Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология icon

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология





Скачать 69.44 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология
Дата30.03.2013
Размер69.44 Kb.
ТипПрограмма
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Медико-психолого-социальный институт





Программа

вступительных испытаний

для лиц, поступающих на направление подготовки

030300 - Психология

магистерская программа «Клиническая психология»,

имеющих профильное высшее профессиональное образование


Абакан 2013

1. Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное ВПО и поступающих на направление подготовки 030300 – Психология, магистерская программа «Клиническая психология»


2. Разработчик (и) программы:

профессор кафедры ОКП _________ Фотекова Т.А.


3. ПРИНЯТА на заседании кафедры общей и клинической психологии 24.12.2012 г., протокол № 10

Зав. кафедрой ОКП _______________ Фотекова Т.А. 24.12.2012


4. РАССМОТРЕНА на заседании Ученого Совета Медико-психолого-социального института 5.02.2013г., протокол № 7

Председатель

Ученого Совета МПСИ _______________ Власова Е.Н. 5.02.2013


СОДЕРЖАНИЕ


^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели вступительного испытания

Требования к профессиональной подготовленности абитуриента.


II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1. Общая психология и методологические проблемы психологии


Раздел 2. Клиническая психология


^ III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


К конкурсному отбору на право поступления на специализированную подготовку магистра по программе «Клиническая психология» допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное соответствующими дипломами государственного образца Российской Федерации или эквивалентными им дипломами других государств.

Лица, поступающие на магистерскую программу «Клиническая психология» и имеющие диплом бакалавра или специалиста, соответствующий профилю подготовки магистра по направлению 030300 – психология проходят вступительное испытание по профилю магистерской программы в форме теста.

Вступительное испытание также проходят лица, имеющие высшее профессиональное образование иного профиля и получившие оценку «зачтено» по результатам междисциплинарного экзамена по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра по направлению 030300 – психология.

^ Целью вступительного испытания является оценка знаний абитуриента на соответствие требованиям программы подготовки магистра по направлению 030300 – психология. Содержанием вступительного испытания по профилю магистерской программы являются знания по общей, клинической психологии и методологии психологии. Экзамен проводится в письменной форме в виде теста. Тест содержит 25 заданий. Успешность выполнения теста оценивается по 100-балльной шкале, при этом правильное выполнение каждого задания соответствует 4 баллам. Для получения положительного результата необходимо набрать не менее 52 баллов, т.е. правильно выполнить не менее 13 заданий. Если абитуриент набирает менее 52 баллов, его результат является отрицательным, и он не может быть зачислен в магистратуру.


^ Требования к профессиональной подготовленности абитуриента

  • знать основной категориальный (понятийный) аппарат общей психологии,

  • иметь представление о методологии и методах общей психологии,

  • иметь представление о предметной области клинической психологии;

  • иметь представление о предмете нейропсихологии;

  • иметь представление о предмете патопсихологии;

  • иметь представление о предмете психосоматики

  • обладать психологической культурой.


^ II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ


Раздел 1. Общая психология и методологические проблемы психологии


Проблема сознания в философии и психологии. Сознание как высший уровень психики. Возникновение сознания. Орудийная деятельность. Труд. Язык. Речь. Соотношение языка и речи. Функции сознания. Психологическая структура сознания (А.Н.Леонтьев, В.П.Зинченко). Бытийный и рефлексивный слои сознания. Чувственная ткань образа, биодинамическая ткань движения и действия. Значение и смыслы. Самосознание. Структура самосознания. Самопознание, самооценка, уровень притязаний, самоуважение. Рефлексия. Неосознаваемые психические явления: подсознание, надсознательное, бессознательное.

Познание как функция сознания. Характеристика основных познавательных процессов: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, ощущение.


^ Понятие о методологии науки. Общее представление о методологии науки. Методология психологии, теория, метод и методика. Парадигма, классическая и постклассическая парадигма науки. Естественно-научная и гуманистическая парадигмы в психологии. Специфика психологического знания. Научное и ненаучное психологическое знание, проблема объективности. Структура психологических учений.

Связь методологии с методами науками. Методы естественно-научной психологии. Классификация Б.Г.Ананьева. Характеристика организационных, эмпирических методов, методов обработки данных и интерпретационных методов. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии. Их виды. Разнообразие вспомогательных методов (анкеты, интервью, беседы, анамнез, анализ продуктов деятельности, тесты).


Раздел 2. Клиническая психология


^ Предметная область клинической психологии. Клиническая психология как отрасль психологии. Связь клинической психологии и медицинской психологии. Основные разделы клинической психологии: патопсихология, нейропсихология и психосоматика. Клиническая психология как область профессиональной деятельности.


Нейропсихология. Связь мозга и психики. История развития знаний о связи мозга и психики. Открытия Брока и Вернике. Понятие об узком локализационизме и антилокализационизме. А.Р.Лурия как основатель отечественной нейропсихологии. Теория системной динамической локализации функций. Понятие о высших психических функциях. Элементарные и высшие психические функции. Взгляды Л.С.Выготского. Признаки ВПФ: произвольность, прижизненный характер формирования, опосредованность речью.


^ Мозг и психика. Взаимосвязь мозга с психическими процессами. Понятие о трех функциональных блоках мозга: блок программирования и контроля произвольных форм деятельности; блок приема, переработки и хранения информации, энергетический блок. Функции переработки информации разных модальностей. Височная кора и переработка слуховой информации. Затылочная кора и зрительный гнозис. Теменная кора и общея чувствительность. Лобные отделы и функции серийной организации движений и программирования и контроля деятельности. Афазии – как тяжелое нарушение речи на фоне локальных мозговых поражений. Агнозии как трудности восприятия, Апраксии как нарушения действий. Акалькулия – нарушение счета.


^ Психосоматика как область междисциплинарных исследований. Психосоматическая проблема. Психологические проблемы телесности. Болезни, имеющие в основе психологическое влияние. Взаимовлияние психического и соматического. Роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств. Стресс и фрустрация как факторы возникновения психосоматических расстройств.


Патопсихология. Предмет патопсихологии, ее научные основы, актуальные проблемы. Соотношение патопсихологии, психопатологии и психиатрии. Нарушение познавательных процессов и личности. Виды нарушений мышления. Виды нарушений сознания. Нарушения эмоций.


^ III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003.

  2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж: МПСИ, 1998.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.

  4. Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001.

  5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 2002

  6. Кулаков С.А. Основы психосоматики.- С.Пб., 2005

  7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2002.

  8. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А.Р.Лурия – 3-е изд.- М.:Академический проект, 2000. – 512 с.

  9. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р.Лурия – М.: Академия, 2004, 2008. – 384 с.

  10. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога.- М., 2004

  11. Николаева Е.И. Психофизиология.- Новосибирск, 2001

  12. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М.: Юрайт, 2004.

  13. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 1: Введение. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М.: УМК Психология; Генезис, 2001.

  14. Петухов В.В. Психология мышления. М., МГУ, 1987.

  15. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М: ЧеРо, 2001.

  16. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002.

  17. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999.

  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 2002.

  19. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесна психотерапия.- М., 2005

  20. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

  21. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 1997.

  22. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.

  23. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2002

  24. Холл С., Линдсей Г. Теории личности. М.: ЭКСМО, 1999.

  25. Хомская, Е.Д. Нейропсихология [Текст] / Е.Д.Хомская – М: УМК «Психология», 2005, 2010. – 416 с.

  26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1999.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению (специальности) подготовки 030300
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительных испытаний на 3- ий курс бакалавриата по направлению 030300. 62 «Психология»,

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительных испытаний по терапии для лиц, поступающих в интернатуру на базе высшего медицинского

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительных испытаний по анестезиологии -реаниматологии для лиц, поступающих в интернатуру

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология icon«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» Программа вступительных испытаний по акушерству

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология icon«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» Программа вступительных испытаний по хирургии

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительных испытаний по неврологии для лиц, поступающих в интернатуру на базе высшего

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 050700

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология iconПрограмма вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на направления подготовки/специальности

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология iconРабочая программа дисциплины нейрофизиология направление подготовки 030300 психология

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы