Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Психологический факультет
Кафедра психологии развития и инноваций
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Специальность 030301.65 – «Психология»
Квалификация специалиста: «Психолог. Преподаватель психологии»
Курс 4 очной формы обучения (7 семестр)
Москва
2009 г.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций
(Протокол № 1 , от 26 августа 2009 г.),
на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений
(Протокол № 1 , от 26 августа 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати
^
Автор-составитель:
Старший преподаватель кафедры психологии развития и инноваций В.А. Борисова
Заведующий кафедрой:
кандидат психологических наук, доцент А.А. Тюков
^
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
«НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Курс нарушения психического развития является базовым курсом для студентов, обучающихся по специальности «Психология».
^ – сформировать у студентов представления об общих закономерностях аномального развития, основных патопсихологических закономерностях нарушений психического развития у детей, типах дизонтогенеза, их причинах, структуре, степени выраженности.
В курсе представлены данные детской патопсихологии, дефектологии и клиники с разных сторон освещающие нарушения развития ребенка. Знание клинических и патопсихологических аспектов нарушений развития позволит глубже понять аномалии развития, представленные в курсе «Специальная психология». В настоящее время особенно актуальной становится диагностика отдельных нарушений, препятствующих овладению определенными знаниями и умениями, психическому развитию ребенка в целом. Важное место в курсе отведено методам дифференцированной психолого-педагогической диагностике и коррекции.
В соответствии с этой общей целью решаются следующие задачи:
освоение студентами знаний по курсу «Нарушения психического развития ребенка»;
развитие умений применять полученные теоретические знания для квалификации психического дизонтогенеза и оказания психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;
воспитывать у студентов интерес к изучению проблем людей с нарушениями развития;
воспитывать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья;
освоить основные формы практического использования знаний по курсу «Нарушения психического развития ребенка».
Курс нарушения психического развития ребенка состоит из 3 разделов.
В первом разделе «Общие закономерности психического дизонтогенеза» - даны общие закономерности отклоняющегося развития в детском возрасте.
Во втором разделе «Основные патопсихологические закономерности развития детей при разных видах дизонтогенеза» - представлены закономерности развития при различных нарушениях.
В третьем разделе «Психологическая помощь детям с нарушениями развития» рассматривается комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития, обсуждаются теоретические проблемы психологической помощи детям с отклоняющимся развитием, представлены основные психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.
Содержание каждого раздела раскрывается в темах курса, всего в курсе 10 тем.
В программе курса по каждой теме дано краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, вопросы для самоподготовки, примеры тестовых заданий, список литературы.
Программа очного варианта обучения рассчитана на 48 аудиторных часа (из них лекции – 32 часа, семинары – 16 часов).
Форма отчетности по курсу – экзамен.
Содержание дисциплины.
РАЗДЕЛ 1. Общие закономерности психического дизонтогенеза
^
Изучением нарушений психического развития ребенка занимается патопсихология, дефектология и детская психиатрия. Сопоставление данных этих областей знаний способствует углублению представлений о нарушениях развития в детском возрасте. Исследования в области детской патопсихологии и дефектологии показали связь механизмов нарушенного и нормального развития, закономерности системогенеза вторичных нарушений (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Б.В.Зейгарник, С.Я. Рубинштейн и др.). Клинические исследования выявили соотношение симптомов болезни и нарушений развития при различных психических заболеваниях (Г.Е.Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, Д.Н. Исаев и др.).
Важными задачами изучения нарушений развития ребенка являются определение психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. При этом необходимо учитывать отклонения от стадии возрастного развития ребенка, т.е. особенности дизонтогенеза.
Исторический аспект изучения детей с нарушениями развития.
^
Современные представления об этиологии и патогенезе дизонтогений.
Возрастные особенности психических реакций детей на неблагоприятные воздействия. Закономерности психического развития в норме и патологии. Базовые понятия механизмов системогенеза психических функций: критический период, гетерохрония, асинхрония развития.
Параметры оценки психического дизонтогенеза. Функциональная локализация нарушений. Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза. Первичные и вторичные нарушения.
Основные психофизиологические механизмы нарушений психического развития ребенка (три блока мозга по А.Р.Лурия).
Типы классификаций психического дизонтогенеза.
РАЗДЕЛ 2. Основные патопсихологические закономерности развития детей при разных видах дизонтогенеза
^
Современные представления о психическом недоразвитии. Систематика умственной отсталости по МКБ-10.
Этиология умственной отсталости. Особенности ВНД умственно отсталых детей. Клинико-психологическая структура дефекта при умственной отсталости.
Формы олигофрении по Г.Е. Сухаревой. Возрастные аспекты психического недоразвития.
Методы психологического изучения ребенка с интеллектуальными нарушениями. Психокоррекционные подходы при психическом недоразвитии.
^
Клинико-психологические характеристики задержки психического развития. Этиология ЗПР. Клинико-психологическая структура дефекта при ЗПР.
Варианты классификаций ЗПР. Виды инфантилизма. Классификация ЗПР по К.С. Лебединской. Нейропсихологическое исследование детей с ЗПР церебрально-органического генеза.
Гипердинамический и гиподинамический синдромы.
Психокоррекционные подходы при задержанном развитии.
^
Клинико-психологическая характеристика детей с поврежденным психическим развитием, его отличие от недоразвития и задержанного психического развития. Виды деменции: резидуальная и прогрессирующая. Клинико-психологическая структура дефекта при резидуальной органической деменции.
Типы органической деменции у детей по Г.Е.Сухаревой. Проявления резидуальной органической деменции в зависимости от возраста возникновения заболевания.
Психокоррекционные подходы при задержанном развитии.
^
Клинико-психологическая характеристика дефицитарного развития.
6.1 Этиология дефектов слуха. Клинико-психологическая структура дефекта при нарушениях слухового анализатора. Роль времени и степени выраженности дефекта для психического развития детей с недостатками слуха. Систематика нарушений слуха у детей. Нарушения психического развития при недостатках слуха у детей. Компенсаторные возможности развития детей с нарушениями слухового анализатора.
6.2. Этиология дефектов зрения. Клинико-психологическая структура дефекта при нарушениях зрительного анализатора. Классификация нарушений зрения. Роль нарушения зрения в психическом развитии детей. Асинхрония развития слепых детей. Использование внутрисистемной и межсистемной компенсации у детей с нарушениями зрения.
6.3. Этиология речевых нарушений. Классификация нарушений речи. Психофизиологические механизмы речевых нарушений. Особенности психического развития детей с речевыми нарушениями. Психологическая помощь детям с отклонениями в речевом развитии.
6.4. Этиология нарушений развития двигательной сферы. Особенности клинико-патофизиологической структуры нарушений моторной сферы.
Формы детского церебрального паралича по К.А. Семеновой. Клинические и психологические аспекты нарушений развития у детей с ДЦП. Возможности абилитации и психологической помощи детям с ДЦП.
^
Клинико-психологическая характеристика детей с РДА. Различные подходы к этиологии РДА.
Основные проявления РДА. Классификация РДА по О.С. Никольской. Возрастная динамика психического развития при аутизме.
Психокоррекционные подходы при работе с аутичными детьми.
^
Клинико-психологическая структура дисгармонического развития. Систематика психопатий. Этиология психопатий. Роль темперамента в формировании психопатий. Трудности диагностики психопатий в детском возрасте.
Классификация видов патологического формирования личности.
Психокоррекционные подходы оказания помощи при дисгармонии психического развития у детей и подростков.
^
Тема 9. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития
Медицинское, педагогическое, логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития.
Психологическое изучение детей с нарушениями развития:
Методы психологического изучения детей с нарушениями развития.
Экспериментально - психологическое изучение детей с нарушениями развития. Тесты. Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития.
Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий и их влияния на развитие ребенка.
^
Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей с нарушениями развития.
Психокоррекционные технологии при разных видах дизонтогенеза. Психологическая коррекция родительско-детских отношений.
Литература
Основная
Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2005.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.
Международная классификация болезней (10-й пересмотр).
Основы специальной психологии. Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2005.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской.- М., 2002.
Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003.
Специальная психология. Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.,2000.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С.Ю. Циркина. – СПБ., 2001.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М., 2001.
Дополнительная
Бадалян Л.О. Детская невропатология. – М., 2003.
Башина В.М. Аутизм в детстве. – М., 1999.
Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.- М., 1983.
Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 2001.
Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под ред. Л.П.Григорьевой. – М.: ИКЦ «Академкнига» - 2002.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.
Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская.- М., «Когито-Центр», 2000.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1999.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1993.
Замский Х. Умственно отсталые дети. – М., 1995.
Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1996.
Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.
Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб., 2001.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.- СПб.: Речь, 2003.
Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). – М., СПб., 1998.
Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985. С.117-124.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПБ., 1995.
Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., 1991.
Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов, 1997.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998.
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.
Максимова Н.Ю., Милютина Е Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов н/Д., 2000.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- С-П., 2001.
Маринчева Г. С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях.- М.: Медицина, 1988.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.
НикольскаяО.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 2005.
Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – М., 1996.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.- М., 2002.
Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М., 1996.
Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – С-П., 2001.
Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. – М., 1971.
Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2003.
Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – С-П., 2002.
Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
Сорокин В.М. Специальная психология.-С-П., 2003.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С.Ю. Циркина. – СПБ., 2001.
СемагоН.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст – М., 2000.
Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. – М., 1989.
Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1997.
Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.
Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.
Шамарин Т.Г., Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. – Калуга, 1996.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. Лебединского В.В. – М., 1990.
^
Форма обучения – очная
Лекции –32часов
Семинары – 16 часов
Самостоятельная работа – 102 часа
экзамен – 7 семестр
Всего – 150 часов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
^
№
|
Наименование раздела, темы
|
Всего
часов
|
Виды учебных занятий
|
Самостоят.
работа
|
Лекции
|
Практич.
|
|
^
|
|
|
|
|
1.
|
Предмет, задачи и история изучения детей с нарушениями развития
|
11
|
2
|
1
|
8
|
2.
|
Общие закономерности психического дизонтогенеза
|
11
|
2
|
1
|
8
|
|
^
|
|
|
|
|
3.
|
Психическое недоразвитие
|
11
|
2
|
1
|
8
|
4.
|
Задержанное психическое развитие
|
14
|
4
|
2
|
8
|
5.
|
Поврежденное психическое развитие
|
11
|
2
|
1
|
8
|
6.
|
Дефицитарное психическое развитие
|
44
|
8
|
4
|
32
|
7.
|
Искаженное психическое развитие
|
13
|
4
|
1
|
8
|
8.
|
Дисгармоническое психическое развитие
|
13
|
4
|
1
|
8
|
|
Раздел 3. Психологическая помощь детям с нарушениями развития
|
|
|
|
|
9.
|
Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития
|
10
|
2
|
2
|
6
|
10.
|
Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями развития
|
12
|
2
|
2
|
8
|
|
Итого:
|
150
|
32
|
16
|
102
|
^
Примерная тематика рефератов, докладов, контрольных работ.
Теоретические и прикладные задачи изучения закономерностей нарушений развития психики.
Вклад патопсихологии, дефектологии и клиники в исследование аномалий развития в детском возрасте.
Исторические аспекты изучения нарушений психического развития у детей.
Количественный и качественные подходы в психологических исследованиях детей с отклоняющимся развитием.
Социальные факторы нарушений в психическом развитии.
Основные принципы построения классификаций нарушений психического развития.
Понимание сущности феномена нарушенного развития с точки зрения разных психологических школ.
Социальная интеграция инвалидов и ее основные задачи.
Причины отклонений в развитии детей и подростков с нарушениями в развитии.
Основные направления профилактики нарушений в развитии лиц в ограниченными возможностями.
Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.
Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с отклонениями в развитии.
Творческие возможности лиц с проблемами в психическом развитии.
Формирование личности в условиях нарушенного развития.
Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.
Эмоциональное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Психологические проблемы диагностики нарушенного развития.
Психологические проблемы консультирования родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Нарушения психического развития ребенка».
Предмет, задачи и история изучения закономерностей нарушений развития психики ребенка.
Понятие дизонтогенеза. Этиология дизонтогений.
Возрастные уровни нервно-психического реагирования в ответ на вредности по В.В. Ковалеву.
Основные психофизиологические механизмы нарушений психического развития (три блока мозга по А.Р. Лурия).
Психологические параметры (критерии) дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.
Виды дизонтогенеза по В.В.Лебединскому
Систематика умственной отсталости, ее сопоставление со степенями олигофрении.
Этиология умственной отсталости.
Особенности ВНД умственно отсталых детей.
Структура дефекта при олигофрении. Основные закономерности олигофрении по Г.Е. Сухаревой.
Формы олигофрении по Г.Е. Сухаревой.
Возможности коррекции детей с умственной отсталостью.
Особенности эмоциональной сферы при умственной отсталости.
Особенности познавательной сферы у детей с ЗПР.
Классификация ЗПР по К.С. Лебединской.
Нейропсихологический анализ ВПФ у детей с ЗПР.
Диагностические критерии ЗПР.
Коррекционные подходы к детям с ЗПР различной этиологии
Этиология органической деменции.
Классификация деменции по Г.Е. Сухаревой.
Сравнительная характеристика структуры дефекта при ЗПР, олигофрении и органической деменции.
Общая характеристика дефицитарного развития.
Нарушения двигательной сферы при поражении подкоркового и кортикального уровней мозга.
Этиология нарушений при ДЦП.
Формы ДЦП по К.А. Семеновой.
Вторичные нарушения моторики, пространственного гнозиса у детей с ДЦП.
Нарушения эмоциональной сферы при ДЦП.
Общая характеристика искаженного развития.
Этиология РДА. Основные проявления РДА.
Группы РДА по О.С. Никольской.
Коррекционные подходы к детям с РДА.
Общая характеристика дисгармонического развития.
Характеристика конституционных психопатий.
Патологическое формирование личности..
Модели психологической помощи детям и подросткам.
Принципы психологической помощи.
Особенности психологического консультирования семей, имеющих детей с нарушениями в развитии.
Лекции
Лекция 1. Предмет, задачи и история изучения детей с нарушениями развития.
Лекция 2. Общие закономерности психического дизонтогенеза
Лекция 3.Психическое недоразвитие у детей.
Лекция 4. Дети с задержкой психического развития.
Лекция 5. Поврежденное психическое развитие у детей.
Лекция 6. Общая характеристика дефицитарного развития. Нарушения развития при недостаточности зрения и слуха.
Лекция 7. Психологические особенности развития детей при речевых нарушениях.
Лекция 8. Общая характеристика психического развития при ДЦП.
Лекция 9. Искаженное психическое развитие у детей.
Лекция 10. Психологические особенности детей при дисгармоническом развитии.
Лекция 11. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития
Лекция 12. Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями развития
Тематика семинарских занятий
Семинар 1.
Тема I. Предмет, задачи и история изучения детей с нарушениями
Вопросы к семинарским занятиям:
Какие стороны нарушений развития освещают детская патопсихология, дефектология и клиника?
Этапы изучения нарушений развития.
Назовите ведущих детских клиницистов и расскажите об их вкладе в развитие детской психиатрии.
Вопросы для самостоятельной работы:
1.Назовите ведущих отечественных дефектологов и оцените их роль в развитии дефектологической науки и практики.
2.Подготовьте творческие биографии наиболее известных детских патопсихологов.
Литература:
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2005.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- С-П., 2001.
Дополнительная литература:
1.Сорокин В.М. Специальная психология.-С-П., 2003.
Семинар 2.
Тема 2. Общие закономерности психического дизонтогенеза
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Роль внешних и внутренних факторов в этиологии нарушений развития?
2. Охарактеризовать уровни нервно-психического реагирования на вредности по В.В.Ковалеву.
3. Раскрыть функции трех блоков мозга по А.Р. Лурия.
Дать общую характеристику видов дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского.
Назовите ведущих отечественных детских клиницистов, преложивших варианты клинических классификаций нарушений психического развития у детей.
Вопросы для самостоятельной работы:
Наследственные формы нарушений в психическом развитии.
Каково практическое и теоретическое значение создания классификаций отклонений в развитии?
Охарактеризуйте новые классификации отклонений в развитии.
Каким образом первичные нарушения могут осложнить процесс общения ребенка с отклонениями в развитии?
Методический материал
Варианты психического дизонтогенеза (по 2.)
Аномалия
|
Чем вызвана
|
1. Недоразвитие
|
Отставание
|
в развитии
|
2. Задержанное развитие
|
|
|
3. Поврежденное развитие
|
Поломка в
|
развитии
|
4. Дефицитарное развитие
|
|
|
5. Искаженное развитие
|
Асинхрония развития
|
6. Дисгармоническое развитие
|
|
Литература:
Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2005.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- С-П., 2001.
Основы специальной психологии. Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2005.
Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской.- М., 2002.
Сорокин В.М. Специальная психология.-С-П., 2003.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С.Ю. Циркина. – СПБ., 2001.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
Дополнительная литература:
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985. С.117-124
Семинар 3.
Тема 3. Психическое недоразвитие.
Вопросы к семинарским занятиям:
1.Назовите основные причины умственной отсталости.
2.Перечислите особенности ВНД при умственной отсталости.
3.Охарактеризуйте нарушения развития зрительного, слухового и других видов восприятия при умственной отсталости.
4.Назовите основные закономерности умственной отсталости по Г.Е.Сухаревой.
5.Какова структура дефекта при умственной отсталости.
Вопросы для самостоятельной работы:
Каковы особенности мышления умственно отсталых детей?
Охарактеризуйте игровую деятельность умственно отсталых дошкольников.
Непосредственное и опосредованное запоминание умственно отсталых детей.
Методический материал
Соотношение степеней олигофрении и степеней умственно отсталости
^
|
Степени умственной отсталости по МКБ-10
|
Шифры
по МКБ-10
|
дебильность
|
Легкая умственная отсталость 50
|
F- 70
|
имбецильность легкая
|
Умеренная умственная отсталость 35
|
F- 71
|
имбецильность выраженная
|
Тяжелая умственная отсталость 20
|
F- 72
|
идиотия
|
Глубокая умственная отсталость IQ<20
|
F-73
|
Литература:
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.- СПб.: Речь, 2003.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Гл. 4.С.40-54.
Международная классификация болезней (10-й пересмотр).
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.- М., 2002.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
Дополнительная литература:
Замский Х. Умственно отсталые дети. – М., 1995.
Маринчева Г. С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях.- М.: Медицина, 1988.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
Семинар 4.
Тема 4. Задержанное психическое развитие
Вопросы к семинарским занятиям:
Объясните, что включает в себя понятие «предпосылки интеллекта».
Раскройте отличия структуры дефекта при ЗПР от умственной отсталости.
Охарактеризовать особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР.
В чем состоят особенности психологической помощи детям с ЗПР.
Вопросы для самостоятельной работы:
Охарактеризуйте различные виды инфантилизма.
Раскройте содержание термина «минимальная мозговая дисфункция».
Направления психологической коррекции детей с различными формами ЗПР.
Методический материал
Классификация ЗПР по К.С. Лебединской
-
Варианты ЗПР
|
Причины ЗПР
|
ЗПР конституционального генеза
|
(гармонический, психический и психофизический инфантилизм)
|
ЗПР соматогенного происхождения
|
Длительные хронические заболевания
|
ЗПР психогенного происхождения
|
Неблагоприятные условия воспитания
|
ЗПР церебрально-органического генеза
|
Раннее поражение ЦНС
|
Литература:
Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР.- М., 1999.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М., 2001.
Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская.- М., «Когито-Центр», 2000.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.
.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Гл. 4.С. 54-67.
Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб., 2004.
Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2003.
Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – С-П., 2002.
Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – С-П., 2001.
Дополнительная литература:
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1993.
Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – М., 1996.
СемагоН.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст – М., 2000.
Семинар 5.
Тема 5. Поврежденное психическое развитие
Вопросы к семинарским занятиям:
Назвать основные причины органической деменции.
Раскрыть структуру дефекта при поврежденном развитии.
Охарактеризовать нарушения при pезидуальной органической деменции.
Вопросы для самостоятельной работы:
Особенности этиологии поврежденного развития.
Охарактеризовать типы органической деменции у детей.
Клинические этапы поврежденного развития при травмах мозга у детей.
Методический материал
Классификация типов органической деменции у детей по Г.Е.Сухаревой
Первый тип
|
Преобладает низкий уровень обобщений
|
Второй тип
|
На первом плане грубые нейродинамические расстройства
|
Третий тип
|
Преобладает недостаточность побуждений к деятельности
|
Четвертый тип
|
Нарушения критики и целенаправленности мышления
|
Литература:
Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2005. Гл. 4.С. 67-75.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003. С. 137-158.
Дополнительная литература:
Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985. С.117-124.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С.Ю. Циркина. – СПБ., 2001.С.267-268.
Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.
Семинар 6-8.
Тема 6. Дефицитарное психическое развитие (нарушения слуха, зрения, речи и ДЦП)
Вопросы к семинарским занятиям:
Назвать первичные и вторичные нарушения в структуре слухового дефекта.
Охарактеризовать особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
Перечислить особенности мышления глухих детей.
В чем состоит асинхрония развития ребенка с нарушениями зрения.
Охарактеризовать особенности развития личностной сферы у слепых детей.
В чем состоит межсистемная компенсация у детей с нарушениями зрения.
Перечислить основные причины нарушений речи.
Назвать особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями.
Как отражаются на общении с окружающими речевые нарушения детей?
Укажите основные причины детского церебрального паралича.
Возрастная динамика психомоторного развития детей с ДЦП.
Роль двигательной депривации и гиперопеки в формировании патологических свойств личности при ДЦП.
Вопросы для самостоятельной работы:
Охарактеризовать особенности развития двигательной сферы детей с нарушениями слуха.
Каковы условия овладения речью глухими детьми?
Особенности общения глухих детей.
Как влияют нарушения зрения на формирование личности?
В чем состоит психологическая реабилитация лиц с нарушениями зрения?
Назовите формы и дайте клиническую характеристику нарушений разных компонентов речи.
Охарактеризовать виды дислексии и дисграфии у школьников.
Особенности развития пространственных представлений у детей с ДЦП.
Речевые нарушения у детей с ДЦП.
Охарактеризовать личностные особенности детей с ДЦП.
Методический материал
Классификация форм детского церебрального паралича по К.А.Семеновой
1.Спастическая диплегия
|
Ноги поражены больше чем руки
|
2.Двойная гемиплегия
|
Тяжелое поражение всех конечностей
|
3.Гиперкинетическая форма
|
Гиперкинезы + парезы или параличи
|
4.Атонически-астатическая форма
|
Снижение мышечного тонуса + парезы
|
5.Гемипаретическая форма
|
Парезы одной стороны тела
|
Литература:
Бадалян Л.О. Детская невропатология. – М., 2003.
Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002.
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М., 2006.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПБ., 1995.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Гл. 4.С. 75-82.; 82-93
Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. – М., 1971.
Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под ред. Л.П.Григорьевой. – М.: ИКЦ «Академкнига» - 2002.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998.
Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1997.
Дополнительная литература:
Боскис Р.М Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.- М., 1983.
Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.
Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). – М., СПб., 1998.
Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). – М., СПб., 1998.
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.
Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978.
Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М., 1975.
Тигранова Л.И Умственное развитие слабослышащих детей.- М.,1978.
Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.
Семинар 9.
Тема 7. Искаженное психическое развитие
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Назвать основные подходы и их авторов, объясняющие причины происхождения РДА.
2. Охарактеризовать эмоциональные нарушения при РДА.
3. Основные направления психологической коррекции детей с РДА.
Вопросы для самостоятельной работы:
Как болезненная гиперестезия к сенсорным раздражителям влияет на эмоциональную сферу аутичного ребенка?
Каковы защитные механизмы в борьбе со страхами у детей разных групп РДА в зависимости от степени тяжести аффективной патологии?
Какие нарушения восприятия, речи и движений характерны для РДА?
Нарушения игровой деятельности у детей с РДА.
Методический материал
Группы РДА по О.С. Никольской с соавторами по степени нарушения взаимодействия с внешней средой
1. Отрешенность
|
Полевое поведение, мутизм, отсутствие контакта
|
2. Отвержение
|
Стереотипии: двигательные, сенсорные, речевые
|
3. Замещение
|
Патологические влечения, компенсаторные фантазии,
|
4.Сверхтормозимоть
|
Неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах
|
Литература:
Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 2001.
Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., 1991.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Гл. 4.С. 93- 118.
НикольскаяО.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.
Дополнительная литература:
Башина В.М. Аутизм в детстве. – М., 1999.
Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л., 1981.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003. С. 159-208.
Семинар 10.
Тема 8. Дисгармоническое психическое развитие
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Перечислить нарушения, относящиеся к дисгармоническому развитию.
2. Перечислите типы конституциональных психопатий.
3. Назовите особенности проявления патологического формирования личности.
Вопросы для самостоятельной работы:
Объясните, в чем отличие психопатии от акцентуации характера.
Какие нарушения темперамента выявлены при психопатиях?
Перечислить трудности диагностики психопатий в детском возрасте.
Объясните закрепление психопатических свойств по механизму «порочного круга».
Методический материал
Классификация типов дисгармонического развития (по 4)
Психопатии
|
Типы нарушений
|
Конституциональные
(наследственные)
|
Шизоидные
Эпилептоидные
Циклоидные
Психастенические
Истерические
|
Психопатии типа неустойчивых
(дисгармонический инфантилизм)
|
|
Органические
(раннее поражение нервной системы)
|
Возбудимый тип
Безтормозный тип
|
Патологическое развитие личности
(«воспитание» патологических черт характера)
|
Аффективно-возбудимый
Тормозимый
Истероидный
Неустойчивый
|
Невропатии
(неустойчивость регуляции вегетативных функций)
|
|
Отклонения темпа полового созревания
|
Задержка полового развития
Ускоренное половое созревание
|
Литература:
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1999.
Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб., 2001.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Гл. 4.С. 93- 118.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983.
Дополнительная литература:
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов, 1997.
Классификация психических и поведенческих расстройств. МКБ-10.-СПб.: «Оверлайд», 1994.
Семинар 11.
Тема 9. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития
Вопросы к семинарским занятиям:
1.Каковы основные принципы диагностики психического развития?
2.В чем заключается принцип комплексного подхода к изучению детей?
3. Объясните необходимость использования обучающего эксперимента в диагностике психического развития ребенка.
4. Какие типы нарушений развития наиболее трудны при диагностике?
4. Какие психические функции и проявления имеют особое значение для дифференциальной диагностики?
Вопросы для самостоятельной работы:
1.Охарактеризуйте методы психологического изучения детей с нарушениями развития.
2.Назовите экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков.
3. Что включает психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста?
4.Какие факторы необходимо учитывать при отборе методик для диагностического обследования дошкольника?
5. Какие компоненты включает в себя понятие «психологическая готовность к школе»?
Методический материа
Методологические принципы психолого-педагогической
диагностики нарушений развития у детей
Принципы
|
Содержание принципов
|
^
|
развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.
|
^
|
к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.
|
^
|
к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в ; различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.
|
^
|
этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.
|
^
|
результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:
отношение к ситуации обследования и заданиям;
способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
соответствие действий ребенка условиям задания, характеру
экспериментального материала и инструкции;
продуктивное использование помощи взрослого;
умение выполнять задание по аналогии;
отношение к результатам своей деятельности, критичность в
оценке своих достижений.
Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.
|
^
|
позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.
|
^
|
Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.
|
Литература:
Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т.- М., 1984. – Т.5. – С.257-321.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей.- М., 1995.
Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1998.
Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.
Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко,
С.Д. Забрамной. – М., 2003.
6. Семаго И. Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. — М., 2000.
Дополнительная литература:
Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.
Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. И. Т. Власенко, Г.В.Чиркиной. — М., 1996.
Основы психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов н/Д, 1996.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного
возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 1998.
Семинар 12.
Тема 10.Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями развития
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Назовите принципы психологической коррекции.
2. Охарактеризуйте виды психологической коррекции.
2. Перечислить блоки психологической коррекции родительско-детских отношений.
Задания для самостоятельной работы:
Раскрыть содержание понятий «компенсация» и «коррекция».
Дать сравнительную характеристику понятий «реабилитация» и «абилитация».
Рассмотрите теоретические модели психологической коррекции
Охарактеризуйте психокоррекционные технологии при разных видах дизонтогенеза.
Методический материал
Принципы психологической коррекции
Название принципов
|
Содержание принципов
|
Принцип комплексности
|
Комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий
|
Принцип единства диагностики и коррекции
|
Коррекция должна строится с учетом данных психодиагностики
|
Принцип личностного подхода
|
В процессе психологической коррекции необходимо ориентироваться на создание условий для развития психологических качеств каждого ребенка
|
Принцип деятельностного подхода
|
Психокоррекцию необходимо проводить с учетом основного ведущего типа деятельности ребенка, а также личностно значимого для ребенка вида деятельности
|
Иерархический принцип
|
Коррекция должна строится как формирование психологических новообразований с учетом возраста ребенка
|
Каузальный принцип
|
Психокоррекция должна быть направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка
|
Литература:
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. – М., 1989.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. Лебединского В.В. – М., 1990.
Дополнительная литература:
Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995.
Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.
Ковокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М., 1997.
Манова-Томова В.С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
Примеры тестов для самоконтроля
1. Дизонтогенез это:
1) нормальное развитие
2) опережающее развитие
3) нарушения онтогенеза
4) гармоничное развитие
Обвести кружком номера всех правильных ответов:
^
1) возрастная психология
2) детская патопсихология
3) детская психиатрия
4) детская психология
5) дефектология
^
1) безопасные периоды
2) искусственные периоды
3) избирательная чувствительность к определенным средовым воздействиям
4) тревожные периоды
Установить соответствие:
^
психического реагирования у детей
в ответ на вредности по В.В.Ковалеву Временные периоды
1) сомато-вегетативный а) 7 - 12 лет
2) психомоторный б) 0 – 3 года
3) аффективный в) 12 – 16 лет
4) эмоционально-идеаторный г) 4 – 10 лет
Ответы: 1_, 2_, 3_, 4_.
Обвести кружком номера всех правильных ответов:
^
1) время поражения
2) нарушение речевого опосредования
3) функциональная локализация нарушения
4) дезадаптированность
^
Акселерация (патологическая) – ускоренное изолированное развитие отдельных функций.
Алалия – системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Анамнез – совокупность сведений об условиях возникновения и протекания болезни, получаемых от самого больного, а также его близких с целью постановки и уточнения диагноза. А. аномальных детей, кроме мед. данных, должен включать также информацию о развитии моторики, речи, игровой и познавательной деятельности.
Аномальный – отклоняющийся от нормы, неправильный, необычный.
Анофтальм – отсутствие глазного яблока.
Асинхрония – диспропорция развития.
Астигматизм – недостаток преломляющей способности глаза, при которой лучи от светящихся точек наблюдаемого объекта после преломления в средах глаза не фокусируются в точечное изображение.
Асфиксия – кислородное голодание, патологическое состояние, обусловленное недостатком кислорода в крови.
^ – заболевание, характеризующееся нарушением связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами.
Аудиограмма - графическое изображение данных исследования слуха с помощью специального электроакустического прибора (аудиометра).
Аутизм – болезненное состояние психики, выражающееся в крайних формах нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний.
^ – паралич мышц одной половины тела.
Гемипарез – одностороннее ослабление двигательных функций.
Гетерохрония – разновременность формирования психических функций в процессе нормального развития.
^ (син. синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – синдром двигательной расторможенности с нарушением внимания, импульсивностью и гиперактивностью.
Гиперкинез – избыточное движение. Возникают при органических и функциональных нарушениях ЦНС.
Глаукома – заболевание глаз, проявляющееся в повышении внутриглазного давления.
Гипоксия – пониженное содержание кислорода в тканях.
Гидроцефалия – водянка мозга, заболевание мозга, проявляющееся в накоплении ликвора в черепной полости вследствие нарушения баланса его секреции и всасывания.
^ – дактильная речь – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих.
Дебильность – легкое психическое недоразвитие.
Деменция – слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности.
Депривация (лишение) – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей.
Дизартрия – нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.
Диоптрия – единица измерения преломляющей силы оптической системы, соответствующая преломляющей силе линзы с фокусным расстоянием 1 м.
Дислалия – нарушение звукопроизношения, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (механическая Д.), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия (функциональная Д.).
Дисфония – нарушения голоса (страдает высота, сила и тембр) вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Дисграфия – специфическое расстройство процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки письма ( замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов).
Дислексия – нарушение процесса овладения чтением, проявляющееся в повторяющихся ошибках в виде замен, перестановок, пропусков букв.
Диэнцефалон – комплекс подкорковых структур, включающий таламус, гипоталамус и лимбические структуры.
Дизонтогении – различные формы нарушений онтогенеза в детском возрасте; в дефектологии этому термину соответствует понятие «аномалии развития».
Заикание – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.
^ – выраженное психическое недоразвитие.
Импрессивная речь – восприятие и понимание речи.
Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Коррекция – преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством психолого-педагогических воздействий
Логофобия – страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач.
^ (ММД) – биологически обусловленная недостаточность функций н.с., приводящая к легким расстройствам поведения и снижению обучаемости.
^ – специфическая немота, неспособность к экспрессивной речи при сохранности речевого аппарата.
Олигофрения – недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.
Онтогенез – период индивидуального развития от новорожденности до взрослого состояния.
^ – показатель чувствительности зрительного анализатора, отражающий способность различать две максимально сближенные точки, как отдельные.
^ – торможение корковых клеток, возникающее на раздражения, превышающие предел их работоспособности, и обеспечивающее тем самым сохранность этих клеток.
Паралич – выпадение двигательной функции с отсутствием силы мышц в результате патологических процессов в нервной системе, вызывающих нарушение структуры и функции двигательной системы.
^ период – период, включающий несколько предшествующих родам недель, период родов и несколько недель после родов.
^ (ПЭП) – нарушения деятельности ЦНС различной степени тяжести и генеза, возникших в результате воздействия неблагоприятных факторов в перинатальном периоде.
Персеверация – навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей.
^ развитие – развитие в период предшествующий рождению.
Постнатальное развитие – развитие в течение 2-3 месяцев после рождения.
Резидуальный – оставшийся.
Ретардация – замедление развития, отставание, незавершенность отдельных периодов развития.
^ – совокупность нервных структур (сетчатое образование), расположенных в центральных отделах спинного мозга и мозгового ствола; рассматривается как модулирующая система или восходящая активирующая система мозга.
^ – преломляющая способность оптической системы глаза, ее сила, выраженная в диоптриях.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Синкинезии – непроизвольные движения, сочетающиеся с произвольным и не связанные с ним по смыслу.
^ – то же, что спазматический.
Спастичность – повышение тонуса мышц, характеризующееся неравномерностью их сопротивления в различные фазы пассивного движения.
Токсоплазмоз – паразитарное заболевание, вызываемое токсоплазмой (простейшее) и передающееся человеку от животных.
^ – стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ц.н.с. Наиболее распространенная форма У.о. – олигофрения.
^ – способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи.
Экзогенные факторы – внешние по отношению к организму причины.
Экспрессивная речь – активное устное или письменное высказывание.
Электроэнцефалография (ЭГГ) – метод исследования головного мозга, основанный на регистрации его электрических потенциалов через неповрежденные покровы головы.
Энцефалопатия – заболевания головного мозга, связанные с отравлениями, инфекциями, травмами, гиповитаминозами и пр. невоспалительными поражениями.
Эхолалия – автоматическое повторение чужих слов.
|