|
Скачать 70.84 Kb.
|
НП «СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ» http://sibac.info ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ЯВЛЕНИЯМИ ДЕЗАДАПТАЦИИ Корехова Мария Владимировна аспирант СГМУ, г. Архангельск, E-mail: sveko@atnet.ru Новикова Ирина Альбертовна проф., д. м. н., вед. науч. сотрудник СГМУ, г. Архангельск, E-mail: [email protected] Соловьев Андрей Горгоньевич проф., д. м. н., зам. директора СГМУ, г. Архангельск, E-mail: [email protected] Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Правительства Архангельской области по проекту № 10-06-48612 а/С Актуальность психологического обеспечения профессиональных коллективов, по роду деятельности несущих службу в экстремальных условиях, признается во всем мире и указывает на необходимость постоянного расширения сферы знаний в отечественной экстремальной психологии [3]. Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) характеризуется воздействием комплекса стрессогенных факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, локальными боевыми действиями [1]. Они могут быть отнесены к группе риска развития психологической дезадаптации [2]. Психологическая дезадаптация негативно сказывается, как на самой личности сотрудника, так и качестве выполняемой им деятельности, поэтому резко возрастает роль профилактики явлений психологической дезадаптации. Целью нашего исследования явилось разработка подходов к психологическому сопровождению сотрудников ОВД с явлениями дезадаптации. Обследуемыми являлись 153 сотрудника ОВД по Архангельской области; средний возраст составил 35,1±7,2 лет (М±σ). Использовались методики: тест Ч. Спилбергера в модификации Ю.А. Ханина, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), шкала организационного стресса Мак-Лина, анкетирование. В ходе исследования установлено, что большинство обследованных сотрудников ОВД были адаптированы к своей профессиональной деятельности, что проявлялось в высоком уровне работоспособности, высокой готовности и эффективности в выполнении служебных задач (профессиональная адаптация), адекватности поведения и отсутствии поведенческих отклонений (поведенческая адаптация), коммуникабельности, низкой конфликтности, ориентации на групповые нормы (социально-групповая адаптация), хорошем самочувствии, и отсутствии психопатологических признаков и постстрессовых расстройств (психическая адаптация). Среди обследованных к группе со сниженной адаптацией относились 14% сотрудников, а явления психологической дезадаптации были выявлены у 7%. У сотрудников ОВД с явлениями психической дезадаптации отмечались: плохое самочувствие, низкая толерантность к стрессу, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, симптомы профессионального выгорания, повышенная конфликтность, нарушения дисциплины. Чаще явления дезадаптации встречались у сотрудников криминальной милиции. Профилактика психологической дезадаптации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития её предпосылок и проявлений. Особая роль в профилактике явлений психологической дезадаптации отводится психологическому обеспечению служебной деятельности сотрудников ОВД. Психологическое обеспечение служебной деятельности представляет собой комплекс непрерывно осуществляемых мероприятий по формированию, укреплению и развитию у сотрудников психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять служебные задачи в любых условиях обстановки. Целью психологического обеспечения является выработка у личного состава способности переносить большие нервные нагрузки и сохранять боеспособность в обстановке сильных психотравмирующих факторов. Это достигается формированием психологической готовности сотрудников милиции к успешному выполнению служебных задач, формированием психологической устойчивости к воздействию психотравмирующих факторов службы, оказанием психологической помощи сотрудникам, оценкой и прогнозированием профессиональной пригодности и рациональной расстановкой личного состава по подразделениям. Основными направлениями работы по решению данных задач являются: психологическая подготовка сотрудников, психологическое сопровождение служебной деятельности, психологическая помощь. Цели психологической подготовки: обеспечение высокой боеспособности (работоспособности) сотрудников в экстремальных условиях деятельности; предупреждение развития у сотрудников выраженных стрессовых реакций и психологической дезадаптации на психотравмирующие события. Для достижения целей психологической подготовки необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на мобилизацию психофизиологических ресурсов личности и предотвращение негативных последствий экстремальных стрессовых воздействий. Конкретное содержание психологической подготовки определяется в зависимости от условий предстоящей деятельности, характера оперативных задач, индивидуально-психологических особенностей сотрудников. К основным задачам психологической подготовки относятся:
Основные направления работы психолога по первичной профилактике психологической дезадаптации включают: диагностику психологической дезадаптации и выявление факторов риска; изучение социально-психологического климата в коллективе; формирование уверенности в законности выполняемой работы и необходимости предпринимаемых мер по пресечению преступлений; проведение лекций по информированию о психологической дезадаптации и принципах её профилактики психологическую помощь в стрессовых ситуациях; проведение тренингов: по управлению эмоциями; коммуникативных; по развитию эмоциональной устойчивости; принятия решений и т.д.; обучение приемам саморегуляции и приемам по управлению временем; обучение приемам самопомощи; помощь в разрешении конфликтных ситуаций; психологическую коррекцию личностных установок; терапию творческим самовыражением. Исходя из результатов исследования, нами разработаны следующие подходы к психологическому сопровождению сотрудников ОВД с явлениями дезадаптации:
Профилактические мероприятия должны осуществляться на следующих уровнях:
Таким образом, профилактика психологической дезадаптации будет способствовать положительному эмоциональному состоянию сотрудников ОВД, повышению их удовлетворенности трудом, улучшению качества выполняемой деятельности и социально-психологического климата в коллективе. Список литературы
Материалы международной заочной научно-практической конференции «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ» 24 ОКТЯБРЯ 2011 Г. |