотелось бы особо отметить, что при этом новый социальный опыт получали не только дети-инвалиды, но и сами волонтеры, имеющие возможность прикоснуться к внутреннему миру ребенка с ограниченными возможностями.


Литература


  1. Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. — М., 2002.

  2. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. – М., 2002.

  3. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: кн. для родителей. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

  4. Психосоциальная работа с семьями и несовершеннолетними детьми на стадии раннего семейного неблагополучия. Научно-методическое пособие / под ред. Н.А. Цветковой. - Псков: ПОИПКРО, 2005.

  5. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития / Никулина В.Д. – 2002. - № 4. – С. 40-47


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону icon Комплексная программа добровольного медицинского страхования судей судов общей юрисдикции, в том

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону icon Педагогам массового образования о детях с особыми образовательными потребностями Из книги дети с

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону icon Правила вызова скорой медицинской помощи
Вызов бригады скорой медицинской помощи уз «Смолевичская црб» осуществляется по телефону «103» либо...
Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону icon Информационно-методический материал в помощь педагогическим работникам Под редакцией доктора философских

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону icon 1. Понятие и виды психологического консультирования. Особенности разных видов психологической помощи.

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону icon Техническое задание на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию муниципальных служащих

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону icon Современные программы помощи семье с психически больным Основные формы помощи семье Нарушение представлений

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону icon Открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по медицинскому обслуживанию

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону icon Комплексная программа добровольного медицинского страхования судей судов общей юрисдикции, в том

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону icon Ика, все вопросы по данному договору можете оставить на сайте или по телефону 278-49-29
Уважаемые пациенты! Убедительно просим Вас внимательно ознакомиться с договором об оказании стоматологической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы