|
Скачать 121.15 Kb.
|
Содержание
Полная отрешённость от происходящего вокругАктивное отвержение окружающей среды Захваченность аутистическими интересами Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой |
![]() Ранний детский аутизм (РДА) — особая аномалия психического развития, при которой прежде всего нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является неконтактность ребенка, которая проявляется уже на первом году жизни: нарушены все формы довербального общения, не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы взяли на руки, как это делает здоровый малыш. На всех этапах развития дети с аутизмом в общении с окружающими не пользуются языком мимики и жестов. Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевленным предметам. Поведение аутичного ребенка и его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия родителей, близких родственников и чрезмерно болезненно, возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения неодушевленных предметов в его комнате. При аутизме своеобразный характер носит игровая деятельность, ее характерным признаком является использование необычного игрового материала, часто предметов домашнего обихода. Ребенок играет один, однообразно, используя различные предметы (обувь, бумагу, веревку и т.п.). Для аутичных детей характерны нарушения моторного поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела. Все эти движения усиливаются при возбуждении, утомлении. Особенностью походки детей с аутизмом является ходьба на цыпочках или вприпрыжку. Многие аутичные дети отличаются моторной неловкостью: при беге они не прижимают локти к груди, как здоровые дети, а растопыривают их в стороны, по лестнице часто ходят приставным шагом. Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам. Интеллектуальное развитие этих детей разнообразно, среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием, отмечаются также различные по степени формы умственной отсталости. Наиболее характерным для аутизма считается неравномерное, искаженное психическое развитие. Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи: резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного мутизма, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, своеобразные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей (мама, папа). При раннем аутизме могут быть речевые нарушения: задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия, эхолалия. Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного. Непонимание, осуждение окружающих значительно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление противостоять всему миру, рвутся дружеские связи, растет страх перед появлением в общественных местах – как следствие формируется вторичная аутизация всей семьи. При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих, большая часть таких детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В результате же своевременно начатой упорной коррекционной работы, медикаментозного лечения, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми. В настоящее время большинство ученых полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Во многих случаях повреждены височные доли, ствол головного мозга и мозжечок. Эта недостаточность может быть вызвана генетической предрасположенностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС. Эти дети подвержены более других вредному влиянию окружающей среды, в результате чего страдают центральная нервная система, пищеварительная система и иммунная система. Причины и механизмы возникновения РДА В разное время в решении данной проблемы внимание уделялось различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения. Но до сих пор нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА. Исходя из положения Л. С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В. В. Лебединский и О. Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решения вопроса о патогенезе РДА:
Выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:
Данная группа детей с ранним детским аутизмом является самой распространенной, изученной и дающей положительную реабилитацию.
При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде. Все дети с диагнозом аутизма нуждаются в обслуживании группы специалистов: психиатра, невропатолога, психолога, педагога. Эти дети более других нуждаются в заботе педиатра, так как они в силу своей физиологической незрелости часто страдают аллергическими заболеваниями, нарушением обмена веществ, пищеварения, более подвержены простудным заболеваниям, сверхизбирательности в еде. У них наблюдается особая реакция на прививки, а именно на ртуть, которая содержится в консерванте вакцин Тимерозале. Вакцинация у аутичного ребенка вызывает регресс личности. Педиатру в данном случае необходимо подумать об отводе прививок. Именно педиатры, зная нормальное психофизическое развитие, могут первыми заподозрить ранний детский аутизм и направить ребенка на консультацию к психиатру, который должен учитывать не только основное расстройство, но и сопутствующие, такие как эпилепсия, нарушение зрения, слуха, церебрастенические состояния, соматические расстройства. Необходимо грамотно комбинировать психотропные, противосудорожные, ноотропные и общеукрепляющие средства, витаминно-минеральные комплексы. При правильном лечении постепенно уменьшаются, а затем исчезают психотические симптомы. Медикаментозное лечение не должно иметь своей целью просто устранение болезненных проявлений, с тем, чтобы сделать ребенка «более удобным». Особое внимание необходимо уделять организации правильного питания ребенка. Рекомендуется применение бесказеиновой и безглютеиновой диеты (исключение из рациона молочных продуктов и продуктов содержащих пшеницу, овес, рожь, ячмень). Абсолютно необходимо применение минеральных добавок для восполнения дефицитов, увеличение в рационе количества растительной клетчатки, которая помогает наладить стул, улучшить пищеварение и вывести из организма соли тяжелых металлов. Необходимо применение витаминных комплексов. В каждом отдельном случае для успеха необходима помощь психолога. Работа психолога включает в себя психологическую диагностику для определения доступного уровня взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Психологи должны взять на себя оказание психологической помощи семье, ее поддержку в организации эмоционального климата, обучение близких методам специальных занятий с ребенком. Основную часть психологической работы составляют регулярные занятия с ребенком. Поддержка психолога необходима на протяжении всей жизни аутичного человека, и особенно в периоды возрастных кризисов. По мере взросления ребенка все более важной фигурой становится педагог. Он должен подготовить его к получению начального образования обучение рисованию, чтению, счету, письму. Это должен быть специалист, знающий особенности таких детей и умеющий адаптировать традиционные методы обучения. Этот специалист обязан наладить взаимодействие со школьным преподавателем. Именно от его желания оказать помощь часто зависит успех всей дальнейшей работы. С позицией школьного учителя связано и отношение класса, настрой детей на поддержку или на выживание «странного» одноклассника. На государственном уровне, предусмотрена социальная помощь аутичному ребенку и его семье. А нужда в квалифицированном человеке, на которого можно опереться в социальном плане, огромна. Его информированность помогает семье преодолеть панику и беспомощность, справиться с бытовыми проблемами, организовать консультации специалистов разного профиля, обеспечить поиск учреждений, которые берут на себя специализированную помощь. И, конечно, центром всей команды является сама семья. Ведь коррекция такого ребенка – это, прежде всего, лечебное воспитание – постепенное осмысление вместе с ребенком каждого прожитого дня, побуждение его к более активному взаимодействию, помощь в освоении им тех форм жизни, в которых эта активность может быть реализована. Органы образования и здравоохранения рационально подходят к проблеме аутизма, исходя из того, что уже имеется, а не на основании тех устаревших пессимистических прогнозов, которые сформировались много десятилетий назад. УЗ «Могилевская центральная поликлиника» Лекция на тему: ![]() Лекцию подготовила: учитель-логопед Юшкевич В.В. 2012 год |